ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 3
А.В. Жидкова
(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В СТРАТЕГИИ
ФРАНЦУЗСКОЙ ПАРТИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ
ФРОНТ (2011-2012)
В статье рассматривается трансформация отношения французской партии Национальный фронт к республиканским ценностям, являющаяся одним из элементов стратегии по обновлению партии. В центре внимания находятся изменения в идейно-политическом дискурсе и риторике Национального фронта на современном этапе, анализируются примеры обращения партии под руководством Марин Ле Пен к французской республиканской традиции.
Ключевые слова: Национальный фронт, республиканские ценности, Марин Ле Пен, «дедемонизация» НФ.
The article deals with the transformation of the attitude of the French party National Front towards the French republican values, which is one of the elements of the strategy of party's renewal. It is focused on the present changes in the ideological and political discourse and in the rhetoric of the National Front. The examples of the references of the party under the leadership of Marine Le Pen to the French republican tradition are analyzed.
Key words: National Front, republican values, Marine Le Pen, «de-demoni-zation» of the NF.
* * *
В настоящее время французская партия Национальный фронт (НФ) во главе с ее лидером Марин Ле Пен становится одним из наиболее значимых игроков на политической сцене V Республики, так называемой «третьей партией» — наряду с социалистами (ФСП) и Союзом за народное движение (ЮМП1). На современном этапе Национальный фронт, созданный в 1972 г. и традиционно считавшийся во Франции и в исторической науке крайне правой партией, переживает процесс обновления. Инициированный М. Ле Пен еще при подготовке к выборам 2007 г., он был связан с трансформацией как имиджа НФ, так и его идейно-политических основ. Обновле-
* Жидкова Александра Васильевна, тел.: 8-926-764-64-65; e-mail: alexandra@sher-styuk.pw
1 В мае 2015 г. партия ЮМП получила новое название «Республиканцы»: 5 мая 2015 г. решение о смене названия было принято Политическим бюро ЮМП, а 28 мая 2015 его одобрили члены партии.
ние НФ заключалось в формировании респектабельного облика партии в глазах избирателей и либерализации ее политической риторики, подразумевавшей отказ от прежде свойственных НФ антисемитских, расистских и ультрарадикальных высказываний. Произошедшие перемены диктуют необходимость переосмысления сложившегося восприятия НФ как экстремисткой и расистской силы, что находит отражение в растущем интересе к нему исследователей. В работах зарубежных2 и отечественных3 историков и политологов анализируются возникновение и история, а также современный этап развития НФ, однако не все его аспекты изучены одинаково подробно. В частности, одним из малоисследованных элементов стратегии по обновлению партии остается ее так называемый «республиканский поворот» — трансформация отношения к французской республиканской традиции и республиканским ценностям.
Традиционно французские крайне правые выступали против республиканских идеалов, так как республика ассоциировалась у них с революцией и кровавым уничтожением Старого порядка; кроме того она воплощала в себе враждебное отношение к католической церкви, выраженное в термине «светское государство»4. Однако с течением времени позиция ультраправых по вопросу республиканских ценностей (таких как свобода, равенство, братство, светскость, приверженность демократическим принципам) претерпела значительную эволюцию, которая на современном этапе ярче всего отражается в изменившихся программе и риторике Национального фронта. С момента своего основания НФ позиционировал себя как партия, использовавшая исключительно легитимные и
2 Camus J.-Y. Le Front national, histoire et analyse. Paris, 1996; Williams M.-Н. A new era for French far right politics? Comparing the FN under two Le Pens // Analise Social. № 201. 2011; Balent M. The French National Front from Jean-Marie to Marine Le Pen: Between Change and Continuity // Exposing the Demagogues. Right-wing and National Populist Parties in Europe. Joint publication of CES and Konrad Adenauer Stiftung. Belgium, 2013.
3 Васильева Н.Ю. Национальный фронт вчера и сегодня // Французский ежегодник. 2003. М., 2003; Новоженова И.С. Национальный фронт во Франции // Актуальные проблемы Европы. Правый радикализм в современной Европе: Сб. науч. трудов / Ред.-сост. С.В. Погорельская. М., 2004; Преображенская А.А. Франция на новом вираже политической жизни — вся власть у левых // Год планеты. Экономика, политика, безопасность. Ежегодник. М., 2012; Стрельцова Я.Р. Национальный фронт накануне президентских выборов во Франции // Наука. Культура. Общество. 2011. № 2; Кузнецова В. «Национальный фронт» во Франции // Российский журнал исследователей национализма. 2013. № 1; Бенедиктов К. Возвращение Жанны д'Арк. Политическая биография Марин Ле Пен. М., 2015.
4 Betz H.-G. The new Front national: Still a Master Case? // Working Paper Series. 2013. September. N 30. P. 4 // http://www.recode.info/wp-content/uploads/2014/01/Final-REC0DE-30-Hans-Georg-Betz_Final_fin.pdfP.4
демократичные методы, что означало принятие ею политических принципов Французской республики. Кроме того, еще в конце 1970-х гг. в среде французских «новых правых»5, оказавших влияние на идейно-политическую доктрину НФ, предпринимались попытки включения республиканского дискурса в радикальную идеологию. В 1979 г. организация «новых правых» клуб Орлож, в рядах которой состояли будущие влиятельные «фронтисты» Б. Мегрэ, Ж.-И. Галлу и И. Бло, учредила ассоциацию «Новых республиканцев». Целью ассоциации Мегрэ и Бло провозгласили «укрепление республиканской традиции, произошедшей из Французской революции, и, в особенности, ценностей нации, свободы и достоинства человека»6. После прихода к власти левых Б. Мегрэ в 1982 г. основал новое политическое объединение, получившее название «Комитеты республиканского действия». Организация, ориентированная на правых, не только проводила активные кампании, лозунги которых содержали обращение к Республике (например, кампания за республиканскую школу), но и призывала своих сторонников к использованию риторики, отвечающей республиканской традиции и способной «вызвать отклик в сердцах францу-зов»7. Подобная стратегия «орложеров» оказывала воздействие на Национальный фронт, однако после раскола партии в 1998—1999 гг.8 апелляция к республиканским ценностям стала идеологическим оружием прежде всего сторонников Б. Мегрэ. В своих выступлениях он подчеркивал, что созданная им партия «Национальное республиканское движение» не является маргинальным объединением, она разделяет республиканские принципы и стремится к «республике порядка, основанной на наследии Французской революции, философии эпохи Просвещения и правах человека»9.
