Д-р экон. наук А. З. Селезнев
РЕСУРСЫ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблематике более активного государственного регулирования механизмов формирования и использования материальных, трудовых и финансово-кредитных ресурсов в аспекте их органического единства и обеспечения адекватности модели инновационного неоиндустриального развития. Дается обоснование целесообразности проведения соответствующих экономических экспериментов, в том числе по радикальному совершенствованию подготовки кадров, мотивации труда и преодолению значительного отставания темпов роста производительности труда от темпов роста заработной платы. Предложены направления развития экономической модели с позиции обеспечения взаимного соответствия всех видов ресурсов, их адекватности поставленным целям.
Ключевые слова и словосочетания: механизмы формирования и использования материальных, трудовых и финансово-кредитных ресурсов в аспекте их органического единства; неоиндустриальное развитие; сырьевая и первопередельная структура ВВП; мотивация труда; соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
Публикации последнего времени по проблематике инновационного процесса воспроизводства и неоиндустриальной формы его проявления1 позитивно восприняты органами власти и нашли официальную поддержку в стратегии экономического развития России, которая ориентирована на активизацию инновационного процесса2. Однако отраслевая, воспроизводственная и ресурсная составляющие модели экономического развития России не адекватны этой целевой установке, что подтверждается преобладанием в объеме ВВП сырьевой, первопередельной составляющей, высокой долей в экспорте Россией нефти, газа, металлов, лесоматериалов и удобрений (68%). Только 3,7% составляет доля машин и оборудования. В объеме ВВП велика доля посреднических услуг. Недооценивается значение развития оцифрованной техники в ресурсном обеспечении интенсивного (инновационного) типа воспроизводства. Формой проявления диспропорциональности общественного производства остается то, что почти половину доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые (табл. 1). Возможности государственной финансовой поддержки
1 См., например: Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. - М. : Книжный мир, 2012; Вечканов Г. Неоиндустриализация и модернизация // Экономист. - 2012. - № 9.
2 См.: Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
развития экономики связаны прежде всего с этим, однако товарным обеспечением этих доходов продукты инновационного развития пока не стали.
Т а б л и ц а 1
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета России* (в %)
2008 2009 2010 2011 2012
Нефтегазовые доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,3
Ненефтегазовые доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,7
* Составлено по данным Правительства РФ. - URL: www.rg.ru - 6 ноября 2012 г.
Значительная зависимость бюджета от экспорта энергоносителей предопределяет тенденцию дальнейшего роста доли экспортируемой нефти в объеме ее добычи (табл. 2). На все это существенно влияет динамика мировых цен на энергоресурсы. В 2012 г. цена барреля нефти марки Brent была от 123,07 доллара (февраль) до 108,9 доллара (октябрь), а на 2013 г. прогнозируется не ниже 110 долларов за баррель. Российская нефть марки Urals, как следует из табл. 2, дешевле. Среднегодовой уровень за последние 5 лет - 91 доллар. Поэтому ведется работа по изменению состава экспортируемой нефти в расчете на поставку в Азиатско-Тихоокеанский регион российской нефти нового качества (ВСТО). Построен и сдан в эксплуатацию мощный нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан.
Т а б л и ц а 2
Добыча нефти в России, ее экспорт и доходы от экспорта*
2010 2011 Январь -сентябрь 2012
Средняя цена нефти Urals, долл. за баррель 78,2 109,3 100,0
Добыча нефти, млн т 505,2 511,0 386,0
Экспортируемая часть добычи, в % к объему добычи 43,68 47,3 46,04
Объем экспортируемой нефти, млн т 220,7 241,8 177,7
Доходы от экспорта, млрд долл. 129,2 171,7 134,3
* Составлено по данным Правительства РФ. - URL: www.rg.ru - 6 ноября 2012 г.
