5. развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
Применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития самого человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-ресурсы, должна лежать система личностных знаний.
Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа ресурсов в образовании основное внимание уделяется организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли. Резкой критике подвергаются традиционная система и практика обучения, построенные на трансляции и репродукции готового системного предметного знания, немотивированного собственными потребностями обучаемого.
Выводы. Компьютер и мультимедиа ресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Литература:
1. Батенькина О.В., Матвеюк О.В. Виртуальные лабораторные работы: методы и технологии управления информацией в образовательном процессе [Электронный ресурс]. http://info-alt.ru/
2. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 49-1. С. 55-65.
3. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.
4. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.
5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.
6. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.
7. Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения (теоретический и прикладной аспекты): автореф...дисс.докт.пед.наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 54 с.
8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
9. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc
10. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.
11. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.
Педагогика
УДК: 377.5
кандидат педагогических наук Мануйлова Виктория Викторовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
РЕСУРСНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена освещению вопросов организации функционирования ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации; раскрытию целей, задач, стоящих перед ресурсными учебно-методическими центрами; подробно описаны этапы реализации основных мероприятий по выстраиванию деятельности ресурсных учебно-методических центров по сопровождению обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ресурсный учебно-методический центр, среднее профессиональное образование, инвалидность, ограниченные возможности здоровья.
Annotation. The article is devoted to the issues of organization of functioning of resource training and methodological centres of vocational education in the subjects of the Russian Federation; disclosure of the goals, challenges facing resource teaching centres; described in detail the stages of implementation of the main activities on building activities resource educational centres at maintenance of students with disabilities and the limited possibilities of health.
Keyword: inclusive education, resource training center, secondary vocational education, disability, limited health opportunities.
Введение. Существенные изменения, происходящие в системе среднего профессионального образования, коснулись и создания разработок методического характера, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с нарушениями в развитии при получении профессионального образования в колледжах и техникумах.
Изложение основного материала статьи. В целях создания условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями предусмотрено создание ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) по соответствующим направлениям подготовки.
Ресурсный учебно-методический центр - структурная единица профессиональной образовательной организации, в которой сконцентрированы необходимые для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ ресурсы. Консолидация ресурсов образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие с РУМЦ, при реализации программ по данному направлению подготовки позволяет обеспечить необходимые условия для удовлетворения потребностей обучающихся с нарушенным развитием [1].
Стратегическая цель деятельности РУМЦ - перестройка и обновление региональной системы инклюзивного профессионального образования посредством консолидации ресурсов профессиональных образовательных организаций, в том числе базовых и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и эффективное использование их ресурсов в процессе образовательной, инновационной, методической деятельности. Под образовательными ресурсами в данном случае понимаются не только учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров [3].
Подробнее остановимся на ключевых направлениях деятельности РУМЦ СПО, которые обусловлены его задачами.
Образовательная деятельность:
• реализация программ дополнительного профессионального образования по решению отраслевых проблем инклюзивного профессионального образования;
• организация дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам инклюзивного профессионального образования;
Социально-ориентируемая инновационная деятельность:
• разработка программы развития сетевого партнерства;
• нормативно-правовое обеспечение взаимодействия ресурсного учебно- методического центра и социальных партнеров (предприятий-партнеров, общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, ПМПК, МСЭК;
• организация деятельности рабочих групп по разработке программно-методического оснащения реализации адаптированной программы профессионального образования;
Информационно-методическая деятельность:
• обеспечение организационно-методического онлайн сопровождения через использование странички РУМЦ в сети интернет;
Организационно-методическая деятельность:
• организация работ по распространению методических материалов по базовым профессиональным образовательным организациям и профессиональным образовательным организациям субъектов РФ, входящих в Федеральный округ;
• организация мероприятий межведомственного характера (фестивали, конкурсы, форумы и т.д.).
Экспертно-консультационная деятельность:
- экспертиза программ, проектов и других материалов по инклюзивному профессиональному образованию.
Отличительными линиями функционирования РУМЦ являются:
- методическое, информационное и аналитическое обеспечение функционирования образовательных организаций, обеспечивающих подготовку инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования данному направлению;
- подготовка образовательных контентов по программам профессиональной подготовки, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей и представителей общественных организаций инвалидов;
- апробация лучших кейсов подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по компетенции, в том числе при проведении конкурсных мероприятий профессионального мастерства;
- подготовка методических контентов по обеспечению данного уровня образования соответствующей программно-методической документацией.
