УДК 903.24
РЕСТАВРАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТИЛЯ ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЗ ЗАХОРОНЕНИЯ БУЛГАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ (КОНЕЦ XIV В.)
© 2015 г. Ю.В. Федотова, Н.П. Синицына, О.В. Орфинская,
М.Ю. Визгалова
В статье представлены результаты технологического исследования шёлковых тканей из захоронения знатной молодой женщины из г.Болгар периода Золотой Орды. Погребение обнаружено внутри руин мавзолея, датированного концом XIV века. Особенностью данного захоронения является отклонение от исламских традиций. Здесь обнаружена одежда из шелка, декорированная золотными нитями, и украшения в виде височных колец. Предметом изучения явился хорошо сохранившийся сложный головной убор, включающий несколько текстильных слоёв, представляющих шёлковые изделия различного вида: шали, платки, покрывало. Такой головной убор имеет аналогии в этнографических материалах Средней Азии. Для определения видового состава тканей применялась микроскопия: была рассмотрена структура текстильных переплетений, технология изготовления нитей, в полихромных тканях - цветовой подбор нитей. Определены образцы таких средневековых тканей, как лансе, тафта, самит и др. При реставрации внешнего платка-покрывала была применена методика по стабилизации объекта, комбинирующая укрепление золотных нитей и пластификацию археологической ткани, восстановлен рисунок золотной вышивки.
Богатое разнообразие тканей говорит о развитой системе торговли с различными источниками импорта - из Китая, Центральной Азии, Египта.
Ключевые слова: Золотая Орда, текстиль, микроскопия, головной убор, шелк, зо-лотная вышивка.
В реставрационную лабораторию Института археологии им. А.Х. Ха-ликова был передан археологический текстиль из погребения, полученный в ходе раскопок мавзолея Болгарского городища под руководством И.И. Ел-киной и А.В. Лазукина в 2012 г.
На момент раскопок руины мавзолея были скрыты под невысоким холмом. Вокруг него располагалось мусульманское кладбище конца XIV -первой половины XV в., при исследовании которого было обнаружено, что некоторые захоронения имеют отклонения от исламских традиций (Ел-
кина, 2014, с. 138). В самом мавзолее находились могилы представителей местной аристократии. В юго-восточной части мавзолея, в самом крайнем восточном ряду находилось погребение богатой булгарской женщины 16-18 лет1 (Лазукин, 2014, с. 161). Под остатками деревянной «крышки» с западной стороны погребения были видны многочисленные текстильные фрагменты. При дальнейшей расчистке захоронения оказалось, что эти фрагменты представляют собой спрессованный комок, состоящий из различных видов тканей (рис.1).
Внутри комка находился практически полностью истлевший череп (Елкина, 2013, с. 87). После изъятия его из погребения был произведен разбор в камеральных условиях.
Фрагменты тканей оказались остатками женского головного убора, которые находились в удовлетворительном состоянии. Археологический текстиль был смят, имел множество утрат, отличался тонкостью и хрупкостью.
В состав убора также входили 9 височных полуторооборотных колец диаметром 25 мм из желтого металла.
Реставрация данного археологического текстиля представляла собой значительную сложность, так как включала в себя совокупность работ и объединенных усилий реставраторов, химиков-исследователей и историков.1
Технологические исследования
При исследовании текстильного комплекса2 ставились следующие задачи:
1. Анализ набора материалов в различных видах текстиля.
2. Изучение технологических характеристик разных видов текстильных изделий.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Для определения структуры текстильных переплетений применялась микроскопия в отраженном неполяри-
1 Реставрационные работы проводились под руководством художника-реставратора высшей категории по текстилю и коже Н.П. Синицыной (ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря).
2 Технологические исследования образцов текстиля из женского погребения были проведены в Институте наследия им. Д.С. Лихачева (г. Москва) старшим научным сотрудником О.В. Орфинской.
зованном свете при увеличении от 10 до 40х (МБС-10).
2. Технология изготовления нитей выявлена с помощью микроскопических исследований в отраженном свете.
