Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 336-342 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 336-342
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-336-342, EDN: RYYTDV
Научная статья УДК 32.019.5:32.019.51
Репрезентация политических идей в современных западных кинокомиксах
И. И. Кузнецов, А. А. Атаманенко :
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1
Кузнецов Игорь Иванович, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-0274-8728
Атаманенко Артемий Андреевич, магистрант кафедры истории и теории политики, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4433-7847
Аннотация. В статье предложен взгляд на современный западный кинокомикс как элемент массовой политической коммуникации. При помощи методологии изучения политических языков и социальных полей рассмотрены художественные особенности кинокомикса, позволяющие в данном жанре доносить политически нагруженные сообщения. Выявлены основные форматы, в рамках которых кинокомикс становится проводником политических взглядов его авторов и спонсоров. В ходе исследования определены два основных подхода к политизации кинокомикса: при помощи включения непосредственно в сюжет политических метафор и через реализацию «производственного манифеста» в ходе создания и продвижения кинокомикса как творческого продукта. На примере наиболее кассовых картин жанра 2017-2022 гг. выявлены магистральные темы и интенции, затрагивающие вопросы политического в современном западном кинокомиксе. Систематизированы нарративные и выразительные инструменты, используемые для формирования оценок и установок относительно политических идей, процессов и явлений через метафоры и иносказания в репертуаре кинокомиксов. Ключевые слова: кинокомикс, политический язык, политическая репрезентация, поля стратегического действия, комиксное мышление, политическая метафора
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в рамках научного проекта «Отражение политических взглядов в современных западных кинокомиксах (на примере фильмов 2017-2022 гг.)».
Для цитирования: Кузнецов И. И., Атаманенко А. А. Репрезентация политических идей в современных западных кинокомиксах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 336-342. https://doi. org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-336-342, EDN: RYYTDV
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Representation of political ideas in modern western comics-movies I. I. Kuznetsov, A. A. Atamanenko:
Lomonosov Moscow State University, GSP-1, 1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia Igor I. Kuznetsov, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0274-8728 Artemiy A. Atamanenko, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4433-7847
Abstract. The article offers a view at modern Western comics-based movies as an element of mass political communication. Using the methodology of studying political languages and social fields, artistic features of the comic book film are examined, allowing politically charged messages to be conveyed in this genre. The main formats within which a comic book film becomes a conductor of political views of its authors and sponsors are identified. The study identified two main approaches to the politicization of the comic book film: by including political metaphors directly into the plot and through the implementation of a "production manifesto" during the creation and promotion of the comic book film as a creative product. Using the example of the highest-grossing films of the genre from 2017-2022, the main themes and intentions that touch upon political issues in modern Western comics films have been identified. The narrative and expressive tools used to form assessments and attitudes regarding political ideas, processes and phenomena through metaphors and allegories in the repertoire of comic book films are systematized. Keywords: comics-movie, political language, political representation, fields of strategic action, comics mind, political metaphor Acknowledgements: This research was carried out with the financial support of the Faculty of Political Science of Lomonosov Moscow State University within the framework of the scientific project "Reflection of political views in modern Western film comics (using the example of films from 2017-2022)".
For citation: Kuznetsov I. I., Atamanenko A. A. Representation of political ideas in modern western comics-movies. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 336-342 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-336-342, EDN: RYYTDV This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Методология изучения кинокомикса как политического языка
Современная популярная культура выступает в роли системы художественных произведений, выполняющих эстетические, коммерческие и репрезентационные запросы различных социальных и политических групп. Превращение культуры в индустрию (например, кинематограф и видеоигры) определяется как концентрированным и постоянным потоком контента, так и реализацией определенных трендов в рамках выпускаемых произведений. В этой связи одним из главных направлений массовой культуры первой четверти XXI в. являются кинокомиксы как поджанр кинематографа в рамках комикс-культуры. Мы полагаем, что современный западный кинокомикс не только содержит в себе сюжетные аспекты нарратива, но и отражает и переосмысливает политические идеи.
Отметим, что для полного ответа на вопрос о том, в какой мере и какие политические идеи репрезентируются в кинокомиксах, необходимо определить методологические аспекты рассуждения и дать четкую дефиницию обсуждаемым феноменам.
