Научная статья на тему 'Репрезентация воспитательного дискурса в наследии Н. И. Новикова (на материале журнала "Прибавление к Московским "ведомостям")'

Репрезентация воспитательного дискурса в наследии Н. И. Новикова (на материале журнала "Прибавление к Московским "ведомостям") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ДИСКУРСНЫЙ АНАЛИЗ / ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / КОНЦЕПТ / БАЗИСНЫЕ КОНЦЕПТЫ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВЫ / СЕМЬЯ / УЧЕНИЕ / РАМОЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕКСТА / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / PEDAGOGICAL DISCOURSE / EDUCATIONAL DISCOURSE / PUBLICISTIC TEXT / DISCOURSE ANALYSIS / LINGUISTIC-STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT / CONCEPT / BASIC CONCEPTS / EDUCATION / CUSTOMS / FAMILY / TEACHING / FRAMEWORK COMPONENTS OF THE TEXT / LINGUISTIC MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корниенко Елена Ревовна

Статья посвящена рассмотрению категории «педагогический дискурс» в наследии русского просветителя II половины XVIII века Н.И. Новикова. В связи с этим в статье представлены терминологический «словарь» указанной категории и своеобразие педагогического дискурса Н.И. Новикова. Источниковую базу исследования составляли публицистические тексты издаваемого Н.И. Новиковым журнала «Прибавление к Московским «ведомостям» (1783-1784), имеющие педагогическую направленность. Основной метод, применяющийся в исследовании дискурсный и лингвостилистический анализы текста. Объектом дискурсного анализа становится языковая форма выражения педагогических вопросов и установок, а его предметом различные элементы текста, речевые высказывания в их функциональном аспекте. Автор детально рассматривает педагогические работы, объединенные концептом «воспитание». Проведенный анализ заголовков статей представил следующие особенности рамочных компонентов текста: композиционное членение текста; наличие категории завершенности, обусловленной разграничительной функцией заголовков-пунктов, выделяющих подтемы текста; наличие единого концепта «воспитание» с «педагогическими» семами «нравы», «семья», «учение». В ключевой статье журнала выявлен комплекс языковых средств, как-то: специализированная «воспитательная» лексика, императивная форма общения, «воспитательные» эпитеты, стилистические фигуры, реализующие логическую функцию. В результате исследования автор делает вывод, что воспитательный дискурс функционирует в рамках педагогического дискурса, и ставит вопрос о дополнении к классификации дискурсов в лингвистической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF EDUCATIONAL DISCOURSE IN THE HERITAGE OF N.I. NOVIKOV (BASED ON THE MATERIAL OF THE MAGAZINE "ADDITION TO THE MOSCOW "NEWS")

The article focuses on the category «pedagogical discourse» in the heritage of N.I. Novikov, Russian educator of the 2nd half of the 18th century. In this regard, the article presents the terminological «dictionary» of the specified category and the identity of the pedagogical discourse N.I. Novikov. The base of the research is the publicistic texts with a pedagogical orientation published N.I. Novikov in the magazine «Addition to the Moscow "Gazette"» (1783-1784). The main method of the study is discourse and linguistic-stylistic analyses of the text. The linguistic form of the expression of pedagogical issues and attitudes are the object of discourse analysis; the subject of discourse analysis are various elements of the text, the speech statements in their functional aspect. The author details the pedagogical researches, united by the concept «education». The analysis of the articles headings presents the following features of the text framework components: compositional division of the text; the availability of the category «completeness» due to the demarcation function of headings-paragraphs highlighted the subtopics of the text; the availability of a single concept «education» with «pedagogical» semes «morals», «family», «teaching». The key article of the magazine identifies a complex of linguistic means, such as specialized «educational» vocabulary, imperative form of communication, «educational» epithets, stylistic figures implemented a logical function. As a result of the study, the author concludes that educational discourse functions within the framework of pedagogical discourse, and raises the question of supplementing the classification of discourses in linguistic science.