При всей значимости проекта инвестиции в его реализацию в основном связаны с «трубой», а не с расходами по глубокой переработке нефти. В непе-реработанном виде продавать нефть выгодно. Это по возможностям компаний, руководители которых не сильны в технологиях глубокой переработки. Так что в ближайшей перспективе будет экспортироваться продукт экстен-
сивного развития отрасли. Аналогично растет экспорт природного газа, в том числе сжиженного (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Экспорт Россией природного газа*
2010 2011 Январь - сентябрь 2012
Природный газ: а) экспорт, млрд м3 152,7 161,7 130,8
б) объем, млрд долл. 43,53 58,47 45,93
Сжиженный природный газ: а) экспорт, млрд м3 24,0 22,8 14,5
б) объем, млрд долл. 2,98 3,85 3,02
* Составлено по данным таможенной статистики. - URL: www.rg.ru - 21 декабря 2012 г.
Доходы от экспорта энергоресурсов в значительной степени используются для увеличения финансовых резервов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния). Будучи выведенными за пределы бюджета, эти средства вкладываются в низкодоходные ценные бумаги в форме казначейских облигаций США, а не инвестируются в развитие национальной экономики. Расширен перечень ценных бумаг, в которые можно вкладывать многомиллиардные резервы.
Все это означает, что теряется исторически значимое время, недооценивается его роль в экономике, углубляется деиндустриализация целых отраслей, растет недопустимое в новом веке технологическое отставание. Остается запущенным состояние большинства отраслей экономики так называемого ненефтегазового сектора - основных отраслей машиностроения, сельского и лесного хозяйства, отраслей химической промышленности. Их рентабельность низка и исключает масштабные инвестиции за счет реализуемых доходов. К тому же эти доходы в силу межотраслевых диспропорций не имеют необходимого материально-продуктового обеспечения.
Инновационную доминанту развитию определяющих отраслей национальной экономики невозможно придать без системы мер со стороны государства. Это относится к приборостроению и медицинской технике, к машиностроению для обрабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса, для легкой и пищевой промышленности, транспорта, включая судостроение для внутренних водных путей и авиастроение для межконтинентальной и региональной авиации.
Изменение ситуации в общественном производстве возможно только при условии технико-технологического прорыва на базе неоиндустриализации и вертикальной интеграции производства. В ее рамках должно стать реальностью углубление кооперации труда, согласование всех взаимосвязанных функций и пропорций производства. Однако при нынешних темпах модернизации на это потребуется немало времени, которое требуется и для подготовки кадров соответствующей квалификации. В связи с этим, а также с учетом тем-
пов развития экономики стран-конкурентов и необходимости обеспечения национальной экономической безопасности может использоваться модель развития, суть которой состоит в постепенном наращивании инновационного потенциала на основе инвестиций прежде всего в сохранившийся государственный сектор национальной экономики. Благодаря созданию и финансовой поддержке госкорпораций его удалось консолидировать. Но этого еще недостаточно. В рамках госсектора должны быть активизированы инвестиции в экспериментальную базу фундаментальных исследований, в отраслевую прикладную науку, в профессиональное образование разного уровня. Речь идет о более активном участии государства в формировании ресурсной базы воспроизводственного процесса.
Негосударственным корпорациям за счет имеющихся финансовых резервов рентного происхождения могут предоставляться кредиты, в том числе в форме вложений в эмитируемые ими облигации. Необходима государственная монополия, способная выдержать высокие, но контролируемые затраты и фондоемкость на старте запуска инновационной модели. Частный сектор волнует немедленная выгода. Именно поэтому он инвестиционно и инновационно пассивен, минимально активен. Призывами к его активности на Гайдаровском экономическом форуме (январь 2013) ситуацию изменить нельзя.
С учетом курса на неоиндустриализацию (а она по определению является крупномасштабной) проблема пропорциональности и качества материальных, трудовых, финансово-кредитных ресурсов обостряется. Действующая в России экономическая модель формирования и использования всех производственных ресурсов названному курсу не вполне адекватна. Она не учитывает необходимости решения основной проблемы - качественно новых внутренних пропорций ВВП, требующих специального исследования на основе реорганизации соответствующей статистики. Однако очевидной является ставка на импорт, с которым меньше проблем, чем с организацией производства при наличии доходов от экспорта энергоносителей. А это диктует необходимость «привязки к трубе», как бы ни декларировалась необходимость отказа от этой практики с учетом влияния на российскую экономику мирового финансового кризиса 2008 г.