Для того чтобы сформулировать операциональное определение кинокомикса, необходимо установить границы комикс-культуры. Наиболее классическое определение комикса, данное Скоттом Макклаудом в базовой работе «Понимание комикса» вслед за Уиллом Айснером, предлагает считать комикс «последовательным искусством». Более подробное определение звучит следующим образом: «Иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика от зрителя» [1, с. 9]. В этом смысле комикс важен нам как визуальная история, чья композиция позволяет донести запланированный автором смысл и вызвать эмоционально-эстетическую реакцию. В контексте именно политического изучения комикса и комикс-культуры важно понимать как проектируемые в процессе создания политические аспекты сюжета, так и вызываемую обратную связь политического содержания.
Кинокомикс и супергеройский комикс, часто выступающий основой для массовых
кино комиксов, уже давно изучаются исследователями визуальной культуры, в том числе в политическом измерении. Традиции изучения позволяют рассматривать этот формат массовой культуры как формат современной мифологии, как способ «усиления через упрощение» в обсуждении актуальных для данного общества вопросов и как инструмент компенсации общественно-политической нестабильности при помощи персонификации политических надежд [2, р. 12-18]. Н. Цыркун в своем фундаментальном исследовании феномена американского кинокомикса выделяет так называемое «комикс -ное мышление» - набор тропов, практик и метафор, используемых для формирования наррати-ва, изначально присущих структуре печатного комикса и позже кинокомикса. К элементам комиксного мышления относятся саморефлективность, амбивалентность, смешение художественных языков и гибридность. Саморефлективность предполагает, что кинокомикс формирует условия для переноса предлагаемых зрителю образов на его собственный социальный опыт. Персонаж становится носителем переживаний и символических действий, мотивирующих аудиторию ассоциировать себя с предлагаемым сюжетом. Амбивалетность кинокомикса исходит из его иносказательности, активного формирования вымышленных условий, которые, тем не менее, нередко имеют аналогию в реальном мире. Смешение художественных языков и гибридность определяют выразительное и жанровое разнообразие кинокомикса, который сознательно нарушает классические каноны и правила, формируя собственный язык донесения сообщений [3, с. 188-205]. Данные элементы определяют основание для изучения кинокомикса как языка социального общения.
Методологическая оптика требует от нас наличия инструментов, которые позволяют идентифицировать текст как канал реализации политического действия. Такой подход является основой Кембриджской школой изучения политических языков. Изначально к любому тексту мы задаем вопрос: «Какого эффекта хотел добиться автор, когда писал и публиковал данный текст?». То есть мы стремимся оценить не только сам текст и его смысловые особенности, но также и интенции, заложенные в него, и контекст его принятия, если такие данные нам доступны [4]. Нашей задачей становится
понимание того эффекта, который был запланирован автором при создании своего материала - будь то обсуждение текста или действие как реакция на него. В такой конфигурации тексты становятся частью общего процесса политической коммуникации, выступая медиаторами смыслов. В этой связи мы понимаем идею как устойчивое зафиксированное представление в целом о политике или ее части, сопряженное с оценкой. Такое определение позволит нам ориентироваться на конкретные текстовые и визуальные высказывания, сосредоточиваясь на их значении.
Для формирования более широкого контекста мы будем рассматривать семантические области, в которые включены тексты, как социальные поля. Критерием выделения такого поля станет конкретная проблема, обсуждение и решение которой является целью задействованных в поле акторов. То есть в него будут включены политические и социальные институты, отдельные люди, социокультурные медиаторы и воспринимающая аудитория как отдельная категория акторов. Таким образом, выстраивается линия трансляции проблемы и ее дискурсивного изменения [5, с. 48-75]. В нашем случае наиболее пристальное внимание в выделенных полях мы обратим непосредственно на кинокомиксы как социокультурные медиаторы смыслов [6, р. 20-22].