3. Природа волокон определялась микроскопическим методом в проходящем поляризованном свете при увеличении до 400х по морфологическим признакам. Для исследований были приготовлены постоянные иммерсионные препараты в пихтовом бальзаме. Работа проводилась на поляризационном микроскопе ПОЛАМ Р-211. Для сравнения использованы эталонные образцы текстильных волокон.
В результате были описаны следующие фрагменты текстиля:
- фрагмент полосатой ткани (цвет: коричневый, светло-коричневый, зеленый);
- фрагмент светлой тонкой ткани типа марля (светло-коричневый);
- фрагмент сетки (светло-коричневый);
- фрагмент красной ткани - лансе (красный);
- фрагмент светлой ткани - тафта (светло-коричневый);
- элемент декора из золотных и шелковых нитей (золото+красный);
- фрагмент ткани самит (светло-коричневый).
Технологические характеристики тканей
1. Фрагмент полосатой ткани
Фрагменты шелка имеют вертикальные нерегулярные полосы темно-зеленого и коричневого цвета на светло-коричневом (бежевом) фоне (рис. 2). Цветные полосы сформированы за счет цветных нитей основы. Раппорт рисунка вертикальных полос превышает по
Рис. 1. Разбор текстильного конгломерата (фотография из отчета И.И. Елкиной, 2013, с. 87).
Рис. 2. Фрагмент полосатой ткани в процессе реставрации.
своим размерам выделенный для исследования образец ткани.
Для восстановления рисунка ткани были привлечены аналогичные фрагменты из захоронения. Оказалось, что узор ткани повторяется более чем через 350 нитей (рис. 3). По узким полосам проходят мелкие прямоугольники, созданные за счет перекрытия цветной нитью основы 5 нитей утка. Между прямоугольниками проходит три ряда нитей утка в обычном, полотняном переплетении. Ткань двухсторонняя, т.е. не имеет явно выраженной лицевой и изнаночной стороны.
Нить основы - шелк (коричневый, светло-коричневый, зеленый; с 2-круткой; нити парные), толщина 1 нити 0,1-0,2 мм. Нить утка - шелк (коричневый; с 2-круткой), толщина 0,1-0,2 мм. Плотность - 48/24 н/см.
Отдельные нити основы объединены в группы по 2 или 3 парных нити вместе. Такая картина может наблюдаться при ошибках в заправке ткацкого станка или при обрыве отдельных нитей основы (рис. 4.1). Могут работать три нити основы (рис. 4.2).
Орнамент в виде полос плавно переходит в однотонную зеленую ткань.
Фрагменты полосатой ткани и ткани типа марля были сшиты между собой шелковой нитью. Следовательно, это части одного изделия.
2. Фрагмент светлой тонкой ткани типа марля
Части полупрозрачного шелка были обнаружены в составе головного убора. Ткань полотняного переплетения, где толщина нитей много меньше, чем промежутки между ними. Один из фрагментов имеет кромку (рис. 5.1).
Нити основы и утка имеют близкие характеристики - шелк (светло-
коричневый, с 2-круткой), толщина 0,05 - 0,1 мм (рис. 5.2).
Плотность - 54-58/ 34-40 н/см. Кромка состоит из 22 нитей основы, частично усиленных дополнительными основными нитями. Нити утка наращивались путем завязывания узелка. Свободные концы связанной нити вводились в ткань.
Данный вид шелка «разреженного» плетения близок основной ткани золототканой шали, найденный археологом Н.Д. Аксеновой в мавзолее № 5 Болгарского городища (Орфинская, 2014, с. 146-154), но имеет совершенно другую кромку.
3. Фрагмент сетки
Очень интересна плетеная сетка с золотой каймой в виде треугольников (рис. 6.1). Ячейки сетки имеют размер 0,8 х 0,6 см. Узлы в двух последующих рядах направлены в противоположные стороны, следовательно, изделие разворачивали то «лицом», то «изнанкой» к ее создателю при плетении. В этом случае узлы тоже разворачивались. Тип вязки сетки подобен плетению рыболовных сетей (Жилин, 2006, с. 14, рис. 3в, с. 23, рис. 17), только из очень тонких шелковых нитей (рис. 6.2).
