РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ОПЕРНОЙ КЛАССИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Н. Н. Миклина,
Российский государственный социальный университет (Москва) М. В. Коношевская,
Краснодарский государственный институт культуры
128
Аннотация. В статье представлены результаты осмысления авторами репрезентативных возможностей русской оперной классики в обучении детей и молодёжи. Анализ этих возможностей осуществляется путём выявления опыта работы в этом направлении учителей школ и преподавателей вузов, а также изучения взглядов педагогов и учёных, нацеленных на раскрытие традиционных смыслов и ценностей, заложенных в оперных сочинениях русских композиторов. Показана важная роль философии музыки в постижении репрезентируемых в операх русских композиторов смыслов и ценностей. Установлено, что соблюдение принципа преемственности знаний и последовательности в выявлении жизненно важного философского содержания, заключённого в русской оперной классике, а главное, освоение этого содержания в практической деятельности способствует не только развитию патриотических чувств и росту национального самосознания, но и формированию самого широкого круга духовно-нравственных и социально значимых качеств личности, необходимых для подготовки будущих поколений граждан России к творческой, созидательной жизни.
Ключевые слова: русская оперная классика, традиционные смыслы и ценности, педагогика музыкального образования, творчество, опыт работы, философия музыки, смысловые доминанты, многоуровневое образование.
Abstract. The article presents the results of the comprehension the authors of representational possibilities of the Russian Opera classics in the education of children and youth. The analysis of these possibilities s carried by identifying the experience in this direction of school teachers and University professors, as well as the views of educators and scientists, aimed at the disclosure of traditional meanings and values embedded in operatic works by Russian composers. The article outlines semantic dominants of the Russian classic Opera, presented some methodological approaches to semantic analysis shows the important role of the philosophy of music in understanding the represented in this operas of traditional meanings and values in terms of school and University education. It is established
that the principle of continuity of knowledge and consistency in identifying all the more profound of vital philosophical content, a prisoner in a Russian Opera classics, and most importantly, its development in different forms of practical activity, promotes not only the development of Patriotic feelings and the growth of national consciousness, but also formation of a wide range of spiritual, moral and socially significant qualities of the person required to prepare future generations of Russian citizens for creative, constructive life.
Keywords: Russian Opera classics, traditional meanings and values, music education, creativity, experience, philosophy of music, semantic dominant, multi-level education.
Репрезентативные возможности русской оперной классики подразумевают наличие в ней неких устойчивых, традиционных смыслов и ценностей, актуальных для нашего времени. К оперным произведениям русских композиторов обращаются участники всех видов, типов и уровней образовательного процесса в России, избирающие музыку объектом своего внимания. Но какие смыслы и ценности оперного наследия отечественных классиков актуализируются сегодня в педагогике музыкального образования? И может ли обучение и воспитание детей и молодёжи на примерах русских классических опер способствовать изменению негативных и сохранению позитивных тенденций в современной социальной действительности?
Обращение к соответствующей научно-методической литературе говорит о значительном внимании, уделяемом педагогами и учёными нравственному, эстетическому, героико-патрио-тическому воспитанию детей и юношества средствами русской оперной классики, формированию у них национального самосознания (работы Е. Ю. Гун-доровой [1], Н. К. Менжинской [2], Е. Н. Подосёновой [3], М. Ю. Самко-вой [4], Л. А. Яруллиной [5]). Немало полезного в этом плане содержится
в материалах научно-методических конференций, затрагивающих вопросы освоения музыкального наследия и преподавания творческих дисциплин в контексте проблем современной культуры и образования.
Обеспокоенность педагогов уровнем музыкальных знаний и вкусов молодёжи, а также современными трактовками лучших классических опер вызывает повышенный интерес к вопросам экологии музыкальной культуры, раскрытия духовных оснований русской музыкальной классики, содержания и методов музыкального образования и просветительства. Среди многочисленных точек зрения на эти вопросы выделим мысли:
• о важности практического освоения музыкального языка в различных видах и формах образовательной деятельности;
• о необходимости учитывать характер и уровень общего и музыкального развития учащихся;
• об особенностях влияния на них культурной среды, понимания специфики музыки и её философской сущности, нередко связываемой с божественными основами мироздания.
