ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (5)
СОЦИОЛОГИЯ
УДК 364 (075.8)
РЕСУРСНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
З.П. Замараева
В статье рассматриваются концептуальные основы ресурсно-потенциального подхода в рамках современной российской модели социальной защиты населения. Отмечаются основные особенности данного подхода, формы и условия его реализации.
Ключевые слова: социальная защита населения; ресурсный потенциал; объект социальной защиты; социальная деятельность; ресурсные технологии.
В связи со сложившейся в современном российском обществе реальной ситуацией возникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов к формированию системы социальной защиты населения, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб на ликвидацию возникающих социальных проблем. Необходимо отметить, что многие науки в настоящее время активно развивают проблематику социальной защиты населения. Однако следует признать, что до сих пор в нашей стране не сложилась целостная, теоретически обоснованная и ре-сурсобеспеченая система социальной защиты населения, органично сочетающая в себе принцип социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства как надёжного гаранта социальной защиты населения.
Вместе с тем устойчивое цивилизационное развитие общества, его способность надёжно
гарантировать высокую социальную защищённость населения страны являются фундаментальным критерием оценки научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства обостряют и актуализируют необходимость оптимизации системы социальной защиты, конкретизации цели, норм, принципов, регулирующих отношения между отдельными людьми и членами общества, включенными в орбиту действий формирующейся системы на основе теоретических и эмпирических исследований в рамках социологического подхода.
Таким образом, актуальность представленного в статье материала обусловлена: сложностью и противоречивостью процесса становления системы социальной защиты в условиях трансформирующегося общества, которые усугубляются существенными преобразованиями в социальном обустройстве людей, не отвечающими современным потребностям общественного развития и интересам конкретной личности, группы; недостаточностью специ-
Замараева Зинаида Петровна — доктор социологических наук, зав. кафедрой социальной работы, Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]
альных технологий, средств и механизмов, способствующих оптимизации системы социальной защиты, прогнозирующих участие в нем человеческих ресурсных потенциалов, повышающих степень индивидуальной ответственности за свое социально-экономическое обеспечение и самозащиту.
В процессе работы над статьей использовались многие научные направления, включая исследования социальной деятельности М. Вебера, У. Бакли, Э. Гидденса, социального взаимодействия Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Дж. Мида, социальных отношений И. Гофмана, Ч. Кули, Ф. Тенниса, социологии социальных изменений П. Штомпки.
Вместе с тем при конкретизации материала статьи обозначились иные ключевые методологические положения, в основе которых находились идеи ресурсного подхода в социологии (П. Бурдье, М. Кастельс, У. Бек, Д. Граски,
Э. Соренсон и др.). При этом в явной или неявной форме отправной точкой практически всех этих концепций выступали ресурсы (активы, капиталы).
И все же данные теоретические концепции показывают некоторую ограниченность при исследовании современной социальной проблематики.
Актуальность проблемы, обусловленная неэффективной деятельностью современной системы социальной защиты населения, а также ее недостаточная научная проработанность в социологии предопределили выбор темы и цель оформления статьи.
В рамках данного материала описывается содержание авторской концепции ресурснопотенциального подхода, через призму которого система социальной защиты населения рассматривается как относительно устойчивая форма совместной организации социальной жизни и деятельности людей, социальных организаций и государственных учреждений, лиц, наделенных необходимыми полномочиями и ресурсами для осуществления равным образом функций как социального вспомоществования, так и социального страхования, удовлетворения индивидуальной и обществен-
ной потребности в повышении жизненного уровня объектов социальной защиты на условиях активизации их ресурсного потенциала.
Сущность ресурсно-потенциального подхода выражена через совокупность применения специалистами организаций, служб социальной защиты технологий деятельности, которые определяют уровень и характер ресурсных потенциалов личности с целью их активизации и преобразования в ресурсы самообеспечения, саморазвития, самоактуализации с использованием институционального и общественного потенциалов.
Целью ресурсно-потенциального подхода является формирование ценностно-
нормативного, организационно-структурного, функционального и других механизмов деятельности, направленных на повышение или изменение уровня ресурсного потенциала у объекта социальной защиты (индивида, социальной группы), следовательно, изменение его социального статуса, а также роли в обществе путем освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения как основы социализации (интернализации).
Данный подход основан на принципах, учитывающих личностный аспект при создании условий организации социальной защиты индивида, обеспечивающих баланс интересов и потребностей, ценностных ориентаций; единство сознания и деятельности, способствующее правильному оцениванию сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен объект социальной защиты, влияние уровня сознания на развитие данной деятельности, своеобразие ее формы и результата и т.д.