5 См. подробнее: Карцев Е.А. «Новые правые» Франции: антология современных идей. Основные тенденции эволюции правой идеологии и политики в годы IV и V Республик. М., 1996.
6 Цит. по: Chombat deLauweM.-J. Vigilance. Vieilles traditions extrémistes et droites nouvelles. Paris, 1987. P. 117.
7 Le Nouvel Observateur. 02.05.2012 // http://tempsreel.nouvelobs.com/politique/l-observateur-du-lepenisme/20111212.0BS6542/front-national-le-parti-de-la-revolution-francaise.html
8 В конце 1990-х гг. в НФ разгорелось противостояние между Ж.-М. Ле Пеном и генеральным делегатом, политиком под «номером 2» в НФ Б. Мегрэ, который неоднократно публично критиковал авторитарный стиль руководства Ле Пена, тем самым оспаривая еще непререкаемый авторитет лидера партии. В декабре 1998 г. Мегрэ и его сторонники были исключены из НФ. В январе 1999 г. Мегрэ создал собственную партию «Национальный фронт — Национальное движение», позднее переименованную в «Национальное республиканское движение».
9 La Libération. 04.10.1999 // http://www.liberation.fr/france/1999/10/04/special-web-megret-s-autoproclame-republicain-le-mn-rebaptise-mnr-recuse-l-etiquette-d-extreme-droit 285282
Несмотря на принятие НФ политического строя V Республики и ряд попыток обращения к республиканскому дискурсу, на протяжении своей истории партия долгое время сохраняла преимущественно нигилистическое отношение к республиканским ценностям. В риторике НФ Республика неизменно рассматривалась как всего лишь второстепенный элемент обширного политического наследия Франции10. Одним из ярких свидетельств негативного отношения НФ к республиканским идеалам служило то, что в период с 1979 по 1988 г. его сторонники наряду с национал-револю-ци онерами, католиками-интегристами и роялистами принимали участие в шествии 8 мая в честь Жанны д'Арк — традиции, заложенной еще крайне правой роялистской политической организацией «Аксьон франсез» в начале XX в.11 Несовместимыми с республиканскими ценностями выглядели и некоторые скандальные высказывания Ж.-М. Ле Пена, носившие ярко выраженный расистский и антисемитский характер12. Восхваление Ле Пеном монархического и христианского прошлого Франции, присутствие в партии католиков-интегристов, отвергающих такой фундаментальный республиканский принцип, как светскость, и даже явное избегание слова «республика» в дискурсе НФ свидетельствовали о нежелании Национального фронта воспользоваться в своих политических баталиях республиканской риторикой. Как отмечали журналисты газеты «Нувель Обсерватер», «в течение долгого времени вопрос о том, является ли НФ республиканской партией, не возникал», ведь ответ на него предоставляли провокационные слова и действия Ж.-М. Ле Пена, которые не оставляли сомнений: «Национальный фронт не вписывается в республиканскую историю»13.
Восприятие НФ как партии, противостоящей идеалам Республики, в полной мере продемонстрировала тактика «республиканского фронта», впервые использованная по отношению к НФ в конце 1980-х гг. На муниципальных выборах 1989 г. Французская социалистическая партия, чьи представители потерпели поражение в первом туре, призвала своих избирателей создать «республиканский фронт» и проголосовать за правых в трех французских
10 Perrineau P. La France au Front. Essai sur l'avenir du FN. Paris, 2014. P. 82.
11 Le Monde. 06.01.2012 // http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/article/ 2012/01/06/la-mythification-de-jeanne-d-arc-de-l-action-francaise-au-fn_1626855_1471069. html
12 Примером подобных высказываний могут служить заявление Ж.-М. Ле Пена о «его вере в неравенство рас», сделанное 28 августа 1996 г., а также неоднократное подчеркивание лидером НФ того, что «Холокост является всего лишь деталью истории Второй мировой войны».