Оперный жанр с характерным для него синкретизмом различных видов искусства (музыка, поэзия, литература, хореография, изобразительное ис-
129
130
кусство, режиссура), и прежде всего оперные сочинения русских композиторов Х1Х-ХХ веков, являются наиболее благодатным материалом для решения этих вопросов.
Следует заметить, что большая часть педагогических трудов в рассматриваемой нами области нацелена на обучение и воспитание школьников, тогда как работ, связанных с вузовским образованием, явно недостаточно. При этом деятельность как школьных учителей по изучению русской оперной классики, так и работников высшего звена, ответственных за подготовку к жизни и профессиональной деятельности ближайшего к нам будущего поколения наиболее активных наследников русской культуры, заслуживает самого пристального внимания.
Одним из достойных образцов такого рода деятельности является предпринятая Е. Н. Подосёновой уникальная практика постановки силами учащихся общеобразовательной школы музыкально-драматических спектаклей на основе опер русских композиторов. Блестящее музыкальное образование (выпускница РАМ им. Гнеси-ных, музыковед, ученица И. Я. Рыж-кина), любовь к детям, к русской музыке, несомненный режиссёрский и педагогический талант, а также высокие нравственные принципы, осуществляемые в работе с учащимися, помогли учителю в рамках созданного ею музыкально-поэтического театра не только грамотно организовать обучение школьников разного возраста, но и осуществить многосторонний анализ проделанной работы.
Размышляя о причинах «молниеносно» пришедшей к ней идее перехода от постановки детских мюзиклов к работе над исполнением русских
классических опер, Е. Н. Подосёнова приводит в пользу этой идеи серьёзные аргументы, подкреплённые практикой. Это, прежде всего, «духовная мощь» русских опер XIX - начала XX веков, опора на которые позволяет педагогу гармонично и комплексно, в соответствии с музыкально-литературным содержанием разучиваемых произведений, решать важные обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Так, наряду с развитием творческих способностей детей в области вокала (сольное, ансамблевое, хоровое пение), хореографии и сценического искусства в целом, а также с углублением их знаний отечественной истории и культуры, Е. Н. Подо-сёнова целенаправленно формирует у школьников лучшие качества, присущие русскому человеку. И здесь, прежде всего, необходимо отметить такие качества, как любовь к Родине, её историческому прошлому, уважение к слову, музыкальность, благородство, чувства чести, справедливости, солидарности, коллективизма, милосердия, сострадания, красоты и чистоты. В результате «дети невольно сами становятся творцами истории, активными носителями историко-культурного прошлого народа» [3].
В ходе работы над оперными спектаклями как «грандиозной формой коммуникативного общения» Е. Н. По-досёнова сопрягает формирование национального самосознания, идеалов российской государственности с развитием социально значимых качеств личности, необходимых для адаптации школьников к взрослой жизни: самоуважения и уважения к другим, трудолюбия, упорства, целеустремленности, уверенности в себе, честности, порядочности, доброжела-
тельности, деликатности и снисходительности к ошибкам других, взаимоподдержки, дружеских, доверительных отношений в коллективе, отсутствия зависти и конкуренции.
Будучи убеждённой в том, что детей надо учить на шедеврах художественного творчества, Е. Н. Подосё-нова отмечает благотворное, целительное воздействие опер русских композиторов на развитие личности ребёнка. Благодаря сильному терапевтическому эффекту произведений М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, у детей снимаются стрессы, зажатость, напряжение, вызванные «сверхскоростной» современной жизнью, энергетически очищается душа. Этому же способствуют безоценочная система знаний, помощь каждому ученику в достижении положительных результатов (педагог должен быть «адвокатом слабых»), использование новых форм обучения (непредсказуемые блиц-опросы, ролевые игры, конкурсы), а также посещение профессиональных оперных театров, спектакли которых вдохновляют детей, мотивируют их стремление к труду, к совершенству, защищают их души от пошлости и безвкусия, процветающих сегодня на экранах телевизоров, в средствах массовой информации, в обыденной жизни.
