Введение
В настоящее время глобальный рынок энергоносителей претерпевает существенные изменения, связанные с ростом геополитической напряженности в отдельных регионах мира. Вследствие этого все большее число стран признает важность диверсификации своих внешнеэкономических связей и усиления межгосударственного диалога в сфере энергетики как в рамках двусторонних форматов, так и на площадках профильных международных межправительственных организаций.
Под влиянием этих процессов и некоторых глобализационных тенденций энергетический ландшафт мира трансформируется в сторону формирования системы международного энергетического сотрудничества – совокупности межгосударственных и международных соглашений, инициатив и программ, а также создания новых энергетических институтов [1, С. 81]. Данная система призвана способствовать взаимодействию стран для решения ряда важных задач, таких как усиление энергетической безопасности на региональном и глобальном уровне, смягчение последствий климатических изменений, обеспечение эффективного и устойчивого развития.
Международные энергетические институты и Республика Корея
В результате энергетического кризиса 1973 года, который затронул все мировое сообщество, многие страны приняли новый энергетический курс, ставший в дальнейшем ключевым элементом их внешней политики. Основной целью данного направления стало обеспечение национальной энергетической безопасности. Под обеспечением энергетической безопасности в данном случае понимается долговременное, прочное и экономически эффективное обеспечение государств различными видами энергии, способствующее устойчивому экономическому и социальному развитию на глобальном уровне при минимальном экологическом ущербе [2, С. 9].
Промышленно развитые страны, в число которых входят Республика Корея, Китай, США, Япония, Индия и другие, являющиеся основными потребителями и импортерами энергоносителей, объединены в рамках нескольких энергетических институтов. Примером соответствующей диалоговой площадки может выступать Международное энергетическое агентство (IEA) – межправительственная организация, которая формирует аналитические данные по всемирному энергетическому сектору и стремится координировать энергетическую политику государств-членов [3]. Как международный энергетический институт, взаимосвязанный с Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), IEA было создано для предотвращения мировых энергетических кризисов, обеспечения надежных поставок энергии и повышения энергоэффективности. Стремясь обеспечить безопасность энергоснабжения страны, Республика Корея присоединилась к IEA в 2002 году. Благодаря этому стратегическому шагу Корея получила возможность принимать эффективные решения в сфере энергетики, основываясь на анализе комплексных данных и практических рекомендациях, полученных от агентства. Кроме того, как участник IEA Южная Корея также имеет возможность обмениваться опытом с другими странами, получать доступ к передовым технологиям и продвигать свои интересы в области международной энергетической политики.
Следует отметить, что в настоящее время роль IEA в системе международного энергетического сотрудничества возросла и охватывает не только энергетику, связанную с использованием традиционных источников, таких как нефть, уголь и природный газ, но и более экологичные виды возобновляемой энергии (гидроэнергию, солнечную энергию, энергию ветра, геотермальную энергию), биотопливо, ядерную энергию и водород [3]. Сотрудничество Кореи и IEA по вопросам использования альтернативных видов энергии привело к разработке проекта по реформированию рынка электроэнергии для достижения “Net zero emissions”. Целью данного проекта в первую очередь является анализ усовершенствований структуры рынка для реализации нулевых выбросов в энергетическом секторе Кореи в соответствии с долгосрочными целями страны по декарбонизации [4].
Ввиду того, что проблема изменения климата в XXI в. привлекает все большее внимание, IEA активно сотрудничает с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA). В силу того, что IRENA является первой международной организацией, которая уделяет внимание исключительно регенеративной энергетике, основной задачей агентства является внедрение и использование возобновляемых источников энергии среди промышленно развитых и развивающихся стран [5]. Республика Корея, как страна, заинтересованная в развитии возобновляемой энергетики, активно сотрудничает с IRENA для поддержки исследований и разработок технологий возобновляемой энергетики. В рамках этого сотрудничества Корейский институт экономики энергетики (KEEI) установил партнерские отношения с IRENA для изучения трансграничного обмена энергией и его влияния на переход к более чистым источникам энергии в Северо-Восточной Азии. Поскольку Корея, также как Китай и Япония, заинтересована в низкоуглеродной энергетике, совместное исследование двух институтов показало, что регион обладает значительным потенциалом для развития неисчерпаемых источников энергии и служит доказательством того, что оптимизация производства и распределение энергии приведет к сокращению выбросов и поспособствует повышению энергетической безопасности [6].