13 Le Nouvel Observateur. 26.04.2012 // http://rue89.nouvelobs.com/rue89-presidentielle/ 2012/04/26/pourquoi-le-front-national-nest-pas-un-parti-republicain-231544
коммунах: Дре, Марсель и Салон-де-Прованс для того, чтобы не допустить победы в них Национального фронта14. Подобный «республиканский фронт», нацеленный на борьбу с крайне правыми и формирование вокруг НФ своеобразного «санитарного кордона», был образован также накануне второго тура президентских выборов 2002 г., в который сенсационно прошел Ж.-М. Ле Пен, имея в качестве политического соперника неоголлиста Ж. Ширака. После объявления 21 апреля результатов первого тура выборов левые партии призвали избирателей поддержать Ж. Ширака как защитника Республики в противостоянии с ультраправыми, что позволило ему получить во втором туре невиданное преимущество, набрав более 80% голосов. Коалиция левоцентристов и правоцентристов принесла Ж. Шираку ощутимые электоральные дивиденды, но в то же время способствовала размыванию границ между левыми и правыми, к которому в настоящее время активно апеллирует Марин Ле Пен. Так, в риторике Национального фронта широкое распространение приобрел характеризующий политическую систему Франции термин «ЮМПС», обозначающий одинаково антинациональную и схожую между собой, по мнению НФ, политику двух крупнейших французских партий: Союза за народное движение и социалистов. Несмотря на некоторые высказывания НФ, по своей сути ставившие под сомнения республиканские достижения французского государства, на современном этапе в рамках стратегии обновления партии, инициированной Марин Ле Пен, происходят существенные изменения в отношении к французской республиканской традиции. Эта трансформация неоднозначно трактуется французскими исследователями и публицистами: в ряде случаев она рассматривается исключительно как тактический ход, который сводится к использованию НФ «республиканской маски» с целью его легитимизации в глазах избирателей15. Однако представляется, что «республиканский поворот», являющийся элементом стратегии «дедемонизации» и, несомненно, нацеленный на модернизацию имиджа партии, отражает также изменения в идейно-политическом дискурсе Национального фронта и в ряде положений его программной платформы.
Впервые попытка реализации стратегии «республиканского поворота» была осуществлена при подготовке к президентским выборам 2007 г., руководство которой осуществляла М. Ле Пен. Лозунг
14 Gombin J. Mythologie du front républicain // Le Monde diplomatique. Mars 2015 // http://www.monde-diplomatique.fr/2015/03/G0MBIN/52740
15 См., например: Dépinoy M. Le masque Républicain du nouveau Front National // Cahiers de Psychologie politique. № 27. Juillet 2015.
о приверженности Национального фронта ценностям Французской республики прозвучал в ходе открывшей президентскую кампанию 2007 г. предвыборной речи Ж.-М. Ле Пена в Вальми 20 сентября 2006 г. Для начала избирательной кампании выбор Вальми был символичен, так как именно здесь 20 сентября 1792 г. произошло сражение между французскими и прусскими войсками, которое стало триумфом новой армии и являлось одним из доказательств жизнеспособности революции. В годовщину этого события Ж.-М. Ле Пен обратился к избирателям с призывом к национальному единству, «возможному вокруг идеи Республики, единой и неделимой, гордящейся своей историей, уважающей свободу, стремящейся к равенству и справедливости, Республики светской, демократической и социальной»16. По признанию Марин Ле Пен, главной целью предвыборной речи ее отца было выдвижение идеи, согласно которой «НФ является единственной партией, защищающей республиканские ценности, так как он выступает за единство, национальный суверенитет, равенство граждан, отсутствие позитивной дискриминации и светскость»17, что, безусловно, не отвечало действительности. Попытка продемонстрировать избирателям трансформацию отношения НФ к республиканским ценностям вскоре обернулась неудачей из-за неоднозначных высказываний Ж.-М. Ле Пена. В марте 2007 г. лидер НФ при ответе на вопрос о значении для него девиза Французской республики «свобода, равенство, братство», открыто иронизируя, отметил, что речь идет о «свободе, затем о почти полной ее противоположности — равенстве и наконец, чтобы все уравновесить, к ним добавляется братство»18. Подобные слова явным образом контрастировали с идеей реализации стратегии «республиканского поворота», которая в полной мере проявилась лишь в рамках стратегии «дедемонизации», или модернизации партии, проводимой Марин Ле Пен после того, как она возглавила НФ в январе 2011 г.
Одна из главных целей стратегии обновления НФ, значимым элементом которой являлся «республиканский поворот», заключалась в легитимизации партии. Поэтому обращение руководства НФ к республиканскому наследию зачастую отождествлялось с демократическими ценностями, что непосредственно отвечало
16 Discours de Valmy, allocution prononcée à Valmy le mercredi 20 septembre 2006, par Jean Marie Le Pen // http://sites.univ-provence.fr/veronis/Discours2007/transcript. php?n=LePen&p=2006-09-20
17 Le Monde. 04.07.2006 // http://www.lemonde.fr/societe/article/2006/07/04/marine-le-pen-veut-donner-une-identite-republicaine-au-fn_791648_3224.html
18 Le Monde. 30.03.2007 // http://www.lemonde.fr/societe/article/2007/03/30/jean-marie-le-pen-reinterprete-la-devise-liberte-egalite-fraternite_889873_3224.html
задаче изменения имиджа партии в глазах французов. Так, вице-президент НФ Л. Алио отмечал, что «Национальный фронт является республиканской партией в соответствии с четвертой статьей французской конституции»19, согласно которой партии «должны уважать принципы национального суверенитета и демократии». Схожую формулировку использовала и Марин Ле Пен в выступлении на партийной конгрессе в Туре в январе 2011 г., который избрал ее на пост президента НФ. По ее словам, Национальный фронт показал свою приверженность ценностям демократии и, «более того, в течение последних нескольких лет продемонстрировал, что он представляет собой республиканскую политическую партию»20. Марин Ле Пен также заявила, что именно НФ является «настоящим защитником Республики» и стремится восстановить традиционные республиканские ценности21. В рамках стратегии модернизации партии и в соответствии с концепцией «республиканского поворота» отдельный раздел программы НФ, подготовленной к выборам 2012 г., был посвящен демократии как «фундаментальному принципу Французской республики»22. При этом связь демократических и республиканских ценностей выглядела несомненной: неслучайно проблемы укрепления демократии наряду с тематикой светскости рассматривались в разделе под названием «республиканское преобразование»23. Афишированная Национальным фронтом безусловная поддержка демократических ценностей Республики способствовала определенной «корректировке» восприятия партии некоторыми политиками. Так, министр национального образования Франции с 2002 по 2004 г., неоголлист Л. Ферри назвал Марин Ле Пен «республиканским политиком и демократом»24. О «совместимости Марин Ле Пен с Республикой» после первого тура президентских выборов 2012 г. заявил и Н. Саркози25, а демократический характер НФ подчеркнул министр внутренних дел Франции (2011—2012 гг.) К. Геан26. Несмотря на то что подобные
19 Aliot L. Communiqué de presse. 09.03.2011 // http://www.nationspresse.info/ communiques-de-presse/le-crif-veut-baillonner-marine-le-pen
20 Le Pen M. Discours lors du Congrès de Tour. 15-16.01.2011 // http://www.frontnational. com/videos/congres-du-fn-a-tours-discours-d%E2%80%99investiture-de-marine-le-pen/
