ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕПРЕССИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В САМАРКАНДЕ СО СТОРОНЫ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Бодиров А.Ж.
Бодиров Абдурахмон Жовунбаевич - преподаватель по истории, академический лицей,
Самаркандский государственный институт иностранных языков, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведены сведения о представителях интеллигенции, работавших в высших учебных заведениях, техникумах, школах и других организациях г. Самарканда, которые стали жертвами политической репрессии тоталитарного режима. В статье приводятся сведения о том, что политика репрессий против профессорско-преподавательского состава Узбекского государственного университета не обошла также аспирантов и студентов, обучавшихся в университете.
Ключевые слова: политическая репрессия, жертвы репрессии, городскаяконтрольная комиссия, антиреволюционная группа, враг народа, НКВД, «Тройка», «Анжуманимаориф» («Собрание просвещённых»).
Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своей речи 31 августа 2008 года в музее Памяти жертв репрессий отметил - «Такой героизм могут проявить только люди духовно стойкие, мужественные. История свидетельствует, что они не жалели себя во имя справедливости и истины, совершали добрые дела на благо Родины. Благородные дела не забываются. У народа, не осознавшего своей самобытности, не знающего свою историю, нет будущего. Поэтому необходимо глубоко и объективно изучать нашу историю, и вместе с тем как зеницу ока беречь независимость, укреплять её, воспитывать молодёжь в духе верности Родине, народу. Они должны уметь отличать правду от лжи, добро от зла. И мало лишь гордиться своими предками, надо быть достойными их потомками».
Эту политику репрессий царское правительство в полной мере проводило в Туркестане, а в бывшем советскомгосударстве эта ужасная политика и практика репрессий применялась широко и долго. Репрессии наряду совсеми народами бывшего Советского Союза коснулись и народыТуркестана, Узбекистана, нанеся немыслимо тяжелые бедствия. При подавлении джадидизма, Туркестанской автономии, национального движения, названного «басмачеством», при проведении земельно-водной реформы, в период коллективизации в большой мере применялись репрессии. Под маской борьбы против «Правых», «Национального союза», «Восемнадцати», «Бадриддиновцев», «Касымовцев», «Иногамовцев» в Узбекистане репрессии применялись против различных слоёв населения, национальных деятелей, сотрудников [1, с. 5].
Политика репрессий, проводимая Советами начиная с осуществлённого большевиками Октябрьского переворота, не оставила в стороне и самаркандскую интеллигенцию.
Начиная с 30-годов ХХ века на собраниях городского актива, партийных пленумах среди вопросов повестки дня обсуждались вопросы о грубых нарушениях национальной политики в высших учебных заведениях, техникумах, школах и некоторых предприятиях Самарканда. Например, 8-9 августа 1933 года на совместном пленуме Самаркандского городского партийного комитета УзКП(б) и актива городской контрольной комиссии профессора Узбекского Государственного университета С. Юшкови Пулат Солиев были обвинены в том, что прививали студентам буржуазный национализм и антиреволюционные теории. Ставилось в вину, что Пулат Солиев в своём учебнике «История народов Средней Азии» восхвалял методику феодального правления и амирство [2].
Внёсший большой вклад в изучение истории нашей Родины своими работами «Бухара в период династии мангитов», «История Бухары», «Узбекистан и Таджикистан», «История Средней Азии», «Распространение ислама в Средней Азии», «История Узбекистана в ХУ-1 половине XIX века», «Индия под игом Англии» и множеством научных статей П. Солиев за деятельность, направленную на свободу, автономию, независимость края стал жертвой репрессии. В 1937 году был арестован как «враг народа», в 1938 году был расстрелян. После достижения независимости он был оправдан, как и многие невинно репрессированные.
В период репрессий ещё несколько человек из профессорско-преподавательского состава Узбекского Государственного университета (нынеСамГУ) как «враги народа» подвергались
гонениям, пыткам, были арестованы. Жертвами репрессий стали: Карим Абдуллаев, работавший ректором УзДУ в 1931-1935 годах, Магди Бурнашев - декан биологического факультета университета, Нарзулла Иноятов - до 1936 года декан педагогического факультета, с 1936 года работавший преподавателем Ташкентского вечернего педагогического института, Хикмат Файзуллаев - с 1935 года являвшийся ректором университета.
В годы репрессий Хикмат Файзуллаев с клеймом «враг народа» был осуждён на 10 лет тюрьмы. Он, собрав документы, доказывающие его невиновность, несколько раз обращался с письмом в вышестоящие органы. После того как правоохранительные органы ознакомились с этими документами, он был в 1943 году освобождён [3, с. 120].
