КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376.112.4
И.Г. Дрозденко, Л.М. Кобрина
Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается проблема организации непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях областного ресурсного центра трудовой и социальной интеграции. Целью деятельности центра трудовой и социальной интеграции является профессиональная ориентация, начальная профессиональная подготовка, последующее трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе развития и формирования трудовых навыков, сопровождение и поддержка профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
In article the problem of the organization of continuous professional education of persons with the limited opportunities of health in the conditions of the regional resource center of labor and social integration is considered. The purpose of activity of the center of labor and social integration is vocational guidance, the initial vocational training, the subsequent employment of physically disabled people and disabled people in development and formations of labor skills, maintenance and support of vocational guidance and professional self-determination.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, ресурсный цент, инклюзия, непрерывное профессиональное образование.
Key words: persons with limited opportunities of health, resource cent, an inklyuziya, continuous professional education.
Образовательные системы сегодня претерпевают значительные изменения. Это связано как с принятием нового Закона РФ «Об образовании», так и с модернизацией образования в целом.
Одним из перспективных путей развития системы специального образования мы считаем создание системы непрерывного, в том числе профессионального, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как в структуре существующих систем про-
© Дрозденко И.Г., Кобрина Л.М., 2014
53
фессионального образования, так и в структуре системы дополнительного профессионального образования. Это может зависеть как от индивидуальных особенностей развития личности потенциального потребителя образовательных услуг, так и от специальных условий обучения, созданных в образовательной организации профессионального образования.
Для обозначения специфики содержания и условий профессиональной подготовки разных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо установить перечень специальностей и направлений, доступных данным категориям граждан, другими словами, определить профессии, наиболее доступные тем или иным группам лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Благотворительный фонд социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Место под солнцем», созданный при поддержке Правительства Ленинградской области, выступил с инициативой создания ресурсного центра трудовой и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Такая интеграция / инклюзия - закономерный процесс развития общества, предполагающий всестороннее включение каждого человека в социальную среду, во все сферы жизнедеятельности.
Зачастую специалисты объясняют интеграцию и инклюзию по-разному: интеграцию - как совместный образовательный процесс, инклюзию - как включение в совместную жизнь. Так ли они разнятся? И настолько ли новым является процесс инклюзии в образовательных системах?
В литературе 90-х гг. прошлого века и начала 2000-х гг. мы находим пояснение термина «интеграция» отечественными учеными [1, 9, 13, 15, 16, 18]. Об этом же («не просто совместное обучение, а совместная жизнь») в это же самое время писали и белорусские авторы [2, 7, 8]. Так не было ли это процессом инклюзии в наших системах специального и общего образования уже тогда, больше 10 лет тому назад?
В этой связи хотелось бы обратиться к современной литературе, в которой рассматривается несколько подходов к образованию лиц с ОВЗ, таких как мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integratio - соединение), инклюзия (inclusion - включение). Все эти подходы имеют как плюсы, так и минусы.
Мэйнстриминг предполагает общение детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками только в рамках различных куль-турно-досуговых мероприятий или отдельных занятий. Таким образом, это направление предполагает не достижение образовательных целей, а расширение социальных контактов. Однако социокультурное общение не ново для отечественных систем специального и общего образования, а кроме того, никем и нигде не сказано, что отношения со сверстниками у ребенка с ОВЗ в условиях мэйнстриминга могут и не сложиться.
Как видим, опыт разнообразного «включения» инвалидов в активную жизнь в той или иной ее сфере имеет уже более чем 20-летнюю историю. Однако с тех пор, как система специального профессионального образования утратила уникальных опыт учебно-производственных комбинатов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в ней ничего не изменилось. Другими словами, система специального профессионального образования не только не развивается, но и представляет собой разрозненную сеть учреждений, образовательная среда которых не всегда соответствует потребностям, в том числе и фи-зическим,потребителей.
Обратимся к недавнему прошлому, когда выпускник специальной школы (интерната), поступая в учебно-производственный комбинат, например, Всесоюзного общества глухих (слепых), получал гарантированные государством основы профессии, жилье, работу, включался в активную общественную жизнь.
В настоящее время система учебно-производственных комбинатов, общежитий ВОГа, ВОСа полностью утрачена и, выйдя сегодня из специальной школы-интерната, человек с ограниченными возможностями здоровья зачастую выходит на улицу. Исключение составляют семьи, готовые принять живое участие в дальнейшей жизни такого ребенка.
Таким образом, ситуация в общем и специальном образовании, в том числе, профессиональном, давно уже благоприятствует социальной и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Однако до сих пор имеется большая часть лиц с ОВЗ и / или инвалидов, не просто нетрудоустроенных, а даже и не имеющих возможности получить основы профессионального образования.
Данная проблема все еще актуальна как для выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций, так и для детей, подростков и взрослых инвалидов, получающих основы образования на дому, находящихся на попечении родителей, а особенно тех, кто остается в юрисдикции органов опеки. Если в коррекционных образовательных организациях основы профессионального образования даются в рамках программ обучения и воспитания, то в учреждениях социальной защиты такие программы не предусмотрены. До сих пор не выстроены правовые межведомственные отношения в части не просто трудоустройства, но и профессиональной подготовки данной категории граждан, не разработаны специальные образовательные программы, не дифференцирован контингент граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, не разработаны списки профессий, соответствующих особенностям и возможностям данных категорий граждан.
