носа постепенно становились «своей» в этническим отношении благодаря формированию единых элементов культуры (традиций, обычаев, быта, языка). В своем письме вождям Советского Союза лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын писал: «Я желаю добра всем народам, и чем ближе к нам живут, чем в большей зависимости от нас - тем более горячо. Но преимущественно озабочен я судьбой именно русского и украинского народов, по пословице - где уродился, там и пригодился, а глубже тоже - из-за несравненных страданий, перенесенных нами» [16, с. 108].
Таким образом, под влиянием двух национальных традиций - русской и украинской - в истории Воронежского края происходило взаимообогащепие культур этих народов. В результате чего сформировался интересный материал для развития современных фольклорных коллективов Воронежского края. Достаточно большой объем записанного в последние годы материала в книге «Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области» [7] может послужить базой для создания условий для сохранения специфики и развития межнациональных этнокультурных связей русского и украинского населения Воронежского края.
Список литературы
1. 1 .Высоцкий, В.В. Историческое и этнографическое развитие украинского населения Воронежской губернии и его влияние на процессы ассимиляции в данной этнической среде в период с 1861 по 1925 гг. [Текст] / В.В. Высоцкий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2010. - № 10 (90). - С. 224-228.
2. ГЛВО.ф. 1439, он. 4. д. 385, л.261.
3. ГЛВО.ф. 1439, оп. 4, д. 81, л. 25-27.
4. ГЛВО. ф. 1439, оп. 4, д. 388, л. 49-50.
5. Грица, С.И. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры [Текст]: монография / С.И. Грица, H.A. Иванова, И.Ф. Ляшенко. - Киев: Изд-во «Наукова думка», 1990.-С. 114.
6. Гумилев, JI.H. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М.: Товарищество «Клышников, Комаров и Ко», 1992. - С. 463.
7. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области [Текст] / сост. Т.Ф. Пухова, Г.П. Христова. - Воронеж: ВГУ, 2005. - 246 с.
8. Клуб нацменьшинств [Текст] // Воронежская коммуна. - 1927. - 3 нояб. - № 252.
9. Концерты украинской художественной капеллы [Текст] // Коммуна. - 25 января 1929 г. - № 19 (2758).-С. 4.
10. Культурно-досуговая деятельность клубных учреждений и работа коллективов самодеятельного художественного творчества Воронежской области [Текст] / сост. В.В. Гапюк, JI.M. Черсзова. - Воронеж, 2014.-180 с.
11. Культурно-национальные особенности населения Воронежской области [Текст] / В.А. Иванов, В.В. Макаров, Л.Ф. Попова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. -212 с.
12. Ласунский, О.Г. Украинский вопрос в Воронежском крае. К постановке проблемы. Из истории Воронежского края: сборник статей [Текст]. Вып. 10 / О.Г. Ласунский; отв. ред. A.H. Акиньшин. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 2002.-С. 183-192.
13. Пухова, Т.Ф. Откуда песни [Текст] / Т.Ф. Пухова // Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края. - Воронеж: ГБУК ВО «Журнал «Подъем», 2014. - С. 252-256.
14. Сысоева, Г. Где староста с буярином, там и сват с дружкой [Текст] / Г. Сысоева // Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края. - Воронеж: ГБУК ВО «Журнал «Подъем», 2014. - С. 239-250.
15.Славинский, М.И. Историческое, топографическое и статистическое описание Воронежской губернии [Текст] / М.И. Славинский. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2014. -240 с.
16. Солженицын, А.И. Письмо вождям Советского Союза (13 марта 2003) [Текст] / А.И. Солженицын. -Париж: Издательство VMCA-PRESS, 1974.
17. Христова, Г.П. Песенные традиции в воронежских селах [Текст] / Г.П. Христова // Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края. - Воронеж: ГБУК ВО «Журнал «Подъем», 2014. - С. 257-263.
