Научная статья на тему 'Репутационный риск: оценка современного теоретико-понятийного аппарата'

Репутационный риск: оценка современного теоретико-понятийного аппарата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3388
776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ / CLASSIFICATION / РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК / REPUTATIONAL RISK / УЧЕТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО МСФО И РСБУ / IFRS / ИМИДЖЕВЫЙ РИСК / IMAGE RISK / РИСК ПОТЕРИ ВНУТРЕННЕ СОЗДАННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / LOSS / ОТЧЕТ О РИСКАХ / REPORT / ACCOUNTING / BUSINESS REPUTATION / RUSSIAN GAAP / INTERNALLY GENERATED BUSINESS REPUTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатьева М. Д.

Предмет/тема. Понятие рисков и их классификация постоянно обновляются и совершенствуются. Относительно новый вид репутационные риски требует всесторонней теоретической оценки, раскрытия сущности, точности формулировок, определения видов и подвидов, тождественности или исключительности понятийного аппарата. Цели/задачи. В статье дано авторское определение понятия «риск» в современной экономике; представлена оценка классификационных признаков при систематизации видов риска; установлены различия между имиджевым и репутационным рисками; обоснована правильность использования понятия «риск потери внутренне созданной деловой репутации» с установлением основных характеристик данного вида риска. Методология. В настоящей работе использованы приемы и методы сравнительного анализа существующих научно-теоретических наработок, определения причинно-следственных связей и закономерностей. Результаты. Автором предложено рассматривать осмотрительность и информационную неопределенность как неотъемлемые составляющие в современном определении риска; определено, что деловая репутация это совокупность качественных преимуществ деятельности экономического субъекта в условиях конкуренции, объективно констатируемых и оцениваемых. Установлено, что в классификации видов риска имиджевый риск является составной частью репутационного риска. С учетом международных стандартов и терминологии предложена формулировка «риск потери внутренне созданной деловой репутации» вместо «репутационный риск». Выводы/значимость. Выявлено, что с позиций каждого исследования может быть сформировано самостоятельное и оригинальное определение риска. Переход риска из одного вида в другой естественная и логичная особенность, обусловленная происходящими экономическими, финансовыми, политическими и социальными изменениями, а также субъективностью подходов к классификации рисков. В составе видов рисков наиболее интересным и недостаточно проработанным является репутационный риск или риск потери внутренне созданной деловой репутации, который классифицируется по определенному признаку (по сфере возникновения); имеет ряд разновидностей (подвидов) и источников появления; а также совокупность факторов, определяющих уровень риска, и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reputational risk: evaluation of the contemporary theoretical and conceptual framework

Importance The concept of risks and their classification have been constantly updated and refined. As a new type, reputational risks should be profoundly examined. It is necessary to explore their substance, definitions, classification of their types and subtypes, equality or exclusivity of the conceptual framework. Objectives The article provides a definition of risks in modern economy; evaluates features for classification in systematizing types of risks; determines the difference between image and reputational risks; substantiates the appropriateness of using the concept of risk of loss of internally generated business reputation, and formulates its main characteristics. Methods This research draws upon a comparative analysis of the existing scientific and technological studies, methods for determining the cause-and-effect relations and patterns. Results I suggest considering prudence and information uncertainty as inherent components of the contemporary definition of risk. Business reputation is a combination of qualitative advantages of the business entity in competition, which are explicitly declared and evaluated. The image risk is a component of the reputational risk within the classification of risks. Considering the international standards and terminology, I suggest substituting the reputational risk with the wording of the risk of loss of internally generated business reputation. Conclusions and Relevance Risk reclassification is a natural and logic aspect relating to economic, financial, political and social changes and the biased nature of approaches to risk classification. The reputational risk or the risk of loss of internally generated business reputation is the most interesting type of risks. It remains understudied, being classified by a certain indicator (origination area), having some subtypes and sources and a combination of factors that determine the level of risk.

Текст научной работы на тему «Репутационный риск: оценка современного теоретико-понятийного аппарата»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.244.9

РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК: ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Марина Дмитриевна Акатьева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова,

Москва, Российская Федерация amdmgup@mail.ru

Предмет/тема. Понятие рисков и их классификация постоянно обновляются и совершенствуются. Относительно новый вид — репутационные риски — требует всесторонней теоретической оценки, раскрытия сущности, точности формулировок, определения видов и подвидов, тождественности или исключительности понятийного аппарата.

Цели/задачи. В статье дано авторское определение понятия «риск» в современной экономике; представлена оценка классификационных признаков при систематизации видов риска; установлены различия между имиджевым и репутационным рисками; обоснована правильность использования понятия «риск потери внутренне созданной деловой репутации» с установлением основных характеристик данного вида риска.

Методология. В настоящей работе использованы приемы и методы сравнительного анализа существующих научно-теоретических наработок, определения причинно-следственных связей и закономерностей.

Результаты. Автором предложено рассматривать осмотрительность и информационную неопределенность как неотъемлемые составляющие

в современном определении риска; определено, что деловая репутация — это совокупность качественных преимуществ деятельности экономического субъекта в условиях конкуренции, объективно констатируемых и оцениваемых. Установлено, что в классификации видов риска имиджевый риск является составной частью репутационного риска. С учетом международных стандартов и терминологии предложена формулировка «риск потери внутренне созданной деловой репутации» вместо «репутационный риск».