Текст научной работы на тему «Репрезентация воспитательного дискурса в наследии Н. И. Новикова (на материале журнала "Прибавление к Московским "ведомостям")»

Kornienko Elena Revovna REPRESENTATION OF EDUCATIONAL ..

philological sciences -linguistics

УДК 81

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0074

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА В НАСЛЕДИИ Н.И. НОВИКОВА (на материале журнала «Прибавление к Московским «ведомостям»)

© 2019

Корниенко Елена Ревовна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии Северный государственный медицинский университет (163000, Россия, Архангельск, пр. Троицкий, 51, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению категории «педагогический дискурс» в наследии русского просветителя II половины XVIII века Н.И. Новикова. В связи с этим в статье представлены терминологический «словарь» указанной категории и своеобразие педагогического дискурса Н.И. Новикова. Источниковую базу исследования составляли публицистические тексты издаваемого Н.И. Новиковым журнала «Прибавление к Московским «ведомостям» (1783-1784), имеющие педагогическую направленность. Основной метод, применяющийся в исследовании - дискурсный и лингвостилистический анализы текста. Объектом дискурсного анализа становится языковая форма выражения педагогических вопросов и установок, а его предметом - различные элементы текста, речевые высказывания в их функциональном аспекте. Автор детально рассматривает педагогические работы, объединенные концептом «воспитание». Проведенный анализ заголовков статей представил следующие особенности рамочных компонентов текста: композиционное членение текста; наличие категории завершенности, обусловленной разграничительной функцией заголовков-пунктов, выделяющих подтемы текста; наличие единого концепта «воспитание» с «педагогическими» семами «нравы», «семья», «учение». В ключевой статье журнала выявлен комплекс языковых средств, как-то: специализированная «воспитательная» лексика, императивная форма общения, «воспитательные» эпитеты, стилистические фигуры, реализующие логическую функцию. В результате исследования автор делает вывод, что воспитательный дискурс функционирует в рамках педагогического дискурса, и ставит вопрос о дополнении к классификации дискурсов в лингвистической науке.

Ключевые слова: педагогический дискурс, воспитательный дискурс, публицистический текст, дискурсный анализ, лингвостилистический анализ текста, концепт, базисные концепты, воспитание, нравы, семья, учение, рамочные компоненты текста, языковые средства.

REPRESENTATION OF EDUCATIONAL DISCOURSE IN THE HERITAGE OF N.I. NOVIKOV (based on the material of the magazine «Addition to the Moscow «News»)

© 2019

Kornienko Elena Revovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology Northern State Medical University (163000, Russia, Arkhangelsk, pr. Troitskiy, 51, e-mail: [email protected])

Abstract. The article focuses on the category «pedagogical discourse» in the heritage of N.I. Novikov, Russian educator of the 2nd half of the 18th century. In this regard, the article presents the terminological «dictionary» of the specified category and the identity of the pedagogical discourse N.I. Novikov. The base of the research is the publicistic texts with a pedagogical orientation published N.I. Novikov in the magazine «Addition to the Moscow "Gazette"» (1783-1784). The main method of the study is discourse and linguistic-stylistic analyses of the text. The linguistic form of the expression of pedagogical issues and attitudes are the object of discourse analysis; the subject of discourse analysis are various elements of the text, the speech statements in their functional aspect. The author details the pedagogical researches, united by the concept «education». The analysis of the articles headings presents the following features of the text framework components: compositional division of the text; the availability of the category «completeness» due to the demarcation function of headings-paragraphs highlighted the subtopics of the text; the availability of a single concept «education» with «pedagogical» semes «morals», «family», «teaching». The key article of the magazine identifies a complex of linguistic means, such as specialized «educational» vocabulary, imperative form of communication, «educational» epithets, stylistic figures implemented a logical function. As a result of the study, the author concludes that educational discourse functions within the framework of pedagogical discourse, and raises the question of supplementing the classification of discourses in linguistic science.

