РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДРАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А. М. ВОРОБЬЕВА,
соискатель кафедры региональной экономики Башкирского государственного университета, экономист МЛПУ «Клинический родильныйдом № 4» г. Уфы
E-mail: ena 86@mail. ru
Проведены анализ и оценка ресурсного потенциала системы здравоохранения Республики Башкортостан по социально-экономическим подрайонам на основе показателей 2006-2008 гг., характеризующих кадровые и материально-технические ресурсы здравоохранения. Сделан вывод о том, что дифференциация данных показателей на внутрирегиональном уровне является объективным явлением, обусловленным, прежде всего, неравномерностью в экономическом развитии территорий.
Ключевые слова: социально-экономический подрайон, обеспеченность больничными койками, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещениями в смену), обеспеченность врачами, обеспеченность средним медицинским персоналом, соотношение врачей и среднего медицинского персонала.
Резкие изменения социально-экономической ситуации в Российской Федерации привели в последние годы к ухудшению здоровья населения. С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и ряд других важнейших направлений. В этой связи на уровне регионов возникла острая необходимость постоянного оперативного слежения (мониторирования) за состоянием здравоохранения и его последующей оценки для адекватного информационного обеспечения проводимых в отрасли структурных преобразований [1,с. 52].
Для Республики Башкортостан данная проблема особенно актуальна в силу особенностей региона: природно-экономическихусловий и ресурсов, уровня территориальной концентрации и производственной специализации, сложившихся социально-экономических связей. С учетом этих особенностей Республика Башкортостан подразделена на семь социально-экономических подрайонов (табл. 1) — Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северный, Северо-восточный и Уральский [10, с. 205].
Оценка социального положения населения, в том числе состояния здравоохранения, на уровне муниципальных образований и социально-экономических подрайонов является достаточно сложной задачей методологического характера. Муниципальная статистика находится в стадии формирования [13, с. 92]. Анализ и оценка ресурсного потенциала системы здравоохранения Республики Башкортостан по социально-экономическим подрайонам проводились на основе данных 2006—2008 гг. о показателях, характеризующих кадровые и материально-технические ресурсы здравоохранения: обеспеченность больничными койками и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещениями в смену), обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, соотношение врачей и среднего медицинского персонала.
Система здравоохранения Республики Башкортостан состоит из 461 врачебного амбулаторно-поликлинического учреждения, 227 больничных учреждений и 2 244 фельдшерско-акушерских пунктов. Медицинская помощь оказывается по 54 врачебным специальностям [14, с. 971]. Основная часть ресурсов сосредоточена в муниципальном
Таблица 1
Социально-экономические подрайоны Республики Башкортостан [6]
Социально-экономический подрайон Города Районы
Центральный Уфа, Благовещенск, Бирск Уфимский, Благовещенский, Кушнаренковский, Чишминский, Кар-маскалинский, Архангельский, Бирский, Мишкинский, Иглинский
Южный Кумертау, Мелеуз, Стерлитамак, Салават, Ишимбай Куюргазинский, Мелеузовский, Федоровский, Кугарчинский, Зианчуринский, Аургазинский, Гафурийский, Стерлитамакский, Ишимбайский, Стерлибашевский
Западный Туймазы, Октябрьский, Белебей, Давлеканово, Дюртюли Туймазинский, Буздякский, Шаранский, Бакалинский, Чекмагушев-ский, Илишевский, Дюртюлинский, Белебеевский, Ермекеевский, Давлекановский, Альшеевский, Бижбулякский, Миякинский, Благоварский
Уральский Белорецк, Учалы, Сибай, Баймак Белорецкий, Учалинский, Бурзянский, Абзелиловский, Баймакский, Зилаирский, Хайбуллинский
Северо-западный Нефтекамск, Агидель, Янаул Краснокамский, Калтасинский, Янаульский, Бураевский
Северо-восточный - Мечетлинский, Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Салаватский
Северный — Аскинский, Балтачевский, Караидельский, Нуримановский, Татышлинский
здравоохранении, которое, по данным 2008г., включает в себя 66,2% больничных коек, 80,5% мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, 65,7 % врачей, 78,5 % среднего медицинского персонала по Республике Башкортостан (табл. 2). По данным В. О. Щепина и И. А. Купеевой, в муниципальное здравоохранение Российской Федерации вовлечено 64,7% больничных коек, 81,2% амбулаторно-поликлинических учреждений, более 60% врачей [15, с. 107]. Это связано с принятием законодательства о местном самоуправлении, в результате чего произошло окончательное выделение муниципальной системы здравоохранения из некогда единой государственной системы здравоохранения страны. Данным законодательным актом
были разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе и по формированию расходов бюджетов наздравоохранение [4, с. 23].
