Для цитирования: Довбий Н.С. «Ресурсно-климатические инновации» как понятие эпохи энергоперехода и формирования «зеленой» экономики // Управление в современных системах. 2024. №2. С. 29-42.
DOI: 10.24412/2311-1313-42-29-42 УДК 332.142.6
ББК 65; 20.1 JEL: Q56
«РЕСУРСНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ» КАК ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕРГОПЕРЕХОДА И ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
Довбий Н.С.1 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Аннотация
Цель статьи - развитие теории инноваций в условиях энергоперехода и формирования «зеленой» экономики. Задачи исследования сводятся, во-первых, к анализу вызовов и угроз, обусловленных изменением климата, энергопереходом и формированием «зеленой» экономики; во-вторых, к изучению содержания инноваций, нацеленных на митигацию (смягчение) рисков, связанных с процессом глобальной трансформации; в-третьих, к теоретическому обоснованию особого содержания и характера «ресурсно-климатических инноваций». В процессе исследования было установлено, что термин «ресурсно-климатические инновации» наиболее полно отражают инновационные процессы, обеспечивающие достижение Целей устойчивого развития ООН и реализацию стратегий Климатической повестки на принципах ESG - митигации и адаптации к изменениям климата. По мнению автора, «ресурсно-климатические инновации» являются ответом на ресурсно-климатические вызовы, порождающие риски для социально-экономических систем всех уровней: от глобального до наноуровня и их целесообразно изучать в контексте «радикальных» и «инкрементальных» инноваций, реализуемых при широкой поддержке государства. Автором сделан вывод, что понятие «ресурсно-климатические инновации» является значимым для современной науки об инновациях и требует дальнейшего исследования.
Ключевые слова: инновации, ресурсно-климатические инновации, Е80, энергопереход, климатическая повестка, адаптация к изменениям климата, митигация
Введение
Перспективы промышленного развития государства во многом зависят от целого спектра национальных условий и факторов, таких как: макроэкономическая стабильность, действенное правовое пространство, развитая финансовая система, обеспечивающая превращение сбережений в инвестиции и т.д. Учитывая стратегическую значимость критических технологий для многих государств, задачи обеспечения национальной безопасности становятся базовой целью инновационной и промышленной политики, что будет определять динамику фундаментальных и прикладных разработок. Текущие геополитические условия привели к тому, что государства стремятся обезопасить свои цепочки поставок. Однако эти условия и факторы испытывают на себе сильнейшие внешние воздействия,
1 Довбий Наталья Сергеевна - аспирант кафедры «Экономика и финансы» ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»; Россия, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 76; e-mail: [email protected].
обусловленные масштабными геополитическими, геоэкономическими, технологическими трансформациями. Но наибольшее воздействие оказывает Климатическая повестка, которая породила такие процессы, как декарбонизация, энергопереход, устойчивые финансы, ESG-принципы, предопределила направленность инновационной политики во всем мире, привела к структурным сдвигам в производстве и использовании энергии, разработке и внедрении в производство материалов и технологий нового качества. Согласно данным Всемирного экономического форума, 28 стран в качестве главной цели на ближайшие годы обозначили «обеспечение национальной безопасности», из них 19 эту цель видят в контексте сохранения окружающей среды.
В глобальном масштабе инновационная деятельность в целом стала характеризоваться высокой концентрацией. Так в течение последних двух десятилетий на восемь ведущих стран мира приходится до 50% экспорта, 60% научных публикаций и 80% международных патентов. В 2021 году на Германию приходилось 62% производства стереоскопических микроскопов, на США - 60% шасси самолетов. По некоторым позициям наблюдается еще большая концентрация: на долю тайваньской компании TSMC приходится порядка 56% мирового рынка литийного производства полупроводников, на Samsung - почти 12% (рис. 1)1.
Рисунок 1 - Доля инновационной продукции в общем объеме производства, 20012020 гг.
