Гу Хао РЕТРОСПЕКТИВА НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ
ДЕФИНИЦИИ «БЕДНОСТЬ»
Аннотация: В статье в логико-историческом плане анализируется развитие научного содержания понятия «бедность» в экономической и социологической литературе, начиная с середины XVIII века. Специально рассматриваются работы китайских ученых, посвященных разработке дефиниции «бедность».
Ключевые слова: дефиниция, бедность, нищета, государство, социальная справедливость, социальное отчуждение, виды бедности.
Gu Hao REVIEW OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC
DEFINITION FOR "POVERTY"
Abstract. The paper is devoted to the issue of analysis the development of scientific definition for «poverty» in the economical and sociological literature from a logical-historical point of view, which began in the mid 18-th century. The paper also presents an overview of the researching articles of the definition for «poverty» by the Chinese scientists.
Keywords: definition, poverty, extreme poverty, government, social justice, social exclusion, types of poverty.
Бедность как социально-экономический феномен в той или иной степени присущ всем обществам на нашей планете, однако подходы к ее пониманию и измерению существенно различаются в разных странах, в различных регионах и на различных этапах исторического развития [1].
В Европе научный интерес к данной проблеме возник в середине XVIII в. В этот период сформировались два основных подхода: социал-дарвинистский и эгалитарный [2].
Приверженцы социал-дарвинизма основываются на принципах борьбы за существование, естественном отборе, неизбежности социального неравенства и необязательности коренных революционных преобразований, которые якобы вредят и обществу, и самим беднякам. Все общественные явления, и бедность в том числе, они рассматривали через призму теории выживания сильнейших. Так, Томас Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» (1766) бедность пытался объяснить знаменитым законом прогрессии, гласящим, что «если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растет только в арифметической» [3]. Такая разница и служит главной причиной появления избыточного населения. А там, где существует избыток населения и недостаток продуктов питания, там неизбежно возникает бедность. Стало быть, бедность - это универсальное свойство существования человеческого рода, потому что он слишком быстро размножается. Численность нищих и бедных необходимо регулировать посредством войн, эпидемий и даже всеобщего голода, считал Томас Мальтус.
Герберт Спенсер, рассматривая бедность как вполне закономерное явление общества, в книге «Социальная статика» (1850) отмечал, [4] что бедность и неравенство возникают и растут по мере того, как растет общественное производство. Но производство остановить нельзя, следовательно, невозможно ликвидировать бедность. Более того, бедность на самом деле имеет совсем иное измерение, иной порядок: это не социальное явление, а личная проблема, т.е. индивидуальный выбор и индивидуальная судьба. Люди несовершенны, одни умело приспособились к превратностям социальной жизни, а другим подобное не удалось. Он не приветствовал вмешательство государства в естественное развитие общества. Помощь бедным для него означала ограничение свободы деятельности. В самом деле, что такое бедность как не перераспределение и без того ограниченного общественного пирога. Спенсер считает, что государство переложило бремя заботы о бедных (через повышение налогов) на другие слои населения. «Бедность за счет других» - не самое благоприятное состояние для общества и уж совсем не способ избавиться от нее. Чем больше людей живут на государственные
© Гу Хао, 2014
пособия, тем меньшее число участвует в производстве, следовательно, тем меньшее число людей производит необходимые для населения товары. В рамках этого направления некоторые исследователи сравнивали бедных с социальными паразитами [5].
Противоположной точки зрения придерживаются представители социал-уравнительного подхода [6]. Бедность, по их мнению, устраняется при всеобщем равенстве и общественной собственности на орудия и средства производства.
В марксизме главная причина бедности коренится в отсутствии средств производства у тех, кто своим трудом способствует накоплению богатства у обладателей частной собственности. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли два типа бедности (обнищания): абсолютную и относительную. Абсолютное обнищание - снижение жизненного уровня пролетариата по сравнению с предшествующим периодом истории. Относительное обнищание происходит тогда, когда доля национального дохода, получаемая эксплуататорским классом, возрастает при одновременном понижении доли рабочего класса. И если абсолютное обнищание может быть не допущено или преодолено, то относительное обнищание будет усугубляться до тех пор, пока средства производства будут у капиталистов [7]. Бедность - форма и мера эксплуатации трудящихся. Сторонники марксистского учения полагают, что уничтожение бедности может стать возможным только с победой социалистической революции в результате революционного переустройства капиталистического общества.
