потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории.
Рекомендуемая методика формализует процесс бюджетного прогнозирования, т. е. опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности муниципалитетов на основании налоговых баз.
Библиографический список
1. Утин Э.А. Финансовый менеджмент: учебник для вузов. М.: Зеркало, 1998. 272 с.
2. Дробозина Ю.И. Общая теория финансов. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. С. 81.
N.I. Kozlov
Budgetary planning and mechanisms of realization of budgetary federalism
In article approaches to definition of concept «budgetary planning» are considered, principles of increase of efficiency of tax planning and perfection of interbudgetary relations are formulated.
Keywords: budgetary planning, tax potential, forecasting of incomes of regional and local budgets.
УДК [338.23:336.5:304](470.319)
И.С. Пакулина, канд. экон. наук, преп., (7910) 302-55-77, inessa [email protected], (Россия, Орел, ГОУ ВПО «ОРАГС»)
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Раскрыты сущность и значение системы ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере, выявлены закономерности и особенности социального потребления и функционирования системы ресурсного обеспечения отраслей социальной сферы, обоснованы направления оптимизации ресурсного потенциала социального развития региона.
Ключевые слова: государственная политика, социальная сфера, ресурсы, ресурсное обеспечение, планирование, оптимизация.
Современное состояние государственного регулирования регионального развития, включая регулирование развития отраслей социальной сферы, отражает основные особенности современного периода, незавершенность политических, социальных и экономических преобразований, а также тяжелые последствия экономического спада и мирового финансового кризиса. В таких условиях социальная сфера, в том числе на региональном
уровне, испытывает серьезные финансовые трудности, что нашло отражение в ухудшении ее структуры, уменьшении объемов и снижении качества оказания разнообразных социальных услуг, в том числе медицинское обслуживание и оказание образовательных услуг. Предприятия и организации социальной сферы еще не в полной мере адаптировались к условиям рыночной экономики. В связи с этим существует объективная необходимость разработки методологических и методических положений оптимизации системы ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере России и выработки конкретных мер, ориентированных на повышение эффективности функционирования и развития каждого из ее видов деятельности.
Актуальность проблем, рассматриваемых в проведенном исследовании, вытекает из необходимости придания процессам ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере реальности достижения намечаемых экономических, финансовых ориентиров результативности, оптимальности использования всех видов ресурсов.
Эффективность функционирования социальной сферы как России в целом, так и отдельных регионов определяется наличием оптимального механизма ее финансирования, регулированием системы ресурсного обеспечения социальной сферы.
Одним из основных условий решения методологических и методических проблем рационального регулирования системы ресурсного обеспечения социальной сферы регионов в условиях глобализирующейся экономики должна быть ориентация на оптимальное взаимодействие составляющих ресурсного обеспечения, направленных на удовлетворение минимальных потребностей населения в разнообразных социальных услугах, повышение эффективности системы ресурсного обеспечения, использование резервов и ресурсных потенциалов с целью роста нормативов потребления социальных услуг.
Весомый вклад в разработку общеметодологических и отдельных аспектов проблемы разработки стратегии развития социальной сферы сделали Г. Беккер, М. Доэл, Л.Н. Кочеткова [1], Н. Луман [2], Д.С. Львов, Дж. Минцер, Н.М. Найбороденко, Т. Парсонс, В. Пэтти, Д. Рикардо, А.Я. Рубинштейн [6] и А. Смит, Т. Шульц и другие. Однако вопросы ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере остаются недостаточно изученными как в российской, так и мировой науке.
Актуальность нашего исследования обусловливается комплексом экономических, социальных и организационных проблем, возникающих в процессе экономического развития и оптимального финансирования социальной сферы, необходимостью научного обоснованя роли и значения системы ресурсного обеспечения социальной сферы, ее регулирования в условиях глобализации экономики, рационального формирования и эффективного использования системы ресурсного обеспечения социальной сферы
как одного из важнейших условий сохранения социальной стабильности при проведении экономических преобразований.
Теоретические и методические положения стратегической ориентации социальной сферы России на достижение необходимых уровней эффективности ее функционирования на основе реализации стратегий экономической, маркетинговой, структурно-организационной, инновационной, финансовой, межрегиональной направленности в экономической литературе разработаны явно недостаточно. Назрели объективные условия для разработки теоретических и методических положений оптимального планирования результатов и затрат в единой системе планово-расчетных обоснований разноуровневых органов управления социальной сферой РФ, ее структурными составляющими.
