Научная статья на тему 'Республика Саха (Якутия) в контексте Российской модернизации:императивы современности и традиции'

Республика Саха (Якутия) в контексте Российской модернизации:императивы современности и традиции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / MULTI-ETHNICITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисов Егор Афанасьевич

В статье даётся комплексный анализ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Отмечается, что республика является одним из лидеров Российской Федерации по запланированным на её территории инвестиционным проектам. Подчёркивается, что приоритетами государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) являются сохранение и развитие национальных культур, языков, обычаев и традиций всех народов, проживающих в республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Борисов Егор Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of Sakha (Yakutia) in the Context of RussianModernization: the Imperatives of Modern and Tradition

The article gives a comprehensive analysis of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). The Republic is one of the leaders in the country on the planned investment projects. The priorities of the state national policy of the Republic of Sakha (Yakutia) are the preservation and development of national cultures, languages, customs and traditions of all peoples living in the Republic.

Текст научной работы на тему «Республика Саха (Якутия) в контексте Российской модернизации:императивы современности и традиции»

Борисов Е. А.

Республика саха (Якутия) в контексте Российской модернизации: императивы современности и традиции

Борисов Егор Афанасьевич — доктор экономических наук, Президент Республики Саха (Якутия)

Аннотация. В статье даётся комплексный анализ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Отмечается, что республика является одним из лидеров Российской Федерации по запланированным на её территории инвестиционным проектам. Подчёркивается, что приоритетами государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) являются сохранение и развитие национальных культур, языков, обычаев и традиций всех народов, проживающих в республике.

Ключевые слова: национальная идентичность, модернизация, инновационная экономика, многонациональность, национальная политика, государственная поддержка.

В настоящее время модернизация экономики и развитие восточных регионов России занимает особое место среди приоритетов Президента и Правительства Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и принят план мероприятий по её реализации. Разрабатывается долгосрочная Государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2012-2018 годов и на перспективу до 2025 года. Правительство Российской Федерации во многом связывает развитие Дальнего Востока и России в целом с динамичным развитием Якутии как крупнейшего стратегического региона.

Сегодня Россия стоит на пути стабильного развития, мы уверенно смотрим в завтрашний день. Якутия — это субъект Российской Федерации с высокими темпами роста экономики и амбициозными инвестиционными планами, выстроенными в единую логическую систему развития Северо-Востока России. Планы республики во многом корреспондируются с целями

и задачами, определёнными Президентом России в стратегических Указах от 7 мая 2012 года. Параметры развития заложены в Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года. Уже сегодня Республика Саха (Якутия) является одним из лидеров Российской Федерации по запланированным на её территории инвестиционным проектам, (как по числу проектов, так и по объёмам инвестиций), которые, в условиях развития модернизационнных планов, обеспечат положительный общенациональный эффект для Российской Федерации на основе инновационного развития экономики.

Решение стратегических задач, нацеленных на всестороннее развитие страны, должно осуществляться наступательно и динамично. Однако этому мешают сохраняющиеся системные проблемы, одна из которых сосредоточена в области государственной национальной политики.

Важнейшим следствием вхождения Якутии в состав Российского государства в 1632 году стал выработанный в процессе творческого труда народов Якутии своеобразный хозяйственный уклад, сочетающий в себе уникальные технологии ведения хозяйства в экстремальных, не имеющих аналогов на планете климатических условиях, и бережное отношение к легко ранимой природе Крайнего Севера. Географическое пространство Якутии с древности представляло собой оживлённый этнокультурный перекрёсток, где происходили сложные процессы хозяйственного, торгового, языкового взаимодействия, синтез и преобразование магистральных и локальных культур этнических сообществ Северной Азии.

Мы рассматриваем многонациональное^ — результат исторического опыта взаимодействия людей разных национальностей — как наше преимущество, наш огромный ресурс. Историческое прошлое республики, страны объединяет нас, является фактором идентификации со своей родиной, ключевым элементом формирования гражданской идентичности.

Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в своей работе, вне зависимости от её направлений, стараются опираться на научные подходы. Регион располагает мощной научной базой, объединяющей интеллектуальные ресурсы Якутского научного центра РАН, Северо-Восточного федерального университета, Академии наук РС (Я). Учёные республики включены во все социально-экономические процессы, происходящие в регионе, и получают достойную поддержку правительства республики.

При разработке системы мер совершенствования национальной политики России на основе комплексного подхода необходимо опираться на достижения научной мысли, на фундаментальные и прикладные исследования, позволяющие трезво и объективно оценивать тот или иной сегмент этого многомерного процесса.

Научный подход к проблемам национальной политики России должен учитывать многие аспекты. Особое место среди них занимают теоретические и методологические проблемы, определяющие сущность, формы и значение политических решений и подходов. Исследовательские версии исходят из отличающихся концептуальных ориентиров, которые определяют интерпретацию и использование понятийного аппарата, прежде всего, таких базовых категорий, как «нация», «этнос», «национализм», «национальная и этническая культура» и т. д. [см., например: Этничность..., 1994].

Отмечая активное переосмысление теории вопроса в современной отечественной науке, многие авторы констатируют усиление её интеграции с наиболее плодотворными направлениями западных школ, а также формулируют адекватное современной российской социальной практике представление о концептуальных основах новой национальной политики, всё чаще обозначаемой как этнокультурная политика.

Этнополитика в настоящее время правомерно трактуется в широком социокультурном контексте, что наиболее полно отвечает практическим задачам эффективного реагирования государства на самые разнообразные практические проявления взаимодействия этносов, этнических групп и диаспор, в том числе посредством создания и развития соответствующих идеологических и политических форм. Именно такая позиция представляется наиболее конструктивной в научном и политическом отношении.

Актуальные потребности выстраивания новой системы этнополитики и федеративных отношений в России породили множество дискуссий, идей и предложений, имеющих незавершённый характер и отчетливо выражающих существо решаемых сегодня государством и обществом сложных идеологических, политических, социально-экономических, культурных и духовных задач.

В частности, одним из достижений сравнительно-исторического изучения национализма является то, что понятия нации и государства стали рассматриваться и изучаться раздельно, активизировалось внимание к проблемам их соотношения. При этом исследовательская и политическая практика показала неконструктивность придания категории нации лишь того смысла, который доминирует в правящих элитах многонациональных стран.

Специалисты пытаются найти адекватный способ формирования у населения Российской Федерации сознания согражданства. Рамазан Абдулатипов справедливо отметил, что «нация и национальный вопрос — это

система, которая ещё долго будет иметь реальное место в обществе, реальное значение». В связи с этим главной задачей национальной политики российского государства выдвигается использование и наращивание огромного потенциала уникальных народов и опыта их братского сотрудничества [Абдулатипов, 1999: 17; Историческая многонациональность..., 1999: 61].

Авторитетный эксперт в области национального строительства Вячеслав Михайлов, исходя из научного и политического опыта участия в национальной политике, признаёт новый подход к национальности прежде всего как к вопросу самоопределения человека на личностном уровне, по духовным потребностям, отношению к языку и культуре. Он формулирует национальную политику как искусство соединения национальных интересов и формирования подлинно федеративных отношений [Национальная политика России., 1997: 3].

Федерализм стал отдельным предметом основательных трудов в области политологии, права, истории. Однако лишь немногие авторы предметно занимаются изучением российской специфики национальной политики и федеративных отношений, динамики их взаимосвязи.

Наиболее значимыми являются труды Р. Г. Абдулатипова, Г. В. Атаманчука, Л. Ф. Болтенковой, С. Д. Валентея, А. И. Вдовина, М. Н. Губогло, А. Ф. Дашдамирова, Л. М. Дробижевой, К. В. Калининой, А. А. Мацнева, В. А. Михайлова, Р. Г. Пихоя, П. Т. Тимофеева, В. А. Тишкова.

