УДК 33:001+33:37(470.23-25) ББК 65.497(2-2СПб) Т 56
И.Н. Томшинская
Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой аудита и экономического анализа Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, г. Санкт-Петербург. Тел.: (911) 297 07 48, e-mail: [email protected]
Ресурсы развития научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга
Аннотация. Санкт-Петербург, как и любой из регионов современной России, включает в себя функциональные подсистемы. Одной из самых развитых подсистем Санкт-Петербурга является научно-образовательная подсистема. В данной статье рассмотрены основные показатели развития научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга за ряд лет. Ключевые слова: научно-образовательная подсистема, высшее профессиональное образование, инновационный рост.
I.N. Tomshinskaya
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Audit and Economy Analysis Department, Saint-Petersburg State University of Commerce and Economics, Saint-Petersburg. Ph.: (911) 297 07 48, e-mail: [email protected]
Development resources of scientific and educational subsystem of St. Petersburg
Abstract. St. Petersburg as well as any other regions of modern Russia includes functional subsystems. One of the highly developed subsystems of St. Petersburg is a scientific and educational subsystem. This article discloses the main indicators of scientific and educational subsystem of St. Petersburg for several years.
Keywords: research and education subsystem, higher vocational education, innovative growth.
В условиях стремительного развития процессов глобализации и информатизации регион становится субъектом конкурентных отношений, оказывая определяющее воздействие на формирование национальной экономики. Уровень и темпы развития территорий неразрывно связаны с обеспеченностью региональной экономики высококвалифицированными кадрами, способными быстро адаптироваться к требованиям экономической системы и рынка труда. Решение данной проблемы все более смещается в сторону совершенствования управления региональной научно-образовательной подсистемой региона.
Категория «научно-образовательная подсистема» только начинает разрабатываться в отечественной литературе. Представляется, что при ее определении необходимо, прежде всего, соотнести ее с категорией «научно-образовательное пространство». Мы исходим из того, что научно-образовательная подсистема региона представляет собой естественный результат мезо-уровневого интеграционного взаимодействия системных и индивидуальных субъектов в целях расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала и капитала знаний данной территории.
Научно-образовательная подсистема включает в себя три взаимосвязанных компонента: обучающий, научно-исследовательский, внедренческий [1]. Образовательный компонент ограничен условиями лицензирования образовательной деятельности, научно-исследовательские и внедренческие составляющие могут оказывать образовательные услуги за пределами процесса лицензирования. Результаты анализа научно-образовательной
подсистемы Санкт-Петербурга приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Число учебных заведений ВПО, ед. 101 101 101 99 97 95
из них
негосударственных образовательных учреждений ВПО 45 45 45 43 41 41
из них
число, выполнявших
научные исследования и разработки, ед. 47 45 44 45 44 44
Выпущено специалистов 84333 84729 90132 93184 91441 90300
Численность ППС 30339 30304 30078 29507 28592
в том числе имели ученую степень доктора наук кандидата наук 4923 4838 4789 4640 4628 Нет данных
15403 15408 15473 15254 14947
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:
- количество учебных заведений ВПО медленно снижается, что в какой-то мере объясняется стремлением повысить качество образования. В России работает около 3,5 тыс. вузов и их филиалов, не все они предоставляют качественное образование. Неслучайно в последнее время всё большую актуальность приобретает вопрос объединения, слияния учебных заведений. «Ожидается, что до конца декабря будет принята программа о сокращении неэффективных вузов, - сообщил академик В. Садовничий. - Ректорское сообщество могло бы выступить в этом вопросе экспертами. Нам есть, над чем поработать. Мы заинтересованы в том, чтобы мнение о высшем образовании улучшилось» [2]. Вместе с тем, уменьшение количества образовательных организаций еще не обеспечивает приращение качества образования;
- первоначальное уменьшение количества вузов происходило за счет сокращения негосударственных образовательных учреждений ВПО. В 2012 г. происходит сокращение уже государственных образовательных учреждений ВПО. Соответственно, усложняется процесс распределения бюджетных мест - частные организации ВПО, так же, как и государственные организации, участвуют в соответствующем конкурсе;
- число вузов, выполняющих научные исследования и разработки, сохраняется на одном уровне. Практически одни и те же организации ВПО участвуют в научной деятельности Санкт-Петербурга. На увеличение данного показателя не повлияла даже реализация Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.». Данная программа создана для повышения качественного уровня и профессионализма отечественных специалистов, создания четкой системы стимулирования притока и закрепления молодых перспективных ученых. Целевыми показателями данной программы служили: фонд оплаты труда молодых ученых, софинансирование не менее 20% от общего объема финансирования, а также публикационная активность участников научных проектов и создание научно-технического продукта. Данная целевая программа была успешно реализована, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. отмечалось, что бюджетная политика должна быть нацелена в том числе на стимулирование инновационного развития страны, а также указывалось на недостаточность направляемых из бюджета средств на реализацию проектов
в сфере образования и науки. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться [3], поэтому было принято решение об открытии Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. Данная программа направлена на решение установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, а также формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок. Вместе с тем Программа обеспечивает условия для предусматриваемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационную деятельность [4];
- при сокращении количества вузов количество выпускников растет. Данный показатель говорит о том, что вузы не ликвидируются, а происходит процесс слияния и присоединения. Главной причиной слияния вузов является мнение власти о неэффективности вузов и филиалов. Расходы большие, а отдача от них - низкая. Ни один российский вуз не входит в рейтинг лучших ста вузов мира. Необходимо учесть позитивный международный опыт укрупнения, например, слияние двух известных университетов в Великобритании - Victoria University of Manchester и UMIST в единый University of Manchester, который ныне стал крупнейшим вузом в этой стране; опыт Национального университета Сингапура, образовавшегося в 1980 г., в результате интеграции. Итогом реформы образования должно быть улучшение качества образования и вхождение ведущих вузов страны в рейтинги лучших вузов мира.