Вместе с тем репрессии не обошли также студентов и аспирантов, обучавшихся в университете. Подверглась репрессиям группа аспирантов, ведущая научные исследования по направлению биофизика: Х. Курпачаев, М. Тожиев, М. Мухаммадкулов, М. Сотиболдиев, У. Султонов. 9 июня 1938 года согласно приговору коллегии военного суда Самаркандской области были осуждены - Х. Курпачаев на 10 лет, М. Тожиевна 8 лет, М. Сотиболдиев, М. Мухаммадкулов и У. Султонов 5 лет лишения свободы [4, с. 31].
В 1937-1938 годах работала Специальная центральная комиссия по чистке высших учебных заведений, проверявшая «политическую чистоту» студентов высших учебных заведений. Данная комиссия занималась «выявлением» студентов, не имевших пролетарского происхождения, относящихся к классу имущих, и отчислением их из высших учебных заведений. Отделы специальной комиссии по чистке, работавшие в высших учебных заведениях, проверяли не только социальное происхождение студентов, но и наличие связи у них с «врагами народа».Если обнаруживались такие студенты, то руководство высших учебных заведений применяло к ним меры. Собранные на них материалы и решения о принятых мерах со стороны высших учебных заведений незамедлительно тайно отправлялись в НКВД. 19 октября 1937 года на собрании №10 Самаркандского института народного хозяйства было принято решение об отчислении студента 4-курса факультета товароведения Азиза Юлдашева за сокрытие социального происхождения (его отец был крупным торговцем) и за то, что его брат (Латиф Юлдашев) и муж сестры были «врагами народа», а также решение о немедленной отправке собранных сведений и документов в НКВД [5]. Из этого института 21 и 29 октября также были отправлены в НКВД сведения о студентах 4-курса факультета товароведения Вали Минсафинаи Фатрахманова [5]. Иногда в высшие учебные заведения поступали секретные письма о близких студенту «врагов народа», эти письма являлись причиной отчисления студентов и института. 4 ноября 1937 года от руководства завода № 78 г. Челябинска поступило секретное письмо за № 1101 о том, что брат студента 4 курса Самаркандского института народного хозяйства Шокирова Тошмухаммада Хорисовича. Ф.Х. Шокиров заключён в тюрьму как член антиреволюционной группы. Руководство института рассматривает вопрос о Т. Шокирове, принимает от него объяснительные записки и отчисляет его как человека близкого к «врагу народа». Сведения о нём отправляются в НКВД [5].
5 января 1938 года от НКВД г. Корягина Азербайджанской ССР в институт поступает секретное письмо за № 1603. В письме сообщалось, что отец студента института Бадалова Андроника Бадалов Аванесз аключён в тюрьму как политический заключённый. Рассматривается его вопрос, он отчисляется как сын политического заключённого и собранные документы отправляются в НКВД [5]. Можно привести множество таких примеров.
Представители сферы высшего образования, имена которых приведены выше, не имели ни какой вины перед государством, народом и законом. Они стали жертвой политической идеологии советского тоталитарного режима.
Следует отдельно отметить, что политика репрессий советского тоталитарного режима не обошла и систему народного образования. В годы репрессий Советы при разоблачении «врагов народа» и их сообщников широко использовали средства печати. Например, 6 октября 1937 года в номере газеты "Кизил Узбекистон" («Красный Узбекистан») в статье «Вредители в народном образовании» сообщалось, что сотрудники Каттакурганского Отдела народного образования Самаркандской области Абдураззаков, Сайидашева, Ибрагимов, Салимов вели работу против советской власти в качестве членов антиреволюционной организации [6].
Обладающий глубокими знаниями, широким мировоззрением, воплотивший в себе высокие духовные качества Саид Ризо Ализаде начал свою трудовую деятельность в г. Самарканде в типографии Демирова-Слиянова наборщиком букв. В 1913 году вместе с Махмудходжа Бехбуди принял активное участие в издании газеты "Зарафшон" («Зерафшан»).
Саид Ризо Ализаде работал в газете "Шарк" («Восток») заведующим отделом, в газете "Мехнаткашлартовуши" («Голос трудящихся») ответственным секретарём, переводчиком, с 1923 года редактор газеты "Зарафшон" («Зерафшан»).
