Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014
УДК 378.147:794.1
В. В. Зайцев, В.А. Корнеев, П.А. Корнеев
Сибирский государственный индустриальный университет
РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Шахматы - игра, имеющая многовековую историю, в большой степени способствует развитию мышления. Шахматы несут в себе многогранное воздействие на человека, в частности на студента вуза, которое заключается в воспитании и формировании мировоззрения [1]. Как отмечает Б.А. Злотник, большой интерес в процессе игры сильного шахматиста представляет его мышление, которое зависит от многих факторов, таких как врожденные задатки, развивающиеся при обучении шахматам и при специальной подготовке [2].
Кафедрой физического воспитания СибГИУ среди различных спортивных дисциплин большое внимание уделяется обучению студентов шахматам. В работе [3] были выделены четыре типа мышления студентов, развиваемые в процессе решения шахматных задач:
- пространственный (или просто пространственное мышление);
- тактический (тактическое мышление);
- стратегический (стратегическое мышление);
- неординарный (неординарное мышление).
Развитие пространственного типа мышления происходит в процессе анализа положения шахматных фигур на доске. Тактический тип мышления развивается при анализе взаимодействия фигур и конкретных угроз в создавшейся позиции, а также в процессе расчета
а
возможных вариантов в партии. Развитие стратегического типа мышления происходит при предварительной оценке позиции и составлении плана дальнейших действий. Неординарный тип мышления развивается при анализе нестандартных позиций и в процессе поиска необычных ходов, в том числе жертв и промежуточных ходов, а также при поиске нового плана игры в целом.
На рис. 1-4 приведены примеры задач, способствующих развитию рассмотренных типов мышления.
В задаче на развитие пространственного типа мышления белые начинают и ставят мат в один ход (рис. 1, а).
Решение: 1. <£gl#.
Также развитию пространственного мышления способствуют задачи на расстановку фигур с определенными условиями (рис. 1, б) [4]. В таких задачах решение не всегда единственное. Например, необходимо разместить на шахматной доске семь однопольных слонов так, чтобы они не атаковали друг друга (цвет фигур в этой задаче значения не имеет). На рис. 1, б приведен один из вариантов решения.
В задаче на развитие тактического типа мышления белые начинают и ставят мат в пять ходов (рис. 2). Черные выигрывают при своем ходе: ставят мат или выигрывают слона и ферзя.
Рис. 1. Задачи на развитие пространственного типа мышления
-66-
Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014
Рис. 2. Задача на развитие тактического типа мышления
Решение при ходе белых: 1. Фа8+ КрЫ 2. Фа1+ Крс2 3. ФЬ2+ Kpdl 4. ФЫ! Кре2 5. Фе1#. При ходе черных: 1 ...Фе2(П)+ 2. Крс5 (2. Kpd4 Фс13. и далее как в основном варианте) ФЬ5 3. Kpd4 ФdЗ! 4. Кре5 (4. Крс5 Фй5#) ФхсЗ 5. Крхе4 ФхЬ8-+.
В задаче на развитие стратегического типа мышления ход белых. Необходимо определить основные недостатки в позиции черных и найти план выигрыша за белых (рис. 3) [3].
Решение. В позиции черных имеются следующие недостатки: слабость поля f6 (не защищенное; его невозможно защитить одним ходом и в принципе невозможно защитить пешкой), слабость диагонали сЗ - g7 (при попадании белого ферзя на поле сЗ или f6 будет шах черному королю, а затем мат ходом Og7); черные ладья а5 и слон d7 не защищены. Исходя из этого, белые выбирают план атаки короля противника ферзем с полей сЗ или f6 с последующим матом. Для переброски ферзя на поле сЗ требуется два хода (1. Фе1 и 2. ФсЗ), на поле f6 - три хода (маневр Фс 1 -h4-f6). поэтому, поскольку с хода Фе1 начинаются оба
а
Рис. 3. Задача на развитие стратегического типа мышления
маневра ферзя, очевидно, что он и будет первым ходом белых в этой позиции. Также отметим, что с поля el ферзь нападает на незащищенную ладью а5. Проверяем варианты: 1. Фе1! Ь4 (1 ...J12. Фха5!+-; 1 ...Ла2 2. ФсЗ f6 3. Фх1'6 Kpg8 4. Фg7#.) 2. ФЬ4 g5 (2 ...Kpg8 3. Фf6 и 4. Фg7#; 2 ...Jlg8 3. Фf6++-) 3. Фxg5 JIg8 4. Ф16 JIg7 5. Фxg7#. Эти варианты подтверждают, что, начиная атаку на короля ходом Фе1, белые ставят мат или выигрывают ладью, получая решающее материальное преимущество.