Помимо развития двустороннего партнерства, Международное агентство по возобновляемым источникам энергии также обеспечивает платформу для сотрудничества между странами-участниками, в результате которого происходит обмен знаниями в области технологий альтернативной энергетики [4]. Подтверждением этого служит совместная деятельность Китая и Кореи в рамках выдвинутой IRENA инициативы «Коридор чистой энергии» о развитии технологий солнечной и ветровой энергии. В контексте данного сотрудничества страны финансируют проекты по строительству солнечных и ветряных электростанций в NEA, а также работают над созданием взаимосвязанных энергосистем, что благотворно влияет на энергетическую безопасность и облегчает доступ к чистой и доступной электроэнергии [7].
Таким образом, Республика Корея, взаимодействуя с международными энергетическими институтами IEA и IRENA, играет важную роль в продвижении возобновляемой энергетики и развитии комплексного международного сотрудничества в сфере энергетики посредством реализации совместных проектов и исследований.
Республика Корея и система межгосударственного энергетического диалога
Республика Корея принадлежит к группе новых индустриальных стран (НИС), энергетический сектор которых в значительной степени зависит от импорта энергоносителей. Согласно данным, опубликованным консалтинговым агентством “Enerdata” в ежегодном сборнике «Мировая энергетическая и климатическая статистика», в 2022 году Корея являлась восьмым по величине импортером первичной энергии [8], что обусловлено недостаточным количеством природных ресурсов внутри страны. Указанный фактор делает экономику страны чувствительной к росту цен на энергоносители и перебоям в поставках.
В соответствии с глобальными трендами на «зеленую экономику» и «углеродную нейтральность» в 2020 году администрацией бывшего Президента Республики Корея Мун Чже Ина была выдвинута инициатива «Нового зеленого курса» – долгосрочная стратегия по достижению индикаторов углеродной нейтральности к 2050 году [9, С. 21]. В настоящий момент действующее правительство РК уделяет приоритетное внимание развитию инноваций, которые позволят ускорить переход к низкоуглеродной энергетике, а также ставит амбициозные цели по увеличению возобновляемой электроэнергии до 20 % к 2030 году и до 30-35 % к 2040 году [10, С. 150]. Сеул продолжает предпринимать шаги по диверсификации поставок энергоносителей и повышению энергетической безопасности, однако для поддержки национальных отраслей промышленности, которые являются драйвером роста экономики страны, предпринимаемых действий оказывается недостаточно. По данным Управления энергетической информации, в 2022 году наиболее используемыми источниками энергии в Республике Корея были нефть, уголь и природный газ, на долю которых суммарно приходилось более 85 % общего потребления первичной энергии [11].
Основными стратегическими партнерами Кореи в сфере энергетики являются страны Персидского залива, в частности Королевство Саудовская Аравия (КСА), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар. Импорт сырой нефти и сжиженного природного газа (СПГ) в РК из региона Ближнего Востока составляет 73,5 % и 40 % импорта соответственно [12].