Результаты, достигаемые Е. Н. По-досёновой в музыкальном образовании и воспитании детей, являются ценным дополнением уроков музыки в школе и, продолжая на более высоком уровне реализацию цели дошкольного воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка, готовят школьников к освоению новых ступеней музыкального и иных
видов творчества. Воспитанники музыкального театра увереннее поступают в специальные музыкальные и иные художественные учебные заведения, лучше чувствуют себя в разных ссузах и вузах, где приветствуется принцип целостности, интегративно-сти учебного процесса, воспитание молодёжи в духе патриотизма, традиционных духовных ценностей, гражданской ответственности за настоящее и будущее России.
Очень важно и то, что в «оперную труппу» Е. Н. Подосёновой приходят все желающие, часто не умеющие петь и не знакомые с нотной грамотой. Все они не только реализуют здесь свои вокальные, сценические, художественные задатки и способности, но и получают эмоционально, музыкально, творчески подкреплённые ответы на жизненно важные для них вопросы о характере и сущности добра и зла, красоты и уродства.
Показательно, что в стремлении вызвать любовь детей к русской оперной классике Е. Н. Подосёнова соединяет подобранные ею музыкальные фрагменты с «наиболее значимыми в художественном, философском, этическом смыслах разделами литературного первоисточника, которые не входят в либретто» [3]. Это вполне согласуется с разделяемой авторами данной статьи позицией учёных и педагогов, выступающих за внедрение в работу со школьниками философской проблематики. Объединение в оперном спектакле музыки, слова, зримых образов, действующих в определённом времени-пространстве в рамках единой сюжетной линии, заключает в себе богатейшие возможности для побуждения детей к размышлениям о том, что такое хорошо и что такое
131
132
плохо, как правильно жить и мыслить, каков окружающий нас мир, в чём смысл и цели человеческого существования.
Как замечает Т. И. Чупахина, русской школе композиторов удалось сформировать уникальную музыкальную традицию, «создать новый формат музыкального мышления, созвучный как национальному менталитету и православным ценностным идеалам, так и богочеловеческим ценностям. Благодаря богатой интонационно-выразительной природе русская музыка способна оказывать колоссальное влияние на развитие и становление личности, имея в своём арсенале гносеологические корни и конкретно-чувственные, физиологические средства воздействия. Поэтому русскую музыку в разных своих ипостасях можно называть вполне метафилософ-ским, философским и поэтическим жанром» [6, с. 34-35].
Действительно, глубинные философские смыслы, заложенные в русской оперной классике, не противоречат основным постулатам иных мировых религий и способствуют не разъединению, а объединению людей. Как могут разделять приверженцев разных конфессий ценности мира, любви, семьи, брака, защиты суверенных прав, свобод, образа жизни своего народа, государства, убеждения в высоком предназначении человека, в необходимости соблюдения «вечных законов» мироздания? Ещё в большей степени такому объединению способствует музыка, занимающая в русской опере ведущее место. Роль языка музыки, позволяющего уточнять смыслы, которые услышал и сумел передать композитор в избранных им словесных формах, безусловно, связана
с эмоциональной окрашенностью словесной речи, но не только.
Композитор, являясь проводником жизненно важных идей, порой сам не осознаёт, сколь тесно связано его творчество с Божественным началом. Раскрытие этой связи вполне согласуется с задачами философии музыки: «Только новое философское осмысление предназначения музыки не как "отражения жизни в звуках", а как Божественного откровения, данного людям на языке, едином для всех стран и народов мира, может способствовать возрождению былого высочайшего уровня России» [7, с. 16]. По мнению многих исследователей, именно в русской оперной классике с особой силой воплотился Божественный смысл творчества, преобразующая миссия художника-творца, развитие и становление духовного начала, оживляющего материальную действительность и наполняющего её смыслом. Однако полная, абсолютная разгадка смыслов, заложенных в русской классической опере, не под силу даже самым осведомлённым и глубоким учёным. Каждый из них усматривает в сюжетах и персонажах русских опер что-то своё, родное, близкое, актуальное, и каждый по-своему прав.