Рассматривая коммуникативные грани кинокомикса, мы можем выделить две основные стратегии, при помощи которых можно дифференцировать конкретные случаи обретения произведением политической значимости. Первая стратегия предполагает, что сам по себе сюжет произведения включает политический элемент. Таким элементом может становиться взаимодействие персонажей с реальными и вымышленными политически структурами, вокализация ими политических позиций. Вторая стратегия оказывается более сложной к выделению, однако является не менее важным форматом политизации кинокомикса. В этом случае кинокомикс и его выпуск становятся политическим действием, в которое авторы вкладывают потенциал манифеста. В таком кинокомиксе могут напрямую не затрагиваться традиционные вопросы и проблемы политики, однако отдельные детали превращаются в способ внести вклад в общественную дискуссию по актуальным вопросам. Это может быть, к примеру, акцентирование внимания на персонажах, чьи
роли исполняют женщины или актеры неевропейского происхождения для феминистского и деколониального дискурсов соответственно. Учитывая, что кинокомиксы, как правило, рассчитаны на широкую аудиторию, интеграция таких элементов становится одним из каналов массовой политической коммуникации.
Для анализа репрезентации политических взглядов при помощи кинокомиксов была сформирована выборка, в которую вошли по три наиболее кассовых кинокомикса за 2017-2022 годы1. Критерий кассовости выбран за счет того, что он через количественный показатель отражает качественную заинтересованность аудитории в фильме. Чем больше людей посмотрели кинокомикс, тем более широко смогли разойтись заложенные в нем политические мотивы. В рамках данного исследования мы не ставим перед собой задачу изучить, насколько эти посылы были считаны и усвоены аудиторией, однако предполагаем, что масштаб охвата коррелирует с политической эффективностью кинокомикса. Далее мы разделили фильмы из выборки на две описанные выше группы: те, где политические взгляды отражены в самом сюжете, и те, где сам кино комикс является политическим манифестом. Некоторые фильмы попали в обе группы.
Политическое внутри кинокомикса: конструирование метафор
В фильме 2017 года «Чудо-Женщина»2, основанного на комиксах DC, сюжет использует феминистскую и антивоенную повестку. Главная героиня - Диана (Принс), представительница амазонок, которая в годы Первой мировой войны помогает британскому летчику в поиске и уничтожении немецкой технологии производства химического оружия. Антагонист ленты, бог войны Арес, большую часть сюжета выступает под личиной британского штабного офицера, однако в дальнейшем выясняется, что именно он подсказал немцам, как создать химическое оружие. Посыл фильма в этой перспективе предполагает, что любая война - это итог негативного воздействия тайных манипу-лятивных сил, а в военном конфликте всегда виноваты обе стороны. Это дополняется вну-
1 Domestic Box Office // Box Office Mojo by IMDbPro. URL: https://www.boxofficemojo.com/year/?ref_=bo_nb_ hm_secondarytab (дата обращения: 14.06.2023).
2 Wonder Woman // IMDB. URL: https://www.imdb.com/ title/tt0451279/?ref_=fn_al_tt_1 (дата обращения: 15.06.2023).
тренним обоснованием изолированной жизни амазонок: в их системе ценностей мужчины постоянно развязывают войны, а потому жить в их обществе небезопасно. Фильм использует классический троп оригинального персонажа из комиксов, заостряя на нем внимание в связи с актуальностью феминизма как комплекса идеологических течений в XXI в. В сиквеле «Чудо-Женщина 1984» (2020)3 феминистский дискурс перестал быть столь явным, однако на первый план вышел политический комментарий в адрес финансовых элит и медиакорпо-раций. Антагонист Максвелл Лорд использует древний артефакт для достижения бессмертия и обретения абсолютной власти. В его поведении мы угадываем метафорическую критику поведения глобальных финансовых элит, под предлогом исполнения чужих желаний (именно это позволяет сделать артефакт) на самом деле лишь укрепляя зависимость людей от своих услуг. Развязку сюжета, по итогу которой Лорд отказывается от своих стремлений под влиянием эмоций своего сына-ребенка (в чем мы можем также угадать метафору общественного мнения), можно рассматривать как акт политического искупления. В данном случае фильм предлагает назидательный рассказ о том, как лучше распоряжаться большими ресурсами в антураже супергеройского противостояния.