В задаче на развитие неординарного типа мышления белые начинают и ставят мат в два хода (рис. 4, а).
Решение: 1. ЛЬЗ+! (жертва - достаточно неординарный ход) gxh3 2. g3#.
В задаче (рис. 4, б) белые начинают и выигрывают. Решение: 1. Kpf5! (вместо того, чтобы уйти слоном с поля ИЗ на П - «естественного» хода в этой позиции - белые приближают своего короля!). Теперь черным грозит мат ходом 2. Cxg4 и их вынужденный ответ: 1 ...gxh3. 2. Kd5! - в этом ходе белых суть их замысла: гро-
б
Рис. 4. Задачи на развитие неординарного типа мышления
-67-
Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014
Рис. 5. Позиция из партии Эд. Ласкер - Томас (1911 г.)
зит 3. Kf6#, а после вынужденного ответа черных 2 ...е4 последует ход 3. Kf4#.
Для развития двух или более типов мышления целесообразно использовать различного рода комбинации, связанные с жертвами и промежуточными ходами, особенно многовариантные или многоходовые (решение таких задач развивает неординарное, тактическое и пространственное мышление), шахматные этюды (их решение зачастую развивает все описанные выше четыре типа мышления), а также другие достаточно сложные шахматные задачи.
В задаче (рис. 5) белые начинают и выигрывают [3].
Решение: 1. ФхЬ7+! (жертва ферзя - неординарный ход - с целью завлечения черного короля на поле h7, а затем и на первую линию) Kpxh7 2. Kxf6 (этот и последующий ходы белых находят в основном, используя пространственное и тактическое мышление) Kph6 (или 2. ...Kph8 3. Kg6#) 3. Keg4+ Kpg5 4. h4+ Kpf4 5. g3+ Kpf3 6. Ce2+ (возможно также 6. Kpfl или
6. 0-0, и на любой ход черных - 7. Kh2#) Kpg2
7. JIh2+ Kpgl 8. Kpd2#! (мат ходом короля -достаточно неординарная идея; возможен также ход 8. 0-0-0#).
В этюде П. Хейекера (рис. 6) белые начинают и выигрывают [3].
Решение: предварительная оценка позиции показывает, что белые могут выиграть только в том случае, если проведут свою пешку в ферзи. Однако прямолинейный путь к победе, начинающийся с хода 1. Ь7, не приводит к желаемому результату: 1. h7? е4, с ничьей. Более перспективным выглядит способ достижения победы с помощью отвлечения слона d4 с большой чернопольной диагонали (неординарная идея). Проверим вариант: 1. Са7! Сха7 2. Ь7, белые проводят пешку в ферзи (ходом Ь8Ф) и выигрывают.
Рис. 6. Этюд П. Хейекера
Однако после хода черных 1. ...СсЗ! выигрыша у белых не видно: 1. Са7 СсЗ 2. Крс2 Cal
3. Kpd3 е4 4. Крхе4 Kph5, с ничьей.
К победе белых в этом варианте приводит неординарный, труднонаходимый ход 3. Cd4 (с идеей блокады черной пешки белым королем): 1. Са7! СсЗ! 2. Крс2 Cal 3. Cd4H (сразу под удар двух фигур противника!) Cxd4 (...exd4 4. Kpd3 и 5. h7) 4. Kpd3 Cal 5. Kpe4 и далее 6. h7 и 6. Б8Ф+-.
Таким образом, анализ позиции показывает, что, начиная ходом 1. Са7, белые проводят свою пешку в ферзи и выигрывают.
Рассмотренные примеры шахматных задач позволяют конструктивно подойти к развитию каждого типа мышления. Акцентирование внимания на развитие данных типов мышления у студентов в процессе обучения их шахматам способствует не только повышению спортивных достижений, но и улучшает общие показатели успеваемости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зайцев В.В. Тактические приемы в шахматах. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2008,- 132 с.
2. Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. - М.: Физкультура и спорт, 1986,- 128 с.
3. Зайцев В.В., Корнеев П.А., Корнеев В.А. Развитие неординарного мышления студентов с помощью шахматных задач. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2010. -57 с.
4. Гик Е.Я. Математика на шахматной доске. - М.: Аванта+, 2009. - 320 с.
© 2014 г. В. В. Зайцев, В. А. Корнеев, П.А. Корнеев Поступила 15 декабря 2014 г.
-68 -