Основной остается проблема восстановления на качественно новом уровне производства в первом подразделении - производства самых современных средств производства, особенно первого подотдела - для производства оцифрованных средств производства. Это базисное условие роста производства соответственно «оцифрованных» потребительских благ (телевизоры, сотовые телефоны, навигаторы, иная подобная техника), в основном импортируемых на доходы от экспорта, в том числе в результате поставки в США за бесценок 500 тонн оружейного урана, завершающейся в соответствии с соглашением Гора - Черномырдина в рамках программы «ядерной стерилизации» России в 2013 г.
Напомним, что в мае 2003 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию была поставлена задача удвоения объема ВВП в течение 10 лет. Десять лет прошло, а удвоения объемов производства не получилось. Основная причина - рост был ориентирован в основном на увеличение добычи нефти и газа, на производство услуг по бесконечной лик-
видации последствий катастроф (пожары, авария века на Саяно-Шушенской ГЭС, аварии в гражданской авиации, наводнения, взрывы складов с боеприпасами, ликвидация химического оружия, демонтаж ракетных установок и т. п.). Оставалось и остается полуразрушенным машиностроение, где могли бы производиться более эффективные средства производства. Получается, что после попыток решения проблем удвоения ВВП при заданном темпе прироста ВВП 7,15% прогноз на 2013 г. по темпам прироста ВВП порядка 3,8% уже считается высоким, 5% - желанная перспектива. Приводятся сравнения с США (2,1%) и Евросоюзом (0,2%), но по Китаю прогноз превышает темп удвоения ВВП за 10 лет (7,8%). Различия объясняются моделями регулирования экономики.
По-прежнему основные материальные условия и факторы роста не соответствуют поставленным задачам, несовместимы с новыми технологиями. Это подтверждается положением дел во многих отраслях, в частности, в одной из подотраслей промышленности строительных материалов - по производству цемента. Структурная модернизация экономики, как известно, диктует и иное размещение производства. Закономерно строительство новых мощностей в регионах. Это требует восстановления масштабов производства отечественного высококачественного цемента - основы реализации инвестиционных проектов, связанных с капитальным масштабным эколого-защитным, социально-культурным, жилищным и промышленным строительством. И хотя многое делается для развития отечественного производства цемента (холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» и все его 16 предприятий наращивают объемы производства), только три предприятия («Липецкцемент», «Невьянский цемент» в Свердловской области и «Катавский цемент» в Челябинской области) производят цемент по технологии энергоэкономного и в целом менее затратного сухого способа при высоком качестве материала.
С 1989 по 2012 г. доля цемента, производимого в стране по этой технологии, снизилась с 88 до 70% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Все шире применяется дорогой энергозатратный мокрый способ, доля которого в объеме выпуска цемента, по данным Росстата и «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», возросла за тот же период с 12 до 30% и к 2015 г. превысит 40%. Строители вместо дорогого цемента ищут цемент дешевле и находят его на внешнем рынке. По этой причине растет доля импортируемого из Турции и Ирана низкокачественного и сравнительно более дешевого цемента. Его основными потребителями являются строительные организации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Использование импортируемого цемента может стать миной замедленного действия при восстановлении жилого фонда, разрушенного во время катастрофы в городе Крымске и его окрестностях. Тем более не годится этот материал в промышленном и гидротехническом строительстве. Проблемы производства основных стройматериалов как базы крупномасштабной индустриализации требуют повышенного внимания к развитию отрасли при финансовой поддержке государством компаний, имеющих опыт производства высококачественного цемента («Новоросцемент», «Мордовцемент» и др.). К сожалению, их финансовая поддержка в федеральном бюджете на очередную трехлетку (2012-2015) не значится. Между тем бюджет принимался после официальной установки на увеличение инвестиций не менее чем до 25% к
ВВП за три года (к 2015 г.) и до 27% за пять лет (к 2018 г.). Поскольку эта задача поставлена президентом страны, ее следует выполнять и в федеральном бюджете начиная с 2014 г. предусматривать активную бюджетную поддержку инвестиций.
