Научная статья на тему 'Ресурс визуализации философских знаний'

Ресурс визуализации философских знаний Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
333
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗИОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ИНФОГРАФИКА / ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИАГРАММА-ТОЛОГИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / VISIOSOPHY / PHILOSOPHICAL INFOGRAPHICS / GRAPHICAL MODELLING / DIAGRAMMATOLOGY / ARTIFICIALINTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дрегало Александр Алексеевич, Ульяновский Виктор Иванович

В научно-интеграционных процессах эвристическая функция философии проявляется в осмыслении и дополнении формализованного и содержательного аппарата конкретных наук. Речь идет о решении проблем теоретической базы науки и конкурирующих моделей развития научного знания. Одной из таких проблем является теоретико-методологический анализ визуализации философских знаний. Данная монография выявляет часть возможностей и перспектив развития философии, создания новых альтернатив инфографического представления социально-философских знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE VISUALIZATION

In integration processes within science, the heuristic function of philosophy is manifested in the interpretation and complementation of the formalized and content framework of concrete sciences. This applies to solving the problems of the theoretical basis of science and competing models of scientific knowledge development. One such problem is the theoretical and methodological analysis of philosophical knowledge visualization. This monograph reveals the potential and prospects for the development of philosophy and creation of new alternatives for the infographic presentation of socio-philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «Ресурс визуализации философских знаний»

УДК 11(049).32

ДРЕГАЛО Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 230 научных публикаций, в т. ч. 14 монографий*

DOI: 10.17238/^2227-6564.2018.3.133

УЛЬЯНОВСКИЙ Виктор Иванович, кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципаль-ногоуправления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 180 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий**

РЕСУРС ВИЗУАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ

Рецензия на книгу: Макулин А.В. Визиософия: моногр.: в 2 ч. Ч. 1. Око Линкея и щит Персея. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2017. 480 с.

В научно-интеграционных процессах эвристическая функция философии проявляется в осмыслении и дополнении формализованного и содержательного аппарата конкретных наук. Речь идет о решении проблем теоретической базы науки и конкурирующих моделей развития научного знания. Одной из таких проблем является теоретико-методологический анализ визуализации философских знаний. Данная монография выявляет часть возможностей и перспектив развития философии, создания новых альтернатив ин-фографического представления социально-философских знаний.

Ключевые слова: визиософия, философская инфографика, графическое моделирование, диаграмма-тология, искусственный интеллект.

Первая глава монографии является обзором результатов противоречивого изначального зарождения и становления интереса к проблеме наглядности философского познания. Принципиальная позиция А.В. Макули-на состоит в том, что он предлагает понимать визуализацию философии как наглядное динамическое представление и транслирование данных, содержащих информацию философ-

ского характера, с целью ускорения обработки и извлечения из ее массивов новых знаний. Автор предполагает назвать данный процесс «визиософией»1.

Известно, что трудности познания мира привели человека к образному восприятию среды. В рецензируемой монографии мы находим: детальный, с иллюстрацией картин, анализ философской инфографики; образы восприятия

1Макулин А.В. Визиософия: моногр.: в 2 ч. Ч. 1. Око Линкея и щит Персея. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2017. С. 15.

'Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 54; e-mail: a.dregalo@narfu.ru

"Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 54; e-mail: uvi29@mail.ru

Для цитирования: Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Ресурс визуализации философских знаний // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. №> 3. С. 133-137. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.3.133

мироздания в предфилософской традиции; фундаментальную значимость для античной философской традиции гегемонии зрения и визуальной метафоры.

Средние века и Ренессанс обогатили концепцию метафорической и графической визуализации знания трудами Р. Луллия, Н. Кузанского, Л. Альберти, Л. да Винчи. Позже визуальные метафоры и графические конструкции были «подвинуты» визуализациями Ф. Бекона, Дж. Дол-гарно и Дж. Уилкинса и др. Автор рассматривает разные позиции базовой роли визуализации в развитии философии: в теории соотношения рефлексии и оптики (Дж. Локк, Д. Юм); аксиоме наглядного созерцания (И. Кант); «машинном портрете» И. Канта (Ж. Делез, Ф. Гваттари), категории «видимость» (Г.В.Ф. Гегель); интеллигибельном созерцании искусства (Ф. Шеллинг); теоретичности чувственного познания (К. Маркс); феноменологии (Э. Гуссерль); теории визуального мира (Дж. Элкинс); теории «параллаксного видения» (С. Жижек) и др. Общая теория визуального мышления в наше время все больше привлекает внимание ученых [1-4].

