Научная статья на тему '«Республиканская революция» 1994 года в США и ее причины'

«Республиканская революция» 1994 года в США и ее причины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
582
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Высоцкий Андрей Михайлович

Рассмотрены основные причины победы Республиканской партии на выборах в Конгресс США 1994 г. Показано, что падение популярности Б. Клинтона, а также успешная избирательная кампания республиканцев не могли стать главными факторами победы оппозиции в 1994 г. Охарактеризована роль социально-демографических изменений в южных штатах, приведших к партийной перегруппировке. Обоснован вывод о том, что укрепление позиций Республиканской партии на юге являлось главным фактором ее победы на выборах в Конгресс 1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Республиканская революция» 1994 года в США и ее причины»

А. М. Высоцкий

«Республиканская революция» 1994 года в США и ее причины

Рассмотрены основные причины победы Республиканской партии на выборах в Конгресс США 1994 г. Показано, что падение популярности Б. Клинтона, а также успешная избирательная кампания республиканцев не могли стать главными факторами победы оппозиции в 1994 г. Охарактеризована роль социально-демографических изменений в южных штатах, приведших к партийной перегруппировке. Обоснован вывод о том, что укрепление позиций Республиканской партии на юге являлось главным фактором ее победы на выборах в Конгресс 1994 г.

Парламентские и президентские выборы в США всегда привлекают к себе внимание общественности, особенно когда исход голосования непредсказуем. События, связанные с выборами в Конгресс США 1994 г. и получившие в литературе название «Республиканская революция», заняли особое место в истории США, так как повлекли за собой серьезные политические и экономические изменения.

После победы Б. Клинтона на президентских выборах 1992 г. исполнительная и законодательная власти в стране оказались в руках демократов, так как еще с 1987 г. они контролировали обе палаты Конгресса. Однако республиканцам потребовалось лишь два года для того, чтобы нарушить гегемонию демократов и впервые с 1954 г. стать партией большинства в обеих палатах Конгресса. По результатам промежуточных выборов в ноябре 1994 г. республиканцы получили дополнительно 54 мандата и впервые с 1954 г. стали партией большинства в Палате представителей (230:204 в пользу республиканцев) [4, p. 50]. При этом ни один из действующих членов Палаты представителей от Республиканской партии не потерпел поражения в своем округе, в то время как 34 действующих конгрессмена от демократов уступили своим оппонентам. После того как Демократическая партия лишилась 9 мест в Сенате, контроль над этим органом власти также перешел к республиканцам (52:48) [ibid.].

Проводившиеся после выборов исследования, моделировавшие итоги голосования, давали неоднозначные результаты. Политолог Дж. Кемпбелл, использовавший собственную методику, которая брала за основу итоги предшествовавших президентских выборов и рейтинг доверия президенту, пришел к выводу, что Демократическая партия должна была потерять 26 мест в Палате представителей, но сохранить большинство [3, p. 833].

В чем причины столь резкого падения популярности Демократической партии? Стал успех республиканцев временным всплеском или проявлением некоего тренда? Эти вопросы сразу заинтересовали специалистов. Первоначально столь значительный успех оппозиции выглядел чем-то из ряда вон выходящим, и даже опытные политологи, казалось, были застигнуты врасплох [13, p. 357]. В работах, выпущенных по горячим следам выборов 1994 г., успех республиканцев рассматривался как временное явление, поэтому на первый план вышли ситуативные причины «Республиканской революции», такие, как разочарование политикой администрации Б. Клинтона и успешная предвыборная кампания республиканцев [ibid.].

Несмотря на то что первые два года президентства Б. Клинтона сопровождались экономическим ростом, многие политологи уже в 1994 г. рассматривали его как президента одного срока. Сменив на высшем посту Дж. Буша-старшего, рейтинг которого

оказался подорван невыполненными обещаниями, Б. Клинтон, казалось, повторил ошибки своего предшественника. Реформа здравоохранения — одна из основных тем его избирательной кампании — попала под огонь критики со стороны лоббистских групп и республиканцев и, забуксовав, в сентябре 1994 г. была отложена для рассмотрения уже в Конгрессе следующего созыва. Множество дискуссий даже внутри Демократической партии вызвало принятие «Закона о всеобъемлющем сбалансировании бюджета» в августе 1993 г., а также снятие запрета на службу в армии представителей сексуальных меньшинств. Многие сторонники демократов, привлеченные популистской предвыборной кампанией Б. Клинтона в 1992 г., через два года оказались разочарованы и к избирательным урнам просто не пришли. Наиболее низкая явка на выборах 1994 г. была зафиксирована среди групп населения с преимущественно либеральными взглядами.