Саид Ризо Ализаде вместе с работой корреспондентом и переводчиком в газетах и журналах работает над созданием учебников для новометодных школ, образцов художественного творчества, исторических произведений. Его произведения "Низомнома", "Рисолатулэттиходия", "Дин вожиблари", призывающие к единству мусульманских народов, "Биринчийилалифбоси" («Азбука первого года») на узбекском языке,азбука "Соли нахустин" для таджикских школ, грамматика и синтаксис "Сарфинав" на таджикском языке, книга для чтения "Дабистонитожик" являются тому примером.
Саид Ризо Ализаде занимался переводческой деятельностью. Он с большим мастерством перевёл на узбекский и таджикский языки произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», рассказы Л. Толстого, А. Чехова, басни И. Крылова, романы С. Эптона «Сто процентов», Г. Мопассана «Пышка», Мольера «Лекарь по неволе», Войнич «Овод», М. Шолохова «Поднятая целина», Гладкова «Цемент», Островского «Как закалялась сталь».
Саид Ризо Ализаде, являющийся знатоком мировых и религиозных наук, в 1923-1934 годах опубликовал двухтомник "Маданияти ислом" («Культура ислама»), "Ша^одатинабави", "Саодатасри" («Век счастья»), переводы по истории Туркестана, Хивы, Бухары, России, Японии, Кореи, Европы, Франции, Англии, Италии, Испании, Португалии, Израиля, Германии. Его сборники"Фазоилми" («Астрономия»), "Мактублар" («Письма»)являются примерами научного и художественного творчества.
Учёный просветитель, педагог Саид Ризо Ализаде создал для школ 12 учебниковпограмматике узбекского, персидского, арабского языков, арифметике, математике, геометрии, истории, географии, астрономии, алгебре, медицине, физической культуре.
Он внёс большой вклад в развитие печати в Самарканде. В 1933-1937 годах преподавал студентам исторического и филологического факультетов по арабскому, персидскому и таджикскому языкам. Общался на 12 языках. В 1937 году Саид Ризо Ализаде был объявлен шпионом английской разведки и заключён в тюрьму, 24 декабря 1945 года в результате болезни скончался в г. Владимире. Предъявленные ему обвинения были отменены по постановлению коллегии Высшего суда Узбекской ССР [7, с. 31-32].
Ещё один из просветителей Самарканда Исматулла Рахматуллаев также стал жертвой репрессий. Он организовал около 30 новометодных школ, был первым директором городского учебного заведения просвещения и государственной книжной палаты Узбекистана (1926-1929), заведующим библиотекой имени Бехбуди (1930-1937). И. Рахматуллаев28 октября 1937 года был обвинён постановлением «тройки» при народном комиссариате внутренних дел УзССР. Его обвиняли в членстве антиреволюционных организаций "Миллийиттиход", "Нашримаориф", "Анжуманимаориф", в ведении пропаганды национализма среди населения, в высказываниях против свободы женщин. И. Рахматуллаев был осуждён на 10 лет исправительных работ в трудовых лагерях [8, с. 78-80].
Почётная и образцовая деятельность Исматулла Рахматуллаева, создавшего новометодные школы, написавшего ряд учебников и учебных пособий для этих школ, внёсшего большой вклад в развитие национального образования и культуры, не была достойно оценена советским тоталитарным режимом. Наоборот, это трудолюбивый человек испытал тяготы репрессии в течение 18 лет.
А также представители науки и культуры Туракул Зехни и Хикмат Файзуллаев, посвятившие свою жизнь воспитанию молодого поколения, распространению просвещения, 15 и 7 лет соответственно провели в тюрьме.
К неправильно обвиненным деятелям в годы репрессий можно отнести представителей науки, просвещения и культуры Маъруфа Расули, Обида Исмати, поэта, драматурга, острого публициста Абдулхамида Мажиди, активного участника движения джадидистов, публициста, сатирика, переводчика, всю жизнь посвятившего развитию и свободы нации, Ходжи Муина Шукруллаева.
Ходжи Муинначав свою преподавательскую деятельность в 1901 году в старых школах, наряду с учителями джадистами написал и издал учебники. В 1908 году он написал книги азбуки на персидском языке "Рахцомаисавод", в соавторстве с И. Рахматуллазода на узбекском языке "Укитувчи" [9, с. 176].
Х,ожи Муинв 1914 году вместе с Кудратуллауглиопубликовал пьесу "Туй" («Свадьба»), затем написал пьесы "Эскимактаб, янгимактаб" («Старая школа, новая школа»), "Мазлумахотин" («Угнетённая женщина»), интермедию "Кукнори" («Мак»). Также он является автором пьес "Маориф курбонлари" («Жертвы просвещения»), "Жувонбозлик курбонлари"
39
(«Жертвы педофилии»), "Бой ила хизматкор" («Бай и слуга»), "Кози ила муаллим" («Судья и учитель») [8, с. 31-32].
