Л.Р. Нигматзянова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В этой статье рассмотрены основные понятия реструктуризации, причины проведения реструктуризации на предприятии, основные цели и задачи проведения реструктуризации, а также ситуации, при которых необходимо провести реструктуризацию.
Ключевые слова: реструктуризация, причины реструктуризации, задачи реструктуризации, цели реструктуризации, пути достижения целей реструктуризации, основные ситуации применения реструктуризации.
За последнее десятилетие в России произошли заметные качественные изменения в структуре национальной экономики, что не могло не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной из которых является проблема антикризисного управления. Многие предприятия в силу причин, корни которых уходят в складывающуюся десятилетиями систему социалистического хозяйствования, до настоящего времени не сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, чему способствовала общая политическая и экономическая нестабильность, непоследовательность в осуществлении рыночных реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, неэффективная налоговая политика и другие макроэкономические факторы.
Вместе с тем в обществе растет понимание того, что, несмотря на все трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих предприятий, от их собственников и менеджеров, от их деятельности, направленной на достижение стабильности бизнеса, его способности противостоять влиянию негативных факторов. Решение этой задачи вполне возможно при становлении адекватной системы антикризисного управления. Однако формирование самой системы антикризисного управления невозможно без разработки приемлемой и признаваемой общественностью концепции антикризисного управления, одной из составных частей которой является реструктуризация предприятия.
В современной литературе в связи с высокой актуальностью вопросам реструктуризации уделяется значительное внимание, возникают все новые определения, суждения различных авторов, появляются новые предложения, связанные с целями, задачами, этапами проведения реструктуризации. За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности предприятий, в постоянный процесс, без которого невозможно
удержаться на рынке. По мнению Nomura Research Institute, реструктуризация - это постоянный процесс, который надо проводить, не отставая от изменений внешней среды, не боясь перемен и боли [1, с. 324].
Для российской экономики реструктуризация предприятий - это относительно новое понятие. Само слово реструктуризация произошло от латинских слов: «re» - вновь, снова, назад и «structura» - структура и дословно означает изменение структуры чего-либо [2, с. 755]. Некоторые авторы, например А.О. Аскандарян, под реструктурированием понимают лишь специфические преобразования на уровне предприятия. Примером могут служить частные мероприятия по его финансовой реструктуризации или организационной перестройке (изменение организационно - правовых форм, оргструктуры, сокращение числа иерархических уровней управления, изменение в направлениях соподчинения, координации, обмена информации), совершенствование отдельных систем управления предприятием [3, с. 325].
Другие авторы, например И.Г. Кукукина, сводят реструктурирование к изменению структуры акционерного капитала и реструктурированию имущественного комплекса предприятия [4, с. 24]. И. Мазур и В. Шапиро под «реструктуризацией» понимают процесс комплексного изменения системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующий принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем и др. [5, с. 16].
Реструктуризация предприятий - эта структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия, заключающаяся в создании комплекса центров ответственности на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих в организации новых структурных подразделений, присоединение к предприятию других предприятий, приобретения определенной доли в уставном капитале или акаций сторонних организаций [6, с. 48]. По мнению В.М. Анышина реструктуризация - это процесс комплексного изменения деятельности организации направленный на оптимизацию ее показателей в процессе дальнейшего развития [7, с. 119].
Проведя сопоставление нескольких определений можно заключить, что в наиболее широком смысле реструктурирование предприятия - это фундаментальные, комплексные изменения, в основе которых лежат трансформация структуры бизнеса и образа функционирования, охватывающие практически все аспекты его деятельности, конечной целью ко-
торых является предопределение кризисных явлений, повышение эффективности работы и конкурентоспособности, увеличение прибыльности. Именно такое комплексное реструктурирование, предполагающее существенное обновление всех сфер деятельности, а не единичные реорганизационные мероприятия необходимо предприятиям для адаптации к новым условиям хозяйствования.
У значительной части предприятий основные реструктуризацион-ные мероприятия разрабатываются в рамках арбитражных процедур, где основной решаемый вопрос - это вопрос о возможности или невозможности восстановления дееспособности, поиск путей выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
Реструктуризации большинства кризисных предприятий обусловлена рядом причин:
• физическим и моральным старением активов предприятий;
• высокой себестоимостью продукции по отношению к цене спроса;
• несовершенством системы организации и управления предприятием в рыночных условиях;
• невостребованностью на рынке производственной товарной массы.
Для повышения эффективности работы, конкурентоспособности и
увеличения прибыльности предприятия необходимо провести реструктуризацию не только несостоятельных, но и нормально работающих предприятий. Цели реструктуризации нормально работающих - это стратегические цели компании (рост отдачи на инвестиции, прибыли на акцию, богатство акционеров). Реструктуризация нормально функционирующего бизнеса носит профилактический характер предупреждения возможных кризисов, направлена на сохранение доступных размеров или увеличение прибылей. В случае реструктуризации несостоятельных предприятий преобладают цели среднесрочного характера - восстановление платежеспособности, превращение в нормально работающее предприятие или его ликвидация. В реструктуризации кризисных предприятий преобладает оперативный характер. Реструктуризация зачастую оказывается не только эффективным, но и единственным способом избежать банкротства и ликвидации [8, с. 526].