РЕСТАВРАЦИЯ ЗЕЛЁНОЙ ГОСТИНОИ ОСОБНЯКА НАБОКОВЫХ И ПРОБЛЕМА
АВТОРСТВА ЕЁ ИНТЕРЬЕРА
Филипенко Елена Сергеевна
Бакалавр. СПбГУ, Факультет искусств, г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
В статье изложена история реставрации Зелёной гостиной дома Набоковых студентами факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Выдвинута гипотеза о том. что автором интерьера является М.Е. Месмахер. ABSTRACT
The article describes the restoration of the Green Drawing Room of Nabokov house by students of the Faculty of Arts. St. Petersburg State University. It is hypothesized that the interior designer is M. E. Messmacher. Ключевые слова: реставрация, третье рококо, модерн. Keywords: restoration, third Rococo. Art Nouveau.
Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых, расположенный на Большой Морской ул., 47, в Санкт-Петербурге для почитателей таланта Владимира Набокова, прежде всего, дом, в котором родился писатель, где он прожил двадцать первых лет своей жизни до отъезда из России. Былую жизнь родного дома Владимир Набоков воскресил в автобиографическом романе «Другие берега» [9, с. 133-305].
Но здание имеет не только историко-культурную ценность, это ещё и памятник архитектуры, сформированный трудом многих архитекторов. Небольшой каменный дом появился на этом месте в 1740-х гг. На рубеже XVIII-XIX вв. он был надстроен и обрёл строго классицистический облик. В 1874 г. по проекту архитектора Л.Ф.Яфа слева была сделана пристройка с парадной лестницей и подворотней, сломан четырёхколонный портик и устроен эркер посередине фасада, изменена отделка фасада [2, с.368-377]. В 1897 г. будущая мать писателя, Е.И.Рукавишникова, приобрела этот особняк у Н.М. Половцовой -внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича, воспитанницы барона А.Л. Штиглица, супруги действительного тайного советника, государственного секретаря А. А. Половцова [2, с.375]. Сразу же в здании были выполнены необходимые ремонтные работы для приспособления его к проживанию новых владельцев. В 1901—1902 гг. особняк подвергся значительной реконструкции — лицевой и дворовые флигели выросли на один этаж, фасад получил новое архитектурное оформление, а во дворе еще раньше появился 5-этажный доходный корпус. Автором перестройки являлся гражданский инженер М.Ф.Гейслер, его помощником был гражданский инженер Б.Ф.Гусли-стый [3, с.158-163]. Новый фасад стал подлинным шедевром стиля модерн, продемонстрировавшим богатство стилизованных флоральных форм в разнообразных техниках и материалах [5, с.72-73]. В ансамбле исторической застройки квартала дом является единственным образцом жилого здания, в облике которого сказалось влияние модерна рубежа ХК-ХХ вв. [11, с.55].
Интересны также интерьеры особняка, относящиеся к разным стилям, созданные в разное время, но существовавшие в поразительной гармонии. М.Ф. Гейслер и Б.Ф. Гуслистый в значительной степени сохранили внутреннее убранство, доставшееся в наследство от Н.М. Половцовой [11, с.59]. На первом этаже столовая с высокими ореховыми панелями и потолком в технике маркетри решена в «стиле Людовика XV», библиотека с плафоном из резного дуба - в «стиле Генриха II». На втором этаже гостиная декорирована красным деревом и лепкой в «стиле Людовика XV», а угловой кабинет с отделкой из тёмного дуба напоминал о «стиле итальянского ренессанса» (все определения даны по Гейслеру) [3, с.163]. Такое стилевое разнообразие в оформлении помещений различного назначения было весьма характерным для конца XIX века [6, с.22]. Интерьеры третьего этажа, оформленные по проекту М.Ф.Гейслера с угловой комнатой в стиле модерн, наилучшим образом дополнили имевшийся ансамбль помещений. Совершенно в духе «нового стиля» парадная лестница была украшена витражами. Интересно, что в интерьерах особняка Набоковых модерн предстаёт не прин-ципально новым, по сути, антиэклектическим явлением, а является ещё одним стилем, стоящим в ряду неостилей [5, с.75].
К сожалению, большинство интерьеров в значительной степени были утрачены в результате нещадной эксплуатации длинной чередой арендаторов, занимавших дом после отъезда владельцев в 1917 году.
Высокая историко-архитектурная и художественная значимость особняка Набоковых получила официальное признание в начале 70-х гг., когда здание было поставлено Государственной инспекцией по охране памятников на учёт как вновь выявленный объект. В 1993 г. дом Набо-вых получил статус памятника местного значения, северная часть лицевого корпуса была отдана Набоковскому фонду. В 1995 году дом Набоковых Указом Президента Российской Федерации становится памятником истории и культуры федерального значения.