Источник: составлено автором на основе данных2
Поскольку инновационные возможности включают научные, технологические и производственные аспекты, постольку наиболее развитые экономики мира сформировали подход к промышленной политике в триединстве науки, технологий и инноваций, при этом решающую роль играют государственная политика и финансирование. Активное участие государство объясняется «инновационным парадоксом», который заключается в том, что значительные инвестиции в фундаментальную науку и инновационную инфраструктуру зачастую не имеют существенной отдачи, поскольку «не обеспечивается баланс между предложением и спросом на инновации» [Пахомова, 2015]. В качестве инструментов и методов поддержки спроса на инновационные технологии и продукты выступают
1Making Innovation Policy Work for Development. World. Intellectual Property Report. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Bfb2E (дата обращения: 21.06.2024)
2 Там же.
государственные закупки, экологические стандарты, наилучшие доступные технологии (НДТ) и др.
Рынок, предоставленный сам себе не, будет инвестировать ни в создание и распространение знаний, не обладающих потенциалом широкого промышленного применения, ни технологий, находящихся в «зачаточном» состоянии с высоким риском несостоятельности и неопределенной коммерческой жизнеспособности. При этом, история знает примеры, когда технологии изначально финансировались государством и привели к созданию совершенно новых отраслей, например Интернет, фармацевтика и др.1 Государство финансирует инновации там, где имеет место большая социальная отдача, нежели частная прибыль. Как правило, рыночные механизмы не подают сигналы для принятия решений о том, какие из зарождающихся технологий целесообразно финансировать, и когда данное финансирование следует остановить. Поэтому перед государством стоит вопрос: какие области научных исследований должны получить приоритетное финансовое обеспечение; ответом на какие глобальные вызовы и риски должны быть фундаментальные, прикладные и прочие инновации.
Всемирным экономическим форумом ежегодно готовятся Глобальные отчеты по рискам, определяемым на двух и десятилетнюю перспективу и задающим векторы инновационной деятельности государств, корпораций, научных сообществ. Согласно данным 18-го Глобального отчета (2023 г.) наиболее значимыми на 2-х и 10-ти летнюю перспективу определены ресурсно-климатические риски:
- на 2 года - природные катастрофы и экстремальные погодные явления (II); неэффективные меры по ослаблению климатических угроз (IV); крупномасштабные экологические ущербы (VI); слабые меры по адаптации к изменениям климата; возрастающие дефициты природных ресурсов (IX);
- на 10 лет -концентрация и переход на первые места 2-х летних рисков, и их перерастание в геополитическое противостояние, социальную разобщенность и расслоение общества (рис. 2).
1 World Intellectual Property Report 2015: Breakthrough Innovation and Economic Growth. Geneva: WIPO. Available at: [Электронный ресурс]. URL: www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=3995 (дата обращения: 21.06.2024).
Рисунок 2 - Глобальные риски, оценка 2023 г. Источник: составлено автором на основе данных1
Смягчение названных рисков будет затруднено углубляющимися «старыми» проблемами: кризисом возрастающих издержек, торговыми войнами, бегством и трансграничными перетоками капиталов, масштабными социальными протестами, призраками ядерного конфликта и прочее. [Аренкова и др., 2023].
Представленный в начале 2024 года 19-й Глобальный отчет по рискам назвал в качестве наиболее серьезных - обусловленные ресурсно-климатическими проблемами риски (рис. 3).
На 2-х и 10-ти летнюю перспективу именно экстремальные погодные условия (2-е и 1-е место соответственно) и экологические риски (критические изменения экосистем, утрата биоразнообразия, дефицит природных ресурсов), которые могут достичь точки невозврата, сигнализируют о вероятной неизбежности кризиса глобального масштаба.
В отчете также говорится о формировании долгосрочных системных трансформациях в глобальном ландшафте, которые пока не являются рисками, но могут оказывать существенное воздействие на масштабы глобальных угроз и скорость их распространения. Прежде всего, это касается геостратегических сдвигов, технологического ускорения, изменения климата и демографических бифуркаций2.
1The Global Risks Report 2023. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: www.weforum.org/publicatio ns/global-risks-report-2023/ (дата обращения: 21.06.2024).
2 The Global Risks Report 2024. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: www.weforum.org/publicatio ns/global-risks-report-2024/ (дата обращения: 24.06.2024).
