транспорт
УДК 629. 113. 004: 621. 89
М.М. Долгорсурэн, С.П. Жаров Курганский государственный университет
ресурсосберегающие
технологии
при использовании
смазочных материалов
на автомобильном
транспорте
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации сбора и рационального использования отработанных масел, а также влияние отработанных смазочных материалов на экологическое состояние окружающей среды. Предлагается система сбора и вторичного использования отработанных масел, для этой цели предложено создание пунктов приемки отработанных масел через систему АЗС.
Ключевые слова: утилизация отработанных масел, пункты приемки смазочных материалов, загрязнение окружающей среды.
M.M. Dolgorsuren, S.P. Zharov Kurgan State University
resource-saving technology using lubricants in motor transport
Annotation. The article considers the questions of organizing the used engine oil salvage and the influence of used lubricants on the ecological state of the environment. A system of used oils salvage is suggested. For this purpose we proposed the organization of used engine oil collection points through a system of filling stations.
Keywords: used engine oil salvage, lubricants collection points, environmental contamination.
ВВЕДЕНИЕ
Современный парк автотранспортных средств потребляет более 30% всех производимых нефтепродуктов. При сгорании топлива в двигателях внутреннего сгорания образуется значительное количество токсичных и канцерогенных веществ. Масла, отработавшие в агрегатах автомобилей, требуют сбора и переработки, что в большинстве регионов нашей страны экономически нецелесообразно. Таким образом, использование эксплуатационных материалов на АТС должно быть не только рациональным с экономической точки зрения, но и в значительной степени рациональным с точки зрения экологии.
74
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вопросы рационального использования автомобильных смазочных материалов необходимо рассматривать с учетом трехэтапного процесса жизненного цикла масел и с обязательным учетом экологического воздействия на окружающую среду.
Первый этап начинается с момента производства материала и включает весь период использования смазочного материала в автомобиле. С точки зрения вопросов эксплуатации автомобилей этот этап, безусловно, важный и в то же время наиболее разработанный и реализованный на рынке, а вопрос сбора, хранения и повторного использования отработанных нефтепродуктов менее реализован, но он также требует внимания в связи с отрицательным экологическим воздействием на окружающую среду.
В условиях 80-х годов сбор отработанных масел реализовывался в рамках государственной монополии в системе Госкомнефтепродукта.
Более 80% всего автомобильного транспорта эксплуатировалось в государственных и кооперативных предприятиях, которые получали смазочные материалы в размере выделенных государством фондов и должны были в обязательном порядке сдавать отработанные масла на предприятия нефтепродуктообеспечения (нефтебазы). На рисунке 1 представлена доля эксплуатируемого автомобильного транспорта по состоянию на 1985 год.
2
1
80%
1 - государственные и кооперативные предприятия;
2 - физические лица Рисунок 1 - Доля эксплуатируемого автомобильного транспорта по состоянию на 1985 год
В настоящее время система сбора и переработки отработанных масел претерпела серьезные изменения. Так как более 80% автомобильного транспорта находится у физических лиц, а не у государственных и кооперативных предприятий, проблема сбора и хранения отработанных смазочных материалов становится достаточно непростой задачей.
Го суд а рство в о сн о в н о м возд е й ствует на д а н -
Вестник КГУ, 2017. № 2
ный процесс через систему штрафных санкций и воспитательную работу «Система экологического образования». На рисунке 2 представлена доля эксплуатируемого автомобильного транспорта по состоянию на 2016 год.
1
2 80%
1 - государственные и кооперативные предприятия;
2 - физические лица Рисунок 2 - Доля эксплуатируемого автомобильного транспорта по состоянию на 2016 год
В разработку новых материалов и их продвижение вкладываются огромные средства, в том числе и на российском рынке постоянно ведется острая конкурентная борьба между производителями материалов. В настоящее время ведущие компании производителей смазочных материалов интересуют вопросы применения, а вопрос утилизации остаётся открытым.