Основные задачи реструктуризации состоят в следующем:
• привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов;
• поиск партнеров для совместного бизнеса;
• расширение и укрупнение производства;
• внедрение новых технологий;
• диверсификация и демонополизация производства;
• дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.
Наиболее существенными целями реструктуризации можно назвать: улучшение финансовых и экономических показателей функционирования компаний; увеличение рыночной стоимости собственного капитала компании; привлечение долгосрочных вложений в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств; повышение способности к адаптации предприятия в новых условиях хозяйствования; снижение издержек -как условие повышения конкурентоспособности предприятия.
Все эти цели могут достигаться как путем определенных внутренних преобразований, так и слиянием, поглощением, присоединением, выделением и преобразованием предприятия. Тем самым затрагивается вопрос о реорганизации предприятия, под которым понимается преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятия при сохранении основных средств и производственного потенциала [9, с. 145].
Реструктурирование может применяться в трех основных ситуациях. Во-первых, в условиях, когда предприятие находится в состоянии глубокого кризиса. В современной российской экономике такая ситуация характерна для большинства государственных и приватизированных предприятий.
Во-вторых, в условиях, когда текущее положение предприятия можно принять удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными. Предприятие сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности. Например, снижение показателей продаж, прибыльности, рентабельности, уровня спроса, денежных поступлений, увеличение затрат и прочее. Здесь реструктурирование является реакцией на негативные изменения, пока они не приобрели еще необратимого характера.
В-третьих, реструктурированию могут подвергаться благополучные, быстрорастущие организации. Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ. Причем в случае ранней идентификации кризисной ситуации предоставляется большая свобода маневра и более широкий выбор антикризисных процедур, в том числе методов и средств реструктурирования.
В сложившихся условиях одной из важнейших задач в области осуществления реструктуризационных преобразований отечественных предприятий является преодоление дезинтеграционных тенденций, предупреждение неоправданных разукрупнений и дроблений, сохранение и возрождение на принципиальной основе сложившихся производственных комплексов, сохранение технологической целостности, возрождение кооперационных связей, использование плюсов сложившейся ранее структуры, элементы которой могут стать основой для создания сетевой структуры, признанной перспективной западными учеными и практиками. В то же время, основными процессами в области структурных преобразований
должно стать выделение, продажа непрофильных, несоответствующих стратегической концепции предприятия подразделений и видов бизнеса.
В странах с вполне сложившейся рыночной экономикой, с относительно стабильной социально-политической ситуацией, действующими законами о конкуренции банкротство рассматривается как положительное явление, способствующее очищению рынка от неэффективных и слабых предприятий. В России большинство предприятий являются потенциальными банкротами, хотя большинство из них имеют возможности для выхода из зоны финансовой несостоятельности.
В данных условиях механизм банкротства необходимо рассматривать не столько как средство по ликвидации неплатежеспособного предприятия, но, прежде всего, как возможность в рамках арбитражного процесса, в том числе за счет реструктурирования предприятия, обеспечить создание новых или сохранение старых, но реформированных бизнес-единиц, способных вписаться в рыночный процесс и нормально функционировать в его рамках [4, с. 5].
Необходимость реструктурирования отечественных предприятий осознается многими руководителями, однако пути и методы преобразований ясны далеко не всем. В большинстве случаев перестройка предприятий осуществляется стихийно и хаотично, чаще всего это можно охарактеризовать как борьбу за выживание методом ситуационного реагирования. В настоящее время приходится говорить о необходимости комплексного изучения вопросов планирования и реализации реструктуризацион-ных преобразований, что абсолютно невозможно без понимания сущности и структуры понятия реструктуризации.
Согласно вышеизложенному, понятно, что реструктуризация - это изменение деятельности организации, конечной целью которой является предопределение кризисных явлений, повышение эффективности работы и увеличения прибыльности предприятия. Реструктуризация необходима не только кризисным предприятиям, но и нормально работающим, с целью предопределения кризисных явлений. Реструктуризация, проведенная в условиях кризиса, необходимо для нормализации работы, приведение в нынешнее состояние и восстановления платежеспособности предприятия. Следовательно, можно подвести итог о том, что от эффективности применения реструктуризации зависит успех не только текущей, но и стратегической деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.
Источники
1. Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний: Учебник. Альпина Бизнес Букс, 2006.
2. Азрилиян А.Н. Краткий экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2006.
3. Аскандарян А.О. Теоретические основы реструктуризации и реорганизации компаний (стоимостный подход) / А.О. Аскандарян // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 2.
4. Кукукина И.Г. Учет и анализ банкротств: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Кузнецова Н.Г. Реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам: Учеб. пособие. М.: ООО «Кадис», 2004.
6. Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: М.: БЕК, 2006.
7. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003.
8. Валитов Ш.М. Теоретические вопросы реструктуризации предприятий / Ш. М. Валитов // Сборник научных трудов аспирантов и докторантов КГФЭИ. 2006. Казань. Вып. 4.
9. Горбунова О.Н Финансовое право: Учебник. М.: Проспект, 2006.