Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение предоставления услуг учреждениями культуры'

Ресурсное обеспечение предоставления услуг учреждениями культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1468
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / УСЛУГИ КУЛЬТУРЫ / STATE CULTURAL POLICY / CULTURAL LIFE / CULTURAL PROVISIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Надежда Владимировна

27 марта 2009 г. в ЧГАКИ состоялась международная научно-практическая конференция «Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы», которая подвела итоги первого года реализации общеакадемического исследования «Единое социокультурное пространство: взаимодействие регионов и центра», программа которого принята ученым советом Челябинской государственной академии культуры и искусств в ноябре 2007 г. Учредителями конференции наряду с академией стал Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы (представители которого были в числе участников). В конференции участвовали специалисты Челябинской областной универсальной научной библиотеки, представители Челябинского института экономики и права им. М. В. Ладошина, преподаватели детских школ искусств. По итогам работы конференции был издан сборник «Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы». В данном разделе мы публикуем доклады В. С. Цукермана, В. Я. Суртаева и Н. В. Зуевой, заслушанные на пленарном заседании и не вошедшие в сборник. Определение профессором В. С. Цукерманом аспектных подходов к познанию социокультурного пространства заявляет новый вектор в теоретическом осмыслении последнего. Выделение профессором В. Я. Суртаевым существенных изменений, происходящих в российском социокультурном пространстве, и последующее выступление Н. В. Зуевой, содержащее анализ вклада администрации Челябинской области в поддержку инновационных культурных инициатив с мест, вызвали живой интерес аудитории и неоднозначную реакцию слушателей. Особенно много вопросов было относительно тех форм и видов социокультурного творчества, которые все чаще сегодня осуществляются вне учреждений и организаций культуры. В статье говорится о ресурсном обеспечении предоставления услуг учреждениями культуры и конкретном вкладе администрации Челябинской области в поддержку инновационных культурных инициатив с мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ESTABLISHMENTS RESOURCES PROVISIONING

The article discloses cultural establishments resources provisioning and specific contribution of the Chelyabinsk region administration to support cultural innovations from the places

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение предоставления услуг учреждениями культуры»

Н. В. Зуева

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

В статье говорится о ресурсном обеспечении предоставления услуг учреждениями культуры и конкретном вкладе администрации Челябинской области в поддержку инновационных культурных инициатив с мест.

Ключевые слова: государственная культурная политика, культурная жизнь, услуги культуры.

The article discloses cultural establishments resources provisioning and specific contribution of the Chelyabinsk region administration to support cultural innovations from the places.

Key words: state cultural policy, cultural life, cultural provisioning.

Государственная культурная политика -одно из наиболее употребляемых и обсуждаемых понятий тезауруса культуры. С точки зрения культуролога, ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ - направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества [2]. Закон Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» определяет государственную культурную политику как «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [1]. На первый взгляд, определения близки по смыслу, однако во втором четко обозначены две составляющие: культурная идеология и культурная практика.

Под культурной жизнью и культурой вообще в рамках государственной культурной политики подразумевается более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой.

Сделаем экскурс в недалекое прошлое: отечественная практика культурного строительства ХХ в. обеспечивалась наличием державной идеологии - сначала великорусской религиозно-монархической, затем коммунистической. Деидеологизация «:бросила» нас в иную крайность - освобождение от опеки государства было в 1990-е гг. воплощенной мечтой множества творческих работников. Однако рыночные отношения не

стали нормой всеобщей культурной практики - этого не могло произойти в ситуации, когда основные ресурсы культуры оставались в руках государства, и о разгосударствлении отрасли культуры никто не помышлял. Более того, время показало, что государство и сейчас является главным игроком на поле культурной политики, концентрируя в своих руках основные ресурсы, необходимые для предоставления услуг культуры, т. е. за ним по-прежнему предоставление тех благ, ценность которых потребитель (население) хотя уже и понимает, но еще недостаточно, - это так называемые мериторные блага. Отсюда и доля средств потребителя в стоимости услуг, которая колеблется от ноля процентов (информационно-библиотечные), через 5-10 % (услуги, обеспечивающие доступ к музейным ценностям), до 20-50 % (в театрально-

зрелищных услугах театров и филармоний). В этом идеология государства.

Новейшая история показывает, как в рамках административной реформы, практически проведенной за 5 лет, государство пытается навести порядок, четко распределяя полномочия между разными уровнями власти. Каждый из них имеет свой перечень полномочий, обеспеченный определенным объемом имущества и расходных обязательств соответствующих бюджетов.

К компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, в конечном итоге относят деятельность по формированию ресурсной базы отрасли культуры, не-

60

обходимой для предоставления услуг культуры, осуществляемых учреждениями культуры - основными субъектами культурной политики, с точки зрения государства. Именно предоставление услуг регламентируется, финансируется и контролируется государством.