Рабочая нить представляет собой шелк (светло-коричневый, с S,2z-круткой, нити парные).
4. Фрагменты красной ткани -лансе
Ткань имела узор, выполненный плоскими золотными нитями, в процессе ткачества (рис. 7.1).
Ткань полутораслойная: работает одна система нитей основы и две системы нитей утка - шелковая и золот-ная. Наличие остатков золотных нитей и отсутствие дополнительных нитей основы свидетельствуют, что данная ткань является тканью, выработанной в
технике лансе, когда рисунок создается золотной нитью без дополнительного укрепления. Рисунок не восстанавливается. Базовое переплетение ткани -полотняное (рис. 7.2). Дополнительное переплетение не определяется. Основа - нити красного (по визуальной оценке) шелка, без крутки или с очень слабой, толщина нити - 0,2-0,3 мм. Уток - шелк (красный, без крутки) толщиной 0,2-0,3 мм представляет плоскую золотную нить на органической подложке шириной 0,25 мм. Плотность ткани - 36/22 н/см.
Ткани, выполненные в этой технике известны по находкам из могильника Маячный Бугор (Сидорова, 2011, с. 263).
5. Фрагмент светлой ткани тафта
Шелковая ткань полотняного переплетения (1/1) называется тафтой (рис. 8.1). Из нее производились в основном нижнее белье, подкладки для халатов, головных уборов и других изделий (Лантратова и др., 2002, с. 145). Однако полихромная тафта использовалась и как основная ткань отдельных изделий (Орфинская, 2001, с. 280, кат. 1.21). Основа - шелк (светло-коричневый, со слабой 2-круткой), толщина 0,25 мм. Уток - шелк (светло-коричневый, без крутки), толщина 0,25 мм. Плотность - 40/36 н/см (рис. 8.2).
Тафта присутствует в качестве подкладки халата из могильника Маячный Бугор (Сидорова, 2011, с. 264).
Ткань тафта выработана из шелковых нитей с очень слабой круткой или совсем без нее, что является показателем китайских традиций в шелкоткачестве. Следовательно, она могла быть выработана в Дальневосточном регионе и в том числе в Китае. Однако нельзя исключить и среднеазиатский регион (Орфинская, 2011, с. 240).
6. Фрагмент декора из золотных нитей
Фрагменты плетеного изделия из золотных и шелковых нитей (рис. 9.1). Техника изготовления этого изделия подобна плетению кружева или вышивки по сетке (рис. 9.2).
В работе, возможно, использовались иглы, подобные египетским иглам для плетения кружев (Maximilien Durand, Florence Saraqoza, 1996, p. 116).
Золотная нить является пряденой, когда на шелковый сердечник в S-направлении навита полоска металла желтого цвета (рис. 9.3). Ширина полоски 0,4 мм, диаметр нити 0,3 мм. Золотные парные нити в элементы декора объединялись с помощью шелковой нити красного цвета (с S,2z-круткой), толщиной 0,40,5 мм. Отдельные элементы соединялись в изделие с помощью более тонких шелковых нитей (с S,2z-круткой) красного цвета толщиной 0,2 мм.
Технология создания данного изделия пока не совсем ясна. Можно предположить, что на неопределенном носителе был нанесен узор, отдельные элементы которого выкладывали золотными нитями, а затем их соединяли между собой. Однако на рис. 21 видно, что нить, которая соединяла золотные нити между собой проходит сквозь нить (рис. 9.4), окружающую элемент декора, следовательно, система соединения отдельных элементов формировалась раньше, чем сами детали, или одновременно с ними.
Кружева, плетенные на одной игле, известны по находкам в Египте (Maximilien Durand, Florence Saraqoza, 1996, p. 116), но они выполнены по другой технологии.
Рис. 3. Схема заправки ткацкого станка цветными нитями основы.