В них глубоко и предметно рассматриваются политические, социально-философские, экономические и исторические стороны динамики и содержания национальной политики, межнациональных и федеративных отношений, вскрываются взаимосвязи и специфические свойства этнополитических и иных процессов в отношениях разных социальных групп, общества и власти, традиций и новаций.

Так, в трудах В. В. Амелина даётся политологический и культурно-антропологический анализ межнациональных и федеративных отношений в современной России. Э. А. Баграмов рассматривает идейно-теоретические и политические аспекты национальной политики в контексте истории Евразии и актуальной действительности. Не менее важны идеи учёных о концептуальных основах деятельности разных элементов политической системы и о результатах их участия в решении национальных проблем.

Весомая роль в работе по изучению проблем межнациональных отношений отводится социологическим исследованиям, позволяющим оценить состояние общественного мнения по вопросам межнациональных отношений.

Несмотря на свою географическую удалённость и суровые природно-климатические условия, Якутия никогда не была изолированной периферией российского государства, выпадавшей из контекста общероссийского исторического процесса. Мы по праву гордимся тем, что в летопись региональной истории вписаны многие эпохальные события отечественной истории.

Двадцать лет мы живём в новой России. За эти непростые годы нашему государству пришлось выдержать много проверок на прочность, ответить на серьёзные вызовы, пройти через перестройку государственно-политической системы, через «парад суверенитетов», через глубокие экономические кризисы, через ошибочные реформы, через вооружённые конфликты. К счастью, преодолев угрозы своей целостности, закалившись в бурях и испытаниях, новое российское государство состоялось. И это, без преувеличения, заслуга всех регионов, всех народов, населяющих нашу большую многонациональную и многоконфессиональную страну.

В переходный период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Стратегически важная цель — формирование единого национального самосознания российского общества, определяющего высокую степень его консолидации, проявления гражданских инициатив. Единое национальное самосознание — это самосознание, которое служило бы залогом гармонизации отношений представителей разных этносов и духовной общности народов не только в интересах самой России, но и в интересах каждого отдельно взятого народа, человека.

Политический опыт России в минувшее столетие доказывает, что государственная национальная политика в развитии любой сферы жизнедеятельности общества, в эволюции ментальности, в революционной трансформации типа государственности, стоит на одном из первых мест.

Нам давно требуется выработка новых подходов к определению и реализации правовых, экономических и идеологических норм, механизмов совершенствования межнациональных отношений, государственной этно-национальной и конфессиональной политики в соответствии с заданным курсом модернизации и инновационного пути развития страны.

Характер межнациональных отношений и национальной политики на современном этапе во многом обусловлен историческими особенностями формирования многонациональной России. Лишь ясное понимание исторически обусловленных, глобальных и объективных законов развития полиэтнического Российского государства поможет нам определить стратегию и методологию управления национальными и федеративными отношениями.

Исходя из вышесказанного, рабочая гипотеза о развитии государственной национальной политики строится на следующем посыле: современные течения в сфере межнациональных отношений имеют глубокие исторические и социально-политические корни.

Необходимо отметить, что при формировании взаимоотношений субъектов с федеральным центром должны применяться дифференцированные, учитывающие региональные особенности, подходы. Сплотить страну можно только в том случае, если национальная политика будет принимать во внимание всё многообразие субъектов Российской Федерации с их проблемами, достижениями и нуждами в экономике и социальной сфере. Как справедливо отмечает в статье «Россия: национальный вопрос» В. В. Путин, «гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики.».

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность жителей Республики Саха (Якутия) составляет 958 тыс. человек, среди которых якутов 48,7%, русских — 36,9%, эвенков — 2,73%, украинцев — 2,12%. Всего в республике сегодня проживают представители 126 народов. И мы гордимся тем, что среди других многонациональных российских регионов Якутия отличается стабильностью межнациональных отношений. Так было раньше, даже в самые кризисные моменты истории. Так есть и сейчас.