Выводы/значимость. Выявлено, что с позиций каждого исследования может быть сформировано самостоятельное и оригинальное определение риска. Переход риска из одного вида в другой — естественная и логичная особенность, обусловленная происходящими экономическими, финансовыми, политическими и социальными изменениями, а также субъективностью подходов к классификации рисков. В составе видов рисков наиболее интересным и недостаточно проработанным является репутационный риск или риск потери внутренне созданной деловой репутации, который классифицируется по определенному признаку (по сфере возникновения); имеет ряд раз-

новидностей (подвидов) и источников появления; а также совокупность факторов, определяющих уровень риска, и пр.

Ключевые слова: риск, классификация рисков, репутационный риск, учет деловой репутации по МСФО и РСБУ, имиджевый риск, риск потери внутренне созданной деловой репутации, отчет о рисках

Состояние современной экономики, конъюнктура рынка постоянно меняются под воздействием научно-технических, экономических, демографических, социально-культурных, географических, политических и других факторов. Среди таких факторов особое значение имеют неустойчивость производственных связей, инфляция, процентные ставки по кредитам, снижение покупательной способности населения и др. Кризисные явления современной российской экономики, ужесточение конкуренции, усиление факторов неопределенности ведут к необходимости более четкого определения перспектив и направлений развития предпринимательской деятельности, вероятности возникновения рисков объективного и субъективного характера.

Не претендуя на исчерпывающую оценку авторских подходов к определению риска, для целей

данного исследования представляется целесообразным остановиться на некоторых из них (табл. 1).

Изучение экономической и специальной литературы по вопросам рисков [3, 5, 7, 14-16, 18, 19, 21] позволяет сделать ряд важных выводов:

1. Существуют многообразные подходы к определению риска как в отечественных, так и в зарубежных источниках; среди исследователей отсутствует единое мнение по этому вопросу.

2. Как в теории, так и на практике нет единой общепринятой системы классификации рисков.

3. В условиях рыночной экономики риск является одним из ключевых элементов предпринимательства.

4. Изменения во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в экономической, ведут к уточнениям, дополнениям и обновлениям в вопросах сущности, определения и классификации рисков.

5. Э.Д. Долан и Л. Линдсей в отличие от всех других авторов обращают внимание на условия информационной неопределенности, в которых осуществляется деятельность человека (организации), что особенно актуально в современных условиях расширения и обновления информационного пространства, информационных продуктов и носителей. Роль информации настолько возросла, что возможно даже включение ее в состав произ-

Таблица 1

Обзор авторских определений понятия «риск»

Автор Определение

Долан Э.Д., Линдсей Л. [7] Атрибутивная общесоциологическая характеристика любого вида целесообразной деятельности человека, осуществляемой в условиях ресурсных ограничений и наличия возможности выбора оптимального способа достижения осознанных целей в условиях информационной неопределенности

Федосова Р.М., Волков А.И., Москалев А.К. [18] Вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов, а также возможность получения значительной прибыли (дохода) в результате осуществления определенного вида хозяйственной деятельности

Олейникова Е.А. [14] Один из видов опасности, связанной с политической, социальной и экономической деятельностью людей, реально осознаваемая, вероятно оцениваемая, для минимизации которой имеются ресурсы и возможности

Грабовский П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. [15] Вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности

Балабанов И.Т. [5] Возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества

Альгин А.П. [3] Деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения результата, неудачи и отклонения от цели

Сушко В.А. [16] Возможность неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые при неосмотрительности, неграмотном подходе к делу могут повлечь нежелательные последствия, ущерб

водительных факторов производства как одного из наиболее результативных ресурсов организации (см. табл. 1) [12]. Как ресурс информация является совокупностью знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. Чем более масштабной и разносторонней становится деятельность организации, тем более значимой становится роль полной и качественной информации для управления в целом и минимизации рисков в частности. Для этого необходимо, чтобы способы получения информации и методы ее обобщения, обработки были абсолютно надежными и объективными. Всем этим требованиям в полной мере отвечает учетно-аналитическая система экономических субъектов, и в первую очередь бухгалтерский учет как информационная основа этой системы.

6. Бухгалтерский учет — абсолютно объективный, надежный источник документированной и систематизированной информации (в соответствии с определением бухгалтерского учета, данным в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»1), необходимый для выбора оптимального способа достижения осознанных целей (по Э.Д. Долану и Л. Линдсею [7]).

7. Большинство авторов (см. табл. 1) акцентируют внимание на непосредственной связи риска с видом хозяйственной деятельности, в составе которой чаще всего указываются производственная и финансовая деятельность. Очевидно, что в зависимости от конкретного вида деятельности экономического субъекта на практике приходится иметь дело с использованием различных материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) и прочих ресурсов в различных формах, видах, количествах (объемах). Следовательно, и риск в каждом случае связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

8. Наиболее популярным является подход к риску как опасности потенциально возможной, вероятной потери ресурсов (или недополучения доходов) по сравнению с ранее рассчитанным вариантом рационального использования ресурсов.

9. Очевидно наличие субъективно-объективной природы риска, который порождается про-

1 О бухгалтерском учете. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011.

-20 (362)

цессами как субъективного, так и объективного характера, степень воздействия их не зависит от воли человека и не регулируется им. Наличие двух составляющих в природе риска позволяет выбирать более эффективные методы и приемы оптимизации управленческих решений и минимизации самих рисков. Исходя из этой особенности риска, можно выделить объективные и субъективные факторы, определяющие уровень риска, что потребуется в данном исследовании далее.

10. В.А. Сушко указывает на возможные неосмотрительность и неграмотность в подходе к делу и, как следствие, нежелательные последствия, ущерб [16]. Такой подход особенно близок автору, так как осмотрительность (prudence) — наличие некоторой степени осторожности при оценивании в условиях неопределенности ряда факторов, и соблюдение одноименного принципа бухгалтерского учета — неотъемлемая норма его эффективного ведения в условиях неуверенности для обеспечения достоверности информации об активах и доходах, обязательствах и затратах [2].