2 years
10 years
1st 2nd 3rd
4th
5th 6th 7th 8th 9th 10th
Misinformation and disinformation
Extreme weather events
Societal polarization
Cyber insecurity
Interstate armed conflict
Lack of economic opportunity
Involuntary migration
Economic downturn
Risk categories I Economic I Environmental I Geopolifical I Societal I Technological
1st
2nd 3rd 4th
5th
6th 7th
Extreme weather events
Critical change to Earth systems
Biodiversity loss and ecosystem collapse
Natural resource shortages
Misinformation and disinformation
Adverse outcomes of AI technologies
Involuntary migration
Cyber insecurity
Societal polarization
10th
Рисунок 3 - Глобальные риски, оценка 2024 г.
Источник: составлено автором на основе данных 1
Решение обозначенных проблем во многом зависит от создания и освоения ресурсно-климатических инноваций, получивших в бизнес-лексиконе инноваций «устойчивого развития», «зеленых», «экологических» и проч. В научной литературе понятие «ресурсно-климатические инновации» используется в качестве обобщенного понятия. Между тем, в условиях все более расширяющейся Климатической повестки, оно приобретает формат научного термина со строго очерченным классом знаний, обладающего четкой характеристикой, содержанием, существенными признаками, взаимосвязями, функциями.
Результаты исследования и их обсуждение
Климатические и экологические кризисы подвели к поиску инновационных моделей, останавливающих критическое воздействие человека на природу, но обеспечивающих гармонизацию. Климатическая повестка подразумевает комплексное достижение целей и решение проблем, связанных с преодолением последствий климатических изменений и энергопереходом и в глобальном масштабе включает две основные стратегии, которые должны быть реализованы в Российской Федерации.
Потенциал реализации каждой из этих стратегий обуславливается, во-первых, ресурсно-климатическими инновациями; во-вторых, наличием и доступностью необходимых инвестиционно-финансовых ресурсов для воплощения этих инноваций (рис. 4).
Стратегия митигации (mitigation - смягчение последствий) направлена на предотвращение изменений климата, предусматривает кратное сокращение выбросов парниковых газов, прежде всего через замещение ископаемых источников энергии возобновляемыми, и включает действия, связанные с глобальной трансформацией энергосистем (получившей название четвертого энергоперехода (energytransition)).
1 Там же.
Развитие инновационных технологий, отвечающих принципам энергоэффективности, декарбонизации, цифровизации и децентрализации, требует значительных финансовых вложений в сферу научных исследований и разработок. В силу высокорискового характера и неопределенности результатов НИОКР, а также их стратегической важности для обеспечения технологического суверенитета и национальных интересов основным источником финансирования базисных технологических инноваций, связанных с климатом и энергопереходом, в большей степени являются государственные инвестиции и венчурный капитал.
Стратегия митигации (пцйеайкш - смягчение последствий) - это совокупность мер. принимаемых для снижения и смягчения негативных воздействий изменений климата. Ее основная цель - уменьшение выбросов парниковых газов и сокращение причин, вызывающих глобальное потепление.
Стратегия адаптации-это процесс адаптации к
неблагоприятным последствиям изменений климата, которые уже наблюдаются или ожидаются в будущем. Эта стратегия направлена на смягчение воздействия изменений климата на экологические, социальные и экономические системы.
Митигация включает в себя:
1. Переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии (солнечная, ветряная, гидроэнергия и др.);
2. Энер го эффективность и энергосбережение в промышленности, зданиях и транспорте;
3. Разработка и применение экологически чистых технологий и инноваций.
4. Защита и восстановление лесов, которые поглощают
углекислый газ;
1-,-
ЭНЕРГОПЕРЕХОД
J
Е SG-отчетностъ (нефинансовая отчетность) экономических субъектов
t
g гвщм« ■ g ччадиш ? ?
Государственные инвестиции Венчурный капитал
«УСТОЙЧИВЫЕ
ФИНАНСЫ»
»
ч! / ©: о HKigftHNwn Онмншичют FW _ ш П шдастгяшмщи, Ü >Н*9МрМИ нмнгткгм & А 4 кпмыс II гопд|* ИННЫ! ПЛИ1Ы nli'ffl Alf ИШПКННК iL Г»;"ЧЫСЧ<[ ипкнзаикгас со
13 (ЮИНОНИ о 14 ««ш 15 НШМШЛПН ЦП ЧКГ, ПИМОВ* 10 1М»1)№|[ ЯКППТШ X щ ЦЕЛИ g™»» ктаичива™ РАЗВИТИЯ
Адаптация включает в себя:
1. Разработка планов управления рисками и катастрофическими событиями, связанными с климатом (наводнения, засухи и др.);
2. Инфраструктурные изменения для повышения устойчивости к климатическим экстремумам;
3. Развитие сельского хозяйства и пищевой безопасности, устойчивых к изменениям климата;
4. Образование и обучение, направленные на повышение осведомленности и готовности к изменениям климата.
