наречия. Важно осуществлять морфемно-языковой анализ при употреблении морфологических форм знаменательных слов в словосочетании, предложении, тексте.
Проблемная лингвистическая задача является одним из методических средств, с помощью которых познаются основные лингвистические признаки морфемных понятий в их взаимосвязи, что способствует формированию понятия о морфемном составе слова у младших школьников. Список использованной литературы:
1. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 34-39.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебник для вузов. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. -С. 141-207.
3. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. / С. Ф. Жуйков. - М.: Педагогика, 1979. - 184 с.
4. Лукиных, Н. В. Использование задачной системы при формировании словообразовательных понятий у младших школьников. / Н. В. Лукиных. // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-25.
5. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008.- с 18376.
©М.М.Козлова, Е.В. Верещагина, 2016
УДК 378
Г.А.Кондратьева
аспирантка кафедры «ОКММ» Научный руководитель: Н.И. Наумкин
д. п. н., доцент, зав. кафедры «ОКММ» Института механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ.
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования компетентности в инновационной инженерной деятельности у студентов технических вузов. Был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в виде анкетирования. На основании проанализированного материала были сделаны выводы и предложено решение задачи по подготовке студентов, готовых творчески решать профессиональные задачи.
Ключевые слова
Компетентность, инновационная инженерная деятельность, педагогический эксперимент, анкетирование,
учебный модуль, профессиональные задачи.
Для решения задачи формирования у студентов технических вузов компетентности [1, 2, 4, 5] в инновационной инженерной деятельности (ИИД) был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в виде анкетирования участников научного фестиваля «Студенческая молодежь - науке, 2015 г.», в рамках которого была проведена студенческая олимпиада по теории механизмов и машин (ТММ). Он
был направлен на выявление уровня информированности в области ИИД у студентов технических вузов. В эксперименте участвовали 80 студентов 2-4 курсов обучения учебных подразделений ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» (Института механики и энергетики, Рузаевского института машиностроения и др. по трем направлениям подготовки: «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Олимпиада проводилась 3 декабря 2015г. в г. Саранске на базе Института механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» На рис. 1 представлен количественный состав студентов - участников олимпиады.
Нас интересовал вопрос, насколько обучающиеся студенты информированы в области инновационной деятельности. Всего было 15 вопросов.
На первый вопрос «Что Вы понимаете под термином «инновации»?» ответили 85 % студентов что «инновации» это внедрение новшеств, нововведения в науке и технике, развитие и воплощение в жизни новой мысли, которая может принести пользу обществу.
На второй вопрос: «Как Вы считаете, когда появились инновации?» варианты ответов, составили 90 % респондентов. Среди ответов были такие как: «давно», «XIX - XX век», «существовали всегда», «с развитием технологий».
На третий вопрос «Приведите примеры инноваций» ответили 70 % обучающихся. Распространённые ответы: «технопарк», «оптико-волоконное производство», «новые технологии в производстве автомобилей», «3D принтеры и 3D сканеры», «компьютерное управление производством», светодиодное освещение», «спутниковое телевидение», «мобильный интернет».
На четвертый вопрос: «Известно ли Вам понятие национальной инновационной системы» произошел разброс ответов: 75 % студентов ответили, что им не известно это понятие, 5 % затрудняются ответить на данный вопрос, 15% ответили коротким словом «да» и только 5 % ответили что: «Это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на поддержку в осуществлении инновационной деятельности».
На пятый вопрос: «Как Вы понимаете термин «инновационная инженерная деятельность»?» ответило только 45 %. Среди ответов были такие как, «использование новых технологических методов», «это деятельность, которая связана с разработкой каких либо механизмов, которые будут способствовать продвижению науки».
На шестой вопрос: «Чем отличается понятие «новатор» от «инноватор»?» 35% ответов «новатор -создает идею, инноватор - воплощает идею в жизнь».
На седьмой вопрос: «Как Вы считаете: может ли пройти «мода» на инновации или она существовала всегда?» 85 % обучающихся сказали что «существовала всегда».
На восьмой вопрос: «Опишите кратко цель и основные, с Вашей точки зрения, задачи Национального исследовательского университета?» ответов было 35 %. Из них 15 % описали, что «целью является
воспитание и обучение будущих специалистов двигателей науки, задачей - занятие исследовательской научной деятельностью»; 20 % ответили «исследования».
На девятый вопрос: «Кого из ученых нашего института можно отнести к новаторам или инноваторам?» ответов составило 20 %. Из них 5 % «практически всех»; 5 % «ученые, которые работают в лабораториях» и 10% назвали имена и фамилии - среди них: Н.И. Наумкин, А.С. Князьков, А.В. Величко.