Кроме того, принцип осмотрительности как принцип-допущение предполагает формирование элементов бухгалтерского учета с использованием определенных субъективных суждений и расчетов, что также немаловажно для рассматриваемого вопроса.

С учетом сделанных выводов автором сформировано следующее определение: риск — это опасность наступления непредсказуемых и не желательных для экономического субъекта последствий (неудач, потерь, убытков) ввиду неосмотрительного осуществления производственной и финансовой деятельности в условиях информационной неопределенности и влияния внешних факторов.

Таким образом, выделив из ряда авторских определений понятия «риск» наиболее интересные и сформировав авторское определение, перейдем к не менее сложному вопросу классификации рисков.

Как уже отмечалось, ни в теории, ни на практике в настоящее время нет единой общепринятой системы классификации рисков не только с точки зрения самого спектра позиционируемых в ней элементов, но и относительно параметров их разделения на некие целевые, признаковые подмно-

- 2015-

жества. В результате, как отмечает В.В. Черкасов, у различных авторов риски представлены более чем 220 видами в различных классификационных комбинациях [21].

Проанализировав мнения приведенных ранее авторов по этому вопросу, был выявлен значительный перечень различных критериев (классификационных признаков) риска:

- причины / природа / принципы / сфера возникновения;

- функциональные виды и сферы (виды экономической деятельности) предпринимательства;

- возможности страхования;

- этап решения;

- масштаб возникновения;

- возможность диверсификации;

- степень (уровень) допустимости;

- продолжительность формирования (в зависимости от микросреды);

- возможный результат деятельности;

- неопределенность экономической среды и др.

Очевидны две принципиальные закономерности:

1) использование новых финансовых технологий, современных финансовых инструментов и других инновационных факторов обусловливает появление новых видов (подвидов) рисков;

2) классификация, выбор критериев риска, которые непосредственно зависят:

- от точки зрения автора;

- от постановки цели разработки классификации;

- от сложившегося в обществе восприятия риска.

Указанные особенности могут привести к переходу риска из одного вида в другой. Данная проблема представляется одной из наиболее актуальных в этом вопросе. Классификация рисков по сфере возникновения (или по видам предпринимательской деятельности), в основу которой положены сферы деятельности, является наиболее распространенной.

В зависимости от сферы возникновения (вида предпринимательской деятельности) принято выделять виды рисков [3, 5, 15, 18, 21]:

- производственный риск;

- финансовый риск;

- коммерческий риск;

- страховой риск;

- юридический риск;

- инвестиционный риск;

- инновационный риск.

Характеристика рисков представлена в

табл. 2.

Вид риска Характеристика риска

Финансовый Риски на фондовом рынке: - риск ликвидности, информационный риск, валютный риск и др.; - банковские риски: кредитный, процентный, портфельный; - риск падения общерыночных цен (инфляционный); - лизинговый и факторинговый риски, связанные со спецификой клиента банка

Юридический Сопряженный с низким качеством законодательных актов и неожиданными изменениями в законодательстве

Производственный Возникающий в связи с вынужденными перерывами в производстве, выходом из строя производственных фондов, потерей оборотных средств, несвоевременностью поставки оборудования, сырья и т.д.

Коммерческий Вследствие неожиданных изменений в конъюнктуре рынка и других условиях коммерческой деятельности

Инвестиционный Обусловленный неопределенностями, непредвиденными обстоятельствами в инвестиционной сфере, инновационной деятельности

Страховой Формирование страхового фонда, управление им, а также собственным имуществом, денежными средствами и персоналом

Инновационный Вытекающий из неопределенностей в инновационной сфере (начиная от выработки инновационной идеи, воплощения ее в продукте или технологии и кончая реализацией соответствующего продукта на рынке)

Таблица 2

Характеристика рисков по видам предпринимательской деятельности

(по сфере возникновения)

Таблица 3

Виды и подвиды рисков по сфере возникновения (по видам предпринимательской деятельности)

Виды рисков Подвиды риска

1. Финансовые риски Риски, связанные с покупательской способностью денег: - риски ликвидности; - валютные риски; - инфляционные риски; - дефляционный риск. Банковские риски (риски снижения доходности): - кредитный риск, - процентный риск (банковский риск, риски небанковских кредитных учреждений, риск инвесторов и владельцев ценных бумаг). Риски, связанные со спецификой клиента банка: - лизинговый риск, - факторинговый риск. Инновационный риск

2. Юридические риски Подвиды не выделяются в рассматриваемых источниках

2. Производственные риски Риск неисполнения хозяйственных договоров. Риск изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции. Риск возникновения непредвиденных затрат. Риск потери имущества предприятия

4. Коммерческие риски Имущественный риск. Торговый риск. Производственный риск. Финансовый риск. Имиджевый риск

5. Инвестиционные риски Риск упущенной выгоды. Риск снижения доходности: - процентный риск; - кредитный риск. Риск прямых финансовых потерь

6. Страховые риски Страхуемый риск. Нестрахуемый риск

Таким образом, с учетом точки зрения указанных авторов на соотношение видов и подвидов рисков по наиболее популярному критерию получаем следующую иерархию (табл. 3).

Данные табл. 3 наглядно демонстрируют устойчивый тренд: ряд рисков переходит из одного вида (подвида) в другой, при этом сохраняется соответствие критериям, положенным в основу классификации.

Существенная часть рисков финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов с большой вероятностью имеет финансовые последствия, влияет на финансовые результаты и на подготавливаемую финансовую отчетность. В связи с чем особое значение для рассматриваемого вопроса имеют требования Минфина России к раскрытию в годовой бухгалтерской отчетности

информации о рисках 2. Данным документом регламентируются как классификация рисков, по которым должна раскрываться информация в отчетности, так и содержание, особенности основных видов риска. Используя указанную информацию, по аналогии с табл. 3 составим новую табл. 4.

