Научная статья на тему 'Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х 80-е гг. Xx века)'

Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х 80-е гг. Xx века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ БРИГАДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА / STUDENT'S PRODUCTION TEAMS / YOUTH VOCATIONAL COUNSELING / INSERVICE TRAINING / OPYTNICHESKAYA WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Захар Леонидович

Рассматривается история становления и развития ученических производственных бригад в школах Адыгейской автономной области (ААО) в середине 60-х 80-е г.г. XX века, их роль в профессиональной ориентации сельской молодежи и решении проблемы обеспечения колхозов и совхозов сельскохозяйственными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Захар Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of a personnel problem in the Adygheya village: role of pupils' production teams (the middle of the 1960 1980s)

The paper shows the history of formation and development of pupils production teams at schools of the Adyghean Autonomous Region ( ААО) in the mid-sixties 1980s, their role in rural youth professional orientation and in providing collective farms and state farms with agricultural personnel.

Текст научной работы на тему «Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х 80-е гг. Xx века)»

УДК 338.43:331.108.2(470.621) ББК 65.32(2 Рос. Ады) - 64 В 58

З.Л. Власенко,

аспирант кафедры отечественной истории Адыгейского государственного

университета, тел. 8 962 873 26 21, e-mail: [email protected]

Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х - 80-е гг. XX века)

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается история становления и развития ученических производственных бригад в школах Адыгейской автономной области (ААО) в середине 60-х -80-е г. г. XX века, их роль в профессиональной ориентации сельской молодежи и решении проблемы обеспечения колхозов и совхозов сельскохозяйственными кадрами.

Ключевые слова: ученические производственные бригады, профессиональная ориентация молодежи, производственное обучение, опытническая работа.

Z.L. Vlasenko,

Post-graduate student of National History Department of Adyghe State University. Ph.:

8 962 873 26 21, e-mail: [email protected]

The decision of a personnel problem in the Adygheya village: role of pupils’ production teams (the middle of the 1960 - 1980s)

Abstract. The paper shows the history of formation and development of pupils’ production teams at schools of the Adyghean Autonomous Region (ААО) in the mid-sixties - 1980s, their role in rural youth professional orientation and in providing collective farms and state farms with agricultural personnel.

Keywords: student's production teams, youth vocational counseling, inservice training, опытническая work.

В середине 60-х - 80-е гг. XX века одной из ключевых проблем сельского хозяйства оставалась кадровая проблема, от решения которой во многом зависел успех интенсификации сельскохозяйственного производства. Эффективная кадровая политика на селе была призвана обеспечить колхозы и совхозы страны профессионально подготовленными, грамотными, любящими свою землю специалистами. Особый упор здесь делался на подготовку кадров массовых профессий, знакомых с внедряемой в производство новой техникой.

В Адыгейской автономной области (ААО), как в преимущественно

сельскохозяйственном регионе, решению этих задач всегда уделялось должное внимание. Хозяйства области в рассматриваемый период остро нуждались в высококлассных специалистах, и кадровая политика постоянно находилась на повестке дня советских и партийных органов. К 60-м годам уже сложилась довольно стройная система подготовки сельскохозяйственных кадров, которая, наряду с профессионально-техническими училищами, сельскохозяйственными техникумами и высшими сельскохозяйственными учебными заведениями, включала в себя и широкую профессиональную ориентацию среди учащихся школ с трудовым обучением.

Важной формой трудового воспитания сельских школьников стали ученические

производственные бригады (УПБ). Впервые они возникли в сельских школах Ставропольского края, а затем получили широкое распространение во многих краях и областях Советского Союза. В производственных бригадах школьники учились жить и работать в коллективе, овладевали сельскохозяйственной техникой, выращивали высокие урожаи кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы. Многие школьники впоследствии оставались работать в родных колхозах и совхозах, становились подлинными мастерами сельскохозяйственного производства [1].

Руководствуясь производственными планами колхозов и совхозов, учебным планом и программами школ, тематикой опытнической работы и исходя из целей ученической бригады, школы совместно со специалистами колхозов и совхозов разрабатывали учебнопроизводственный план ученической бригады. Этот план обсуждался на общем собрании членов бригады и утверждался педагогическим советом школы и правления колхоза или дирекцией совхоза.

Общее руководство УПБ осуществлялось директором школы и руководителями колхозов и совхозов, которые несли ответственность за состояние этой работы.