Мы полагаем, что государственная сфера социальной защиты в основе своей имеет дело с людьми ресурсозависимыми. Чтобы изменить данную тенденцию и активизировать собственные ресурсы населения в процессе самообеспечения, необходимо не только провести реструктуризацию клиентов социальной защиты по критерию, оценивающему уровень (низкий, средний, низкий) ресурсных потенциалов личности, но и предложить метод, позволяю-
щий одновременно подобрать адекватные виды социальной защиты и технологии социальной деятельности.
Итак, граждане с низким уровнем ресурсных потенциалов (возрастной ресурсный потенциал, ресурсный потенциал здоровья, ресурсный потенциал способности к самообслуживанию и самообеспечению, трудовой и профессиональный ресурсные потенциалы, ресурсный потенциал мотивации на самообеспечение, материальный потенциал и др.) получают государственную социальную помощь в виде ресурсообеспечивающих форм — денежных и неденежных.
Это, главным образом, такие формы, как социальные пособия, компенсации, услуги посреднического характера, обучение навыкам самообслуживания, самообеспечения.
Структура оценки ресурсного потенциала как неактивизированного резерва индивида может складываться из разницы между задействованными и незадействованными личностью ресурсными потенциалами. В основу оценки определения ресурсного потенциала индивида могут быть включены следующие показатели:
• уровень трудоспособности (трудоспособность существенно не ограничена);
• уровень образования (образование высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и др.);
• уровень материального обеспечения (низкий, средний, высокий);
• степень стремления приобретать новые знания и навыки;
• уровень мотивации на самообеспечение;
• степень мотивации на занятость;
• степень мотивации на оказание помощи другим людям;
• возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от друзей, родственников, детей, соседей;
• возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от социальных служб и других организаций социального профиля;
• уровень доступности в трудной жизненной ситуации помощи от общественных организаций и др.
У становление ресурсно-потенциального состояния как неактуализированного резерва индивида можно определить с помощью следующей формулы (за основу взята методика оценки, разработанная В.Г. Доброхлеб)[1]:
Pr = 1/6 (Ph + Peg + Pm + Pmtr + Pc + Pin), где Pr — ресурсный потенциал, Ph — ресурсный потенциал здоровья, Peg — возрастной потенциал, Pm — мотивационный потенциал, Pmtr — материальный потенциал, Pc — общественный потенциал, Pin — институциональный потенциал.
Рассмотрение личностного ресурсного потенциала возможно с учетом состояния институционального и общественного ресурсных потенциалов, как условий обеспечивающих реализацию потенциала индивида (группы).
Исследование институциального
ресурсного потенциала представляется значимым в случае, когда функционирование социальных институтов вступает в противоречие с социальной реальностью и становится препятствием для адекватного выполнения им функциональных обязанностей, направленных на удовлетворение потребностей населения.
Ресурсный потенциал института активизируется в ситуации, когда социальные поля выходят из равновесия и нормы, составляющие институт, приходят в несоответствие с нормами других институтов, находящимися в том же поле. Отсюда ресурсный потенциал института социальной защиты может обладать следующими характеристиками: напряженность (т.е. степень легитимизации института в обществе); направленность (возрастание влияния данного института в обществе или снижение этого влияния); силовое воздействие (степень важности ценностей, социальных норм и социальных ролей, составляющих данный институт для населения, которые включены в степень его влияния);устойчивость и стабильность (учет факторов и ресурсов, благодаря которым институт может стабильно функционировать и развиваться).
При исследовании сущности ресурснопотенциального подхода в институциальном аспекте выделены несколько уровней его анализа. В зависимости от степени локализации ресурсных потенциалов обозначены мегауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень.
На мегауровне отражаются параметры исторического времени, которые включает в себя уровни духовной сферы, культуры и ментальности нации. На макроуровне — исследуется направленность государственной социальной политики в области социальной защиты, учитывающая создание условий для самообеспечения населения. На мезоуровне проводится анализ причин, закономерностей, последствий осуществления ресурсно-потенциального подхода в рамках системы социальной защиты на уровне субъектов Российской Федерации. На микроуровне осуществляется реализация ресурсно-потенциального подхода через конкретные практики по месту жительства.