На органы местного самоуправления возлагаются обязанности:
• по организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиаци-онной);
• первичной медико-санитарной помощи в ста-ционарно-поликлиническихучреждениях;
• медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов [3, с. 22].
Социально-экономический подрайон Число больничных коек, всего Из них муниципальных: Мощность ам-булаторно-по- Из них муниципальных Численность врачей, чел. Из них муниципальных: Численность среднего медицинского персонала, чел. Из них муниципальных:
ед. % ликлинических учреждений, посещений в смену посещений в смену % чел. % чел. %
Центральный 17 898 8 181 45,7 44 648 28 961 64,9 10 080 5 126 50,9 17 882 10 576 59,1
Южный 7 974 5 722 71,8 22 382 19 859 88,7 2 732 2 154 78,8 9 419 7 942 84,3
Западный 5 205 4 920 94,5 15 169 14 563 96 1 727 1 634 94,6 7 456 7 118 95,5
Уральский 3 078 2 768 89,9 8 290 7 760 93,6 1 026 948 92,4 4 523 4 327 95,7
Северозападный 1 898 1 818 95,8 6 169 6 000 97,3 650 622 95,7 2 494 2 330 93,4
Северовосточный 955 847 88,7 1 862 1 815 97,5 257 255 99,2 1 349 1 332 98,7
Северный 769 769 100 1 818 1 818 100 228 226 99,1 1 156 1 155 99,9
Всего по Республике Башкортостан 37 777 25025 66,2 100338 80 808 80,5 16 700 10 965 65,7 44 279 34 780 78,5
Таблица 2
Показатели системы здравоохранения по социально-экономическим подрайонам Республики Башкортостан в 2008 г. [2]
Из социально-экономических подрайонов республики особо выделяются Южный, где в муниципальное здравоохранение вовлечено 71,8% больничных коек, 88,7% мощности амбулатор-но-поликлинических учреждений, 78,8% врачей, 84,3% среднего медицинского персонала, и Центральный, где муниципальное здравоохранение включает в себя 45,7% больничных коек, 64,9% мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, 50,9% врачей, 59,1% среднего медицинского персонала системы здравоохранения муниципальных образований Республики Башкортостан. По остальным подрайонам ресурсный потенциал здравоохранения почти полностью сосредоточен в руках муниципальных органов власти.
Различие объясняется тем, что основная часть государственных (федеральных и республиканских) и негосударственных учреждений здравоохранения располагаются в Центральном и Южном подрайонах Республики Башкортостан, в особенности в г. Уфе.
По данным 2008 г., в Центральном подрайоне сосредоточено 68 % общереспубликанского числа негосударственных больничных коек, 64,7% мощности общереспубликанских негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждений, 61,1 % врачей и55,1 % среднего медицинского персонала, трудящихся в негосударственных учреждениях здравоохранения республики, в Южном подрайоне соответственно — 32%, 23,7, 29,6 и 32,4% (табл. 3).
На долю остальных вместе взятых подрайонов приходится только 11,6% общереспубликанской
мощности негосударственных амбулаторно-по-ликлинических учреждений, 9,3 % врачей и 12,5 % среднего медицинского персонала.