Задачи РУМЦ:
- формирование и развитие учебно-методической базы по профессиональному обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по компетенции;
- содействие в подготовке квалифицированных кадров, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса по направлению/компетенции в профессиональных образовательных организациях города Москвы лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- создание и совершенствование материально-технической базы для профессионального обучения по компетенции с учетом ограничений здоровья; - первичная профессиональная адаптация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- оказание юридической помощи;
- психологическая и социальная реабилитация;
- объединение работодателей, общественных организаций в решении проблем лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении профессионального образования и дальнейшем трудоустройстве;
- ранняя профориентационная работа и содействие трудоустройству лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [2].
Организационная структура ресурсного учебно-методического центра:
- отдел методического обеспечения;
- отдел информационно-аналитического обеспечения;
- отдел консультирования;
- отдел профориентации и содействия трудоустройству.
Отделы ресурсного учебно-методического центра выполняют различные функции [4]:
1. Отдел методического обеспечения:
- разрабатывает и апробирует основные профессиональные образовательные программы по компетенции;
- разрабатывает и апробирует контрольно-измерительные материалы, фонды оценочных средств;
- разрабатывает и апробирует методики и технологии подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по компетенции;
- разрабатывает методические контенты для трансляции лучших кейсов подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО по компетенции.
2. Отдел информационно-аналитического обеспечения:
- разрабатывает перечни оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
- организует разработку индивидуальных траекторий профессионального роста руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
- проводит регулярные срезы потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования по компетенции с учетом различных групп нозологий.
3. Отдел консультирования проводит:
- консультирование по юридическим вопросам;
- психологическое консультирование;
- консультирование по вопросам социальной поддержки;
- психологическую, социальную и первичную профессиональную адаптацию.
4. Отдел профориентации и содействия трудоустройству:
- организует эффективное взаимодействие заинтересованных сторон по вопросам профессионального самоопределения, выбора траектории профессионального образования и прогнозирования возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе осуществляет координацию деятельности ОО и НКО;
- организует совместную работу с региональным центром занятости населения по профориентации и просвещению обучающихся общеобразовательных школ, абитуриентов и обучающихся в СПО с инвалидностью и ОВЗ;
- консультирует обучающихся и выпускников с инвалидностью и ОВЗ по вопросам трудоустройства;
- разрабатывает пакет сопроводительных документов, регламентирующих формирование программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и закреплению на рабочих местах;
- разрабатывает методические рекомендации по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
- осуществляет сотрудничество с работодателями и общественными организациями инвалидов в целях содействия в организации разных видов практики, обеспечения специально оборудованными рабочими местами, в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий;
- осуществляет организацию и разработку содержания подготовки обучающихся к участию в конкурсных мероприятиях, в том числе в чемпионатах Абилимпикс.
В своей деятельности РУМЦ руководствуется следующими принципами: социального партнерства; сетевого взаимодействия и коллективного доступа к ресурсам РУМЦ; открытости и прозрачности деятельности.
На основании вышеизложенного деятельность РУМЦ по компетенции предусматривает следующие этапы реализации основных мероприятий:
1. Подготовительный этап: внесение изменений в локальные акты образовательной организации;
2. Организационный этап: разработка и согласование штатного расписания, подбор персонала РУМЦ, уточнение функциональных обязанностей и ответственности, составление смет расходов на материально-техническое обеспечение РУМЦ, проведение закупочных мероприятий в соответствии со сметой;
3. Основной этап: изучение передового опыта и лучших практик в области подготовки специалистов по направлению/компетенции, разработка методик подготовки и адаптированных программ, апробация новых программ и технологий, повышение квалификации, предоставление площадей для подготовки команд «Абилимпикс» в области подготовки специалистов по компетенции;
4. Заключительный этап: проведение соревнований и чемпионатов «Абилимпикс» на базе РУМЦ, выступления выпускников РУМЦ на Национальных чемпионатах «Абилимпикс», трансляция лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ в области подготовки по компетенции.
Выводы. Таким образом, организация процесса инклюзивного образования, повышение квалификации педагогов и иных сотрудников образовательных организаций - являются одними из ключевых мероприятий по повышению доступности и качества инклюзивного образования. На всех уровнях образования создаются различные центры, структурные подразделения, отделения, в задачи и функции которых входит развитие инклюзивного образования.
Литература:
1. Мануйлова В.В. Организационно-методические аспекты деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 3 (45). С. 105-115.
2. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 2 (38). С. 23-30.
3. Мануйлова В.В. Психолого-педагогические возможности учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития в профессиональной подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 2. С. 120-126.
4. Рожков А.И., Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Деятельность федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-11. С. 34-39.