Keywords: pedagogical discourse, educational discourse, publicistic text, discourse analysis, linguistic-stylistic analysis of the text, concept, basic concepts, education, customs, family, teaching, framework components of the text, linguistic means.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В текстах эпохи Просвещения, наряду с иными дискурсами, вычленяется педагогический дискурс, предполагающий культурно-педагогическое взаимодействие между «обучающим» субъектом (например, гувернер-учитель, родители, педагог, поэт, просветитель, монарх) и «обучаемыми» субъектами, к числу которых можно отнести детей, читателей журналов, народ, нуждающийся в просвещении, обучении и воспитании и др. Ведущие педагогические концепции просветителей XVIII века, например, Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или о Воспитании»), К.А. Гельвеция («О человеке, его умственных способностях и его воспитании»), Д. Дидро (сочинения по вопросам образования и воспитания), И.Ф. Песталоцци (умственное, нравственное, физическое и трудовое образование) обусловили своеобразие педагогического дискурса эпохи Просвещения. Так, просветитель-педагог Н.И. Новиков внес вклад в «содержание» русского Просвещения посредством трансляции своих педагогических идей.

Фиксируя в наследии русского просветителя II половины XVIII века педагогический дискурс, без сомнения, можно декларировать его как средство воспитания русского человека и общества.

Для нашего исследования были важны следующие научные положения в отношении категории «педагогический дискурс» в ряде наук: педагогике, психологии, лингвистике (Т.А. Тён Адрианус ван Дейк, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Ж.В. Милованова, А.К. Михальская, К.Ф. Седов, В.Е. Чернявская, др.) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Выделим некоторые положения по данной проблематике: 1) в зависимости от области функционирования Н.С. Остражкова выделяет такие виды указанного дискурса, как: академический, «дидактический, публицистический, специализирующий и специальный» [8]; 2) Е.В. Красноперова отмечает, что педагогический дискурс не отождествляется с университетским или школьным [9]; 3) педагоги А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и др., рассматривая проблему социального воспитания, выделяли его основное средство - педагогический дискурс; 4) В.И.

296

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

филологические науки -языкознание

Корниенко Елена Ревовна РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ...

Карасик сводит понимание педагогического дискурса к категории/концепту «обучение» [2]; 5) М.Ю. Олешков интерпретирует дидактический дискурс как семиотику комплексной коммуникации участников общения «в рамках коммуникативной ситуации» [10] и др.

В результате, в лингвистических исследованиях находим широкий терминологический «словарь» категории «педагогический дискурс»: «педагогический дискурс», «дидактический дискурс», «учебный дискурс», «учебно-воспитательный дискурс», «университетский педагогический дискурс», «аудиторный дискурс», формирующие тексты в рамках образовательной сферы (текст как единица обучения, речевое поведение, разновидность общения, социальные роли субъектов коммуникации). По нашему мнению, все указанные дефиниции возможно объединить одним понятием «образовательный дискурс», так как педагогическая категория «образование» может рассматриваться широко, то есть включать процессы обучения, или развития, и воспитания.

Формирование целей статьи. Целью нашей работы является изучение и осмысление своеобразия педагогического дискурса журналиста, издателя, педагога Н.И. Новикова. Источниковую базу исследования составляли публицистические тексты издаваемого Н.И. Новиковым журнала «Прибавление к Московским «ведомостям» (1783-1784), имеющие педагогическую направленность, а именно 17 статей педагогической проблематики. Так, ходе исследования было проанализировано 25 текстов. Исследовательский материал обобщается и систематизируется в процессе рассмотрения педагогического дискурса Н.И. Новикова, авторских концептов и языка текстов. Решение поставленных задач осуществляется в процессе использования различных методов исследования: теоретический и интерпретативный анализ разновидностей педагогического дискурса; дискурсный анализ; лингвостилистический анализ, в частности заголовков статей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В эпоху русского Просвещения развитие педагогической мысли ускоряется за счет индивидуального творчества просветителей. Изучение лексики, используемой в качестве манифестации педагогических идей II половины ХУШ века, позволяет начать оформление понятийно-терминологического педагогического словаря. Причиной этому является стадия развития педагогического знания и личностные факторы «педагога», то есть социальный статус, образование, общественный статус. Появляются работы просветителей, философов, монархов, посвященные отдельным проблемам воспитания и обучения.

