Научная статья на тему 'Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства'

Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1747
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / RESOURCE SECURITY / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / GEOPOLITICAL CONFRONTATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв А. А.

Тема. В статье осуществлена попытка исследования роли вопроса ресурсной безопасности в формировании проблематики существующего геополитического противостояния государств. Рассмотрена специфика процесса глобализации и его влияние на кризисные явления в сфере ресурсопользования и дестабилизации архитектуры современных международных отношений. Цели. Анализ факторов и аспектов, способствующих или угрожающих формированию эффективной системы безопасности государства, в частности в такой ее области, как ресурсная безопасность. Методология. При проведении исследования были использованы труды отечественных и зарубежных экспертов, изучающих проблематики ресурсной, экономической и государственной безопасности. Применены методы научного, сравнительного и сопоставительного анализа, общенаучные методы теоретического, эмпирического познания и метода экспертных оценок. Результаты. Рассмотрена сущность явления ресурсной безопасности как современного фактора, оказывающего значительное влияние на геополитические взаимоотношения. Доказано, что обострение проблематики ресурсной безопасности возникло в результате как природно-экологического, так и структурного и институционального кризиса мировой геополитической системы и системы международной безопасности. Показано, что проблематика ресурсной безопасности затрагивает не только экономическую сферу, но и вопросы государственной и мировой безопасности, и синергетически воздействует на все области жизнедеятельности и функционирования современного государства, включая сферы экономики, внешней и внутренней политики, социально-гражданскую и военную. Область применения. Сформулированные в процессе анализа проблематики вопроса ресурсной безопасности результаты могут быть использованы при разработке методологии и стратегии формирования системы государственной и национальной безопасности. Выводы. Анализ, проведенный в статье, дал возможность обосновать вывод о необходимости формирования целостной концепции ресурсной безопасности как основополагающего звена общей системы государственной и мировой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалёв А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource security as a constituent of the general system of national security

Importance This article attempts to study the importance of resource security in formulating issues of the global confrontation of States as it is seen today. I review the specifics of the globalization process and its impact on crisis phenomena in the natural resource management and destabilization of the architecture of contemporary international relations. Objectives I analyze factors and aspects streamlining or undermining the formation of the effective national security system, and in resource security, in particular. Methods The research draws upon proceedings by the Russian and foreign experts in resource, economic and national security. I apply methods of scientific, comparative and matching analysis, general scientific methods of theoretical, empirical cognition and expert assessment method. Results I review the substance of resource security and prove the escalation of this issue as a result of the environmental, structural and institutional crisis of the global geopolitical system and international security system. Conclusions and Relevance I substantiate it is necessary to formulate an integral concept of resource security as a fundamental component of the general system of national and global security. The findings can be used to articulate the methodology and strategy for the system of national security.

Текст научной работы на тему «Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства»

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Угрозы и безопасность

РЕСУРСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Андрей Андреевич КОВАЛЁВ

кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Получена 13.07.2017 Получена в доработанном виде 30.07.2017 Одобрена 18.08.2017 Доступна онлайн 28.09.2017

УДК 327.04 JEL: 218

Ключевые слова:

ресурсная безопасность,

геополитическое

противоборство,

государственная

безопасность, национальная

безопасность

Аннотация

Тема. В статье осуществлена попытка исследования роли вопроса ресурсной безопасности в формировании проблематики существующего геополитического противостояния государств. Рассмотрена специфика процесса глобализации и его влияние на кризисные явления в сфере ресурсопользования и дестабилизации архитектуры современных международных отношений.

Цели. Анализ факторов и аспектов, способствующих или угрожающих формированию эффективной системы безопасности государства, в частности в такой ее области, как ресурсная безопасность.

Методология. При проведении исследования были использованы труды отечественных и зарубежных экспертов, изучающих проблематики ресурсной, экономической и государственной безопасности. Применены методы научного, сравнительного и сопоставительного анализа, общенаучные методы теоретического, эмпирического познания и метода экспертных оценок.