Общественный ресурсный потенциал в рамках ресурсно-потенциального подхода представлен, с одной стороны, как следствие изменений социальной среды, снижение реальной возможности оказания помощи со стороны государственных структур, стремление индивидов к объединению с другими себе равными. С другой стороны, как метод повышения возможностей индивида (группы) в самообеспечении населения через деятельность групп само- и взаимопомощи, актуализацию «сетевых ресурсов», которые образуют общественную модель социальной защиты по месту жительства, возможности общественного (некоммерческого) сектора [2].
В качестве примера может служить модель ресурсного центра независимого проживания «Оттава-Карлетон» (Канада), где основной миссией центра стало оказание помощи людям с различной формой инвалидности и предоставление средств, необходимых для налаживания их полноценного участия в жизни общества, а главной целью — создание условий для повышения ресурсного потенциала индивида [6].
Данная организация была создана и управлялась людьми с инвалидностью и для людей с инвалидностью. Повышение ресурсного потенциала рассматривалось как возможность развития навыков, которые помогут им сделать лучший выбор и принять обоснованные решения.
Ведущими принципами стали:
• контроль потребителей — центром руководит совет директоров; работники центра и волонтеры — также люди с инвалидностью;
• участие членов организации — центр поощряет участие своих членов в развитии положений, программ, при планировании и предоставлении услуг в процессе работы;
• многопрофильная инвалидность -центр работает с людьми с любой формой инвалидности;
• самоопределение инвалидности -центр оставляет право за людьми выбрать формулировку своей инвалидности;
• гибкость — персонал и добровольцы обеспечивают поддержку инвалидам при любых специфических обстоятельствах. Основные направления деятельности центра — получение информации, формы само-поддержки, исследовательские функции и др.
Людям с инвалидностью предлагается информация, в которой они нуждаются: обучающие семинары, доступ к Интернету, ресурсные библиотеки, информационные бюллетени, а также консультации по телефону.
Самоподдержка помогает людям с инвалидностью установить контакты с людьми, находящимися в такой же ситуации, как они, для уменьшения изоляции, обучения навыкам, получения информации и поддержки.
Исследования и развитие обслуживания способствуют центру определять потребности людей с инвалидностью. Примерами недавних инициатив могут быть: местное выполнение национальной программы трудоустройства, созданной для людей, сталкивающихся со многими барьерами; местное администрирование прямо финансируемой программы самоуправления по предоставлению обслужива-
ния на дому; местное партнерство, направленное на развитие стратегий предотвращения преступности.
Развитие навыков повышения потенциала помогает людям с инвалидностью развить личные способности для определения барьеров, изучить методы развития навыков и принятия решений, что приводит к большей самостоятельности в жизни. Часто встречающиеся барьеры включают в себя отказ в предоставлении необходимого обслуживания, дискриминацию при распределении жилья, недостаток внимания и жесткость со стороны обслуживающего персонала, проблемы поддержания уровня дохода и проблемы транспортировки. Стратегии по осуществлению этой программы различны и основываются на индивидуальных запросах. Они включают в себя поддержку во время кризиса и установление контактов с другими людьми, индивидуальное решение проблем и проведение семинаров по развитию навыков.
Таким образом, ресурсно-потенциальный подход конкретизирует деятельность институционального и общественного секторов, направляя ее на обеспечение индивидуальной стратегии объекта социальной защиты. При этом важными процедурами выступают: социологическое наблюдение, диагностика, прогнозирование, профессиональное сопровождение индивидуальной стратегии самообеспечения; легитимизация новых форм деятельности; социальный контроль и т.д.
Система эмпирических показателей, оценивающих результат активизации личностного ресурсного потенциала с помощью институционального и общественного ресурсных потенциалов, включает группы показателей, отражающих следующие блоки социологостатистических исследований: социальные потребности и ожидания объектов социальной защиты в сфере социальной защищенности и самообеспечения; социальная адаптирован-ность и снижение уровня зависимости от государственного патронажа в области социальной защиты; качество предоставления социальных услуг населению, их социально-экономическая
эффективность; оценка социальной идентификации объекта социальной защиты (мера отождествления индивида с группой, коллективом по существенным признакам и критериям); его интернализация (степень освоения индивидом выработанных обществом, группой норм, ценностей, установок, стереотипов).
С целью оптимального использования возможностей ресурсно-потенциального подхода в системе социальной защиты в качестве механизмов реализации использованы конкретные ресурсные технологии.
Технологии ресурсно-потенциального подхода представляют совокупность средств и приемов, направленных на активизацию собственных возможностей объектов социальной защиты, имеющих разный уровень ресурсных потенциалов, с целью преобразования их в активные ресурсы, способствуя тем самым интеграции институционального и социализацион-ного аспектов системы социальной защиты.