1 2
Рис. 4. Микрофотографии полосатой ткани. 1- ошибка заправки; 2 - три парных нити основы работают вместе.
Рис. 5. Тонкая ткань типа марли. 1 - фрагмент ткани с кромкой; 2 - микрофотография шелка.
7. Фрагмент ткани самит
Двухслойная ткань, в которой используются две системы нитей основы (основа внутренняя и основа связующая) и как минимум две системы нитей утка, относится к сложным тканям.
Самит (1:2 саржа с Z-направлением рисунка саржи) (рис. 10: 1). Основа связующая и основа внутренняя имеют одинаковые характеристики - шелк (светло-коричневый, с Z-круткой), толщиной 0,2-0,4 мм (рис. 10: 2). Отношение основы внутренней к основе связующей = 1:1. Число и цвет уточных нитей точно не определяется, нити без крутки, толщина одной нити примерно 0,4-0,5 мм. Плотность ткани: 22 нити связующей основы и 22 нити внутренней основы на 1 см и 24 нити рабочего утка. Техника выполнения тканей самит имеет западное, средиземноморское происхождение (Орфинская, 2001, с. 82). Шелк с такими технологическими характеристиками можно отнести к тканям Византийского, а также Центрально-Азиатского круга (Иерусалимская, 2012, с. 99-109).
В целом можно сказать, что ткани, входящие в головной убор, являются предметом восточного и/или западного импорта. Известно, что в ХШ-Х1У вв. ханы Золотой Орды покровительствовали купцам, так как получали большие доходы от торговых оборотов (Полубояринова, 2008, с. 96).
География возможных центров производства данных тканей - от Китая до Египта. Полосатая ткань могла быть выработана в ткацких мастерских Северного Египта (Певзнер, 1962, с. 10), самит - на побережье Средиземного моря или в Центральной Азии, лансе и тафта - в Китае или Центральной Азии.
«Шелк был главным стержнем экономики и политики стран, причастных к шелкоделию, шелкоткачеству и торговле шелком, на протяжении почти тысячелетия. Эпоха раннего средневековья, когда Ближний и Средний Восток, а затем Средиземноморье познакомились с шелком в широких масштабах и сами освоили шелкоткачество, демонстрирует поразительную ситуацию, никогда более
2
Рис. 6. Фрагмент сетки. 1 - кайма сетки с золотыми треугольниками; 2 - узел сетки.
Рис. 8. Тафта. 1 - фрагмент светлой ткани тафта; 2 - микрофотография ткани.
2 3
Рис. 9. Декор из золотных нитей. 1 - элементы «кружева»; 2 - деталь из золотных нитей; 3 - участок, где одна нить проходит сквозь другую; 4 - микрофотография нити, соединяющая золотные нити в
пределах одного элемента.
4
Рис. 9.(продолжение) Декор из золотных нитей. 4 - микрофотография нити, соединяющая золотные нити в пределах одного элемента.
1 2
Рис. 10. Самит. 1 - фрагмент ткани самит; 2 - микрофотография.
в истории не повторившуюся» (Иерусалимская, 1992, с. 2).
Реставрация изделий
Описание объекта. Лучше всего сохранилась внешняя шаль (покрывало прямоугольной формы), сшитая из двух шелковых квадратов. Размеры шали 68 х 115 см.
Вышеописанная тафта является основой данного изделия. Оно представлено фрагментами двух крайних полос и центральной части, расшитых золотными нитями. Техника вышивки
- «вприкреп» (рис. 11.1). Кайма платка оформлена бахромой, представляющей собой нити основы ткани платка, собранные группами и скрученные попарно (рис. 11.2). По двум длинным сторонам шали проходят полосы с растительным орнаментом шириной 7 см. Каждая полоса состоит из мелких элементов, где чередуются: древо жизни с цветами, листья на ветвистых изогнутых стеблях, и ветки граната (рис. 12.1). Вышивка одной полосы расположена на лицевой стороне шали, а с противоположной стороны
- на изнанке. Узор каймы выполнен в традициях коптских орнаментов Х-ХУ вв. ^егераЛ, 1993, с. 34-42). Орнамент центральной части состоит из 7 рядов кружков диаметром 1,2 см, возможно, имитирующих монеты.