Существует проблема сбора отработанных моторных масел, так как не все масла совместимы между собой, то есть нельзя осуществлять сбор масел в единую ёмкость. Предотвращение загрязнения возможно только при правильно организованном сборе и хранении смазочных материалов. В результате старения и загрязнения масло темнеет, в нем увеличивается содержание механических примесей. Также при попадании в нефтепродукты воды скорость коррозионного разрушения металлов значительно возрастает, так как в этом случае наряду с химической коррозией начинает протекать процесс электрохимической коррозии. На рисунке 3 приведена сравнительная характеристика минеральных и синтетических масел.
В ходе исследования этапа «Сбор отработанного масла, а также его транспортировка» выяснилось, что в Кургане по состоянию на начало 2016 года существует три пункта приёма отработанных масел. Но данные пункты в дальнейшем транспортируют собранные масла в более крупные города, на что уходят дополнительные средства (затраты). Также оказалось, что минимальный объём приёма отработанного масла составляет 10 м3, что оказывается недоступным для физических (частных лиц). Закупка масел происходит на условиях самовывоза, что ещё более затрудняет процесс п р и ё м а от р а б о_т а н н ых м а с е л . СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12
га ° Синтетические масла
о> ™ Углеводородные Полиэфирные
Свойство* 5 * а> £ 22. Полиаль-фаоле-фины Ал кил-бензолы Дикар-боновых кислот Полигликоль-эфирные Полигли-колевые Эфиров фосфорной кислоты Силиконовые
смазывающие 4 4 4 5 5 4 6 3
текучесть 3 4 4 5 4 4 3 6
индекс вязкости 3 4 3 4 4 5 2 6
низкотемпературные 2 4 4 4 4 4 3 4
термостабильность 3 3 3 4 4 4 3 5
термоокислительная стабильность 3 5 4 4 6 4 3 4
смешиваемость 6 6 6 4 3 2 2 2
испаряемость 3 6 4 6 6 4 4 4
гидролитическая стабильность 6 6 6 3 3 5 3 4
антикоррозионные 6 6 6 3 3 4 3 4
растворяющая способность по отношению к присадкам 6 4 6 5 5 3 4 2
огнестойкость 2 2 2 3 3 3 6 3
"Оценка свойств в баллах: 6-превосходно; 5-отлично; 4-хорошо; 3-удовлетворительно: 2-плохо
Рисунок 3 - Сравнительная характеристика минеральных и синтетических масел
Основными нормативными документами, действующими в этой области, до сих пор являются ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические требования» и «Инструкция об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в Российской Федерации» (приказ министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 25 сентября 1998 года № 311).
В настоящее время понятию «экологический сбор» дано следующее толкование - это плата за неисполнение обязанности производителя товаров по утилизации отходов от использования этих товаров в связи с утратой ими потребительских свойств. Это следует из пп. 1, 7 ст. 24.2 Закона об отходах. То есть в данной программе утилизации отработавших масел основную роль должны играть производители масел.
В год на внутреннем рынке России потребляется от 555,56 до 740,74 тыс. тонн автомобильных масел. Если учесть, что в стране проживает примерно 180 млн человек, то эти цифры могут соответствовать потреблению от 3,8 до 5,1 литра разных автомобильных масел и смазок на 1 человека в год. В Европе знают, что для производства 1 л нового высококачественно смазочного масла требуется 67,2 л сырой нефти и только 1,6 л отработанного масла.
При этом можно заметить, что если развитие производства и использования смазочных материалов за последние 25-30 лет в России получили резкое развитие благодаря рыночным отношениям, то процессы сбора утилизации и переработки отработанных материалов, наоборот, решаются все хуже. Такое состояние можно объяснить слабой заинтересованностью бизнеса в решении этих вопросов и сложностями на пути решения данной проблемы на государственном уровне.
Отработанное масло классифицируется как опасные отходы класса 2 или 3 (высокоопасные или умеренноопасные) и контролируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их у_д а л е н и е м .
75
Отработанное масло несет в себе серьезную угрозу для окружающей среды и здоровья людей. Оно опаснее, чем сырая нефть, поскольку в нем содержатся измененные в ходе эксплуатации добавки, полиолефины, смолы, асфальтены, карбе-ны, механические примеси и другие загрязнители.