Социологические исследования показывают, что ситуация в республике в сфере межнациональных отношений традиционно остаётся благополучной. Прослеживается устойчивость оценок межнациональных отношений. Так, в течение 2007-2010 годов положительно оценивали ситуацию в указанной сфере от 69 до 74% жителей Якутии. В 2011 году произошёл спад до 63%. В 2012 году положительные оценки вновь достигли 68%, что является высоким показателем.

Необходимо также отметить, что с момента добровольного присоединения к российскому государству коренные народы Якутии не мыслят себе иного пути, чем рядом с русским народом. Почти четыре столетия народы Якутии, прежде всего, якуты и русские, опираясь на исторические традиции добрососедства и взаимопонимания, стремятся сохранить общество, в котором им комфортно, в котором они умеют слышать и уважать друг друга.

Безусловно, многонациональность — огромный интеграционный ресурс, позволяющий Якутии быть одним из передовых и стабильно развивающихся субъектов Российской Федерации, вносящих существенный вклад в укрепление политической и социально-экономической мощи государства. По основным макроэкономическим показателям республика сегодня уверенно занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе, представляя собой базовый регион для ускоренного развития экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, для выхода России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша республика отличается высоким уровнем рождаемости и низким уровнем смертности населения среди всех регионов Дальневосточного федерального округа. Мы — один из тех регионов страны, где наблюдается естественный прирост населения.

Основным документом, на который мы до сих пор опирались в нашей работе, является Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия), принятая в 1995 году. В настоящее время разработан и одобрен проект новой Концепции. Кроме того, действует государственная программа «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». Вопросами национального развития, межнационального благополучия и взаимодействия этносов занимается специальный региональный орган исполнительной власти — Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия).

В целях совершенствования механизма обеспечения и защиты прав коренных малочисленных народов, развития международного сотрудничества в области обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера создается институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера.

В течение минувших двадцати лет мы ни на один день не забывали о национальной политике, она всегда находилась в центре внимания руководства республики. Приоритеты государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) остаются неизменными. Прежде всего, это сохранение и развитие национальных культур, языков, обычаев и традиций всех народов, проживающих в республике.

К безусловным приоритетам национальной политики республики относится поддержка лингвистического многообразия, сохранения и развития языков народов Якутии. От того, насколько ответственно и бережно мы будем относиться к своим родным языкам, непосредственно зависит нравственное здоровье общества, уровень воспитания и образования, обеспечение преемственности поколений, социальная, политическая и экономическая стабильность. А всё это вместе — ключевые факторы устойчивого развития республики и Российской Федерации в целом.

В Якутии десятый год функционирует Совет по языковой политике при президенте республики. Действуют законы республики «О языках» и «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера», работает государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в РС (Я)».

В своих выступлениях я постоянно повторяю: между языками не может быть конкуренции. Якутский язык не должен противопоставляться русскому, а русский язык — якутскому. Наравне с другими языками они должны мирно сосуществовать и быть равноправными во всех проявлениях. Руководствуясь этим, в республике поддерживаются все языки, открываются гимназии с углубленным изучением русского языка и национальные якутские школы, издаются книги на родных языках народов Якутии, разрабатываются алфавиты коренных малочисленных народов Севера.

Русским языком в Якутии владеет 93% населения, якутским — 50%, русский язык можно по праву считать языком межнационального общения в нашей республике, как и в России в целом, как и на всём постсоветском пространстве. В этом его великая роль и ценность.

Для коренных народов Якутии языком межнационального общения является якутский. Он даёт ощущение принадлежности к своему этносу. Народ саха, как любой другой народ в составе России, должен знать свой родной язык. Чтобы не получилось так, что через сто лет два якута, встретившись на улице, будут разговаривать на каком-нибудь суржике, не имея понятия, что такое олонхо.

