УДК 177
РЕССЕНТИМЕНТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Н. Исаченко
RESSENTIMENT IN THE EDUCATION SYSTEM N. N. Isachenko
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования рессентимента в образовании. В процессе исследования выявлено, что разрушение духовных структур общества, коммерциализация отечественного образования, внедрение западных форм обучения, а посредством их чуждых нам ценностей, идеалов, негативно отражается на формирование мировоззрения как педагога, так и студента. Внесены предложения по решению этой проблемы.
The paper is devoted to the problems of ressentimentformation in education. The study found that the destruction of religious structures of society, commercialization of Russian education, and introduction of Western forms of training, through their heterogeneous values and ideals negatively affects the formation of both teachers’ and students’ world view. Some solutions for this problem aresuggested.
Ключевые слова: размытость нравственных идеалов, деформация нравственных норм, нравственный облик педагога, рессентимент.
Keywords: blurred moral ideals, deformation of moral norms, moral character of the teacher, ressentiment.
В истории человеческого общества неоднократно появлялись лозунги, требующие освободить человечество от моральных оков. Еще в античное время сформировался гедонизм, как принцип нравственности, который основным движущим началом в человеке называл стремление к получению наслаждения. Просветители, стремясь отстоять право человека на счастье, также предлагали освободить человека от чувства греховности. Они были убеждены в том, что склонность к получению удовольствий заложена в человека природой, поэтому нельзя осуждать человека за это.
В ХХ веке в молодом социалистическом обществе эта идея зазвучала с новой силой, были предприняты попытки отменить существующую мораль и внедрить новую. Идеология социалистического общества была такова: морально все то, что служит делу социализма. Но постепенно идеология была заменена приоритетными лозунгами: «человек - человеку друг, товарищ и брат; добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; каждый за всех, все за одного», пропагандировалась любовь к Родине. Вэтот период в обществе сложилась определенная традиционная ценностная система, опирающаяся напатриотизм, долг, честь.
Моральный кодекс строителя коммунизма брал свои истоки в христианской этике, что способствовало усилению общечеловеческого начала в нравственности, благодаря чему большинство граждан Советского Союза осознавали себя единой семьей. Мораль, нравственность, культура передавалась из поколения в поколение через трансляторы: семью, общеобразовательную и высшую школу. Они давали целостное представление о жизни, формировали здравый смысл, навык различения истины и лжи, добра и зла.
После семидесятилетнего существования произошло разрушение социалистического государства, сопровождающееся постепенным разрушением традиционной системы ценностей. Через средства массо-
вой информации началась переориентация молодого поколения на свободный западный образ жизни. Пропаганда капиталистического образа жизни привела к изменению бытия российского гражданина, что кардинально изменило взгляды, ценностные ориентации людей, сознание.
Произошло негласное провозглашение индивидуализма через принцип: «каждый для себя». Все громче заявляют о себе представители прагматической этики, вытесняющие существовавшие столетиями понятия «долг», «запрет». Патриотизм, героизм, сострадание, добродетель стали не модны, целомудрие подменили сексуальным воспитанием, семью -гражданским браком, понятия«добро», «зло» стали условными.
Мораль, как форма общественного сознания, претерпевает серьезные изменения в современном российском обществе. Как отмечают философы, богословы, в современном обществе последние годы усиливается тенденция, отрицающая существование греха. Концепт «грех»з аменен понятием «многообразие человеческого поведения», предполагающим, что каждый человек имеет право делать все, что он считает правильным. Сторонники современного этического принципа, согласно которому главным стимулом человеческого поведения является наслаждение, предлагают освободить человеческое сознание от понятия «грех», и тем самым дать возможность людям обрести в жизни счастье. Речь идет о пропаганде свободного образа жизни, об уничтожении запретов во взаимоотношении полов, упразднении таких понятий, как долг, честь, неверность.
Н. Бердяев видел в этом трагизм нравственной жизни, «... трагизм в столкновении одного добра с другим добром, одной ценности с другой ценностью -любви к Богу и любви к человеку, любви к отечеству и любви к близким» [1, с. 140].
Искаженное общественное сознание деформировало нравственные, этическиенормы, ценностно-
нормативные ориентации общества. Разрушение духовных структур, ценностных систем провело к кризису культуры, политики, науки, образования.
