УДК 299.572(470)
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТА БАСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1 © Кочеганова Полина Петровна, студент факультета гуманитарных наук
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Россия)
polya. co4eganova@mail. т
На сегодняшний день, говоря о неоязычестве в России как о важной составляющей религиозной и культурной жизни, нельзя не отметить такие, казалось бы, противоречащие национальной специфике языческих культов тенденции как эклектизм и некий космополитизм. Последний выражается, в том числе, и во взаимопроникновении традиций и обрядово-культовых действий в рамках разнородных движений и в заимствовании (распространении) культа далеко за пределы его географического (национального) ареала. Примером подобного космополитизма является медленное, но уверенное распространение в России кеметизма и одного из самых популярных его культов - культа Баст.
Кеметизм или неокеметизм - современная политеистическая египетская религия. Её название происходит от термина «Кемет» - с египетского «земля» (tA-kmt - Та-кемет -чёрная земля) . Движение было основано в 1988 г. в Чикаго бывшей последовательницей викканской традиции Тамарой Логан Сиуда.
Феномен кеметизма представляет особый интерес, так как сочетает в себе казалось бы, противоположные, в рамках абсолютного большинства существующих классификаций, особенности. Как отмечает А. В. Гайдуков, в новом язычестве выделяют два направления: универсальное (эклектичное, «всемирное») и этническое, ориентированное на определённую народную традицию [Гайдуков 2016: 41]. Кеметизм сочетает в себе оба. Так, исидическое и кеметическое направления викканства относятся к универсальному типу с его синкретизмом (синтез монотеизма и политеизма)3 и природоориентированностью4. Оба они включены в концепцию тамеранской викки5. Этнический кеметизм репрезентуется посредством кеметического реконструкционизма - самого объёмного по числу действующих культов направления кеметизма. Адепты данного течения делают акцент на историческую преемственность. Их основной задачей является возрождение религиозных культов Древнего Египта до греко-римского периода. Приоритетным по объективным причинам считается этнический, а не национальный компонент. Так все сторонники кеметического реконструкционизма, в независимости от выбранного культа (культ Баст, культ Анубиса, культ Ра и др.) признают необходимым возрождение по мере возможности египетского
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).
2 Сам термин кеметизм многими адептами признаётся некорректным, так как он не является автохтонным, хотя и восходит к древнеегипетскому аллегорическому названию «Та-кемет» («Чёрная земля»), обозначавшему первоначальное египетское царство, где правили боги. Чёрной землёй называлась плодородная территория по берегам Нила. Понятие «чёрной земли» как олицетворение жизни противопоставлено «красной земле» -безжизненной пустыне.
3 В частности исидическая викка основана на божественной диаде Исида - Осирис (богиня-мать и бог-отец), а кеметическая викка смещает фокус на божественную триаду Отец - Мать - Дитя. При этом сама богиня-мать может иметь множество ипостасей, в том числе и рассматриваемые в рамках данной статьи Бастет и Сехмет.
4 В основе лежит цикл праздников Колеса года, обрядово-культовые действия предполагают тесное взаимодействие с природной средой, в том числе работу со стихиями.
5 Тамеранская викка - это новое направление в викканской традиции. Сам термин произошёл от ещё одного самоназвания Древнего Египта - Ta Mri («возлюбленная земля»). Тамеранская викка основана на викканских традициях и учениях о Боге и Богини, концепции Колеса Года, но совмещает их с древнеегипетской мифологией и культурной традицией.
языка6[Quirke 2014: 7], использование древнеегипетского календаря (адаптированного под современную систему летоисчисления) и даже подобия социальной структуры времён Древнего Египта.