1-1-
«Зеленые» финансовые инструменты: Gieenbonds, Social Bonds, Susta inability, S u s ta in a b ility-linked, Tra nsition
Рисунок 4 - Климатическая повестка: взаимосвязь основных стратегий, элементов, принципов Источник: составлено автором на основе данных [Довбий и др., 2023].
Инновации, носящие характер инкрементальных, например, реализация проектов по расширению возобновляемых источников энергии (ВИЭ), финансируются по каналам «устойчивых финансов».
Стратегия адаптации к последствиям изменения климата основывается на ESG-подходе, направлена на ослабление последствий изменения климата на экологию €, социум (S) и экономику (G) и включает совокупность мер по управлению климатическими рисками и рисками переходного периода. Средством реализации политики адаптации стали «устойчивые финансы», принимающие формат специфических долговых инструментов (Greenbonds, Social Bonds, Sustainability, Sustainability-linked, Transition Bonds). Ускоренное развитие устойчивых финансов стало возможным благодаря налоговым кредитам, льготным тарифам и кредитным ставкам, грантам, субсидиям, проектному финансированию, страхованию, кредитным поручительствам и гарантиям, развитию международных платформ по устойчивому финансированию (например, International Platform on Sustainable Finance)1, рынку зеленых сертификатов, таксономии ESG и проч.
Конкурентоспособность государства, возможности устойчивого развития и качества жизни граждан определяется сбалансированностью экономики в условиях глобальных изменений, форматом и качеством национального ресурсного и инновационного потенциала. Различными учеными и научными школами этот процесс называется «системной оптимизацией» [Клейнер и др., 2022], «глубокой адаптацией» [Кураев и др., 2022], «трансформацией экономики» [Шлычков, 2022], «сменой экономической модели» [Филатов и др., 2023] и т.д., при этом единым является мнение о необходимости формирования эффективного ответа на постоянно обновляющиеся вызовы и угрозы.
Климатическая повестка и накопившиеся экологические ущербы подвели мировое сообщество к переходу от традиционного формата ведения хозяйственной деятельности к «зеленой» экономике. «Зеленая» экономика, в отличие от традиционной, имеет следующие специфические характеристики, согласующиеся с Целями устойчивого развития ООН (ЦУР) (рис. 5):
- трансформация от линейной модели экономики (ресурсы - производство -потребление - утилизация) в «циркулярную» (ресурсы, в т.ч. вторичные - производство -использование - переработка во вторичные ресурсы - повторное использование);
- энергоэффективность и энергосбережение в соответствии со стратегией митигации, достижение целей углеродной нейтральности за счет снижения выбросов парниковых газов и секвестрации углерода;
- ориентация на рациональное использование природных ресурсов при минимизации негативных воздействий на окружающую среду;
- социальная ответственность государства и бизнеса по учету интересов всех слоев населения, повышению качества жизни, снижению неравенства, созданию рабочих мест;
1 Overview of sustainable finance / European Commission. [Электронный ресурс]. URL: //finance.ec.europa.eu/sustai nable-finance/overview-sustainable-finance_en. (дата обращения: 28.06.2024)
циркулярная экономика
климатическая устойчивость и адаптивность
энергоэффективность, энергосбережение
Зеленая экономика
социальная ответственность
устойчивые финансы и ESG-принципы
инновационность экономики и общества
креативный труд и инновативность
экологическая устойчивость и ресурсоэффектив ность
Рисунок 5 - Основные черты «зеленой» экономики (выделены авторские позиции)
Источник: авторская разработка
- климатическая устойчивость и адаптивность общества и экономики на всех уровнях управления (мега-, макро-, мезо-, микро-, нано-);
- устойчивые финансы (климатические, зеленые, социальные, переходного периода и проч.), функционирующие на принципах ББО, контролирующие бизнес в части достижения ЦУР и энергоперехода посредством принятия решений на основе нефинансовой отчетности.