Актуальность выбранной темы и одновременно практическая потребность федеральных и региональных органов управления в проведении исследований по регулированию системы ресурсного обеспечения, прежде всего финансирования социальной сферы, как в стране в целом, так и в ее отдельных регионах определили цель, задачи и предмет нашей научной работы. Основной целью исследования являлась разработка методологических и методических основ рационального регулирования системы ресурсного обеспечения социальной сферы, раскрытие социально-экономического содержания этих процессов. В соответствии с основной целью были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи: раскрытие сущности и значения системы ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере; выявление закономерностей и особенностей социального потребления и функционирования системы ресурсного обеспечения отраслей социальной сферы; обоснование направлений оптимизации ресурсного потенциала социального развития региона.
В России идеология государственного управления экономикой трансформировалась за последние годы от позиции дерегулирования и разгосударствления до признания необходимости упреждающего государственного регулирования, активизации управления государственными предприятиями и государственными пакетами акций. Между тем в РФ особенно важна роль государства в период интенсивного реформирования.
Роль государства в крупнейших странах имеет особую специфику. На него возлагаются здесь дополнительные обязанности по поддержанию единого экономического пространства, недопущению чрезмерной социально-экономической дифференциации регионов и др. Дополнительные экономические функции проистекают из особенностей геополитического и экономико-географического положения государства и места в международном разделении труда, демографической ситуации, национального и религиозного состава населения.
Государственное регулирование социально-экономического развития представляет собой постоянное воздействие государства на самостоятельно
хозяйствующие субъекты в целях обеспечения экономического роста и нормальных условий хозяйствования, эффективной реализации государственной и региональной социально-экономической политики, обеспечения стабильности, национальной безопасности. Это воздействие осуществляется различными методами, достаточно отработанными отечественной и мировой практикой. Конкретный набор их и роль определяются моделью государственного регулирования, которая избрана тем или иным государством.
Задачи государственного регулирования социально-экономического развития в конкретной стране исходят, во-первых, из самой концепции государства, как ее понимают в данном обществе, его экономической роли, из господствующей экономической и социальной идеологии. Они определяются спецификой и объективными условиями функционирования национального хозяйства, традициями, менталитетом населения, типом его хозяйственного поведения, характером экономической ситуации и конкретным набором экономических, социальных, экологических проблем.
Задачи государственного воздействия на экономику в условиях сложившихся стабильных социально-экономических систем с преобладанием рыночных факторов достаточно ясны из практики зарубежных стран, если говорить о них в общем плане. В их числе: постоянное повышение минимального уровня доходов; обеспечение максимально полной занятости населения; обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги в течение возможно более длительных периодов; стабилизация денежного обращения и финансовых рынков; создание благоприятных макроэкономических и инфраструктурных условий для хозяйствующих субъектов, ориентирование их в стратегической конъюнктуре; постоянное стимулирование инвестиционной активности; ограничение монополистических проявлений в хозяйстве, элиминирование их негативных последствий; создание и поддержание систем социальной защиты граждан, особенно социально уязвимых слоев и групп.
Объектом проведенного исследования являлось ресурсное обеспечение государственной политики в социальной сфере на федеральном и региональном уровнях, в частности в Орловской области.
Разработка методологических положений формирования системы ресурсного обеспечения и регулирования процесса оказания услуг отраслями социальной сферы, решение экономических, организационных и методических проблем создания и рационального использования ресурсного потенциала социальной сферы региона, обоснование основных направлений и стратегических ориентиров развития ресурсного обеспечения и социального потребления позволили нам сделать следующие обобщения.
При определении социальной сферы как объекта исследования ориентация услуг по видам экономической деятельности должна следовать за функциональной [3, с. 4]. Ив этом смысле определяющим признаком социальной сферы является предмет ее деятельности — оказание услуг насе-
лению или индивидууму. В соответствии с этим под социальной сферой следует понимать сферу деятельности всех субъектов экономической системы по непосредственному удовлетворению потребностей конечного потребителя — человека — путем предоставления ему соответствующих услуг независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности этих субъектов. В качестве субъектов могут рассматриваться те или иные виды деятельности.
