№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Т. Ю. Вяткина, аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТНЫХ СЮЖЕТАХ «ПЕРВОГО КАНАЛА»
Средства массовой коммуникации являются посредником между религиозной жизнью общества и отдельными потребителями информации. Религия в средствах массовой информации (СМИ) присутствует, преимущественно, в «институциональном» виде (т. е. как религиозная организация) — и прежде всего в новостных передачах, где освещаются официальные события, связанные с участием руководства той или иной конфессии в каких-либо мероприятиях; а также в роли «арбитра», когда СМИ обращается к религии как «к легитимному источнику моральной оценки событий»1.
На сегодняшний день вопросы взаимодействия религии и СМИ, образов религии в СМИ поднимаются различными авторами. Так, по мнению исследователей религии М. Филатова и Р. Лункина, которые анализировали образы православия и протестантизма в медиа-дискурсе, СМИ создают стереотипы массовых образов двух основных христианских конфессий России: православия (положительный образ) и протестантизма (негативный образ)2.
Другие исследователи акцентируют свое внимание на том, как изображают Русскую Православную Церковь в светских га-
Выбор телеканала обусловлен количеством аудитории: «Первый
канал» - общероссийский телевизионный канал, обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 %).
зетах, выявляют причины существования прецедентов разжигания СМИ конфликтов между религиозными группами, различные стороны религиозной практики, которые рассматриваются журналистами или же за-малчиваются3.
П. Баев, на основе контент-анализа текстов еженедельника «Аргументы и факты», рассматривает характер, направленность и динамику трансформации категорий «священники» и «церковь»4.
Таким образом, указанные авторы рассматривают лишь некоторых представителей христианства (например, священнослужителей) или делают акцент на какой-либо из его ветвей. Однако недостаточно исследованным представляется все поле образов различных ветвей христианства, которое существует в рамках новостных передач светских телеканалов.
В статье приводятся данные исследования, целью которого было рассмотреть репрезентацию образа различных ветвей христианства и их представителей в новостных телевизионных передачах светских каналов.
Метод исследования — контент-анализ. Объектом исследования являлись новостные сюжеты «Первого канала», посвященные тематике христианства. Выбор телеканала об-
дискуссия
журнал научных публикаций
условлен количеством аудитории: «Первый канал» — общероссийский телевизионный канал, обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 %)5. Выбор же новостных передач основан на том, что для них характерны, как правило, наибольший зрительский интерес аудитории «Первого
Ирония характерна для освещения событий, не связанных с православием
канала»6, а также более широкий охват тем и репрезентация более полного круга представителей разных ветвей христианства.
Именно с помощью новостных передач можно решить такие исследовательские задачи, как выявление:
— тематического разнообразия при освещении христианства;
— доминирующих эмоционально-изо -бразительных средств;
— информационных приоритетов новостных телепередач при освещении данной тематики;
— специфики образа ветвей христианства и их представителей как субъектов репрезентации.
Временной период исследования — 1 год (с 01.11.2010 г. по 30.10.2011 г.), что позволило отследить все «традиционные» темы новостных телепередач, в первую очередь, связанные с христианским «праздничным кругом», а также другие темы, актуальные на тот момент.
Общий объем новостей, посвященных религиозной тематике, в новостных выпусках «Первого канала» за указанный период составил 204 сюжета, из них большинство сюжетов посвящено христианству — 186 сюжетов.
Рассматривая форму сюжетов, можно констатировать, что доминирующими жанрами являются информационная заметка или сообщение (58,8 %), как правило, со-= провождающееся видеорядом, и репортаж (36,8 %). Помимо этого, присутствуют такие жанры, как обращение (3,9 %), например, Патриарх Кирилл обращается к православным России или делает заявление по поводу какого-либо общественного заявления; и интервью (0,5 %).
По стилю изложения сюжета для новостных передач «Первого канала» в 38,7 % случаев характерен позитивный, одобряющий тон, в 26,0 % случаев — «серьезный, официальный, нейтральный», и также в 26 % случаев — «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий».
Также зафиксированы такие стили изложения, как «предупреждающий, настороженный, встревоженный» (8,3 %), «осуждающий» (6,4 %), «торжественный, радостный» (4,4 %), «ироничный» (3,4 %).