Особое место среди названных характеристик, по нашему мнению, отводится следующим параметрам:
- инновационность экономики, как ответ на запрос государства на инновации, готовность общества к инновациям, развитие соответствующих задачам климатической повестки инновационных технологий и продуктов;
- креативный труд и инновативность работников, отражающие способность и готовность генерировать инновации.
«Зеленая» экономика предусматривает качественную трансформацию моделей производства и потребления, имплементацию «зеленых» критериев во все сферы жизнедеятельности государств, общества и бизнеса. Частью «зеленых» критериев стали ББО-принципы, отражающие приверженность ЦУР и включенные финансово-кредитным сектором в качестве базового элемента при принятии инвестиционных решений, в том числе венчурным бизнесом при финансировании инновационных разработок.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, именно ЦУР, назначение которых -поддержание стабильности между экономическими, социальными и экологическими аспектами, определили характер «зеленой экономики» и направленность ресурсно -климатических инноваций, назначение которых - переход к низкоуглеродным
технологиям, ресурсоэффективной и комплексной экономике, эффективное использование природных, производственных и прочих ресурсов для обеспечения поступательного и устойчивого экономического роста (ЦУР 8) через индустриализацию промышленности и содействие инновациям (ЦУР 9) одновременно с переходом к ресурсосберегающим моделям потребления и производства (ЦУР 12) [Никитин, 2022; Costanza and etc., 2014; Costanza and etc., 2016; Hjort and etc., 2019].
В силу необходимости комплексной митигации (ослабления) рисков, связанных с изменением климата, энергопереходом и формированием «зеленой» экономики, актуализируется задача обобщения понятия, отражающего целостную совокупность инноваций нового формата и используемого в нормативно-правовых актах, научном и бизнес-лексиконе1 и которое зачастую подменяется понятием «зеленые» инновации или «инновации устойчивого развития» [Аренкова и др., 2023]. Терминологические нюансы обусловлены тем, что параллельно широкое распространение получили понятия «зеленые», «экологические», «климатические» инновации, трактуемые как инновации/проекты устойчивого развития. Под инновациями устойчивого развития в наиболее общем виде понимается «процесс разработки и коммерциализации новых путей решения ресурсно-экологических и связанных с ними проблем путем технологических, организационных, сервисных и т. п. улучшений, при этом ... специальное внимание отводится нововведениям, ориентированным на ослабление и предотвращение климатических угроз» [Аренкова и др., 2023].
Терминологическая путаница имеет место в связи с уже сформировавшимся научным аппаратом, характеризующим «устойчивые финансы». Это финансовые инструменты в формате «зеленых», «климатических», «устойчивых», «трансформационных», «социальных», «голубых» и прочих финансовых инструментов [Аносова и др., 2023; Замбаев, 2024; Кабир, 2024; Кирей, 2024; Яковлев, 2019]. Происходит некоторая «проекция» терминов из финансового сектора, где идет достаточно четкое указание на характер задач, решаемых в конкретном финансируемом проекте, на сектор инноваций. Однако, если обратиться хотя бы только к трактовке термина «зеленые» инновации, то можно убедиться в том, что они охватывают большинство технологий нового поколения с экологическими характеристиками [Коробков и др., 2022]; способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду посредством сращения загряжнение, повышения энергосбережения и энергоэффективности, сокращения объемов потребления всех видов ресурсов и отходов и проч.2; «направлены на перестройку энергетической и транспортной инфраструктур на низкоуглеродной основе, . трансформацию стилей потребления, в частности отказ от консюмеризма . и ориентированы не только на преобразование отдельных элементов экономики, ее структурную перестройку»3; являются селективными формами новых знаний4;
Partner. Top 10 Strategic Technology Trends for 2023. [Электронный ресурс]. URL: www.forbes.com/sites/peterhig h/ 2022/10/19/gartners-top-10-strategic-tech-trends-for-2023/ (дата обращения: 28.06.2024).