Дилогия «Мстители: Война бесконечности» (2018)4 и «Мстители: Финал» (2019)5, завершающая важную фазу сюжетного развития кинематографической вселенной Marvel (MCU), предлагает картину противостояния, внутри которого четко угадывается креативное осмысление политических дискуссий, характерных для реального мира. Наибольший интерес вызывает фигура главного антагониста Таноса, согласно плану которого одна половина всех живых существ во вселенной должна быть уничтожена, чтобы другая «могла процветать». Данная концепция послужила основой для запуска дискуссий о мальтузианских политических стратегиях и их применимости в реальной жизни. Американский политиче-
3 Wonder Woman 1984 // IMDB. URL: https://www. imdb.com/title/tt7126948/?ref_=fn_al_tt_3 (дата обращения: 15.06.2023).
4 Avengers: Infinity War // IMDB. URL: https://www. imdb.com/title/tt4154756/?ref_=nv_sr_srsg_6_tt_8_nm_0_q_ avengers (дата обращения: 15.06.2023).
5 Avengers: Endgame // IMDB. URL: https://www.imdb.
com/title/tt4154796/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_endg
(дата обращения: 15.06.2023).
ский сектор также обратился к фигуре Таноса как потенциальному социалисту, чьи «уравнительно-коллективистские» программы формировали аналогические модели мышления6. Необходимо отметить, что, помещая данную стратегию поведению в контекст негативного персонажа, создатели и сами дают негативную оценку таким политическим воззрениям. Протагонисты фильмов, с которыми себя должен ассоциировать зритель, ставят перед собой задачу всеми силами противостоять стремлению Таноса «ополовинить» вселенную. Герои по факту исповедуют гуманистический подход, подразумевающий максимальное внимание к жизни как самоценности, а потому ее защита от угроз определяется как непререкаемая максима. В своей дилогии авторы фильма предлагают четкое разделение добра и зла на основании отношения к свободе развития жизни.
Фильм «Бэтмен» (2022)7, предлагающий зрителю очередное переосмысление популярного супергероя в костюме летучей мыши, ставит в центр сюжета вопросы общественной безопасности и политической коррупции. Традиционный для историй о Бэтмене вымышленный город Готэм представлен как симбиоз городской власти чиновников и криминальных структур, фактически поделивших между собой зоны ответственности. Одновременно в диспозицию введен анонимный на первых порах преступник Загадочник, террорист, использующий в своих акциях различные головоломки. Противостояние ему и его подпольной организации, желающим разрушить относительной мирный образ жизни города, превращает Бэтмена в продолжение государственной правоохранительной системы «на общественных началах». Лента поднимает вопрос о том, откуда в целом берется терроризм и каковы предельные меры, которые могут быть применены в борьбе с ним. Подобные же идеи высказаны в
6 Is the anti-God communist Thanos actually a capitalist? // Kothappet Updates. URL: https://kothapetupdates. com/2018/05/03/is-the-anti-god-communist-thanos-actually-a-capitalist/ (дата обращения: 20.06.2023); "Avengers: Infinity War" And The Politics of Growth - Democratic Socialists of America // Democratic Socialists of America. URL: https://www.dsausa.org/democratic-left/infinity_war_and_ the_politics_of_growth/ (дата обращения: 20.06.2023); In "Endgame", Thanos Pivots form Malthusian to Revolutionary // FEE Stories. URL: https://fee.org/articles/in-endgame-tha-nos-pivots-from-malthusian-to-revolutionary/ (дата обращения: 20.06.2023).
7 The Batman // IMDB. URL: https://www.imdb.com/ti-tle/tt1877830/?ref_=nv_sr_srsg_1_tt_7_nm_0_q_the%2520ba (дата обращения: 15.06.2023).
