собственность на интеллектуальные продукты и многие другие феномены, создающие огромные препятствия и трудности для свободной жизнедеятельности культуры. Такого рода барьеры «съедают» большое количество ресурсов, требуют создания сложной системы институтов и высоких трансакционных издержек, необходимых для охраны крайне трудно фиксируемых прав частной собственности на информационные продукты»6. Подобная деформация отношений свободной конкуренции, на наш взгляд, способствует укреплению власти корпораций и бюрократических государств и негативно отражается на развитии творческих способностей индивида и человечества в целом.
Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов. В этих условиях необходимо создать систему справедливой оценки труда, затраченного на производство информации.
УДК 338.439
ресурсная обеспеченность аграрного сектора экономики р<
А.П. Потапов
Институт аграрных проблем РАН, Саратов E-mail: [email protected]
В статье проанализировано состояние ресурсного потенциала аграрного сектора экономики России, исследовано влияние факторов внешнего рынка на структуру использования ресурсов в сельском хозяйстве, даны предложения по повышению ресурсной обеспеченности аграрного производства. Ключевые слова: ресурсный потенциал, посевные площади, материально-технические ресурсы, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Resource security of Agrarian sector of Economy of Russia A.P. Potapov
In clause the condition of resource potential of agrarian sector of economy of Russia is analyzed, influence of factors of foreign market on structure of use of resources in agriculture is investigated; offers on increase of resource security of agrarian production are given. Key words: resource potential, areas under crops, material resources, the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw material and foodstuffs for 2008-2012.
Период 2007-2008 гг. на мировом аграрном рынке характеризовался ростом цен на продовольственные товары. Основной причиной
Примечания
1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
2 См.: Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Academia; Наука, 1998.
3 См.: Фабричное С.А. Информационный труд: теория, методология и эффективность: Дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2001.
4 См.: Телеработа и теледоступ: Общие понятия и определения // ETO. 1997. http://ieie.nsc.ru/~eto/faq/faq02-r. htm
5 См.: Ляшецкий А.П., Ляшецкая Т.А., Комаров О.К., Крайнюков А.Н. Экономика и социология труда / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2007. С.42.
6 Бузгалин А.В. К теории социально-экономических трансформаций эпохи заката экономической формации // Экономика XXI века как переходная. Очерки теории и методологии / Под ред. проф. А.В. Бузгалина. М.: Слово, 2002. С. 36.
повышения цен стало увеличение спроса со стороны потребителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья. На динамику спроса оказали влияние несколько факторов. Во-первых, рост народонаселения планеты привел к общему увеличению объема потребляемого продовольствия. Во-вторых, выросло потребление продовольственных товаров, связанное с изменением структуры питания, с ростом благосостояния и уровня жизни, с формированием среднего класса в развивающихся и многонаселенных странах (прежде всего, Китае и Индии). В-третьих, выросло непродовольственное использование сельскохозяйственного сырья; колебания мировых цен на энергоносители стали причиной того, что некоторые страны мира переходят на альтернативные источники энергии, развивают и субсидируют производство биотоплива.
Рост спроса на продовольственные товары, а следовательно, и увеличение цен на них могли бы быть нивелированы ростом предложения, то есть ростом производства. Однако сельское хозяйство развивается нестабильно, подвержено негативному влиянию природных явлений в разных регионах мира. Кроме того, за короткое время невозможно значительно увеличить сельскохозяйственное производство. Рост потребления
© А.П. Потапов, 2009
Научный отдел
продовольственных продуктов при нестабильном их производстве привел также к сокращению переходящих запасов основных сельскохозяйственных культур, в том числе зерна.
Изменения конъюнктуры мирового продовольственного рынка в 2007-2008 гг. отразились и на агропродовольственной сфере России. На внутреннем рынке произошел резкий скачок цен на продовольственные товары. В результате Правительство РФ было вынуждено принимать меры, направленные на снижение темпов роста цен на продовольственную продукцию (замораживание внутренних цен на отдельные виды продукции, введение экспортных пошлин на пшеницу и ячмень, снижение импортных пошлин на молоко, сыры и растительное масло).
В целом эти меры носят преимущественно тактический характер и эффективны только в краткосрочном периоде. В среднесрочном и долгосрочном периодах необходимо увеличивать производство сельскохозяйственной продукции с целью роста ее предложения и снижения инфляционных ожиданий. Таким образом, основой государственной аграрной политики должна стать долгосрочная стратегия развития АПК для стабилизации и роста сельскохозяйственного производства. Только в этом случае будет возможность противостоять негативным тенденциям развития мировой экономики и своевременно и эффективно реагировать на повышение цен на мировом и внутреннем рынках.