Ученические производственные бригады, звенья и комсомольско-молодежные лагеря в ААО были организованы в 1958 г. С каждым годом их количество увеличивалось. Если в 1960 г. их было 78, то в 1964 г. - уже 245. В 1965 г. работой в УПБ было охвачено 8710 человек. В том числе в самих бригадах 3858 человек, в комсомольско-молодежных лагерях -697 человек, в самостоятельных звеньях - 4155 человек. В 1966 г. в области работало 240 бригад и звеньев, в 1967 г. - 117, в том числе 55 УПБ, 6 лагерей труда и отдыха, 56 самостоятельных звеньев. В 1968 г. всего УПБ и звеньев насчитывалось 125, в них учащихся - 1743 человека. Не смотря на то, что количество УПБ и звеньев в 1966-68 гг. сократилось, их работа стала носить более направленный характер. Опытническая работа в школах области, помимо учебного, приобретала также и народно-хозяйственное значение. В 1969 г. в области было укомплектовано 155 УПБ и звеньев с общим охватом учащихся 9119 человек. Общая земельная площадь, закрепленная за бригадами и звеньями, составляла 4917 га [2].

Наибольших масштабов деятельность учебно-производственных бригад достигла в 70-80-х гг. В 1970 г. в области было укомплектовано и работало 164 УПБ и звеньев с общим охватом 7797 человек. Бригады в основном были укомплектованы из учащихся 7-9 классов. Земельная площадь, закрепленная за бригадами, составляла 5176 га.

Довольно внушительно выглядят результаты работы ученических бригад как на собственных земельных участках, так и на полях колхозов и совхозов.

В 1971 г. УПБ области был получен урожай со всей площади посева в среднем с каждого га: озимой пшеницы - 44,4 ц, кукурузы - 57, 3 ц, подсолнечника - 22,8 ц, риса - 50 ц, сахарной свеклы - 310 ц. Кроме того, учащиеся оказывали помощь колхозам и совхозам, они обработали площадь посева сельскохозяйственных культур более 5000 га. За 1971-72 гг. было выращено 112111 голов птицы, 27116 кроликов, 2670 свиней, 1896 телят, 4172 кг тутового шелкопряда [3].

Наряду с ученическими бригадами, работавшими по сельскохозяйственному направлению, в 1968 г. в ААО были организованы школьные лесничества для привлечения молодежи к работе в лесных хозяйствах области. Общая площадь лесных угодий ААО составляла 294,4 тыс. га, и ощущалась насущная потребность этой отрасли в профессиональных кадрах [4]. В 1970 г. в ААО было создано 10 школьных лесничеств. Большинство из них, 8 лесничеств с охватом в 300 учащихся, существовало в Майкопском районе.

Одним из лучших школьных лесничеств являлось Первомайское лесничество, созданное на базе Первомайской СШ №9 [5]. Выпускники Первомайской школы регулярно отправлялись на учебу в лесотехнические институты страны, поступали в Майкопский сельскохозяйственный техникум [6]. В дальнейшем работа по укреплению школьных лесничеств области продолжалась.

Очень широкий размах в рассматриваемый период в школах и УПБ области приобрела

опытническая работа в области агротехники. Опыты проводились по заданию Краснодарского сельскохозяйственного института, кафедры сельского хозяйства Адыгейского педагогического института, Краснодарского института садоводства и виноградарства, Краснодарского НИИ масличных культур, Майкопской опытной станции сельского хозяйства, Всесоюзного института растениеводства, Адыгейской областной и Краснодарской краевой станций юннатов, НИИ органической химии города Таллина, а также по заданию главных агрономов и зоотехников колхозов и совхозов ААО. Лучшие результаты опытнической работы внедрялись в производство колхозов и совхозов.

Опытническая работа учащихся способствовала лучшему познанию окружающей природы и способов ее преобразования, конкретизации и обогащению знаний по биологии, химии, физике, математике, сельскому хозяйству и применению их на практике, связи обучения с насущными вопросами местного сельскохозяйственного производства, развитию самостоятельности учащихся, воспитанию любви к сельскохозяйственному производству и творческому отношению к труду [7].

Опытническая работа в ряде передовых школ планировалась на весь год. Сводный план работы утверждался на расширенном заседании педсовета с участием представителей колхоза, совхоза, специалистов сельского хозяйства, представителей опытно-показательных хозяйств и опытнических учреждений.