Новый подход использует ресурсосберегающие, ресурсоактивизирующие и ресурсоразвивающие технологии.
Использование ресурсосберегающих и ресурсоактивизирующих технологий в работе с людьми, имеющими низкий уровень ресурсных потенциалов, предполагает активизацию способностей людей и связанных с этим ограничений жизнедеятельности. При этом имеется в виду, что подобное возможно в случае, если потенциал представляет собой существенную величину.
Проявляя заботу о людях с низким уровнем ресурсных потенциалов, важно идти не по линии усиления роли патернализма государства, а по линии обеспечения независимости личности, ее автономности от государства. Следует предоставить лицам пожилого возраста и инвалидам возможность полноценного участия во всех сферах жизни на их собственных условиях [4].
Применение ресурсоактивизирующих и ресурсоразвивающих технологий среди индивидов, имеющих средний уровень ресурсных потенциалов, можно рассмотреть на примере программы «Самообеспечение семей, прожи-
СОЦИОЛОГИЯ
вающих в сельской местности», реализуемой в настоящее время в Пермском крае.
Данная технология основана на принципе индивидуальной и коллективной ответственности за повышение уровня социальноэкономического обеспечения индивида и самообеспечения семьи на условиях заключения социального контракта с органом социальной защиты и разработки семейного плана, направленного на реализацию условий, оговоренных договором.
С одной стороны, данный подход создает возможность повышения уровня ответственности государственных структур социальной защиты за создание необходимых условий экономического, организационно-технологического, социального характера, среди которых: финансовая помощь, консультация специалистов, обучение членов семьи, лечение, оздоровление и реабилитация детей, контроль за использованием средств, выделенных на реализацию семейного плана, регулярное отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ. С другой стороны, наблюдается повышение степени индивидуальной ответственности за реальное изменение материального и социального статуса индивида и его семьи.
К числу ресурсоактивизирующих и ресурсоразвивающих технологий следует отнести программу »От пособия к зарплате», первоначально разработанную и реализуемую администрацией г. Перми при консультативнометодическом сопровождении Фонда «Институт экономики города» (г. Москва) и Urban Institute (США) в рамках проекта «Совершенствование системы социального обслуживания в Российской Федерации» (19992001 гг.), который осуществлялся при поддержке Агентства США по международному развитию [3].
Данная программа от многих других технологий социальной защиты отличается тем, что она не только помогает семьям удовлетворить свои насущные нужды, содействуя им материально, но и предоставляет помощь путем трудоустройства безработных трудоспо-
собных членов семьи. Первоначально программа была реализована в 2001 году в качестве пилотного проекта в трех районах г. Перми. В настоящее время технология »От пособия к зарплате» успешно осуществляется во всех районах краевого центра и большинстве территориях Пермского края.
В основе ее деятельности реализуется цель
— повышение уровня благосостояния малообеспеченных безработных семей путем оказания им содействия в трудоустройстве. Для осуществления цели в рамках ресурсной технологии исполнителями проекта были заложены следующие инновационные подходы:
• договорные отношения между семьей и органами социальной защиты населения;
• дифференциация и индивидуализация комплексной помощи семьям посредством определения величины пособия в зависимости от совокупного дохода семьи;
• отслеживание процесса реабилитации семей в период нахождения в программе и оценка изменений, происходящих в семье после выхода из программы;
• обеспечение стабильности перехода семей на самообеспечение — помощь семьям после трудоустройства безработного члена семьи продолжает оказываться еще три месяца;
• стимулирование занятости путем материального поощрения и наложения материальной ответственности (штрафные санкции) за нарушение договора [7]. Определенные ресурсной технологией
действия формируют единую точку зрения на адресную социальную помощь населению, позволяют безошибочно определить бедного «адресата», предоставить ему индивидуально подобранный пакет социальной помощи, принять совместные решения, направленные на реализацию создавшейся трудной жизненной ситуации. Ресурсная технология «От пособия к зарплате» состоит из трех этапов, каждая из которых имеет строго функциональное назначение:
1-й этап — диагностический, изучается содержание трудной жизненной ситуации (про-
верка нуждаемости, определение объема помощи, оформление документов);
2-й этап — организационный (оказание непосредственной помощи — проведение расчета семейного пособия, заключение договора, разработка семейного плана и согласование его со всеми заинтересованными ведомствами);
3-й этап — контрольный (отслеживание результата выполнения семейного плана в режиме мониторинга).