Подробный анализ проблемы прямого созерцания сущности вещей в истории философии создает противоречивую картину становления и развития концепции визуализации миросозерцания. А.В. Макулин выделяет и раскрывает ряд «визуальных» направлений философской и социально-философской проблематики2. В их числе: визуальная онтология; визуальная этика; визуальная биоэтика (биотическая инфографика); визуальная эпистемология; визуальная семиотика; визуальное мышление; визуальная экология. По данным направлениям ведутся исследования в России и за рубежом. Достигнутые результаты анализируются автором, что создает мозаичную картину становления визиософии.

Представленный обзор приводит автора к следующим выводам. Во-первых, визиософия как «физическое (оптическое) созерцание му-

2Макулин А.В. Указ. соч. С. 105-109.

3Там же. С. 110.

4Там же. С. 136.

дрости» имеет богатую основу, накопленную мыслителями в течение всей истории, достаточную для «эвристической объективации философского знания»3. Во-вторых, познающий субъект далеко не полностью использует ресурс визуализации, определяемый не только влечением к мудрости, но и «соблазном» к ускользающему образу, скрытому, по определению Ж. Бодрийяра, «не в простой видимости, как и не в чистом отсутствии, но в затмении присутствия» [5, с. 154].

Во второй главе автор, обращаясь к науке, углубляет видение проблемы. Переход от «человека наблюдающего» к «машине зрения» сначала происходит за пределами философии, в научном поле. Очевидно, что становление и развитие науки в большинстве своем не могло обходиться без визуализации, средств инфогра-фики, картографики, социографики и т. д. Сегодня трудно найти науку, которая игнорирует визуализацию. Более того, по мнению исследователей, отсутствие образности может привести к торможению развития знания. Наглядность становится важна «не столько при работе с уже готовым знанием... сколько при создании нового знания, открытии» [6, с. 26].

Визуальный подход к философии, как подчеркивает А.В. Макулин, отличается специфической особенностью - уникальным запасом образно-метафорического материала, - являясь «эвристической лабораторией» диалогического образного мышления, визуально высвечивающего такие его свойства, как полиэкранность, открытость и понятность, возможность объективации того, что «согласно традиции объективизировано быть не может»4. Автор обращает внимание на исследования К. Леви-Строссом рациональности дологического мышления, которое использовало не абстрактные категории, а логику чувственных образов. А.В. Макулин убедительно подчеркивает, что «трансформация теории в практическую визуально-познавательную практику и есть

процесс трансдукции, которая, видимо, должна иметь два пути - от чувственно-наглядного к абстрактному, и, наоборот, от абстрактного к чувственно-наглядному»5.

В третьей главе отмечены основные направления, которые могут составить представление о современных подходах к проблеме визуализации.

В их числе - трансдукция - конвертирование идей в «образные картины-сети, которые получают статус состоявшихся, если содержат в себе внутренний инерционный смысловой заряд или внешнюю конструктивную сторону»6. По мнению П. Вирильо, «после синтетических образов, продуктов инфографической машины, после цифровой обработки образов при помощи компьютера наступило время синтетического зрения, время автоматизации восприятия» [7, с. 111].

В монографии отмечены достижения современных зарубежных исследователей «синтетического зрения» в рамках Digital Humanities. Речь идет о цифровом графическом моделировании различных философских связей: определение «влиятельности» философов в «Википедии»7; графы влияния философов разных взглядов и эпох [8]; спатиализация (пространственные формы, в которых воплощается социальная активность и материальная культура). А.В. Макулин полагает, что «тщательный анализ паралле-лей между образными и некоторыми современными инфографическими исследованиями может быть продуктивен во многих отношениях»8. Добавим, что современные технологии трансдук-ции открывают перспективное поле философского мировосприятия.

Таким образом, третья глава рецензируемой монографии, несмотря на ее небольшой объем, раскрывает весьма значимую, востребованную

сегодня перспективу философского анализа ви-зиософии.

Четвертая глава ориентирована, на наш взгляд, на самую актуальную и сложную проблему - связь различных видов мышления, выстроенных «по росту»: от наглядно-действенного, наглядно-образного к логико-вербальному мышлению.