Реставрация. Сохранность объекта - удовлетворительная, археологический текстиль был смят, имел множество утрат, был тонким и хрупким (рис. 12.2).
Очень важно было подобрать метод очистки и консервации рассыпающихся золотных нитей и самой ткани, являющейся основой вышивки (Н.П. Синицына, 2009, с. 216).
На первом этапе осуществлялось закрепление золотных нитей. Они
представляют собой пряденые золот-ные нити, на шелковый сердечник которых навиты тончайшие металлические полоски. Данные фрагменты вышивки очищались флейцами с ферментами и укреплялись 3%-ным раствором фторлона.
Большую сложность представляли собой гуминовые загрязнения на шелковой основе с вышивкой. Эти загрязнения не поддавались механической очистке. Водная очистка могла растворить их, но в результате этого на ткани могли появиться темные разводы. Поэтому было решено проводить очистку тонкой иглой под лупой.
Пластификация проводилась 5%-ным водным раствором ПЭГ-400. В результате ткань удалось выпрямить, она стала пластичнее. Укрепление археологической ткани проводилось путем дублирования на шелковую основу с помощью клея А-45К. Целесообразность использования данного клея научно обосновано нижегородскими исследователями (Волкова и др., 2012, с. 71-75).
Натуральный дублировочный шелк покрывался клеем с помощью распылителя. Клей в виде мелких вкраплений оседал на ткани, не диффундируя в нее. Напыленный шелк растягивался на дублировочном столе. Археологический текстиль раскладывался на этом шелке с соблюдением направления нитей основы и утка в ткани. Второй слой дубли-ровочного материала накладывался сверху археологической ткани. В местах утрат для склеивания двух напыленных слоев проводилась обработка термонагревательным шпателем при температуре 60-700С. После чего два слоя дублировочного шелка прошивались по периметру всех утрат тонкой
1 2 Рис. 11. Микрофотографии элементов внешнего платка. 1 - фрагмент вышивки вприкреп; 2 - фрагмент бахрамы.
газовой нитью, окрашенной в тон основной ткани. Для того чтобы были видны элементы вышивки, делались прорези-оконца на дублировочной ткани. Все проведенные реставрационные мероприятия позволили придать изделию экспозиционный вид (рис. 12.3).
Остальные фрагменты шелковых тканей подвергались аналогичной консервации, с использованием 5%-ного водного раствора ПЭГ-400. Элементы кружев обрабатывались 3%-ным раствором фторлона, разведенным на ацетоне. Таким образом была проведена пластификация и устранение деформаций тканей различного вида.
Следующим этапом явилась реконструкция многослойного головного убора. Анализируя фотографии из отчета по разбору археологического текстиля (рис. 1), можно заметить, что верхняя шаль складывалась на голове таким образом, что вся золот-ная вышивка оказывалась сверху и покрывала головной убор полностью.
Сама ткань укладывалась по кругу, вокруг головы. Наиболее близким этнографическим аналогом является головной убор - среднеазиатский тюрбан, сформированный из платка. Остальные ткани представляли собой внутренние слои тюрбана. Известно, что в некоторых районах современной Средней Азии невесту украшают сложным головным убором, состоящим из нескольких платков, повязанных подобным образом. Возможно, мы имеем дело с древневосточной традицией захоронения молодой девушки в костюме невесты.
Шелковые изделия были доступны зажиточному населению. Они использовались татарами (Набиев, 2014, с. 284). Об этом упоминал Никифор Григора в «Римской истории» в XIV в.: «...эти же самые люди (татары) со временем стали носить цельные шелковые и протканные золотом одежды» (Гатин, Абзалов, 2011 , с. 237).
Обнаруженные шелковые ткани на золотоордынском городище свиде-
Рис. 12. Внешний платок-покрывало. 1 - орнамент вышивки ткани с раппортом; 2 - фотография изделия до реставрации; 3 - фотография изделия после реставрации.