Функционирование агропродовольствен-ного комплекса должно отвечать требованиям повышения жизненного уровня населения и обеспечения национальной продовольственной безопасности в основном за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства и осуществления по отношению к сельскому хозяйству особой протекционистской политики государства1. Рост сельскохозяйственного производства возможен только на основе рационального использования производственных ресурсов, на основе повышения ресурсной обеспеченности сельскохозяйственных производителей. В конечном итоге, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции будет зависеть от формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора экономики России.
Ресурсный потенциал агропродовольствен-ного комплекса - это совокупность агробиокли-матических, материально-технических, трудовых, экономических, организационно-управленческих, информационных, инфраструктурных и других ресурсов, а также ресурсов особого рода - господдержки и внешнеэкономической деятельности, которые только в процессе их совместного взаимодействия позволяют получить адекватный им объем, вид и качество продукции. Высокая отдача потенциала достигается не только в процессе его использования, но закладывается еще на стадии
формирования. Процесс формирования совокупного ресурсного потенциала последовательно реализуется по следующим фазам: вначале детально анализируется фактическое наличие и реальное состояние всех видов ресурсов; затем выявляется степень их сбалансированности и соответствия нормативным параметрам; наконец, оценивается уровень использования каждого ресурса, а также в целом совокупного ресурсного потенциала аграрного сектора2.
Сложность анализа состояния, использования и формирования ресурсного потенциала агропро-довольственного комплекса обусловлена не только поиском методов соизмеримости, способов оценки фактического наличия, но и определением количественной и качественной пропорциональности ресурсов, учета их адаптированности к внешним условиям и взаимодействия как факторов производства, то есть рационального применения ресурсов в производственном процессе хозяйствующих субъектов на микро- и мезоуровнях. Состояние и использование ресурсного потенциала агропродо-вольственного комплекса в современный период определяется наличием, сбалансированностью, степенью использования основных ресурсов в производственном процессе.
В период реформирования аграрного сектора значительно сократилось использование земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Если в 1990 г. площадь сельхозугодий в России составляла 213,8 млн га, то к 2007 г. она сократилась до 191,7 млн га. Аналогичные изменения произошли и с пашней: за 17 лет из сельскохозяйственного оборота было выведено 15 млн га пашни. За годы рыночных преобразований произошло и перераспределение сельхозугодий и пашни по землепользователям, что стало следствием ликвидации колхозно-совхозной формы хозяйствования и формирования фермерского уклада. Если в 1990 г. доля пашни, находившейся в пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, составляла всего 0,05%, то в 2005 г. она достигла 12,7%3.
Более быстрыми темпами сокращается посевная площадь сельскохозяйственных культур -почти на 40 млн га. Снижение посевных площадей означает, что эти площади не обрабатываются, зарастают, и вернуть их в сельскохозяйственный оборот будет значительно сложнее. В 1990-2007 гг. почти по всем основным сельскохозяйственным культурам произошло сокращение посевных площадей. Так, по кормовым культурам сокращение составило более 24 млн га (более 55% - к уровню 1990 г.). Почти на 20 млн га уменьшилась площадь посевов зерновых культур, что было связано со значительным снижением использования зерна в животноводстве из-за сокращения поголовья скота и птицы. Площадь посевов ржи в 2007 г. в 3,8 раза меньше, чем в 1990 г., ячменя - в 1,4 раза, овса - в 2,6 раза, зернобобовых культур - в 3 раза меньше4.
Между тем по отдельным культурам посевные площади остались на прежнем уровне или даже увеличились: технические культуры, картофель, пшеница, кукуруза. Наибольший рост посевных площадей отмечен по подсолнечнику (почти в 2 раза - 1990-2007 гг.), что связано главным образом с ростом экспорта семян подсолнечника. Значительный экспортный спрос также позволил увеличить посевные площади под пшеницей. Это обусловлено структурой российского зернового экспорта, в котором около 85% занимает пшеница (в 2007 г. ее было экспортировано более 10 млн тонн). Как следствие, к 2008 г. относительно 1990 г. произошло и изменение структуры посевных площадей в пользу пшеницы - на нее приходится 55% посевов зерна (против 38% - в 1990 г.). Увеличение посевных площадей подсолнечника и пшеницы связано также и с тем, что их производство обеспечивает производителям высокую прибыль и рентабельность при незначительных затратах на технические средства и реализацию продукции. Одновременно сокращение посевов фуражных культур привело к использованию на кормовые цели низкоэффективных продовольственных культур, к перерасходу кормов на выращивание скота и птицы.
Первоочередная задача в области землепользования: вернуть в сельскохозяйственный оборот огромные площади неиспользуемой пашни. В перспективе Россия может стать одним из основных поставщиков продовольствия и сельскохозяйственного сырья на мировой рынок. Наша страна располагает 10% мировой пашни, а доля населения России в мире - всего 2,5%. В России обеспеченность пашней на 100 человек населения составляет 85 га; больше только в Австралии (240 га), Казахстане (146 га) и Канаде (144 га)5. Если бы удалось вернуть в ближайшие года хотя бы половину заброшенных земель, это позволило бы увеличить кормовые ресурсы для производства как минимум 3-4 млн тонн мяса6.
