УДК 371.4 (075,8) В.П. КРЕСТЬЯНОВ
кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail:[email protected]
UDC 371.4 (075,8)
V.P. KRESTYANOV
candidate of Pedagogy, professor of the Departament of Methods and Technology of Social Pedagogy and Social
Work, Orel State University E-mail: [email protected]
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCHES ON SOCIO-CULTURAL ISSUES OF THE SOVIET PERIOD
В статье отражены различные точки зрения на подходы к педагогическому обоснованию различных историко-культурных концептов досуга, именовавшихся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование» (до 1920 г.), «политико-просветительная работа» (с 1920 по 1945 гг.), «культурно-просветительная работа» (с 1945 по 1983 гг.), «культурно-досуговая деятельность» (1980-е - 90 гг.), «социально-культурная деятельность» (постсоветский период).
Ключевые слова: историко-культурные концепты досуга: внешкольное образование, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельност, социально-культурная деятельность; государственная система социально-культурной деятельности.
This article presents different perspectives on approaches to pedagogical justification of different historical and cultural concepts of leisure, were called in different periods of Soviet history as a «non-formal education» (until 1920), «political-educational work» (from 1920 to 1945.), «cultural and educational work» (from 1945 to 1983.), «cultural and recreational activities» (1980 - 90.) «socio-cultural activities» (the post-Soviet period).
Keywords: historical and cultural concepts of leisure: non-formal education, cultural and educational activities, cultural and leisure activities, social and cultural activities, the state system of social and cultural activities.
Исследуемый нами советский период социокультурной истории Киргизии в аспекте становления теории и методики социально-культурной деятельности своими истоками имеет декреты власти, ее национально-культурную политику, конкретные культурные процессы, которые происходили в стране. Главным механизмом реализации государственной культурной политики в республиках Средней Азии выступало межкультурное взаимодействие и сотрудничество, широкое использование общероссийского опыта социальных и культурных преобразований, а также настойчивый поиск новых форм просветительной, культурной работы, отвечающих местным специфическим условиям.
В данной статье отражены различные точки зрения на подходы к педагогическому обоснованию различных историко-культурных концептов досуга, именовавшихся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование» (до 1920 г.), «политико-просветительная работа» (с 1920 по 1945 гг.), «культурно-просветительная работа» (с 1945 по 1983 гг.), «культурно-досуговая деятельность» (1980-е - 90 гг.), «социально-культурная деятельность» (постсоветский период).
Теорию внешкольного образования, политико-просветительной работы исследовали такие известные российские ученые, как А.Е. Звягинцев, В.А. Зеленко,
Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др. Прослеживая эволюцию взглядов на природу и сущность всех форм политико-просветительного воздействия - библиотек, театров, клубов, школ, - диссертант отмечает, что советская теория внешкольного образования ставила перед ними общую цель - социальное воспитание, т.е. внешкольная работа относилась к числу педагогических.
Гуманистический характер советской педагогики первого послереволюционного десятилетия, изыскания ведущих ученых-педагогов были прерваны в 30-х годах. На смену гуманизму пришла жестокая регламентация и контроль над сознанием и поведением растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов и пассивное послушание воспитуемых.
Культурно-просветительная работа в СССР, как известно, была преемницей внешкольного образования и политико-просветительной работы. Находясь в системе просвещения, культурно-просветительная работа не получала должного внимания, что сдерживало её развитие. По существу она выполняла образовательные, воспитательные функции в контексте тех идеологических задач, которые ставились в тот период государством. Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педа-
© В.П. Крестьянов © V.P. Krestyanov
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014
логического труда, в целом и в частности соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей 30-х годов, так и более позднего советского времени, сходились на том, что культурно-просветительная работа - «это педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности» (В.Е. Триодин). Такое понимание позволило квалифицировать культурно-просветительную работу как педагогическое явление досуговой жизни.
Развитию педагогических основ культурно-просветительной работы способствовало становление клубоведения как системы научно-педагогических знаний. Однако в науке о культурно-просветительной работе и её истории доминировала коммунистическая парадигма с соответствующими ей взглядами на общество, личность, культуру, досуг и воспитание.
Развитие клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных наук привело в 80-е годы к трансформации культурно-просветительной работы в культурно-досуговую деятельность. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как самостоятельную отрасль педагогической науки, следует подчеркнуть универсальность и динамичность ее характеристик. В основу нового подхода к построению социовоспитательного процесса легла концепция культурно-досуговой деятельности как педагогической системы, средства реализации сущностных сил человека, (М.А. Ариарский, Е.М. Клюско, А.А. Сасыхов, А.Г. Соломоник, Ю.А. Стрельцов, и др.). В этой концепции имманентно присутствовали элементы того, что позже стало оформляться в социальную педагогику, педагогику досуга, прикладную культурологию и социально-культурную деятельность.
