РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА:
ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Н. Г. Целыковская, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»
Необходимость модернизации профессионального образования обусловила создание и развитие ресурсных центров как инновационной структуры подготовки высококвалифицированных кадров в новых социально-экономических условиях.
Ресурсный центр профессионального образования -новый эффективный компонент региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда. Создание ресурсных центров профессионального образования в России началось на рубеже ХХ-ХХ! вв. в связи с дефицитом бюджетных средств и формированием отрицательных тенденций в развитии профессионального образования: моральный и физический износ материально-технической базы подготовки квалифицированных рабочих; отсутствие бюджетного финансирования для переоснащения; усиление конкурентной борьбы между учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования за абитуриентов в условиях демографического спада и снижения престижа рабочих профессий и т. д. Выходом из создавшейся ситуации стала концентрация образовательных ресурсов с одновременным обеспечением их коллективного использования. При этом под образовательными ресурсами по-нимаютсяне толькоучебно-лабораторноеоборудование, но и учебно-методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров. Ресурсный центр профессионального образования призван сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования в регионе. При этом проблемой является разнообразие интересов потребителей и заказчиков образовательных услуг, что усложняет организацию процесса обучения и требует тщательного анализа потребностей клиентов в предоставляемых услугах. Таким образом, создание ресурсных центров происходит, как правило, в рамках региональных образовательных программ, регламентирующих и контролирующих процесс организации ресурсной сети и опирающихся в своей деятельности на соответствующие программы федерального и регионального уровней.
Можно утверждать, что ресурсные центры создаются в регионах в следующих целях: реализация учебных программ производственного обучения (части основной образовательной программы НПО и СПО) для уча-
щихся региональной системы НПО и СПО на базе современных производственных технологий; содержание и предоставление материально-технической базы для проведения сертификации профессиональных квалификаций выпускников ОУ НПО и СПО с участием работодателей региона; организация региональных конкурсов профессионального мастерства для обучающихся, студентов и мастеров производственного обучения региональной системы профессионального образования; разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ по современным производственным технологиям для использования в системе ПО региона; реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования по современным производственным технологиям для педагогических работников (в том числе мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин) ОУ НПО и СПО; организация повышения квалификации и переподготовки взрослого населения региона по современным производственным технологиям.
Организационные структуры ресурсных центров варьируются в зависимости от направлений деятельности и имеющихся ресурсов. Но во всех случаях предполагается осуществление ими образовательной, научно-методической, информационной, консалтинговой и маркетинговой деятельности, что влечет за собой создание соответствующих отделов и служб.
В зависимости от концентрации разного типа ресурсов различают в регионах следующие модели ресурсных центров:
МОДЕЛЬ 1. Ресурсный центр региональной системы ПО. Является сервисным элементом инфраструктуры в региональной (территориальной) сети учреждений НПО и СПО; концентрирует, преобразует и формирует образовательные ресурсы, предназначенные для освоения современных профессиональных (производственных) технологий; обеспечивает сеть эксклюзивными информационными, методическими, кадровыми, материально-техническими ресурсами и предоставляет населению региона регламентированный открытый доступ к этим ресурсам; ведет исследования рынка труда по количественным и качественным потребностям в кадрах экономики региона; организует профориентационную и профконсультационную работу с населением, обеспечивает вместе со школами реализацию технологического профиля обучения на старшей ступени общего образования, конкурсы профмастер-
ства, этап профессионализации квалифицированного рабочего, связанный с освоением современных производственных технологий, соответствующих организаионно-экономиеским и технологическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли (профиля).
Данная модель основывается на концентрации пяти типов ресурсов:
- учебное оборудование и учебные материалы, учебные и специальные информационные источники на различных носителях;
- кадровый ресурс (высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями, специалисты по методикам обучения в системе НПО и СПО);
- методический ресурс (учебные программы, учебные модули, методические рекомендации, оценочные материалы);
- информационный ресурс (информация о новейших производственных технологиях, тенденциях, разработках в определенной области производства товаров и услуг, рынках труда по соответствующим профессиям и тенденциях их развития;
- связи как ресурс (система связей с предприятиями, горизонтальных профессиональных связей, способствующая профессионализации преподавателя, мастера производственного обучения, связей с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных групп.
МОДЕЛЬ 2. Отраслевой ресурсный центр. Является учебно-методической базой и базой производственного обучения для группы учреждений НПО и СПО, готовящих кадры по родственным профессиям (специальностям), концентрирует, преобразует и формирует образовательные ресурсы, предназначенные для освоения современных профессиональных (производственных) технологий; предоставляет материально-технические, учебно-методические и кадровые ресурсы корпоративным клиентам: учреждениям НПО и СПО, предприятиям; обеспечивает этап профессионализации квалифицированного рабочего, связанный с освоением современных производственных технологий.
Данная модель основывается на концентрации четырех типов ресурсов:
- учебное оборудование и учебные материалы, учебные и специальные информационные источники на различных носителях;
- кадровый ресурс (высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями, специалисты по методикам обучения в системе НПО и СПО);
- методический ресурс (учебные программы, учебные модули, методические рекомендации, оценочные материалы);
- информационный ресурс (информация о новейших производственных технологиях, тенденциях, разработках в определенной области производства товаров и услуг.