Еще одной задачей является совершенствование структуры посевов сельскохозяйственных культур, главным образом зерновых. Необходимо увеличивать посевные площади под дефицитными для российского рынка культурами и под культурами, производство которых полностью не удовлетворяет потребности страны: кукурузой, ячменем, рисом, рожью, пшеницей 1-го и 2-го классов. Необходимо также увеличивать площади под зернобобовыми культурами, которые являются основным источником растительного белка для производства сбалансированных кормов, а также хорошими предшественниками для других культур.
Материально-техническая база аграрного комплекса России также претерпела значительные изменения в период его реформирования. Продолжается процесс выбытия основных видов техники, используемой в сельскохозяйственном производстве, усиливается тенденция морально-
го и физического износа сельскохозяйственных машин, которые давно выработали свой эксплуатационный ресурс. Вследствие этого списание неисправной техники существенно превышает ее поступление в хозяйства, не происходит полноценной замены техники. К 2007 г. обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами составила всего 5,3 шт. на 1000 га пашни (против 10,6 шт. - в 1990 г.); зерноуборочных комбайнов приходилось 3,7 шт. в расчете на 1000 га посевов зерновых культур в начале 2007 г. (против 6,6 шт. - в 1990 г.)7.
В настоящее время из общего парка сельскохозяйственных машин каждый пятый трактор и каждый четвертый комбайн являются неисправными. Сократилось производство тракторов и зерноуборочных комбайнов отечественными предприятиями, что связано в основном с низким платежеспособным спросом со стороны сельскохозяйственных производителей. Более того, ухудшается качество и надежность отечественной техники, которая изготавливается с отклонением от технических условий, не происходит и технического перевооружения заводов сельскохозяйственного машиностроения, растет импорт тракторов и комбайнов.
Непрерывные процессы выбытия техники, сокращения ее производства отечественным машиностроением и приобретения сельскохозяйственными предприятиями, низкие коэффициенты обновления привели к снижению обеспеченности аграрного сектора основными сельхозмашинами. Обеспеченность тракторами и зерноуборочными комбайнами находится на уровне ниже нормативных параметров, а нагрузка на 1 единицу техники приводит к ее ускоренному износу, повышенным затратам на ремонт, покупку запчастей и поддержание в работоспособном состоянии.
В целом принимаемые в настоящее время меры по формированию, наращиванию и рациональному использованию ресурсного потенциала аграрной сферы пока не приводят к заметному результату. В последние годы рост сельскохозяйственного производства замедлился и отстает от темпов роста всей экономики страны. В 2003-2007 гг. рост реального объема ВВП России составлял более 6% в год, тогда как продукция сельского хозяйства увеличивалась в среднем только на 2,7% ежегодно8. Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур стабилизировались на уровне, достаточном для удовлетворения собственных нужд; однако не происходит роста экспортного потенциала продукции растениеводства. Сократилось поголовье скота и птицы. За 1990-2007 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,6 раза, в том числе коров - в 2,2 раза. Поголовье свиней за этот же период уменьшилось в 2,4 раза, а поголовье овец и коз - почти в 2,8 раза; поголовье птицы сократилось в 1,8 раза. Снизилось производство продукции животноводства (мяса и мясопродуктов,
молока и молокопродуктов, масла сливочного и т.д.). Производство скота и птицы на убой в 2007 г. составило 55% от уровня 1990 г., производство молока - 58% от уровня 1990 года9.
Ежегодно растет импорт продовольствия (в 2005 г. он вырос до 17 млрд долл., а в 2006 г. - до 21,6 млрд долл.), что серьезно угрожает продовольственной безопасности страны. В 2007 г. импорт продовольствия достиг рекордной отметки в 27,6 млрд долларов. Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья занимает второе место в структуре общего импорта России (после ввоза машин, оборудования и транспортных средств). Растут и физические объемы закупок за рубежом свежего и мороженого мяса, сливочного масла. В 2006 г. было импортировано мяса на сумму около 4 млрд долл.10
Проблемы формирования и использования потенциала агропродовольственного комплекса России, наращивания валовой продукции сельского хозяйства за счет повышения ресурсной обеспеченности производственного процесса нашли отражение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее -Программа). Данная Программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 года.
Ожидаемыми результатами реализации Программы, среди прочих, являются: увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 г., а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70%. Установление доли российских продовольственных товаров в розничном товарообороте показывает, что приоритетным направлением всей аграрной политики России является обеспечение продовольственной безопасности. На обеспечение продовольственной безопасности страны сделан акцент и в разделе Программы, касающемся условий достижения прогнозируемых темпов роста сельского хозяйства. В данном разделе одним из приоритетов названо развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов.