Необходимо продолжать бюджетное финансирование крупных холдингов, при этом учитывая, что проблема соответствия качества результатов взаимодействующих звеньев кооперации труда может быть решена только на базе вертикальной интеграции. Обнадеживает развитие корпораций типа «Ростехнологии». В их масштабах достигается соответствие деятельности звеньев кооперации труда, подчинение функционирования каждого звена достижению конечного результата, преодолевается и неполное соответствие решаемым задачам занятых здесь трудовых ресурсов, организуется переподготовка кадров.
К сожалению, все еще недооценивается положение теории, что трудовые ресурсы как фактор производства следует развивать не только как создающие блага, но и как фактор радикального изменения состава и структуры производимых благ на основе развития предпринимательских способностей людей, роста квалификации управленческих кадров. Способности и профессиональные знания, имеющие отношение к экономике, совершенствуются в процессе труда с переходом от участия в менее сложных процессах к более сложным. Настоящих работников долго и с определенной целевой установкой «выращивают». В этом плане уникален и поучителен японский опыт. В России не только отказались от советской системы «выращивания» кадров как перспективной, но и разрушили ее, не создав новой. Восприняты и реализуются убогая концепция семьи как поставщика на рынок труда трудовых ресурсов, концепция естественного уровня безработицы.
В развитых странах с пониманием относятся к тому, что семьи не могут оплачивать подготовку кадров для национальной экономики. Между тем в России при сложившемся уровне оплаты труда расходы на образование неконституционно перекладываются на семьи, а естественный уровень безработицы оправдывает бездеятельность органов власти в решении проблемы ее полной ликвидации. Такая задача в течение 20 последних лет никем и не ставилась. Не решается проблема не только полной ликвидации безработицы, но и снижения ее небывалого в мирное время уровня (от 33,5% в Чеченской Республике до 47,3% в Республике Дагестан). Это стало следствием неэффективной политики федерального центра. Имеют место массовая деградация трудового потенциала, утрата навыков к труду, обусловившая неспособность людей участвовать в процессе труда на высоком технологическом уровне. Массовой стала бездеятельность людей, не имеющих высокой квалификации. В этой связи обоснованной является задача, сформулированная в указе Президента России, - создать и модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.1 Это может остаться декларацией, как и удвоение ВВП. Начало финансирования создания такого количества рабочих мест в феде-
1 См.: Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
ральном бюджете на очередную трехлетку не предусмотрено. Потому и «секретна» структура его расходов. Как говорится, истина всегда секретна.
С учетом обострения проблемы трудовых ресурсов, способных к самореализации на высоком профессиональном уровне, следует использовать резерв безработных. Он остается очень значимым. Негде работать коренному населению Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока страны (якуты, чукчи, эвенки, камчадалы, буряты и др.). Бывшие оленеводческие хозяйства уничтожены. Спасают положение ведение подсобного хозяйства, охота, рыболовство, кустарный промысел. В социальном государстве, каким декларирована Россия в статье 7 Конституции РФ, в таких масштабах безработица должна быть исключена.
Структура совокупного работника по профессионально-квалификационному составу в конечном счете предопределяет факторные условия общественного воспроизводства. Это подчеркивает значимость адресной подготовки и повышения квалификации кадров. Реальные тенденции в этой области консервируют модель развития, исключающую инновационность как определяющую характеристику. К сожалению, негативная динамика структуры совокупного работника в обозримой перспективе не будет преодолена при отсутствии в этой области соответствующей стратегии. Уже очевидно, во что вылилось формирование «наверху» и в регионах кадрового резерва, не готового активно действовать в направлении становления неоиндустриальной модели развития. Этот резерв специально не «выращивался» и напоминает «клуб подданных».
Решение проблемы трудовых ресурсов осложнится в связи с высокой смертностью самой активной части работающих от десятков видов случающихся все чаще и по всей стране аварий и техногенных катастроф, а также в связи со старением населения. Обострится проблема качества и квалификации работающих. Запущенность социальной инфраструктуры во всех регионах, особенно в мелких поселениях, где проживает не менее 8-10% населения страны, остается фактором превращения этой части граждан в самый неперспективный с точки зрения участия в современном производстве слой населения. Заброшенность малых отдаленных от районных центров деревень стала фактором роста неграмотности проживающих там детей, оттока трудоспособного населения для сезонных заработков на стороне. Сегодня это можно поправить улучшением бюджетного финансирования социальных программ и повышением эффективности их реализации на местах.
