педагогической культурологии, культуросообразной модели образования и культурологических основ модернизации образования; и рекомендовать научным центрам, высшим учебным заведениям, институтам развития образования и повышения квалификации, управлениям образования Уральского региона изучить и творчески использовать опыт ТНЦ УрО РАО.
Заслушав и обсудив доклад научного руководителя Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО д-ра пед. наук, проф. В. Л. Бенина «Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические основы формирования и развития педагогической культуры» Бюро Уральского отделения РАО решило: одобрить и рекомендовать продолжить ведущуюся в Башкирском государственном педагогическом университете и Башкирском государственном научно-образовательном центре УрО РАО разработку теоретических, методологических и методических основ формирования и развития педагогической культуры как актуальную и перспективную; провести на базе Башкирского государственного педагогического университета и Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО региональную научную конференцию по данной проблематике с изданием сборника материалов.
Бюро УрО РАО решило, рассмотрев ходатайство заместителя Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по социальным вопросам, создать на базе Югорского государственного университета Ханты-Мансийский государственный научно-образовательный центр УрО РАО. Также принято решение включить в структуру УрО РАО научно-исследовательскую лабораторию мониторинга и профилактики наркомании Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Решение заседания Бюро УрО РАО № 16 от 26.02.03 г.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав сообщение доцента Тюменского государственного университета И. Е. Видт, бюро Уральского отделения РАО отмечает, что многолетняя работа Тюменского НЦ и Тюменского госуниверситета по разработке теории и методологии педагогической культурологии как основы культурологической парадигмы образования, стратегии и тактики ее реализации имеет большую научную и социальную значимость.
За последние 5 лет:
1. На теоретическом уровне разработаны теоретические основы педагогической культурологии; обоснована концепция образования как феномена
культуры; показана морфология (строение) образовательной сферы как подсистемы культуры; показана эволюция человеческого сознания, социальных ментальностей в культурно-образовательных средах;
2. На прикладном - разработана стратегия модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа. Обоснована культурологическая парадигма образования. Разработаны варианты ее практической реализации в виде культуросообразных образовательных моделей.
Практика реализации культуросообразных моделей образования охватывает следующие направления.
Организационно-практическое направление:
• организована деятельность «Лаборатории педагогической культурологии», участники которой отрабатывают культуросообразные модели образования;
• темы экспериментальной работы участников «Лаборатории» ОУ г. Тюмени: Гимназия Российской Культуры - «Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях реализации культурологической модели образования»; школа № 39 - углубленное изучение краеведения; школа № 80 - школа свободного развития; гимназия № 12 - Школа как центр культурной среды; школа № 17 - Жизнедеятельность человека и природосообразная культура; школа № 6 - Развитие экологической культуры школьников и др.;
• разработаны и дважды проведены 72 часовые курсы повышения квалификации для педагогов при Институте дополнительного образования (ИДО) ТГУ «Культурологические основы образования»; по окончании педагоги получили сертификаты государственного образца.
Научно-практическое направление: организованы и проведены научно-практические конференции и семинары областного и межрегионального уровня:
• областная научно-практическая конференция «Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях культуросообразной модели образования». 15-17 мая 2001 г.. ГРК, ТГИМЭУП. Тюмень. Материалы отражены в сборнике «Культурология в образовании». Тюмень 2002 г. 257 с.;
• областная научно-практическая конференция «Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях культуросообразной модели образования». 25-26 апреля 2002 г.. ГРК, ТГИМЭУП. Тюмень (Материалы в типографии);
• межрегиональный семинар «Практика реализации культурологической модели образования» 13-14 декабря 2001 г.. Издан сборник «Новые ценности образования» Москва, 2002 г.
Методическое направление: разработаны концепции блочного изучения содержания образования; изданы методические разработки, реализующие культуросообразные модели образования; разработаны авторские программы учебных дисциплин.
Психологическое направление: разработан диагностический комплекс, позволяющий диагностировать результативность культурологической модели образования.
Опыт разработки и реализации культуросообразной модели образования и теории педагогической культурологии отражен в двух монографиях, учебном пособии, в разделах региональных Программ развития образования, в ряде публикаций в центральных и академических изданиях, в научных сборниках и методических рекомендациях.
Бюро решило:
1. Одобрить опыт ТНЦ УрО РАО (руководитель академик РАО В. И. Заг-вязинский) и Тюменского госуниверситета (ректор академик РАЕН Г. Ф. Куцев) по разработке теории и методологии педагогической культурологии, культуросообразной модели образования и культурологических основ модернизации образования.
2. Рекомендовать Научным центрам, высшим учебным заведениям, институтам развития образования и повышения квалификации, управлениям образования Уральского региона изучить и творчески использовать опыт ТНЦ УрО РАО. С этой целью полезно принять участие в региональной научно-практической конференции «Культурологические основы модернизации образования» и методическом семинаре «Новые ценности образования» 24-25 апреля 2003 г.
3. Одобрить опыт сотрудничества научных сотрудников с практическими работниками образования в форме «Лаборатории педагогической культурологии», рекомендовать шире презентовать опыт создания культуросообразных моделей образования в регионе.
Председатель УрО РАО член-корреспондент РАО Г. М Романцев
Ученый секретарь Е. Н. Литвинова