Анализ текстовых материалов II половины ХУШ века в рамках педагогического дискурса позволяет получить представление о социальных процессах, происходящих в русском обществе и зафиксированных в речи и языке данного периода. Составляющими педагогического сообщения в данном случае являются письменные тексты, то есть части педагогического дискурса. К дискурсивным формулам относятся речевые выражения, функционально-обусловленные обороты, клише. В связи с этим объектом дискурсного анализа становятся: языковая форма выражения педагогических вопросов и установок, язык и речь педагога-просветителя Н.И. Новикова. В свою очередь предметом дискурсного анализа являются различные элементы текста, речевые высказывания и их функциональном аспекте.

Сначала, укажем, что заголовок текста, во-первых, его сильная позиция; во-вторых, - смысл, так как заголовок является его семантической доминантой. Далее отметим, что название текста отражает авторский концепт, определяющий содержательно-тематическую основу педагогического дискурса. Итак, обратимся к названиям педагогических статей просветителя Н.И. Новикова и проанализируем заголовки статей одной тематики как

большого массива информации, касающейся ключевых вопросов педагогической науки: подходов к воспитанию и обучению, их способам, методам, средствам, др. Наше исследование обращено в сторону педагогических работ, объединенных концептом «воспитание».

Анализ книги исследователя В.И. Симанкова «Из разысканий о журнале «Прибавление к Московским «ведомостям» (1783-1784), или Об авторстве сочинений, приписывавшихся Н.И. Новикову, И.Г. Шварцу и Ф.В. Каржавину» [11], в которой на основе анализа научных трудов решается вопрос об авторстве статей журнала «Прибавление к Московским «ведомостям», позволил сделать сплошную выборку статей с педагогическим контекстом:

1. Статьи с семой «воспитание»: «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (издано в № 2, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 28, 34 - 1783 г.) - п. «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», п. «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию», п. «О нравственном воспитании детей» (издано в № 82-94 - 1783 г.); «О воспитании» (издано в № 40, 43, 46, 50, 53, 56, 59, 63, 66, 70, 72, 74 - 1783 г.); «О эстетическом воспитании» (издано в № 59-61 - 1784 г.); «О телесном или физическом воспитании».

2. Статьи с семой «нравы»: «Отрывки из истории нравов и обычаев некоторых народов» (издано в № 35, 36 - 1784 г.); «О влиянии успеха наук в человеческие нравы и образ мыслей» (издано в № 61 - 1784 г.); «Всеобщее описание американских нравов» (издано в № 65-68 - 1784 г.).

3. Статьи, объединенные семой «семья»: «О должном попечении родителей в рассуждении телесного образования детей их» (издано в № 80, 81 - 1784 г.); «Письмо о домашних учителях» (издано в № 78 - 1784 г.); «Наставления от отца дочерям» (издано в № 79-81, 89, 90 - 1784 г.); «Фамильный разговор» (издано в № 91, 93, 94 - 1784 г.).

4. Статьи, объединенные семой «учение»: «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве» (издано в № 51, 52 - 1784 г.); «О раннем начале учения детей» (издано в № 54-56 - 1784 г.); «О сократическом способе учения» (издано в № 5659 - 1784 г.); «О склонности к игре».