Макроэкономические показатели (уровень ВВП, безработица и др.) говорили в пользу демократов, но все же рейтинг Б. Клинтона после вступления в должность уменьшился на 10 пунктов и в начале ноября 1994 г. составил 48% [5, р. 203]. Дж. Кемпбелл, основываясь на данных о корреляции между рейтингом президента и результатом его партии на промежуточных выборах, пришел к выводу, что разочарование политикой правительства вкупе с падением популярности президента не могли стать основной причиной «Республиканской революции», так как вели к потере демократами дополнительно лишь 9—10 мест в Палате представителей [3, p. 832].

Важную роль в успехе республиканцев сыграла успешно проведенная избирательная кампания, главным стратегом которой был конгрессмен-консерватор из Джорджии Ньют Гингрич, один из соратников Р. Рейгана и лидер партии меньшинства в Палате представителей с 1989 г.

Свою агитационную кампанию оппозиция построила вокруг нового программного документа под названием «Контракт с Америкой». Документ, представленный 27 сентября 1994 г., во многом перекликался с посланием Р. Рейгана Конгрессу США 1985 г. и воплощал принципы фискального и, в меньшей мере, социального консерватизма. Согласно «Контракту с Америкой», республиканцы в случае успеха на выборах в Конгресс брали на себя обязательство выполнить программу из десяти пунктов. За

100 дней они обещали принять поправку к Конституции о сбалансированном бюджете, разрешить президенту постатейное вето, ввести квалифицированное большинство в 2/3 голосов при рассмотрении законопроектов об увеличении налогов, сократить расходы на систему вспомоществования, увеличить расходы на оборону и др.

Н. Гингрич, ставший в 1995 г. спикером Палаты представителей, называл «Контракт с Америкой» ключом к успеху его партии на выборах 1994 года [12, p. 1]. Республиканцам хотелось верить, что их программа нашла широкую поддержку среди избирателей. Однако уровень этой поддержки вызывал вопросы.

Политический консультант Ф. Люнц, работавший на республиканцев, утверждал, что каждый из десяти пунктов «Контракта с Америкой» поддерживали не менее 60% американцев [1, p. 144]. Однако исследования службы «Гэллап» давали другие результаты. Согласно их данным, в 1993 г. лишь 17% респондентов выступали за увеличение расходов на оборону [8, p. 66]. В 1994 г. от 54 до 60% опрошенных поддерживали идею замены системы вспомоществования на общественную работу в случае недостатка рабочих мест в частном секторе [11, p. 101]. Крайне противоречивой была информация об уровне поддержки поправки к Конституции о сбалансированном бюджете (от 32 до 80% в зависимости от формулировки вопросов) [7, p. 136].

Активная агитационная кампания, связанная с популяризацией «Контракта с Америкой», несомненно, внесла вклад в «Республиканскую революцию», однако не могла стать главной ее причиной как из-за невысокого уровня поддержки самого документа населением, так и из-за недостаточной осведомленности жителей США о его существовании (в октябре 1994 г. 75% респондентов ничего не слышали о «Контракте с Америкой») [1, p. 145].

Только с учетом результатов последующих избирательных циклов специалистам удалось оценить парламентские выборы 1994 г. как одно из звеньев в глобальном процессе трансформации электоральной карты США и выделить наиболее важный фактор, обусловивший не только победу Республиканской партии на выборах 1994 г., но и в целом укрепление позиций этой партии в американской политике в последней трети XX в. Таким фактором

являлась республиканизация южных штатов, приведшая к партийной перегруппировке.

Господство Демократической партии в 11 южных штатах, взявшее начало в годы Реконструкции и позволявшее на протяжении десятилетий контролировать местные легислатуры, в 1990-е гг. оказалось под угрозой в результате разнонаправленных процессов. В период борьбы за гражданские права демократы сумели привлечь на свою сторону подавляющее большинство аф-роамериканцев, однако одновременно оттолкнули от себя консервативных белых южан. Ситуация для демократов осложнялась тем, что в период 1910—1970 гг. в результате так называемой «Великой миграции» около 6 млн афроамериканцев покинули южные штаты, и их процентная численность в этом регионе упала с 30% до 19% [9, p. 5]. В то же время превращение юга США после Второй мировой войны в индустриальный центр привлекло сюда большое число мигрантов из северных штатов, то есть преимущественно электорат Республиканской партии. Приток представителей среднего класса с севера лишь усилил консервативный тренд. По данным 1996 г., 46% белых мужчин среднего класса в южных штатах идентифицировали свои политические взгляды как умеренные, а 42% — как консервативные [2, p. 262]. Либеральные идеи не пользовались поддержкой белых южан. Демократическая партия, поддержав движение за гражданские права, перестала быть защитницей консервативных устоев юга. Если в 70-е гг. 40% консервативных белых южан считали себя демократами, то в начале XXI в. — менее 10% [10, p. 132].