МОДЕЛЬ 3. Ресурсный центр как образовательный центр. Является учебным полигоном для освоения клиентами системы НПО и СПО современных производственных технологий; концентрирует материально-технические и кадровые ресурсы и предоставляет их для использования обучающимся ОУ ПО родственного профиля, персоналу предприятий (организаций).
Данная модель основывается на концентрации двух типов ресурсов:
- учебное оборудование и учебные материалы, учебные и специальные информационные источники на различных носителях;
- кадровый ресурс (высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями, специалисты по методикам обучения в системе НПО и СПО).
При определении направлений деятельности ресурсного центра необходимо учитывать важность социального аспекта и, прежде всего, возможность трудоустройства молодежи или взрослых людей после получения ими основного или дополнительного профессионального образования. Основной задачей ресурсного центра в аспекте социальной защиты обучающихся является оказание содействия всем категориям обучающихся, не просто их трудоустройства, а в получении ими хорошо оплачиваемой и интересной работы. Ресурсные центры профессионального образования, созданные в регионе, призваны мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности производственной сферы и бизнеса, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг
Практика создания и развития ресурсных центров в российской системе профобразования позволяет классифицировать их возможные функции следующим образом:
• образовательная, которая заключается в реализации части программ НПО и СПО, обеспечивающей этап профессионализации квалифицированного рабочего, связанный с освоением современных производственных технологий, отвечающих организационно-экономическим и технологическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли (профиля) в отношении двух принципиальных целевых групп: учащихся ОУ НПО и СПО и действующих кадров предприятий;
• сервисная, касающаяся образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по определенной
группе профессий НПО и специальностей СПО, и заключается в профессиональной поддержке преподавателей, мастеров производственного обучения (повышение квалификации в различных формах, консалтинг, переподготовка), учебно-методическом обеспечении образовательного процесса (программы, тесты, стандарты, разработки, экспертиза, методические рекомендации);
• сервисная функция, касающаяся сети учреждений профобразования регионального уровня и состоящая в их информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке, обеспечении внешних связей и в сети в целом. Эффективность системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития региона напрямую связана с ее позиционированием на рынке труда. Признаком осознания важности этого вопроса должно стать массовое формирование маркетинговых служб в ОУ НПО и СПО.
Исходя из основных функций ресурсных центров, можно выделить главные категории потребителей и заказчиков услуг. Это молодежь старшего школьного возраста, которая заинтересована в получении допро-фессионального образования, репетиторских услуг по школьным предметам, валеологических, развивающих, библиотечных услуг; получении простейших профессиональных навыков; в изучении иностранного языка, компьютера и т. д. Молодежь 15-20 лет, которая заинтересована в получении начального и среднего профессионального образования; репетиторских и целого спектра иных образовательных, развивающих и информационных услуг. Молодежь старше 20 лет и люди среднего возраста, вплоть до пенсионного, которые заинтересованы в получении дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также в различных оздоровительных, информационных, развивающих услугах. Работодатели, которые заинтересованы, прежде всего, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке своих работников, а также в консалтинговых услугах. Родители подростков, заинтересованные в получении своими детьми развивающих, оздоровительных, информационных, репетиторских услуг, профессиональной ориентации, получении ими базового профессионального образования. Другие учебные заведения, заинтересованные в получении методических и консалтинговых услуг, повышении квалификации своих сотрудников. Региональные органы управления образованием выступают в роли покупателей образовательных услуг они также заинтересованы в повышении квалификации работников учебных заведений, предприятий, организаций на базе ресурсных центров. Службы занятости, которые отдают предпочтение организации переобучения безработных ресурсным центрам ввиду лучшей оснащенности их материальной базы. Значительный объем образовательных услуг ре-
сурсных центров может потребляться взрослым населением. Росту доли образовательных услуг, предоставляемых взрослым, способствуют следующие факторы: демографическая ситуация в обществе; разрушение системы подготовки кадров на производстве; опережающий рост сферы услуг, в которой выполнение многих операций не требует длительного обучения; рост малого и среднего бизнеса и необходимость для его участников получения профессиональных навыков в короткие сроки; рост требований работодателей к основным (базовым, ключевым) навыкам: владение компьютером, знание иностранного языка, развитые навыки общения и т. д.; рост уровня доходов в обществе, способствующий популяризации оздоровительных и развивающих услуг среди взрослого населения, и т. д.
Ресурсные центры профессионального образования могут сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования. Разнообразие потребителей и заказчиков образовательных услуг усложняет организацию процесса обучения и требует тщательного анализа потребностей клиентов в предоставляемых услугах. Было бы неправильно при управлении сферой профессионального образования ориентироваться исключительно на экономические цели. Ее деятельность имеет и социальную направленность. Поэтому крайне необходимо создать в каждом регионе ресурсные центры, которые имели бы необходимые условия для профессионального обучения и трудоустройства всех категорий молодежи (в том числе и инвалидов), а также были способны распространять свой опыт и методики среди других образовательных учреждений.
