130
УДК 339.92
Н. Ф. Сергиевич
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Отмечается, что за последние годы сотрудничество между городами и районами Беларуси и России значительно расширилось, и это создает реальную основу для интеграции. Рассматриваются основные направления сотрудничества между Калининградской и Гродненской областями, предлагается модель последовательного и постадийного сотрудничества.
In recent years, cooperation between the towns and regions of Belarus and Russia has increased significantly creating a solid foundation for integration. The author describes the main areas of cooperation between the Kaliningrad and Grodno regions, as well as the model of sequential and stepwise cooperation.
Ключевые слова: интеграция, трансграничное сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, экономическое регулирование, модель.
Keywords: integration, transborder cooperation, interregional cooperation, economic regulation, model.
Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлено географической и культурно-исторической близостью этих стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских компаний.
Начало интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было положено 2 апреля 1996 г., когда главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Позже, 8 декабря 1999 г., был подписан Договор о создании Союзного государства. Тогда у России и Беларуси появились более весомые интеграционные признаки: органы власти и союзный бюджет. В результате данного договора между странами развиваются интеграционные процессы не только в экономике, но и в других сферах.
На сегодняшний день сотрудничество Беларуси и Калининградской области осуществляется на трех уровнях:
1) межгосударственный уровень — эффективно работает постоянно действующий российско-белорусский Совет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами и органами государственной власти Республики Беларусь;
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 130—134.
Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества
2) региональный уровень — подписаны соглашения о сотрудничестве Калининградской области с Гродненской, Гомельской и Брестской областями;
3) муниципальный уровень — восемь белорусских районов имеют муниципалитеты-побратимы в Калининградской области.
Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг в сфере строительства.
Одно из важных направлений российско-белорусского сотрудничества — сотрудничество с Калининградской областью. Так, в январе — апреле 2011 г. товарооборот Беларуси с Калининградской областью составил 40,5 млн долл. (здесь и далее — доллары США) — 39-е место среди регионов России — и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 35,9 %; экспорт — 24,3 млн долл. (29-е место), вырос на 22,6 %; импорт — 16,2 % млн долл. (40-е место), увеличился на 62,6 %. Внешнеторговое сальдо сложилось положительное — в 8,1 млн долл. Основой экспорта стали продовольственные товары и строительные материалы.
В рамках межрегионального сотрудничества заключено шесть соглашений между субъектами Калининградской и Гродненской областей: Гвардейский-Слонимский, Гурьевский-Щукинский, Зелено-градский-Мостовский, Нестеровский-Вороновский, Озерский-Дят-ловский, Полесский-Зельвенский. Кроме того, сотрудничество с Гродненской областью осуществлялось в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по сотрудничеству между областями на 2003 — 2005 гг.
В последние годы существенные изменения в развитие торговоэкономических отношений регионов внес мировой финансовый кризис — как на межгосударственном, так и на региональном уровнях, — что привело к падению темпов роста экономики и, как следствие, к снижению товарооборота.
За 9 месяцев 2009 г. товарооборот Калининградской области с Гродненской составил 18,2 млн долл., в том числе экспорт — 0,9 млн долл.; импорт — 17,3 млн долл.; сальдо сложилось отрицательное — 16,4 млн долл. (4,6 %).
Основные импортные позиции: цемент — 9,0 млн долл. (увеличение в 2,7 раза); изделия из камня, гипса, цемента, бетона — 4,9 млн долл. (увеличение в 2,2 раза); известь — 1,4 млн долл. (увеличение в 2,1 раза); овощи — 0,6 млн долл. (темп роста — 171,8 %).
Основные экспортные позиции: химические продукты —
0,3 млн долл. (увеличение в 6 раз); рыба — 0,3 млн долл. (темп роста — 150,5 %); готовая продукция из мяса и рыбы — 0,2 млн долл. (увеличение в 2,9 раза).
На рисунке представлен экспорт и импорт товаров в Калининградскую область за 2007—2009 гг.
132
Рис. Экспорт и импорт товаров в Калининградскую область, млн долл.
Источник: разработка автора.