Из документов, определяющих социальные нормы обеспечения объектами культуры, уходят требования шаговой доступности, когда «из каждого окна библиотека какая-нибудь видна». Государство отказывается от обязательного наличия клубного учреждения в каждом населенном пункте, направляя культурную практику на внестационарное обслуживание, уточняет целесообразность наличия музеев в поселениях через норму законодательства, когда их содержание возможно только при наличии у поселения свободных средств.

Научно-технический прогресс активно меняет нашу жизнь, но менее всего он отразился на сфере культуры. Разве что сами собой «отмирают» услуги по кинопоказу, особенно на базе сельских клубов. А всё потому, что современный кинопоказ - это высокотехнологичная и дорогая услуга, доступная сегодня жителям городов, а в упрощенном виде - всем по телевизионным каналам (приметой времени стали спутниковые тарелки в деревенских палисадниках).

Государство заботит количество и качество предоставляемых услуг - это следующий шаг реформирования государственного хозяйства. Услуга должна быть качественной, отвечать потребностям и ожиданиям населения или даже превосходить их. Государством вводится понятие «бюджетирование», ориентированное на результат, когда использование государственных ресурсов коррелируется с количеством и качеством услуг, предоставляемых конкретным учреждением. «Не по-

государственному» сегодня иметь отрицательную динамику состояния материальной базы учреждений культуры, когда здания

61

ветшают, оборудование давно устарело, а специалисты учреждения не повышают своего профессионального уровня или вовсе не имеют специального образования. Необходимо понять, что имеет в виду заказчик (государство) размещая свой заказ в учреждениях культуры на предоставление, напоминаем, мериторных, по своей сути, услуг культуры.

Мы попытались изложить наше видение данной проблемы через документ, принятый коллегией Министерства культуры и рекомендованный для использования муниципальными учреждениями: Норматив ресурсного обеспечения предоставления культурно-досуговых и информационнобиблиотечных услуг учреждениями культуры, в котором мы выделили основные составляющие ресурсного обеспечения.

Нормативный ресурс

Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-распорядительных документов, инструктивной информации, определяющий порядок работы учреждения.

I. Назовем комплекс федеральных документов, определяющих параметры ресурсного обеспечения учреждения культуры:

1. Конституция, кодексы, законы РФ;

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ;

3. Приказы, инструкции, рекомендации МК РФ;

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации;

6. Закон Российской Федерации от

09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных

малочисленных народов Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

10. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

11. Закон Российской Федерации от

07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

12. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения»;

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р « О социальных нормативах и нормах»;

15. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

II. Основные региональные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения культурно-досугового учреждения:

1. Законы Челябинской области, постановления Правительства, Губернатора;

2. Приказы, рекомендации Министерства культуры Челябинской области;

3. Закон Челябинской области от

22.09.2005 № 404-ЗО «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел в Челябинской области»;

4. Постановление Коллегии Министерства культуры Челябинской области от

01.03.2005 № 1/2 «О временных показателях по отнесению к группам по оплате тру-

62

да руководителей муниципальных учреждений культуры»;

5. Постановление Коллегии Министерства культуры Челябинской области от 31.01.2008 № 1/2 «Об утверждении «Рекомендаций по определению штатной численности работников культурно-досуговых учреждений муниципального образования»;

6. А также своеобразная «точка роста» -первая принятая в истории региональной культуры программа «Ведомственная целевая программа развития библиотечного дела в Челябинской области».

III. Основные муниципальные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения учреждений культуры:

1. Устав муниципального образования;

2. В том числе учредительные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения учреждений культуры, такие как:

- решение собственника о создании учреждения;

- устав учреждения;

- документ, подтверждающий право оперативного управления имуществом;

- правоустанавливающие документы на землю;

- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

IV. Локальные документы:

- структура учреждения, штатное расписание;

- коллективный договор;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- должностные инструкции;

- положения о надбавках, доплатах, премировании;

- положение о внебюджетной деятельности;

- документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности.

V. Организационно-распорядительные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения учреждений культуры:

- планы и отчеты учреждения;

- протоколы, постановления, решения;

- приказы, распоряжения, указания;

- аттестационные документы;

- документы бухгалтерского учета и отчетности;

- кадровые документы;

- статистические отчеты;

- журнал учета работы учреждения;

- журнал учета работы клубных формирований;

- докладные записки, справки, переписка.

Материально-технический ресурс

1. Недвижимый - здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними;

2. Движимый - специальное оборудование, техника, инвентарь для производства

Из них капитально отремонтировано: в 2006 г. - 158 объектов, в 2008 г. - 133 объекта.

На оборудование выделено: в 2006 г. -58 млн руб.; в 2007 г. - 88 млн руб.; в 2008 г. - 88,5 млн руб.

Кадровый ресурс

Кадровый ресурс - это руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, отвечающие за бесперебойную работу учреждения (технический состав).

Каждый специалист учреждения культуры должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Таблица 1

Краткая характеристика качества материально-технического ресурса

Учреждения 2006 2007 2008

Клубы 39 37 35

Библиотеки 15,6 13,6 13

Музеи 41,3 31,3 20,3

культурных благ и обеспечения культурнодосуговой деятельности.