Основное содержание главы посвящено базовым типам мышления. Из представленных исследователем В.М. Масловым типов автор рецензируемой монографии выделяет образное мышление и его место в числе теоретических и практических видов. В результате анализа позиций известных мыслителей науки и философии на вопрос «Можно ли мыслить только образами?» автор дает обоснованный ответ, с которым нельзя не согласиться: «Скорее - нет, т. к. для процесса мышления в первую очередь нужны понятия, суждения и умозаключения»9. Для выяснения роли образного восприятия среды автор монографии обращается к анализу теории образно-визуального мышления (М.А. Холодная, Л.Л. Гурова, М.Ю. Опенков и др.). Рассматривая формальное понятийное и образно-визуальное мышление в оценке исследователей, А.В. Макулин обоснованно отмечает, что эти формы построены на основе взаимозависимости присущих им логик.

В пятой главе автор анализирует и развивает аспекты соотношения визуализации и мысленного эксперимента (МЭ). Исследователя интересуют прежде всего специфика образно-визуального, графического и семиотического функционирования МЭ и гипотетической применимости их результатов. Возникает вопрос: нельзя ли в процессе мыслительного экспериментирования обойтись без возможностей визуальной составляющей? Для ответа А.В. Макулин

Макулин А.В. Указ. соч. С. 142-143.

6Там же. С. 171.

7Graphs of Wikipedia: Influential Thinkers. URL: https://griffsgraphs.wordpress.com/2012/07/20/the-graph-of-ideas-2-0/ (дата обращения: 05.01.2018).

8Макулин А.В. Указ. соч. С. 178.

9Там же. С. 195.

анализирует значительный объем материалов, создает комбинаторную таблицу и круговую диаграмму связей элементов, определяющих природу мысленных экспериментов, моделирует гипотетические комбинации между ними. В данной модели, на наш взгляд, исключительно важной, остается нерешенной проблема сочетаемости элементов МЭ и визуализации.

В шестой главе А.В. Макулин представляет анализ диаграмматологии - «наглядной ненаглядности» (М. Мерло-Понти, М.К. Мамардаш-вили и др.) и «неочевидной очевидности» философии (В.А. Канке, В.П. Бранский, А.Ф. Лосев и др.). В результате мы получаем богатый материал, украшенный авторской позицией в понимании ряда так называемых ошибок первого и второго рода при визуализации философских знаний.

В завершающей, седьмой, главе автор рассматривает проблему формализации философ-скихкатегорий, роль знаковых систем в процессе создания графических моделей философского знания. Значимость данного раздела состоит в том, что семантическая локализация и знаковые пределы, ограничивающие визуализацию философии, по определению А.В. Макулина, «как бы защищают ее от тотальной формали-зации»10. Вместе с тем ограничения формализации философских знаний можно оспаривать,

т. к. графический язык философского знания необходим для создания наглядных моделей философии - пополнения представлений о мировосприятии.

Рецензируемая работа, несомненно, привлекла бы еще большее внимание, если бы в ней раскрывалась ее праксеологическая направленность.

Например, современный мир и все цивилизованное общество, ограниченные нормами, стандартами и трафаретами, тормозящими творчество, все больше нуждаются в свободе мышления. Свободу творчеству открывает с детства и сохраняет всю жизнь человека правое полушарие головного мозга.

В последние полвека учеными было доказано, что на всех этапах развития мозга и его потенциала существует константа - полушария воспринимают и перерабатывают информацию с разной скоростью: левое - до 10 бит/с, правое -до 109 бит/с [9, с. 22].

Таким образом, объединение на уровне философии потенциала двух полушарий мозга для познания мира имеет очевидную перспективу, в частности в решении проблемы создания искусственного интеллекта.

Содержательный труд А.В. Макулина, надеемся, продолжит дискуссию в данном направлении, придаст ей новые импульсы и ориентиры.

Список литературы

1. Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция // Когнитивная эволюция и творчество: сб. ст. / отв. ред. И.П. Меркулов. М., 1995. С. 205-224.

2. Данилова И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. М.: РГГУ 2002. 64 с.

3. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1990. 223 с.

4. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 272 с.

5. Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.

6. Морозов Ф.М. Схемы как средство описания деятельности (эпистемол. анализ). М.: ИФ РАН, 2005. 181 с.

10Макулин А.В. Указ. соч. С. 419.