Результаты. Рассмотрена сущность явления ресурсной безопасности как современного фактора, оказывающего значительное влияние на геополитические взаимоотношения. Доказано, что обострение проблематики ресурсной безопасности возникло в результате как природно-экологического, так и структурного и институционального кризиса мировой геополитической системы и системы международной безопасности. Показано, что проблематика ресурсной безопасности затрагивает не только экономическую сферу, но и вопросы государственной и мировой безопасности, и синергетически воздействует на все области жизнедеятельности и функционирования современного государства, включая сферы экономики, внешней и внутренней политики, социально-гражданскую и военную. Область применения. Сформулированные в процессе анализа проблематики вопроса ресурсной безопасности результаты могут быть использованы при разработке методологии и стратегии формирования системы государственной и национальной безопасности.

Выводы. Анализ, проведенный в статье, дал возможность обосновать вывод о необходимости формирования целостной концепции ресурсной безопасности как основополагающего звена общей системы государственной и мировой безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Ковалёв А.А. Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1775 - 1784. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1775

Введение

Общая система безопасности государства состоит из целого ряда отдельных направлений (видов) безопасности. Так, согласно Д.Г. Балуеву, термин «национальная безопасность» является аналогом английского

термина national security, который переводится и как «национальная», и как «государственная безопасность». Однако другие авторы считают термины «государственная безопасность»и «национальная безопасность» не синонимами, а самостоятельными понятиями [1].

1775

И.В. Гончаров утверждает, что национальная безопасность включает в себя все виды безопасности (государственную, экономическую, политическую, конституционную, социальную, продовольственную и др.) [2]. С.В. Гунич и А.И. Зубков считают, что под национальной безопасностью подразумевается тройная составляющая - безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства1 [3].

Одним из направлений государственной политики в области национальной безопасности является безопасность геополитическая, представляющая собой процесс управления, при котором государственные и негосударственные органы обеспечивают контроль и надзор за ресурсами земного, водного, воздушно-космического и информационного пространства

собственной страны [4].

Факторы развития и угрозы политике общей безопасности государства переплетаются, взаимодействуют и взаимозависят на различных уровнях управления экономикой -национальном, региональном и мировом. В связи с этим комплекс по реализации политики безопасности должен быть направлен на эффективное использование внешнеэкономического потенциала страны, развитие экспортно ориентированного производства и трансграничного

сотрудничества, включая реализацию региональных межгосударственных проектов, формирование благоприятного устойчивого инвестиционного климата через планомерное достижение стратегических и тактических целей функционирования и развития внешнеэкономической и внутренней социально-экономической систем государства.

Созданием благоприятных условий для развития экономики достигается повышение уровня конкурентоспособности страны, что

обеспечивает экономическую безопасность государства через достаточное обеспечение ресурсами требуемого уровня национальной безопасности2.

Современная система международных отношений представлена не столько национальными границами, сколько разделением на «зону мира», представленную странами Запада и «зону конфликта», которую представляют государства Востока и Юга. И если государства Запада больше озадачены такими проблемами, как сепаратизм, экстремизм и терроризм, то страны «зоны конфликта» заняты наращиванием своего вооруженного потенциала [5, 6].

Парадоксальность современных

международных отношений состоит в том, что существует четкое противоречие между настойчивым стремлением западных стран к максимальному обеспечению своей ресурсной безопасности за счет ущемления суверенитета других стран, обладающих такой необходимой Западу ресурсной базой. Яркими примерами в этих дискриминационных взаимоотношениях выступает политика Запада, направленная против Ирака и Ливии в виде прямой военной агрессии и фактической оккупации данных государств.

Применяются и косвенные методы контроля, как это было случае с Россией, когда в 2014 г. США ввели санкции в отношении ведущих отраслей и секторов экономики Российской Федерации. И одним из рычагов санкционного воздействия стал запрет экспортных поставок американским компаниям любого оборудования,

комплектующих и технологий, применяемых в сфере разведки и добычи углеродного сырья. Подобные же санкции были введены и Евросоюзом 31 июля 2014 г. Данные запреты сократили возможности российских

1 Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие. М.: Юридический центр, 2004. 240 с.