Стоит сказать пару слов о современных нео-египетских движениях с вольной интерпретацией египетской и викканской традиций. Их последователи вдохновляются общими идеями, культурой Древнего Египта, но не включены в систему верований как таковую. К этой категории относятся египетская йога, различные эзотерические практики, программы духовного роста. Так, например, жрица нТр, основательница виртуального «Звёздного храма» Анна Иштар обосновывает свой интерес к кеметизму следующим образом: «несколько моих древних Ка всё ещё живут в Древнем Египте. Для меня это особенное время и место, это мир в котором стремление к безупречности, красоте, гармонии и совершенству - священная обязанность каждого человека, а поэтичность образов делает мир живым, каждая частичка которого божественна» [Звёздный храм]. Очевидно, что восприятие древнеегипетских верований в данном случае далеко от кеметических (в смысле реконструкции) и викканских концепций.
Культ Баст является синкретичным, в том смысле, что сочетает в себе как черты кеметического реконструкционизма, так и некоторые моменты тамеранской викки. В его основе лежит почитание Баст (Бастет) - богини радости, веселья, любви, красоты, домашнего очага и плодородия, а также её второй ипостаси7 - грозной богини-львицы Сехмет. Богиня Баст часто отождествлялась с тождественной ей по функциям богиней Хатхор и даже на рукоятке систра их изображали вместе [Рак 2000: 56-57]. Культ богини изначально зародился в городе Бубастис, в период правления XXII династии (Бубастидов) в X-VIII вв. до н. э. Об исключительном статусе богини в указанный период свидетельствуют её эпитеты: aAt-pHty - Обладающая великой Силой; irt-ra - Око Ра; Hnwt-Taw-n-anx -Госпожа Дыхания Жизни; Hnwt-THn - Госпожа Великолепия; nbt-anx - Госпожа Жизни; nbt-Awt-ib - Госпожа Удовольствия, владычица Обеих Земель, великая владычица Ишеру и др. [Лапис, Матье 1969: 160].
Появление этого культа в России связано с общей волной ремифологизации и возрождением интереса к этническим традициям, в том числе и древнеегипетской. Этому способствовали и новые социально-экономические и социально-культурные реалии постсоветской России. Во времена доминирующего материализма существование животных рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма. Массовые забои, отлов и истребление бездомных животных были стандартной процедурой в Советском Союзе. В современной России продолжается борьба активистов за права животных, культивирование идей гуманности, борьба с культурой потребления. На общей волне деятельности правозащитных организаций поднимается интерес и к культурным, религиозным аспектам этого вопроса, появляется особый интерес к зооморфным божествам, концепциям гармоничного соседства человека и окружающего его природного мира. «Первое, на что обращают внимание большинство исследователей неоязычества - это природоцентризм (как одна из важнейших и наиболее широко распространённых мировоззренческих установок), постулирующий идею природы как высшей ценности, рассматривающий человека и общество как своеобразные составляющие природной среды» [Гизбрехт 2016: 48].
Всплеск интереса к культу Баст в России выпадает на период 2008-2010 гг., что вполне соотносится с новым витком зоозащитного движения. Интересно, что связь движения
6 Египетский язык является мёртвым языком. Последняя веха развития египетского языка — коптский язык. Он используется в Коптской православной церкви, но попытки его возрождения как родного языка остались безуспешными. Современное население Египта использует египетский диалект арабского языка [Allen 2010].
7 По разным данным, Баст и Сехмет почитаются как две ипостаси одной богини или же, как две самостоятельные зооморфные богини. В рамках неоязыческого культа данный вопрос также не является до конца решённым.
8 Древнеегипетский музыкальный инструмент, использующийся в религиозных обрядах.
91
в защиту животных с формирование новой идеологии и религии отмечают не только сами адепты или зоозащитники, но и лица, занимающие диаметрально противоположную позицию: «на Западе нынче модно жалеть бездомных зверей. Или выступать против меха. Или отказываться от мяса. Религиозный фанатизм ушел в историю, а инстинкты остались. Вот и обратился весь пыл на квазирелигиозные цели типа защиты живой природы любой ценой, не щадя живота своего. Это их нравы и их проблемы. А нам бы хоть изредка людей не забыть пожалеть» [Со звериным гуманизмом 2010]. Подобного рода наблюдения имели место ещё в 2010 г.