И всё же можно говорить о неких смысловых доминантах, репрезентируемых в творчестве русских композиторов. М. С. Уваров усматривает эти доминанты в глубинной онтологической природе русского искусства, которая определяет важнейшие черты отечественной мысли и культуры, принципиальным образом отличные от западных. Сложность и непостижимость русского искусства, глубина его исповедального слова, находящегося «по ту сторону бытия», демонстриру-
ет «очень страшный и прекрасный срез» между покаянием, страданием и преступлением, который говорит об антитетичности русского сознания [8]. Эта всегда волнующая русского человека тема, вызывающая «потрясающую трагедию смыслов», ярче всего воплощена в философии русской музыки XIX-XX веков в качестве развёртывания истины, указывающей на важность «идеи единения, взаимодополнительности и сопричастности друг другу идей "мелоса" и "логоса"», музыки и слова. Всё это требует от исполнителя огромного напряжения духа и музыкального мастерства [Там же].
Антитетический характер русской музыки, по мнению М. С. Уварова, есть высочайший уровень философии искусства: «Когда русский философ или просто страждущий искусства мыслитель пытается говорить о русской музыке, он вынужден работать в этих удивительных координатах. Серьёзная русская музыка к этому предрасположена абсолютно» [Там же]. Именно поэтому изучение русской философии искусства он считает важным и многообещающим.
Говоря о главном смысле русской оперной классики, Д. З. Киреев согласен с мнением солистки Большого театра, народной артистки России Н. Н. Терентьевой о том, что мотивация всех поступков в русской опере -это не стремление к сытости, богатству и комфорту, а путь к спасению греховной человеческой души во имя любви к каждому человеку. Подтверждая эту мысль на примере анализа модификаций лейттемы царевича Димитрия из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», Д. З. Киреев показывает, что ядро конфликта в данной опере заключается не в разладе между
властью и народом, а в сложности пути царя Бориса к покаянию, к спасению своей души как проявлению «космической борьбы Бога и Сатаны» [9, с. 305]. В связи с этим народный бунт под Кромами, вспыхнувший во имя «хлеба и зрелищ», представляется автору бессмысленным, ведущим в никуда и открывающим пространный путь и широкие врата к погибели [Там же, с. 306, 308].
Некоторая категоричность последнего утверждения требует дополнения: смысл ошибок, грехов и заблуждений каждого человека и каждого народа - в их насущной необходимости для понимания и сознательного следования истинным идеалам Добра, Красоты и Справедливости. Важно только идти не по нисходящему, а по восходящему пути, на котором боль и радость производны от осознания своей силы, своего несовершенства и бесконечности своих нереализованных возможностей. В этом, на наш взгляд, и состоит оптимизм сюжетов и образов русской оперной классики, нередко имеющих трагический характер.
Как видим, позиции М. С. Уварова и Д. З. Киреева не противоречат друг другу, хотя выводы Д. З. Киреева, основанные на глубоком знании русской оперной классики и анализе самой музыки, более точны, конкретизированы. Они так же, как и выводы М. С. Уварова, соответствуют диалектике становления (восхождения), подробно описанной А. Ф. Лосевым [10]. Глубокое освоение этой диалектики, совпадающей, согласно А. Ф. Лосеву, с самой жизнью, не под силу школьникам, но побуждение к начальному уровню философствования на темы, имеющие отношение к этой диалектике, вполне возможно и полезно в работе с учащимися всех возраст-
133
134
ных групп. Для этого школьный учитель, помимо серьёзной психолого-педагогической подготовки и педагогического таланта, должен обладать основательными знаниями в области философии, истории, литературы, в частности русской, а также свободно владеть навыками целостного, искусствоведческого анализа музыки. В ещё большей степени эти знания и умения необходимы преподавателю вуза.
Опыт учёбы и работы авторов данной статьи в разных вузах подтверждает результаты опроса студентов естественных и гуманитарных факультетов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина о роли искусства в жизни человека. Согласно этим результатам, 46% опрошенных необходимость общения с искусством объясняют желанием «получения новой информации и саморазвития, осмысления жизни», 41% рассматривают это как «приобщение к общечеловеческим ценностям, духовно-нравственного роста» и лишь 13% считают это «приятным времяпрепровождением» [11, с. 21].