Педагог всегда служил нравственным примером для своих воспитанников, достойно выполнял свой долг перед родиной, воспитывал патриотов, достойных граждан своей страны, готовых стать самоотверженными борцами за свободу своей страны. Педагог вооружал своих воспитанников знаниями, способствовал формированию морально-нравственной системы ценностей. Высшая школа в советское время рассматривалась как ведущий фактор социального и экономического прогресса.
Ориентация на современный мировой опыт привела к уничтожению классической традиционной системы образования, обладающей целым рядом достоинств. На современном этапе развития система образования, встав на коммерческие рельсы, коренным образом изменилась. При значительном увеличении количества высших учебных заведений, увеличилось количество людей, имеющих высшее образование, но резко снизился уровень образованности, культуры, компетентности выпускников.
Произошел переворот в ценностной системе. Источник переворота в ценностной системе мы видим в рессентименте, в «медленно действующем яде души» [2, с. 65]. Понятие «ressentiment» ввел Ф. Ницше, в переводе с французского оно означает «мстительность». В философии Ф. Ницше рессентимент - это психологическое самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, злобе, зависти. В труде «К генеалогии морали», разграничивая антитезы «добро - зло», он рассматривает два типа морали - мораль господ и мораль рабов. По его убеждению, рессентимент является определяющей характеристикой морали рабов, и проявляет себя в «восстании рабов». «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности...» [2, с. 424].
М. Шелер, подробно исследуя труды Ф. Ницше, в труде «Рессентимент в структуре морали» определяет суть его теории: «...есть мораль господ и мораль рабов, они переплетаются одна с другою, взаимно не понимая друг друга, иногда упорно существуют бок о бок, даже в одном и том же человеке, в одной душе». М. Шелер, раскрывая основные законы этики, считал рессентимент скрытой движущей силой, вызывающей разложение этоса, вследствие изменения системы ценностей. По Шелеру, рессентимент вызывает в восприятии личности искажение образа конкретного объекта или всего мира, а эти искаженные образы включаются далее как «идеальные факторы» в действие человека и преобразуют общество. Шелер утверждает, что рессентимент, как «отравляющий личность яд», нарушает акт, в котором личность, постигает сущностные формы мира.
М. Шелер рассматривал рессентимент как источник изменения ценностей. Воздействуя на личность, искажая его сознание, стимулируя формирование более низких ценностейи негативных эмоций (злость, зависть, месть), рессентимент вызывает своеобразную ценностную иллюзию, которая изменяет картину мира, отклоняющуюся от позитивно-нравственных цен-
ностей. Рессентимент представляет собой комплекс социальных чувств, он образуется в конкретном социальном пространстве, внутри определенной социальной среды, внутри конкретных групп.
Формирование и распространение рессентимента зависит как от реального антропологического материала, так и от тех социальных структур, внутри которых этот материал существует. М. Шелер утверждал, что рессентимент накладывает отпечаток не только на мир идей, но и на сферу практического действия иможет стать причиной социальных конфликтов [3].
Российские ученые Р. Г. Апресян, В. А. Бачинин также исследовали проблему рессентимента, неразрывно связывая ее с проблемой морали.
Человек, который находится во власти рессенти-мента, имеет своеобразный взгляд на мир. Под влиянием рессентимента, человек утрачивает способность проявлять позитивные эмоции, совершать добрые поступки. Это приводит к искажению миропонимания, и, как следствие, приводит к фальсификации картины мира. В человеке, «зараженном» рессентиментом, могут проявляться злость, ненависть, и другие негативные реакции напредставителей определенных социальных групп, классов.
Одним из факторов, формирующих рессенти-ментный тип личности, является социальная структура общества, в которой формально все равны, а реально наблюдается чудовищная несправедливость. В отличие от советского, современное российское общество неоднородно, оно представлено следующими социальными группами: богатые (банкиры, бизнесмены, шоумены), средний класс (предприниматели), бедные (научные работники, педагоги, медицинские работники), «социальное дно» (инвалиды, пенсионеры, безработные). Также неоднороднои педагогическое сообщество. Наблюдается существенная разница в оплате труда доцента, профессора и руководителя вуза, ассистента и заведующего кафедрой (в некоторых вузах она отличается в десятки, а то и сотни раз). Преподаватели зачастую испытывают неловкость перед студентами за свою заработную плату и неспособность достойно выглядеть. Это создаёт нездоровую атмосферу в педагогических коллективах, формирует недовольство, зависть, что является актором для формирования рессентимента.