Возрастающие трудности связаны с финансовыми и кредитными ресурсами, поскольку технико-технологическая отсталость наукоемких и фондоемких отраслей при сложившемся уровне цен и спросе проявляется в низкой рентабельности отраслей и незначительных доходах, которые после уплаты налогов могли бы быть направлены на инвестиции. Получается так, что отказ от «нефтяной иглы» невозможен в оперативном и директивном порядке. Он не может быть слишком быстрым, но и промедление в условиях присоединения России к ВТО опасно.
С учетом изложенного выше для обеспечения адекватности всех видов ресурсов решению проблем неоиндустриализации представляется приемлемой следующая схема (модель):
1. Максимально используется потенциал предприятий несырьевого сектора, продукция которых имеет устойчивый спрос на внутреннем и международных региональных рынках. Это в полной мере относится к отраслям военно-промышленного комплекса, занимающего все более прочные позиции на мировом рынке. По официальным данным, в 2012 г. объем экспорта поставок продукции российского ВПК превысил 14 млрд долларов. Новые экспортные контракты заключены на 15 млрд долларов. В конце 2012 г. портфель заказов российскому ВПК превышал 43 млрд долларов. Военную технику из России импортируют 35 государств различных регионов мира. С Россией в этой области сотрудничают 80 стран1.
В действующей модели выручка от экспорта продукции ВПК используется для импорта оборудования в целях модернизации таких предприятий, способных выпускать продукцию двойного назначения. Однако при этом проявляется сдержанность внешних партнеров наиболее развитых стран в области военно-технического сотрудничества с Россией.
2. Активизируется глубокая переработка продукции в сырьевых отраслях, которые, получая высокие доходы, пока недооценивают значение существенного повышения эффективности и доходности на основе глубокой переработки и ориентируются на приемлемый для них спрос. Изменение ситуации позволит существенно увеличить выручку от экспорта и финансовые возможности для импорта технологического оборудования, не производимого в стране. В решении этой проблемы должна возрасти активность государства, которое фактически проводит курс разгосударствления, продолжая дикую приватизацию. В ряде отраслей необходимо превращение государства в основного собственника путем выкупа контрольных пакетов акций с последующим радикальным (а не имитационным) совершенствованием управления государственными активами. Это также предполагает активную подготовку управленческих кадров адекватной компетенции.
3. На базе отечественных и смешанных технологий быстро наращивается наукоемкое производство на экспорт и для внутреннего рынка в сырьевых отраслях, использующих воспроизводимые и иные ресурсы (сельское хозяйство, производство продуктов питания, переработка леса и древесины, рыбоводство и рыболовство, промышленность по производству стройматериалов и т. п.). Россия, будучи лесной державой, является второстепенным экспортером продукции переработки древесины. Возможности ее в этом отношении уникальны - страна является лидером по площади лесных массивов (около 50% ее территории, свыше 800 млн гектаров). В сравнительно короткий период в регионах, имеющих достаточные трудовые ресурсы, может быть осуществлена радикальная модернизация заготовки и переработки древесины, производства из нее высококачественных материалов для экспорта и для удовлетворения растущих внутренних потребностей. Спрос на эту продукцию на первом этапе будет возрастать в странах СНГ и в Китае. Россия вполне может стать лесоперерабатывающей страной с соответствующим ростом потенциала импорта необходимой ей продукции.
1 ШЬ: ШЬ: www.rg.ru - 18 декабря 2012 г.
4. В агропромышленном комплексе, в отрасли рыбоводства и рыболовства проводится радикальная реформа, целью которой должно стать возрождение села, а также крупных государственных и кооперативных предприятий. На этой основе возможно постепенное возрождение в регионах центров подготовки и повышения квалификации соответствующих кадров.
5. В условиях, когда инвестиционный процесс в названных выше секторах экономики станет фактором изменения структуры и более быстрого роста ВВП, при значительном снижении ресурсной напряженности активнее может быть и стратегия закрепления конкурентных преимуществ каждого сектора национальной экономики, перехода к разработке и реализации стратегий прорыва. Значительные возможности финансовой поддержки реального сектора экономики связаны с улучшением бюджетного финансирования национальной экономики. К сожалению, оно относительно ухудшается.
