УДК 330.4
РЕСУРСОЕМКОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С. А. Умнова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Статья содержит информацию о проблемах, связанных с оптимизацией процессов управления запасами на фармацевтических предприятиях. Дано определение понятия «Ре-сурсоемкость». Описаны особенности отечественного и иностранного фармрынка с точки зрения производства и поставок. Рассмотрены параметры определяющие конкурентоспособность предприятия. С помощью экономико-математического аппарата найден один из способов решения поставленной задачи оптимизации закупки товаров (фармацевтических препаратов).
Ключевые слова: ресурсоемкость, объем запасов, фармацевтическое предприятие, экономико-математическая модель, конкурентоспособность, модель прогнозирования оптимальной закупки товаров.
Сегодня в нашей стране лекарства производят 350 предприятий. Но их доля на рынке не превышает 20% в стоимостном выражении. Остальное импорт. Причем зарубежные лекарства часто продаются по ценам в разы более высоким, чем в других станах. Стоит отметить, что доминирование импортных лекарств на российском рынке производители объясняют отсутствием производственной базы. Одновременно Российские предприятия страдают от технологической отсталости и отсутствия инвестиций в инновации, то есть в разработку лекарственных препаратов [2, с. 14].
Многие предприятия ставят задачу по снижению затрат, при этом в логистике обычно выделяют точку приложения сил - это большие затраты на транспортировку из-за слишком частых поездок к поставщику, и заморозка денег в лишние запасы, которые будут лежать на складе. Оба этих крайних варианта и есть следствие неоптимального объема партии заказываемой у поставщика продукции. Именно поэтому стоит обратить внимание на планирование и закупку товара.
Из всего сказанного выше, следует вывод о том, что тяжелое положение российских производителей в значительной
степени обусловлено уровнем управления как производством, так и ресурсами предприятий. Грамотный менеджмент в производстве и сбыте могли бы в определенной степени смягчить ситуацию.
Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:
1. производственный или торговосбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
3. имидж предприятия - моральный капитал предприятия;
4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
6. инвестиционный потенциал;
7. трудовые ресурсы;
8. управленческий и информационноаналитический потенциал;
9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности [1, с. 35-36].
Для фармацевтической отрасли из всех параметров наиболее остро стоит проблема, обозначенная в первом и четвертом пунктах классификации, поэтому необходимо рассмотреть пути и возможности решения данных проблем.
Экономико-математические методы на уровне конкурентоспособности товара в целом, и лекарственных препаратов, в частности, наилучшим образом решают управленческую задачу ресурсоемкости, для которой важнейшими параметрами являются график и объемы поставок партий товара на склад.
В экономической литературе нет точного определения понятия «ресурсо-емкость». «Ресурсы фирмы» - это средства, возможности, ценности, запасы фирмы, источники ее доходов, обеспечивающие стабильную работу фирмы по основным видам ее деятельности. Из этого определения мы можем более точно определить, что же такое «ресурсоем-кость». «Ресурсоемкость» - это потенциально допустимый объем запасов, необходимый предприятию в определенный период времени, для обеспечения стабильной работы фирмы по основным видам ее деятельности.
У большей части фармацевтических предприятий на сегодняшний день отсутствует эффективная система управления запасами, хотя именно наличие такой системы является важнейшим условием экономической безопасности предприятия и обеспечивает необходимые условия его гибкого функционирования. Образование сверхнормативных запасов связано не только с желанием создания необходимых резервов, но и с многоассортиментностью реализуемой продукции и необходимостью гибкой адаптации хозяйственной деятельности к изменению рыночных условий, а также отсутствием четкой взаимосвязи между службами снабжения и сбыта и другими подразделениями предприятий.
Практика показала, что отсутствие запасов лекарственных препаратов на
складах фармацевтических предприятий может привести к увеличению издержек, связанных с невыполнением договоров и сокращением сбыта, а также издержек, связанных с потерей заказчика. Необходимо сказать и о социальном характере дефицита лекарственных препаратов в продаже и на складе. Зачастую нехватка того или иного лекарственного средства в определенный момент времени, для конкретного человека, может негативно сказаться на его здоровье. Но образование сверхнормативных запасов приводит к увеличению издержек, связанных с хранением, обслуживанием и управлением запасами, а также возрастают издержки, вызванные ухудшением качества, либо утратой фармацевтических препаратов вследствие продолжительного хранения.