Перечислим требования, предъявляемые к учреждениям культуры:

- требования к размещению зданий культурно-досуговых учреждений и режиму работы;

- требования к размерам помещений;

- требования к обеспечению учреждений техническими средствами, оборудованием и мебелью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- требования к обеспечению безопасности и соблюдению санитарно- эпидемических правил и норм.

Сегодня (согласно данным табл. 1) в неудовлетворительном состоянии находится следующее количество зданий.

Все руководители и специалисты не реже одного раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм.

Определим качество кадрового ресурса: 81,2 % - специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование (ДШИ - 99,2 %; музеи - 93,1 %; библиотеки - 75,4 %1; клубы - 66,9 %).

Финансовый ресурс

Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.

1 Данный показатель резко снизился до 91,8 % в

2007 г.

63

Действующими являются обязательства, состав и объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не планируемыми к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде. К бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих обязательств относятся расходы по следующим экономическим статьям:

- заработная плата с начислениями;

- прочие выплаты;

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- арендная плата за пользование имуществом;

- услуги по содержанию имущества, за исключением капитального ремонта;

- прочие услуги;

- увеличение стоимости материальных запасов;

- другие расходы (размер и состав которых определены действующими нормативными актами).

Принимаемыми являются обязательства, состав и объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, планируемыми к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде (целевые программы, целевые средства на проведение ремонтов и приобретение оборудования, единоразовые ассигнования на какие-либо цели).

Отметим качество финансового ресурса в расчете на одного жителя: в 2006 г. - 394 руб., в 2007 г. - 510 руб., в 2008 г. - 650 руб.

Методическое обеспечение деятельности культурных учреждений

Основными функциями методической службы являются:

- повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

64

- организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

- создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурнодосуговой деятельности;

- мониторинг деятельности культурных учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

- разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими культурных учреждений;

- координация деятельности в рамках подготовки и проведения общественно значимых культурных акций, в том числе фестивалей, смотров, конкурсов и др.;

- разработка и адаптация культурнодосуговых практик (методик);

- сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурных учреждений.

Оценка эффективности и качества работы культурных учреждений

Основными факторами, влияющими на эффективность работы и качество предоставляемых услуг в культурных учреждениях, являются:

- доступность учреждений (соответствие нормативам размещения, удобный для посетителей режим работы);

- соответствие условий размещения и функционирования учреждений стандартам и нормативам (помещения, мебель, освещенность, температура и т. д.);

- обеспеченность техническими средствами, оборудованием, мебелью и т. д.;

- перечень культурно-досуговых услуг, соответствующих потребностям населения;

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует культурное учреждение;

- укомплектованность специалистами и уровень их квалификации;

- финансирование учреждения;

- наличие информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;

- наличие привлекательного имиджа учреждения культуры;

- наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля.

Для оценки работы культурнодосугового учреждения целесообразно использовать следующие индикаторы (показатели) эффективности:

- количество клубных формирований и их видовое разнообразие;

- количество участников клубных формирований;

- охват населения клубными формированиями;

- число культурно-досуговых мероприятий, проведенных за год;

- средняя посещаемость культурнодосуговых мероприятий;

- доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально незащищенных и особых групп населения (детей, подростков, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т. д.) в общей численности мероприятий;

- средняя стоимость одного посещения учреждения культуры;

- доля собственных заработанных средств в общем объеме бюджетного финансирования;

- процент дипломированных специалистов (специалистов культурно-досугового профиля, имеющих профессиональное профильное образование);

- количество (или процент) специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации сотрудников.

Важной стороной оценки эффективности деятельности культурно-досугового учреждения является учет мнений потребителей культурно-досуговых услуг. Для решения этой задачи возможно использование мониторинга по проблемам качества и уровня культурно-досугового обслуживания населения, что позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.

Анализ реальной ситуации и сопоставление с нормативными требованиями является тем пространством, в котором должны работать учредители - государственные заказчики на предоставление услуг культуры. В качестве предоставляемой услуги большое значение имеет качество ресурса.

Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. « Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» утвержден перечень критериев оценки, состоящий из 86-ти показателей, а также постановлением губернатора принят документ « Оценка эффективности деятельности муниципальных органов власти» (73 показателя).

Таким образом, государственная культурная политика получает конкретное воплощение не только в объемах, но и качестве деятельности конкретных субъектов культурной политики, а оценка ее эффективности дает понять, насколько достигнуты поставленные цели и задачи.

Основной целью Норматива ресурсного обеспечения предоставления культурно-досуговых и информационно-библиотечных услуг учреждениями культуры является сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала области, удовлетворение потребностей населения на основе предоставления широкого спектра услуг в сфере культуры; а основной задачей -реализация на территории области государственной политики в сфере культуры.

65

1. Основы законодательства РФ о культуре [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://pravo.roskultura.rU/law/zakrf/09/10/1992/1/text/380.html (15.05.2009), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер. - Электрон. дан. -

М.: Акад. проект, 2000. - 496 с. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/

geoculture/cultural_policy/cultural_policy/information/ (15.05.2009), свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.