Во второй половине XIX века появляется статистическо-социологическое направление. К представителям этого направления относятся Ф. Ле Пле, Ч. Бут, С. Раунтри. Они занимались эмпирическим изучением условий жизни и социальных групп и считали бедность социальной болезнью общества [8]. Ф. Ле Пле много времени уделял изучению семьи (см. Ф. Ле Пле Европейские рабочие. Париж, 1877-1879). Уровень бедности вычислялся им на основе семейных бюджетов и принимался как абсолютный критерий бедности (учитывалось только то, что нужно человеку для физического выживания).
Значительное внимание проблеме бедности уделяли сторонники либерального направления Т. Маршалл и Ф. Хайек и др. Так, Ф.А. Хайек был убежден, что принудительным путем бедность не уничтожить. По его мнению, существование бедности необходимо для общественного блага [9]. В работе «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма» он подчеркивал закономерность возникновения в человеческом обществе бедности. Ее следует принять как неотвратимую реальность и пропагандировать личную ответственность человека за свое состояние, в том числе и бедность. Он ратовал за ограничение государственного вмешательства, полагая, что неправомерно посягать на свободу выбора каждым предпочитаемого образа и стиля жизни [10].
Английский социолог П. Таунсенд в известной книге «Бедность в Великобритании» (1979) дал обобщающее определение относительной бедности: «Индивиды, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания типов диеты, условий жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или по крайней мере широко принятыми в обществе, в котором они живут. Их ресурсы значительно ниже того, что имеет средний индивид или средняя семья, вследствие чего они исключены из обычного стиля жизни, общепринятых моделей поведения, привычек и типов деятельности» [11]. В Англии правительственные органы регулярно устанавливают так называемую официальную бедность. В зависимости от нее обычно определяется черта бедности. П. Таунсенд утверждает, что 25% англичан живут в реальной бедности или около нее. Почти 50% постоянно находятся в страхе из-за нее. Лишь немногие могут надеяться избежать печального опыта бедности и то на короткое время в течение жизни. Основную причину этого он видел в природе капитализма.
В 80-90-е гг. XX ст. лауреат Нобелевской премии по экономике Амартия Сен выдвинул теорию бедности способностей (capability poverty). В своей работе «Социология измерения бедности» он
указывал: «Бедность - это не только малоимущее состояние по сравнению с другими людьми, но и невозможность получения определенных материальных благ то из-за отсутствия каких-либо минимальных способностей. Бедность в конечном счете это не вопрос доходов, а отсутствие доступа к минимально необходимым возможностям». Наряду с этим он отмечал: «При анализе бедности самое важное - установить некие абсолютные критерии минимальных материальных способностей исходя из конкретной ситуации в обществе. Независимо от относительного статуса по сравнению с другими людьми, невозможность достижения этого абсолютного уровня означает бедность» [12]. Благодаря теории А. Сена понятие «бедность» углубилось, включив в себя, помимо бедности доходов, бедность способностей и человеческую бедность (human poverty). Трактовка причин бедности также расширилась, включив в себя, помимо экономического фактора, также и политический, юридический, культурный детерминанты. Согласно точке зрения А. Сена бедность, оцениваемая по такому критерию, как размер доходов, - это инструментальная бедность, а для сущностной оценки бедности необходимо использовать в качестве критерия способности. Таким образом, искоренение бедности по доходам, безусловно, важно, однако это не должно становиться конечным мотивом при снижении уровня бедности. Ключевым моментом является повышение базовых способностей человека. Например, через доступ к образованию, к медицинскому обслуживанию, вовлеченность в общественную жизнь, предоставление политических прав. Это приводит к повышению производительных способностей работников и способности к получению доходов.
В 80-90-е гг. XX ст. экономисты и социологи делали попытки рассмотреть проблему бедности с точки зрения малоимущего человека. Размышляя под таким углом зрения, они исходя из того, что низкая степень защищенности, отсутствие права голоса, общее бесправие и общественное отвержение ввергают человека в нищету, обосновали понятие «правовая бедность» (entitlement poverty). Роберт Чамбер (Chamber) новаторски исследовал проблемы бедных слоев населения, такие как беспомощность, изоляция и одиночество. Такой подход инициировал интерес экономистов и социологов к таким мерам, как снижение степени уязвимости и риска, таким образом придав дополнительное социально-политическое содержание термину «бедность». По мнению ученых, бедность определяется не только низким уровнем доходов и расходов, но и сниженной способностью к развитию, зависящего от образования, питания и здоровья. Кроме того, бедность - это низкая степень защищенности, отсутствие права голоса, общее бесправие. Малоимущие люди обделены не только в материальном плане, но также в смысле вовлеченности в государственную систему и в социум. Они недостаточно защищены юридически, не пользуются уважением, лишены тех возможностей, которые предоставляет экономика и сфера услуг постиндустриального общества [13].