Связь экологических движений (движений в защиту природы и прав животных) и основных догматов веры подтверждают и сами адепты. Так, жрица Баст-Сехмет, последовательница культа Кошки Людмила Пругло отмечает, что «оценить численность адептов довольно затруднительно, поскольку в настоящий момент российский культ Кошки - в большей степени идеология, нежели религия. Согласно системе наших взглядов, благословения Баст заслуживает всякий человек, заботящийся о детях Богини; при этом он может быть приверженцем абсолютно любой конфессии. Также нередки случаи, когда человек осознанно причисляет себя к культу Кошки, но не считает нужным соблюдать ритуальные аспекты, ограничиваясь, например, сугубо зоозащитными. Как жрица должна сказать, что не вижу в этом ничего предосудительного, поскольку дела для нас всегда будут стоять выше слов - даже слов сакральных и молитвенных» [ЛПА].
Конечно, распространение культа Бастет в России обусловлено целым спектром различных факторов. Одним из важнейших является также традиция преемственности по отношению к западным культурным и религиозным реалиям: «На Западе кеметизм в целом популярнее, чем в России: довелось переводить множество эзотерической литературы, практик, медитаций и молитв от американских авторов. Однако о Баст вспоминают не так часто, гораздо больше внимания уделяется Сехмет. Мне известно о действующем храме Богини-львицы в штате Невада, расположенном неподалеку от знаменитой военной базы под названием "Зона 51"» [ЛПА].
Социологический портрет последователя культа Кошки составить достаточно сложно, однако не ввиду отсутствия сведений, а в связи с широтой взглядов, как неофитов, так и жречества. Сам концепт «кошки» в массовом сознании неразрывно связан с такими противоречивыми ассоциациями как «свобода», «независимость», «уют», «хищник», «ласка», разнородность присуща и его адептам. «Это связано, прежде всего, с антиавторитарным пафосом неоязыческого духа - целенаправленным позиционированием своей мировоззренческой системы в качестве свободной и отказывающейся от любых форм духовного принуждения и дисциплинарности» [Чудинов 2016: 202].
Культ не содержит ограничений по гендерным, национальным, возрастным и иным критериям: «среди нас и мужчины, и женщины, а также люди, не идентифицирующие себя с определённым гендером. Последователи Бастет всех профессий и возрастов, и все приходят к Богине своими путями». Условие только одно: «всем причисляющим себя к Культу Кошки следует заботиться о детях Бастет и Сехмет» [ЛПА]. Однако тот факт, что Баст - богиня, в первую очередь покровительствующая женщинам и материнству, определил превалирование адептов женского пола.
Культ Баст нашёл широкое отражение в массовой культуре и искусстве (кинематограф, художественная литература, живопись, поэзия, прикладное творчество) как на исторической родине культа, так и в других странах, в том числе и в России9. Художественное и сакральное тесно переплетены между собой. Одно и то же произведение может восприниматься как стихотворение, и как молитва. Многие произведения являются отражением основных постулатов культа:
9 Приведём ряд примеров: повесть братьев Шарк «Кошки для Бастет»; роман Джеймса Боуэна «Уличный кот по имени Боб»; роман Бернара Вербера «Завтрашний день кошки». Из живописи: Вера Лусия Эмерим (картины «Богиня Баст - Дочь Солнца», «Крылатая Баст» и др.); российская художница Iren Horrors (Баст). Из кинематографа: «Кошачье создание» (1973 г.), «Бессмертные: Война миров» (2004 г.) и т. д.
92
Не надо ко мне прижиматься своим эгрегором! С моей точки отсчёта не видно твоих пророков, «Буддистов» с огромным эго И летающих макаронных монстров. Адептов религии кошек не так уж много, Но служащих Ей не счесть.