На десятый вопрос: «Какие разработки сотрудников нашего института, по Вашему мнению, можно отнести к инновационным?» ответов поступило только 10%. Причем 5% ответили «разработки С.А. Величко» и 5 % «3D принтеры и 3D сканеры».
На одиннадцатый вопрос: «Как Вы считаете, что необходимо нам сделать для перехода на инновационный путь развития?» было всего 20 % ответов и все они оказались совершенно разные: 5 % сказали что нужно просто «работать»; 5 % - «мотивировать новаторов и инноваторов»; 5 % - «заняться чем то новым» и 5 % наиболее интересный ответ, на наш взгляд, это «повысить уровень образования студентов и повысить квалификации учебного состава».
На двенадцатый вопрос: «Есть ли у Вас новаторские идеи?» поступило 50% ответов и они разделились на: 20 % с ответом «нет»; 10 % - «не знаю» и 20 % все же ответили коротко что «есть».
На тринадцатый вопрос: «Какие мотивации необходимы для участия в инновационной деятельности?» ответов составило 40 %. Среди них: стремление, уважение, благодарность, материальное поощрение и перспективы на будущее.
На четырнадцатый вопрос: «Способны ли Вы сегодня генерировать новые идеи, разрабатывать их и вводить в производство и что для этого Вам необходимо?» оказалось лишь 10 % положительных ответов: 5% - «нужны время и деньги», а вторым 5 % - «нужна помощь преподавателей».
На пятнадцатый вопрос: «Назовите основные характеристики результатов инновационной деятельности» поступило только 5 % ответов - это «процесс улучшения условий жизни и труда».
На рис. 2 можно увидеть, что наиболее информированными в области инновационной деятельности оказались студенты по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». На втором месте - «Агроинженерия» и на третьем «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
40,00%
20,00%
ьо,оо%
БОШ'
30,00%
10,00%
о,оо%
1
□ Агроинженеры ШЭ
42,80%
ш ЭТТМиК ШЭ
□ ктот рим
38,30%
Рисунок 2 - Уровень информированности обучающихся по направлениям подготовки в области
инновационной деятельности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Проанализировав все выше описанное, можно сделать выводы о том, что: студенты 3 курса обучения, участвовавшие в олимпиаде по ТММ, имеют небольшое представление об инновациях, приводят их некоторые примеры и пытаются дать положительные ответы на поставленные вопросы. Многие из них пропустили графы, либо ответили «нет» или «не знаю». У участников не выражены цели и мотивы для обучения выбранной ими специальности, отсутствуют идеи и полная картина об инновационной деятельности инженера. А если учитывать то, что именно инженерные направления подготовки [3, 6] непосредственно связаны с инновационной деятельностью (ИД), то им необходимы соответствующие знания и умения в данной области, т. е., они должны обладать соответствующими ключевыми компетенциями, чтобы обеспечить высокие темпы устойчивого экономического роста страны, от которых зависят другие национальные интересы: повышение уровня качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности и др [7]. В процессе поэтапного обучения компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД) будет решена задача по подготовке студентов, готовых творчески решать профессиональные задачи [8, 9].
Учитывая все вышеизложенное, можно заключить, что такой учебный модуль, как «Основы инновационной инженерной деятельности», необходимо включать в качестве гибкого учебного модуля в общетехнические дисциплины для формирования у студентов технических вузов КИИД.
Список использованной литературы:
1. Грошева Е.П. Компетентность в инновационной инженерной деятельности / Е. П. Грошева, Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева // Инновационное образование. - 2013. - №1(3); URL: http://inobr.mrsu.ru/index.php/1-3-2013
2. Грошева Е.П. Особенности проектирования и проведения педагогической практики магистрантов / Е.П. Грошева, Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Международный журнал экспериментального образования. - № 11 (часть 2). - 2015. - С. 169-172
3. Наумкин Н.И Модульная структура общетехнических дисциплин направленная на подготовку студентов к инновационной деятельности / Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Научный журнал «GLOBUS» Ш-й международной научно-практической конференции «Психология и Педагогика: актуальные вопросы» Конференция проводится 18 ноября 2015 г. СПб.
4. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Наука и школа. 2008. № 6. С. 4-8.
5. Наумкин Н.И. Особенности подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 4-14.
6. Наумкин Н.И. Особенности структуры профессионального стандарта в области электроэнергетики / Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -№12 (часть 8). - 2015.
7. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин, Е.Н. Панюшкина -. - 140 с.
8. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, В.Ф. Купряшкин; под ред. П.В. Сенина, Ю.Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.
9. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф., Кондратьева Г.А. Методология научного творчества. Электронное издание. - Саранск : Производитель Мордов. ун.-т, 2015. Рег. свидетельство № 42364. 27. 11. 15 , № гос. регистрации обяз. экз. электрон. издания - 0321503728
© Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева, 2016