Процедура получения педагогического знания о культурном досуге связана с совершенствованием понятийного строя самой науки. В связи с этим, важным вопросом является категориальное уточнение понятия культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность представляла собой социально-педагогическое явление в сфере досуга, направленное на реализацию определенных политико-экономических и культурно-воспитательных целей. В её систему входили различные учреждения с разнообразным содержанием, формами и методами деятельности, направленными на реализацию социальных целей и задач государства, его национальной политики, духовных потребностей населения. Это дает основание отнести культурно-досуговую деятельность к сложным педагогическим, социально-культурным явлениям.
Современную культурно-досуговую деятельность мы рассматриваем как исторически подвижный процесс, переходящий в более многоаспектное и многофункциональное явление - социально-культурную деятельность, которая представляет собой своеобразный интеграционный «зонт» историко-педагогических концептов досуга. Социально-культурная деятельность является закономерным продолжением педагогических изысканий, которые проводились в рамках теорий внеш-
кольного образования, политико-просветительной, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Сегодня эта отрасль педагогической науки базируется на фундаментальных положениях из области философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук, переводит эти положения в социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Социально-культурная деятельность включает межэтнический опыт и традиции, характерные для истории культуры, просвещения, образования и досуга. Вследствие этого, социально-культурную деятельность советских национальных республик можно рассматривать как инварианты педагогической деятельности в конкретных исторических условиях, обусловленные воспитательными целями и задачами многонационального государства, общества, потребностями личности, а также политическими, социально-экономическими и этнокультурными условиями республик, материально-технической базой и уровнем профессиональной компетентности субъектов педагогического процесса в учреждениях культурного досуга.
Важной категорией выступает понятие «система социально-культурной деятельности», которую мы определяем как структурное социально-культурное, социально-педагогическое образование, обеспечивающее условия для самореализации личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей учреждений культуры. Она функционально объединяла социокультурные институты, призванные обеспечить распространение культурных ценностей, осуществить социальное воспитание людей в сфере досуга.
При определении структуры государственной системы социально-культурной деятельности в качестве элементов системы следует выделить социально-управленческую концепцию досуга, структуру сети учреждений культуры, осуществляющих принципы национальной культурной политики, субъекты воспитательного процесса и межкультурного взаимодействия, технологии социально-культурной деятельности, образовательно-организационные модели подготовки кадров работников культуры. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время, как её собственные элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Исходя из этого, этнокультурные системы социально-культурной деятельности выступают специализированным элементом общей системы социально-культурной деятельности страны, которая, в свою очередь, является составным элементом государственной общественно-политической системы.
Системный подход предполагает вычленение структурных элементов на основе определенного критерия. Для вычленения структурных элементов (блоков) социально-культурной деятельности как педагогической системы мы опираемся на критерий «субъектно-
объектные отношения» между организаторами (исполнителями) и посетителями (участниками, зрителями) досуговых мероприятий. Исходя из данного критерия, структура советской социально-культурной деятельности состояла из следующих элементов.
1. Социальные субъекты социально-культурной деятельности: коммунистическая партия и советское государство, система управления куль-тпросветработой; штатные работники культурно-досуговых учреждений; пропагандисты и лекторы на общественных началах (руководители предприятий, передовики производства, ветераны войны и труда, интеллигенция и т. д.); самодеятельный актив; добровольные общества; художественные коллективы; аудитории групповых и массовых мероприятий.
2. Объекты социально-педагогического процесса в культурно-досуговых учреждениях: посетители учреждений культуры; участники кружков художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.
3. Цели, задачи, содержание, средства, формы и методы социального воспитания в культурно-досуговых учреждениях.
4. Ресурсы социально-педагогического процесса: методические службы культпросветработы; финансирование культурно-досуговой деятельности; инфраструктура учреждений культуры; система подготовки кадров..
Основными элементами данной системы выступают социальные субъекты и объекты, а средства (содер-
жательные, технологические) и ресурсы выступают в качестве инструментов их взаимодействия.
Важнейшим признаком системы социально-культурной деятельности выступает диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее элементов. Каждый из элементов в процессе деятельности реализует свою частную задачу. Выпадение какого-либо элемента системы разрушает её функционирование в целом.
Социально-педагогическим системам свойственна многосторонняя связь с социальной средой, проявляющаяся через реализацию своих функций. В исследовании подчеркивается, что применительно к советской системе социально-культурной деятельности основными социальными функциями выступали: воспитательная, образовательная, творческая, общения, организации отдыха и развлечений. Диссертант отмечает социально-педагогический характер перечисленных функций, предопределявших главное назначение социально-культурной деятельности.
Историко-педагогический процесс развития системы социально-культурной деятельности следует рассматривать как любое положительное изменение, трансформацию структурных элементов, подсистем, частей, функций и других её свойств во времени. Позитивная направленность процесса проявляется в количественных и качественных изменениях её структурных элементов - субъекта, объекта, содержания, средств, форм, технологий и ресурсов - в течение определенного исторического периода.