За анализируемый период товарооборот сократился, в том числе экспорт в 2009 г. — на 252,8 млн долл., импорт — на 50,5 млн долл. К одной из причин снижения товарооборота между регионами следует отнести рост тарифа на определенные виды грузов. К примеру, перевалка основной части калийных удобрений в Европу осуществляется через порты Литвы и Латвии, что значительно дешевле, чем через калининградские порты. Сегодня правительство Калининградской области готово предоставить оферту по транспортным расходам, что значительно снизит издержки.
Сейчас, по мнению экспертов, в межрегиональном сотрудничестве существует три основных проблемных блока, требующих тщательной доработки: нормативно-правовая база, экономическое регулирование и инфраструктура.
В настоящее время нормативно-правовая база сотрудничающих регионов (Калининградская и Гродненская области) несовершенна и необходимы дополнительные проекты, предусматривающие особый льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, налоговый и таможенный режимы, а также проекты сотрудничества органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Необходимо учесть различия в законодательствах России и Беларуси. Так, в Гражданском кодексе Беларуси, в отличие от Гражданского кодекса России, имеется ст. 31 «Ограничение предпринимательской деятельности гражданина». Суть содержащихся в ней предписаний заключается в возможности ограничения предпринимательской деятельности в судебном порядке на срок до трех лет. Случаи такого ограничения определяются законодательными актами. В качестве субъекта, предпринимательская деятельность которого может быть ограничена, выступают как индивидуальный предприниматель, так и учредитель, участник, собственник имущества или руководитель юридического лица. Этот
Ресурсный потенциал трансграничного сотрудничества
пример показывает, что для российско-белорусского сотрудничества в предпринимательской сфере требуется доработка таких нюансов.
Остаются неотрегулированными и такие общие проблемные вопросы, как рынок труда, мероприятия по охране окружающей среды, согласование таможенно-тарифной и налоговой политики.
В совершенствовании экономического регулирования между Калининградской и Гродненской областями особое внимание необходимо уделить налоговой и таможенной сферам, валютно-финансовым условиям при осуществлении торговли. Местными органами управления могут создаваться более выгодные условия для привлечения инвестиций в регион и создания совместных предприятий на уровне трансграничного сотрудничества, но это должно быть обеспечено правовой и информационной поддержкой.
Система инфраструктуры требует улучшения пограничного и транспортного обслуживания, создания складских помещений, обеспечения услугами связи.
По мнению российских и белорусских ученых, для совершенствования партнерства Калининградской и Гродненской областей необходима модель последовательного и постадийного сотрудничества, которую можно представить как четыре этапа:
1-й этап — сбор необходимой информации о сотрудничающих территориях. На данном этапе осуществляется подбор и обмен информацией между сотрудничающими областями; в результате происходит мониторинг их состояния по определенным показателям за рассматриваемый период. Такой мониторинг проводится постоянно, на протяжении всего периода сотрудничества.
2-й этап — выбор сфер деятельности, наиболее подготовленных к сотрудничеству, и их оценка. В результате данного этапа разрабатывается проект сотрудничества.
3-й этап — организация институциональных структур, регулирующих сотрудничество в выбранных сферах. В результате разрабатывается региональная стратегия и составляется план сотрудничества.
4-й этап — реализация проекта и подведение результатов сотрудничества областей.
Предложенная модель позволит минимизировать нескоординиро-ванность деятельности областей и создать базу для дальнейшего моделирования межрегионального сотрудничества.
В последние годы трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственное сотрудничество с зарубежными партнерами.
Приграничные регионы заинтересованы в решении вопросов развития и расширения торгово-экономических связей, таможенных проблем и в обеспечении более совершенного режима пересечения государственной границы. В рамках сотрудничающих приграничных районов имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного ис-
134
пользования природных ресурсов, налаживания экологически чистого сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой промышленности, улучшения транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.
Список литературы
1. Бильчак В. С. Приграничная экономика : монография. Калининград, 2001.
2. Давыденко Л. Н., Литвинюк А. И. Трансграничное сотрудничество: экономические и институциональные основы. Минск, 2006.
3. Никитенко П. Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество — приоритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. Минск, 2008.
Об авторе
Наталья Федоровна Сергиевич — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта
E-mail: [email protected]
About author
Natalia F. Sergiyevich — PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: [email protected]