Полученные ответы, с одной стороны, объясняют странный на первый взгляд феномен: обнаружение некоторыми студентами самых возвышенных духовных смыслов в любимых ими произведениях поп-музыки. С другой стороны, данные проведённого опроса свидетельствуют о наличии благотворной почвы для формирования музыкальных вкусов учащихся, их философских взглядов на жизнь в опоре на лучшие образцы классической оперной музыки. И если студентам немузы-
кальных специальностей оперы русских композиторов могут подсказать важные для них личностные, общественные, национально ориентированные и общечеловеческие идеи и ценности, то для студентов, получающих высшее музыкальное образование, русская оперная классика является, ко всему прочему, плацдармом для профессионального роста.
Сказанное в наибольшей степени касается студентов, обучающихся академическому пению. Практика работы со студентами-вокалистами в Северо-Кавказском федеральном университете, помимо обязательных учебных предметов, на протяжении ряда лет включала в себя дисциплины по выбору музыкально-философской направленности («Физико-акустические и математические основания музыки», «Информационно-коммуникативные возможности языка музыки», «Принцип лада и музыкальная культура слушателей», «Культурфилософ-ские основы языка и речи музыки», «Воспитание музыкой» и др.). Данные дисциплины1 пользовались повышенным интересом обучающихся разным вузовским специальностям. При этом именно студенты-вокалисты оказались наиболее увлечёнными и подготовленными к выявлению философских смыслов, заложенных в музыке, и прежде всего в русской классической опере2. Занятия в этом направлении с будущими певцами высшей квалификации вызывали у них стремление по-новому осмысливать свою работу в оперном классе, в иных формах учебной и практической деятельно-
1 Данные дисциплины разработаны профессором Н. Н. Миклиной.
2 К сожалению, в Северо-Кавказском федеральном университете не готовили студентов по многим музыкальным специальностям, включая музыковедческие, более нацеленные на научно-исследовательскую работу.
сти. Семерым, наиболее активным из них, удалось принять участие в работе над проектом по гранту РГНФ «Философия музыки в России конца XIX -начала XX века в контексте проблем современности»3. За два года работы участниками проекта было опубликовано более 50 научных статей, принято участие во множестве научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней.
Сопутствующая грантовой работе деятельность студентов в плане самообразования, особенно в сфере философии, теории и истории музыки, способствовала достижению результатов, одобренных Экспертным советом РГНФ. На протяжении первого года работы (2013) студенты осваивали современные методологические подходы к разрабатываемой теме, выявляли круг узловых проблем современности, решению которых может способствовать философия русской музыки рубежа XIX-XX веков. Роль руководителя проекта сводилась к организации и планированию работы творческого коллектива и к разработке методологических аспектов темы проекта, позволяющих обнаруживать органическую связь русской музыки рассматриваемого периода с проблемами экокультуры, культурной, национально-этнической, личностной идентификации и социокультурной интеграции. Исполнители проекта анализировали современные проблемы музыки, музыкальной культуры, музыкального просвещения и образования в аспекте традиционных ценностей русского народа. Так, студент И. С. Батчаев, обнаружив наиболее
важный для русской поэзии и музыки круг тем (любовь, природа, Бог и человек), определил их в качестве базовых ценностей русского романса и русской культуры в целом. В связи с этим им сделан вывод о могущественной силе русского романса, его способности восстанавливать утраченный образ гармоничного человека, обладающего высокими духовными качествами.
Обращаясь к вопросам вокального исполнительства и педагогики, М. А. Рассказова вывела их на уровень межкультурного диалога, а осмысление ею характера взаимосвязи музыки с кризисными явлениями в современном обществе стало основанием для вывода о взаимообратном влиянии музыки и общества в вопросах духовного и физического здоровья человека. По её мнению, для преодоления кризисных явлений современного общества необходимы разработка государственной политики в области культуры, музыкального искусства и музыкального образования, расширение сети музыкально-просветительских, музыкально-образовательных и музы-котерапевтических программ для различных слоёв общества и отдельных граждан, а также массовое обучение населения страны пению и игре на музыкальных инструментах.