2 Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // Вестник Российской академии государственной

службы при Президенте Российской Федерации. 2006. № 5.

1776

но

3

нефтегазовых компаний в вопросах технологического и экономического маневрирования, чем создали сложную ситуацию не только для самой отрасли и в целом для всей российской экономики Именно поэтому, исходя из изложенного, мы поддерживаем точку зрения ряда отечественных исследователей относительно того, что в современных геополитических условиях России необходимо проводить достаточно жесткую внешнюю политику, отстаивающую ее интересы в мировом сообществе и гарантирующую обеспечение национальной безопасности государства [7].

В контексте сказанного необходимо отметить, что конкурентоспособность страны зависит от неравномерности расположения мировых ресурсов и от возможности целостно обладать, разрабатывать и защищать свою ресурсную базу. Этим аспектом определяется возможность занимать и планомерно удерживать высокие позиции по определенным видам экономической деятельности на геоэкономическом поле. Экономическая безопасность государства -это фактор стабильного и устойчивого развития на основе формирования экономико-правовых, институциональных,

организационных и технологических условий, способных обеспечить сохранение

и эффективное использование природных ресурсов, производственных мощностей в целях повышения уровня

конкурентоспособности страны

в соответствии с вызовами времени.

Ресурсная безопасность государства

Усиление глобализационных тенденций в мирохозяйственных связях, интеграционные процессы, переход экономических систем к постиндустриальному технологическому укладу, динамичное развитие информационно-

3 Пономарёв Н.Н. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1.

коммуникационных технологий, чрезмерное обострение экологических проблем продуцируют новые научно-технологические вызовы и экономические угрозы развитию национальных экономик в частности и всей современной системе международных отношений в целом. И одним из основных факторов, вызывающих рост конфликтного потенциала как между отдельными государствами, так и целыми регионами и нарушающих баланс в системе международной безопасности, является проблема ресурсной безопасности.

Ключевую роль при принятии эколого-экономических решений относительно управления минеральными, водными, земельными, лесными и биологическими ресурсами должны выполнять процессы регулирования эффективного ресурсопользования. Согласование региональной, национальной и международной политики рационального природопользования через экономические и правовые механизмы призвано формировать и совершенствовать экономические стратегии развития национального хозяйства.

Экономическая безопасность государства является сложной многовекторной и многофакторной категорией, характеризирующейся уровнем открытости и независимости национальной экономики, что обеспечивается путем эффективной реализации ресурсного, экспортного, инновационного,

интеллектуального и трудового потенциалов. Именно этот аспект способен стать объективной предпосылкой противостояния внешним и внутренним геоэкономическим и геополитическим угрозам.

Некоторыми учеными экономическая безопасность рассматривается как величина, которая помогает качественно рассмотреть

экономику,

выступая одной

из

ее

характеристик4. Более целостное определение

4 Буторин В.К., Ткаченко А.Н., Шипилов С.А. Основы экономической безопасности. Т. 1. Системные концепции экономической безопасности. Кемерово,

1777

экономической безопасности дает

С.Ю. Глазьев: «Безопасность экономическая -это состояние экономики и

производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня

конкурентоспособности национальной

экономики в условиях глобальной конкуренции» [8].

Согласно стратегии национальной

безопасности, в систему экономической безопасности включены все виды безопасности, которые предусматриваются нормативно-правовыми актами:

экономическая, финансовая, информационная, фондовая, кадровая, общественная, ресурсная, валютная, ценовая, государственная, энергетическая, экологическая, транспортная, а также безопасность личности5. Следовательно, и укрепление экономической безопасности государства должно быть комплексным и заключаться в объективной расстановке стратегических приоритетов в условиях современности с особым акцентом на все тактические процессы и оперативные подпроцессы [9].

Ресурсные проблемы затрагивают интересы широкого круга экономических субъектов, так как носят трансграничный характер, а следовательно, для их решения требуются институциональные подходы. Связано это прежде всего с проявлением таких факторов, как:

• прогрессирующая ограниченность

большинства природных ресурсов;

2007. С. 20-22.

