Научная статья на тему 'Реструктуризация как инструмент повышения ценовой конкуренции в энергетическом секторе'

Реструктуризация как инструмент повышения ценовой конкуренции в энергетическом секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ENERGY INDUSTRY / COMPETITION / NATURAL MONOPOLY / INTEGRATION / RESTRUCTURING / MARKET REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубев В. Ю., Белинская Е. Н.

В статье рассмотрены проблемы реструктуризации энергетического комплекса страны в контексте повышения уровня конкуренции в отрасли, а также предложены меры по созданию сбалансированного конкурентного рынка энергетических мощностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restructuring as a tool to increase price competition in the energy sector

The problems of restructuring of the energy sector of the country in the context of increased competition in the industry, as well as the measures of a balanced competitive market for energy facilities.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация как инструмент повышения ценовой конкуренции в энергетическом секторе»

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

ГОЛУБЕВ В.Ю.,

аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected];

БЕЛИНСКАЯ Е.Н.,

аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены проблемы реструктуризации энергетического комплекса страны в контексте повышения уровня конкуренции в отрасли, а также предложены меры по созданию сбалансированного конкурентного рынка энергетических мощностей.

Ключевые слова: энергетический комплекс; конкуренция; естественная монополия; интеграция; реструктуризация; рынок; регулирование.

The problems of restructuring of the energy sector of the country in the context of increased competition in the industry, as well as the measures of a balanced competitive market for energy facilities.

Keyworlds: energy industry; competition; natural monopoly; integration; restructuring; market regulation.

Коды классификатора JEL: O13, P28.

В условиях реформирования отрасли происходит реорганизация системы ее регулирования. Это связано с тем, что новая модель организации производства предполагает развитие конкурентных рынков электроэнергии, а цели и задачи государственного регулирования в монополизированной и конкурентной электроэнергетике различны. В первом случае согласование интересов потребителей и производителя (электроэнергетической монополии) достигается при главенствующей роли регулирующих органов. В конкурентной электроэнергетике согласование интересов экономических агентов осуществляется преимущественно посредством рыночных механизмов. Основными функциями регулирующих органов в конкурентной модели электроэнергетики являются:

■ поддержка конкуренции (антимонопольное регулирование);

■ контроль над деятельностью естественных монополий, обеспечение недискриминационного доступа к их инфраструктуре и услугам;

■ содействие развитию рынков электроэнергии и общий контроль его функционирования, а также стимулирование инвестиций.

Современные тенденции реструктуризации, выразившиеся в выделении естественно-монопольного ядра отрасли — передачи и распределения электроэнергии — и в развитии конкуренции в секторе генерации и сбыта, привели к возникновению и формированию новых механизмов регулирования цен. Эти механизмы основаны на мерах опосредованного государственного вмешательства в деятельность естественной монополии для создания и поддержки конкурентных сред, совместимых с естественной монополией.

Опыт зарубежных стран показывает, что нередко результатом конкуренции между энергокомпаниями бывает их слияние и поглощение в различных формах горизонтальной и вертикальной интеграции. Формируются транснациональные торговые площадки, объединяющие крупных производителей и потребителей электроэнергии не только в рамках одной страны, но и в сопредельных государствах. Например, в Германии в 2005 г. вклад нерезидентов в объем продаж на торговой площадке ЕЕХ (Еuгореаn Евд^у Ехchange) составил 50%, среди которых можно выделить компании из Франции, Италии и Австрии [1]. В этих условиях возрастает роль антимонопольного регулирования, изменяются его формы и методы.

© В.Ю. Голубев, Е.Н. Белинская, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

70

В.Ю. ГОЛУБЕВ, Е.Н. БЕЛИНСКАЯ

Наиболее широко в отношении электроэнергетического сектора применяются две модели доступа производителей к сетевой инфраструктуре рынка: модель доступа сторонних участников и модель конкурентного пула.

Модель доступа сторонних участников применяется в США, в ряде провинций Канады, в Финляндии, Германии, Японии, Нидерландах, Португалии [3]. Монополист, владеющий сетью и осуществляющий оперативное управление, должен разрешить конкурентам использовать сеть на недискриминационных условиях. Условия доступа могут определяться в ходе переговоров между владельцем сети и фирмами, стремящимися получить доступ (режим «переговорного» доступа), или же могут устанавливаться независимыми регулирующими органами (режим «регулируемого» доступа).