Осенью, после уборки урожая, итоги опытнической работы обсуждались на педагогическом совете школы с участием представителей колхоза (совхоза), проводился день урожая, на котором с отчетами о проделанной работе выступали учащиеся-опытники и организовывалась выставка. В районах проводились слеты передовиков УПБ и юннатов-опытников, такие же слеты проводились в области и крае. Лучшие достижения опытников представлялись на ВДНХ СССР [8].

Урожаи, которые получали учащиеся, работавшие в бригадах на закрепленных за ними земельных участках, из года в год стабильно превышали среднюю урожайность колхозов и совхозов области в центнерах с одного гектара. Так, члены УПБ в 1975 г.

получили следующую урожайность:

9]

Культура Средний урожай с 1 га в центнерах

в УПБ в колхозах

Озимая пшеница 39 28,3

Сахарная свекла 306 195

Кукуруза 57,2 43,2

Как видно из таблицы, в сравнении с колхозами, урожайность на полях УПБ превышала по озимой пшенице на 10,7 ц, по кукурузе - на 14 ц, а по сахарной свекле - на 111 ц, что было результатом организованной работы руководства школ, колхозов и совхозов.

Помимо производственного труда, учебы и опытнической работы в ученических бригадах большое внимание уделялось организации отдыха учащихся. Хорошо был организован отдых в УПБ Курджипской, Ханской, Энемской и других средних школах. Ежегодно проводились походы, экскурсии, спортивные игры, встречи, беседы и коллективные чтения, посещение кинотеатров. В бригадах организовывались кружки художественной самодеятельности. Многие учащиеся - члены УПБ участвовали в поездках на побережье Черного моря и в горы Кавказа [10]. Массовые мероприятия, являясь частью воспитательного плана школы, имели четкую сельскохозяйственную и природоохранную направленность. Так, в 1972 г. в Хатукайской СШ был создан штаб «охраны природы», который контролировал охрану зеленых насаждений, клумб и т.д. Также проводились такие мероприятия как «День птиц», «День леса», «Праздник урожая». На спортивной площадке проводились соревнования по волейболу и футболу. Из учащихся УПБ была создана агитбригада, которая на полевых станах давала концерты для колхозников [11].

В начале 80-х гг. большое внимание уделялось животноводству. В 1985 г. в бригадах области уже действовали 44 животноводческих звена. Юными животноводами области было выращено на фермах и на дому 1880 телят, 988 поросят, 410 овец. Хорошо работали

кормозаготовительные звенья. Школьники области вырастили 990 т кукурузы на силос, 6896 т кормовой свеклы. Кроме того, в школах области работало 5 кроликоферм. Было выращено и реализовано около 100 голов кроликов в школах и на дому около 13000 голов кроликов.

Улучшалась и материальная база УПБ. Многие бригады имели свою сельскохозяйственную технику. Всего по области - 65 тракторов, 14 автомашин, 9 комбайнов. Кроме того, базовые хозяйства на период сельхозработ закрепляли за бригадами необходимую технику. В 1985 г. было задействовано - 22 трактора, 14 комбайнов, 23 автомашины [12].

Деятельность УПБ по профориентации школьников приносила определенные результаты. Из 580 выпускников сельских средних школ в 1961 г. пошли на работу в колхозы и совхозы области 245 человек, что составило 42% от общего числа выпускников [13]. В 1962 г. в ААО из 430 человек, окончивших среднюю сельскую школу - 259 человек или 60% всех выпускников осталось работать в своих колхозах и совхозах или же поступили в сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы [14]. В 1969 г. из 53 механизаторов, работавших в тракторном парке колхоза «Заря» все являлись выпускниками Курджипской средней школы и членами производственной бригады. В Афипсипской средней школе в 1970 г. овладело сельхозтехникой 30 учащихся. После окончания школы 20 человек осталось работать в совхозе, 16 выпускников поступили в сельскохозяйственные ВУЗы [15].

В середине 60-70-е гг. в области огромное значение придавалось изучению, обобщению и распространению передового опыта работы лучших хозяйств и производственных коллективов [16]. На этой волне в трудовом обучении и воспитании школьников Адыгеи активное участие стали принимать специалисты, передовики и ветераны сельского хозяйства, которые направлялись трудовыми коллективами для работы с учащимися в качестве мастеров производственного обучения и наставников.