М. В. Врана, заинтересованная претворением идеалов Софии и Вечной женственности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, пришла к убеждению о необходимости серьёзного анализа множащихся сегодня вокальных шоу, пересмотра педагогами-вокалистами существующих методик в подготовке певцов,
135
3 Руководитель - доктор философских наук Н. Н. Миклина.
136
ориентации российских граждан на лучшие образцы вокального искусства и академического пения. Такая направленность исследований позволит, по её мнению, открыть новые горизонты не только вокальной, музыкальной, но и общей духовной культуры россиян.
Второй год работы над проектом (2014) был посвящён анализу философского содержания опер Н. А. Рим-ского-Корсакова. Ш. Н. Курбалиева занималась поиском аналогий между философией оперного творчества Рим-ского-Корсакова и философской системой Н. О. Лосского и выявлением этнокультурных доминант в операх композитора, неотделимых от идеалов и ценностей русского народа, нравственных основ жизни, соблюдение которых так важно в сегодняшнем мире. Осмыслению характера онтологических и мифопоэтических проблем, затронутых в решении Римским-Корсаковым его оперных образов, в том числе сакрализации природы, посвящены работы П. В. Поляковой.
Исполнители проекта, подчёркивая важность в решении вопросов современной культуры репрезентативного потенциала женских оперных образов Н. А. Римского-Корсакова и опираясь на метапоэтический подход [12], представили оригинальное понимание их трактовки композитором, попытавшись дать сравнительную оценку их исполнительской интерпретации (работы М. В. Врана, П. В. Поляковой, М. А. Рассказовой, М. А. Туаевой, Г. Н. Шподаренко). Г. Н. Шподаренко более всего заинтересовали возможности философского анализа русской музыки в решении этических и образовательных проблем современной молодёжи. Отсюда
концентрация внимания на ценностях любви, добра и зла, воплощённых в оперном творчестве Н. А. Рим-ского-Корсакова, а также попытки проанализировать важную роль философии музыки в обучении и воспитании студентов музыкальных специальностей. Проблематику значимости русской музыки конца XIX века в жизни современного молодого человека, в изменении его отношения к себе и к миру раскрыла в своих работах М. А. Туаева.
В конце 2014 года участники проекта организовали проведение круглого стола на тему «Духовно-нравственные смыслы русской музыки XIX - начала XX веков», в ходе которого они не только выступали с докладами, но и исполняли произведения русских композиторов. Активно участвовавшие в заседании круглого стола ведущие учёные-филологи Северо-Кавказского федерального университета профессор К. Э. Штайн и профессор Д. И. Петренко высоко оценили научные доклады и исполнительское мастерство студентов, представленную ими выставку опубликованных работ.
Несмотря на закрытие музыкальных специальностей в университете и вынужденный уход в 2015 году из творческого коллектива многих участников проекта, подавляющее большинство из них и сегодня продолжают свою научно-исследовательскую деятельность: бывшие студенты пишут и защищают магистерские работы, разрабатывают и готовят к защите кандидатские диссертации. Дальнейшая работа над грантовым проектом в 2015 году осуществлялась обновлённым составом молодых учёных, обладающих более основательными базовыми знаниями в области культу-
рологии, музыкознания, педагогики. Это позволило им подняться на более высокий уровень философского анализа творчества русских композиторов рубежа Х1Х-ХХ веков, и не только в оперном, но и в иных музыкальных жанрах.
Подытоживая сказанное, отметим, что практическое приобщение детей и молодёжи к русской оперной классике, подкреплённое соответствующими знаниями, является одним из важных и перспективных направлений в школьном и вузовском образовании, формирующем у будущих поколений граждан России духовно-нравственные качества личности, соответствующие лучшим традициям и ценностям отечественной культуры и искусства. В результате такого обучения происходит интенсивное развитие общей и музыкальной культуры учащихся, возрастает их интерес к русскому искусству, к музыкальному и иным видам творчества, наблюдается рост их личностного и национального самосознания, усиление гражданских, патриотических чувств и настроений. Раскрытие смыслов, заложенных в сюжетах и персонажах русских классических опер, способствует преодолению возникающих у детей и молодёжи сложных жизненных ситуаций, формированию у них трудолюбия, любовного и деятельного отношения к природе, стремления к самосовершенствованию, заинтересованного, доброжелательного отношения к другим людям и народам.