1
2
3
тельствуют о развитых торговых связях, включивших Болгар в единую систему средневекового мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Н.В., Емельянов Д.Н., Молодова А.А., Томилина А.В., Киреева Н.К. Физико-химические свойства акрилового сополимера А-45К-консерванта тканей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. -№ 2 (1). - С. 71-75.
2. Елкина И.И. Отчет об археологических раскопках на территории Болгарского городища Спасского района Республики Татарстан» в 2012 году. Т 1. - Москва, 2013 / Архив ИА РАН.
3. Елкина И.И. Мавзолей XIV века в южной части Болгарского городища (раскоп CLXXIV 2012 г.) // ПА. - 2014. - № 2. - С. 131-144.
4. Жилин П.О. Рыбацкие сети. Вязка. Посадка. Установка. Методы лова. Справочник. - М.: «Изд. дом Рученькиных», 2006. - 64 с.
5. Иерусалимская A.A. Кавказ на Шелковом пути. Каталог временной выставки. - СПб., 1992. - 72 с.
6. Иерусалимская A.A. Мощевая Балка. Необычный археологический памятник на Северокавказском шелковом пути. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012. - 383 с.
7. Лазукин А. В. Предварительные итоги исследования некрополя в южной части Болгарского городища (раскоп CLXXIV 2012 г.) // ПА. - 2014. - № 2. -С.145-164.
8. Набиев Р. Ф. Государство Джучидов в XIV веке: проблемы экономического развития. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2014. - 415 с.
9. Орфинская О.В. Текстиль VIII-IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2001. - 471 с.
10. Орфинская О.В. Текстильные находки с Селитренного и Водянского городищ // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве: Материалы V международной конференции. - Казань; Астрахань, 2011. - С. 235-240.
11. Орфинская О.В., Лантратова О.Б. Золототканая шаль Золотой Орды // ПА. - 2014. - № 4. - С.146-153.
12. Певзнер С. Б. Средневековые египетские ткани как источник для истории и истории культуры Египта X-XV вв. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1962. - 14 с.
13. Полубояринова М.Д. Торговля Болгара // Город Болгар: культура, искусство, торговля. - М., 2008. - С. 27-107.
14. Сидорова Т.В. Мужской золотоордынский костюм по материалам текстильного комплекса из могильника Маячный Бугор // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Материалы V Междунар. конф. - Казань; Астрахань, 2011. - С. 260-265.
15. Синицына Н.П. Реставрация и консервация археологического текстиля и кожи, разработка методики // Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. - Т. I. История усыпальницы и методика исследования захоронений. - М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. - С. 213-221.
16. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джу-чи (1266-1359 гг. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2011. - 439 с.
17. Egypte, la trame de L'Histoire. In: Textiles pharaoniques, coptes et islamiques, p. 116, cat. 73, 74.
18. Coptic Textile Designs: 144 Egyptian Designs from the Early Christian Era (Dover Pictorial Archive Series) (M. Gerspach), June 1, 1975. 48 p.