5 Пономарёв Н.Н. Стратегия национальной

безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1.

• обострение различных форм конкурентной борьбы за сырьевую и энергетическую ресурсную базу;

• риск возникновения геополитических и даже вооруженных конфликтов как следствие неравномерного распределения ресурсов и отсутствия четко обозначенных правил координации действий международного сотрудничества в сфере ресурсопользования.

Противоречия, которые сопровождают современный этап развития социально-экономических систем, возникают между формами привлечения и использования природно-ресурсного потенциала, уровнем ресурсной и экономической безопасности, а также потребностями и возможностями экономического роста. Процесс глобализации наряду с положительным влиянием на социально-экономическое развитие (в форме динамичного развития международного сотрудничества, обмена достижениями в информационных и высоких технологиях, стремительных прорывах научно-

технического прогресса) одновременно внес в мировое сообщество и негативную линию в виде роста динамики международных военно-политических конфликтов из-за такого же динамичного роста потребности в ресурсах.

До недавнего времени к природным ресурсам были отнесены «объекты естественной природной среды, пользующиеся спросом и экономически рентабельные для добычи (производства) и сбыта в необработанном виде или после минимальной обработки»6. Но на сегодняшний день более приемлема и отражает действительность следующая трактовка, данная ОЭСР в 2015 г.: «термин «природные ресурсы» обозначает

возобновляемые и невозобновляемые запасы

6 World Trade Report 2010. Trade in natural resources. URL:

http://wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade _report10_e.pdf

1778

ресурсов в природе (минеральные ресурсы, энергетические ресурсы, почвенные ресурсы, водные ресурсы и биологические ресурсы)»1.

Парадокс регулирования природопользования состоит в том, что данный процесс осуществляется путем применения сугубо экономического механизма - как совокупности поощрительных,

принудительных и компенсационных мер в целях воздействия на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способов создания материальной заинтересованности товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований [10]. То есть, в данном случае речь не идет о формировании у товаропроизводителей заинтересованности в рациональном природопользовании и в охране природы. При этом данный аспект касается стран как с плановой, так и рыночной экономикой.

Ресурсно-экономические отношения из-за своего интернационального характера затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности:

• политику (путем системы международных отношений, экономической и военно-политической интеграции, через сферу геополитики);

• экономику (путем процессов производства и потребления, через торговые и конкурентные взаимоотношения);

• военную сферу (военно-политические и вооруженные конфликты);

• экологическую и социокультурную области (образование, медицина, экология, безопасность, культурная сфера).

7 Material Resources, Productivity and the Environment, OECD Green Growth Studies. OECD Publishing, Paris, 2015. P. 168-169.

Ресурсные конфликты выступают как следствие неэффективности экономико-экологичных режимов государств и использования конфликтной политики в сфере ресурсопользования как основной стратегии при освоении или распределении природных ресурсов. Особенно это правило справедливо по отношению к категории невозобновляемых (нефть, газ, минеральные залежи) и трудновозобновляемых ресурсов

(земельным, водным, лесным). В результате таких спланированных или неумышленных действий экономических субъектов, когда пересекаются интересы различных экономических субъектов относительно обладания или контроля над природным ресурсом или экологической ценностью, и возникает опасность ресурсного конфликта.

Таким образом, ресурсный конфликт можно охарактеризовать как внутреннее или межгосударственное противостояние

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

враждебно настроенных сторон за право собственности, использования, контроля или распределения природных ресурсов, сопровождаемое возможным применением насильственных форм борьбы при достижении этой цели. Еще одним фактором, провоцирующим возникновение ресурсных конфликтов на локальном или глобальном уровнях, является отсутствие четкого и прозрачного международного механизма оценки и распределения возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.