Развитость платных медицинских услуг в Центральном и Южном подрайонах объясняется их высоким экономическим развитием и уровнем жизни населения, которые характеризуются такими показателями, как отгруженная продукция, потребительские расходы, размер вклада, доля собственных доходов в бюджете муниципального образования (табл. 4).
При формировании прогноза капитальных вложений в строительство объектов здравоохранения на соответствующий год применяются определенные нормативы. При этом потребность каждой территории в развитии и расширении сети учреждений здравоохранения определяется как разница между нормативной обеспеченностью населения районов и городов республики данными учреждениями и возможностями действующих учреждений всех форм собственности, т. е. фактической обеспеченностью. При определении потребности района или города в новом строительстве или расширении действующих объектов здравоохранения должны быть учтены:
• структурные изменения, происходящие или намечаемые в отрасли, включая ликвидацию или перепрофилирование избыточных площадей учреждений этой сферы;
• мероприятия по расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих учреждений;
• наличие незавершенного строительства [9, И].
Таблица 3
Ресурсный потенциал негосударственных систем здравоохранения по социально-экономическим подрайонам
Республики Башкортостан в 2008 г. [2]
Социально-экономический подрайон Число негосударственных учреждений, ед. Характеристики негосударственных учреждений здравоохранения
Больничные учреждения Стоматологические, зубопротезные учреждения (кабинеты) Женские консультации, акушерс-ко-гинекологи-ческие отделения (кабинеты) Амбулатор-но-поликли- нические учреждения Число больничных коек, ед. Мощность поликлиник, посещений в смену Численность врачей, чел. Численность среднего медицинского персонала, чел.
Центральный 3 16 9 28 355 4 556 504 996
Южный 2 22 - 30 167 1 668 244 585
Западный - 31 4 37 - 531 40 118
Уральский - 16 3 21 - 205 29 66
Северозападный — 7 — 8 — 69 6 40
Северовосточный — 2 — 2 — 3 — —
Северный - 1 - 1 - 12 2 1
Всего по Республике Башкортостан 5 95 16 127 522 7044 825 1806
Таблица 4
Основные показатели социально-экономических подрайонов Республики Башкортостан
надушунаселениявЮОбг. [13]
Социально-экономический подрайон Площадь территории подрайона, тыс. км2 Плотность населения, чел. на 1 км2 Доля населения в общей его численности в республике, % Доля городского населения, % Доля сельского населения, % Отгруженная продукция, тыс. руб. Средняя зарплата работников, руб. Потребительские расходы, руб. Размер вклада, руб. Доля собственных доходов в бюджете муниципального образования, %
Центральный 18,3 78,1 35,2 46,4 18,8 207,2 11 325,4 11 835,2 8 757,6 58,7
Южный 27,2 33,4 22,5 25,5 18,1 156,9 7 902,4 5 044,1 5 582,1 39,3
Западный 26,4 28,3 18,4 12,8 26,6 48,4 6 815,5 3 642,3 5 656,6 31,7
Северозападный 7,2 38,8 6,9 6,8 7,1 104,1 8 439,9 4 341,0 4 272,9 34,7
Северовосточный 11,7 10,8 3,1 7,7 12,4 5 267,7 2 264,9 2 143,2 21,6
Уральский 40,3 10,9 10,9 8,5 14,2 71,1 6 653,8 3 554,2 3 513,6 25,3
Северный 11,8 10,3 3,0 7,5 12,7 4 675,2 1 613,3 1 947,0 19,2
Согласно Указу Президента Российской Федерации от23.05.1996 № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» норматив обеспеченности больничными учреждениями на Ютыс. жителей в стране составляет 134,7 койки, норматив обеспеченности амбулаторно-поликли-ническими учреждениями — 181,5 посещения в смену, норматив обеспеченности врачами — 41 чел., норматив обеспеченности средним медицинским персоналом — 114,3 чел. [12].