Необходимость государственного регулирования развития социальной сферы обусловливается следующим: недееспособностью рыночного механизма в ряде видов деятельности социальной сферы, что исключает из потребления их услуг значительную часть населения; общественным характером благ и наличием так называемого внешнего эффекта от их предоставления; существованием естественной монополии государства в решении целого ряда важнейших социальных проблем. Следует обратить внимание на ограниченность государственного воздействия на развитие рынка социальных услуг, которая обусловлена возможными проблемами их нормирования, дефицита и т. п. Это обстоятельство определяет необходимость наряду с соответствующим государственным участием в определении условий предоставления наиболее значимых для населения социальных услуг (например, в образовании, здравоохранении, культуре и др.) формирование рынка платных услуг, предоставляемых отраслями социальной сферы. В этой связи особую значимость приобретает дифференциация потребностей населения и определение механизма их удовлетворения с точки зрения формирования эффективной политики государства в социальной сфере.
Существует достаточно тесная взаимосвязь между двумя направлениями государственного регулирования процесса функционирования и развития социальной сферы. С одной стороны, формирование рациональной системы ресурсного обеспечения социальной сферы позволит более эффективно решать проблему создания и поддержания нормальных условий жизнедеятельности населения как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. С другой стороны, создание и внедрение системы государственного регулирования размеров потребления социальных благ и услуг, включая разработку системы социальной стандартизации, дает возможность в значительной мере упорядочить и оптимизировать процесс ресурсопотребления в отдельных видах деятельности социальной сферы.
Развитие как социальной сферы в целом, так и ее отдельных составляющих целесообразно осуществлять на основе системы планов, объединяющих текущее и стратегическое планирование. Причем стратегический план развития структурных частей и социальной сферы в целом имеют свои существенные особенности, которые необходимо учитывать в процессе последовательного раскрытия содержания и обоснования достижения необходимых ориентиров результативности в стратегической перспективе. Например, в отличие от текущего планирования развития отраслей и
объектов социальной сферы стратегический план должен включать разделы, последовательно раскрывающие содержание и обосновывающие миссию, целевую направленность, необходимость использования базовых и функциональных стратегий, комплекса мер различной направленности в условиях неопределенности, влияния во времени факторов внешней среды и внутренних факторов.
Миссия социальной сферы должна предусматривать оказание населению жизненно важных и необходимых услуг, связанных с поддержанием и укреплением здоровья, получением профессионального образования, потреблением духовных и материальных благ, оказанием объектами рыночного инфраструктурного комплекса услуг в процессе деятельности хозяйствующих субъектов и граждан страны [4, с. 3]. Причем единая предназначенность должна исходить из назначения каждой из структурных составляющих с учетом возможных изменений в составе и структуре ее взаимодействующих элементов (стратегий, инфраструктурных объектов, видов ресурсных потенциалов). При этом для каждой из отраслевых составляющих социального инфраструктурного комплекса должна быть сформулирована своя миссия в оказании жизненно важных и необходимых услуг населению, а также других услуг по активизации деятельности хозяйствующих субъектов и частных предпринимателей.
В процессе формирования миссии социальной сферы необходимо в стратегическом периоде времени предвидеть возможность структурно-организационных, инновационных и маркетинговых изменений, которые влекут за собой диверсификацию видов оказываемых услуг и выполняемых работ [5, с. 7].
На основе миссии социальной сферы определяется система целей стратегического плана ее развития, которая формируется исходя из установления целевых ориентиров результативности по каждому из структурных составляющих социальной сферы. При этом обобщение целей всех основных частей социального инфраструктурного комплекса необходимо осуществлять как по составу выдвигаемых целевых ориентиров результативности, так и целевой направленности.
Значимым пунктом в процессе формирования ресурсного потенциала развития социальной сферы региона является разработка методических вопросов проведения анализа такого потенциала. Основными целями проведения анализа ресурсного потенциала развития социальной сферы региона являются следующие: установление наличия в регионе ресурсов для развития регионального комплекса предприятий и организаций социальной сферы; определение наиболее перспективных ресурсов для развития комплекса предприятий и организаций социальной сферы региона; количественная оценка имеющихся ресурсов для развития регионального социального комплекса; установление количественных возможностей для ускорения развития регионального социального комплекса с учетом имеющих-
ся ресурсов; разработка механизма формирования, рационального использования и дальнейшего совершенствования ресурсного потенциала развития регионального социального комплекса.