2 Пискулова Н.А. «Зеленые» технологии: перспективы развития [Электронный ресурс] // Бюллетень Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию России». 2013. № 65. [Электронный ресурс]. URL: bulletin.sustain abledevelopment.ru/Bulletin_65_2013/35 (дата обращения: 28.06.2024)
3Терентьев Н.Е. «Зеленая» микроэкономика: оценка и прогноз институциональных трансформаций бизнеса // Институт экономики РАН: сайт. 2014. [Электронный ресурс] URL: inecon.org/docs/Terentjev_20140410.pdf (дата обращения: 28.06.2024)
4Resource-Efficient Green Economy and EU Policies // European Environment Agency. [Электронный ресурс]. URL: www.eea.europa.eu/publications/resourceefficient-green-economy-and-eu (дата обращения: 29.06.2024).
в их основе «принципы устойчивого развития (sustainable development) и повторное использование или экономия природных ресурсов»1.
В продолжение и завершение раскрытия характеристик, приписываемых «зеленым» инновациям следует обратиться к мнению Всемирного банка, который указывает на наличие различных моделей и аспектов «зеленых» инноваций в отличие от «не-зеленых» технологий» и необходимость достижения «значительного прогресса в оценке политики в области «зеленых» инноваций как наиболее подходящей для различных стран»2. Таким образом, в формат «зеленых» инноваций отнесены практически всё, что соотносится с Целями устойчивого развития ООН, Климатической повесткой, новый технологический уклад и др. Однако, финансирование названных позиций уже объединено понятием «устойчивые» финансы, с выделением в них «зеленых», «климатических», «низкоуглеродных», «социальных» финансов.
Ресурсно-климатические инновации необходимы для обеспечения целевой установки Парижского соглашения по климату (2015 г.) -достижение к 2030г. ежегодного 8%-го сокращения выбросов парниковых газов3. Это возможно либо за счет резкого сокращения потребления углеродоемких товаров, либо «обеспечивая их производство и доставку с использованием низкоуглеродных технологий - процесс, известный как «зеленый переход» или энергетический переход», достижение которого «требует ничего иного, как революции в области климатических технологий»4. Но именно отсутствие инновационных технологий в производстве, на транспорте и сельском хозяйстве препятствует дальнейшему прогрессу человечества [Aghion and etc., 2022]. Возникает дискуссионный вопрос: «может ли политика в области климата стимулировать «зеленые» инновации, и в какой степени»5. Исследования, посвященные изучению взаимосвязи между инновациями в области энергосбережениями и двумя широкими факторами, показали следующее.
Во-первых, рыночными силами, в качестве которых могут выступать цены на энергоносители и их изменение. Многочисленными исследованиями установлено, что цены на выбросы СО2 оказывают сильное положительное воздействие на инновации в области энергосбережение и низкоуглеродные технологии. Были раскрыты следующие взаимосвязи: между ценами на нефть/энергоносители и бытовой энергоэффективностью [Newell and etc., 1999]; «повышение цен на энергоносители на 10% приводит к увеличению числа патентов на энергосберегающие технологии на 3,5%» [Popp, 2002]; цены на бензин (повышение на 10%) влияют на инновации в автомобильной промышленности (снижение количества инноваций в классе двигателей на ископаемом
1 Концепция создания «зеленого» банка в России / Рабочая группа по экологии и природопользованию Экспертного совета при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: nangs.org/news/association/download/16 09_7841be3702772b9a804564336b4a468e (дата обращения: 30.06.2024).
2Dutz M.A., Sharma S. Green Growth, Technology and Innovation: World Bank Policy Research Paper. [Электронный ресурс]. URL: papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1980586 (дата обращения: 28.06. 2024)
3 UNEP, 2019. Emissions Gap Report. UN Environment Programme. [Электронный ресурс]. URL: www.unep.org/res ources/emissions-gap-report-2019 (дата обращения: 28.06.2024)
4 Working Paper Series. The climate and the economy. No 2793 / March 2023. [Электронный ресурс]. URL: www.ec b.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2793~7969efec4f.en.pdf
5 Там же.
топливе на 8,3% и одновременный рост на 8,5% в классе альтернативных двигателей) [Aghion and etc., 2022]; после нефтяного кризиса 1970-х энергоэффективность западных экономик неуклонно повышалась, о чем свидетельствуют агрегированные данные о ВВП, энергии, капитале и рабочей силы для расчета показателя энергоэффективности [Hassler and etc., 2021]. Таким образом, был сделан вывод: «направление инноваций в области энергосбережения является эндогенным и может быть измерено рыночными силами» 1.