Ироничный стиль связан с предсказаниями проповедника из США об Апокалипсисе, а также открытии в Польше статуи Христа и возведении колонн из пластиковых бутылок в готическом соборе Солсбери (Великобритания). Таким образом, ирония характерна для освещения событий, не связанных с православием.
Осуждающий стиль характерен для материалов, связанных с сожжением Корана американским пастором, а также для сюжетов, освещающих ситуацию в Египте («В результате столкновения христиан-коптов и полиции в Каире десятки убиты, сотни ранены» (Здесь и далее курсивом приводятся заголовки новостных материалов). В первом случае осуждение касается пастора, во втором — каирской полиции и мусульмане, которые «подожгли церковь». Также осуждающий стиль присутствует и в новостях, связанных с православием: во-первых, это сюжет о бывшем священнике из Самарской области, который
№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
вместе со своей паствой отправился в тайгу, чтобы стать отшельниками («В глухой тайге удалось обнаружить людей, о судьбе которых родственники не знали ничего 2 года»), также репортаж о скандале вокруг Свято-Бого-любского монастыря, откуда сбежали воспитанницы.
В новостных материалах «Первого канала» присутствует информация о различных христианских конфессиях. Доминирующую роль играет православие. Так, о такой категории, как «православные России» упоминается в 73,04 % случаев; о «православных других стран» (чаще всего это православные Украины и Беларуси) — в 8,82 % случаев. Сюжеты, связанные с католической церковью за пределами нашей страны, встречаются в 13,24 % случаев; в России — в 1,47 %. О такой категории, как «протестанты России» упоми- = нается лишь в 0,49 % случаев, о «протестантах других стран» в 6,68 % случаев. Также за исследуемый период присутствует информация о старообрядцах (2,45 % случаев) и «прочих христианах» (также 2,45 % случаев).
В сюжетах, связанных с различными христианскими конфессиями и их представителями, доминирует информация о православии и его представителях: чаще всего — о Патриархе Кирилле и его деятельности (в 48,39 % случаев). На втором месте по упоминаемости — такая категория, как «православные христиане» — 31,72 %, как правило, обезличенные, не персонализированные. Также довольно часто встречаются такие категории, как «православное духовенство (настоятели храмов, пресвитеры (священники, иереи), диаконы)» (17,2 % случаев), «высшее православное духовенство (10,75 % случаев), прихожане (6,35 %), президент Д. А. Медведев (17,2 %).
Присутствуют, но представлены в меньшей степени, такие категории православных, как «паломники», «студенты и учащиеся православных учебных заведений, воскресных школ», «волонтеры, сестры милосердия», «предприниматели, благотвори-
В рамках новостных передач «Первого канала» присутствует достаточно полный срез субъектов, представляющих собой православных верующих, однако больший объем информации приходится на «официальное православие» и обобщение всех православных россиян.
тели», «церковнослужители, не имеющие священства» и др.
Таким образом, представителей православия, встречающихся в новостных сюжетах «Первого канала», можно условно объединить в 3 сегмента: 1) «духовенство», 2) «прихожане и служители, не имеющие священства, православные» и 3) «власти». В сюжетах, посвященных православным праздникам, эта «связка» присутствует во многих случаях: «духовенство» — «представители власти» — «прихожане, православные».
Можно говорить о том, что в рамках новостных передач «Первого канала» присутствует достаточно полный срез субъектов, представляющих собой православных верующих, однако больший объем информации приходится на «официальное православие» : и обобщение всех православных россиян.
При освещении тематики, связанной с католичеством, чаще всего упоминаются Папа Римский (8,06 % от общего числа упоминаний субъектов разных конфессий), паломники (4,3 %), католики (как обобщающая категория, 3,76 %), прихожане (3,23 %) и представители католического монашества (2,15 %).
В сюжетах, посвященных протестантизму, представлены пасторы (2,69 % от общего числа упоминаний субъектов разных конфессий), служители, прихожане/члены церкви, протестанты как обобщающая категория (по 0,54 %).
Также, помимо приведенных выше конфессий, в исследуемых сюжетах встречаются такие субъекты, как «христиане в целом» (4,3 %), «христиане-копты» (2,69 %), старообрядцы (2,69 %), представители «православного сектантства» (1,08 %) и «сектанты-протестанты» (3,22 %).