Начиная с 90-х гг. XX в. все большее число социологов, в том числе в Китае и России, склоняются к тому, что отторжение, отчуждение личности от общества ввергает человека в бедность. Если индивидуум находится в стороне от основных экономических процессов, политики, гражданской и культурной жизни, то даже при достаточных доходах, достаточных способностях он тем не менее остается обделенным. Смысл теории социального отчуждения заключается в том, что определенные индивиды, социальные группы частично или полностью вытеснены из общества, лишены необходимых человеку прав. Это включает в себя невозможность в полной мере участвовать в экономической и общественной жизни, низкий уровень доходов, нестабильную ситуацию с работой, плохие жилищные условия, нервную обстановку в семье, оторванность от социума, невозможность воспользоваться своими гражданскими правами и преимуществами политического и социального равенства [14].
Научное изучение бедности в Китае фактически началось с конца XX века. Обширная статистика бедности и нищеты была собрана многочисленными попечительскими комиссиями и земской статистикой, изучавшими с различными целями быт низов. Накопленный материал не пропал даром, с опорой на него в 90-е годы выходят интересные публикации. Например, известный китайский эко-
номист Дун Фужэн на основе исследований, проведенных в деревнях районов Вэньчжоу, Сунань, с применением правового и статистического подхода написал ряд научных работ: «Реформа китайской деревни, развитие несельскохозяйственного сектора и модернизация», «Сила рынка: дискуссия относительно Вэньчжоу», в которых указывает, что для изменения двухэлементной структуры китайской экономики необходимо развивать на селе несельскохозяйственный (промышленный) сектор. Лишь так можно найти применение избыточной рабочей силы в деревне, улучшить качество жизни крестьян, смягчить остроту проблемы бедности в деревне [15].
Такие авторы, как Цзян Лянянь, Дун Фужэн, Тунсин, Линь Миньган, Тан Цзюнь и Ван Сань-гуй, используя взгляды западных исследователей применительно к реальной обстановке в Китае, представили свои дефиниции бедности. К примеру, Гуань Синьпинь дает следующую формулировку бедности: часть членов общества, за счет того, что она лишена необходимых ресурсов, в определенной степени теряет право на нормальное получение материальных благ и участие в общественной жизни. Это приводит к тому, что качество жизни этих членов общества постоянно ниже нормальных для данного общества стандартов [16]. Дун Фужэн считает: бедность в общем и целом - это положение дел, при котором, во-первых, невозможно удовлетворить физиологические потребности, во-вторых, духовные потребности; в-третьих, социальные потребности [17].
Что же касается современных исследований проблемы бедности в Китае, то в них наибольшее внимание все-таки уделяется бедности по доходам. Так, Тан Цзюнь указывает: бедность существует в трех плоскостях: во-первых, бедность - это объективное отражение в общественной среде конкретной жизненной ситуации, соприкасающееся с такими понятиями, как отсталость, или нужда, затрудненные обстоятельства»; во-вторых, бедность - это в соответствии с общепринятыми в обществе оценками нахождение ниже нижней черты, или минимального жизненного уровня; в-третьих, бедность - последствие нахождения в жизненной среде, связанное с понятием «отсутствие», отсутствие умений, способностей, благоприятных возможностей [18].
Если обобщить исследования, которые стремятся установить критерии для градации бедности, то надо сказать, что они не поспевают за развитием концепции бедности, потому что в рамках этой концепции произошел поворот от рассмотрения чисто экономического аспекта бедности к комплексному подходу, при котором в совокупности учитываются не только экономический, но и социальный, нравственный, аксиологический и экологический аспекты. Однако применяемые в Китае критерии бедности по-прежнему устанавливаются с точки зрения главным образом доходов.
Хотя количество публикаций и эмпирических социологических исследований по проблеме бедности в Китае резко возросло, однако единого научного понимания бедности как социального феномена и методологии и методов ее измерения среди китайских ученых пока нет. Последнее, на наш взгляд, характерно как для европейско-американской, так и для российской науки.