Вместе с тем увеличение производства продукции сельского хозяйства возможно только на основе формирования и использования наращенного производственного потенциала аграрного сектора. Так, одной из целей Программы является сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. В Программе также выделено несколько основных задач, решение которых будет способствовать повышению эф-
фективности использования земельных ресурсов в производстве сельхозпродукции. Например, улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 15% (научно обоснованная норма).
Наряду с проблемой использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве очень остро стоит проблема материально-технической обеспеченности сельскохозяйственных производителей. Одними из основных причин относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства в Программе названы: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала.
Наконец, основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 г. и на период до 2012 г. являются:
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Решение проблем использования земельных ресурсов и их влияния на потенциал сельского хозяйства нашло отражение в разделе «Развитие аграрного комплекса» проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В данном документе среди основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе предусматривается улучшение и повышение продуктивности используемых земельных ресурсов, расширение посевных площадей основных сельскохозяйственных культур для обеспечения роста их урожая и роста валовой продукции сельского хозяйства. Одним из основных приоритетных направлений в проекте Концепции является повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширение мелиорированных земель, а также на основе развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.
Решение проблемы формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора должно осуществляться с учетом следующих мер.
1. Необходимо более четкое прогнозирование баланса спроса и предложения сельскохозяйственных продуктов, мониторинг цен не только внутри страны, но и на мировом рынке. Аграрная сфера России интегрирована в мировой продовольственный рынок, поэтому тенденции глобального характера и развитие сельского хозяйства в основных странах-производителях влияют на ценовую ситуацию и объемы спроса и предложения в России. Прежде всего это касается зерновых культур.
2. Комплексное решение проблемы использования земельных ресурсов с учетом материально-технической обеспеченности хозяйств. Срочно необходимо вернуть в сельскохозяйственный оборот неиспользуемую пашню, размер которой достиг уже 20 млн га. Расширение используемых площадей требует пропорционального, а с учетом износа техники - ускоренного, увеличения парка основных сельскохозяйственных машин. Только при нынешних посевных площадях нехватка тракторов по нормативным параметрам составляет более 500 тыс. шт., зерноуборочных комбайнов -70 тыс. шт. Рост производства в растениеводстве может быть достигнут также при многократном увеличении использования минеральных и органических удобрений. За 1990-2007 гг. их внесение под посевы сельхозкультур сократилось в 3 раза в расчете на 1 га, что привело к снижению потенциала роста урожайности за счет продуктивности земли.
3. Механизм своевременного осуществления мер государственной политики в целях сокращения сроков согласования и введения этих мер в действие. Прежде всего это касается продовольственных интервенций и введения экспортных пошлин. Например, ежегодные решения Правительства о проведении закупочных или товарных интервенций на зерновом рынке принимаются с большим опозданием, что снижает их эффективность. В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. необходимо четкое соблюдение порядка осуществления государственных закупочных и товарных интервенций, ограничение доступа к интервенци-
онным торгам только непосредственными производителями продукции и ее потребителями.
4. Главной целью государственной политики в сфере регулирования аграрного рынка должен стать баланс интересов производителей и потребителей, содействие росту доходов товаропроизводителей для создания у них стимулов для расширения посевных площадей, решение проблем реализации произведенной продукции, разрешение противоречий между ростом доходов сельских товаропроизводителей и обеспечением доступности продуктов питания для всех групп населения.
Примечания
1 См.: Алтухов А.И. Стратегия развития АПК - главное условие реализации национальной агропродоволь-ственной политики // Экономика региона. 2008. № 3. С. 188-189.
2 См.: ТрубицынЮ.И., ПотаповА.П. Ресурсный потенциал зернового хозяйства России: состояние, тенденции и условия развития. ИАгП РАН. Саратов, 2006. С. 30.
3 См.: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 437.
4 См.: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 456; Россия в цифрах. 2008: Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2008. С. 242.
5 См.: Россия и страны мира. 2006: Стат.сб. / Росстат. М., 2006. С. 16-17. Данные за 2003 год. Для сравнения, в основных странах-производителях сельскохозяйственной продукции обеспеченность пахотными землями на 100 человек составляет: в США - 60 га, во Франции - 31, в Аргентине - 74, в Бразилии - 33, в Новой Зеландии - 37, в Китае - 11, в Индии - 15, в Польше - 33, на Украине - 66 га.
6 См.: Ушачев И. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление. 2006. № 1. С. 8.
7 См.: Российский статистический ежегодник. 2007. С. 454; Россия в цифрах. 2008. С. 240.
8 См.: Российский статистический ежегодник. 2007. С. 36.
9 Там же. С. 466-467; Россия в цифрах. 2008. С. 246.
10 См.: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2007. № 21. 20 февр. С. 3-4.