В проекте закона о бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. было предложено снижение расходов на национальную экономику до 12,47% к расходам федерального бюджета уже в 2013 г. Фактически в 2012 г. при расходах федерального бюджета 13 трлн рублей расходы на национальную экономику составляли 2 трлн рублей, т. е. 15,4% к расходам1. Еще в 2011 г. расходы по этому разделу составляли 16,2% общего объема расходов федерального бюджета. Но в очередной трехлетке (2013-2015) на 2013 г. уровень расходов по разделу «Национальная экономика» оказался меньше - они были урезаны в пользу других разделов, что стало основанием для очередного засекречивания структуры расходов бюджета.
«Секретное урезание» было и по другим разделам в пользу увеличения расходов на национальную оборону. По этому разделу, как показывает опыт «Оборонсервиса», расходы покрываются в криминальных формах. Но даже при этом резерв увеличения расходов бюджета на национальную экономику существовал и был ликвидирован путем сокращения планируемой доли общей суммы расходов федерального бюджета относительно ВВП - с 21,6% в 2011 г. до 18,83% в 2015 г. Такое «новаторство» объясняется стремлением отсечь часть доходов на увеличение резервных фондов для страхования рисков на случай неизбежных при нынешней модели управления «провалов» в экономике. Реализуется установка бывшего вице-премьера страны А. Л. Кудрина, согласно которой темпы роста расходов бюджета должны отставать от темпов роста ВВП. Подобная точка зрения представляется необоснованной.
Относительное снижение доли расходов бюджета на национальную экономику в условиях продолжающейся деиндустриализации недопустимо. Финансирование экономики должно расти пропорционально росту ВВП, а поддержка госсектора в экономике - в соответствии с его ролью в развитии капиталоемких и наукоемких отраслей. Ставится задача увеличения доли инвестиций в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза по отношению к уровню 2011 г. Это предусмотрено Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 еще до принятия закона о бюджете на 2013 г. Установка Указа не подкреплена финансовым потоком.
1 иКЬ: www.rg.ru - 17 января 2013 г.
6. Эффективность антикризисной составляющей в экономической политике государства оказалась невысокой даже при наличии нерационально используемой «подушки безопасности», поэтому следует в полной мере изменить порядок резервирования выручки от экспорта энергоносителей. Сегодня Резервный фонд и Фонд национального благосостояния практически оказались фондами страхования рисков, связанных с ошибками и просчетами в экономической политике. В качестве таковых они слишком велики: на начало 2013 г. каждый из этих фондов достиг уровня 2,6 трлн рублей - всего 5,2 трлн рублей. Постепенно резервирование средств следует сокращать, имея в виду, что существует и резервный фонд Президента (порядка 1% к расходам бюджета) на уровне годовых расходов по некоторым разделам расходов федерального бюджета. Пришло время максимально сократить использование Резервного фонда как зарубежного финансового актива и увеличить объем выделения ныне резервируемых средств на инвестиции.
7. Активизация инновационного процесса немыслима без реформы кредитной системы. Крупным резервом пополнения кредитных источников неоиндустриализации остается запрет на перелив доходов граждан России на счета в офшорных банках. Средства граждан России со средними доходами на счетах в офшорах быстро возрастают. В 2010 г. на офшорных счетах граждан этой группы населения 20 стран (включая Россию) значилось 7,6 трлн долларов. Вклады российских граждан составляли 798 млрд долларов - более 10% от общей суммы вкладов этой группы стран1. В рублевом эквиваленте на их счетах около 24 трлн рублей - почти два годовых федеральных бюджета по расходам. Этот поток следует предельно ограничить, чтобы средства могли быть использованы как кредитный ресурс российских банков для поддержки компаний на цели модернизации производства.
Закрытие каналов перелива средств в зарубежье и увеличение кредитных ресурсов позволило бы сократить внешний и внутренний государственный долг, рост верхних пределов которых с начала перехода к трехлетним бюджетам, т. е. с 2008 г., усиливается. Предусмотрена эмиссия внешних долговых обязательств в 2013 г. (до 7 млрд долларов). И это происходит в ситуации, когда внешний корпоративный долг уже равнозначен объему золотовалютных резервов страны.