С середины 70-х гг. появляются смешанные звенья, где учащиеся работали под руководством ветеранов сельскохозяйственного производства. В 1975 г. по области работало 77 смешанных звеньев общей численностью 1290 учащихся и 138 шефствовавших над звеньями ветеранов. Развивалась система наставничества. В этом же году по области насчитывалось 128 наставников из числа ведущих специалистов сельского хозяйства [17].

За 1985 г. около 300 специалистов, квалифицированных механизаторов, животноводов и растениеводов передавали школьникам свой опыт и профессиональное мастерство, вовлекали в общественную работу и производственную жизнь хозяйств. Настоящей школой мастерства для юных механизаторов была совместная работа с передовиками производства в период жатвы. В поле выходили семейные смешанные экипажи.

В 80-х гг. введение новых профессий и профилей для трудового обучения учащихся сельских школ существенно влияло на структуру УПБ. В них формировались звенья механизаторов, животноводов, строителей. Это позволяло учащимся в бригадах совершенствовать практические навыки по избранной профессии. В 1985 г. в области в составе бригад работали 48 звеньев механизаторов, 44 звена животноводов, 22 звена строителей, 15 звеньев заготовителей кормов, 122 звена полеводов, 76 овощеводческих звеньев. Многие УПБ области являлись многоотраслевыми [18].

С середины 80-х гг. большее внимание стали уделять развитию при школах области учебно-опытных участков (УОУ). Учебно-опытные участки были базой для проведения опытно-практических работ в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии и других предметов. В 1987 г. 17 школ области являлись базами для работы юннатских кружков от областной станции юннатов [19].

Работа учащихся на УОУ была призвана воспитать бережное отношение к земле, выращенной продукции. Во главу угла в это время ставилась, прежде всего, задача реализации Продовольственной программы страны. Поэтому больше внимание стало уделяться количественным показателям выращенной учащимися сельскохозяйственной продукции, проблема профориентации сельской молодежи постепенно отодвигалась на второй план [20].

В 70-е и 80-е гг., ставились задачи производственным бригадам содействовать школьникам в овладении новейшими способами ведения хозяйства, помочь увидеть дальнейшие перспективы учебы, лучше почувствовать значение выбираемого пути.

Весной 1971 г. впервые в Адыгее проходили областные соревнования школьников по вождению тракторов. В них приняли участие 27 юных механизаторов, многие из которых к тому времени уже сдали экзамены и получили удостоверения машинистов широкого профиля. Также следует отметить факт участия в соревновании девушек [21]. В дальнейшем проведение профессиональных конкурсов среди школьников области на базе ученических бригад стало регулярным. Постоянно расширялся список профессий, по которым проходили такие соревнования. Так, в 1975 г. учащиеся Адыгеи принимали участие во Всероссийских конкурсах юных овощеводов, полеводов, садоводов, животноводов и механизаторов-пахарей [22]. Профессиональные конкурсы проводились в рамках слетов членов ученических производственных бригад. В 1978 г. в конкурсах приняли участие 106 учащихся из 37 школ области [23].

На протяжении всех 80-х годов конкурсы продолжали регулярно проводиться. Они устраивались на базе Адыгейской областной государственной сельскохозяйственной опытной станции, Майкопского отделения МоС ВИР, Майкопского совхоза-техникума, Ханского совхоза [24].

Эти соревнования показывали, что знакомство ребят с сельскими профессиями требует много усилий, постоянных и планомерных занятий, которые могут приносить позитивные результаты по привлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и приобретению сельскохозяйственной профессии.

Рассматривая организацию и деятельность ученических производственных бригад Адыгеи в обозначенный период, следует также указать на недостатки в их работе, которые негативно отражались на решении задач эффективной профориентации сельской молодежи.

Так, можно отметить формальный подход к организации работы УПБ со стороны некоторых директоров школ, и председателей колхозов, недостаточное внимание к развитию опытнической работы в школах и УПБ и слабую научную и производственную базу [25]. Слабая материальная база бригад не позволяла внедрять в производство элементы комплексной механизации, основы научной экономики и организации сельскохозяйственного процесса. Например в 1986 г. на 92 УПБ приходилось 5 комбайнов, во многих бригадах использовались трактора устаревших марок [26].

Ряд недостатков имелся и в постановке опытнической работы. Нередки были случаи, когда исследования школьников не доводились до конца и слабо внедрялись в производство [27]. Так, плохо была налажена опытническая работа по животноводству ввиду того, что штат ферм и план работы утверждался без учета деятельности УПБ, и учащимся, которые проводили опыты по животноводству, внимания практически не уделялось [28]. Не достаточно высок был уровень опытнической работы, результаты опытов слабо внедрялись в сельскохозяйственное производство. Ни одна из бригад не имела в 1985 г. постоянной связи с научно-исследовательскими сельскохозяйственными учреждениями [29].