21 Ibidem.
22 Notre projet. Programme politique du Front National. Paris, 2011. P. 101.
23 Ibidem.
24Ferry L. TF1. 17.12.2010 // http://lci.tf1.fr/videos/ferry-julliard/occupation-marine-le-pen-donne-le-la-6189481.html
25 La Libération. 25.04.2012 // http://www.liberation.fr/france/2012/04/25/marine-le-pen-compatible-avec-la-republique-la-video-qui-confirme-les-propos-de-sarkozy_ 814235
26 Reuters. France. 24.04.2012 // http://fr.reuters.com/article/topNews/idFRPAE83 N02G20120424
заявления со стороны представителей ЮМП отчасти легитимизировали Национальный фронт, они, несомненно, диктовались конъюнктурными соображениями и, прежде всего, желанием привлечь на свою сторону электорат М. Ле Пен во втором туре президентских выборов. Свидетельством этому служит, в частности, противоречивость высказываний К. Геана: если в перерыве между турами он говорил о демократичности НФ, то еще несколькими месяцами ранее утверждал, что «Национальный фронт не является респуб-ликанским»27.
Декларирование приверженности демократическим ценностям стало не единственным проявлением «республиканского поворота» Национального фронта: в преддверии выборов 2012 г. обращение партии к республиканской тематике значительно усилилось и проявилось в ряде элементов обновленного политического дискурса, основанного на новых концептуальных положениях. Прежде всего, апелляция к французской республиканской традиции нашла свое отражение в концепции светскости, ставшей важным сюжетом выступлений М. Ле Пен. Требование соблюдения принципа светского государства в программе НФ вытекало из закона об отделении церкви от государства 1905 г., согласно которому «Республика обеспечивает свободу совести» и «гарантирует свободу вероиспо-ведования», но в то же время «Республика не финансирует и не субсидирует никакой религиозный культ»28. Таким образом, обновленные идеологические основы НФ предусматривали не только признание правильности, законности отделения религии от государства, но и почти полное ее исключение из общественной жизни. В частности, Национальный фронт выступил против внесения изменений в режим и график работы в соответствии с религиозными убеждениями человека и призывал к запрету ношения любых демонстративных религиозных знаков в общественных местах29. Обращение НФ к тематике светскости представляется особенно значимым в силу того, что именно этот республиканский принцип в настоящее время признается французами наиболее важным: если в 2008 г. ключевым республиканским принципом светскость назвали 30% французских граждан30, то к январю 2015 г. это число
27 Ibidem.
28 La Laïcité // Le projet du Front National // http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/refondation-republicaine/laicite/
29 La pétition du Front National: «Loi de 1905 sur la laïcité: non à son affaiblissement par l'UMPS, oui à son application réelle!» // http://www.frontnational.com/loi-de-1905-sur-la-laicite-non-a-son-affaiblissement-par-lumps-oui-a-son-application-reelle/
30 Les Français, la laïcité et le rôle des religions. IFOP pour la Croix. 10.03.2008 // http://www.ifop.com/media/poll/laiciteetreligions.pdf
возросло до 46%31. Тем не менее, лишь около трети избирателей трактует светскость как необходимость исключения религии из общественной жизни: для 25% светскость означает «запрет на демонстрацию религиозной принадлежности в службах общественного значения», а еще 10% французов определяют светскость как «отсутствие государственного участия в строительстве религиозных сооружений»32. В то же время для 51% французов соблюдение принципа светскости означает в первую очередь «возможность для каждого гражданина свободно практиковать свою религию»33, что признается НФ, однако все же не выдвигается партией на первый план в ее риторике.
Идея светскости как ключевого элемента республиканской идентичности в дискурсе НФ была направлена, прежде всего, против исламизации Франции, что, несомненно, отвечало убеждению большинства французов (74% по данным опроса общественного мнения января 2013 г.) в том, что ислам не совместим с республиканскими ценностями французского общества34. Отказавшись от агрессивной антимусульманской риторики, М. Ле Пен высказывалась за недопущение проникновения ислама в светскую жизнь. Она обращалась к конкретным примерам того, как мусульманская община Франции переходит границы светскости: Ле Пен осудила использование халяльного мяса в школьных столовых35, ношение хиджаба в общественных местах36, а также государственное субсидирование строительства мечетей, что, по ее мнению, являлось свидетельством вторжения религии в светскую жизнь и не отвечало закону 1905 г. При этом Марин Ле Пен неоднократно подчеркивала, что «ислам вполне совместим со светскостью, и лишь шариат невозможен в Республике, поэтому она выступает за идею светского ислама, но не за его запрет»37. Подобная стратегия позволяла НФ ответить на растущее беспокойство французов, вызванное ростом мусульманской общины в стране; в то же время она служила эф-
31 Les Français et la laïcité. IFOP pour Sud Ouest Dimanche. Février 2015 // http:// www.ifop.com/media/poll/2929-1-study_file.pdf