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2000 № 347 «О совершенствовании системы планирования государственных капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы» норматив обеспеченности больничными учреждениями в республике составляет на Ютыс. жителей 134,7 койки, норматив обеспеченности амбулаторно-по-ликлиническими учреждениями — 215,3 посещения в смену [9].
Переход на децентрализованную модель управления привел к усилению различий между территориальными образованиями по многим показателям, характеризующим ресурсный потенциал систем здравоохранения. Проведенное исследование по социально-экономическим подрайонам Республики Башкортостан (табл. 5) показало, что по обеспеченности больничными койками различия в 2006—2008 гг. достигли 2 раза (от 64,0 на Ютыс. чел. населения в Северном подрайоне до 126,6 — в Центральном подрайоне), по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими
учреждениями (посещениями в смену) — 2,2 раза (от 143,7 на Ютыс. чел. населения в Северном подрайоне до 311,8 — в Центральном подрайоне), по обеспеченности врачами — 4раза (от 18,6 на Ютыс. чел. населения в Северном подрайоне до 73,5 — в Центральном подрайоне), по обеспеченности средним медицинским персоналом — 1,4 раза (от 88,8 на Ютыс. чел. населения в Северо-западном подрайоне до 128,5 — в Центральном подрайоне) и по соотношению врачей и среднего медицинского персонала — 3,3 раза (от 1,7 в Центральном подрайоне до 5,6 в Северо-восточном подрайоне). Наиболее обеспеченными всеми ресурсами здравоохранения являются Центральный и Южный социально-экономические подрайоны, наименее обеспеченным — Северный.
Важно заметить, что если сравнить данные показатели по муниципальному здравоохранению социально-экономических подрайонов, то их дифференциация будет не так велика (табл. 6): различия по обеспеченности больничными койками в 2006—2008 гг. достигли 1,3 раза (от 57,1 на Ютыс. чел. населения в Центральном подрайоне до 76,0 — в Северо-восточном подрайоне), по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещениями в смену) — 1,8 раза (от 131,5 на 10тыс. чел. населения в Северо-восточном подрайоне до 234,5 — в Южном подрайоне), по обеспеченности врачами — 2,4 раза (от 15,0 на Ютыс. чел. населения в Северном подрайоне до 35,8 — в Центральном подрайоне), по обеспеченности средним медицинским персоналом — 1,4 раза (от 73,9 на Ютыс. чел. населения в Центральном подрайоне до 106,0 — в Северо-восточном подрайоне) и по соотношению врачей и среднего медицин-
Таблица 5
Основные показатели развития системы здравоохранения по социально-экономическим подрайонам за 2006—2008 гг. на 10 тыс. чел. населения [2]
Социально-экономический подрайон Обеспеченность больничными койками, ед. Обеспеченность ам-булаторно-поликли-ническими учреждениями, посещения в смену Обеспеченность врачами, чел. Обеспеченность средним медицинским персоналом, чел. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала
2006г. 2007 г. 2008г. 2006г. 2007 г. 2008 г. 2006г. 2007 г. 2008 г. 2006г. 2007 г. 2008 г. 2006г. 2007 г. 2008 г.