Динамика социально-экономического

развития современного общества и сопутствующий рост темпов привлечения ресурсной базы для полноценного и соответствующего обеспечения функционирования национальных экономик указывают на актуальность и необходимость проведения исследований по проблематике изучения вопросов возникновения, оценки и противодействию ресурсным конфликтам, как ключевой угрозе экономической и ресурсной безопасности государства.

1779

Таким образом, ресурсную безопасность государства можно охарактеризовать как уровень привлечения ресурсного потенциала в процессы производства и потребления, который обеспечивает эффективное функционирование национальной

экономической системы и ее экономический рост и для которого характерна устойчивость к внутренним и внешним негативным угрозам, направленность на уменьшение вероятности конфликтного потенциала действий вовлеченных в процесс экономических субъектов, а также гарантируется государственный суверенитет за счет достаточности собственных природных ресурсов.

Рассмотрим основные виды ресурсных вызовов и рисков в общей системе экономической безопасности государства.

Земельный ресурсный конфликт. К основным рискам возникновения подобного типа к о н ф л и к т а м о ж н о о т н е с т и :

неурегулированность законодательства

относительно закрепления прав собственности и разрешений на разведку, разработку и использование как на национальном, так и на международном уровнях;

неурегулированность процедур управления трансграничными земельными ресурсами, которые особенно важны в вопросах обеспечения ресурсной безопасности, так как существует риск перераспределения собственности, находящейся под контролем субъектов других стран; проблемы с разработкой и внедрением механизмов и инструментов рентных отношений в области землепользования (особенно в развивающихся странах).

Водный ресурсный конфликт. Данный вид конфликта возникает под воздействием таких факторов, как: физическая ограниченность водных ресурсов; противоречия, возникающие при использовании водных ресурсов между двумя или более субъектами; отсутствие альтернативных источников водных ресурсов

(например, опреснение воды или наличие ресурса в виде подземных вод); нежелание сторон выстраивать неконфликтную политику относительно совместного использования (потребления) водных ресурсов. Также необходимо отметить, что иногда водный ресурсный конфликт возникает не вследствие дефицитности, а из-за неэффективности используемых механизмов и инструментов управления и распределения. Как правило, это происходит из-за ограниченности

институциональных возможностей, при неурегулированности имущественных прав или недостаточной прозрачности процедур управления. Среди прочих причин можно назвать несовершенство процедур распределения и оценки использования водных ресурсов.

Существующий дефицит водных ресурсов или угроза его возникновения побуждают и водообеспеченные страны, и страны с водным дефицитом вырабатывать водосберегающие стратегии для своих национальных экономик в целях получения максимальной эффективности и отдачи от водопользования. Так, например, для сохранения своего водного потенциала такие водообеспеченные страны, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, США осуществляют значительный объем экспорта водоемких видов продукции

(сельхозпродукция, водосберегающие

технологии и промышленное оборудование). Таким образом, через конечную продукцию происходит косвенная «транспортировка» избытка водных ресурсов. Со своей стороны вододефицитные страны (такие как Япония, Южная Корея, Италия, Великобритания, Германия, Израиль, страны Среднего и Ближнего Востока) импортируют водоемкую продукцию в целях экономии своих ограниченных водных ресурсов. Подобным образом происходит некая виртуализация «торговли водой» [11].

1780

Минеральный ресурсный конфликт. Причины возникновения: ограниченность данного вида ресурсов; самая высокая материальная ценность среди всех природных ресурсов и, как следствие, борьба за владение (использование) в целях получения значительной экономической выгоды; значительный риск коррупционных схем при продаже, перераспределении или

использовании; ресурсная зависимость национальной экономики и, как следствие, замедление темпов социально-экономического развития [12].

Лесной ресурсный конфликт. Возникновение этого типа конфликта возможно при наличии исторических и этносоциальных факторов. Непосредственно лесной ресурс никогда не был единственной причиной конфликта, обычно являясь одним из звеньев конфронтации экономической, политической или социальной. Относительную

конфликтогенность лесного ресурса в сравнении с минеральными, водными, земельными или энергетическими, можно объяснить его доступностью,

тр анс пор таб ельно с тью , низ кой

капиталоемкостью, производительностью и фактором самовоспроизведения.