32 Ibidem.
33 Ibidem.
34 Le Figaro. 24.01.2013 // http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2013/01/24/97001-20130124 FILWWW00769-trois-francais-sur-quatre-rejettent-l-islam.php
35 Le Monde. 10.03.2012 // http://www.lemonde.fr/societe/article/2012/03/10/le-halal-a-la-cantine-un-fantasme-loin-de-la-realite_1655942_3224.html
36 La Croix. 22.09.2012 // http://www.la-croix.com/Actualite/France/Marine-Le-Pen-contre-le-port-du-voile-islamique-dans-la-rue-_NG_-2012-09-22-856360
37 Le Pen M. Interview par l'hebdomadaire marocain «Actuel». 18.03.2011 // http:// www.gerard-brazon.com/rn/article-69628523.html
фективной защитой против обвинений в неприятии ислама, традиционно предъявляемых партии.
Идея светскости в дискурсе НФ была также тесно связана с проблемой иммиграции, о чем свидетельствовало предложение Ле Пен создать «министерство внутренних дел, иммиграции и светскости» для проведения последовательной национальной политики в целях защиты и продвижения принципа светскости38. По мнению М. Ле Пен, именно «рост числа мигрантов неевропейского происхождения имеет непосредственное отношение к подрыву ценностей светскости»39, а их «более легкая реализация возможна лишь после остановки иммиграции»40. При этом Марин Ле Пен зачастую сводила борьбу против иммиграции к противодействию исламскому радикализму, которое необходимо во имя сохранения французских республиканских ценностей. Подобная подмена способствовала «корректировке» имиджа НФ, так как позволяла избавиться от образа партии, стоящей на националистических и ксенофобских позициях. Изменения в трактовке проблемы иммиграции накануне выборов 2012 г. заключались не только в использовании концепции светскости, но и в апелляции к экономическим последствиям миграции. В своих выступлениях Ле Пен отмечала, что «Франции больше нечего предложить» иммигрантам и «она не может больше принимать всю нищету мира»41. Требования сократить иммиграцию на 95% подкреплялись примерами многочисленных злоупотреблений в данной сфере: «организацией "черной работы"»; нелегальным получением социального обеспечения и жилья; созданием незаконного бизнеса»42.
Другим проявлением «республиканского поворота» стало обращение НФ к идее «нарушенного равенства», а в более широком контексте — к утверждению, что существующая во Франции политическая система не обеспечивает решения целого ряда социально-экономических проблем, а значит, не может являться истинно республиканской43. Такого рода риторика во многом соответствовала настроениям французов: согласно опросам общественного
38 Notre projet. Programme politique du Front National. P. 106.
39 Le Parisien. 21.02.2011 // http://www.leparisien.fr/politique/marine-le-pen-fait-monter-les-encheres-sur-l-immigration-21-02-2011-1325374.php#xtref=https%3A%2 F%2Fwww.google.ru%2F
40 Grand Meeting de Marine Le Pen à Rouen. 15.02.2012 // http://www.frontnational. com/videos/grand-meeting-de-marine-le-pen-a-rouen-le-15-janvier/
41 Le Pen M. C Politique. 18.12.2011 // http://www.frontnational.com/videos/marine-le-pen-invitee-de-cpolitique-sur-france-5/
42 Nations Presse Magazine. Décembre 2011. № 21. P. 11.
43 Le Monde. 26.04.2012 // http://www.lemonde.fr/idees/article/2012/04/26/le-vote-fn-mise-en-abyme-des-valeurs-republicaines_1691148_3232.html
мнения осени 2011 г., лишь 34% избирателей считали, что такие республиканские ценности, как свобода, равенство и братство, хорошо реализуются в их стране44, а 60% полагали, что демократия во Франции не функционирует должным образом45. В этих условиях М. Ле Пен призывала к возрождению подлинных равенства, свободы и братства, что позволяло ей аккумулировать протестные настроения, характерные для части населения. Требования равенства звучали, прежде всего, в предложениях НФ в социальной сфере. Национальный фронт выступал за «восстановление принципов равенства» во всех областях общественной жизни (в школе, университете, на предприятиях, а также в доступе к государственной службе)46. Программа партии предусматривала утверждение «равенства граждан при получении государственных услуг»47 и в отношении налоговых выплат48. Кроме того, Марин Ле Пен высказывалась за перерасчет наиболее низких заработных плат и пенсий, что, по мнению французского специалиста по крайне правым П. Перрино, соответствовало «пониманию Республики в ее социальном измерении» и отвечало стратегии включения республиканской тематики в дискурс НФ49.
