ния; обобщение личного производственного опыта; перенос имеющихся знаний, умений и навыков на практическую деятельность; развитие профессионально важных качеств; способность выполнять работу на любом рабочем месте; рационально, планомерно организовывать свой труд; умение контролировать и анализировать итоги своей работы; способность качественно и ответственно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции. Благодаря расширению профессиональных компетенций на 100 % решен вопрос устройства наших студентов для прохождения практики на оплачиваемых рабочих местах.
На базе техникума проводятся встречи, совещания, конференции руководителей и специалистов угольных предприятий Кузбасса, наших социальных партнеров. В течение последних лет сложились взаимовыгодные партнерские отношения между техникумом и рядом угольных предприятий.
Создавая отраслевой центр многоуровневой подготовки специалистов, мы разрабатываем и внедряем широкий спектр программ дополнительного образования, что способствует совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации работников угольной промышленности. В работу центра вовлечены представители шахт «Бутовская», «Первомайская», «Романовская» и др., учебно-курсовой комбинат ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (далее - «Северный Кузбасс»). Так, например, для шахты «Бутовская», испытывающей потребность в квалифицированных кадрах, в техникуме на новейшем оборудовании проводится профессиональное обучение машинистов горно-выемочных машин. На сегодняшний день заключен договор с учебно-курсовым комбинатом угольной компании «Северный Кузбасс» о совместном обучении по целевой подготовке электрослесарей высшей квалификации по эксплуатации электрооборудования. Причем только третья часть обучения будет проходить в УКК, а остальное время - на базе техникума. Также с УК «Северный Кузбасс» согласована программа повы-
шения квалификации бригадиров и звеньевых очистных и подготовительных участков и издан приказ по компании об обязательном прохождении курсов повышения квалификации на базе техникума.
Одна из сторон частно-государственного партнерства -участие представителей работодателей в профориентаци-онной кампании, проводимой техникумом. Так, в г Березовском школьникам был предложен рекламный материал, в котором «Северный Кузбасс» приглашает их на обучение в нашем образовательном учреждении с последующим гарантируемым трудоустройством на своих предприятиях. А во время проведения областной ярмарки учебных мест совместно с агитбригадой техникума выступали представители шахты «Бутовская».
Решением коллегии департамента образования и науки Кемеровской области от 19. 05. 2009 года Кемеровскому горнотехническому техникуму присвоен статус базового образовательного учреждения по направлению деятельности «Научно-методическое обеспечение Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования специальностей горнодобывающей промышленности».
Целью своей работы в качестве базового образовательного учреждения мы видим отработку форм, методов, средств совершенствования подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
На базе техникума проводятся обучающие семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, стажировки для педагогических работников учреждений Кемеровской области начального и среднего профессионального образования, готовящих специалистов горного профиля.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что отраслевой центр многоуровневой подготовки кадров для угледобывающих предприятий Кузбасса на базе Кемеровского горнотехнического техникума создан и успешно развивается.
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Н. Е. Тюленева, руководитель ОРЦ ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Одной из главных задач модернизации системы профессионального образования является качественная подготовка будущих рабочих и специалистов. В этой связи создается система прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Доступность профессионального образования, направленного на формирование не
только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения выпускников, ориентация обучения на конечные результаты, в частности, на формирование конкурентоспособной личности, мобильной, обладающей профессиональными знаниями, техническим мышлением помогут обеспечить рынок труда необходимыми кадрами.
Интенсивно обновляются содержание, технологии обучения, формы организации учебного процесса.
Внедряютсяновыепедагогические информационно-коммуникативные технологии, возрос интерес коллектива к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Доказано, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
Одним из определяющих подходов к решению проблем качества является организация инновационной методической службы техникума. Сегодня выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты и цели образовательного процесса:
- построение образовательного процесса на основе современных подходов в условиях социального партнерства, непрерывности образования;
- отслеживание и корректировка результатов практического этапа инновационного процесса.
Поставленные цели реализуются в контексте Программы развития техникума до 2013 года. Создание образовательно-ресурсного центра (ОРЦ) - необходимое условие, обеспечивающее развитие учреждения в качестве ресурсного центра по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов металлургического профиля. В этой связи изменена структура методической службы.
Методическая служба ресурсного центра, организуя процесс обобщения и распространения педагогического опыта через журнал «Время перемен», уделяет большое внимание развитию инновационного управленческого и педагогического опыта по внедрению информационно-коммуникативных технологий, созданию здоровьесберегающей среды, поддержке инициативной и талантливой молодежи. Так, например, 15 марта 2010 года на базе техникума прошла областная научно-практическая конференция «Молодежь и наука XXI века», в которой приняли участие 17 учреждений СПО, представлено около 80 научно-практических работ студентов.