В рублевом эквиваленте суммарный верхний предел внешнего и внутреннего госдолга на 2015 г. определен в объеме 10,8 трлн рублей, что составит около 70% к расходам федерального бюджета. Верхний предел госдолга России относительно ВВП в 2015 г. прогнозируется на уровне 13% ВВП. Трудно предположить, что будет, если снова потребуется выручать госкорпорации за счет средств «подушки безопасности». Нас не может успокаивать то, что все страны еврозоны при планке госдолга относительно ВВП на уровне 60% реально госдолг накопили в гораздо больших объемах и в перспективе будут расти.
Согласно прогнозу, уже в текущем году госдолг еврозоны достигнет 95% ВВП, причем в Германии - 81,5%, во Франции - 92,1%, в Италии -
1 ЦКС: http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcatart=2&lang=1
127,8%, в Испании - 96,9%. В США этот показатель достигнет 112% ВВП1. Накопление государственного долга неизбежно порождает финансовую пирамиду с необходимостью новых займов для погашения срочных и просроченных долгов и процентов по ним. Если учесть динамику долга корпораций, которым российскому государству придется помогать, то Россия идет по опасному пути.
8. Наличие существенных резервов инвестирования в индустриальное развитие, пока не используемых, диктует внесение изменений в действующие законы и принятие новых. Необходим закон о проведении экспериментов в экономике с организацией соответствующего мониторинга и анализом результатов.
Эксперимент должен иметь научное сопровождение уровня не ниже экономических институтов РАН, а не уровня Агентства стратегических инициатив, то и дело предлагающего убогие «дорожные карты», на сленге которых заговорили советники высших руководителей страны и министры. Таких карт уже много: это и пресловутое превращение выручки от экспорта энергоносителей в финансовый актив, и примитивная приватизация государственных активов для покрытия дефицита бюджета после тех же бюджетных «инъекций» в эти активы при наличии значительных резервных фондов, и накопительная часть пенсии, на которой наживаются негосударственные пенсионные фонды. Это и «дорожная карта», в которой отражено «обоснование» необходимости доведения к 2018 г. доли госзаказов малому и среднему бизнесу почти до 25-30% (не менее 2 трлн рублей) от общего объема госзаказов порядка 7 трлн рублей. Лоббирование малым и средним бизнесом названной доли и «научное сопровождение» такого лоббирования вполне объяснимы. Участники имитируемых электронных торгов уже давно получают коррупционную долю более 1 трлн рублей в год. Эта величина растет. Если участников кампании станет больше, рост коррупционного налога ускорится.
Чтобы экономические эксперименты не были коррупционными, их обоснование должно быть инициировано учеными, имеющими высокую научную репутацию. Критически должны оцениваться и результаты экспериментов с последующей корректировкой. Опыт проведения экономических экспериментов в СССР был не вполне удачным только потому, что результаты их проведения должным образом не обобщались, ошибки не исправлялись. Характерный пример - министерский хозрасчет, открывший путь для получения неадекватных результатам труда доходов. Это многим понравилось. Затем с использованием имущества государства стали создаваться кооперативы, принесшие многим директорам доходы, достаточные для «эффективного» участия в приватизации.
Сегодня многие «дорожные карты» имеют аналогичную подоплеку. Они становятся элементами декларируемых стратегий, при этом последовательно реализуемых в самой негативной их части. Достаточно напомнить о том, что почти ничего не делается по преодолению социально опасной дифференциации доходов населения. В Стратегии национальной безопасности Российской
1 Миркин Я. Холодный рост // Российская газета. - 2013. - 11 января.
Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) в числе основных характеристик состояния национальной безопасности назван децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения). Снижать сложившееся соотношение должна «дорожная карта». Фактически дифференциация усиливается, а про карту забыли. Все это является следствием отсутствия механизмов, регулирующих перераспределение (в том числе и с помощью прогрессивных налогов) наиболее высоких доходов.
Действующие механизмы ценообразования и получения доходов производителями благ и услуг исходят из трактовки безмерности предпринимательских способностей в официальных курсах экономической теории. Эти способности также безмерно и неограниченно вознаграждаются за счет разницы между выручкой и затратами при отсутствии контроля над ценами потребительского рынка.