фильме «Джокер» (2019)8, который использует предысторию одного из главных противников Бэтмена для комментирования общественной повестки. И «Бэтмен», и «Джокер» во главу угла ставят вину общества, которое отталкивает и травит отличающихся от среднего людей, что в итоге толкает их на путь преступности. В обеих лентах за фигурами Загадочника и Джокера следуют люди, которым близки причиненные обществом травмы персонажей. Сюжеты лент раскрывают проблему социальной стратификации и маргинализации через недостаток коллективной эмпатии. По мнению авторов, чем больше в обществе барьеров и стереотипов, тем более вероятно появление в таком обществе со-циопатов. Тема секьюритизации присутствует также в фильме «Доктор Стрэндж и мульти-вселенная безумия» (2022)9. К темам, указанным выше, добавляется также мотив чрезмерной настороженности, приводящий к конфликту между персонажами и оценивающийся негативно. Фигура Ванды Максимофф, пытающейся получить доступ к способам перемещения между мирами, представлена одновременно как антагонист и как жертва, что вновь открывает перед зрителем дискуссию о том, каковы «нормальные» предельные меры в поддержании безопасности общества и отдельных его членов.
Несколько более позитивные коннотации в описании общества присутствуют в лентах «Стражи галактики 2» (2017)10 и «Тор: Рагнарёк» (2017)11. Оба фильма содержат в себе интенции, связанные с позитивной оценкой практик толерантности и инклюзивности. Как правило, чем более разнообразна команда героев, тем более успешными оказываются их действия. Развитие сюжета предполагает принятие героями своих отличий друг от друга и обретение в этом силы. В таких посылах мы можем обнаружить недвусмысленные параллели с идеями мультикультурализма, которые приобретают позитивную коннотацию как источник политической силы.
8 Joker // IMDB. URL: https://www.imdb.com/title/ tt7286456/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_joker (дата обращения: 15.06.2023).
9 Doctor Strange in the Multiverse of Madness // IMDB. URL: https://www.imdb.com/title/tt9419884/?ref_=nv_sr_ srsg_1_tt_7_nm_0_q_multiver (дата обращения: 15.06.2023).
10 Guardians of the Galaxy: Vol. 2 // IMDB. URL: https:// www.imdb.com/title/tt3896198/?ref_=nv_sr_srsg_6_tt_8_ nm_0_q_guardians%2520 (дата обращения: 15.06.2023).
11 Thor: Ragnarok // IMDB. URL: https://www.imdb. com/title/tt3501632/?ref_=nv_sr_srsg_5_tt_4_nm_4_q_thor
(дата обращения: 15.06.2023).
Рассматривая сюжеты кинокомиксов, формулирующих собственные политические линии, мы увидим, что такие фильмы за очень редкими исключениями не используют прямые политические контексты. Представители власти, политики, военные, общественные деятели могут фигурировать в истории, как и сами герои, включаться в решение общественных проблем. Однако в большинстве случаев мы обнаружим упор на моральной стороне вопроса. Внутренние политические построения современного западного кинокомикса имеют легитимирующий характер, транслируя позитивные оценки идей борьбы за свободу на основании демократической законности и расширительной трактовки инклюзивности. При этом важным структурным элементом также будет поддержание достаточного, но не чрезмерного уровня безопасности для сохранения главенства указанных выше ценностных ориентиров.
Кинокомикс как политический манифест: внешние интенции
Довольно ярким видится и спектр картин, которые внутри себя либо содержат тривиальную политическую диспозицию, либо не формируют никаких политических аналогий. Тем не менее данные фильмы включены в массовую политическую коммуникацию с производственной точки зрения. Участие в картине актеров определенных половозрастных характеристик, этнического происхождения, а также отдельные производственные детали становятся фактором, сочетающим как коммерческие, так и политические интересы создателей продукта.
Например, фильм «Хищные птицы» (2020)12 поднимает проблему феминизма, помещая в центр историю одноименной женской команды персонажей комиксов DC. Антагонистом выступает персонаж Черная Маска (Роман Сионис), криминальный авторитет. В фильме акцентируется внимание также и на том, что персонаж занимается дистрибуцией женских сексуальных услуг. Таким образом, противостояние ему предлагается не только как конкретный сюжет фильма, но и как внетекстовое высказывание авторов для зрителя, направленное на критику видимой ими дискриминации женщин. Стоит отметить, что этот фактор вы-
12 Birds of Prey // IMDB. URL: https://www.imdb. com/ti tle/tt7713068/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_ birds%2520 (дата обращения: 15.06.2023).