В 2000г. в парадных помещениях особняка Набоковых был осуществлён первый этап реставрации. С апреля 2009 года реставрацией в доме Набоковых занимаются студенты-реставраторы факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета. Работы идут в Зелёной гостиной, расположенной на первом этаже, сразу за бывшей столовой.
Интерьер Зелёной гостиной - изящная вариация на темы рококо [11, 1999, с.61]. Скорее всего, он был оформлен в 80-е-90-е гг. XIX в., также при Половцовых. Известно, что А.А. Половцов питал особое пристрастие к рококо и в качестве образцов коллекционировал гравюры выдающихся мастеров этого стиля архитектора Ж. М. Оп-пенора, художника-декоратора Ж. О. Мейсонье, в стиле рококо были декорированы гостиные парадной анфилады второго этажа в особняке Половцовых [1, с.37]. Поскольку в Россию XIX в. дважды - в 40-е-50-е гг. и 80-е-90-е гг., приходила мода на этот стиль, родившийся во Франции в начале XVIII в. и оставивший след в русской архитектуре XVIII в., последнюю волну его популярности принято называть третьим рококо [7, с.16].
После отъезда Набоковых дом сменил множество хозяев, и к началу XXI века интерьер Зелёной гостиной был в значительной степени утрачен. Некоторую информацию о том, как выглядела Зелёная гостиная, почему она так была названа, можно найти в письмах и воспоминаниях обитателей дома, а также в статье М.Ф. Гейслера. Он писал о Зелёной гостиной как о комнате, затянутой шёлком, с изразцовой печкой [3, с.163]. По словам сестры В.Набокова Елены, во втором замужестве Сикорской, гостиная получила своё название «из-за цвета обоев, мебели и ковра» [4, с.179]. В.Набоков вспоминал в «Других берегах», как «гигантская ёлка касалась своей нежной звездой высокого, бледно-зелёными облаками расписанного, потолка в одной из нижних зал нашего дома» [9, с.237].
Некоторое представление об утраченном интерьере даёт фотография из юбилейного издания Датского телеграфного агентства, находившегося в особняке после революции 1917 года [12](рис.1). На ней можно видеть часть десюдепорта с росписью и дверные створки, причём при большом увеличении на одной из верхних филёнок можно различить очертания растительного мотива.
Даже немногочисленные сохранившиеся до настоящего времени детали декора дают представление о несомненной принадлежности интерьера к стилю рококо. Так сохранились лепные композиции рокайльного характера на падуге. Дверное полотно Зелёной гостиной музея Набокова имеет двустворчатую филёнчатую конструкцию и украшено резьбой, симметрично расположенной на створках, что характерно для второго и третьего рококо. Рисунок резьбы, оформляющей фигурные филёнки на дверных откосах, также повторяет рисунок резьбы на дверях. Широкие откосы и дверь Зелёной гостиной образуют подобие ниши. Покрашенная в нежно-зелёный цвет, украшенная позолоченной рокайльной резьбой, она, наверное, изящно смотрелась на фоне зелёных шёлковых обоев.
Рис.1. Сотрудники Датской телеграфной компании в Зелёной гостиной в бывшем доме Набоковых. 30-е гг. ХХ в.
Но, к сожалению, к началу реставрации от богатого декора не осталось почти ничего, а объём помещения был нарушен возведённой в середине XX-го века перегородкой, поделившей залу на две неравные части. Утрачены были изразцовая печь и шёлковые обои, лепные падуги пострадали при перепланировке и сохранились лишь частично, а расписной потолок оказался покрыт многочисленными слоями краски и побелки. Также были закрашены живописные медальоны на десюдепортах и росписи на створках и откосах дверей.