Модель конкурентного пула (модель независимого системного оператора) представляет собой сочетание правил доступа к сети и конкурентного рынка (пула). Пул организован как краткосрочный рынок электричества, участниками которого могут быть генераторы, распределительные компании и конечные потребители. Модель конкурентного пула нашла применение в Великобритании, США (Калифорния), Австралии, Швеции, Канаде (Альберта), Новой Зеландии, Норвегии, Испании. Успешное функционирование конкурентного пула предусматривает реструктуризацию по следующей модели: обязательное вертикальное обособление генерирования и передачи, генерирования и поставки, а также достаточного развития конкуренции в генерировании, т. е. избыточного предложения электроэнергии. Все генераторы поставляют электроэнергию в пул, все потребители извлекают энергию из сети. Конкуренция между генераторами организована на базе часто повторяющихся аукционов. Ценовые заявки, поступающие от генераторов, обрабатываются независимым системным оператором, который на их основе выводит кривую предложения. Оптовый рынок сводит воедино спрос всех потребителей электроэнергии. Совмещая информацию о спросе и предложении, независимый системный оператор выводит равновесную цену и определяет предпочтительный порядок привлечения генераторов к обслуживанию.

Теоретически модель конкурентного пула позволяет максимизировать эффект экономии от координации, так как независимый системный оператор определяет предпочтительный порядок привлечения генераторов к обслуживанию и оптимизирует работу сети. Однако для реализации этих преимуществ системному оператору потребуется гораздо больше информации, чем имеется у нынешних диспетчеров энергосистем, включая детальные сведения о непрерывно изменяющихся кривых спроса и предложения [2]. Кроме того, чтобы оптимизировать работу сети, независимый системный оператор должен обладать огромной властью над всеми участниками рынка. Потому эффективная реализация этой организационной формы на практике представляется весьма затруднительной.

Необходимость качественного изменения экономической ситуации в отрасли привела к последовательным действиям Правительства РФ по реформированию рыночной среды в электроэнергетике, включая:

■ разработку и утверждение законодательной базы, легитимизирующей структурное разделение вертикальноинтегрированных компаний, создание конкурентного и естественно-монопольного секторов и определяющей правила работы оптового и розничного рынков при переходе к конкурентным отношениям;

■ формирование и запуск базовых элементов системы конкурентных рынков, ограниченного по объему спот-рынка и балансирующего рынка отклонений;

■ утверждение четкого графика перехода к полномасштабному конкурентному рынку.

Принятые решения о сокращении регулируемого сектора предусматривают последовательное уменьшение области прямого тарифного регулирования в электроэнергетике (естественно-монопольная деятельность по передаче и распределению электроэнергии, диспетчеризации, а также отпуск электроэнергии населению) и фактически означают начало новой политики либерализации цен электроэнергии. Для успешной реализации намеченных планов в ближайшие пять лет потребуется провести значительную работу по завершению формирования системы оптовых конкурентных рынков. При этом основное внимание будет уделено разработке эффективной модели рынка мощности как основного инструмента формирования рыночных сигналов для инвестиций.

Контрактные отношения по продаже мощности должны носить более долгосрочный характер по сравнению с краткосрочными (спотовыми) транзакциями на рынке электроэнергии. В актуальной модели рынка мощности временной горизонт составит до 10 лет; при этом отбор поставщиков по заявленным ценам мощности проводится системным оператором исходя из прогнозируемой потребности в мощности с учетом резерва. Поставщик, прошедший конкурентный отбор, получает возможность выбора между «тарифным вариантом» с централизованной оплатой мощности по поданной заявке и энергии по утвержденному тарифу и «контрактным вариантом» с заключением прямого договора на поставку мощности с потребителем и оплатой энергии по рыночной цене.

Необходимо отметить, что в мировой практике реформирования рынок мощности является одним из сложнейших элементов конкурентного ценообразования. Это в полной мере применимо и к российскому опыту, поскольку в рассматриваемой модели рынка остаются открытыми требующие дополнительной проработки вопросы создания различных условий конкурентного отбора базисных и маневренных мощностей, учитывающих существенную разницу в стоимости мощности для ГЭС, АЭС, газовых и угольных ТЭС.