Библиографический список
1. Богданов И.Я. Феномен российской бедности / И.Я. Богданов. - М.: Академическая наука, 2011.
2. Сычева В.С. Измерение уровня бедности: история вопроса // Социологические исследования. - 1996. - № 3. -С. 141-149.
3. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения / Т.Р. Мальтус. - М., 1895. - С. 88.
4. Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества / Г. Спенсер. - СПб., 1906. - С. 56.
5. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии /Ф.Г. Гиддингс. - Киев - Харьков, 1898. - С. 152.
6. Добреньков В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 386- 389.
7. Маркс К. Сочинения: 2-е изд., т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Изд-во политической литературы, 1960. - С. 656-660.
8. Ле Пле. Основная Конституция человеческого рода / Пле Ле. - М.,1897.
9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек. - Лондон, 1983. - С. 226.
10. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / Ф.А. Хайек. Ф.А. Хайек. - М.: Новости, 1992. - С. 9.
11. Townscend P. Povetry in the United Kingdom. Berkeley: Univ. of California, 1979. - P. 31. См. также: Townscend P. International Analysis of Povetry. L., 1993.
12. Амартия Сен. Социологическая оценка бедности. Зарубежное исследование, посвященное проблеме бедности / Сен Амартин. - Пекин: Реформы, 1993. - С. 11.
13. Доклад Всемирного банка о мировом развитии в 2000/2001 году - борьба с бедностью. - Пекин: Издательство «Экономика и финансы в Китае», 2001. - С. 20.
14. Ху Юнхэ. Исследование проблемы бедности в китайских городах / Юнхэ Ху. - Пекин: Китайская экономика, 2011. - С. 33. См. также: Сюй Яньли. Дэн Сяопин и социализм с китайской спецификой / Яньли Сюй, М.В. Романенко. - Москва - Пекин: Университетская книга, 2012.
15. Книгохранилище Байду: научные материалы экономистов, кандидатов на получение премий: научный вклад товарища Дун Фужэн. [Электронный ресурс]. - URL: http://wenku.baidu.com/view/5e8fe2d850e2524de5187e96.html
16. Гуань Синьпин. Исследование проблемы бедности в китайских городах / Синьпин Гуань. - Хунань: Ху-наньское народное издательство, 1999. - С. 28.
17. Дун Фужэн. Свободный разговор о китайской экономике / Фужэн Дун. - Пекин: Экономическая наука, 1996. - С. 21.
18. Тан Цзюнь. Исследование черты бедности у китайских городских жителей / Цзюнь Тан. - Шанхай: Шанхайской академии общественных наук, 2000. - С. 35.
А.В. Гусева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И.С. Брикошина И МЕТОДОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ПОТЕНЦИАЛА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация. В статье речь идет о возможности использования статистических методов и показателей для диагностики и мониторинга потенциала конкурентоспособности организаций, при этом применение методов и методик проектного управления видится автору необходимым условием роста конкурентоспособности компании.
Ключевые слова: конкурентоспособность, статистические методы, проект, потенциалы организации, показатели хозяйственной деятельности организации.
Anna Guseva USE OF STATISTICS AND METHODS AT DIAGNOSTICS
Irina Brikoshina OF POTENTIAL OF COMPETITIVENESS
Abstract. In article it is a question of possibility of use of statistical methods and indicators for diagnostics and monitoring of potential of competitiveness of the organizations, thus application of methods and techniques ofproject management seems to the author a necessary condition of growth of competitiveness of the company.
Keywords: competitiveness, statistical methods, project, capacities of the organization, indicators of economic activity of the organization.
Реформы, направленные на ускорение перехода России к инновационному развитию, не могут быть успешными без глубокой научной проработки проблем формирования и развития конкурентоспособных проектов предприятий и организаций, производящих товары и услуги, преобразования существующих механизмов управления применительно к рынку конкурентоспособных инновационных продуктов и создания соответствующего методического, правового, информационного обеспечения деятельности предприятий и организаций при разработке и реализации проекта. Рыночные отношения вовлекают в единую и взаимообусловленную систему всех участников проекта и рынка. Проект, результатом которого являются товары и услуги, лишь тогда является успешным, когда на протяжении всего проектного цикла соблюдаются принципы конкурентоспособности, т.е. на рынке необходимо соблюдать маркетинговый механизм, способствующий получению прибыли через удовлетворение спроса потребителей [3].
© Гусева А.В., Брикошина И.С., 2014