Постепенно уменьшался процент выпускников средних сельских школ, выбиравших сельскохозяйственную профессию. Так, если в 1971 г. этот показатель составил 26 %, в 1975 г. - 29 %, а 1977 г. - 38 %, то уже в 1985 г. только 19 % выпускников остались работать в своих хозяйствах или поступили в сельскохозяйственные учебные заведения [30].

Во многих районах в 1986 г. был низок процент закрепления выпускников на селе. Так, в Теучежском районе этот показатель составлял-10%, в Шовгеновском-20%, Октябрьском-11%, Майкопском районе - 13%. Ни одного выпускника не осталось работать в своих хозяйствах в Афипсипской СШ №4, Новопоселковской СШ №13, Козетской СШ №10, Шенджийской СШ №24. В последующие годы эта тенденция продолжалась [31].

Перестроечные процессы, проходившие в эти годы по всей стране, затронули и работу ученических бригад. В 1988 г. произошли сдвиги по внедрению аренды и школьного подряда. Так на школьный подряд перешли все УПБ Кошехабльского района, Гиагинской СШ №1,

Гончарской СШ №6, СШ №7 совхоза «Труд» Гиагинского района, Пшизовской СШ №11 Шовгеновского района. Однако не во всех школах и хозяйствах соблюдались условия договоров, в результате чего УПБ не получали оплату за свой труд в полном объеме, что негативно сказывалось на организации и работе бригад, терялось желание учащихся и руководства школ сотрудничать с хозяйствами, размывалась привлекательность сельскохозяйственной профессии.

Деньги, вырученные в результате деятельности бригад, распределялись, как правило, пополам. Одна часть шла на текущие нужды школы, вторая распределялась между членами УПБ. Все большую долю в деятельности УПБ начинает занимать работа членов бригад по ремонту и благоустройству школ в летний период. Роль механизированного труда членов УПБ снижается. Являясь арендными звеньями колхозов, УПБ выполняли только ручные работы, а все механизированные работы выполняли базовые хозяйства. В некоторых школах области УПБ и вовсе перестали организовываться [32].

С 1990 г. в работе УПБ области начинает преобладать деятельность по поддержанию в порядке учебно-опытных участков и теплиц при школах и получении финансовой прибыли от реализуемой продукции. Работа непосредственно на полях колхозов и совхозов значительно сокращается. В этом году за ученическими бригадами области было закреплено 1419 га земли вместо 5176 га в 1970 г. [33]. Главным показателем успешности в работе УПБ стал размер заработанных учащимися и школами денежных средств.

Таким образом, ученические производственные бригады Адыгеи, созданные для оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям области и широкой профориентации сельской молодежи, в 60-80-х гг. довольно успешно выполняли возложенные на них обязанности. УПБ в своем становлении и развитии прошли путь от простых производственных единиц колхозов и совхозов к планомерному внедрению опытничества, как одного из самых эффективных приемов по привлечению и закреплению молодежи в сельскохозяйственном производстве. Механизация работы УПБ, проведение профессиональных конкурсов и слетов активистов бригад, участие школьников в выставках ВДНХ и другие приемы играли значительную роль в решении проблемы профориентации и, в конечном счете, улучшении положения в кадровом вопросе на селе.

Однако, в начале 90-х гг. опытничество в школах осталось, в лучшем случае, в работе учебно-опытных участков, а в основном перешло в формат дополнительной работы учащихся по биологии и проведение научно-практических конференций. Это привело к разрыву между школьным опытничеством и сельскохозяйственным производством. Опытническая работа постепенно теряет прикладной характер. В условиях нараставшего экономического кризиса и с изменением форм хозяйствования роль и значение ученических производственных бригад и профессиональной ориентации сельской молодежи значительно снижается.

Примечания:

1. Народное образование в СССР / под ред. М.А. Прокофьева. М., 1967. Ц^: http://detskiysad.ru/ped/narod.html

2. Государственное учреждение Национальный архив Республики Адыгея (далее - ГУ НАРА). Ф. Р-885. Оп. 1. Д. 91. Л. 1.