Исходя из того, что важными компонентами рамочного текста являются заглавие как основной источник информации, подзаголовок и внутренние заглавия как дополнительные информационные коды, классифицируем заголовочный комплекс одной из статей Н.И. Новикова: 1) заглавие «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия»; 2) заголовки-пункты: «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию», «О нравственном воспитании детей»; 3) внутренние заглавия (подпункты подстатьи «О нравственном воспитании детей»): I. «О образовании разума», II. «О образовании сердца», имеющая свои внутренние заглавия (подпункты подпункта) - 1. «Вообще»; 2. «Особенно» - а) «К добродетели», «К религии и христианству». В данном случае необходимо отметить, во-первых, заглавие организует текст статьи; во-вторых, декларирует содержательный компонент текстов, тем самым формирует установку на восприятие произведения, так как заглавие является ключом к пониманию теста и первичным контактом между читателем и книгой [12]. Заголовки-пункты указанной статьи расчленяют основное заглавие, то есть предлагают дополнительные сведения о произведении, а именно: о цели и частях воспитания, о препятствиях в нем. Необходимо отметить, что разделяя произведение на части, внутренние заглавия не изолируют их друг от друга, а, наоборот, усиливают связность текста. Таким образом, на наш взгляд, основное заглавие текста «О воспитании и наставлении детей для распространения

Kornienko Elena Revovna philological sciences -

REPRESENTATION OF EDUCATIONAL ... linguistics

общеполезных знаний и всеобщего благополучия» раскрывается системой тезисов, то есть заголовками-пунктами и внутренними заглавиями, составляющими развернутый содержательный план текста. Вместе с тем заголовок, занимая сильную позицию текста, привлекает внимание читателя следующими смысловыми моментами: во-первых, в статье речь пойдет о воспитании детей (не обучении, не взрослых); во-вторых, указана цель педагогического процесса (знания и благополучие). Текст посредством заголовка получил имя («О воспитании и наставлении детей...»), а через остальные рамочные компоненты в архитектуре текста приобрел интегрированное структурно - семантическое единство («О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию», «О нравственном воспитании детей»). Элементы рамочного текста в свою очередь имеют определенную функциональную нагрузку, собственную семантику и характеризуются как отдельные микротексты (о цели воспитания, о препятствиях в воспитании, о нравственном воспитании), уточняющие в данном случае тематику и проблематику, в общем - хронотоп и детали произведения.

Итак, заглавие - это «сильная позиция» текста [13], оно выражает «основной замысел, идею, концепт создателя текста» [14], формирует у читателя предпонимание текста (термин Ханса-Георга Гадамера), становится первым шагом к его интерпретации.

В ходе анализа с разных позиций заголовков публицистических статей педагогической направленности издания Н.И. Новикова «Прибавление к Московским ведомостям» [15, 16] было выявлено:

- в заголовках содержится оценка: «О должном попечении родителей в рассуждении телесного образования детей их» посредством категории модальности (должном), «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию» и «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» посредством качественных прилагательных (доброму, полезных);

- с целью заинтересовать и даже заинтриговать читателя в заголовках «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве», «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию» специально используется неопределенное местоимение (некоторых);

- сжато, с помощью одного существительного в определенном падеже, сообщено основное содержание публикуемого материала во внутреннем заглавии «К добродетели» (существительное в дательном падеже);

- заголовок «Фамильный разговор» содержит контекстуальный синоним к слову семейный, восходящий к английскому слову «family» со значением «семья»;

- заголовки с однородными членами и сочинительными отношениями «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», «Отрывки из истории нравов и обычаев некоторых народов», «О влиянии успеха наук в человеческие нравы и образ мыслей» дают более развернутую информацию об объектах публикации;

- заголовки с указанием на тип речи, используемый в статье: «Отрывки из истории нравов и обычаев некоторых народов» (повествование-история), «Всеобщее описание американских нравов» (описание), «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве» (рассуждение) формируют установку читателя на сюжетность, образность, эссеистичность текста;

- в заголовке «Фамильный разговор» представлено прямое указание на стиль (разговорный) текста статьи;

- в заголовке «Письмо о домашних учителях» заложено указание на эпистолярный жанр (письмо) статьи;

- заголовки с указанием «действующих лиц»: «Письмо о домашних учителях», «Наставления от отца 298

дочерям» отражают субъектный подход к наименованиям материалов;