Ключевым партнером Республики Корея на Ближнем Востоке, по данным Корейской ассоциации международной торговли, является Королевство Саудовская Аравия (КСА). В 2022 году более 30 % импорта нефти пришлось на долю КСА [13]. Помимо этого Южная Корея продолжает укреплять отношения с Саудовской Аравией как один из ее ключевых партнеров в реализации национальной политики “Vision 2030”, направленной на снижение зависимости экономики КСА от нефтяной отрасли. В 2022 году лидеры стран (бывший Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и де-факто правитель Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд) на «Инвестиционном форуме Саудовской Аравии и Кореи по интеллектуальным инновациям и росту» пришли к соглашению о строительстве водородной экосистемы. Также были подписаны соглашения между саудовским Aramco и южнокорейскими KEPCO, S-Oil, POSCO, Hyundai Oilbank, H2Korea и LOTTE Fine Chemical о совместных исследованиях в возобновляемой энергетики и переработки аммиака в водород [14]. В октябре 2023 года во время двустороннего инвестиционного форума между Корейской национальной нефтяной корпорацией (KNOC) и Saudi Aramco был заключено соглашение о создании совместного резерва сырой нефти в размере 5,3 миллиона баррелей на базе хранения KNOC в городе Ульсан. По условиям данного соглашения Южная Корея будет иметь приоритетные права на покупку нефти в случае перебоев в спросе и предложении на рынке сырой нефти [15].
Сеул также устанавливает прочные стратегические отношения с Абу-Даби, который является третьим по величине поставщиком сырой нефти среди стран Ближнего Востока, на что указывают данные, приведенные в таблице.
Таблица 1
Импорт сырой нефти Республики Корея из стран Ближнего Востока (единица измерения: млн баррелей) [16]
Страна-экспортер Январь–Сентябрь 2022 год Январь–Сентябрь 2023 год Изменение (%)
Саудовская Аравия 263,35 265,51 ↑ 0,82
Кувейт 91,72 84,30 ↓ 8,10
ОАЭ 63,22 78,17 ↑ 23,65
Ирак 64,88 64,92 ↑ 0,06
Катар 38,24 57,75 ↑ 51,02
Обе страны укрепляют сотрудничество по ключевым вопросам энергетической сферы, а именно мирной атомной энергетике и чистой энергетике. В январе 2023 года странами был организован саммит, в результате которого лидеры стран договорились о создании Всеобъемлющего стратегического энергетического партнерства для укрепления сотрудничества в ключевых энергетических секторах, включая нефть и СПГ, стратегические запасы сырой нефти, возобновляемые источники энергии, водород и его побочные продукты [17].
Помимо нефти, как энергетический ресурс для Республики Корея, представляет важность СПГ, одним из основных поставщиком которого является Катар. Реализуя стратегию «Нового зеленого курса» и переход к более чистым энергоносителям, правительство Южной Кореи установило прочные связи с Катаром. Так, с 2013 года и по настоящее время страны подписали несколько договоров о поставках СПГ, которые сыграли важную роль в сотрудничестве Кореи и Катара в сфере энергетики. В качестве примера устойчивых двусторонних отношений выступает соглашение между Корейской газовой корпорацией (KOGAS) и Qatar Petroleum (QatarEnergy), подписанное в 2021 году при сроке действия 20 лет. В соответствии с условиями данного контракта QatarEnergy будет ежегодно поставлять KOGAS 2 млн тонн СПГ, начиная с января 2025 года, после окончания предыдущего долгосрочного договора между двумя компаниями [18].
Несмотря на то, что Ближневосточный регион играет значительную роль в энергетическом секторе страны с точки зрения импорта нефти и СПГ, Южная Корея укрепляет сотрудничество в области энергетики, в том числе ядерной, с США. В апреле 2023 года стороны подписали 13 соглашений с целью проведения совместных исследований и разработок, связанных в первую очередь с секторами экологичной энергетики. В их число вошли соглашение о совместном продвижении чистых месторождений по улавливанию и хранению водорода и углерода между Exxon Mobil и SK Materials; соглашение о содействии производству чистого аммиака и низкоуглеродистых материалов между Exxon Mobil и Korea National Oil Corp [19].
