®
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЖУРНАЛИСТИКА
УДК 070:654.197 ББК 76.032.5
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРВЬЮ КАНАЛА «ТВ ЦЕНТР»
Лукьяновская Кристина Сергеевна
Магистрант кафедры литературы и журналистики, Волгоградский государственный университет [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Ключевые слова: канал «ТВ Центр», жанр интервью, продвижение ценности, приемы репрезентации, самореализация личности.
Несмотря на то что телевидение в настоящее время отличается большим разнообразием программ, как отмечает Я.Н. Засурский, сегодня количество передач о культуре крайне мало, из них качественных - еще меньше [5, с. 3]. Данное обстоятельство неблагоприятно сказывается на духовном состоянии современного общества, не способствует нравственному развитию личности. В этом заключается одна из важнейших проблем функционирования отечественных СМИ, что делает анализ качественных передач о культуре как никогда актуальным.
Для своего исследования мы выбрали передачи о культуре и обществе, которые выполняют функцию пропаганды ценностей труда, творчества, традиционной семьи, патриотизма, альтруистического отношения к людям, - «Приглашает Борис Ноткин», «Право знать», «Актуальное интервью с Леонидом Фельдманом», «Временно доступен». Эти программы успешно удерживают свою аудиторию, качественно выполняя функцию просвещения. ^ Все четыре телепередачи выходят на ка-
^ нале «ТВ Центр». Выбор программ обусловлен О и общностью жанра. Сопоставительный анализ ^ проектов дает возможность выдвинуть гипоте-« зу о коммуникативных задачах канала в целом о и сделать выводы об особенностях интервью, 2 выполняющих культуроформирующую функцию, ^ тем более что работ, специально посвященных © возможностям этого жанра в формировании
духовно-нравственных ценностей нет. Выявление приемов репрезентации ценностей самореализации личности позволяет сконструировать алгоритмы журналистской работы при обращении к вопросам, связанным с базовыми установками личности и социальных групп.
Объектом исследования являются интервью, вышедшие в эфир на телеканале «ТВ Центр» в период с сентября 2013 по декабрь 2014 года. Предмет исследования - приемы репрезентации ценностей самореализации личности в интервью канала «ТВ Центр». Цель -определить особенности функционирования жанра телевизионного интервью о проблемах культуры, выявить основы успеха анализируемых передач.
Цель определила постановку следующих задач: выявить тематику и проблематику программ; определить типы героев; классифицировать виды вопросов; проанализировать ролевые функции ведущих; выявить композицию передач; определить методы сбора информации, источники, приемы подготовки программ; определить цели и задачи программ, проследить динамику ведения доминирующих тем; определить жанровые особенности передач; сопоставить приемы репрезентации разных тем; выявить типичные для канала приемы пропаганды нравственных ценностей.
Соответственно поставленным задачам избраны методы исследования: анализ
Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 12. 2014
73
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЖУРНАЛИСТИКА
смысловой структуры программ и их коммуникативных задач, анализ технологии подготовки и проведения интервью, ролевых характеристик ведущих, жанровый анализ, контекстуальный анализ. В работе используется методология, обоснованная в работах С.А. Беланов-ского [1], В.В. Богданова [2], Н.В. Вакуровой и Л.И. Московкина [3], А.С. Вартанова [4], Н.В. Кодолы [6], М.М. Лукиной [7], Р. Мерто-на, М. Фиске, М. Кендалла [8], Н.В. Муравьевой [9], А.А.Тертычного [9], В.Л. Цвик [10].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Белановский, С. А. Глубокое интервью / С. А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
2. Богданов, В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. - Л. : ЛГУ 1990. - 88 с.
3. Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции / Н. В. Вакурова, Л. И. Мос-ковкин. - М. : Проспект, 1997. - 439 с.
4. Вартанов, А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках / А. С. Вартанов. - М. : Высш. шк., 2003. - 320 с.
5. Засурский, Я. Н. Российское телевидение в XXI в. Обретения и утраты / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2003.- №> 5. - С. 3-8
6. Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы / Н. В. Кодола. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 174 с.
7. Лукина, М. М. Технология интервью / М. М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 192 с.
8. Мертон, Р. Фокусированное интервью / Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл. - М. : Изд-во Ин-та молодежи, 1991. - 106 с.
9. Муравьева, Н. В. Коммуникативные стратегии журналиста / Н. В. Муравьева. - М., 1998. - 54 с.
10. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. - М. : Аспект-Пресс, 2010. - 352 с
11. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика. История, теория, практика / В. Л. Цвик. - М. : Аспект-пресс, 2004. - 382 с.
SELF-IDENTITY VALUES REPRESENTATION IN "TV CENTER" CHANNEL INTERVIEWS
Lukyanovskaya Kristina Sergeevna
Master Student, Department of Literature and Journalism, Volgograd State University [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Key words: TV Centre channel, genre interview, promotion of the value, methods of representation, self-realization of personality.
74
К. С. Лукьяновская. Репрезентация ценностей самореализации личности