Вследствие неравномерного распределения энергетических ресурсов они относятся к политическому инструментарию

практически всех современных государств. Различие применения этого инструментария заключается только в том, что согласно двум основным моделям энергетической политики, одни страны используют экспорт ресурсов для получения сверхприбылей от их продажи (здесь следует учитывать то обстоятельство, что топливно-энергетический комплекс России является системообразующей базой ее экономики, так же как и у некоторых арабских стран и государств Средней Азии). Страны Запада же, не обладающие собственными существенными запасами природных ресурсов, придерживаются альтернативной модели - стараются диктовать или контролировать процесс поставок

энергоресурсов на свои рынки вплоть до военного воздействия на государства, обладающие достаточной ресурсной базой.

Таким образом, основная задача государственной политики по вопросу обеспечения национальной безопасности заключается в обеспечении формирования основ устойчивого планомерного развития, уменьшении конфликтного потенциала в сфере природопользования на национальном и международном уровнях.

В целях обеспечения национальной безопасности государства и повышения конкурентоспособности экономики страны необходимо формирование концепции устойчивого развития и эффективного природопользования, что, в свою очередь, требует осуществления структурной перестройки национальной экономики и трансформации социально-экономических отношений с учетом проявлений современных геополитических и геоэкономических вызовов и ресурсных угроз.

Выводы

В современном глобализационном мире роль и вес любого государства на геополитической арене зависит от уровня

конкурентоспособности страны в

геоэкономической сфере. Это напрямую зависит от эффективности формирования и реализации своих конкурентных преимуществ. Особенно этот аспект касается области обладания и использования ресурсной базы. Несмотря на то, что торговля ресурсами является основной статьей доходов бюджета РФ, необходимо четко осознавать и учитывать тот факт, что запасы ресурсной базы имеют тенденцию к сокращению и исчерпанию. Именно поэтому в целях обеспечения ресурсной безопасности государства необходима разработка мер по нивелированию данной угрозы через переориентирование, поиск и замену классических источников энергии и производственного сырья на неисчерпаемые и возобновляемые

альтернативы.

1781

Список литературы

1. Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). M.: Военный университет, 2004. С. 17.

2. Гончаров И.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. M 1. С. 116-122.

3. Гунич C.B. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013.

M 6. С. 15-17.

4. Костин В.И., Костина A.B. Национальная безопасность современной России: экономические и социокультурные аспекты. M.: ЛИБPОКОM, 2013. 342 с.

5. Dhurba Rizal. South Asia and Beyond: Discourses on Emerging Security Challenges and Concerns. New Delhi: Adroit Publishers, 2012. P. 53.

6. Пономарёв C.B., Юрченко A.A. Влияние санкций на экономику России // Mолодой ученый. 2016. M 4. С. 478-481.

7. Грищенков A.И., Глушак H.B., Глушак O.B. и др. Глобализация и национальная безопасность России // Вестник Брянского государственного университета. 2015. M 2. С. 323-325.

8. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны // Российский экономический журнал. 1997. M 1. С. 5.

9. Шпилевская E.B. Экономическая безопасность страны: угрозы и пути ее обеспечения. Mеждународный научно-исследовательский журнал. 2016. M 5-1. С. 188-193.

10. Гарнов Л^.П., Краснобаева O.B. Общие вопросы эффективного природопользования: монография. M.: ИНФРА-M, 2016. 215 с.

11. Перелет P.A. Торговля виртуальной водой и формирование бирж водных ресурсов: материалы IX международной конференции Российского общества экологической экономики «Экономические механизмы решения глобальных экологических проблем в России». Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай - 21 век», 2008. С. 160-165.