Центральный 126,6 125,6 125,0 273,8 290,9 311,8 68,2 73,5 70,4 120,0 128,5 124,9 1,8 1,7 1,8
Южный 84,5 91,6 87,6 244,4 254,8 245,9 27,1 30,6 30,0 99,7 108,1 103,5 3,7 3,5 3,4
Западный 69,6 68,6 69,6 196,6 197,5 203,0 21,7 23,6 23,1 96,9 100,8 99,8 4,5 4,3 4,3
Уральский 76,4 77,5 72,8 190,3 196,8 196,0 22,2 24,1 24,3 103,1 108,5 106,9 4,7 4,5 4,4
Северозападный 64,2 65,7 67,6 221,4 221,9 219,6 23,1 25,3 23,1 89,1 92,5 88,8 3,9 3,7 3,8
Северовосточный 76,0 79,6 75,6 154,0 154,9 155,0 18,8 19,5 20,4 104,6 106,1 106,8 5,6 5,4 5,2
Северный 67,2 67,2 64,0 143,7 143,7 144,0 18,9 18,6 19,0 100,8 101,9 96,2 5,3 5,5 5,1
Всего по Республике Башкортостан 93,6 95,3 93,5 232,9 242,2 248,4 39,4 42,7 41,3 106,2 112,7 109,6 2,7 2,6 2,7
ского персонала — 3,2 раза (от 2,1 в Центральном подрайоне до 6,7 — в Северном подрайоне). По обеспеченности муниципальными больничными койками Центральный и Южный уступают всем остальным подрайонам, а по обеспеченности врачами, занятыми в муниципальном здравоохранении, — лидируют.
Рассмотрим подробнее каждый из показателей, характеризующих кадровые и материально-технические ресурсы здравоохранения Республики Башкортостан.
Обеспеченность больничными койками. За последние десятилетия число больничных учреждений в Республике Башкортостан существенно сократилось. Если в 1990г. функционировало 361 больничное учреждение, в 2000 г. — 329 [14, с. 971], то в 2008 г. — 210. Соответственно уменьшилось число больничных коек, и снизился уровень обеспеченности ими. В 1990 г. больничныеучреж-дения располагали 136,4 койками [14, с. 971], в 2008г. — только 93,5 койками в расчете на Ютыс. населения. Заметна сильная дифференциация в обеспеченности больничными койками муниципальных образований республики. Наиболее высокая обеспеченность больничными койками в городах Сибае, Стерлитамаке, Кумертау. Слабо обеспечены ими Куюргазинский, Уфимский, Стерлибашевский районы. Достаточно остро стоит вопрос обеспеченности больничными койками в Уфе. За вычетом республиканских стационарных учреждений обеспеченность уфимцев доступом к медицинской помощи низка (обеспеченность
республиканскими, муниципальными и негосударственными больничными койками в Уфе в 2008 г. составила 151,8 коек, а обеспеченность муниципальными больничными койками — только 57,7 коекна Ютыс. населения) [14, с. 971].
Сокращение числа больничных коек привело в республике к перераспределению их числа по специализации. По сравнению с 2000 г. на 37,5 % сократилось число коек в терапевтических отделениях, практически наполовину — в отоларингологических, дерматовенерологических, инфекционных отделениях [14, с. 971].
Необходимое число коек зависит от многих факторов, из которых одни нельзя легко изменить, как, например, структура заболеваемости и социальная структура населения, а другие изменяются легко, как, например, эффективность диагностики и лечения и предоставление альтернатив стационарному лечению [7, с. 14]. Авторы отчетов о проектах реорганизации больниц в республиках Центральной Азии выделили несколько вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы еще больше сократить коечный фонд, что при правильной организации дела позволит добиться повышения качества лечения. К ним относится более интенсивное использование существующего коечного фонда (значительная часть которого длительное время пустует), внедрение протоколов лечения, предполагающих сокращение чрезмерных сроков пребывания в стационаре, отмену многих неэффективных схем лечения, унаследованных от советских времен, и переход к амбулаторному
лечению многих обычных болезней. Однако авторы также признают, что на пути изменений стоит много препятствий законодательно-нормативного характера [7, с. 20].
Обеспеченность амбулаторно-поликлинически-ми учреждениями (посещениями в смену). Ситуация с врачебными амбулаторно-поликлиническими учреждениями по Республике Башкортостан выглядит несколько иначе. На фоне их сокращения с 537 до 461 (в 2008 г. — на 14,2 % меньше по сравнению с 1990 г.) показатели мощности увеличились на 15,6 % (с 214,9 посещений в смену на Ютыс. жителей в 1990г. [14, с. 971] до 248,4 в 2008г.) Мощность ам-булаторно-поликлинических учреждений по числу посещений в смену на Ютыс. жителей больше, чем в целом по России (231,7) и Приволжскому федеральному округу (235,8). Учитывая развитую европейскую амбулаторно-поликлиническую практику лечения больных, где 90 % всех обращений населения за медицинской помощью начинаются и заканчиваются в амбулаторно-поликлинических учреждениях (число посещений в смену в Германии — 370, во Франции — 335, в Нидерландах — 315) [10], этот показатель развития здравоохранения в Республике Башкортостан будет стремиться дальше к увеличению.
Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, их соотношение. В Республике Башкортостан обеспеченность врачами в 2008 г. составила 41,3 чел. на Ютыс. жителей, обеспеченность средним медицинским персоналом — 109,6 чел. на Ютыс. жителей, соотношение численности врачей и численности среднего медицинского персонала — 2,7, что сопоставимо с обеспеченностью населения в Российской Федерации специалистами с высшим образованием (42,5) и средним медицинским персоналом (96,9) и обеспеченностью данными кадрами в развитых европейских странах. По Российской Федерации на одного врача приходится 1,5—2 медсестры. В развитых странах данный показатель составляет 1:4 [5]. Как пояснила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова: «Потребность российского здравоохранения в кадрах среднего медперсонала остается актуальной. Мы стремимся к тому, чтобы это соотношение составляло 1 к 3—5)». Она отметила, что, учитывая потребность здравоохранения в медицинских сестрах, эта профессия будет приобретать все больший интерес среди молодежи [8].
Дифференциация показателей развития системы здравоохранения на внутрирегиональном уровне является объективным явлением, обус-
ловленным, прежде всего, неравномерностью в экономическом развитии территорий. Различия в уровне жизни населения наблюдаются и в странах с устоявшейся экономикой и эффективной региональной политикой, основная цель которой состоит в обеспечении минимальных социальных стандартов и недопущении высокой социальной дифференциации [13, с. 91].
Высокоразвитыми хозяйственными комплексами располагают Центральный, Южный, Западный и Северо-западный подрайоны. В них сконцентрировано около 90 % экономического потенциала республики, в том числе 94 — промышленного, 74 — сельскохозяйственного, 96 — строительного, 92% — транспортного; приходится 92% оборота розничной торговли и общественного питания; оказывается населению 93% объема платных услуг. Здесь развито малое предпринимательство, нанегоприходится около 93,8 % выпуска продукции малых предприятий Республики Башкортостан [Ю,с.216].
В Уральском, Северном и Северо-восточном экономических подрайонах, занимающих 33% территории Республики Башкортостан, сосредоточивается лишь 6 % промышленного потенциала республики. Уровень концентрации промышленного производства в расчете на 1 тыс. км2 площади в Уральском подрайоне в 4,5, Северо-восточном — в 30,4 раза ниже, чем в среднем по республике. В них производится лишь 6,2% промышленной, 22 — сельскохозяйственной продукции; осуществляется 10,7% подрядных работ, 7,5 — оборота розничной торговли и общественного питания; оказывается населению 7,2% общего объема платных услуг. Слабо развито малое предпринимательство, нанего приходится 6,3 % всего выпуска продукции малых предприятий республики [10, с. 220].
О диспропорции в развитии подрайонов свидетельствуют также следующие данные. В Центральном, Южном, Западном и Северо-западном экономических подрайонах Республики Башкортостан вырабатывается весь объем производства нефтепродуктов, химической, нефтехимической и фармацевтической продукции, стекла и изделий из стекла. В Уральском, Северном, Северо-восточном подрайонах названные виды экономической деятельности либо не представлены, либо получили очень слабое развитие. Промышленность в них имеет сырьевое направление развития. Ресурсы сырья в сыром виде (лес, зерно, мясо, кожа, шерсть и др.) или после первичной переработки (концентраты руд цветных металлов, пиломатериалы и т. д.)
вывозятся в другие подрайоны Башкортостана или за его пределы [10,с. 220—221].