Наши когти и зубы, поверьте, сверкают остро -Не в крестовых походах за «веру», а чтобы поесть;
Или отбить у собаки израненного котёнка;
Или в марте сразиться за чувство, что пахнет весной.
Человек, защищающий кошку, для нас - святой,
Не важно, какие молитвы читает в потёмках.
Говорят, демиург - это Он, но мы знаем Богиню-Мать.
Её ярко прославил египетский пантеон,
Потому Её дети нередко мяучат - «Баст»,
Но на небе столько же звезд, сколько Её имён10.
В частности, в приведённом выше отрывке отражено неодобрение, но максимальная терпимость к другим религиозным движениям, догмат действия, а не веры; культ Богини матери и её детей - кошек (максимальная реконструкция), а также множественность ипостасей Богини.
Обрядовый комплекс культа включает в себя как общие праздники, так и закрытые действа: месса, магические ритуалы, некоторые эзотерические практики. На вопросы, связанные с праздниками Богини, признаваемыми в России, нам ответила жрица Баст-Сехмет Людмила Пругло: «Древнеегипетские праздники прописаны в годовом календаре-гороскопе, начало которого устанавливалось жрецами в соответствии с разливом Нила и гелиакическим восходом Сириуса над северной широтой самых крупных городов Древнего Египта. Из-за того, что древние египтяне не признавали високосные года, календарь регулярно сдвигался, и два важных явления в точности совпадали лишь раз в 1460 лет. Считалось, что именно столько длится полет Бенну, древнеегипетского феникса; и когда Бенну прилетает в Гелиополь, умирает и возрождается - начинается новая эра. Поскольку традиция кеметизма уже давно вышла за пределы территории Египта, ориентироваться на разлив реки Нил стало затруднительно и нерационально, зато астрологический аспект Календаря не утратил своей актуальности. Даты и предсказания не универсальны - они сдвигаются в зависимости от положения наблюдателя, или же избранных мест силы его божеств-покровителей.
В настоящее время среди кеметистов часто применяется синхронизация по Александрии: первый день Тота - 19 июля. Также распространён вариант начала года 16 июля. Культ Кошки ориентируется по гелиакическому восходу Сириуса над священными городами Баст и Сехмет - северной широте Бубастиса и Мемфиса. Следовательно, для приверженцев культа год начинается 23 июля; эта дата символично совпадает с воцарением на небе зодиакального знака Льва. Что же касается прославления Баст, то в доступном нам переводе Каирского календаря упоминания о фестивале отсутствуют. Однако, в тексте Канопского декрета подтверждается, что праздник Богини отмечался в первый день месяца Пайни - это 15 апреля по «Александрийской» синхронизации, и 19 апреля для последователей культа Кошки. Переводчик Канопского декрета, S. Birch, также упоминает, что праздник Бастет носил название Bubasteia (Бубастейя). Описание Бубастейи присутствует у Геродота во второй книге «Истории», однако оно в равной степени может относиться к первому дню месяца Пайни (Хенет-Хети-Перти) и десятому дню месяца Паофи (Менхет)» [ЛПА].
10 Автор стихотворения Людмила Пругло [см.: Интервью со жрицей 2017].
93
Таким образом, в отношении праздников имеет место полная историческая и религиозная реконструкция, максимально приближенная к реалиям того времени. Реконструируется и сама религиозная служба, от религиозной атрибутики до последовательности действий жреца и жрицы и подношений богине. В частности, во время мессы используется систр.
Как и любое новое религиозное движение, культ Баст базируется на ряде священных книг и определённом пласте теоретических исследований в данной области. О священных книгах и выдающихся деятелей для российского культа Кошки рассказывает Людмила Пругло: «Я бы отметила вклад жриц Сехмет из храма в штате Невада, хотя они в большей степени практики, нежели теоретики. Также довольно интересны работы Роуз Шэрон, аналогично посвящённые львиному аспекту культа. Вызывает сожаление лишь то, что о Баст говорится гораздо меньше. Не священной, но достаточно значимой для нас является древнеегипетская «Книга Небесной Коровы», также известная, как «Книга Коровы» - это мифологическая история периода Нового Царства, предположительно переписанная с текстов периода Среднего Царства. Она повествует о дуалистичном аспекте культа и объясняет важную роль божественных ипостасей. Ярость Львицы, которая обрушилась на людей, являет собой своеобразное представление об Апокалипсисе, но при этом не лишает надежды» [ЛПА].