Во-вторых, государственной политикой, которая заключается в установлении и изменении цен на углерод. Налоги на выбросы и акцизы на топливо являются инструментами государственной политики, и также оказывают положительное влияние на инновации в области энергосбережения и низкоуглеродных технологий, однако в меньшей степени, чем рыночные механизмы, поскольку спрос определяется конечной ценой, которую платят потребители, а не самим налогом [Aghion and etc., 2016].
Существенное влияние инноваций на рыночные силы и государственную политику оказывает размер рынка: при увеличении емкости рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ) активизируется инновационная деятельности в области ВЭИ, но если растет рынок ископаемого топлива, то инновации концентрируются на использовании ископаемого топлива [Noailly and etc., 2015].
Таким образом, основные направления развития, определяемые энергопереходом и формированием «зеленой» экономики, задают вектор фундаментальных НИОКР и инноваций, соответствующий глобальным цивилизационным проблемам, связанным с достижением Целей устойчивого развития и необходимостью реализации стратегий митигации и адаптации к изменениям климата. Исходя из вышеизложенного, для определения инновационных процессов, отражающих суть современных трансформаций, представляется более целесообразным использовать термин «природно-климатические инновации».
Выводы и вопросы для обсуждения
Установлено, что ресурсно-климатические инновации являются ответом на ресурсно-климатические вызовы, порождающие риски для социально-экономических систем всех уровней: от глобального до наноуровня. На глобальном уровне
Следует отметить, что ресурсно-климатические инновации могут быть базисными (радикальными), обеспечивающими новые способы удовлетворения общественно значимых потребностей, например, обеспечивающие секвестрацию парниковых газов проекты CCUS2, в том числе: прямое улавливание и хранение углерода в атмосферном воздухе (Direct Air Carbon Capture and Storage, DACCS), Удаление и хранение углерода в биомассе (Biomass with Carbon Removaland Storage, BiCRS), Наземные методы удаления углекислого газа (Carbon Dioxide Removal, CDR), Применение сетей минерализации для улучшения естественной декарбонизации, Методы CDR на основе океана. В процессе диффузии, распространяясь и приобретая рутинный характер, эти инновации приобретают характер улучшающих (инкрементальных).
Понятие «ресурсно-климатические инновации» является значимым элементом современной науки об инновациях и требует дальнейшего исследования.
1 Там же.
2 CCUS - Carbon Capture, Utilisation and Storage - улавливание, поглощение и захоронение парниковых газов.
Список источников
1. Aносова ЛА., Кабир Л.С. Инструменты финансирования углеродной нейтральности: решения СОР28 // Ученые записки Международного банковского института.
2023. № 4(46). С. 7-20.
2. Глобальные вызовы и ресурсно-климатические инновации // Предпринимательство и инновации: от предприятий к экосистемам / Под общей редакцией ИА. Aренкова, E.A. Мидлер, Е.Г. Черновой. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. С. 18-32.
3. Довбий И.П. Стратегии, ключевые акценты и принципы реализации климатической повестки / И.П. Довбий, Н.В. Угрюмова, М.В. Кондратов // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4(56). С. 353-358.
4. Замбаев Х.Н. Инструменты устойчивого финансирования и особенности их применения в государственном секторе // Вестник Московского университета МВД России.
2024. № 1. С. 180-183.
5. Кабир Л.С. Настройка климатического финансирования: итоги СОР28 // Финансовый журнал. 2024. Т. 16, № 2. С. 8-26.
6. Кирей В.В. Инновационные стратегии финансирования голубой экономики: голубые облигации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 4. № 1(144). С. 31-40.
7. Клейнер Г.Б., Рыбачук МА., Карпинская ВА. Стратегическое планирование и системная оптимизация национальной экономики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 3 (192). С. 6-15.
8. Кураев A.H Влияние санкций на российскую и мировую экономику / A.H Кураев, М.Г. Кудинова, В.В. Козлов, Н.М. Сурай // Инновации и инвестиции. 2022. № 11. С. 72-77.
9. Никитин Г.С. Эффективность государственных и корпоративных инвестиций в развитие реального сектора экономики // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 4 (68). С. 32-41.