Различия показателей развития системы здравоохранения на внутрирегиональном уровне связаны также с территориальным размещением населения (см. табл. 4). Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральном, Южном, Северо-западном и Западном социально-экономических подрайонах республики, обусловленная сложившимися здесь очагами нефтедобывающей и других отраслей промышленности. В Центральном, Южном, Западном подрайонах также сконцентрирована большая часть городского населения [13, с. 47].
Республика Башкортостан в целом занимает ведущие позиции как в экономике в целом, так и в здравоохранении России. Однако наличие отсталых и депрессивных социально-экономических районов свидетельствует о неравномерном территориальном развитии. Это, естественно, отражается на уровне жизни населения, возможностях развития человеческого потенциала, ведет к экономическому неравенству, что, в свою очередь, влечет за собой неравный доступ к ресурсам.
Существование региональных и муниципальных программ стимулирует решение проблем на местах. Реформы в социально-экономической сфере изменили структуру системы здравоохранения в республике. С 2000 г. число больничных учреждений существенно сокращается [14, с. 974]. Однако при этом остается необходимость, учитывая мировой опыт в области здравоохранения, выйти на базовые нормативные, среднеевропейские параметры развития отрасли здравоохранения в Республике Башкортостан, а также решить проблему дифференциации в обеспеченности населения социально-экономических подрайонов и муниципальных образований республики больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, квалифицированными специалистами.
Список литературы
1. Алексеенко С. Н., Одинцова В. В. Индикативная оценка медико-социальной и ресурсной эффективности здравоохранения в муниципальных образованиях // Экономика здравоохранения, 2008. № 2. С. 52—58.
2. База данных показателей здравоохранения муниципальных образований Республики Башкортостан за 2006—2008гг.: сайт Башкортостанстата. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst80/DBInet. cgi.
3. Витютнева И. Л. О финансировании муниципального здравоохранения // Финансы, 2007. № 10. С. 22-27.
4. Выдрин И. В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для вузов. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2006. 235 с.
5. Доклад о повышении доступности и качества медицинской помощи (извлечения): информационный бюллетень «Гендерные проблемы здоровья и здравоохранения» / Московский центр тендерных исследований. М., 2005. URL: http://www.gender. ru/pages/resources/newsletter/2006/01/05.php.
6. Исянбаев М. Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: приоритетные направления социально-экономического развития. Уфа: Гилем,
2008. 292 с.
7. Какие уроки были извлечены странами, где было резко сокращено число больничных коек: доклад Сети фактических данных по вопросам здоровья / Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 2003. URL: http://www. euro. who. int/Document/ E82973R. pdf.
8. Медсестрам безработица не грозит, а российские медучилища ожидают притока абитуриентов: портал Правительства Республики Еатарстан. Казань,
2009. URL: http://minzdrav.tatar.ru/rus/index.htm/ news/28722.htm.
9. О совершенствовании системы планирования государственных капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы: постановление Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2000 № 347 (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.06.2003 № 159) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
10. Проблемы социально-экономического развития депрессивныхрегионов. Уфа: Гилем, 2009. 304 с.
11. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Еатарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на периоддо 2030 года» (утверждена постановлением Кабинета министров Республики Еатарстан от 22.10.2008 № 763): портал Правительства Республики Еатарстан. Казань, 2008. URL: http://mert. tatar. ru/rus/info. php?id=99885.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».
13. Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 г. / Р. М. Валиахметова, Ф. Б. Бурханова, Г. Ф. Хилажеваи др.; под ред. Р. М. Валиахметова. Уфа: Восточная печать, 2009. 352 с.
14. Шаяхметова Р. Р. Организация системы здравоохранения Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета, 2009. № 3. L. 14. С. 971-975.
15. Щепин В. О., Купеева И. А. Состояние и развитие муниципального здравоохранения в Российской Федерации // Бюллетень НИИ общественного здоровья РАН. М., 2006. С. 106-108.