Результатом анализа является определение видов ресурсов, имеющихся в регионе, для развития регионального комплекса предприятий и организаций социальной сферы, их количества, источников формирования и пополнения, возможностей их использования, доступности и рациональности получения.
При проведении анализа ресурсного потенциала развития социальной сферы региона необходимо соблюдать следующие требования: максимальность спектра ресурсов региона, которые могут быть использованы в отраслях социальной сферы; необходимость полного учета запасов всех видов ресурсов для развития социальной сферы; достоверность информации, дающей характеристику качественных и количественных параметров развития отраслей социальной сферы. Кроме того, анализируя ресурсный потенциал развития социальной сферы региона, представляется целесообразным рассматривать не только виды и объемы ресурсов, но и степень их доступности.
Основной целью формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы региона является создание условий для нормального функционирования и устойчивого развития регионального комплекса предприятий и организаций социальной сферы, что находит выражение в таком повышении качества жизни населения, которое способствует улучшению демографической ситуации в регионе, физическому, психическому, культурному и интеллектуальному воспроизводству населения региона.
Переход к устойчивому развитию социального комплекса региона представляет собой достаточно длительный процесс, который требует решения сложных социальных и экономических проблем регионального развития. Более того, устойчивое развитие социальной сферы региона представляется возможным только в том случае, если будет достигнуто устойчивое развитие всех ее видов деятельности. Процесс реализации цели устойчивого развития социальной сферы региона регулируется или управляется субъектом, поставившим эту цель (региональные органы управления).
Эффективное управление процессом формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы региона предусматривает: рассмотрение социальной сферы региона в качестве целостной системы (регионального комплекса), функционирующей в определенной внешней среде; обеспечение процесса управления необходимой и достаточной информацией об основных характеристиках, закономерностях и особенностях развития видов деятельности социальной сферы в рамках региона; определение основных направлений формирования ресурсного обеспечения стратегии устойчивого развития социальной сферы региона;
выбор критерия оценки качества различных вариантов стратегии развития социальной сферы региона; разработка основных направлений и конкретных механизмов формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы региона; разработка системы контроля за процессом формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы региона.
Целенаправленный выбор управленческих решений в рамках заданной стратегии развития социальной сферы в регионе должен определять пропорции общественного воспроизводства (достижение баланса использования ресурсов в социальном комплексе региона), которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения региона и повышению качества его жизни. При этом часто наибольшее социально-экономическое значение для региона имеют характеристики, которыми он обладает и которые невозможно перенести с другой территории в порядке обмена опытом. Основными факторами, определяющими функционирование социального комплекса региона являются: собственный ресурсный потенциал региона (кадровые, финансовые, материально-технические и прочие ресурсы), привлекаемые в регион ресурсы (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений), и реальные производственные процессы, т. е. потенциал территории.
Успешность обоснования, разработки и реализации стратегии развития социальной сферы региона в значительной мере может быть обусловлена проведением следующих мероприятий:
- установление фиксированной доли налогов на развитие видов деятельности социальной сферы региона;
- установление фиксированной доли валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы;
- введение в региональный бюджет отдельной строкой затрат на функционирование и развитие видов деятельности социальной сферы;
- совмещение процессов перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения;
- обоснование системы финансовой поддержки регионов исходя из их типологии по критерию состояния видов деятельности социальной сферы;
- контроль целевого расходования средств;
- повышение заинтересованности региона в мобилизации внебюджетных средств;
- предоставление максимальных налоговых и кредитных льгот для инвестирования видов деятельности социальной сферы региона.
Основой взаимодействия всех элементов социальной сферы региона является финансовое обеспечение процесса оказания населению жизненно необходимых услуг медицинской, образовательной, жилищно-бытовой направленности, социальной поддержки малоимущих, а также слабо в социальном отношении защищенных слоев населения. Причем в условиях гло-
бализирующейся экономики объемы финансирования секторов социальной сферы России, регионов, в которых государство в соответствии с Конституцией имеет обязательства и гарантии предоставления бесплатных социальных услуг, не могут привлекаться только из средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), а должны быть синтезированы на многоуровневой и многоканальной основах. Это обусловлено тем, что пересмотр конституционных обязательств государства невозможен. Вследствие этого одним из возможных вариантов обеспечения рационального или минимально приемлемого финансирования социального комплекса региона является перераспределение финансовых ресурсов Российской Федерации, регионов в пользу тех или иных сегментов рынка социальных услуг.