Для вхождения ведущих вузов в международные рейтинги Минобрнауки РФ провело конкурс на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах. В итоге 15 российских вузов стали победителями конкурсного отбора. Среди них три Санкт-Петербургских вуза: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Всего на участие в конкурсном отборе было подано 54 заявки от российских вузов; к участию в конкурсе были допущены заявки 36 вузов, удовлетворявшие требованиям к уровню развития научной деятельности вузов, привлекательности образовательных программ для абитуриентов, вовлечённости вуза в международный академический рынок, а также к позициям вузов в международных университетских рейтингах.
В связи с сокращением количества вузов происходит сокращение штатного персонала, в том числе профессорско-преподавательского состава. С одной стороны, это закономерно: меньшее количество вузов требует меньшего количества профессорско-преподавательского состава, с другой стороны, Министерство образования и науки РФ предлагает сократить профессорско-преподавательский состав за счет увеличения соотношения ППС: контингент студентов. На сегодняшний день установлено нормативное соотношение численности профессорско-преподавательского состава к обучающемуся контингенту в размере 1:10 [5]. На основе данного соотношения происходит планирование объема учебной нагрузки в вузе. Исключение составляют вузы, имеющие статус национального исследовательского университета (НИУ) и статус федерального университета. Но уже сейчас вузы, чтобы «выжить», будут приходить к соотношению численности профессорско-преподавательского состава к обучающемуся контингенту в размере 1:12. На этот показатель будут влиять два фактора: с одной стороны, у вузов будет сокращаться финансирование в связи с внедрением нормативного финансирования на оказание государственных услуг по направлениям
подготовки (специальностям) и, с другой стороны, повышение к 2018 г. средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе [6].
Проанализировав количественный состав научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга, в заключение хотелось бы продемонстрировать и возрастной состав профессорско-преподавательского состава (рис. 1).
35000
I более 65 лет 60-65 лет 50-59 лет 40-49 лет 30-39 лет I до 30 лет
1
2
3
Рисунок 1 - Распределение численности профессорско-преподавательского персонала по возрасту
Более 50% профессорско-преподавательского персонала - сотрудники с возрастом от 50 лет и старше. За три года значительно снизилась доля сотрудников до 30 лет. Такие изменения связаны с тем, что для молодых людей преподавательская работа не представляется перспективной и, прежде всего, в финансовом отношении. Складывается достаточно противоречивая ситуация: с одной стороны, известный Указ Президента может улучшить положения молодых преподавателей, при этом вводится понятие «эффективный контракт», что означает определенное ограничение роста доходов перспективных молодых ученых, находящихся в процессе становления [6]; с другой стороны, «старение» научно-образовательных кадров связано с накопленным опытом, которым могут и хотят поделиться люди старше 50 лет. В целом, для региональной системы Санкт-Петербурга характерно противоречивое сочетание относительно высокой инвестиционной привлекательности, инновационного роста и «устаревания» персонала подсистемы.
Примечания:
1. Леонидова Г.В. Интеграция науки, образования, бизнеса как решение стратегических задач в подготовке квалифицированных специалистов // Формирование управленческого резерва кадров: региональный опыт: материалы межрегион. науч.-практ. конф. URL: http://www.ags-vologda.ru.
2. Муравьёва М. Минобрнауки реструктурирует десятую часть подведомственных вузов. URL: http://www. strf.ru/material.aspx?CatalogId =221&d_no=47352.
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. М., 2012. 28 июня. URL: http://президентрф/документы/15786.
4. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России: Концепция федеральной целевой программы на 2014-2020 гг.: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.05.2013 №760-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
5. Об утверждении Программы экономии государственных средств: Постановлением Правительства РФ от 17.06.98 г. №600 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
6. О мерах по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. №597 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
References:
1. Leonidova G.V. Integration of science, education, business as decision of strategic tasks in the training of specialists // Materials of interregional scientific-practical conference «Formation of managerial personnel reserve: regional experience». URL: http://www.ags-vologda.ru.
2. Muravyeva M. Ministry of Education restructures the tenth part of subordinate universities. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId =221&d_no=47352.
3. Budget Message of the President of the Russian Federation on fiscal policy in 2013-2015
4. The concept the federal target program «Scientific and scientific and pedagogical personnel of innovative Russia» for 2014-2020.
5. By RF Government Decree 17.06.98, №600 «On approval of the Programme of saving public funds».
6. Presidential Decree of 07.05.12, №597 «On Measures for realizations of state social policy».