Как показывает опыт, в деятельности управленцев сферы образования всегда присутствуют такие социальные аспекты, как обеспечение доступности получения первой профессии для молодежи, независимо от доходов родителей, пола, места проживания и т. д.; предоставление безработным возможности для переобучения; стимулирование работодателей к организации обучения и повышения квалификации работающего населения; привлечение социальных партнеров работодателей и профсоюзов к решению вопросов обеспечения качества профессионального обучения молодежи; создание и совершенствование деятельности общественно-государственных органов управления на всех уровнях. При развитии деятельности ресурсных центров необходимо учитывать важность социального аспекта, и прежде всего возможность трудоустройства молодежи или взрослых людей после получения ими основного или дополнительного профессионального образования. Причем желательно оказывать содействие всем категориям обучающихся не просто в факте трудоустройства, а в получении ими хорошо оплачиваемой и интересной работы. Именно в этом и состоит задача ресурсных центров в аспекте социальной защиты обучающихся.
Ресурсные центры в Кемеровской области осуществляют свою деятельность в соответствии с основными
типами моделей, что позволяет не только аккумулировать и эксплуатировать производственное оборудование для выпуска товаров народного потребления с оптимальным соотношением цены и качества, но и создавать образовательные базы (базовые ОУ НПО и СПО). Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, осуществлять полноценное производственное обучение и практику обучающихся вне зависимости от работодателей, диктующих подчас условия, не способствующие выполнению учебных планов и программ. Кроме того, обучение на выпуске полезной продукции, во-первых, формирует качества, необходимые для уве-
ренного поведения выпускников ОУ НПО и СПО на рынке труда; во-вторых, дает возможность экономить и рационально использовать бюджетные средства за счет размещения там заказов на производство швейных, столярных и металлоизделий, сельхозпродукции, хлебобулочных и кондитерских изделий учреждениям, финансируемым из бюджетов различных уровней, направлять внебюджетные средства на укрепление материально-технической базы, приобретение расходных материалов, текущий ремонт учебных помещний, и и др.материальное поощрение педагогов и обучающихся и др.
ТЕХНИКУМ - ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ
И. П. Попов, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж»
Кемеровский горнотехнический техникум - старейшее учебное заведение среднего профессионального образования Кузбасса, отметивший недавно свой 80-летний юбилей.
За годы становления техникум менялся и развивался. В 2004 году он был награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса». Сегодня это уникальный образовательный и исследовательский центр, где по 8 специальностям и 22 рабочим профессиям обучаются 1600 человек. Подготовку специалистов ведут высококвалифицированные педагоги, среди которых заслуженные учителя РФ, почетные работники образования, кавалеры знаков «Шахтерская слава» и «Трудовая слава».
Сочетание традиций и новых подходов к образованию способствовало созданию в образовательном учреждении уникальной системы целевой подготовки кадров, которая сегодня стала одним из лучших примеров инновационных образовательных программ в России.
Это подтверждается итогами федеральных конкурсов учреждений начального и среднего профессионального образования, проходивших в 2008 - 2009 гг в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Кемеровский горнотехнический техникум вошел в число победителей, представив инновационные программы подготовки и переподготовки специалистов горного профиля и создания на базе учебного заведения отраслевого центра многоуровневой подготовки кадров для угледобывающих предприятий Кузнецкого угольного бассейна.
Для достижения целей, поставленных в инновационных программах, в техникуме разработан комплекс мероприятий, по развитию профессионального образования в учреждении, комплексному обеспечению угольных предприятий трудовыми ресурсами, способными решать производственные задачи, направленные на повышение производительности и безопасности труда в
условиях технической модернизации горного производства, а также снижения нагрузки на региональный рынок труда путем создания оптимизированной структуры переподготовки опережающего профессионального обучения работников для предприятий угольной отрасли.
В связи с этим администрация техникума понимает, что в современных условиях жизненно необходимо повышение квалификации и самих педагогических работников. Являясь учреждением среднего профессионального образования Федерального подчинения, Кемеровский горнотехнический техникум направляет своих преподавателей для получения дополнительного профессионального образования в учреждения ВПО Томска, Барнаула, Новосибирска, Красноярска. Кроме того, в 2009 году на основании договора все преподаватели техникума прошли курсы повышения квалификации в ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» по программам «Разработка и создание программных средств учебного назначения» и «Психолого-педагогические основы мотивации учебной деятельности студентов».
Заняв в конкурсах призовые места, техникум получил государственную поддержку в размере 60 млн рублей на реализацию инновационных программ. Благодаря выделенным средствам материально-техническая база нашего образовательного учреждения пополнена и значительно укреплена. Приобретено самое современное оборудование, которого, пожалуй, не имеет ни одно образовательное учреждение области. Непрерывное совершенствование материальной базы для подготовки горных техников и горнорабочих направлено на повышение качества практической подготовки обучающихся, так как обеспечивает отработку профессионально значимых компетенций для будущей самостоятельной деятельности на предприятии: специальные знания и уме-