Для оптимизации финансового обеспечения стратегии развития социальной сферы региона необходимо предусмотреть осуществление следующих мер государственного регулирования:
- обеспечение приоритетного финансирования расходов на социальные нужды населения региона, недопущение секвестирования соответствующих статей бюджета;
- совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов;
- пересмотр внутренней структуры социального комплекса региона и соответствующих расходов с учетом усиления тенденции глобализации мировой экономики;
- осуществление перераспределения государственных финансовых средств в сторону их предоставления наиболее нуждающимся слоям населения региона;
- расширение прав региональных органов в управлении социальной сферой региона, установлении и финансировании льгот работникам социально-культурных учреждений и организаций;
- постепенное расширение участия населения региона в финансировании социальных услуг на основе трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости;
- обеспечение поэтапного сокращения дотационное™ жилищно-коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на адресную поддержку социально малообеспеченных семей;
- осуществление перехода к финансированию программ строительства жилья в форме адресной поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- освобождение государственных внебюджетных социальных фондов от выполнения несвойственных им функций и выплат.
Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение.
В качестве весьма перспективного направления совершенствования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы региона следует рассматривать интеграцию процессов планирования и бюджетирования на уровне региона. При этом бюджет региона должен служить инструментом, обеспечивающим реализацию целей социально-экономического развития региона, включая развитие видов деятельности социальной сферы. Для реализации этого на практике целесообразно применять программно-целевой подход как к планированию, так и бюджетированию на региональном уровне.
Осуществление стратегической целевой ориентации социальной сферы России на достижение необходимых или устанавливаемых разноуровневыми органами управления ее структурным составляющим показателей эффективности использования ресурсов актуализирует дальнейшие научные исследования, направленные на создание современного инструментария количественного определения влияния основных факторов на объем потребления ресурсов, общего комплексного ресурсопотребления.
Библиографический список
1. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: цели и функции // Соц. гуман. знания. 2008. № 3. С. 68-79.
2. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории: пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. 643 с.
3. Пакулина И.С. Возрастающая роль социальной сферы в функционировании инновационной экономики // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2011: сб. науч. тр. по материалам междун. науч.-практ. конф. Т. 11. Экономика. Одесса: Черноморье, 2011. С. 3-4.
4. Пакулина И.С. Глобализация экономики и стабильное развитие социальной сферы // Materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka konference [«Dny vedy - 2011»], 27 brezen - 05 dubna 2011 roku. - Dil 11. Ekonomicke vedy. - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2011. S. 3-5.
5. Пакулина И.С. Экономический анализ макроокружения социальной сферы // Найновите научни постижения - 2011: Материали за 7-а международна научна практична конференция, 17-25 март 2011 година на икономики. Т. 9. Икономики. София «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. С. 5-9.
6. Рубинштейн А.Я. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере // Экон. наука соврем. России. 2009. № 1. С. 25-38.
I.S. Pakulina
The resource providing of public policy in social sphere
In the article the essence and value of the resource providing system of public policy in a social sphere has been shown, the conformities to law and the features of social consumption and functioning of the resource providing system of social sphere industries have been educed, the directions of optimization of social development resource potential of the region have been grounded.
Keywords: public policy, social sphere, resources, resource providing, planning, optimization.
УДК 351 : 005.591.6
З.А.Сибирёва, соискатель ГОУ ВПО ОРАГС (300012 г.Тула, (4872) 24-1266; 8-906-629-12-67, [email protected]); В.В.Печёнкина, профессор ГОУ ВПО ОРАГС
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Рассматривается государственное регулирование инновационных процессов, характеризующееся планированием НИОКР, предоставлением налоговых и кредитных льгот.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, наукоёмкая продукция, стратегия, эффективность, конкурентоспособность, нанотехнологии.
Характерной чертой современного мирового экономического развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества - построение экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения ряда методических и практических задач, связанных с государственным регулированием инновационной деятельности.
Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций -законодательное регулирование инновационной деятельности, поддержка малого инновационного предпринимательства, создание благоприятного инновационного климата. К инструментам государственной поддержки инновационной деятельности относится разработка инновационных прогнозов концепции развития российской науки.
Целью государственной политики в этой области назван «переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов».
Одно из важнейших условий перехода страны на инновационный путь развития - сохранение технологического единства научной и научно-технической деятельности научных организаций и процесс их реорганизации,