Языковая среда определяет мировоззрение человека, его менталитет, его поведенческие установки. Поэтому в масштабах всей России необходимо больше внимания уделять развитию языков и в первую очередь русского языка, выполняющего колоссальную интеграционную и интернациональную миссию и служащего ключевым фактором социокультурной идентичности российского народа.

Ещё один аспект государственной национальной политики республики — защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Исходя из принципа устойчивого развития, органы государственной власти республики принимают определённые меры для достижения баланса интересов промышленности и местного населения. У нас принят пока единственный в российском правовом поле закон «Об этнологической эксперти-

зе в РС (Я)», который отражает наши серьёзные намерения строить отношения между государством, бизнесом и местными сообществами на взаимном доверии и уважении.

Вместе с тем, существуют системные проблемы, которые в той или иной мере экстраполируются на всю Россию. Якутия имеет огромную территорию. Национальный состав в разных её частях неоднороден. Исторически в сельскохозяйственных районах преобладает коренное население, тогда как в промышленных центрах — в угледобывающем Нерюнгринском, алмазодобывающем Мирнинском, нефтедобывающем Ленском, золотоносном Алданском районах — 70-80% населения составляют русские. Характерно, что уровень доходов и качество жизни в промышленных районах намного выше, чем в сельской местности. В то же время, преимущественно там отмечается наибольший негативизм в оценках ситуации во всех сферах жизнедеятельности республики, политическая и электоральная пассивность. С одной стороны, здесь срабатывает эффект неоправданных ожиданий, когда на фоне относительной материальной стабильности, в условиях устойчивого развития региона люди хотят быстрее получить ещё большие блага, но не получают их, а в результате их социальное самочувствие ухудшается, неудовлетворённость своим положением возрастает.

С другой стороны, надо признать, что в кризисные 1990-е гг., да и позднее, в 2000-е гг. руководство республики направляло львиную долю бюджетных ассигнований на поддержку сельскохозяйственных районов с убыточным производством. Считалось, что решение социальных проблем жителей промышленных районов должно в большей степени ложиться на образующие их предприятия, такие как компания АЛРОСА или «Якутуголь». Время показало, что подобная политика была неправильной. Интересы производства, какую бы социальную ответственность не проявляло предприятие, всегда будут стоять для его менеджмента превыше всего. Поэтому сегодня мы меняем отношение к промышленным районам, вкладываем средства в их развитие, строим там новые социальные объекты. Этот пример доказывает, что в обеспечении общественно-политической стабильности экономический аспект имеет определяющее значение.

Не менее тесно экономический аспект переплетается и с остро поднимаемой проблемой трансформации русских из этнического большинства в этническое меньшинство. Подобная трансформация наблюдается в ряде национальных образований, в том числе в Якутии. Исторически сложилось, что основной поток представителей славянских народов хлынул в республику в период её промышленного освоения, в 20-40-е и в 50-70-е гг. прошлого века. Посланцы многих народов Советского Союза совместным созидательным трудом осваивали новые алмазоносные и угольные месторождения

Якутии, строили БАМ и АЯМ, создавали новые промышленные предприятия. За эти годы образовалась единая социокультурная общность — якутяне, в которой русский народ занимал передовые позиции.

Всё изменилось в кризисные 1990-е гг., когда в результате повального банкротства и закрытия многих градообразующих и районообразующих предприятий из Якутии в центральные регионы страны и в государства ближнего зарубежья выехало около 200 тысяч человек, в большинстве своём русских, украинцев, белорусов. Последствия тех потерь мы не преодолели до сих пор, и это в полной мере относится к территории всего Дальнего Востока.

Если из регионов мятежного Северного Кавказа русский народ спешно бежал по причине национальных притеснений и кровопролитных войн, то жители Дальнего Востока в то же самое время вынужденно покидали обжитые места из-за отсутствия работы и постоянного дохода.