Особое внимание М. Ле Пен уделяла проблеме равенства полов и, в частности, равной оплаты для мужчин и женщин. По результатам опроса общественного мнения, проведенного незадолго до президентских выборов 2012 г., лидер НФ заняла второе место, уступив лишь социалисту Ф. Олланду и набрав 15% голосов в рейтинге кандидатов по вопросу, насколько их предложения содействуют принципу равенства полов50. Подобная риторика вкупе с образом молодой, активной женщины с тремя детьми не могла не привлечь на сторону НФ французских избирательниц. Если традиционно за НФ голосовали преимущественно мужчины, то в 2012 г. разрыв между мужским и женским голосованием был незначительным и не составлял более 2—5 пунктов. В первом туре выборов за Ле Пен отдали голоса 17,9% избирателей-женщин, что стало третьим результатом среди всех кандидатов на пост прези-
44 Les valeurs des Français à 6 mois de l'élection présidentielle. Europe 1 / Paris Match. Novembre 2011 // http://www.ifop.com/media/poll/1695-1-study_file.pdf
45 Institut pour la démocratie.OpinionWay. Octobre 2011 // http://www.opinion-way. com/pdf/bj7821_-_ideev_-_la_democratie_vf.pdf
46 Notre projet. Programme politique du Front National. P. 6.
47 Ibid. P. 20.
48 Ibid. P. 56.
49 Perrineau P. Op. cit. P. 79.
50 Le Monde. 08.03.2012 // http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/article/ 2012/03/08/marine-le-pen-parvient-a-ramener-les-femmes-vers-le-fn_1654145_1471069. html
дента (после Ф. Олланда, получившего 28,63% голосов, и Н. Сар-кози с 27,18%)51.
Выступая за равенство, НФ постоянно подчеркивал, что в Республике не может быть никакой формы дискриминации на основании этнического происхождения, пола и сексуальной ориента-ции52. В соответствии с новой стратегией модернизации партии M. Ле Пен позиционировала Национальный фронт как негомо-фобское объединение, что свидетельствовало об определенном изменении его политической линии. В отличие от Ж.-M. Ле Пена, который приравнивал «гомосексуальность к биологической и социальной аномалии» и осуждал проведение публичных шествий и акции людей нетрадиционной сексуальной ориентации53, Mарин Ле Пен придерживалась более умеренных взглядов по данному вопросу: в частности, ее предвыборная программа не содержала требования пересмотра Гражданского договора солидарности54. Подобное смягчение риторики отразилось на электоральных перспективах лидера НФ накануне первого тура президентских выборов 2012 г.: согласно опросу общественного мнения, за нее планировали отдать голоса 19% людей нетрадиционной сексуальной ориентации55. Одной из важных причин такого голосования, помимо модернизированного дискурса НФ, могла стать борьба партии против ис-ламизации и иммиграции. Как отмечалось руководством НФ, переход на сторону Ле Пен людей нетрадиционной сексуальной ориентации зачастую являлся их реакцией на различные формы притеснения со стороны иммигрантов, прежде всего, в неблагополучных пригородах56. Тем не менее, приверженность M. Ле Пен принципам «сексуальной демократии» была отнюдь не абсолютной, что объяснялось сохранением в партии большого числа приверженцев традиционной позиции НФ по этому вопросу, а также
51 Sondage jour du vote premier tour Election présidentielle 2012. Explications du vote. CSA. 22.04.2012 // http://www.csa.eu/multimedia/data/sondages/data2012/opi20120422-sondage-jour-du-vote-le-vote-des-femmes-au-1er-tour-de-l-election-presidentielle.pdf
52 La Laïcité // Le projet du Front National // http://www.frontnational.com/le-projet-de-marine-le-pen/refondation-republicaine/laicite/
53 Huffington Post. 16.11.2012 // http://www.hufTmgtonpost.fr/2012/11/16/jean-marie-le-pen-homosexuel-aventure-homosexuelle-avec-maire-pau_n_2145082.html
54 Гражданский договор солидарности — это законодательная система, принятая во Франции в 1999 г. и ставшая альтернативой традиционному браку. Гражданский договор солидарности может заключаться между партнерами как разного, так и одного пола и предоставляет парам, проживающим вне брака, личные и имущественные права.
55 Kraus F. Les électorats sociologiques. Gays, bis et lesbiennes: Des minorités sexuelles ancrées à gauche. Janvier 2012 // http://www.cevipof.com/rtefiles/File/AtlasEl3/NoteKRAUS. pdf
56 Crépon S. Enquête au cœur du nouveau Front national. Paris, 2012. P. 264.
безусловной зависимостью Национального фронта от его многочисленных консервативных сторонников. Так, Ле Пен выступила против легализации однополых браков и предоставления права на усыновление детей однополым супругам.
Тематика равенства являлась не единственной из республиканской триады, к которой обращался обновленный НФ: свое место в риторике партии заняла и идея «братства», выраженная в концепции «солидарности и единства». Она заключалась в утверждении, что социальная основа «государства благоденствия» напрямую зависит от ощущения людьми общности национальных интересов, труднодостижимого при наличии культурных, ментальных и этнических границ. В своей программной речи в Страсбурге 12 февраля 2012 г. Марин Ле Пен заявила, что «солидарность — это чувство, которое существует лишь при наличии у людей общности ценностей и культуры... а так как общества организованы в нации, именно нация является естественной средой для единства»57. По мнению Ле Пен, массовая миграция несет в себе опасность разрушения чувства национальной солидарности, на которой базируется вся система социального обеспечения и безопасности58. Поскольку стратегия Ле Пен подразумевала обращение к широким слоям населения, зачастую нуждающимся в социальной поддержке, подобная риторика стала важным элементом «дедемонизации» НФ и показала наличие у партии новой аргументации в традиционном для нее вопросе иммиграции. Использование в дискурсе НФ ценностей светскости, равенства и солидарности, которые большинством французов относятся к левым ценностям59, также демонстрирует такую особенность «маринистского» Национального фронта, как синтез ряда предложений левых и правых, что позволяет партии создать привлекательную программную платформу.