Построение экономико-математиче-ской модели дает наилучшее решение в процессе управления запасами многоассортиментной и скоропортящейся продукции, так как позволяет оптимизировать уровень запасов и связанные с ними издержки.
Классическая модель управления запасами является однопродуктовой, но для фармацевтической отрасли это неприемлемо, так как имеем большой ассортимент каждой номенклатурной группы. Поэтому необходим переход к векторной задаче оптимизации.
Рассмотрим экономико-математиче-скую модель прогнозирования оптимальной закупки товаров на предприятии.
Постановка задачи: оптовая база, аккумулирующая товары (3=1,... ,п), в объемах Х=Х1,Х2,..., хп поступающие от одного поставщика, для последующего распространения в розничной сети. Поставщик предлагаемый товар по цене с1!, ав случае, если объем закупки больше некоторого порогового значения Е)1, действует скидка, то поставка осуществляется по цене с’г. В розничную сеть товар продается по цене с,з>с,ь Из статистических данных за прошлые годы известны все ьые (1=1,...,к) варианты спроса ГУ; (на ]-ый товар) в рознич-
ной сети. Вероятность ьго спроса р'ь Если база закупила товар в большем объеме, чем необходимо в следующем периоде для розницы, то излишек сбывается по цене с14, для которой возможны следующие варианты: 1) с'4< С,2< с\; 2) С,2< с'4< С1!. Требуется определить су - количество ]-ого товара, закупаемого базой в текущем периоде так, чтобы математическое ожидание суммарной прибыли было максимально.
Математическая постановка задачи.
Пусть п=1, то есть зафиксируем некоторую ассортиментную позицию. Тогда индекс] можно опустить.
Пусть с] - количество товара, закупаемого в текущий период для каждого ь го варианта спроса на товар.
Обозначим:
у; - излишек товара;
Б; - вариант спроса, полученный по данным статистики;
р; - вероятность ожидаемого ьго варианта спроса;
8 - «весовой» коэффициент объема закупки д, т. е.
0, закупки по цене с1
1, закупки по цене с2 Запишем сначала задачу в общем
виде:
Определить величины д и у, которые при любом варианте ожидаемого спроса на товар обеспечат максимум прибыли Б при реализации в розницу:
к
РІЯ,у) = -с1 -с^(\-8) + с^-с^УгРг +с^УіРі ^тах (1)
2=1 2=1
ц-у{<Т>{,і = \,к. ф
д,у, > 0, / = \,к.
Получим классическую задачу линейного программирования, которая может быть решена стандартными методами. Однако, можно значительно упростить нахождение оптимума, если учесть специальные условия.
1) Рассмотрим случай С4 <С2<Сь
к
Р(я,у) = ч(съ -с2)-(с3 -С4)^у,р, —> тах (3)
/=1
Пусть д = О, тогда
< Д. (4)
Введем следующие обозначения: С=Сз-С2 полученная прибыль Ь=Сз-С4 недополученная прибыль Отсюда
(5)
(6)
Р(Ч,У) = сд - у,р, -> тах /=1
F{U) = q-y<DlJ = \k.
>0,7 = 1,* .
Где Т7 (И) - отклонение объема закупки от ожидаемого ього варианта спроса.
Построим двойственную задачу к задаче (5) и (6). Необходимо минимизировать отклонения объема закупок от ожидаемого спроса, чтобы гарантировать планируемую прибыль и:
к=\
Г(и) = Т.и,01 -> шш
к
к
1>,>с
(7)
к=1
0<и1<кр1,г = \,к. (8)
Далее авторы Ясина А. Я. И Полянская Т. В. [3] предлагают дополнительные переменные приравнять к нулю. Можно показать, что дополнительные
переменные равны нулю. Поэтому замена к к
ограничения ^ £/г > с на ^ II) = с никак к=1 к=1
не изменит множества оптимальных решений.
Критерий оптимальности:
Если 11;=0, ТО А; < 0.
Если и;=Ьр;, ТО А; > 0 .
Упорядочим компоненты вектора вариантов спроса по возрастанию:
В1<Б2< ..<Б< ,.<БП, где Б - пороговый спрос.
Пусть Ик - оптимальная базисная переменная, тогда
V7**; А,. = Вк -Д
V/ = \,к-1; А. > 0 £/. = Ир1
V/ = к +1, п; А. < 0 £/. = 0.