Заключение
Результатом глобальных изменений рынка энергоресурсов в первые десятилетия XXI в. стало формирование системы международного энергетического сотрудничества. Республика Корея, являясь одной из стран, вовлеченных в этот трансформационный процесс и осознающих важность перехода к низкоуглеродной энергетике, реализует свою стратегию «Нового зеленого курса» в рамках многостороннего и двустороннего международного диалога, преимущественно со своими основными стратегическими партнерами в данном секторе. Однако Корея все еще нуждается в крупномасштабном импорте энергоносителей до момента достижения целей, обозначенных во внешнеполитическом курсе страны, в чем мы могли убедиться, используя статистические данные международных энергетических организаций. В связи с этим Корея сочетает разные подходы, предпринимая усилия по укреплению национальной энергетической безопасности и переходу к альтернативным источникам энергии, одновременно с установлением надежного партнерства с ведущими странами-экспортерами традиционных источников энергии.
Список литературы
1. Исаков, И.И. Энергетическое сотрудничество государств в рамках международных организаций (институтов) / И.И. Исаков – Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2010. – №2. – С. 81-85.
2. Жизнин, С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика) / С.З. Жизнин. – Текст: непосредственный // Балтийский регион. – 2010. – № 1. – С. 8-21.
3. International Energy Agency // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/energy-system (дата обращения: 21.11.2023).
4. Reforming Korea's Electricity Market for Net Zero Report Launch // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/events/reforming-korea-s-electricity-market-for-net-zero-report-launch (дата обращения: 21.11.2023).
5. International Renewable Energy Agency // IRENA [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/ (дата обращения: 21.11.2023).
6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (дата обращения: 21.11.2023).
7. Chung, H.J. Energy Cooperation Between China and South Korea in the Context of “Carbon Neutrality”: A Focus on New and Renewable Energy / Hae Jo Chung, Liekai Bi. – Текст: непосредственный // Journal of Global and Area Studies. – 2023. – № 7 (2). – С. 33-54.
8. Yearbook 2023 // World Energy and Climate Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://yearbook.enerdata.net/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (дата обращения: 21.11.2023).
9. Минаев, А.П. Политика «углеродной нейтральности» Республики Корея / А. П. Минаев, Я. В. Агафонова – Текст: непосредственный // Восточный альманах : сборник научных статей. – 2022. – №6. – С. 20-34.
10. Роженцева, М.И. Энергетическое будущее Кореи за альтернативными источниками энергии / М.И. Роженцева – Текст: непосредственный // Корееведение в России: направление и развитие. – 2022. – №3. – С. 148-152.
11. SOUTH KOREA // U.S. Energy Information Administranion [Электронный ресурс]. URL: https://www.eia.gov/international/data/country/KOR (дата обращения: 21.11.2023).
12. Fossil fuels in South Korea – Statistics & Facts // Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/10651/fossil-fuels-in-south-korea/#topicOverview (дата обращения: 21.11.2023).
13. Services // Aramco Korea [Электронный ресурс]. URL: https://korea.aramco.com/en/creating-value/service (дата обращения: 21.11.2023).
14. Aramco signs 10 agreements during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco [Электронный ресурс]. URL: https://www.aramco.com/en/news-media/news/2022/aramco-signs-10-agreements-during-saudi-korean-investment-forum (дата обращения: 21.11.2023).
15. Aramco Asia Korea joined to support the signing of 5 agreements with leading Korean companies during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco Korea [Электронный ресурс]. URL: https://korea.aramco.com/en/news-media/news/2023/saudi-korean-investment-forum (дата обращения: 21.11.2023).
16. Oil Information // Korea National Oil Corporation [Электронный ресурс]. URL: https://www.knoc.co.kr/ENG/sub03/sub03_6_2.jsp (дата обращения: 21.11.2023).
17. Results of Korea-UAE Summit // Office of the President Republic of Korea [Электронный ресурс]. URL: https://eng.president.go.kr/briefing/Wa3NVDGx?page=11 (дата обращения: 21.11.2023).
