«Репертуар и Пантеон»
Ю.Е. Шур,
аспирантка кафедры издательского дела и редактирования
Начало существованию театрального журнала в России было положено в 1808 году, когда в Санкт-Петербурге вышел в свет первый номер «Драматического вестника». Его редактором выступил князь А.А. Шаховской. Издание было рассчитано на читателя из высшего общества. В программу входило краткое описание содержания новых пьес, разбор актерской игры, экскурсы в историю театра и др. Журнал просуществовал лишь год (причиной для его распада стали разногласия внутри редакции). Его преемник, «Журнал драматический» (1811), который издавал М.Н. Макаров, также просуществовал год, успев опубликовать, вкупе с биографическими статьями о деятелях театра, драматургах, актерах и театральных композиторах, лишь две пьесы. В театральной периодике наступил длительный перерыв из-за ужесточения цензуры.
Журнал «Репертуар русского театра», вышедший 1 января 1839 года, стал первым серьезным театральным журналом, способным влиять на мнение зрителя/читателя, образовывать и просвещать его и, благодаря публикации новых пьес, влиять на театральный процесс. Издателями журнала выступили московский журналист В.С. Межевич, А.А. Григорьев и интересующийся богемной жизнью столицы купец И.П. Песоцкий. Появление подобного специального литературного органа, посвященного театру, именно на этом этапе неслучайно: в 1840-е годы появляется много новых пьес. Исходя из данных, изложенных в книге Н.В. Дризена «Драматическая цензура двух эпох», в 1828 году драматической цензуре было представлено 156 наименований пьес, а накануне появления журнала - 659 пьес, в 1846 году - 257 пьес1. Ввиду цензурных ограничений, препятствующих появлению новых изданий, издатели вынуждены были обходить название «журнал» и хлопотали об открытии специального сборника, возможно, с последующими выпусками. Издание получило солидную, по тому времени, подписку, ко-
1 Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. С. 144-145
62
торая составила 1500 читателей. В дополнение к этому пятьсот номеров попало к московским и санкт-петербургским книгопродавцам. У издателей возникли проблемы с публикуемыми материалами: несмотря на огромный интерес к «Репертуару» со стороны публики, одних драматических материалов (в первый год издания были опубликованы пьесы «Заколдованный дом» И. Ауфенберга, «Дедушка русского флота» Н.А. Полевого и др.) явно не хватало для полноценного содержания журнала по театру.
Содержание «Репертуара русского театра» было рассчитано на разнообразную публику, что отражено в рубрикации: 1. Драмы и трагедии. 2. Комедии. 3. Водевили. 4. Музыкальная хроника. 5. Музыкальные пьесы. 6. Театральный репертуар. «Репертуар русского театра» был успешен коммерчески и хорошо встречен критикой. Удачным издательским ходом было расположение в конце журнала списка «Имен подписавшихся особ». Печатное слово в России всегда имело большое значение. Подписку на журнал могли себе позволить состоятельные люди, многие из которых имели титул. Возможность увидеть свое имя и титул напечатанными в популярном издании могла быть стимулом для подписки у людей высшего света.
Издание с похожим названием «Пантеон русского и всех европейских театров» предстало на суд читателя в 1840 году. Его редактором выступил воспитатель и преподаватель московского и санкт-петербургского военных корпусов, талантливый автор водевилей Ф.А. Кони, имевший солидный опыт сотрудничества в газете «Северная пчела», самой театральной газете этого неблагоприятного с точки зрения театральной цензуры периода. Издательские расходы взял на себя В.П. Поляков, владевший книжным магазином и имевший обширную практику, в Москве журнал получал поддержку у известного издателя и книгопродавца Н.С. Селивановского.
Ф.А. Кони стремился дать новый взгляд на театральное дело, повысить уровень российской драматической литературы посредством знакомства с европейским взглядом на искусство, дать возможность для публикации пьес, не принятых к постановке. «Пантеон» более утонченно оформлен и был назван одним из современников «совершенно исключительным и единственным в своем роде»2.
В.Г. Белинский отмечал первоначальное преимущество «Пантеона», предлагавшего и что почитать, и над чем подумать, и чем позабавиться, в то время как «Репертуар» походил на «Листок для светских людей»3.
2 БрянскийА.М. Репертуар и Пантеон. 1839-1656 // Рус. библиофил 1916. № 2. С. 55.
3 Сын отечества. 1840. № 5. С. 184.
63
Схожесть концепций приводила к совпадениям в публикациях. К примеру, пьеса Э. Скриба «Клевета» была опубликована сначала в «Пантеоне», а затем в бесплатном приложении «Текущий репертуар русской сцены» к «Репертуару».