Последний аспект, который будет освещён в рамках данного обзора - это организационное состояние российского культа Баст. На сегодняшний день культ Баст не имеет единого центра и представляет собой в основном адептов или небольшие их группы, объединённые в единое целое посредством виртуального пространства. Проводятся закрытые мессы и акции в защиту животных, но массовые праздники и службы не отправляются. Представители жречества отвечают в основном за теоретико-методологическое и идеологическое поддержание культа. Так, интервьюируемая, Людмила Пругло, адаптировала для последователей этого культа древнеегипетский календарь-гороскоп, занимается переводом и адаптацией ритуалов с египетского, а также является создательницей крупнейшего в социальной сети «ВКонтакте» сообщества, посвящённого богине Баст [Интервью со жрицей 2017]. Идейную и моральную поддержку в распространении культа оказывает Международная языческая федерация11. Также жреческий состав активно сотрудничает со сторонними экспертами, в том числе с переводчиком уроков Алана Гарднера. Подобное сотрудничество позволит читать молитвы и заклинания не только на египетском, но и на коптском.
Таким образом, сегодня культ Бастет в России представляет собой развитую идеологическую систему, теснейшим образом связанную с зоозащитной деятельностью и реконструкцией древнеегипетского культа. Культ содержит концепции и положения, свойственные викканскому универсальному направлению кеметизма. Организационная слабость и недооформленность движения замещается проработанными теоретико-методологическими основами культа, а также осуществляемыми в рамках него адептами индивидуальными ритуальными и эзотерическими практиками.
Источники и материалы
1) Звёздный храм - Виртуальный египетский храм // Звездный Храм нТр: Интернет-сайт. URL: https://ntr.guru/ishtar-ntr (дата обращения: 05.12.2017).
2) Интервью со жрицей 2017 - Бастет правит миром: интервью со жрицей и защитные ритуалы Кемет // Время Луны: Интернет-страница журнала о викке и язычестве. URL: https://vk.com/tempuslunaenews?w=wall-35114378 773 (дата обращения: 05.12.2017).
11 Общественное объединение лиц, причисляющих себя к язычникам, созданное в 1971 г. с целью защиты права язычников на свободу вероисповедания. Имеет региональные отделения в различных странах. Международный сайт организации: http://www.paganfederation.org.
3) ЛПА - Личная переписка автора от 25.12.2017 с Людмилой Пругло (местожительство респондента - г. Санкт Петербург, самоопределение - жрица Баст-Сехмет, последовательница культа Кошки).
4) Со звериным гуманизмом 2010 - Со звериным гуманизмом // РИА Новости. 27.01.2010. URL: https://ria.ru/authors/20100127/206455322.html (дата обращения: 05.12.2017).
Список литературы
1) Гайдуков 2016 - Гайдуков А. В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / под ред. Р. В. Шиженского. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 24-46.
2) Гизбрехт 2016 - Гизбрехт А. И. К вопросу об эстетике русского неоязычества (на материале изобразительного и декоративно-прикладного творчества) // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 47-61.
3) Лапис, Матье 1969 - Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Наука, 1969.
4) Рак 2000 - Рак И. В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
5) Чудинов 2016 - Чудинов С. И. Неоязыческий проект духовно-политического порядка: метафизика власти в условиях социальной турбулентности // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 201-214.
6) Allen 2010 - Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. 2nd editon, revised. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
7) Quirke 2014 - Quirke St. Exploring Religion in Ancient Egypt. Maldon (MA); Oxford; Chichester: Wiley-Blackwell, 2014.