- заголовки статей имеют информативную функцию: «О нравственном воспитании детей», «О эстетическом воспитании», «О телесном или физическом воспитании», сообщая основное содержание материала, выделяя его главную мысль, заключающуюся в указании вида воспитания (нравственное, эстетическое, телесное, физическое);

- заголовки «Вообще», «Особенно», «Всеобщие правила», не имеющие содержательного наполнения, выполняют лишь номинативную функцию, то есть обозначают статью, тем самым отделяет одно сообщение от другого внутри раздела; также, отметим, минимализа-ция заглавной конструкции обусловливает потерю информативности;

- для привлечения внимания читателя заголовки «О сократическом способе учения», «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве» рекламируют (рекламная функция) методы обучения и воспитания, то есть некие «способы»;

- заголовки-пункты «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию», «О нравственном воспитании детей» к основному заглавию выполняют прогнозирующую функцию в произведении;

- в заголовке «О влиянии успеха наук в человеческие нравы и образ мыслей» читателю сразу предлагается вывод статьи (изменение нравов и образа мыслей), а также у читателя формируется убеждение в полезности занятий наукой (функция убеждения).

Таким образом, анализ заголовков публицистических статей с позиций использования языковых средств, типологии и стиля текста, жанровой принадлежности, функциональной характеристики, позволяет сделать следующие выводы: (1) статьи имеют широкий заголовочный комплекс; (2) заголовки имеют структурно - семантическое единство и различные функции; (3) многочисленные заголовки пунктов и подпунктов статьи репрезентуют предметно-логическую информацию о тексте; (4) заголовки не характеризуются экспрессией, разнообразием стилистических приемов, образностью, в частности метафоричностью, эмоциональностью; (5) наиболее распространенная модель заголовка «О чем?», выражающаяся предложно-падежным словосочетанием; (6) заголовки больше отражают тему и основной смысл статьи, то есть формируют у читателя заинтересованность материалами, нежели воздействуют на читателя.

В конечном счете, заголовки публицистических статей издания Н.И. Новикова «Прибавление к Московским «ведомостям»: (1) характеризуются композиционным членением текста, категорией завершенности, обусловленной разграничительной функцией заголовков-пунктов, выделяющих подтемы текста; (2) выражают единый концепт «воспитание» с различными «педагогическими» семами (нравы, семья, учение), тем самым позиционируя педагогический дискурс.

В наследии педагога-просветителя Н.И. Новикова явно просматривается взгляд на решение задач в области воспитания (воспитание детей как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно) и сопутствующих им следующих проблем, раскрытых с статьях его журнала «Прибавление к Московским «ведомостям»: (1) социокультурного воспроизводства нации (статьи: «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» - п. «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», п. «О некоторых главных препятствиях доброму воспитанию», п. «О нравственном воспитании детей»); «О воспитании», «О эстетическом воспитании», «О телесном или физическом воспитании»); (2) формирования личности (статьи: «Отрывки из истории нравов и обычаев некоторых народов», «О влиянии успеха наук в человеческие нравы и образ мыс-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

филологические науки -языкознание

Корниенко Елена Ревовна РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ...

лей», «Всеобщее описание американских нравов», «К добродетели», «Крелигии и христианству»); (3) развития личности (статьи: «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве», «О раннем начале учения детей», «О сократическом способе учения», «О склонности к игре»); (4) семейного воспитания (статьи: «О должном попечении родителей в рассуждении телесного образования детей их», «Письмо о домашних учителях», «Наставления от отца дочерям», «Фамильный разговор»).