Информация об авторах:
Визгалова Мария Юрьевна, лаборант-исследователь, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); mutqueen@mail.ru
Орфинская Ольга Вячеславовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачёва (г. Москва, Российская Федерация); orfio@yandex.ru
Синицына Наталия Павловна, заведующая сектором реставрации текстиля и кожи, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО (г. Москва, Российская Федерация); sinitsyna_np@mail.ru
Федотова Юлия Валерьевна, научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); yulia.fedotova86@yandex.ru
RESTORATION AND RESEARCH OF THE ARCHAEOLOGICAL FABRIC FROM BURIAL OF THE BULGARIAN WOMAN OF THE GOLDEN HORDE PERIOD (THE END OF THE XIV CENTURY)
Yu.V. Fedotova, N.P. Sinitsyna, O.V. Orfinskaya, M.Yu. Vizgalova
The results of technological research of silk fabrics from the noble-born woman grave from Bolgar, which was made in the period of the Golden Horde are represented in the article. The burial has been found in the ruins of the mausoleum, which is dated from the end of the XIV century. The deviation from the Islamic traditions is regarded as peculiarity of this burial. There were found clothes from silk, which was decorated by golden threads and the temple rings. The object of study is a well-preserved complex headdress, which includes several textile layers, such kinds of the silk products of various kinds: shawls, scarves, veilings. That sort of headdress has analogues in ethnographic materials in Central Asia. Microscopy has been used to determine the species composition of the fabrics: there were considered the structure of textile weaves, technology for manufacturing threads, in polychrome fabrics - colour selection of the threads. The samples of medieval fabrics, such as lance, taffeta, summit and others have been identified. During the restoration of the veiling the method of stabilizing the object has been used, which combines the strengthening of the gold threads and plasticization of the archaeological fabrics. Golden embroidery pattern has been also recovered. The enhanced diversity indicates on developed trading system with various sources of imports - from China, Central Asia, Egypt.
Key words: Golden Horde, fabric, microscopy studies, head wear, silk, gold embroidery.
REFERENCES
1. Volkova N.V., Emelyanov D.N., Molodova A.A., Tomilin A.V., Kireev N.K. Fiziko-khimicheskie svoystva akrilovogo sopolimera A-45K-konservanta tkaney [Physical and chemical properties of acrylic copolymer A-45K - tissue preservative]. In : Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhni Novgorod University named after N.I. Lobachevsky], 2012, no. 2 (1), pp. 71-75.
2. Elkina I.I. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na territorii Bolgarskogo gorodishcha Spasskogo rayona Respubliki Tatarstan» v 2012 godu. T. 1. [Report on
archaeological excavations in the territory of Bolgar settlement in the Spassky district of the Tatarstan Republic in 2012. Vol. 1]. Moscow, 2013. Arkhiv IA RAN [Archives of Institute of Archaeology Russian Academy of Sciences].
3. Elkina I.I. Mavzoley XIV veka v yuzhnoy chasti Bolgarskogo gorodishcha (raskop CLXXIV 2012 g.) [Mausoleum of the XIV century in the southern part of the Bolgar settlement (excavation trench CLXXIV, 2012]. In: Povolzhskaya arkheologiya [Volga River Region Archaeology], 2014, no. 2, pp. 131-144.
4. Zhilin P.O. Rybatskie seti. Vyazka. Posadka. Ustanovka. Metody lova. Spravochnik [Fishing nets. Tying. Planting. Installation. Methods of fishing. Handbook]. Moscow: "Ruchen'kinykh" Publishing House, 2006, 64 p.
5. Ierusalimskaya A.A. Kavkaz na Shelkovom puti. Katalog vremennoy vystavki [The Caucasus on the Silk Road. Catalogue of temporary exhibition]. St. Petersburg, 1992, 72 p.
6. Ierusalimskaya A.A. Moshchevaya Balka. Neobychnyy arkheologicheskiy pamyatnik na Severokavkazskom shelkovom puti [The Moshchevaya Balka. Unusual archaeological site on the Northern Caucasus Silk Road]. St. Petersburg: State Hermitage Publ., 2012, 383 p.
7. Lazukin A.V., Predvaritel'nye itogi issledovaniya nekropolya v yuzhnoy chasti Bolgarskogo gorodishcha (raskop CLXXIV 2012 g.) [Preliminary results the research in the necropolis in southern part of the Bolgar settlement (excavation trench CLXXIV) in 2012]. In: Povolzhskaya arkheologiya [Volga River Region Archaeology], 2014, no. 2, pp. 145-164.
8. Nabiyev R.F. Gosudarstvo Dzhuchidov v XIV veke: problemy ekonomicheskogo razvitiya [Juchids State in the XIV century: problems of economic development]. Kazan: Tatar Publishing House, 2014, 415 p.