звал в сети гораздо большие споры, нежели сам сюжет ленты. В данном случае мы видим, что символический месседж оказывается более мощным поводом, нежели сам предлагаемый сюжет. Подобные же мотивы проявляются в фильме «Капитан Марвел» (2019)13, однако упор сделан не столько на мужских привилегиях, сколько на силе женщин. В ходе про-мокампании по продвижению фильма исполнительница главной роли актриса Бри Ларсон довольно агрессивно продвигала идею фильма как феминистского высказывания, чем в том числе спровоцировала негативное отношение к себе со стороны фанатов MCU.
Еще одним примером внетекстовой политизации кинокомикса могут стать вопросы этнической инклюзивности. «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021)14 вводит в киновселенную Marvel персонажа азиатского происхождения и одновременно локализует сюжет в Китае. С одной стороны, здесь можно увидеть реализацию тренда на этническое разнообразие, равно как и понятный коммерческий эксперимент по привлечению китайской аудитории [7, с. 267290]. Более ярко обозначенный тренд отмечен в фильме «Черная Пантера: Ваканда навеки» (2022)15. Создатели в интервью не раз говорили о том, что оформление ленты, от костюмов и до возможных аналогий, основано на логике деколонизации и проработке наследия рабского прошлого отдельных народов. Главные роли в фильме играют актеры африканского и афро-американского происхождения, что также вписывается в характерную для США логику расширения присутствия чернокожего населения в публичной сфере.
Особняком стоит кинокомикс «Дэдпул 2» (2018)16, который во многом иронизирует над современными трендами в сфере политической корректности. Дэдпул выступает в роли классического трикстера, регулярно разрушающего четвертую стену. Создаваемый контекст от лица персонажа формирует дискурс «киноко-
13 Captain Marvel // IMDB. URL: https://www.imdb. com/title/tt4154664/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_ captai (дата обращения: 15.06.2023).
14 Shang-Chi and the Legend of Ten Rings // IMDB. URL: https://www.imdb. com/title/tt9376612/?ref_=nv_sr_ srsg_0_tt_8_nm_0_q_shang (дата обращения: 15.06.2023).
15 Black Panther: Wakanda Forever // IMDB. URL: https:// www.imdb.com/title/tt9114286/?ref_=nv_sr_srsg_3_tt_7_ nm_1_q_black%2520panther (дата обращения: 15.06.2023).
16 Deadpool 2 // IMDB. URL: https://www.imdb.com/ title/tt5463162/?ref_=nv_sr_srsg_6_tt_7_nm_1_q_deadpool (дата обращения: 15.06.2023).
микса здорового фаната»: в процессе герои регулярно шутят как над клише жанра, так и над общими трендами, указанными выше. В данном случае мы говорим о том, что внутри сети формируются свои диалоги и перехлесты тропов, обусловливающие конкуренцию за право интерпретировать «норму» кинокомикса.
Итак, мы видим, что кино комикс как продукт на символическом уровне может быть элементом поля политической коммуникации. Политическое в таком случае обретает себя не в самом сюжете, но в его оформлении, деталях, а также через коллектив, работающий над произведением. Массовый и популярный характер жанра позволяет охарактеризовать такие дискурсивные элементы рассчитанными на максимально широкую аудиторию и отражающими стремление авторов или заказчиков нормализовать отдельные элементы политического дискурса. Магистральными направлениями таких манифестов в западном кинокомиксе в обозначенный период становятся этническая толерантность, феминистская критика и преодоление колониального прошлого.
Проанализировав интенциональные аспекты отражения политических идей в современных западных кинокомиксах, мы предлагаем рассматривать их как инструмент, легитимирующий в общественном сознании продвигаемые в данном обществе политические тренды и идеи при помощи языка политических метафор. Данные метафоры могут быть реализованы как внутри сюжетной канвы произведения, так и при помощи производственных деталей в виде политического манифеста авторов и исполнителей ролей. Основные идеи, которые мы видим в современных наиболее кассовых западных кино комиксах, включают в себя позитивную оценку идей свободы, расширительной толерантности и декларируемого антирасизма и антиколониализма. Особую сквозную роль занимает поддержка достаточного уровня общественной безопасности, необходимого для реализации указанных ценностей. В ряду наиболее кассовых фильмов исключением становится «Дэдпул 2», предлагающий ироническое восприятие обозначенных трендов.