Проведя сравнение представленных данных, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обе группировки рисков (по видам предпринимательской деятельности и в соответствии с требованиями Минфина России) в составе финансовых рисков, на первый взгляд, выделяют практически аналогичные подвиды рисков.

2 О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности в годовой бухгалтерской отчетности» № ПЗ-9/2012: информация Минфина России.

Таблица 4

Виды и подвиды рисков в соответствии с требованиями Минфина России

Виды рисков Подвиды рисков

1. Финансовые риски Рыночные риски: - валютный риск; - процентный риск; - ценовой риск. Кредитные риски. Риск ликвидности

2. Правовые риски Четко подвиды не выделены, указана их связь с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства

3. Страновые и региональные риски Связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в стране (странах), регионе (регионах), в которых организация ведет свою деятельность, является налогоплательщиком

4. Репутационныериски Риск потери деловой репутации

5. Другие риски Риск концентрации. Операционный риск. Иные потенциально существенные риски

Исключение составляет относительно новое понятие «рыночные риски», которое включает в себя все случаи рисков возникновения убытков из-за изменения рыночных цен, именно поэтому структурно этот подвид финансового риска содержит и риски, связанные с покупательской способностью денег (см. табл. 3).

Вторая особенность в этой категории: Минфин России не выделяет отдельно банковские риски, ограничиваясь только кредитными, видимо, автоматически включая в него и банковский ввиду наибольшего опыта управления вопросами кредитования именно в банковской сфере.

2. Очевидно, что ранее рассмотренные инвестиционные риски следует относить, по логике Минфина России, также к финансовым рискам.

3. Страновые и региональные риски (Минфин России) ранее у одних авторов в зависимости от причины возникновения относились к базисным рискам, которые в том числе включали политические риски [3, 5, 15].

У других же они относились по масштабам к региональным, национальным или международным (межстрановым) рискам [7, 18, 21].

4. Риск неисполнения контрагентом своих договорных обязательств как наиболее существенный подвид в составе производственных рисков [1], по логике Минфина России, следует раскрывать в составе кредитных рисков (т.е. финансовых рисков), которым подвержены дебиторская задолженность, учтенные векселя, выданные займы и др.

5. Группировка рисков Минфина России очевидно расширяет границы финансового риска как такового по сравнению с ранее имевшимися классификациями, и в первую очередь за счет введения категории «рыночные риски».

6. Интерес представляют правовые риски, которые по названию можно рассматривать как аналог юридических рисков. Если ранее последние характеризовались как риски, сопряженные с низким качеством законодательных актов и неожиданными изменениями в законодательстве [15, 18, 21], то теперь можно говорить о более глубоком подходе к этой разновидности рисков.

Во-первых, правовые риски связаны с изменением валютного, таможенного, налогового, экологического и других видов законодательства, если их изменения могут в перспективе оказать влияние на деятельность экономического субъекта.

Во-вторых, информация об этих рисках логично подразделяется на данные для внутреннего и внешнего рынков.

В-третьих, некоторые специалисты относят к правовым рискам следующие подвиды [20]:

- риск возможного понесения убытков в результате различного применения норм законодательства судебными органами либо в результате невозможности исполнения контрактов вследствие нарушения законодательства или нормативных актов;

Национальные стандарты National Standards учета и отчетности of Accounting and Reporting - 22 -

Таблица 5

Деловая репутация (гудвилл) в различных источниках

Источник информации/автор Определение/упоминание

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 150, 152) Деловая репутация — нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения или в силу законодательства, неотчуждаемое и непередаваемое иным способом

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1042) Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи

3. Соколов Я.В. [17] Репутация — это не по-русски, да и торговать ею нельзя

4. Куликов А.А. [10] Человеческие ресурсы — составная часть деловой репутации, один из основных факторов, влияющих на показатель гудвилла. Величина деловой репутации напрямую связана с уровнем профессионализма персонала предприятия

5. Зайчатникова Е. [8] Гудвилл — количественное выражение качественных преимуществ

- риск применения контролирующими органами штрафов либо иных мер воздействия к предприятию.

Но наибольший интерес, по мнению автора, представляют репутационные риски, обозначенные Минфином России как отдельный вид рисков, связанный с возможным уменьшением числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции (работ, услуг), соблюдении сроков поставки, из-за участия в ценовом сговоре и т.п.

Таким образом, наравне с финансовыми, правовыми и другими рисками обозначен риск потери деловой репутации в результате негативного восприятия организации ее клиентами, контрагентами, кредиторами, инвесторами, акционерами, надзорными органами, аналитиками и т.п., что в целом может негативно сказаться на деловых отношениях организации, их поддержании и/или установлении.

Очевидна необходимость углубления представления о деловой репутации и, как следствие, о рисках ее потери.

Деловая репутация, или гудвилл (goodwill), — категория, непосредственно связанная с понятием «нематериальные активы».

Интересным представляется следующий перечень упоминаний (реже — определений) деловой репутации (табл. 5).

По мнению автора, последнее определение (см. табл. 5) выражает принципиальную особенность деловой репутации — это совокупность качественных преимуществ деятельности экономического субъекта в условиях конкуренции, объективно констатируемых и оцениваемых.