Многоуровневый характер обучения и воспитания школьников и студентов на примерах русских классических опер подразумевает постепенное усиление музыковедческой, культурологической и философской составля-
ющих в анализе их содержания, что содействует развитию мышления учащихся, более глубокому проникновению в авторские трактовки оперных произведений, способствует более адекватной исполнительской интерпретации оперных образов и неприятию их кардинальных искажений в современных постановках. Концентрация внимания на оперном творчестве русских композиторов-классиков особенно плодотворна в работе со студентами музыкальных специальностей, прежде всего обучающихся академическому пению. Различные формы работы в этом направлении расширяют, а порой изменяют их взгляды на жизнь, совершенствуют их художественные вкусы и потребности, побуждают студентов к профессиональному росту и научно-исследовательскому творчеству.
В силу широты и актуальности заявленной темы, она остаётся открытой для более подробного освещения затронутых в данной статье и иных не учтённых авторами аспектов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гундорова, Е. Ю. Освоение русской геро-ико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой [Текст] / Е. Ю. Гундорова : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2006. - 185 с.
2. Менжинская, Н. К. Русская классическая опера XIX века как средство формирования национального самосознания у школьников средней школы [Электронный ресурс] / Н. К. Менжинская // Литература. -URL: http://lit.na-5bal.ru/pravo/2082/index. html (дата обращения: 14.09.2016).
3. Подосёнова, Е. Н. Образовательная программа «Русская оперная классика как развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на примере деятельности театрально-музы-
137
138
кального объединения» [Электронный ресурс] / Е. Н. Подосёнова. - М., 2012. -URL: http://knu.znate.ru/docs/index-504153. html (дата обращения: 15.09.2016).
4. Самкова, М. Ю. Духовный потенциал русской оперы (на примере творчества Николая Андреевича Римского-Корсако-ва) [Электронный ресурс] / М. Ю. Самкова // Образование Ямала [Электронный журнал]. - 2016. - № 13. - URL: http:// yamal-obr.ru/authors/samkova-m-y (дата обращения: 18.09.2016).
5. Яруллина, Л. А. Воспитание духовно-нравственных идеалов на примере оперного творчества М. И. Глинки [Электронный ресурс] / Л. А. Яруллина // Знаменские чтения «Христианские ценности в изменяющемся мире: проблема выбора», ЮЗГУ, 31 марта 2014 года - URL: http://www.xn—7sbbtqha7begew9a9jh.xn--p1ai/znamenskie_chteniay/2014/images/ pdf/011-032.pdf (дата обращения: 18.09.2016).
6. Чупахина, Т. И. Русская музыкальная культура как метафилософский жанр [Текст] / Т. И. Чупахина // Научные труды Sworld. - Т. 27. - № 3. - Иваново : Научный мир, 2013. - С. 34-37.
7. Космовская, М. Л. Музыкальное образование в ракурсе изменяющегося сознания России [Текст] / М. Л. Космовская // Современное музыкальное образование-2003 // Материалы Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2003 г. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 14-22.
8. Уваров, М. С. Русская философия искусства [Электронный ресурс] // «Русская мысль»: историко-методологический семинар в РХГА, Санкт-Петербург, 3 марта 2006 г. - URL: http://www.rhga.ru/science/ conferences/rusm/stenogramms/russian_ philosophy_of_art.php (дата обращения: 10.09.2016).
9. Киреев, Д. Духовные основания русской оперной классики: искусствоведческий аспект [Текст] / Д. Киреев // Дни славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. - Т. 5. -Владимир : Изд-во ВГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2012. - С. 304-309.
10. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : Академический проект, 2012. - 208 с.
11. Карагозян, Л. Г. Аксиологический аспект музыки как искусства [Текст] / Л. Г. Карагозян // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее : материалы Международной научно-практической конференции / гл. ред. М. Л. Космовская ; отв. ред. С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. - Курск : Изд. Курск. гос. ун-та, 2011. - С. 21-25.