Социальная несправедливость порождает множество различных проблем, она ориентирует преподавателей, студентов приспосабливаться к условиям жизни в обществе, основой которого являются успешность, предприимчивость, карьера.
Призыв руководства страны к профессорско-преподавательскому составу: «учитесь зарабатывать деньги самостоятельно!» определенной частью педагогов был воспринят буквально. Талантливые педагоги находят дополнительные возможности зарабатывать деньги, участвуя в грантовых программах, уезжают работать в другие страны; прагматичные занимаются репетиторством. Определенная часть педагогов ищет другие средства к существованию, зачастую теряя при этом свое лицо. Это категория преподавателей, которыми овладел такой человече-
ский порок как алчность - неумеренная склонность к получению материальных благ.
Несмотря на то, что скаждым годом усиливается борьба с взяточниками, они, обходя закон, ухитряются найти новый способ «зарабатывания» денег. Они живут по принципу: «Для достижения цели все средства хороши», поставив на поток продажу лабораторных, курсовых и дипломных проектов. В их среде сессионный период обозначен как «сенокос». Задания для студентов (особенно заочников) составляются таким образом, и в таком количестве, чтобы не было возможности самостоятельно их выполнить. Студенты вынуждены через подставных лиц из числа особо приближенных к преподавателю студентов, вносить деньги через банк, терминалы, оплачивая так называемую образовательную услугу. Оценка зависит не от уровня знаний, а от внесенной суммы.
Данные социологического опроса студентов показали: примерно 70 % студентов хотя бы раздавали преподавателю деньги лично, вложив в зачетную книжку, или оплачивали через терминал, для получения положительной оценки. Такаяситуация существует в технических, юридических, педагогических, медицинских и других вузах. Успокаивает лишь то, что это явление не носит массового характера.
Сложно говорить о нравственном облике профессора, доцента, ассистента, которые вещают о высших ценностях, о морали, нравственности, а при этом не стесняются протянуть руку к карману студента. Раз-говорыо том, что они получают нищенскую зарплату и вынуждены идти на это, чтобы прокормить свою семью, не оправдывает их. Здесь мнение должно быть одно: таким не место в системе образования.
Все это негативные явления с философско-этической точки зрения представляют собой фальсификацию ценностной системы, нарушение моральноэтических правил, норм, законов, существующих в обществе. Богословы рассматривают эти проявления в обществе как грех, т. е. как нарушение нравственных законов, данных Богом или сформулированных в обществе.
По некоторым подсчетам, стоимость так называемых преподавательских «услуг» в вузах страны в год составляет десятки миллионов долларов. На всех уровнях говорят о коррупции, вносятм ножество предложений, как бороться с этой проблемой. Внедряют в систему образования единый государственный экзамен, объективизированный контроль, но окончательно эту проблему решить не могут. Одна из причин существования коррупции в образовании кроется в неудовлетворительном материальном состоянии всей системы образования в России. Поэтому на первом этапе необходиморешить вопрос о создании условий на рабочих местах для творческой и плодотворной деятельности педагога, и о реальном повышении заработной платы профессорско-преподавательского состава, не за счет увеличения нагрузки и сокращения преподавателей.
На следующем этапене обходимо в корне менять мотивацию и преподавателя, и студента. Коммерциализация общества сформировала новый слой молодых людей, которые приходят в институты и универ-
ситеты для того, чтобы получить «корочки», а не знания. Студенты откровенно на занятиях говорят о том, что им знания не нужны (это касается не только дисциплин гуманитарного цикла, но и профильных). У преподавателя пропадает стимул работать с такими студентами, так как о качестве знаний студента здесь говорить не приходится. Часто, в целях сохранения студенческого контингента, преподавателей вынуждают ставить положительные оценки студентам, которые никаких знаний предъявить не могут в силу своего низкого интеллекта.
Молодому поколению сложно ориентироваться в современном обществе, так как его сознание формируется в условиях ломки старых ценностей, и создания новых морально-нравственных, а иногда аморальных ориентиров. Существующая ситуация негативно влияет на формирование мировоззрения молодого поколения, происходит фальсификация ценностной системы. Молодым приходится выбирать что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или получение глубоких знаний; вседозволенность и полная свобода или крепкая традиционная семья. Происходит переворот в морально-этической, нравственной системе молодого поколения, ценностные ориентации которого основываются на«морали успеха», обеспечивающей успешность деятельности любой ценой. Обучаясь в такой атмосфере, студент формирует жизненную установку: «все продается и все покупается», и затем во взрослой жизни будет ориентироваться на нее сам. И эту цепочку будет очень трудно «замкнуть».