В ходе реставрации были частично очищены от набелов лепные падуги, полностью расчищены два де-сюдепорта из трёх и плафон. На плафоне частично сохранилась роспись с изображением птиц - ласточки и воробья. В 2011 году была начата реставрация левой створки двери. При этом на верхней и центральной филёнках была обнаружена живопись. На верхней филёнке - изображение зеленой ветви с листьями. На центральной - вертикальная композиция из рыболовных атрибутов: багра, сачков и удочек, перевитых лентами, корзины и полотнищ ткани. Роспись выполнена в монохроме в зеленоватых тонах. Следует сказать, что большинство распространённых декоративных мотивов эпохи рококо говорит о приятных развлечениях: охоте, любви, музыке, деревенском времяпрепровождении [8, с. 131]. В ходе реставрации 2013-го года на нижней филенке также обнаружена живопись - веточка с листьями, частично утраченная. Предполагалось, что на откосах дверного проема может быть похожая роспись. В 2014-ом году была демонтирована возведённая в 60-х перегородка, делившая комнату на две части, и восстановлен исторический объем Зелёной гостиной. В 2015 году частично расчищены откосы дверей. Как и ожидалось, была обнаружена живопись, по стилистике аналогичная росписи дверного полотна.
Серьёзной проблемой в реставрации Зелёной гостиной является отсутствие первичной документации. Автор интерьеров, оставшихся в доме Набоковых от Половцо-вых, в частности интерьера Зелёной гостиной, не известен. Шульгина Т.М. выдвинула версию об авторской принадлежности части интерьеров особняка архитектору Л.Х.Маршнеру [11, с. 61]. Версия основана на наличии общих черт в композиции и разработке отдельных деталей в парадной столовой особняка Набоковых и Малой библио-
теке особняка Половцовых (ул.Б.Морская, 52), оформленной, как принято было считать, Л.Х.Маршнером. Исследователи обнаруживают сходство в оформлении дверей Зелёной гостиной Набоковых и дверей парадных помещений дома Половцовых, выполненных предположительно также Л.Х. Маршнером. Однако, документальных подтверждений того, что именно Л.Х. Маршнер является автором Малой библиотеки или каких-либо других помещений в доме Половцовых, не имеется [1, с. 39]. Автором интерьера Зелёной Гостиной в особняке Набоковых вполне мог быть М.Е. Месмахер, оформлявший ряд интерьеров в особняке на ул. Б.Морской, 52, в то время, когда Н.М. Половцова владела особняком на ул. Б.Морской, 47, в котором жил её сын. М.Е. Месмахер имел опыт создания интерьеров в стиле рококо. Например, в этом стиле он оформил Парадный Танцевальный зал во дворце великого князя Алексея Александровича [10, с. 34].
Однако этот вопрос нуждается в специальном изучении. Анализ стилистических особенностей в оформлении интерьеров затрудняется тем, что многое определяла воля заказчика, одного и того же для обоих зданий. Необходим поиск документальных свидетельств авторства интерьеров. Известно, что М.Е. Месмахер сдавал в Академию художеств годичные отчёты [1, с.32]. Поэтому, если он является автором проекта интерьера Зелёной гостиной, есть надежда отыскать первичную документацию, которая значительно облегчила бы реставрационные работы.
Список литературы
1. Андреева В.И. Особняк А.А.Половцова. Большая Морская ул., 52, наб. р. Мойки, 97// Реликвия. СПб, 2014. № 31.С.31-41.
2. Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. СПБ: ЗАО Центрполиграф, 2005. 462 с.
3. Гейслер М. Перестройка дома № 47 по Морской ул.// Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.158-164.
4. Из письма Е.В.Сикорской - В.П.Старку от 13 июня 1991 г. // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.17.
5. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб: Коло, 2014. 576 с.
6. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л.: Художник РСФСР, 1977. 301 с.
7. Лопато М.Н. Историзм как художественное явление // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е-1890-е годы. Каталог выставки. СПб.: АО Славия,1996. С.9-17.
8. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Сварог и К, 2006. 248 с.
9. Набоков В.В.Другие берега // М.: Правда, 1990.Собр. соч в 4-х т. Т.4.С.133-305.
10. Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер.Л.: Лениз-дат, 1984. 150 с.
11. Шульгина Т.М. Фасад и интерьеры дома Набоковых // Набоковский вестник. СПб, 1999. Вып.3. С.55-66.