Отработанное масло:
- загрязняет водные ресурсы и почву;
- обладает канцерогенным, мутагенным действием и влияет на репродуктивные функции.
Попадание нефтепродуктов в окружающую природную среду происходит на всех этапах их жизненного цикла:
- на этапе добычи нефти и при ее переработке;
- в сфере торговли в результате халатного хранения, проливов и протечек;
- при использовании нефтепродуктов в технике или в качестве топлива;
- в процессе сбора и переработки отработанных масел и нефтеотходов;
- при переработке и повторном использовании отработанных масел и уничтожении нефтеотходов.
Поскольку нефть и нефтепродукты являются невозобновляемыми продуктам, их жизненный цикл не может быть замкнутым. Поэтому одна из особенностей нефтепродуктов в целом и отработанных масел в частности состоит в том, что они в конечном итоге все равно попадают в окружающую природную среду либо в непереработанном виде в воду и почву, либо посредством переработки или уничтожения в виде выбросов дымовых газов в атмосферу. И только применительно к моторным и другим смазочным маслам цикл может быть частично замкнут посредством их переработки с целью повторного использования.
Сегодня существуют законы, регулирующие вопросы, связанные с утилизацией отработанных масел, однако отсутствует эффективная система сбора отработанных материалов. Бизнес не за-интерисован решать эти вопросы, в эту сферу не вкладываются средства, и практически каждый субъект решает эти вопросы по своей программе. Наиболее широко используется три направления вторичного использования отработанных масел: первое - использование отработанных масел для производства новых нефтепродуктов, второе -использование отработанных масел для получения тепловой энергии в основном для отопления производственных помещений, третье - утилизация непригодных к дальнейшему использованию нефтепродуктов.
Проведя анализ мировой практики, можно в качестве одного из решений данного вопроса предложить создание пунктов приемки отработанных масел через систему АЗС. Такой подход будет наиболее рациональным, так как в мире распространена практика отвественности производителя за свою продукцию с момента продажи и до утилизации. Сегодня рынок автозаправочных станций в Росси и продолжает раз в и ваться . В ме га пол и сах, 76
таких как Москва, Екатеринбург, сеть автозаправочных станций в основном сформировалась и её развитие идет по пути технического совершенствования и расширения функциональности.
Согласно данным Российского топливного союза (Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г.) [1], в 2012 году было зарегистрировано 21203 АЗС, из них 7373 АЗС принадлежат ведущим компаниям, а 13830 - независимые АЗС.
В 2014 году сеть автозаправочных станций России, по данным различных источников, оценивается в широком диапазоне, так, например, по данным автостата, имеется информация о 24666 АЗС [2]. В Курганской области, по данным, 208 АЗС, в Кургане - 69 АЗС. По данным другого источника [3], в России насчитывается 45000 АЗС.
Статистические данные, характеризующие количество АЗС, имеют важное значение в вопросе ресурсосбережения при использовании смазочных материалов на автомобильном транспорте.
Все автотранспортные и другие организации независимо от объема потребления свежих нефтепродуктов обязаны осуществлять сбор и сдачу на базы нефгесбытовых организаций отработанные масла.
Предприятия транспорта должны сдавать не менее 25% годового потребления смазочных масел. Норма сбора и сдачи планируется как по организации в целом, так и по группам отработанных нефтепродуктов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование предлагаемой системы сбора и вторичного использования отработанных масел, в виде создания пунктов приемки отработанных масел через систему АЗС приведёт к ресурсосбережению при использовании смазочных материалов на автомобильном транспорте.
Такой подход будет наиболее рациональным, так как в мировой практике распространена практика ответственности производителя за свою продукцию с момента продажи и до утилизации.
Список литературы
1 Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г. URL: http://www.rfu.ru/images/docs/analitika, свободный.
2 Поиск АЗС по регионам компаниям и направлениям. АЗС в России. URL: http://www.benzin-price.ru/zapravka. php?region. свободный.
3 Сколько АЗС в России. URL: http://www.magistral116.ru/ articles/article. Своюлдный.
4 Жаров С. П. Эксплуатационные материалы: учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2012.168 с.
Вестник КГУ, 2017. № 2