Необходимость защиты республиканских ценностей руководство НФ связывало с идеей «сильного национального государства». Именно сильное государство являлось, по мнению М. Ле Пен, «лучшим защитником светскости»60, лишь оно через реализацию своих социальных функций могло способствовать достижению равенства и единства. Государство рассматривалось как абсолютное благо, прежде всего, в социально-экономической сфере. По словам
57 Le Pen M. Discours à Strasbourg. 12.02.2012 // http://www.frontnational.com/videos/ grand-meeting-de-marine-le-pen-a-strasbourg/
58 Ibidem.
59 Les valeurs des Français à 6 mois de l'élection présidentielle // http://www.ifop. com/media/poll/1695-1-study_file.pdf
60 Grand Meeting de Marine Le Pen à Rouen. 15.02.2012 // http://www.frontnational. com/videos/grand-meeting-de-marine-le-pen-a-rouen-le-15-janvier/
М. Ле Пен, практическая реализация идеи сильного государства подразумевала под собой «увеличение сектора государственных услуг, которое предоставит государству средства для регулирования экономики, а также обеспечит рабочие места и равенство простым гражданам Франции»61. В атмосфере финансового и экономического кризиса популярностью среди части избирателей пользовались и предложения НФ по введению мер протекционизма, находившие отражение в концепции «сильного государства». Политика протекционизма — «экономического патриотизма» М. Ле Пен предусматривала ряд мер: принятие закона, обязывающего государственные административные органы и органы местного самоуправления покупать в первую очередь французские сельскохозяйственные, промышленные продукты и товары ремесленного производства; облегчение доступа малому и среднему бизнесу к рынку; увеличение таможенных пошлин; релокализацию промышленности, частичную национализацию депозитных банков с целью оздоровления банковских практик и защиты сбережений французов62. Идея «сильного государства» затрагивала и такую республиканскую ценность, как свободу, которая связывалась с борьбой за национальный суверенитет, ограниченный, по мнению М. Ле Пен, «диктатом Брюсселя». Возвращение французам свободы, декларируемое лидером НФ в качестве первоочередной задачи, «не представлялось возможным» без восстановления утраченного суверенитета во всех областях63, что означало выступление Национального фронта и против ЕС.
Помимо изменений в идейно-политических основах партии, «республиканский поворот» имел также ряд проявлений в риторике руководства НФ и выбранных агитационно-пропагандистских образах. Символичными представлялись призывы М. Ле Пен к «патриотической, мирной и демократической революции», или «новой ночи 4 августа» по аналогии с событиями 4 августа 1789 г. Французской революции, когда были отменены привилегии дворянства и духовенства64. В предвыборных выступлениях Ле Пен помимо традиционного лозунга «Да здравствует Франция!» появился новый —
61 Le Pen M. Discours à Bompas. 11.03.2011 // http://www.nationspresse.info/fn/bompas-66-marine-le-pen-lance-la-vague-sociale
62 Le Pen M. C Politique. 18.12.2011 // http://www.frontnational.com/videos/marine-le-pen-invitee-de-cpolitique-sur-france-5/
63 Europe 1. Le questionnaire 2012. 29.02.2012 // http://www.europe1.fr/politique/ le-questionnaire-2012-marine-le-pen-si-vous-etes-elue-967947
64 Le JDD. 11.12.2011 // http://www.lejdd.fr/Election-presidentielle-2012/Actualite/ Marine-Le-Pen-veut-la-revolution-interview-437441
«Да здравствует Республика»65. Яркой демонстрацией обращения партии к республиканской тематике стало использование в качестве основы для предвыборного плаката молодежной организацией НФ «Молодые с Марин» картины французского художника Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Написанная по мотивам июльской революции 1830 г., в «маринистской» интерпретации она отсылала французов к идее «сопротивления». Оно мыслилось партией как борьба Национального фронта под руководством Марин Ле Пен «против влиятельных экономических и финансовых группировок», «против несправедливости», «против двух форм современного тоталитаризма: исламизации и глобализации»66.
«Республиканский поворот», затронувший различные программные положения и идейно-политический фундамент Национального фронта, неоднозначно воспринимался внутри партии: будучи значимым элементом стратегии «дедемонизации» Марин Ле Пен, он встретил сопротивление со стороны ряда консервативных членов НФ. Одним из главных спорных вопросов стала активно культивируемая Ле Пен идея светскости, против которой выступали, прежде всего, входившие в НФ католики-интегристы. Утверждение концепции светскости вместе со стремлением сохранить традиционный электорат приводило к определенной двойственности заявлений М. Ле Пен. Высказываясь за абсолютную светскость, Ле Пен в то же время признавала христианские корни Франции и «наличие исключительно в христианстве доктрины разделения мирского и божественного, являющейся основной светскости»67.