12. From dots and dashes to tele and datacommunicatios. GN, 1994.
ЗАПРЕТ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ И РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСИ
Шахрибану Абдулазиз Азиз
Доктор Ph, канд. искусст., старший научный сотрудник ИАИ при НАНА, г. Баку. Азербайджан
АННОТАЦИЯ
Мусульманский художник испытывает эмоциональный подъем, видя бесконечное повторение одного и того же мотива, отсюда сознательность и профессионализм. Мусульманский художник не пытается самоутвердиться и прославиться, как и поэт, за счет индивидуализма и оригинальности: он показывает знание прошлого и умение его усовершенствовать. ABSTRACT
The Muslim artist is experiencing emotional lift, seeing the endless repetition of the same motive, hence the awareness and professionalism. The Muslim artist is not trying to assert and to become famous as a poet, by individualism and originality: he shows knowledge of the past and the ability to improve it.
Ключевые слова: изображения, искусства, живопись, творческий, факт.
Keywords: picture, art, painting, creative, fact.
С интересующей нас точки зрения движущие силы этого запрета, будь то осознанные или бессознательные, исторические или социологические, философские или теологические аргументы, факт остается фактом: совершенно неоспоримо запрет на изображение живых существ воцаряется в Исламе, и это отчетливо осознается как суннитами, так и шиитами. И тем не менее, именно перед лицом подобного запрета, ориенталисты и искусствоведы создают впечатляющую картину изобразительного, фигуративного искусства, и даже скульптуру. Помимо фресок и статуй в первые века Ислама, остались тысячи миниатюр от XIII до XVII веков, а также металл, дерево, монеты с изображением халифов Мутаваккиля, Мухтадира, Сала-хаддина и других, а ведь монеты - самый распространенный вид искусства. Ни один из святых и пророков не избежал этого, правда, лишь в XIX веке и лишь в Азербайджане и Иране, и лишь затем при Османах в Турции.
Но что более всего удивительно, это то, что даже мечети были украшены изредка не только пейзажем и архитектурой, но и живыми существами, и, в частности, изображениями людей. Единственный случай приведен Аль-Маккари (г. 1632): согласно его сообщению в мечети Кордовы были три красные колонны, на одной из которых было начертано имя Пророка Мухаммеда, на другой -жезл Моисея и семеро спящих, а на третьей - Ноев ковчег. Напротив в иранских мечетях таких примеров бесчисленное множество. А.Поуп, опираясь на беседы с иранскими молла, следовательно, мнение это современное: "Согласно их понятиям и интерпретации (толкованию), запрет на создание изображений направлен исключительно против идолопоклонства, а следовательно, ими можно пользоваться (они дозволены), только они не должны находится в таких местах, где могут стать объектом по-
клонения в момент молитвы. Они даже могут быть в мечетях, лишь бы не в святилище (мехраб), и это существенный момент, так как многие молитвы совершаются во дворах мечетей". "Какими бы не были правовые требования и теоретические оправдания, - пишет он далее, - факт, что персидские мечети и мавзолеи обнаруживают удивительное пренебрежение этим запретом". Изображений животных множество уже с XIV века, а человеческие, правда, намного более поздние. Так, помимо частых изображений ангелов, над входом в святилище мечети Шаха Абд аль-Азима, большая картина изображает Пророка и его сподвижников.
Так, проблема предстает перед нами во все охвате. Мы сталкиваемся с одной стороны с запретом на изображение живых существ, а с другой - бурно развивающееся изобразительное искусство, которое проявляется во фреске, мозаике, и миниатюре, где оно и достигает своего совершенства. Более того, изображение не просто существует, оно заострено, сосредоточено на человеке, его главном объекте, не говоря уже об изображении всех пророков. Лишь только самого Аллаха никогда не изображали, а также Коран не иллюстрировался.
Перед лицом таких противоречий какую же позицию, какой метод следует избрать теоретиками искусства. Некоторые из них, как Т.Арнольд (1. с. 17-18), пишут: "Принцы, гордые своей властью, могли пренебрегать постановлениями теологов". И далее: "Богословы осуждали их грехи, но не смели ничего сказать, и возлагали их наказание на Господа". Также были пренебреженны запреты на надписи на могилах, заупокойные сооружения, в особенности, купальные, общественные бани, плакальщицы на похоронных процессиях и многое другое. Всему этому находилось объяснение и прощение в изощренных формах. Историки же искусства охотно их принимали и согла-