-20 (362)

Ориентируясь на обозначенную проблему рисков в этой сфере, автором определен состав качественных преимуществ (элементов), относящихся к деловой репутации и характеризующих ее:

- высококвалифицированный менеджмент;

- накопленный деловой опыт;

- преобладание положительных отзывов в СМИ;

- преобладание положительных отзывов контрагентов, отсутствие недобросовестных контрагентов;

- хорошо налаженная система сбыта продукции, услуг;

- высокое качество продукции (работ, услуг);

- прочная репутация организации как надежного заемщика;

- выигрышное экономико-географическое положение;

- отсутствие задолженности по оплате труда, низкая текучесть кадров;

- высокий уровень организации документооборота;

- подтверждение достоверности финансовых документов аудиторами;

- другое.

В этом перечне первое указанное преимущество неслучайно. Соглашаясь с мнением А.А. Куликова [10], автор также полагает, что величина деловой репутации связана с уровнем профессионализма персонала организации. Только высококвалифицированные люди могут наладить и удержать производство конкурентоспособных товаров (работ, услуг), создать и поддерживать высокий имидж фирмы на рынке.

- 2015-

И здесь возникает еще один терминологический изыск — «имидж компании» — и его соотнесение с понятием «деловая репутация».

Возвращаясь к сравнительному анализу видов риска, представленных в табл. 3 и табл. 4, следует отметить присутствие в составе коммерческих рисков подвида, называемого имиджевым (см. табл. 3), а в классификации Минфина России — самостоятельного вида рисков, названного репутационным. Может создаться иллюзия тождественности этих понятий.

Имидж (image) — представление о чьем-нибудь образе; понятие применимо не только к конкретному человеку, но и к организации [6].

Репутация — общественная оценка, общее мнение о чьих-либо достоинствах [13].

По уровню формирования можно выделить 4 вида имиджа [6]:

- внешний;

- внутренний;

- осязаемый;

- неосязаемый.

Внешний имидж — это то, как организация (компания) воспринимается в обществе: в СМИ, контролирующими органами и другими субъектами рынка, т.е. это ее репутация и престиж (влияние, уважение).

Внутренний имидж — это представление об организации (компании) и отношение к ней персонала, сформированное моральным климатом, стабильностью развития бизнеса, условиями труда, кадровой политикой, системой поощрений за результаты деятельности и др.

Осязаемый имидж — это представление субъектов экономических отношений о миссии компании, выполнении обязательств перед клиентами, партнерами по бизнесу и бюджетом (формируется на основе слухов, увиденного, проверенного на собственном опыте и т.п.).

Неосязаемый имидж — это ответная реакция субъектов рынка по поводу качества обслуживания, уровня квалификации и отношения к ним сотрудников и т.п. (формируется на основе самоимиджа и потребительского «эго»).

Таким образом, только внешний и осязаемый имидж, а также частично неосязаемый имидж можно рассматривать как факторы (параметры), оказывающие определенное влияние на деловую

репутацию организации и носящие субъективный характер. Поэтому репутацию необходимо отличать от имиджа, который, подобно макияжу, можно накладывать на личность (или экономический субъект) каждый раз по-новому [9], где репутация — то самое «лицо».

Следовательно, управление репутацией и имиджем, так же, как и их формирование, осуществляется с использованием разного инструментария. Это позволяет говорить о репутацион-ном менеджменте как о долгосрочном процессе целенаправленного формирования репутаци-онного образа, как об отдельном направлении коммуникационного консалтинга.

Поэтому представляется ошибочным утверждение Б. Джи о том, что высокое (или низкое) значение показателя «гудвилл» является одним из показателей имиджа компании [6]. По мнению автора, имидж выполняет функции субъективного, скорее психологически эмоционального, компонента в восприятии организации и формировании ее деловой репутации.

Развивая оценку имиджа как составной части деловой репутации организации, отметим, что если ранее рассмотренные виды имиджа относились к субъективной части деловой репутации, то к ее объективной составляющей возможно отнесение так называемого финансового имиджа, под которым подразумевается представление о финансовой устойчивости конкурентоспособности организации.

Таким образом, использование понятия «имиджевый риск» представляется ошибочно узким, недопустимо приравнивание его к «репутационному риску», первый является только составной частью второго, а с позиции природы риска — его субъективным фактором, определяющим его уровень.

Однако наиболее четкое представление о деловой репутации как объекте деятельности экономического субъекта с учетом необходимости отражения его в отчетных данных дает изучение нормативных документов, стандартов [4, 11].

Особенности признания деловой репутации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) представлены в табл. 6.

Анализируя данные табл. 6, сформируем ряд принципиальных выводов:

1. Более широкое и объективное определение деловой репутации дает МСФО (IFRS) 3, в соответствии с приложением которого деловая репутация — это будущие экономические выгоды, возникающие в связи с активами, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны.

2. МСФО рассматривают деловую репутацию в качестве двух самостоятельных категорий:

- внутренне созданная деловая репутация (МСФО (IAS) 38);

- деловая репутация, возникшая при объединении предприятий (МСФО (IFRS) 3).