12. Полтерович B., Попов B., Тонис A. Экономическая политика, качество институтов и механизмы «ресурсного проклятия». M.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2007. 98 с.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1782

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

RESOURCE SECURITY AS A CONSTITUENT OF THE GENERAL SYSTEM OF NATIONAL SECURITY

Andrei A. KOVALEV

Threats and Security

North-West Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Saint Petersburg, Russian Federation

[email protected]

Article history:

Received 13 July 2017 Received in revised form 30 July 2017

Accepted 18 August 2017 Available online 28 September 2017

JEL classification: Z18

Keywords: resource security, geopolitical confrontation, national security, national security

Abstract

Importance This article attempts to study the importance of resource security in formulating issues of the global confrontation of States as it is seen today. I review the specifics of the globalization process and its impact on crisis phenomena in the natural resource management and destabilization of the architecture of contemporary international relations.

Objectives I analyze factors and aspects streamlining or undermining the formation of the effective national security system, and in resource security, in particular. Methods The research draws upon proceedings by the Russian and foreign experts in resource, economic and national security. I apply methods of scientific, comparative and matching analysis, general scientific methods of theoretical, empirical cognition and expert assessment method.

Results I review the substance of resource security and prove the escalation of this issue as a result of the environmental, structural and institutional crisis of the global geopolitical system and international security system.

Conclusions and Relevance I substantiate it is necessary to formulate an integral concept of resource security as a fundamental component of the general system of national and global security. The findings can be used to articulate the methodology and strategy for the system of national security.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Kovalev A.A. Resource Security as a Constituent of the General System of National Security.

National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1775-1784. https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1775

References

1. Fateev K.V. Voennaya bezopasnost'Rossiiskoi Federatsii ipravovye rezhimy ee obespecheniya (teoretiko-pravovoe issledovanie) [Military security of the Russian Federation and legislative regimes for ensuring it: Theoretical and legislative considerations]. Moscow, Voennyi universitet Publ., 2004, p. 17.

2. Goncharov I.V. [A correlation of concepts of national security, security of the State and constitutional security]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2009, no. 1, pp. 116-122. (In Russ.)

3. Gunich S.V. [Constitutional and legal aspects of determining drivers of the national security of the Russian Federation]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noepravo = Constitutional and Municipal Law, 2013, no. 6, pp. 15-17. (In Russ.)

4. Kostin V.I., Kostina A.V. Natsional'naya bezopasnost' sovremennoi Rossii: ekonomicheskie i sotsiokul'turnye aspekty [National security of contemporary Russia: economic and socio-cultural considerations]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013, 342 p.

1783

5. Dhurba Rizal. South Asia and Beyond: Discourses on Emerging Security Challenges and Concerns. New Delhi, Adroit Publishers, 2012, p. 53.

6. Ponomarev S.V., Yurchenko A.A. [The impact of sanctions on the Russian economy]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 4, pp. 478-481. (In Russ.)

7. Grishchenkov A.I., Glushak N.V., Glushak O.V. et al. [Globalization and national security of Russia]. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bryansk State University Herald, 2015, no. 2, pp. 323-325. (In Russ.)

8. Glaz'ev S.Yu. [The basis for economic security of the nations: an alternative course of reforms]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, p. 5. (In Russ.)

9. Shpilevskaya E.V. [The economic security of the country: threats and ways to ensure]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2016, no. 5-1, pp. 188-193. (In Russ.)

10. Garnov A.P., Krasnobaeva O.V. Obshchie voprosy effektivnogoprirodopol'zovaniya [General issues of effective natural resource management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, 215 p.

11. Perelet R.A. [Virtual water trade and the formation of water resource exchanges]. Ekonomicheskie mekhanizmy resheniya global'nykh ekologicheskikh problem v Rossii: materialy

IXmezhdunarodnoi konferentsii Rossiiskogo obshchestva ekologicheskoi ekonomiki [Proc. 9th Int. Sci. Conf. Economic Mechanisms for Addressing Environmental Issues in Russia]. Barnaul, Altai - XXI vek Publ., 2008, pp. 160-165.

12. Polterovich V., Popov V., Tonis A. Ekonomicheskayapolitika, kachestvo institutov i mekhanizmy 'resursnogoproklyatiya' [Economic policy, quality of institutions and mechanisms of resource curse]. Moscow, HSE Publ., 2007, 98 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.