Будем предполагать, что решение невырожденное, то есть 0<11к<Ьрк, тогда имеем:
к-1
+ик ='
(9)
2=1
к-1
-< 2=1
Л с
2=1 "
(10)
Отсюда для данной задачи следует простой алгоритм решения: накапливать сумму вероятностей р; до тех пор, пока она £
не станет больше — . Пусть это условие к
выполнено для к- го варианта спроса, тогда д = Ок\ук =0 (из теории двойственности).
2) Если же имеет место случай £
с2 < с4 < сг, то — > 1. Откуда к
Ч = Оп. (11)
Аналогично решается задача при 8=1:
к
Р(д,у) = д(с3-с1)-(с3-с4)^у,р, -> тах (12)
(13)
Пусть с = с3 —с1, тогда:
к
Р(Я,У) = ЧС-Ь^УгРг -> тах (14)
Ч~Уг < Д,г' = 1Д Я, У, > 0, / = 1Д
(15)
Запишем теперь алгоритм решения задачи:
1) По данным статистики вычислить вероятности спроса и упорядочить компоненты вектора спроса по возрастанию.
£
2) Вычислить —.
к
£
Если — > 1, то положить а = И .
1 ~ 1 п
к
Если — <1, то накапливать р пока к
Еа > 7- Если £*>£>, то Я = Вк.
,■=1
Иначе:
£
3) Вычислить —. Накапливать /;( пока
к
XР, > - Сравнить
1=1 к
Если Р(Бк, у) > Р(Б, у), то q = Dk Иначе д = И.
4) Посчитать Б. [3; с. 12-14].
5) Алгоритм повторяется для каждого 3=1,2,. ,.,п.
Реализовав данную экономикоматематическую модель прогнозирования оптимальной закупки товаров, фармацевтическое предприятие получает ответ на один из главных вопросов в теории управления запасами - сколько, по какой цене и у какого поставщика купить, чтобы удовлетворить спрос покупателей, и чтобы товар не залеживался на складе в планируемый период. Так как фармацевтическое предприятие имеет дело с лекарственными средствами, имеющими определенный срок годности.
В Ивановской области проблема актуальна для таких предприятий, как «Протек» и «Волжская мануфактура», которые выполняют роль склада и снабжают многочисленные аптеки и больницы города и области.
Простой алгоритм решения дает возможность внедрения данной модели в программное обеспечение ЭВМ фармацевтических предприятий. Для работы с
помощью несложных программных средств работникам потребуются лишь небольшие дополнительные навыки, а не высокозатратное обучение, связанное с работой в информационной среде. Прогнозирование оптимальной закупки лекарственных препаратов является современным подходом к технологии планирования на фармацевтическом предприятии.
ЛИТЕРАТУРА
2. «Лица бизнеса» №10/2 Октябрь, 2009 - С. 14-18.
3. Ясина А. Я., Полянская Т. В. Прогнозиро-
вание оптимальной закупки товаров оптовой базы. Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы Международной научно-
практической конференции, 10-11 апреля 2008 г.
4. 2: в 2 ч. / под общей ред. В. В. Давниса; Воронеж. гос. Воронежского государственного университета, 2008. - 279с.
4. Интернет-ресурс. «Жизненно необходимые» изменения в дистрибуции. Совокупный рейтинг российских фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2009 года, http ://www. oharmvestnik.ru/text/18406.html.
1. Коршунова, Г. В. Структурные основы конкурентоспособности [Текст] / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. -2006. - № 8. - С. 35-38.
Рукопись поступила в редакцию 14.02.2011.
RESOURCECAPACITY AS THE FACTOR OF DOMESTIC PHARMACEUTICAL ENTERPRISES
COMPETITIVENESS INCREASING
S. Umnova
The article contains the information about the problems connected with optimization of stocks managing processes at the pharmaceutical enterprises. The definition of the concept "Resourcecapacity" is given. The features of domestic and foreign pharmaceutical market from the point of view of manufacture and deliveries are described. The parameters that determine enterprises competitiveness are considered. By the means of the economic-mathematical device the way of goods (pharmaceutical preparations) purchase optimization problem solving is found.
Keywords: resourcecapacity; stocks volume; pharmaceutical enterprise; economic-mathematical model; competitiveness; model of goods optimum purchase forecasting.