3. Внутренне созданная деловая репутация обладает рядом уникальных особенностей:

- не подлежит признанию в качестве актива, так как не признается идентифицируемым ресурсом, который контролируется организацией и

Таблица 6

Сравнительная характеристика МСФО и РСБУ в части учета деловой репутации

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» [4] МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий» [4] ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»1

1. Определение

Внутренне созданная деловая репутация — следствие затрат, понесенных в целях извлечения будущих экономических выгод, которые, однако, не приводят к возникновению нематериального актива, отвечающего критериям признания (п. 48 МСФО (IAS) 38) Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны (п. 52 МСФО ^8 3)) Деловая репутация возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части) (п. 42 ПБУ 14/2007)

2. Признание в качестве актива

Внутренне созданная деловая репутация не подлежит признанию в качестве актива, поскольку не признается идентифицируемым ресурсом, который контролируется организацией и может быть достоверно оценен по себестоимости (п. 48, 49 МСФО (IAS) 38) Организация-покупатель обязана признать возникшую при объединении предприятий деловую репутацию в качестве актива (п. 51 МСФО (IFRS 3)) Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифи-цируемыми активами, и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта (п. 43 ПБУ 14/2007)

3. Способ расчета

Не рассчитывается Рассчитывается как остаточная стоимость объединения предприятий после признания идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств приобретаемой организации (п. 53 МСФО ^8 3)) Рассчитывается как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) (п. 42 ПБУ 14/2007)

4. Первоначальная оценка

Не оценивается Организация-покупатель обязана первоначально оценить деловую репутацию по ее себестоимости, т.е. по сумме, на которую стоимость объединения предприятий превышает долю организации-покупателя в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств (п. 51 МСФО ^8 3)) Не оценивается

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

-20 (362) - 2015-

Международный бухгалтерский учет International Accounting

Окончание табл. 6

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» [4] МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий» [4] ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»1

5. Последующая оценка

Не оценивается После первоначального признания организация-покупатель обязана оценить приобретенную при объединении предприятий деловую репутацию по себестоимости за вычетом любых накопленных убытков от обесценения (п. 54 МСФО (IFRS 3)) Не оценивается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Погашение стоимости

Стоимость не погашается Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, не подлежит амортизации. Организация-покупатель должна ежегодно тестировать ее на обесценение или еще чаще, если происходящие события или меняющиеся обстоятельства указывают на возможность ее обесценения (п. 55 МСФО (^Б 3)) Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом (отрицательная деловая репутация — как скидка с цены, предоставляемая покупателю, — в полной стоимости относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов) (пп. 44, 45 ПБУ 14/2007)

7. Отражение в отчетности

Не отражается Организация раскрывает информацию: а) которая позволила бы пользователям финансовой отчетности оценивать изменения балансовой стоимости деловой репутации в течение периода (п. 74 МСФО (IFRS 3)); б) о возмещаемой сумме и обесценении деловой репутации (п. 76 МСФО (IFRS 3)) Не отражается, однако указано на необходимость отдельного раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах, созданных самой организацией (п. 41 ПБУ 14/2007)

может быть достоверно оценен, т.е. она не может быть отделена от организации как носителя и не возникает из договорных или юридических прав,

- отсутствуют методика расчета и способ ее оценки;

- не принадлежит организации на праве собственности, не может быть отчуждена, ее невозможно продать, передать, подарить.

4. Российские стандарты не содержат понятия «внутренне созданная деловая репутация», и под деловой репутацией понимают фактически только деловую репутацию, возникшую при объединении предприятий.

Таким образом, внутренне созданная деловая репутация — понятие, категория, не имеющая материально-вещественной формы, не признаваемая нематериальным активом ввиду невозможности идентификации и оценки.

По своему экономическому содержанию внутренне созданная деловая репутация — некий потенциал (ресурс) организации, заключающийся в наличие у нее налаженной системы сбыта, положительных отзывов контрагентов и в СМИ, репутации надежного заемщика и т.д., что уже было рассмотрено автором ранее как качественные преимущества (элементы) деловой репутации.

Строго говоря, с позиции понятия «репута-ционные риски» следует говорить о внутренне созданной деловой репутации, формирующейся в организации и в отношении нее. Причем идентификация и оценка деловой репутации в денежной форме возможны только при продаже экономического субъекта целиком как имущественного комплекса.

Риск потери внутренне созданной деловой репутации (авторский термин) по сфере воз-

никновения как классификационному критерию относится к внутренним рискам, связанным со специализацией организации, с технико-организационной сферой деятельности. Особенностью внутренних рисков является отсутствие их обусловленности чисто денежными факторами, наличие персональных и вещественно-технических параметров.

Среди внутренних рисков выделяют 3 разновидности [15, 18, 19]:

- персональные или кадровые;

- материально-технические;

- структурно-процессуальные.

По мнению автора, риск потери внутренне созданной деловой репутации в наибольшей степени относится к персональным внутренним рискам (риски сотрудников или кадровые риски) и включает в себя:

- количественные риски, связанные с поиском и включением сотрудников в работу;

- качественные риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников.

Источник риска потери внутренне созданной деловой репутации — сама организация, точнее, ее неэффективный менеджмент, ошибочная маркетинговая политика, внутрифирменные нарушения.

Среди факторов, определяющих уровень риска, принято выделять внешние (прямого и косвенного действия) и внутренние (объективные и субъективные) факторы [5, 18, 21].

Применительно к риску потери внутренне созданной деловой репутации, по мнению автора, максимальное влияние оказывают внутренние факторы риска:

- некомпетентность сотрудников;

- отсутствие опыта, знаний и оперативной деловой активности;

- несоблюдение договоров со стороны руководства организации;

- чрезмерная доверчивость в отношениях с бизнес-партнерами;

- недостаток бизнес-информации в организации;

- ошибки при принятии различных решений;

- отсутствие службы маркетинга или ее неэффективная работа;

- финансовые проблемы внутри организации и/или негативные изменения во внутрихозяйственных отношениях;

- отсутствие системы мотивации или ее неэффективная постановка.

Конкретным примером одного из наиболее характерных рисков потери внутренне созданной деловой репутации является риск неполучения внешних инвестиций и кредитов, который встречается у некоторых авторов [15, 18, 19] без отнесения его к относительно новой категории репутационных рисков.

Причинами такого риска являются:

- негативное впечатление инвесторов (кредиторов) относительно перспектив и возможностей организации;

- утечка негативной информации об организации и ее деятельности, публикация в СМИ порочащих сведений;

- существенное падение курса акций;

- критические отзывы потребителей.