Несмотря на неизбежные при любом издательском мероприятии промахи, оба журнала опубликовали за первый год своего существования более 40 неизданных пьес. В.Г. Белинский отметил издателей за предоставленную сочинителям возможность. При этом отношения между конкурирующими журналами начали накаляться: Ф.А. Кони выступил в изданиях «Русский инвалид» и «Литературные прибавления» (с 1840 года - «Литературная газета») с критикой, а не обладавший такими широкими связями И.П. Песоцкий реагировал на это так: «Что делать, господа! Я печатаю книги для публики, а не для малого круга моих друзей и приятелей. Как скоро я увижу, что публика охотнее читает ваш журнал или газету, я тотчас брошу издание "Репертуара" и вместо его стану издавать журнал, наполненный бесконечно длинными и скучными романами, бесконечно длинными и туманными статьями, бесконечно длинными и добросовестными, по-вашему, критиками, и, само собой разумеется, тогда обращусь к Вам, потому что во всем этом кроме Вас никто помочь мне не будет в состоянии»4.
В 1842 году конкурирующие издания были объединены в журнал под названием «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров» (1842) (издание неоднократно меняло название - «Репертуар русского и пантеон иностранных театров» (1843), «Репертуар и пантеон» (1844-1846), «Репертуар и пантеон театров» (1847), «Пантеон и репертуар русской сцены» (1848-1851), «Пантеон» (1852-1856)). Изначально издателем «нового старого» журнала выступил И.П. Песоцкий, заручившийся поддержкой «акулы» периодической печати того времени Ф.А. Булгарина. Однако проблемы, вставшие перед редакцией, касались, в первую очередь, репертуара издания: за первые годы, прошедшие в духе соревнования, большинство хороших пьес уже было опубликовано. При этом журнал по меркам того времени неплохо продавался. Важно, что в недрах издания зародилась первая российская театральная газета - «Театральная летопись», первый номер которой вышел 1 января 1845 года в качестве приложения к ежемесячному театральному журналу. Планировалось выпускать «Летопись» и в составе «Репертуара», и отдельно, по мере накопления материала, но, к сожалению, это театрально-издательское начинание было закрыто цензурой под предлогом того, что не было заявлено в программе издания изначально. Истинной причиной стал резкий критический тон, взятый изданием.
4 Цит. по: Брянский А.М. Репертуар и Пантеон // Рус. библиофил. 1916. С. 57.
64
С 1847 года редакцию возглавил Ф.А. Кони. Перед ним встала проблема поиска достойного материала. Кроме того, из-за спада в развитии театрального искусства снизился интерес читателей к специальному изданию, посвященному театру. Революционные события в Европе в конце 1840-х годов привели к большему ужесточению цензуры. Это отразилось и на театральной журналистике. Театральное издание испытывало большие трудности с выбором тем публикаций.
К началу 1850-х годов в «Пантеоне» публиковались работы Д.В. Григоровича, В.В. Стасова, В.П. Петрова, В.Л. Михайлова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, В.Г. Бенедиктова и др., помещались разборы постановок по произведениям И.С. Тургенева. Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, высмеивались псевдопатриотические пьесы Н.В. Кукольника, по достоинству были оценены первые пьесы А.Н. Островского, была напечатана серия статей А.Н. Серова о музыке. Ф.А. Кони стремился придать театральным статьям строгий научно-исторический характер. Эти перемены не были востребованы читателями. Спросом пользовались лишь отдельные оттиски пьес. В 1856 году журнал прекратил свое существование.
Опыт изданий, объединенных в журнал «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров», оказался важным для развития русской театральной журналистики. В них публиковались популярные пьесы с минимальным временным отрывом от премьеры и материалы по истории русского театра. Концепция имела просветительскую направленность и расширила круг обсуждаемых в подобном издании тем, что позволило следующим театральным журналам - «Русской сцене» (1864-1865), «Ежегоднику императорских театров» (1892-1915) и, наконец, «Театру и искусству» (1897-1918) выйти на новый уровень издания специальной периодики по театру.
В четвертый выпуск «Указателя статей серьезного содержания, помещенных в русских журналах прошлых лет» (1858) Н. Бернада-ки и Ю. Богушевича были включены статьи из журнала «Репертуар и Пантеон», а спустя полвека в библиофильской среде было невозможно найти полный комплект издания - журнал и его приложения были раскуплены по частям библиотекарями, книгопродавцами и частными собирателями периодической печати по искусству.
65