Сегодня руководством страны поставлена задача — сделать Дальний Восток привлекательным для жизни, повысить его конкурентоспособность. Для этого принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Но чтобы этот стратегический документ был в полной мере реализован, необходимо создавать все условия для возвращения в дальневосточные регионы трудовых ресурсов из центральной России. Главным образом путём создания различных преференций для россиян, готовых работать на Дальнем Востоке.

Мы делаем всё, что в наших силах для профессиональной подготовки местных кадров, открываем новые колледжи и техникумы, расширяем количество специальностей. Но потребность, прежде всего в рабочих кадрах, значительно превышает наши возможности. На этом фоне дефицит трудовых ресурсов вынужденно восполняется иностранной рабочей силой, что скорее порождает дополнительные проблемы в области межнациональных отношений. Статистика свидетельствует о том, что в последние годы в Якутии кратно увеличивается процент преступных деяний, совершаемых мигрантами.

Следующая проблема — беспорядок в средствах массовой информации, прежде всего, я имею в виду интернет-пространство, особенно социальные сети, в наибольшей степени сеющие конфликтность, провоцирующие общество на противоправные действия. От того, как взаимодействуют субъекты информационного пространства в системе «органы власти—СМИ—общество» зависит

обеспечение политического равновесия, баланса интересов, уровень развития демократии в обществе и государстве, а значит, судьба России. В целях укрепления общегражданской идентичности и межэтнической толерантности, задача федеральных органов власти — как можно быстрее навести порядок в информационной среде, нередко формирующей искажённую картину реальности, губительно влияющую на сознание и подсознание россиян.

Далее. Может быть, самым страшным симптомом, указывающим на проблемы современного российского общества, считаю человеческое равнодушие. Я говорил, что на Севере народ испокон веков склонен к взаимовыручке, к ответственности не только за себя, но и за ближнего. Тем не менее, в последние десятилетия, вместе с переходом к рынку и неизбежным расслоением на бедных и богатых, индивидуализм, самоустранение от общественных интересов становятся приметами времени. В том числе и в нашей республике. Ни о какой полноценной российской идентичности невозможно мечтать, пока мы не переломим в массовом сознании, в сознании миллионов россиян равнодушное отношение к жизни и к своему Отечеству. На уровне республики мы сейчас всеми силами пытаемся пробудить общественную инициативу. Примером проявления народной инициативы для других регионов может послужить созданное у нас общереспубликанское общественное движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». Суть его в том, что на местах население само определяет приоритеты в строительстве социальных объектов и при софинансировании из регионального бюджета возводит их методом народных строек.

Недавно подписан Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О развитии системы общественного контроля». Он предполагает введение полноценного общественного контроля на всех уровнях. На уровне муниципальных районов и городских округов созданы Общественные советы из представителей партий, общественных организаций. На поселенческом уровне сформированы общественные комитеты народного контроля из числа местных жителей, активистов, лидеров общественного мнения. У себя в республике мы уже практикуем такие формы общественного контроля как персональные отчёты всех руководителей министерств и ведомств, членов правительства, директоров предприятий и организаций перед общественностью. Назначение руководящих кадров в хозяйствующих субъектах на уровне поселений рекомендуется проводить только с поддержки большинства членов данного трудового коллектива. Входит в практику механизм отзыва или увольнения по настоянию общественности руководителей организаций и учреждений, злоупотребляющих спиртными напитками. Во всех муниципальных образованиях предусмотрены ответственные лица по работе с обращениями граждан. Муниципалитетам предоставляется большая самостоятельность по полномочиям с соответствующим финансовым обеспечением.

Уверен, что подобные меры, стимулирующие общественную инициативу, нужно принимать и на общегосударственном уровне. Необходимо восстановить и укрепить в ментальности россиян традиционные советские ценности — дух коллективизма в широком смысле, активную гражданскую позицию, любовь к Родине. Только добившись встречного движения власти и общества, приведя их усилия к единому знаменателю, мы повысим национальное самосознание и патриотизм российского народа.