3. Там же. Л. 1-21; Д. 92. Л. 2-3.

4. Хранилище документации новейшей истории Национального архива Республики Адыгея (далее - ХДНИ НАРА). Ф. П-1. Оп. 23. Д. 46. Л. 8.

5. ГУ НАРА. Ф. Р-885. Оп. 1. Д. 103. Л. 22.

6. Там же. Л. 21.

7. Там же. Д. 42. Л. 20.

8. Там же. Д. 116. Л. 2.

9. Там же. Д. 51. Л. 23.

10. Там же. Д. 103. Л. 19.

11. Там же. Д. 185. Лл. 1-5.

12. Там же. Д. 42. Л. 14.

13. Там же. Д. 51. Л. 12.

14. Там же. Д. 103. Л. 4.

15. Там же. Д. 112. Л. 1.

16. Шебзухова Ф.Х. Деятельность Адыгейской областной партийной организации по дальнейшему развитию сельского хозяйства (1959-1970 гг.) // Сборник статей по истории Адыгеи. Майкоп, 1977. С. 46.

17. ГУ НАРА. Ф. Р-885. Оп. 1. Д. 185. Лл. 1-5.

18. Там же. Д. 205. Л. 16.

19. Там же. Д. 211. Лл. 6, 17.

0. 2 м а Т же. 2. 9 8. Л.

1. 2 Там же. 2 2 . Л. 1.

22. Там же. 6 3 7. 4 .Л.

3. 2 м а Т е Д. 8 6 . Л. 1.

4. 2 Там же. 2. 4 5 7 - 3 7

5. 2 Там же. Д. 2. 9 8 1 .

6. 2 Там же. 0. 3 .Л. а. 9 8

7. 2 м а Т же. 3 0 3. 2 .Л.

8. 2 м а Т же. 113 6. 3 .Л.

9. 2 м а Т же. Д. 0. 3 .Л. а. 9 8

30. Подсчитано по ГУ НАРА. Ф. Р-885. Оп. 1. Д. 91, 92, 93, 94, 95, 96, 112, 131.

31. Там же. Д. 199. Л. 4.

32. Там же. Д. 211. Л. 5-23.

33. Там же. Д. 222. Л. 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Public education in the USSR / ed. by М.А. Prokofjev. М., 1967. URL: http://detskiysad.ru/ped/narod.html

2. The state institution of National Archives of the Republic of Adygheya (further - GU NARA). F. Р-885. Op. 1. D. 91. L. 1.

3. Ibidem. L. 1-21; D. 92. L. 2-3.

4. The depository of up-to-date history documentation of the National Archives of the Republic of Adygheya (further - KHDNI NARA). F. P-1. Op. 23. D. 46. L. 8.

5. GU NARA. F. Р-885. Op. 1. D. 103. L. 22.

6. Ibidem. L. 21.

7. Ibidem. D. 42. L. 20.

8. Ibidem. D. 116. L. 2.

9. Ibidem. D. 51. L. 23.

10. Ibidem. D. 103. L. 19.

11. Ibidem. D. 185. Ll. 1-5.

12. Ibidem. D. 42. L. 14.

13. Ibidem. D. 51. L. 12.

14. Ibidem. D. 103. L. 4.

15. Ibidem. D. 112. L. 1.

16. Shebzukhova F.Kh. The activity of the Adyghe regional party organization on the further

development of agriculture (1959-1970) // The collection of articles on the history of Adygheya.

Maikop, 1977. P. 46.

17. GU NARA. F. Р-885. Op. 1. D. 185. Ll. 1-5.

18. Ibidem. D. 205. L. 16.

19. Ibidem. D. 211. Ll. 6, 17.

20. Ibidem. D. 92. L. 8.

21. Ibidem. D. 122. L. 1.

22. Ibidem. D. 136. L. 147.

23. Ibidem. D. 168. L. 1.

24. Ibidem. D. 42. Ll. 73-75.

25. Ibidem. D. 92. Ll. 8-9.

26. Ibidem. D. 189a. L. 30.

27. Ibidem. D. 103. L. 23.

28. Ibidem. D. 113. L. 36.

29. Ibidem. D. 189a. L. 30.

30. Counted up on GU NARA. F. P-885. Op. 1. D. 91, 92, 93, 94, 95, 96, 112, 131.

31. Ibidem. D. 199. L. 4.

32. Ibidem. D. 211. L. 5-23.

33. Ibidem. D. 222. L. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.