К факторам риска можно отнести:

- утрату контроля за деловой репутацией организации;

- активные действия недобросовестных конкурентов;

- неэффективный маркетинг, в том числе в части рекламы и поддержания «марки».

К рекомендуемым методам компенсации риска относятся:

- активизация маркетинга;

- направленность на информирование потенциальных потребителей и инвесторов, кредиторов о преимуществах организации и ее продукции (работах, услугах);

- индивидуальная работа с акционерами.

Основной целью является формирование

устойчивой уверенности в востребованности и платежеспособном спросе на продукцию (работы, услуги) организации.

Как уже отмечалось, для формирования полного представления о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности в годовой отчетности необходимо раскрывать показатели и приводить пояснения о потенциально существенных рисках, которым подвержена организация. Раскрытие такой информации — одна из составляющих системы внут-

реннего контроля за осуществляемыми фактами хозяйственной деятельности организации [1].

Информация о рисках, в том числе и о репу-тационных, должна быть приведена в одном из двух источников:

1) в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах;

2) в отчете о рисках, если организация его формирует (в бухгалтерской отчетности следует дать ссылку на него) и он доступен для ознакомления пользователями.

В соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» [4] и требованиями Минфина России 3 по репутацион-ным рискам в годовой бухгалтерской отчетности необходимо указать:

1) подверженность организации рискам и причины их возникновения;

2) концентрацию риска5 — описание конкретной общей характеристики (уровень менеджмента, гудвилл, репутация в СМИ и у контрагентов и т.п.);

3) механизм управления рисками: цели, политика, применяемые процедуры в этой области, методы оценки рисков;

4) изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом в части подверженности рискам и концентрации их.

В итоге автором расширено и углублено представление о репутационных рисках, сформированное Минфином России.

Сделанные в работе выводы укрупненно состоят в следующем:

1. С позиций каждого исследования может быть сформировано самостоятельное и оригинальное определение риска.

2. Осмотрительность как неотъемлемая характеристика деятельности организации и информационная неопределенность — обязательные составляющие в современном определении риска.

3. Переход риска из одного вида в другой — естественная и логичная особенность, обусловленная происходящими экономическими, финансовыми, политическими и социальными изменениями, а также субъективностью подходов к классификации рисков.

3 О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности» № ПЗ-9/2012: информация Минфина России.

-20 (362)

4. В составе новейших видов рисков наиболее интересным и недостаточно проработанным является репутационный риск.

5. Деловая репутация — это совокупность качественных преимуществ деятельности экономического субъекта в условиях конкуренции, объективно констатируемых и оцениваемых.

6. Имиджевый риск — это составная часть репутационного риска.

7. Правильной и полной формулировкой рассматриваемого понятия является «риск потери внутренне созданной деловой репутации».

8. Как и прочие виды рисков, риск потери внутренне созданной деловой репутации классифицируется (выделяется) по определенному признаку — по сфере возникновения; имеет ряд разновидностей (подвидов) и источников появления; а также совокупность факторов, определяющих уровень риска и пр.

9. В годовой бухгалтерской отчетности необходимо раскрывать информацию о каждом виде рисков, включая репутационные, по ряду направлений.

Список литературы

1. АкатьеваМ.Д. Выбор и оценка контрагентов в условиях повышения риска неисполнения хозяйственных договоров // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. № 2. С. 29-35.

2. Акатьева М.Д. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов: теоретические и практические аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16.С. 23-31

3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. С. 23.

4. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 398 с.

5. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Юнити, 1997. С. 18.

6. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. М.: Центр, 2009. 414 с.

7. Долан Э.Дж., Линдсей Л. Микроэкономика. Спб.: Санкт-Петербургский оркестр. 1994. С. 310.

8. Зайчатникова Е. Деловая репутация компании // Аудит и налогообложение. 2002. № 10. С. 34.

9. Зарубин А., Вагин. В. Репутация — капитал личности. М.: АПРИКОМ, 2007. 212 с.

- 2015-

10. Куликов А.А. Инвестиции в человеческие ресурсы как объект бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2008. № 6. С. 79.

11. Луговской Д.В., Белозерова Т.Г. Деловая репутация: сложности идентификации, оценки и отражения в учете и отчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2009. № 9. С.34-43

12. Никандрова Л.К. Формирование учетной системы хозяйствующих субъектов: теория, методология, практика: монография. М.: МГУП, 2010. 240 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ», 1995. 736 с.

14. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учеб.-практич. пособие / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Интел-Синтез, 1997. С. 10.

15. Грабовский П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Аланс, 1994. С. 58.

16. Страхование: словарь-справочник / автор-составитель В.А. Сушко. М.: Книжный мир, 1997. С. 34.

17. Соколов Я.В. Гудвилл — большая новость // БУХ.1С. 2005. № 7. С. 42, 43.

18. ТэпманЛ.Н. Риски в экономике: учебник / под ред. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 380 с.

19. Федосова Р.М., Волков А.И., Москалев А. К. Риски и страхование. Владимир: РЕКО, 2000. С. 115.

20. Фомичева Л.П. Сведения о рисках в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2012. № 12. С. 8-11.

21. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности: монография. М.: Рефл-бук, Киев: Валер, 1999. С. 113.