Это позволяет нам сказать о том, что наиболее кассовые кинокомиксы с точки зрения политико-идейной нагруженности становятся инструментом легитимации текущего социального порядка. Метафоры используются как способ проведения параллелей с актуальной
для западного (в первую очередь американского) общества ценностной системой. Герой - это персонаж, который способен защитить существующие ценности, не преобразуя систему в целом. Мотив конструктивного преобразования в целом отсутствует. Радикальные изменения и альтернативы представляются как угрозы, такие мотивы поведения свойственны антагонистам (например, тому же Таносу). Назидательные образы также нехарактерны для таких произведений. Персонажи скорее выступают референтными образами для аудитории, чем авторитетным фигурами. Эти ассоциативные ряды позволяют затрагивать как когнитивный аспект восприятия, так и аффективный. Яркие образы сочетаются со смысловыми линиями, воздействуя на человека комплексно. В данной конфигурации проявляется возможная роль кинокомикса как одного их элементов политического дискурсивного управления и инструмента конкуренции на рынке идей.
Отметим также, что в выборке оказались и те кинокомиксы, которые имеют сугубо рекреационный характер. Они не содержат ни явных политических аналогий, ни производственных манифестов. К ним относятся «Веном» (2018)17, «Новые мутанты» (2020)18, «Человек-Паук: нет пути домой» (2021)19, «Веном 2» (2021)20, что составляет 22% выборки. Таким образом, мы можем говорить о преимущественном присутствии политических аналогий и высказываний в социальном поле кинокомиксов как артефактов популярной культуры.
17 Venom // IMDB. URL: https://www.imdb.com/title/ tt1270797/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_venom (дата обращения: 15.06.2023).
18 The New Mutants // IMDB. URL: https://www.imdb. com/ti tle/tt4682266/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_q_ new%2520mu (дата обращения: 15.06.2023).
19 Spider-Man: No Way Home // IMDB. URL: https:// www.imdb.com/title/tt10872600/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_ nm_0_q_no%2520way%2520h (дата обращения: 15.06.2023).
20 Venom: Let There Be Carnage // IMDB. URL: https:// www.imdb.com/title/tt7097896/?ref_=nv_sr_srsg_3_tt_5_ nm_3_q_venom%2520 (дата обращения: 15.06.2023).
Подводя итог, можно сказать, что современный кинокомикс ввиду своей массовости и ярких образов однозначно оформился как один из языков политической рефлексии. Репертуар его средств выразительности позволяет ему быть как платформой прямого высказывания, так и поводом для оформления внутреннего манифеста. Сформулированные нами выводы позволяют включить кино комикс в систему политической коммуникации в качестве канала работы с общественным мнением и одновременно сферы креативного переосмысления политических процессов. Обнаруживается также и управленческий элемент - массовый кинокомикс становится дискурсивным артефактом, фиксирующим идею «правильности» той общеценностной системы (свобода, демократия, толерантность), которая характерна для большинства стран западного мира.
Список литературы
1. Макклауд С. Понимание комикса. М. : Белое яблоко, 2016. 216 с.
2. DiPaolo M. War, Politics and Superheroes. Ethics and Propaganda in Comics and Film. Jefferson, NC ; London : McFarland & Company, Inc. Publishers, 2011. 342 p.
3. Цыркун Н. Вселенная супергероев. Американский кинокомикс: история и мифология. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020. 320 c.
4. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории / сост. Т. Атнашев, М. Велижев. М. : Новое литературное обозрение, 2023. С. 53-122.
5. Макадам Д., Флигстин Н. Теория полей / пер. с англ. Е. Б. Головляницыной ; под науч. ред. В. В. Радае-ва. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 464 с. (Социальная теория).
6. Wandtke T. R. The Meaning of Superhero Comic Books. Jefferson, NC. ; London : McFarland & Company, Inc. Publishers, 2012. 270 p.
7. Фритц Б. Битва за прокат. Как легендарные франшизы убивают оригинальность в Голливуде. М. : Бомбора, 2021. 336 с.
Поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 06.05.2024; опубликована 30.08.2024
The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 26.04.2024; accepted for publication 06.05.2024; published 30.08.2024