Ходжи Муин был известен своими публицистическими и сатирическими статьями о прессе, публиковался в 1914 году в 33-43 номерах журнала "Ойна" ("Зеркало"), в 1917-1918 годах в газете "Хуррият" ("Хуррият"), остался в истории как организатор и первый редактор газеты "Мехнаткашлартовуши" («Голос трудящихся»), а также сатиритических журналов "Таёк" («Палка»), "Машраб". Его судьба, как и судьба его единомышленников, была трагической. В репрессиях 1929 года он одним из первых был взят под стражу и до 1932 года находился в тюрьме. Ходжи Муин Шукруллаев в январе 1938 года был снова арестован, в 1942 году умер в одном из Соликамских лагерей [9, с. 176].
В 30-годах ХХ века в период усиления политики репрессий наблюдались случаи, когда какой-то руководитель сельского масштаба заключался в тюрьму, то его близкие и знакомые также арестовывались или ссылались и переселялись на другие территории. Например, в 1937 году былзаключён в тюрьму первый секретарь партийного комитета Джамбайского района Самаркандской области Зиё Улмасбаев. После этого ГПУ Самарканда арестовало работников просвещения Джамбайского района А. Ашурова, М. Бегматова, Т. Эшонкулова, У. Ёшузокова, Р. Саидова как членов его «антиреволюционной группы». К 1940 году вышеназванные работники образования были освобождены [4, с. 31].
В каком образе ни была советская система, она очерняла людей, считавшихся «врагом» существующего строя, и превращала его в жертву репрессий.
Целью усиления репрессий Советским государством в тот период было уничтожение просвещенного, образованного и интеллигентного слоя населения, ликвидация авторитетных, известных людей, которые могли бы возглавить народ. Это была политика, которую вело государство.
В годы независимости обращается большое внимание изучению истории жертв политических репрессий, увековечению их имён, Ярким примером тому является объявление 12 мая 1999 года постановления Президента Республики Узбекистан и решения Совета Министров Республики Узбекистан от 22 июня «Об увековечении памяти погибших во имя свободы Родины и народа», а также Указ Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2001 года «Об установления дня памяти жертв репрессий». Как сказано в Указе, нынешние и будущие потомки всегда будут чтить память погибших на пути свободы и вольности Родины, при защите достоинства и чести, национальных традиций и обычаев, в борьбе с захватчиками и злыми силами.
Список литературы
1. Шамсутдинов Р. ^атагон курбонлари (1937 йил 10 август - 5 ноябр). (Жертвы репрессий (10 августа - 5 ноября 1937 года)) / Ответственный редактор Н. Каримов. Т.: "Шарк", 2007. С. 5.
2. Lenin Job 1931 nci^l 13 nciavgyst (газета "Ленин юли" («Ленинский путь») 13 августа 1931 года). № 132 (802).
3. Бар^аётсиймолар (Вечно живущие образы). Ответственный редактор Р. Холмуродов. Ташкент: "Абдулла ^одирий номидаги хал; мероси нашриёти" (Издательство народного наследия имени Абдуллы Кадыри), 2001. С. 120.
4. Абдурахмонова Ж.Н. Совет ^окимиятининг Узбекистонда таълим со^асидаги катагонлик сиёсати (Самарканд, Сурхандарё ва ^ашкадарё вилоятлари 1925-1941йиллар мисолида) / (Политика репрессий Советского правительства в сфере образования Узбекистана (На примере Самаркандской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областей в 1925-1941 г.г.): Автореф. дис. канд. ист. н. Ташкент: УзГУ, 2002. С. 31.
5. Самарканд ВДА (вилоят давлат архиви) (Самарканский ОГА (Областной государственный архив)), 930-фонд, 1-список, 123-дело, 20-21, 38, 45, 57 листы.
6. ^изил Узбекистон (газета «Красный Узбекистан». 6 октября 1937 года.
7. Оджиев С. Жизнь и деятельность Саид РизоАлизаде. Самарканд: Сугдиёна (Согдиана), 1998. С. 31-32.
8. Шамсутдинов Р., Иминов Ж. Узбек маърифатпарварларининг аччи; кисмати (Горькая доля узбекских просветителей) // Жамият ва бошкарув (Общество и управление), 2011. № 11. С. 78.
9. Хржи Муин. Танланган асарлар (Избранные произведения) // Авторы предисловия: Б. Дусткороев, Н. Номозова; ответственный редактор Б. Дусткороев. / Т.: Маънавият (Духовность), 2005. С. 176.