12. Миклина, Н. Н. Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы [Текст] / Н. Н. Миклина // Философия и культура. - 2014. - № 7 (79). - С. 10471060.
REFERENCES
1. Gundorova E. Yu. Osvoenie russkoj geroiko-patrioticheskoj opery mladshimi shkol'ni-kami na zanyatiyakh muzykoj. PhD dissertation (Pedagogy): 13.00.02. Moscow, 2006. 185 p. (in Russian)
2. Menzhinskaya N. K. Russkaya klassiches-kaya opera XIX veka kak sredstvo formiro-vaniya natsional'nogo samosoznaniya u shkol'nikov srednej shkoly. In: Literatura. URL: http://lit.na-5bal.ru/pravo/2082/index. html (data obrashcheniya: 14.09.2016). (in Russian)
3. Podosyonova E. N. Obrazovatel'naya programma "Russkaya opernaya klassika kak razvitie tvorcheskikh sposobnostej uchash-chikhsya obshcheobrazovatel'noj shkoly na primere deyatel 'nosti teatral 'no-muzykal '-nogo ob»edineniya". Moscow, 2012. URL: http://knu.znate.ru/docs/index-504153.html (data obrashcheniya: 15.09.2016). (in Russian)
4. Samkova M. Yu. Dukhovnyj potentsial russ-koj opery (na primere tvorchestva Nikolaya Andreevicha Rimskogo-Korsakova). In: Ob-razovanie Yamala. 2016. No. 13. URL: http://yamal-obr.ru/authors/samkova-m-y (data obrashcheniya: 18.09.2016). (in Russian)
5. Yarullina L. A. Vospitanie dukhovno-nravst-vennykh idealov na primere opernogo tvorchestva M. I. Glinki. In: Znamenskie
chteniya "Khristianskie tsennosti v izmenya-yushchemsya mire: problema vybora", YUZGU, 31 marta 2014 goda. URL: http:// www.xn—7sbbtqha7begew9a9jh.xn--p1ai/ znamenskie_chteniay/2014/images/pdf/011-032.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2016). (in Russian)
6. Chupakhina T. I. Russkaya muzykal'naya kul'tura kak metafilosofskij zhanr. In: Nauchnye trudy Sworld. T. 27. No. 3. Ivanovo: Nauchnyj mir, 2013, pp. 34-37. (in Russian)
7. Kosmovskaya M. L. Muzykal'noe obra-zovanie v rakurse izmenyayushchegosya soznaniya Rossii. In: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2003: materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-entsii, 9-11 oktyabrya 2003 g. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2003, pp. 14-22. (in Russian)
8. Uvarov M. S. Russkaya filosofiya iskusstva. In: "Russkaya mysl'": istoriko-metodologi-cheskij seminar v RKHGA, St. Petersburg, 3 marta 2006 g. URL: http://www.rhga.ru/ science/conferences/rusm/stenogramms/rus-
sian_philosophy_of_artphp (data obrashcheniya: 10.09.2016).
9. Kireev D. Dukhovnye osnovaniya russkoj opernoj klassiki: iskusstvovedcheskij aspect. In: Dni Slavyanskoj pis'mennosti i kul'tury. Rozhdestvenskie chteniya vo Vladimire. T. 5. Vladimir: Izd-vo VGU im. A. G. i N. G. Stoletovykh, 2012, pp. 304-309. (in Russian)
10. Losev A. F. Muzyka kak predmet logiki. Moscow: Akademicheskij proekt, 2012. 208 p. (in Russian)
11. Karagozyan L. G. Aksiologicheskij aspekt muzyki kak iskusstva. In: Prosvetitel'stvo kak forma osvoeniya muzykal'nogo nasledi-ya: proshloe, nastoyashchee, budushchee: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferentsii. Gl. red. M. L. Kosmovskaya. Otv. red. S. E. Gorlinskaya, L. A. Khodyrevskaya. Kursk: Izd. Kursk. gos. un-ta, 2011, pp. 21-25. (in Russian)
12. Miklina N. N. Metapoetika muzykal'nogo iskusstva: k postanovke problem. In: Filoso-fiya i kul'tura. 2014. No. 7 (79), pp. 10471060. (in Russian)
139