Успех в южных штатах Б. Голдуотера, кандидата от республиканцев, на президентских выборах 1964 г. ознаменовал собой начало длительного процесса партийной перегруппировки. Республиканцы открыли новое поле для борьбы, и уже Р. Никсон и Р. Рейган во время избирательных кампаний специально апеллировали к белым южанам и их консерватизму. Но только в 90-е гг. тотальное господство демократов ушло в прошлое. Если в 1991 г. Демократическая партия контролировала все 22 палаты законодательных собраний во всех 11 южных штатах, то к 1997 г. республиканцы владели большинством в 5 палатах, а в 2004 г. — уже в 10 [6, p. 34].

К началу 90-х гг. процессы, происходившие на юге, стали влиять и на расстановку сил в Вашингтоне. Если в 60-е гг. рес-

публиканцы получали в Палате представителей не более 25% мест южных штатов, то в 80-е гг. это значение увеличилось до 37%. В Конгрессе 104-го созыва (1995—1997 гг.) впервые с 1868 г. южные штаты были представлены преимущественно республиканцами (64:61 в Палате представителей, 13:9 в Сенате) [2, p. 10]. Из 54 дополнительных мест в Палате представителей, полученных республиканцами на выборах 1994 г., 16 приходились на южные штаты (в Сенате из 9 новых мест на южные штаты приходились 4) [ibid.].

Без республиканизации юга даже высокая степень недовольства действиями президента и активная избирательная кампания не помогли бы республиканцам впервые с 1954 г. вернуть под свой контроль Конгресс. Успех оппозиции в 1994 г. не стал временным явлением, так как был вызван долгосрочными тенденциями. «Республиканская революция» оказалась результатом перегруппировки политических сил. Не потеряв существенного количества голосов в других регионах США, в последней трети XX в. Республиканская партия сумела утвердиться в южных штатах и с 1995 г. на протяжении 12 лет удерживала большинство хотя бы в одной из палат Конгресса.

Список литературы

1. Bishop G.F. The Illusion of Public Opinion: Fact and Artifact in American Public Opinion Polls. Lanham, 2005.

2. Black E., BlackM. The Rise of Southern Republicans. Cambridge (Massachusetts), 2002.

3. Campbell J.E. The Presidential Pulse and the 1994 Midterm Congressional Election // The Journal of Politics. 1997. Vol. 59, N 3. P. 830—857. URL: http://www.acsu.buffalo.edu/~jcampbel/documents/ JCJOP1997Surge.pdf (дата обращения: 17.09.2013).

4. Carle R.H. Statistics of the Congressional Election of November 8, 1994. Washington, 1995. URL: http://clerk.house.gov/member_info/electioninfo/ 1994election.pdf (дата обращения: 17.09.2013).

5. ConleyR.S. Historical Dictionary of the Clinton Era. Lanham, 2012.

6. Eye of the Storm: The South and Congress in an Era of Change / еd. by J.C. Kuzenski, L.W. Moreland, R.P. Steed. Westport, 2001.

7. Fisher P. Congressional Budgeting: A Representational Perspective. Lanham, 2005.

8. The Gallup Poll: Public Opinion 2003 / ed. by G. Gallup, Jr. Lanham, 2004.

98

А М. Высоцкий

9. Minahan J.B. Ethnic Groups of the Americas : an Encyclopedia. Santa Barbara, 2013.

10. New Directions in American Political Parties / еd. by J.M. Stonecash. N.Y., 2010.

11. Quigley W.P. Ending Poverty As We Know It: Guaranteeing a Right to a Job. Philadelphia, 2003.

12. Republican Revolution 10 Years Later: Smaller Government or Business as Usual? / ed. by C. Edwards, J. Samples. Washington, 2005.

13. The State of the Parties: the Changing Role of Contemporary American Politics / еd. by J.C. Green, D.J. Coffey. Lanham, 2006.

Об авторе

Андрей Михайлович Высоцкий — аспирант кафедры истории Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.