18. South Korea signs 20-year LNG deal with Qatar // Nasdaq [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasdaq.com/articles/south-korea-signs-20-year-lng-deal-with-qatar-2021-07-12 (дата обращения: 21.11.2023).
19. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Электронный ресурс]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (дата обращения: 21.11.2023).
References
1. Isakov, I.I. Jenergeticheskoe sotrudnichestvo gosudarstv v ramkah mezhdunarodnyh organizacij (institutov) / I.I. Isakov – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RUDN. Serija: Juridicheskie nauki. – 2010. – №2. – S. 81-85.
2. Zhiznin, S.Z. Rossijskaja jenergeticheskaja diplomatija i mezhdunarodnaja jenergeticheskaja bezopasnost' (geopolitika i jekonomika) / S.Z. Zhiznin. – Tekst: neposredstvennyj // Baltijskij region. – 2010. – № 1. – S. 8-21.
3. International Energy Agency // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/energy-system (data obrashhenija: 21.11.2023).
4. Reforming Korea's Electricity Market for Net Zero Report Launch // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/events/reforming-korea-s-electricity-market-for-net-zero-report-launch (data obrashhenija: 21.11.2023).
5. International Renewable Energy Agency // IRENA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.irena.org/ (data obrashhenija: 21.11.2023).
6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (data obrashhenija: 21.11.2023).
7. Chung, H.J. Energy Cooperation Between China and South Korea in the Context of “Carbon Neutrality”: A Focus on New and Renewable Energy / Hae Jo Chung, Liekai Bi. – Tekst: neposredstvennyj // Journal of Global and Area Studies. – 2023. – № 7 (2). – S. 33-54.
8. Yearbook 2023 // World Energy and Climate Statistics [Jelektronnyj resurs]. URL: https://yearbook.enerdata.net/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (data obrashhenija: 21.11.2023).
9. Minaev, A.P. Politika “uglerodnoj nejtral'nosti” Respubliki Koreja / A. P. Minaev, Ja. V. Agafonova – Tekst: neposredstvennyj // Vostochnyj al'manah : sbornik nauchnyh statej. – 2022. – №6. – S. 20-34.
10. Rozhenceva, M.I. Jenergeticheskoe budushhee Korei za al'ternativnymi istochnikami jenergii / M.I. Rozhenceva – Tekst: neposredstvennyj // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. – 2022. – №3. – S. 148-152.
11. SOUTH KOREA // U.S. Energy Information Administranion [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.eia.gov/international/data/country/KOR (data obrashhenija: 21.11.2023).
12. Fossil fuels in South Korea – Statistics & Facts // Statista [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.statista.com/topics/10651/fossil-fuels-in-south-korea/#topicOverview (data obrashhenija: 21.11.2023).
13. Services // Aramco Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://korea.aramco.com/en/creating-value/service (data obrashhenija: 21.11.2023).
14. Aramco signs 10 agreements during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.aramco.com/en/news-media/news/2022/aramco-signs-10-agreements-during-saudi-korean-investment-forum (data obrashhenija: 21.11.2023).
15. Aramco Asia Korea joined to support the signing of 5 agreements with leading Korean companies during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://korea.aramco.com/en/news-media/news/2023/saudi-korean-investment-forum (data obrashhenija: 21.11.2023).
16. Oil Information // Korea National Oil Corporation [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.knoc.co.kr/ENG/sub03/sub03_6_2.jsp (data obrashhenija: 21.11.2023).
17. Results of Korea-UAE Summit // Office of the President Republic of Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://eng.president.go.kr/briefing/Wa3NVDGx?page=11 (data obrashhenija: 21.11.2023).
18. South Korea signs 20-year LNG deal with Qatar // Nasdaq [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.nasdaq.com/articles/south-korea-signs-20-year-lng-deal-with-qatar-2021-07-12 (data obrashhenija: 21.11.2023).
19. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (data obrashhenija: 21.11.2023).