9. Orfinskaya O.V. Tekstil' VIII-IX vv. iz kollektsii Karachaevo-Cherkesskogo muzeya: tekhnologicheskie osobennosti v kontekste kul'tury rannesrednevekovoy Evrazii [Textiles of VIII-IX centuries from the collection of the Museum of Karachay-Cherkessia: technological features in the context of early medieval culture of Eurasia]. Dis. ... kand. ist. nauk [Dissertation... Ph.D. (in History)]. Moscow, 2001, 471 p.
10. Orfinskaya O.V Tekstil'nye nakhodki s Selitrennogo i Vodyanskogo gorodishch [Textile findings from the Selitrennoye and Vodyanskoye fortified settlements]. In: Dialog gorodskoy i stepnoy kul'tur na evraziyskom prostranstve: Materialy Vmezhdunarodnoy konferentsii [Dialog by the urban and the steppe cultures in Eurasia space: Proceedings of Vinternational conference]. Kazan; Astrakhan, 2011, pp. 235-240.
11. Orfinskaya O.V, Lantratova O.B. Zolototkanaya shal' Zolotoy Ordy [The shawl, woven with gold from the Golden Horde]. In: Povolzhskaya arkheologiya [Volga River Region Archaeology], 2014, no. 4, pp. 146-153.
12. Pevzner S.B. Srednevekovye egipetskie tkani kak istochnik dlya istorii i istorii kul'tury Egipta X-XV vv. [Medieval Egyptian fabric as a source for the history and culture of Egypt X-XV centuries]. Avtoref. diss.kand. ist. nauk [The author'abstract of PhD (in History)]. Leningrad, 1962, 14 p.
13. Poluboyarinova M.D. Torgovlya Bolgara [Trade of Bolgar]. In: GorodBolgar: kul'tura, iskusstvo, torgovlya [The town of Bolgar: culture, art and trade]. Moscow, 2008, pp. 27-107.
14. Sidorova T.V. Muzhskoy zolotoordynskiy kostyum po materialam tekstil'nogo kompleksa iz mogil'nika Mayachnyy Bugor [Male costume of Golden Horde based on the textile complex of the Mayachnyy Bugor burial]. In: Dialog gorodskoy i stepnoy kul'tur na evraziyskom prostranstve: Materialy V mezhdunarodnoy konferentsii [Dialog by the urban and the steppe cultures in Eurasia space: Proceedings of V international conference]. Kazan; Astrakhan, 2011, pp. 260-265.
15. Sinitsyna N.P. Restavratsiya i konservatsiya arkheologicheskogo tekstilya i kozhi, razrabotka metodiki [Restoration and conservation of archaeological textiles and leather, method development]. In: Nekropol' russkikh velikikh knyagin' i tsarits v Voznesenskom monastyre Moskovskogo Kremlya [The Necropolis Russian Grand duchesses and Queens in ascension monastery in the Moscow Kreml. Vol I. History of Shrine and burials research methods]. Moscow: «Moskovskiy Kreml'» Publ., 2009, V. 1, pp. 213-221.
16. Stanovlenie i rastsvet Zolotoy Ordy. Istochniki po istorii Ulusa Dzhuchi (12661359 gg.) [The formation and flourishing of the Golden Horde. Sources on the history of Ulus Jochi (1266-1359)]. Kazan: Tatar Publishing House, 2011, 439 p.
17. Egypte, la trame de L'Histoire. Textiles pharaoniques, coptes et islamiques, p. 116, cat. 73.74
18. Coptic Textile Designs: 144 Egyptian Designs from the Early Christian Era (Dover Pictorial Archive Series) (M. Gerspach), June 1, 1975.-48 pp.
Information about the authors:
Vizgalova Mariya Yu., laboratory researcher, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); mutqueen@mail.ru
Orfinskaya Olga V, Ph.D. (History), senior research scientist, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev (Moscow, Russian Federation); orfio@yandex.ru
Sinitsyna Nataliya P., Head of Department of textiles and leather restoration, ROSIZO State Museum and Exhibition Center (Moscow, Russian Federation); sinitsyna_np@mail.ru
Fedotova Yulia V., laboratory researcher, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); yulia.fedotova86@ yandex.ru