10. Пахомова Н.В. Эффективность экономики, экологические инновации, климатическая и энергетическая политика: темы дискуссий на международном семинаре в СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2015. № 4. С. 161-172.
11. Предпринимательство и инновации: от предприятий к экосистемам / под общей редакцией ИА. Aренкова, E.A. Мидлер, Е.Г. Черновой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 267 с.
12. Филатов В.И., Побываев СА. Смена экономической модели развития России как ответ на новую геоэкономическую реальность // Мир новой экономики. 2023. № 1. С. 45-55.
13. Шлычков В.В. Интенсификация санкционного давления коллективного запада как основной фактор корректировки парадигм и трансформации стратегии развития российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 2. С. 36-40.
14. Яковлев ИА. Климатические финансы в контексте устойчивого развития // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 5. С. 44-51.
15. Aghion, P., Boneva, L., Breckenfelder, J., Laeven, L., Popov, A., Olovsson, C., and E. Rancoita // Financial markets and green innovation. ECB Discussion Paper, forthcoming. No 2686. 2022. 66 p.
16. Aghion, P., Dechezlepretre, A., Hemous, D., Martin, R., and J. Van Reenen, Carbon taxes, path dependency, and directed technical change: Evidence from the auto industry. Journal of Political Economy. 2016. Vol. 124. P.1-51.
17. Costanza R., Daly L., Fioramonti L.. Giovannini E., Kubiszewski I.. Mortensen L.F., Pickett K.E., Ragnarsdottir K.V., De Vogli R., Wilkinson R. Modelling and measuring sustainable wellbeing in connection with the UN Sustainable Development Goals. Ecol. Econ. 2016. Vol. 130. P.350-355.
18. Costanza R., McGlade J., Lovins H., Kubiszewski I. An overarching goal for the UN sustainable development goals. Solutions. 2014. Vol. 5. P. 13-16.
19. Hassler J., Krusell P., and C. Olovsson, Directed technical change as a response to natural-resource scarcity. Journal of Political Economy. 2021. Vol. 129. P. 3039—3072
20. Hjort M., Skobelev D., Almgren R., Guseva T., Koh T. Best Available Techniques and Sustainable Development Goals // Proceedings of the 19th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2019. 2019. Vol. 19. Is. 4.2. P. 185-192.
21. Newell R., Jaffe A., and R. Stavins, The induced innovation hypothesis and energy-saving technological change. Quarterly Journal of Economics. 1999. Vol. 114. P.941-975.
22. Newell R., Jaffe A., and R. Stavins, The induced innovation hypothesis and energy-saving technological change. Quarterly Journal of Economics 1999. Vol. 114. P. 941-975.
23. Noailly J., and Smeets R. Directing technical change form fossil-fuel to renewable energy innovation: An application using firm-level patent data. Journal of Environmental Economics and Management 2015. Vol. 72. P.15-37.
24. Popp D. Induced innovation and energy prices. American Economic Review 2002. Vol. 92. P.160-180.
"RESOURCE-CLIMATE INNOVATIONS" AS A CONCEPT OF THE ERA OF ENERGY TRANSITION AND FORMATION OF A GREEN ECONOMY
Dovbiy N.S. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "South
Ural State University" (NRU)
Abstract
The purpose of the article is to develop the theory of innovation in context of energy transition and formation of a "green" economy. The objectives of the research are, firstly, to analyze challenges and threats caused by climate change, energy transition and formation of a "green" economy; secondly, to study the content of innovations aimed at mitigating (mitigating) risks associated with process of global transformation; thirdly, to theoretically substantiate the special content and nature of "resource and climate innovation". In the course of the study, it was found that the term "resource and climate innovations" most fully reflects the innovative processes that ensure the achievement of the UN Sustainable Development Goals and the implementation of ESG-based strategies for the Climate Agenda - mitigation and adaptation to climate change. According to the author, "resource-climate innovations" are a response to resource-climate challenges that pose risks to socio-economic systems at all levels: from the global to the nanoscale, and it is advisable to study them in the context of "radical" and "incremental" innovations implemented with broad state support. The author concludes that the concept of "resource and climate innovation" is significant for modern science of innovation and requires further research.
Keywords: innovations, resource and climate innovations, ESG, energy transition, climate agenda, adaptation to climate change, mitigation