7. Вирильо П. Машина зрения / пер. с фр. А.В. Шестакова, под ред. В.Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. 140 с.

8. Dork M., Carpendale S., Williamson C. Mapping Influence of Philosophers: Across Interests and Epochs. URL: http://mariandoerk.de/edgemaps/aitf2011.pdf (дата обращения: 05.01.2018).

9. Кулаков М. Русский стиль правополушарного мышления: с листа - в бой. Полувековой русский опыт управления решит проблемы глобального информационного общества (часть 1) // Консультант директора. 2002. № 7. С. 20-26.

References

1. Openkov M.Yu. Razvitie vizual'nogo myshleniya i komp'yuternaya revolyutsiya [Development of Visual Thinking and the Computer Revolution]. Merkulov I.P. (ed.). Kognitivnaya evolyutsiya i tvorchestvo [Cognitive Evolution and Creativity]. Moscow, 1995, pp. 205-224.

2. Danilova I.E. Slovo i zrimyy obraz v evropeyskoy zhivopisi ot Srednikh vekov do XXveka [The Word and the Visual Image in European Painting from the Middle Ages to the 20th Century]. Moscow, 2002. 64 p.

3. Daniel' S.M. Iskusstvo videt': o tvorcheskikh sposobnostyakh vospriyatiya, o yazyke liniy i krasok i o vospitanii zritelya [The Art of Seeing: The Creative Abilities of Perception, the Language of Lines and Colors, and the Education of the Audience]. Leningrad, 1990. 223 p.

4. Granovskaya P.M., Bereznaya I.Ya. Intuitsiya i iskusstvennyy intellekt [Intuition and Artificial Intelligence]. Leningrad, 1991. 272 p.

5. Baudrillard J. De la séduction. Paris, 1979 (Russ. ed.: Bodriyyar Zh. Soblazn. Moscow, 2000. 320 p.).

6. Morozov F.M. Skhemy kak sredstvo opisaniya deyatel'nosti (epistemologicheskiy analiz) [Schemes as a Means of Describing Activities (Epistemological Analysis)]. Moscow, 2005. 181 p.

7. Verilio P. La machine de vision: essai sur les nouvelles techniques de représentation. Paris, 1988 (Russ. ed.: Viril'o P. Mashina zreniya. St. Petersburg, 2004. 140 p.).

8. Dörk M., Carpendale S., Williamson C. Mapping Influence of Philosophers: Across Interests and Epochs. Available at: http://mariandoerk.de/edgemaps/aitf2011.pdf (accessed 5 January 2018).

9. Kulakov M. Russkiy stil' pravopolusharnogo myshleniya: s lista - v boy. Poluvekovoy russkiy opyt upravleniya reshit problemy global'nogo informatsionnogo obshchestva (chast' 1) [The Russian Style of Right Hemisphere Thinking: From Paper to Practice. Half a Century of Russian Management Experience Will Solve the Problems of the Global Information Society (Part 1)]. Konsultantdirektora, 2002, no. 7, pp. 20-26.

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.3.133

Aleksandr A. Dregalo

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 54, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;

e-mail: a.dregalo@narfu.ru

Viktor I. Ul'yanovskiy

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 54, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;

e-mail: uvi29@mail.ru

For citation: Dregalo A.A., Ul'yanovskiy VI. Resources of Philosophical Knowledge Visualization. Vestnik Sever-nogo (Arkticheskogo) federal'ogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 3, pp. 133-138. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.3.133

RESOURCES OF PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE VISUALIZATION

Review of the book: Makulin A.V. Viziosofiya. Ch. 1. Oko Linkeya i shchit Perseya [Visiosophy. Pt. 1. The Eyes of Lynceus and the Shield of Perseus]. Arkhangelsk, 2017. 480 p.

In integration processes within science, the heuristic function of philosophy is manifested in the interpretation and complementation of the formalized and content framework of concrete sciences. This applies to solving the problems of the theoretical basis of science and competing models of scientific knowledge development. One such problem is the theoretical and methodological analysis of philosophical knowledge visualization. This monograph reveals the potential and prospects for the development of philosophy and creation of new alternatives for the infographic presentation of socio-philosophical knowledge.

Keywords: visiosophy, philosophical infographies, graphical modelling, diagrammatology, artificial intelligence.

Поступила: 12.12.2017 Received: 12 December 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.