Факты мироустройства русского общества, отмеченные Н.И. Новиковым во «Введении» к статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» и обозначенные двумя порядками: положительные (влияние человеческих распоряжений и благополучие человеческое, цветущее состояние наук и художеств, изрядное учреждение правосудия, самая религия, изящнейшие законы благочиния, подлинная любовь к отечеству) и отрицательные (худые члены, недостойные служители, гнуснейшие пороки, вредные намерения) формируют его педагогический концепт - «Воспитание». Далее во введении к статье просветитель указывает: «Воспитание есть весьма запутанное, трудное дело ... Оно есть особенная тонкая наука ... Сия наука (она называется педагогикою)» и тем самым обозначает соответствующую область знания - педагогика [16, с. 257, 260]. Согласно этому, педагогический концепт Н.И. Новикова: во-первых, означает содержательный компонент педагогической тематики, погружённой в воспитательное пространство, например, «доброта нравов» зависит «неотменно от воспитания»; во-вторых, является средством когнитивного влияния на человека и в-третьих, - механизмом производства новых педагогических смыслов в обществе.

Вычленим указанный концепт, проанализировав текст «Введения», написанного, как неоспоримо доказано В.И. Симанковым, Н.И. Новиковым: (1) диада «педагогическая тематика - воспитательное пространство»:

единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов; дело воспитания, то есть образование сердца, пре-небрегается [16, с. 258, 260]; (2) когнитивное влияние на человека: приучать разум их к правильному размышлению, вести к познанию истины и добра, очистить волю, направить склонности к добру; недостает еще надлежащего распоряжения познаний, нужных для домашнего воспитания; достигают они до познания истины, разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями; [16, с. 259-260, 280]; (3) производство новых педагогических смыслов в обществе: процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов; важно воспитание юношества для государства и для всеобщего отца великого семейства, то есть для правителя; попечение о распространении в империи своей доброго воспитания; поистине воспитание детей весьма важно не только для государства, но и для всякой особенной фамилии; худые люди и негодные граждане. [16, с. 259]

Следовательно, педагогический концепт Н.И. Новикова реализуется посредством дефиниции «воспи-тание»._Социальный характер педагогического концепта проявляется при анализе принадлежащих ему базисных концептов «воспитание», «нравы», «семья», «учение», формирующих массив статей журнала Н.И. Новикова «Прибавление к Московским «ведомостям». Как было указано, каждый концепт представлен определенными статьями (см. выше анализ заголовков), в которых описываются педагогические установки, обозначается культурный императив, предполагается коммуникация между участниками педагогического (воспитательного) процесса (воспитатель - воспитанник, родитель - ребенок), например:

- педагогические установки (базисный концепт «воспитание»): достижение подлинной главной цели вос-

питания должно заключать в себе купно исполнение должностей, польза их (полезных граждан) государству составляют существенные части предмета воспитания, определением истинного главного предмета воспитания означили мы родителям цель [16, с. 261-262];

- культурный императив (базисный концепт «нравы»): не презирайте бедных и низких людей, почитайте только мудрость, добродетель и честность; старайтесь влиять в них искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия; научайте их почитать братьями всех человеков; человеков признавать за человеков; не позволяйте им говорить о черни, подлом народе, сопровождая речи сии презрительным видом и ужимками [16, с. 304-305];

- коммуникация между участниками педагогического процесса (воспитатель - воспитанник, родитель - ребенок) (базисные концепты «семья», «учение»): хотя бы вопросы их были и таковы, что родители или надзиратели не могли бы отвечать на оные; однако сии должны не негодовать на то, но либо признаваться в своем поведении, либо извиняться вообще несовершенством человеческого познания, либо стараться вразумить спрашивающему, что ответ на его вопрос предполагает такие познания, которых он еще не имеет; гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ; кто поступает с детьми или учениками своими не яко с разумными тварями, коих надлежит просвещать и представлениями доводить к добру, но яко с машинами, которые только понуждать и толкать должно [16, с. 281-283, 299].

В результате анализа установлено, что педагогический концепт «Воспитание» Н.И. Новикова является неким шаблоном, закреплённым в сознании человека и усиливающим необходимое воздействие на него.