Несмотря на необходимость лавирования в ряде вопросов, включение республиканской тематики в дискурс НФ стало важным элементом его обновления, которое существенным образом изменило идейные основы партии, а также ее имидж в глазах французов. Национальному фронту Марин Ле Пен во многом удалось адаптироваться к запросам избирателей: 67% «маринистского» электората назвали в качестве главной причины голосования за лидера НФ в первом туре президентских выборов 2012 г. «наличие
65 Le Pen M. Meeting à Metz : Discours de cloture. 12.12.2011 // http://www.frontnational. com/videos/meeting-a-metz-discours-de-cloture-de-marine-le-pen/
66 Le Pen M. Discours lors du Congrès de Tour // http://www.frontnational.com/videos/ congres-du-fn-a-tours-discours-d%E2%80%99investiture-de-marine-le-pen/
67 Le Pen M. L'État doit distinguer entre les religions. 18.04.2012 // http://www. famillechretienne.fr/societe/politique/marine-le-pen-l-etat-doit-distinguer-entre-les-religions-18490
у нее ответов на волнующие их вопросы»68. Среди избирателей М. Ле Пен наибольшее число людей, в сравнении с избирательной базой других кандидатов, отмечали «понимание ею беспокойств французов», что свидетельствовало о несомненном успехе стратегии лидера НФ69. При этом наибольшая поддержка избирателями Ле Пен приходилась на такие значительно обновленные аспекты программы НФ, как борьба против иммиграции (77% избирателей), противодействие преступности (54%), требование увеличения заработных плат и покупательной способности населения (31%)70. Трансформация отношения НФ к республиканским ценностям в преддверии выборов 2012 г. встретила положительную реакцию со стороны части французов: по данным опроса, размещенного на веб-сайте крайне правой направленности «Светский ответ», 46% избирателей отметили, что НФ воплощает ценности светскости, а около трети подчеркнули, что партия отражает республиканские ценности свободы, равенства и братства71. Несмотря на то, что такого рода мнение было все же характерным для меньшей части французских избирателей, для НФ, который традиционно считался партией, несовместимой с французскими республиканскими идеалами, результат представлялся значительным.
Вместе с тем, по итогам опроса, проведенного через три года, в марте 2015 г., лишь 36% французов заявили, что «НФ хорошо отражает республиканские ценности»72. Таким образом, рейтинг Национального фронта по данному вопросу не претерпел существенной положительной динамики в последние годы. В условиях, когда именно традиционные ценности становятся одним из определяющих моментов при голосовании, способность НФ соответствовать республиканским идеалам должна оказать влияние на его дальнейшие перспективы на партийно-политической сцене V Республики.
68 1er tour présidentielle 2012. Comprendre le vote des Français. IPSOS. Avril 2012 // http://www.ipsos.fr/sites/default/ffles/attachments/rapport_sw_2012_-_23_avril_2012_-_10h.pdf
69 Premier tour de l'élection présidentielle 2012: profil des électeurs et clés du scrutin. IFOP. Avril 2012 // http://www.ifop.com/media/poll/1848-1-study_file.pdf
70 Ibidem.
71 La Riposte laïque. 11.07.2011 // http://ripostelaique.com/sondage-licra-pres-d%E2% 80%99un-francais-sur-deux-estime-que-le-fn-incarne-la-valeur-republicaine-de-%C2%AB-laicite-%C2%BB.html
72 Le Front national, parti politique qui «comprend le mieux les gens». Sondage Viavoice pour La Libération. 03.03.2015 // http://www.institut-viavoice.com/world/index. php/etudes/toutes-nos-etudes/etudes-ponctuelles/item/identite-de-la-gauche-viavoice-liberation-copy
Список литературы
1. Бенедиктов К. Возвращение Жанны д'Арк. Политическая биография Марин Ле Пен. М., 2015.
2. Васильева Н.Ю. Национальный фронт вчера и сегодня // Французский ежегодник. 2003. М., 2003.
3. Карцев Е.А. «Новые правые» Франции: антология современных идей. Основные тенденции эволюции правой идеологии и политики в годы IV и V Республик. М., 1996.
4. Кузнецова В. «Национальный фронт» во Франции // Российский журнал исследователей национализма. 2013. № 1.
5. Новоженова И.С. Национальный фронт во Франции // Актуальные проблемы Европы. Правый радикализм в современной Европе: Сб. науч. трудов / Ред.-сост. С.В. Погорельская. М., 2004.
6. Преображенская А.А. Франция на новом вираже политической жизни — вся власть у левых // Год планеты. Экономика, политика, безопасность. Ежегодник. М., 2012.
7. Стрельцова Я.Р. Национальный фронт накануне президентских выборов во Франции // Наука. Культура. Общество. 2011. № 2.
8. Balent M. The French National Front from Jean-Marie to Marine Le Pen: Between Change and Continuity // Exposing the Demagogues. Right-wing and National Populist Parties in Europe. Joint publication of CES and Konrad Adenauer Stiftung. Belgium, 2013.
9. Betz H.-G. The new Front national: Still a Master Case? // Working Paper Series. 2013. September. N 30. P. 4 // http://www.recode.info/wp-content/up-loads/2014/01/Final-REC0DE-30-Hans-Georg-Betz_Final_fin.pdfP.4
10. Camus J.-Y. Le Front national, histoire et analyse. Paris, 1996.
11. Chombat de Lauwe M.-J. Vigilance. Vieilles traditions extrémistes et droites nouvelles. Paris, 1987.
12. Crépon S. Enquête au cœur du nouveau Front national. Paris, 2012.
13. Dépinoy M. Le masque Républicain du nouveau Front National // Cahiers de Psychologie politique. № 27. Juillet 2015.
14. Gombin J. Mythologie du front républicain // Le Monde diplomatique. Mars 2015 // http://www.monde-diplomatique.fr/2015/03/G0MBIN/52740
15. Kraus F. Les électorats sociologiques. Gays, bis et lesbiennes: Des minorités sexuelles ancrées à gauche. Janvier 2012 // http://www.cevipof.com/rtefiles/ File/AtlasEl3/NoteKRAUS.pdf
16. Perrineau P. La France au Front. Essai sur l'avenir du FN. Paris, 2014.
17. Williams M.-Н. A new era for French far right politics? Comparing the FN under two Le Pens // Analise Social. № 201. 2011.
Поступила в редакцию 13 апреля 2016 г.