Таким образом, актуальность создания ресурсного центра трудовой и социальной интеграции инвалидов очевидна, проблема ясна и требует решения.
Деятельность центра строится на принципе этапности, основными элементами которого являются подготовительный (организационный), основной и заключительный этапы. Внутри каждого разрабатываются программы деятельности ресурсного центра, определяется содержательная часть деятельности, и апробируется структура центра.
В первую очередь необходимо разработать рекомендации по индивидуальным программам профессиональной реабилитации инвалидов; определить их потенциал к обучению в организациях среднего профессионального образования или в системе дополнительного профессионального образования; сформировать необходимые условия реализации такого обучения; осуществить научно-методическую разработку технологий профессионального обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по конкретным специальностям; дать описание научно-обоснованной образовательной модели для инвалидов в условиях колледжа (психолого-педагогическое и социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на всех этапах получения профессионального образования и последующего трудоустройства); организовать информационное обеспечение комплексной профессиональной, социальной и психологической реабилитации; определить условия научно-методического обеспечения функционирования образовательной модели инвалидов; обосновать коррекционно-развивающий блок дисциплин, учебных планов, специальных комплексных программ и коррекционных мероприятий.
Целью деятельности областного ресурсного центра трудовой и социальной интеграции является профессиональная ориентация, начальная профессиональная подготовка, последующее трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе развития и формирования трудовых навыков, сопровождение и поддержка профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
Основной задачей областного ресурсного центра является индивидуализация и дифференциация социальной и трудовой интеграции инвалида и/или лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от его психофизического состояния, индивидуальных особенностей, выбора формы, темпа и уровня профессиональной подготовки.
Организация деятельности ресурсного центра обозначает ближайшую перспективу развития и решения ряда наиболее значимых задач.
В процессе практического применения результатов работы необходимо осуществить переподготовку профессиональных кадров; организовать психолого-педагогическую поддержку выпускников специальных образовательных организаций в период выбора профессии и предпро-фессиональной подготовки. В процессе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо привлекать ресурсы социальных партнеров (фонды, предприя-
тия, службы занятости, международные организации, общественные организации и пр.); разработать новые приемы и методы, способствующие усвоению содержания профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; определить специальную систему профессионального образования как совокупность целостных, последовательных, структурированных, соподчиненных, взаимосвязанных компонентов, гармонично встроенных в структуру общественной жизни.
Учитывая особенности психофизического развития слушателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, необходимо создавать специальные педагогические условия профессионального образования для данного контингента внутри отдельной системы в условиях учреждений профессионального образования, в том числе, в рамках ресурсного центра.
В настоящее время в процессе научно-практической работы нами описано современное состояние профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе, определены проблемы и потребности системы профессионального образования; спроектирована и обоснована модель непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха и лиц с нарушением зрения в едином образовательном пространстве учреждения среднего профессионального образования.
На основе педагогического моделирования нами была разработана система профессионального образования лиц с нарушением зрения и лиц с нарушением слуха, представленная в виде особым образом структурированного комплекса.
Также нами были исследованы и выявлены образовательные потребности старшеклассников и выпускников специальных (коррекцион-ных) школ I-IV видов Ленинградской области; проведен обоснованный отбор специальностей, освоение которых возможно лицами с нарушением зрения или слуха; разработаны учебные планы и программы. Так, в соответствии с задачами исследовательской работы были подготовлены учебно-методические комплексы по направлениям и специальностям, доступным для лиц с нарушением слуха и лиц с нарушением зрения; созданы специальные условия для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЛГУ им. А.С. Пушкина. Результаты научно-исследовательской работы были отмечены Золотым кубком Гран-при на Международном образовательном конгрессе «Global Education - Образование без границ» в 2011 и в 2012 гг.
В том же русле планируется подготовка программ и учебно-методических комплексов по перечню специальностей профессионального образования, в том числе дополнительного, для других категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Таким образом, установленные нами компетентностные границы деятельности ресурсного центра в части трудовой и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разработанные направления развития образовательных систем, основанные на эмпирических исследованиях, способствуют консолидации административной, исследовательской и практической деятельности в специальном профессиональном образовании региона.
Список литературы
1. Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1996. - С. 81-84.
2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Мн.: Асар, 2003. - С. 77-90.
3. Кобрина Л.М. Перспективные направления развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе эмпирических исследований // Специальное образование: материалы IX междунар. науч. конф., 24-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Т. II. - С. 147-154.
4. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология: науч.-метод. журн. -2012. - № 3. - С. 14-19.
5. Кобрина Л.М. Обучение лиц с нарушением слуха и зрения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.
6. Коноплева А.Н. Проблемы интегрированного обучения // Дефектология. — 1998. - №1. - С. 21-24.
7. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Теория и практика интегрированного обучения // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 33-36.
8. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.
9. Малофеев Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43.
10. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара». - СПб., 1996. - 144 с.
11. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 81 с.
12. Малофеев Н.Н. Стратегия и практика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1998. - №3. - С. 17-21.
13. Малофеев Н.Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под. ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - С. 27-40.
14. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. - М., 2003. - С. 12-29.
15. Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. -СПб.: Образование, 1996.
16. Шипицына Л.М. Интегрированное обучение «за» и «против» // Народное образование. - 1998. - №6. - С. 11-17.
17. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Права человека, 2001. - С. 56-61.
18. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 41-46.