Если, основанные на рессентименте, оценки разделяются большинством членов общества, он может превратиться в элемент коллективного сознания. Отечественное образование, построенное на фундаменте классической школы, всегда ориентировалось на этику справедливости. Но коммерциализация образования несет в себе угрозу интеллектуальному потенциалу российского общества. Внедрение в отечественное образование западных форм и систем обучения, а посредством их - западных ценностей, идеалов, искажает мировоззрение молодого поколения. Современное поколение впитывает фальсифицированную систему ценностей, имеющую направленность на успех любой ценой, что формирует фальшивые идеалы. Современное общество в своем развитии ориентируется на нездоровую (рыночную) конкуренцию. Такая система ориентирует молодое поколение на жизнь по чужим законам, на приспособленчество, что способствует формированию рессентиментного сознания.
Как писал в свое время выдающийся русский философ Н. Бердяев: «Похоть наживы и корысти и похоть сладострастия и половых наслаждений разрушительно действуют на душевную жизнь и создают свои фантазмы, свои миры, в которых человек живет вместо реального мира Божьего. Вокруг похоти наживы, вокруг самодовлеющей любви к деньгам создается один из самых фантасмагорических миров, наиболее оторванных от мира реальностей, от бытия» [1,с. 163].
Размытость нравственных идеалов, искаженное представление о совести, долге, свободе, чести явились причиной для формирования человеческих поро-
ков: зависти,блуда, наживы, тщеславия, гордыни, алчности и фактором для развития рессентимента.
Человек, который находится во власти рессентимента, имеет специфический взгляд на мир. Под влиянием рессентимента, человек утрачивает способность проявлять позитивные эмоции, совершать добрые поступки. Это приводит к искажению миропонимания, и, как следствие, приводит к фальсификации картины мира. Рессентимент является скрытой силой, которая ведет к накоплению агрессии, постепенно перерастает в месть. Периодически могут проявляться злость, ненависть, и другие негативные реакции на представителей определенных социальных групп, классов, и постепенно перерастать в межклассовую ненависть, приводящую к бунтам, революциям, что особенно опасно. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Мы солидарны с В. Е. Шукшуновым и В. Ф. Взя-тышевым, разработавших одну из концепций образовательной политики, истоки которой следует искать втрех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики» [4, с. 24]. По их убеждению, философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.
Науки о человеке и обществе (психология образования, социология) должны формировать не только научное представление о закономерностях поведения и развития человека, но и определенную модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы «педагог-студент-педагог», «руководитель вуза (структурного подразделения) - педагог - студент», «педагог - педагог», модель взаимодействия системы образования с обществом.
«Теория практики» должна включать новые направления современной педагогики, социальное проектирование, менеджмент системы образования, должна дать возможность создать новую систему образования, опирающуюся на классические традиции, определить конкретные цели, принципы ее организации и управления [4].
Необходимо освободить сознание молодого поколения от рессентимента. Поэтому система образования и воспитания должны быть направлены на воспитание человеколюбия, целомудрия, честности, трудолюбия, патриотизма. Задача современного педагога заключается в оказании помощи студенту осуществить свой нравственный выбор, в формировании Личности, достойного высоконравственного Человека. В этом мы видим главное предназначение современного педагога.
Литература
1. Бердяев, Н. О назначении человека / Н. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
2. Ницше, Ф. К генеалогии морали // Ф. Ницше: соч. в 2 т. - Т. 2. - М., 1990.
3. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер; пер. с нем. А. Н. Малинкина. - СПб.: Наука:
Университетская книга, 1999. - 231 с.
4. Шукшунов, В. Через развитие образования к новой России / В. Е. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Ро-
манкова. - М., 1993.
Информация об авторе:
Исаченко Надежда Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, 89123978412, isnadezhda@pochta.ru.
Nadezhda N. Isachenko - Candidate of Philosophy, Assistant Professor of at the Department of Philosophy, Tyumen State Oil and Gas University.