В современных условиях актуальным вопросом является развитие социокультурной среды в целом как неотъемлемой части инновационного развития региона. Интеграция науки с реальной управленческой деятельностью становится настоятельной необходимостью. Сегодня мы говорим о необходимости взаимодействия власти и общества, активного привлечения общественности к решению государственных задач. В данных условиях социология как наука об обществе, способна не только представить концентрированное общественное мнение, но и обозначить пути решения возникающих проблемных вопросов. Полученная в ходе социологических исследований информация направляется по конструктивному руслу, ориентированному на поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Поэтому в государственном управлении социология приобретает особое значение: арсенал социологических методов позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности — проводить комплексный анализ, прогнозировать пути дальнейшего развития, вырабатывать управленческие решения, проектировать последовательность их внедрения.

В Республике Саха (Якутия) результаты социологических исследований для органов государственной власти имеют важное практическое значение при принятии управленческих решений в области общественно-политических и социально-экономических отношений. Ориентируясь на полученные данные, мы выявляем проблемы, корректируем свои действия, принимаем меры по предотвращению кризисных явлений, конфликтных ситуаций. Одним из важнейших направлений, которое отслеживается с помощью социологических исследований, является сфера межнациональных отношений.

Весьма полезными для нас оказались результаты последнего исследования «Идентичность и консолидационный ресурс жителей Республики Саха (Якутия), проведенного Институтом социологии РАН в рамках исследовательского проекта «20 лет реформ глазами россиян».

Итоги исследования показали, что в Якутии, как и в целом по стране, за двадцать лет произошло становление российской идентичности. События 1990-х гг., конечно, наложили отпечаток на восприятие якутян: республиканская идентичность жителей республики тогда была заметно выше, чем российская. В настоящее время эти идентичности одинаково значимы для якутян. Совокупная доля людей, в той или иной мере ощущающих себя россиянами, составила 90% [Двадцать лет реформ., 2011: 217].

Высокие показатели основных солидаризирующихся гражданских иден-тичностей — российской и республиканской — свидетельствуют о том, что вектор развития нами выбран правильный. Реализуемая в республике национальная политика, основанная на пропаганде идей патриотизма, дружбы народов, сохранении культурных и исторических традиций мирного сосуществования и взаимопомощи, приносит свои плоды. Очень показательно, что 83,2% среди представителей народа саха и среди русских жителей Якутии согласны с суждением, что «Россия — общий дом многих народов», в то время как в целом по России с этим утверждением согласны 47% населения.

Социологические исследования подтверждают, что сегодня укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации при сохранении его этнокультурного многообразия — есть важнейшая задача национальной политики, которая призвана стать основой государственной идеологии, национальной идеей, консолидирующей всех россиян.

В современных условиях соединение научных наработок с реальной управленческой деятельностью становится насущной необходимостью. Как я уже отмечал, нам необходимо взаимодействие власти и общества, активное привлечение общественности к решению государственных задач. В этом смысле социология как позволяет обозначить пути решения возникающих проблемных вопросов. Иными словами, в государственном управлении социология приобретает особую ценность.

Необходимо, чтобы все представители научного сообщества нашей страны комплексно подходили к изучению национального вопроса в России в целях активной работы с регионами и выявления болевых точек, по которым могут быть приняты упреждающие меры.

Литература

Абдулатипов Р. Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Славянский диалог. 1999. — 62 с.

Абдулатипов Р. Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнаци-ональности. М.: Славянский диалог. 1999. — 32.с.

Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров. М.: Весь мир. 2011. — 328 с.

Дробижева Л. М. Этничность в современной России: этнопо-литика и социальные практики // Этнопанорама. 2002. № 1 и др.

Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. Том 2. Лето 1997.

Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ. 1999. - 140 с.

Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир. 1997. - 680 с.

Релятивистская теория нации. / Под ред. А. Г. Здравомыслова. М.: РНИСиНП. 1998. - 200 с.

Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука. 1994. - 320 с.

ф

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.