International Accounting National Standards of Accounting and Reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

REPUTATIONAL RISK: EVALUATION OF THE CONTEMPORARY THEORETICAL AND CONCEPTUAL FRAMEWORK

Marina D. AKAT'EVA

Abstract

Importance The concept of risks and their classification have been constantly updated and refined. As a new type, reputational risks should be profoundly examined. It is necessary to explore their substance, definitions, classification of their types and subtypes, equality or exclusivity of the conceptual framework. Objectives The article provides a definition of risks in modern economy; evaluates features for classification in systematizing types of risks; determines the difference between image and reputational risks; substantiates the appropriateness of using the concept of risk of loss of internally generated business reputation, and formulates its main characteristics. Methods This research draws upon a comparative analysis of the existing scientific and technological studies, methods for determining the cause-and-effect relations and patterns.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results I suggest considering prudence and information uncertainty as inherent components of the contemporary definition of risk. Business reputation is a combination of qualitative advantages of the business entity in competition, which are explicitly declared and evaluated. The image risk is a component of the reputational risk within the classification of risks. Considering the international standards and terminology, I suggest substituting the reputational risk with the wording of the risk of loss of internally generated business reputation. Conclusions and Relevance Risk reclassification is a natural and logic aspect relating to economic, financial, political and social changes and the biased nature of approaches to risk classification. The reputational risk or the risk of loss of internally generated business reputation is the most interesting type of risks. It remains understudied, being classified by

a certain indicator (origination area), having some subtypes and sources and a combination of factors that determine the level of risk.

Keywords: risk, classification, reputational risk, accounting, business reputation, IFRS, Russian GAAP, image risk, loss, internally generated business reputation, report

References

1. Akat'eva M.D. Vybor i otsenka kontragen-tov v usloviyakh povysheniya riska neispolneniya khozyaistvennykh dogovorov [Selecting and evaluating counterparts during an increase in the default risk]. Bukhgalterskii uchet v izdatel 'stve ipoligrafii = Accounting in Publishing and Printing Business, 2015, no. 2, pp. 29-35.

2. Akat'eva M.D. Osmotritel'nost' i ostoro-zhnost' pri vybore kontragentov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Prudence and caution when selecting counterparties: theoretical and practical aspects]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 16, pp. 23-31.

3. Al'gin A.P. Risk i ego rol'v obshchestvennoi zhizni [Risk and its role in public life]. Moscow, Mysl' Publ., 1989, p. 23.

4. Babaev Yu.A., Petrov A.M. Mezhdunarodnye standarty fmansovoi otchetnosti (MSFO) [International Financial Reporting Standards (IFRS)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 398 p.

5. Balabanov I.T. Risk-menedzhment [Risk management]. Moscow, YUNITI Publ., 1997, p. 18.

6. Gee B. Imidzh firmy: planirovanie, formirov-anie, prodvizhenie [Creating a Million Dollar Image for Your Business: Smart Strategies for Building an Image That Works]. Moscow, Tsentr Publ., 2009, 414 p.

7. Dolan E.G., Lindsey D.E. Mikroekonomika [Microeconomics]. St. Petersburg, Sankt-Peterburg-skii orkestr Publ., 1994, p. 310.

8. Zaichatnikova E. Delovaya reputatsiya kompa-nii [Business reputation of the company]. Audit i nalo-gooblozhenie = Audit and Taxation, 2002, no. 10, p. 34.

9. Zarubin A., Vagin V. Reputatsiya — kapital lichnosti [Reputation is the personal capital]. Moscow, APRIKOM Publ., 2007, 212 p.

10. Kulikov A.A. Investitsii v chelovecheskie resursy kak ob"ekt bukhgalterskogo ucheta [Investing in human resources as an accounting item]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2008, no. 6, p. 79.

11. Lugovskoi D.V., Belozerova T.G. Delovaya reputatsiya: slozhnosti identifikatsii, otsenki i otrazheniya v uchete i otchetnosti [Goodwill: difficulties in identifying, evaluating and recognition in accounting records and financial statements]. Bukhgalterskii uchet v izdatel 'stve i poligrafii = Accounting in Publishing and Printing Business, 2009, no. 9, pp. 34-43.

12. Nikandrova L.K. Formirovanie uchetnoi sistemy khozyaistvuyushchikh sub "ektov: teoriya, me-todologiya, praktika [Setting up accounting systems of business entities: theory, methodology, practice]. Moscow, Moscow State University of Printing Arts Publ., 2010, 240 p.

13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Az" Publ., 1995, 736 p.

14. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti (go-sudarstvo, region, predpriyatie, lichnost') [Fundamentals of economic security (State, region, entity, personality)]. Moscow, Intel-Sintez Publ., 1997, p. 10.

15. Grabovskii P.G., Petrova S.N., Poltavtsev S.I. et al. Riski v sovremennom biznese [Risks in modern business]. Moscow, Alans Publ., 1994, p. 58.

16. Strakhovanie: slovar'-spravochnik [Glossary of insurance]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 1997, p. 34.

17. Sokolov Ya.V. Gudvill — bol'shaya novost' [Goodwill is a big news]. BUKH.1C, 2005, no. 7, pp.42-43.

18. Tepman L.N. Riski v ekonomike [Risks in the economy]. Moscow,YUNITI-DANA Publ., 2002, 380p.

19. Fedosova R.M., Volkov A.I., Moskalev A.K. Riski i strakhovanie [Risks and insurance]. Vladimir, REKO Publ., 2000, p. 115.

20. Fomicheva L.P. Svedeniya o riskakh v bukhgalterskoi otchetnosti [Information on risks in financial statements]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2012, no. 12, pp. 8-11.

21. Cherkasov V.V. Problemy riska v uprav-lencheskoi deyatel'nosti: monografiya [Problems of risk in management: a monograph]. Moscow, Kiev, Refl-buk, Valer Publ., 1999, p. 113.

Marina D. AKAT'EVA

Moscow State University of Printing Arts, Moscow, Russian Federation amdmgup@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.