17 апреля 2010 года состоялась VIII Международная научно-техническая конференция молодых специалистов, в которой приняли участие более 200 представителей молодежных организаций, молодых специалистов предприятий России управляющей компании «Евраз Холдинг» и предприятий металлургии ближнего зарубежья.
28 мая 2010 года в г. Москва Ассоциацией учебных заведений металлургического профиля в десятый раз проводился общероссийский конкурс «Преподаватель года». Сибирский Федеральный округ на третьем туре конкурса представляла педагог-психолог ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» Елена Николаевна Прокудина. Елена Николаевна заняла на конкурсе второе место.
Успех инновационной деятельности ОУ во многом зависит от готовности педагогического коллектива к достижению новых целей образования, через методическое руководство, практическую помощь, методическое обучение, создание методической продукции.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает формирование профессиональной готовности педагогов к реализации инноваций через проведение обучающих семинаров, стажировок, консультаций, что способствует повышению когнитивной готовности педагога к инновационной деятельности. В этом учебном году согласно плану работы базового образовательного учреждения проведены мастер-класс «Урок XXI века», «Фейерверк новаций», педагогический тренинг «Формирование конкурентоспособности будущего специалиста как педагогическая проблема», «круглый стол» «Применение педагогиче ских технологий в воспитательно-образовательном процессе», коуч-практик «Интеграция теоретических и практических составляющих общепедагогической готовности молодого специалиста», семинар-практикум «Применение ИКТ на уроках общеобразовательных и специальных дисциплин», стажировка руководящих профессионально-педагогических работников. Главный ресурс ОРЦ - кадровый творческий потенциал, способный действовать в современном стиле, ритме и
темпе. Большинство педагогов имеет общую устремленность на успех и лидерство. Накоплен научно-методический опыт по совместной разработке с ОАО «ЗСМК» Государственных образовательных стандартов. Создание качественно новых образовательных, информационных, мультимедийных, сетевых интерактивных обучающих программ для подготовки рабочих и специалистов по программам НПО (10 мультимедийных обучающих программ и 1282 презентации по предметам), СПО (мультимедийных обучающих программ по 27 дисциплинам).
С участием работодателей разрабатываются дополнительные профессиональные образовательные программы, проводится экспертная оценка действующей учебно-методической документации, вносятся предложения по внедрению современных технологий в учебные программы по специальным предметам. Совместно с работодателями формируется содержание регионального компонента образовательных программ, вносятся необходимые корректировки в модель выпускника.
В ФГО СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» разработан комплект программ по опережающему обучению в рамках федеральной программы, проведена переподготовка рабочих по наиболее актуальной на рынке труда профессии электрогазосварщик.
Включение в профессиональные образовательные программы факультативных дисциплин, способствующих адаптации выпускников к производственным условиям предприятий, а также выполнение студентами дипломных и курсовых работ по заданиям предприятий - все это способствует повышению их профессионального уровня. Стало традицией ежегодное проведение в техникуме конкурса «Преподаватель года» и конкурса профессионального мастерства для обучающихся и студентов. В январе 2010 года на базе техникума прошел областной конкурс профессионального мастерства по слесарной практике, областная олимпиада по электротехнике и электронике. В процессе этих мероприятий педагоги провели мастер-классы, коуч-практи-ки. Такой подход к воспитательно-образовательному процессу максимально сближает профессиональное образование с производством и помогает образовательному учреждению обеспечить успешную подготовку профессионально компетентных, конкурентоспособных специалистов.
Одним из ключевых аспектов деятельности образовательно-ресурсного центра можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагогов, взаимодействие психологической и методической служб техникума. При совместной деятельности создан центр социально-психологического сопровождения личности, его работа направлена на формирование лидерских качеств студентов, развитие общения и взаимодействия в новом учебном коллективе. Ресурсный центр (ОРЦ) - лаборатория творчества педагога. Здесь в зависимости от потребностей каждый может найти ответ на любой поставленный вопрос, касающейся затруднений в работе, способов их устранения.
Информационно-образовательная среда ОРЦ позволяет расширить возможности доступа студентов и педагогов к сетевым ресурсам и технологиям, формировать современную информационную культуру педагогов и обучающихся, повышать эффективность управления сетевым взаимодействием. Только за последние два года материально-техническая база техникума пополнилась девятью интерактивными комплексами, 90 компьютерами, копировально-множительной техникой, современным лицензионным программным обеспечением, безлимитным доступом в ИНТЕРНЕТ.