Выводы исследования. Обобщая сказанное, сделаем следующие выводы: (1) характеристика такого социокультурного феномена, как воспитание, детерминирует его дискурсную репрезентацию; (2) базис основного концепта выстроен в тематике педагогического дискурса, но с учётом специфики дискурса, назовем его - воспитательный; что и подтверждают базисные концепты «воспитание», «нравы», «семья», «учение», формирующие массив статей журнала Н.И. Новикова «Прибавление к Московским «ведомостям»; (3) специфические характеристики категории «воспитание» у Н.И. Новикова обусловлены двумя видами дискурса -педагогическим, в частности воспитательным; (4) воспитательный дискурс Н.И. Новикова воспринимается как своеобразное «проговаривание»-описание личности «счастливой», «благополучной», «полезной» с точки зрения гражданственности [16, с. 262]. Итак, воспитательный дискурс представляет собой социально обусловленную двукомпонентную модель концепта, декларирующую проблемы педагогики посредством представления их в воспитательном контексте.

В целом, воспитательный дискурс Н.И. Новикова отражает социокультурные изменения, происходящие во II половине XVIII века в русском обществе, педагогические процессы, зафиксированные в речи и языке просветителя. В настоящей работе дискурсному анализу подверглись речевые высказывания и разные элементы публицистического текста. Важные выводы получены при исследовании заголовков статей журнала Н.И. Новикова «Прибавление к Московским «ведомостям», в частности, отмечены их широкая информативность, определяющая содержательно-тематическую основу воспитательного дискурса частотная форма предложно-падежного сочетания. Заголовки педагогических статей классифицированы, исходя из выделенных базовых авторских концептов «воспитание», «нравы», «семья», «учение» и составляют аксиологическое поле педагогических статей журнала Н.И. Новикова. Таким образом,

Kornienko Elena Revovna REPRESENTATION OF EDUCATIONAL ...

philological sciences -linguistics

воспитательный дискурс функционирует в рамках педагогического дискурса и обладает особенностями - яркой оценочностью и комплексом языковых средств, как-то: специализированная «воспитательная» лексика, императивная форма общения, «воспитательные» эпитеты, стилистические фигуры, реализующие логическую функцию и др.

Обращает на себя внимание сам факт выделения воспитательного дискурса, тем самым поставлен вопрос о дополнении к классификации дискурсов в лингвистической науке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. / Т.А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

2. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. -Волгоград: Перемена, 1999. - С. 3-17.

3. Караулов Б.С., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. - Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1989. - 308 с.

4. Милованова Ж.В. Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса. / Ж.В. Милованова. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 63-64.

5. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория: учебное пособие для студ. пед. университетов и институтов. /

A.К. Михальская. - M.: Academia, 1998. - 432 с.

6. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистические аспекты. / К.Ф. Седов. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999. - 179 с.

7. Чернявская В.Е. Открытый текст и открытый дискурс: интертекстуальность — дискурсивность —интердискурсивность // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции перспективы: Сб. науч. ст. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - С. 7-26.

8. Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции: Английский язык, языковой вуз // автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Н.С. Остражкова. — Тамбов, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. 2004. -18 с.

9. Красноперова Е.В. Технология проявления агрессии учителей в педагогическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.В. Красноперова. - Ижевск, 2006;

10. Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. - С. 68-85.

11. Симанков В.И. Из разысканий о журнале Прибавление к Московским ведомостям (1783-1784), или Об авторстве сочинений, приписывавшихся Н. И. Новикову, И. Г. Шварцу и Ф. В. Каржавину /

B.И. Симанков. - Харьков: [б. и.], 2010. - 133 с.

12. Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется...»: Судьбы литературных произведений. / Л.В. Чернец. — М, 1995. - С. 12-16.

13. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации текста //Иностр. языки в школе. 1978. № 4. - С. 35-39.

14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. /И.Р. Гальперин. - M., 1981. - С. 126.

15. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей прибавление к московским ведомостям 1783-1784 //Новиков Н. И. Избранное. -М.: Правда, 1983. http://az.lib.rU/n/nowikow_n_i/text_1783_o_vospitanii. shtml.

16. Н. И. Новиков и его современники. Избранные сочинения. - М., 1961. - С. 257-323.

Статья поступила в редакцию 20.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

300

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.