В течение 2002-2003 гг. специалистами Фонда «Институт экономики города» и Urban Institute (США) была проведена оценка результатов реализации программы. На момент ее проведения доля трудоустроившихся граждан во время своего участия в программе достигла 74 %. В ходе оценки было выявлено, что участие в программе, в частности трудоустройство, сыграло важную роль в повышении доходов обследуемых семей.
Спецификой ресурсоразвивающих технологий индивидов, имеющих высокий уровень ресурсных потенциалов, являются методы, способствующие повышению степени активности личности: социальной, трудовой, политической; уровня компетентности во всех сферах, овладению широким спектром знаний, умений и навыков, преобразованию их в активный ресурс.
К таким технологиям можно отнести и государственные программы в области развития человеческих ресурсов, которые ориентированы на обеспечение условий здорового образа жизни, повышение общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня личности, усиление ее трудовой мотивации, оптимизацию ресурсов человека для решения своей проблемы, осуществленные посредством таких систем, как:
• профессиональное образование (начальное, среднее, высшее и дополнительное);
• внутрипроизводственное обучение;
• профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения;
• профессиональная ориентация как система мер, обеспечивающих для человека воз-
можность выбора сферы деятельности с учетом его интересов, потенциала общества, сопровождения профессиональной карьеры [5].
Программы развития человеческих ресурсов ориентированы и на субсидирование открытия своего дела, форм самозанятости населения в надомных условиях, поддержку развития домашних хозяйств. Использование вышеперечисленных технологий, способствующих активизации ресурсных потенциалов личности с целью самообеспечения, представляется особенно актуальным в условиях современной России. Данный вывод подтверждают аналитические материалы экспертного опроса, проведенного в Пермском крае среди руководителей управлений социальной защиты в июле 2006 г.:
• получение малообеспеченными гражданами и семьями, имеющими потенциал самообеспечения, ссуд и кредитов на возвратной основе для открытия своего дела — 37,9%;
• проведение конкурса среди многодетных семей на лучшее подворье (домохозяйство)
— 44,8%;
• профессиональное обучение и переобучение населения, имеющего потенциал самодостаточности,- 24,1%;
• организация вторичной занятости населения в рамках технологии «От пособия к зарплате» — 31,0%.
Большая часть из числа опрошенных специалистов сферы социальной защиты населения Пермского края (70,%) ответили, что новые ресурсные технологии, направленные на активизацию собственных возможностей населения, имеющих для этого ресурсы и потенциал для самообеспечения, эффективны.
Основное отличие от традиционных технологий социальной защиты специалисты видят в том, что они способствуют мотивации на самообеспечение (56,8%), в большей степени ориентированы на результат, а не на процесс (43,2 %), развивают личностные ресурсы и потенциал (37,8), способствуют «прозрачности» вложения бюджетных средств (13,5).
Таким образом, опираясь на отечественный и зарубежный опыт в исследовании проблемы повышения уровня самозащиты и самообеспечения населения на условиях ресурснопотенциального подхода как одного из существенных средств, способствующих повышению эффективности современной системы социальной защиты в российском обществе, имеет смысл отметить, что данный подход содействуют также разработке новых как теоретических, так и практических моделей управления, которые могут служить методологической основой для исследования разных направлений деятельности существующих социальных систем.
Список литературы
1. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал старшего поколения в современной России. М., 2004. С. 191 .
2. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения.
Пермь, 2009.
3. От пособия к зарплате: разработка и реализация программы. М., 2004. С. 9.
4. Медведева Г.П. Социальная геронтология. М., 2000. С. 35.
5. Кязимов К.Г. Развитие человеческих ресурсов
— важнейшая стратегическая задача органов труда и занятости // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов,
1997. С. 49.
6. Хейнсон Рой. Учебный курс «Социальная работа и люди с инвалидностью: модель практики» материалы курсов в рамках Канадско-российской программы по инвалидности. М., 2006. С. 9.
7. Шабанова Л.Н. Результативность проекта «От пособия к зарплате»: материалы межрегиональной научно-практической конференции 11 12 мая 2004 г. «Новые социальные технологи». Пермь, 2004. С. 254.
RESOURCE-POTENTIAL APPROACH UNDER CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF A POPULATION
Z. Zamarayeva
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990
Conceptual bases of the resource-potential approach within the limits of modern Russian model of social protection of the population are considered. The author describes several characteristics of the approach, basic forms, and conditions of its realization.
Keywords: social protection of the population; resource potential; object of social protection; social activity; resource technologies.