Остаются достаточно высокими риски того, что предлагаемые контракты и конкурентные условия для новых мощностей не обеспечат достаточных гарантий окупаемости инвестиций в новые проекты. Поэтому запуск рынка мощности будет сопровождаться и другими механизмами обеспечения надежности энергоснабжения, к которым относится, в частности, механизм гарантирования инвестиций. Основной его функцией является дополнительное стимулирование инвесторов осуществлять вложения в развитие генерации в случае запаздывания или неадекватности рыночных сигналов за счет повышенного уровня гарантий по доходности (долгосрочные контракты с фиксированными ценами) и топливоснабжению. Состав проектов, предлагаемых инвесторам, формируется Министерством

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

71

промышленности и энергетики РФ совместно с инфраструктурными организациями отрасли и может включать объекты, размещаемые в критических, наиболее дефицитных регионах, проекты с новыми технологиями (в частности, головные блоки с новым оборудованием) и другие капиталоемкие проекты с повышенным уровнем инвестиционных рисков (например, строительство крупных угольных КЭС на новых площадках).

Однако с запуском механизма гарантирования инвестиций часть новой генерации будет фактически выведена из режима полноценной конкуренции. В этой связи возможности и направления дальнейшего расширения сферы действия данного механизма (в настоящее время объем гарантируемых вводов ограничен 5 ГВт, но может быть кратно увеличен) должны быть сбалансированы с развитием и поддержанием конкурентной среды на рынке.

Вторым, не менее важным направлением новой ценовой политики является реформирование отношений на розничном рынке электроэнергии. Структурное разделение энергоснабжающих организаций привело к появлению на данном рынке новых участников: оптовых и региональных генерирующих компаний, сетевых компаний, сбытовых организаций. Основная задача, которая должна быть решена в ближайшее время, — синхронизация темпов либерализации оптового и розничного рынков. Для этого осуществляется переход к иному принципу формирования розничной цены — так называемая «трансляция оптовой цены на розницу». В результате тарифы для розничных потребителей будут формироваться как сумма оптовой цены (регулируемой или свободной), сетевых тарифов и инфраструктурных платежей, а также сбытовой надбавки. Таким образом будет обеспечена и требуемая синхронизация темпов либерализации двух рынков: доля электроэнергии, реализуемой в рознице по регулируемой цене, будет снижаться вместе с динамикой сокращения регулируемого сегмента рынка электроэнергии.

Возрастающее влияние конкурентного рынка в условиях быстрого роста цен газа и инвестиционных потребностей отрасли качественно изменит динамику цен на электроэнергию в ближайшие пять лет. В соответствии со сценарными условиями Министерства экономического развития и торговли РФ для среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны, в период до 2014 г. среднеотпускная цена на электроэнергию будет расти быстрее инфляции примерно на десять процентных пунктов, ее значение вырастет на 30-40 %.

Для смягчения социальных последствий реформирования процесс либерализации цен не затронет население (однако регулируемый тариф электроэнергии для населения будет расти быстрее, чем среднеотпускная цена); в последующий период рассматривается возможность частичной либерализации цен для населения с сохранением социальной нормы электропотребления, оплачиваемой по более низкой цене.

В целом объявленная новая ценовая политика в отрасли является мощнейшим и необходимым инструментом для решения стратегической задачи — развертывания инвестиционного процесса, обеспечивающего надежное энергоснабжение растущей экономики (при качественном повышении ее энергоэффективности), масштабное технологическое обновление и рост эффективности работы отрасли. Вместе с тем переход к конкурентному ценообразованию, сопровождающийся заметным ростом цен и их волатильностью, потребует тщательной работы по снижению рисков потери конкурентоспособности в ряде энергоемких отраслей и разумной поддержке отдельных групп населения для обеспечения современных стандартов качества жизни.

Другими основными задачами в постреформенный период станут обеспечение долгосрочной сбалансированности конкурентного рынка и предотвращение рисков появления диспропорций спроса и предложения мощностей. Формирование комплексной защиты от ценовых скачков (или обвалов) в силу избыточности или дефицитности предложения энергии и мощности является залогом успешности новой ценовой политики, ее принятия всеми субъектами рынка. Механизмы такой защиты, безусловно, потребуют активного участия государства по организации регулярного прогнозирования балансовой ситуации на долгосрочную перспективу и разработке мер «тонкой настройки» рынка, обеспечивающих заблаговременную корректировку состава, объемов и сроков реализации инвестиционных программ энергокомпаний и частных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин Д.В. Структура и особенности рынка электроэнергии: межстрановой анализ (на примере ряда стран — членов ОЭСР) // Вестник СПбГУ. 2005. Сер. 8. Вып. 3. С. 182-191.

2. Ван-Дорен П. От регулирования к конкуренции: трансформация рынка электроэнергии // П. Ван-Дорен. Дерегулирование электроэнергетики. Начальные сведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. libertarium.ru/der_energy.

3. Малинникова Е.В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1998. Т. 2. № 3. С. 342-357.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.