Реальностью стала полная свобода в дифференциации оплаты труда вне всякой связи роста заработной платы с ростом производительности труда. В такой ситуации стратегии мотивации результативного участия в инновационном процессе практически нет. Это предопределяет соотношение средних доходов крайних децильных групп, недопускаемое нигде в мире. В России за период трансформационного процесса названное соотношение приблизилось к 20:1. Такова нерекламируемая «дорожная карта» формирования среднего класса.
В среде чиновничества установка на развитие среднего класса воспринята усилением коррупционных начал в формировании доходов. Поражает воображение официальная статистика сохранения на высоком уровне числа преступлений, совершаемых лицами, имеющими особый правовой статус. Имеет место отрыв доходов от реальных трудовых вкладов на основе присвоения коррупционного налога и ренты.
9. В сложившихся условиях взаимодействия государственного и негосударственного секторов обнаруживается неспособность эффективно использовать трансформированные экономические механизмы в качестве инструментов обеспечения роста. Заслуживают внимания идеи академика Ю. В. Яременко о возможном использовании модели «двухсекторной экономики», как в Китае, где «довольно значительная, хотя и малоподвижная плановая экономика соседствует... с быстроразвивающейся рыночной экономикой в виде мелких и средних предприятий»1.
По мнению Ю. Яременко, активизировать госпредприятия побуждает то, что «рядом с этими предприятиями уже кипит жизнь второго сектора»2. Если конкуренция «оживляет» госсектор, его незачем ликвидировать. В России получилось так, что второму сектору «кипеть» не требуется, ибо он создан на грабительской основе, и его ближайшая цель - застраховаться от национализации, вывести капитал из страны. Однако есть пределы разрушения госсектора. Его «критическая масса» должна быть сохранена. Планы приватиза-
1 Яременко Ю. В. Экономические беседы. - М., 1999. - С. 198.
2 Там же. - С. 218.
ции госсектора после бюджетных вливаний реализуются по самым коррупционным схемам. Конституционной равной защиты разных форм собственности в стране нет. Такую защиту пора создавать.
Трудовая мотивация должна быть связана с результатами труда. Это предполагает государственное регулирование соотношения производительности труда и заработной платы. Оно ухудшается, потому что не регулируется. По данным Статистического комитета СНГ, средняя зарплата в 2000-2011 гг. выросла в 10,14 раз, производительность труда в расчете на работающего - в 1,52 раза. Еще никогда в рамках десятилетия рост заработной платы так многократно не опережал рост производительности труда. Проблема эта не может быть решена лишь на основе намечаемого повышения производительности труда к 2018 г. по сравнению с 2011 г. в 1,5 раза1. Для этого отсутствует такое стартовое условие, как развитость системы стимулирования труда. Высокопроизводительными новые рабочие места сами не станут, если не будет преодолена гипертрофия стимулов к труду. Она имеет место вследствие безмерности в формировании трудовых доходов менеджеров и собственников. Эти доходы конвертируются в резервную валюту, выводятся за пределы страны. В то же время вследствие относительного замораживания и инфляционного оскудения реальных доходов рядовых работников, непосредственно производящих блага, их доходы относительно снижаются. Обострение этого противоречия чревато социальным конфликтом.
Для формирования управленческого кадрового ресурса необходимо радикальное совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих. Пока она разрушается на основе запуска модели объединения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства, функционировавшей ранее при Правительстве РФ. Реальностью стало развитие академии в новом качестве - как обычного вуза по подготовке бакалавров. В стране фактически не оказалось высокоспециализированной системы повышения квалификации работников государственной службы высшего уровня.
Дискуссионный характер ряда положений статьи не снимает остроты и не снижает актуальности правильного решения обсуждаемой проблемы.
Список литературы
1. Вечканов Г. Неоиндустриализация и модернизация // Экономист. -2012. - № 9.
2. Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. - М. : Книжный мир, 2012.
3. Миркин Я. Холодный рост // Российская газета. - 2013. - 11 января.
4. Яременко Ю. В. Экономические беседы. - М., 1999.
1 Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».