Говоря о тематике новостных передач, связанных с христианством, можно констатировать следующее: значительная доля сюжетов посвящена праздникам, знаменательным датам (44,61 %), освещению деятельности Патриарха Кирилла (42,65 %). Также присутствуют темы, связанные с:
дискуссия
журнал научных публикаций
— «нововведениями» (неоднозначными, необычными нововведениями в церкви, необычными событиями, связанными с церковью, верующими) — 17,16 % (например, «В Подмосковье в церковном хоре поет уроженец Мадагаскара», «Церковь изо льда открылась в Румынии» и др.);
— трауром — 8,33 % (например, «Президент и премьер в День траура почтили память жертв теракта в аэропорту Домодедово», «В Москве и Подмосковье траур по жертвам взрыва. Поминальные службы прошли во всех российских храмах»);
— «религиозными происшествиями» — 6,86 % (например, «В Карачаево-Черкесии за ночь сгорели сразу 3 христианских храма», «Новый виток скандала вокруг Свято-Бого-любовскогомонастыря» и др.);
— постройкой (восстановлением, освящением) храма — 5,39 %;
— встречей священнослужителей и политиков для обсуждения религиозных вопросов, вопросов взаимодействия — 4,9 %;
— награждением священнослужителей различными наградами — 4,41 %, «религиозными событиями» — 3,92 % (например, «В Храм Христа Спасителя доставят мощи великомученицы Екатерины» и др.);
— монастырями, монастырской жизнью - 3,43 %;
— подготовкой к празднику, помощью государства церкви, жизнью и бытом верующих — по 2,94 %;
— благотворительностью, социальным служением — 2,45 %.
Полученные данные позволяют говорить о разнообразии тем, связанных с христианством, в рамках новостных передач «Первого канала», однако большая часть информационного пространства посвящена тематике православных праздников, а также деятельности Патриарха Кирилла.
В большинстве случаев для сюжетов, освещающих тематику христианства, характерен одобряющий, позитивный тон, а также «серьезный, официальный, нейтральный» и «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий».
Наиболее широко представлены образы российского православия (в новостных сюжетах фигурируют как представители духовенства, так и простые прихожане, политики, сестры милосердия и др.).
Можно говорить о том, что исследование новостных телевизионных передач позволяет сделать вывод о широте поля образов представителей различных ветвей христианства, репрезентируемых в новостях.
Христиане на «Первом канале» российского телевидения в большинстве случаев репрезентированы одобряюще. Однако, прослеживается тенденция «стилевой окраски» и широты поля образов верующих в зависимости от их принадлежности к той или иной ветви христианства: так, образ православных — в большинстве случаев позитивный. Ироничный стиль изложения характерен для части сюжетов, связанных с католичеством и протестантизмом. Негативный, осуждающий тон присутствует в новостных материалах, посвященных как протестантам, так и православным. Большинство новостных сюжетов посвящено Русской Православной Церкви и ее представителям. Главными героями сюжетов являются Патриарх Кирилл и православные верующие как обобщающая категория. Основными информационными поводами являются праздники, знаменательные даты, а также освещение деятельности Патриарха Кирилла. Таким образом, можно утверждать, что используемый исследовательский метод в рамках поставленных задач оправдал себя.
1. Морозов А. Вера в мире коммуникаций [Электронный ресурс] URL: http://www.religare.ru/2_309. html (дата обращения: 22.08.2012).
2. Лункин Р., Филатов С. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство [Электронный ресурс] URL: http://www. keston.org.uk/russia.articles/feb2006/03lmages.html (дата обращения: 23.08.2012).
3. Церковь и СМИ: где источник противоречий? [Электронный ресурс] URL: http://old.aquaviva. tmweb.ru/archive/2007/11/305.html (дата обращения: 23.08.2012).
4. Баев П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118-127.
5. Сайт «Первого канала»: Общая информация о канале [Электронный ресурс] URL: http://www.1tv.ru/ total/pi=2 (дата обращения: 25.08.2012).
6. Сайт «Первого канала»: Рейтинги [Электронный ресурс] URL: http://www.1tv.ru/newsarchive/tags/9091 (дата обращения: 25.08.2012).