10.5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В 1917 - 1922 ГОДАХ И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
Ильягуев Дмитрий Михайлович. Должность: преподаватель кафедры «Государственное и международное право». Место работы: Московский государственный университет приборостроения и информатики. E-mail: [email protected]
Аннотация: Преобразования в местах лишения свободы, ставшие результатом издания ряда нормативных актов Наркомюстом, почти не коснулись содержания режима, форм и методов борьбы с лицами, нарушающими установленный порядок в местах лишения свободы и совершающих преступления. Для введения новаций в этой сфере следовало, прежде всего, издать соответствующий нормативный акт. Таким нормативным актом стало Положение об общих местах заключения в РСФСР 1920 г.
Ключевые слова: исправительно-трудовая политика; режим содержания заключенных; средства исправления и перевоспитания; статус заключённых; тюремный режим.
REORGANIZATION OF THE PRISONERS’ UPKEEP CONDITIONS IN 1917 - 1922 YEARS AND THEIR FIXATION IN LAWS AND REGULATIONS
Ilyaguev Dmitriy Mikhailovich. Position: lecturer at Public and International Law chair. Place of employment: Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science. E-mail: [email protected]
Annotation: Conversions in prison, resulting from publishing a number of regulations of the People's Commissariat of Justice, almost have not touched the content of regime, forms and methods of struggle of persons who violate the established order in prisons and committing crimes. Above all, in order to introduce innovations in this area the government should publish the relevant regulation. Such regulatory act became The Status of general places of detention of the RSFSR in 1920.
Keywords: correctional labor policy, the regime of prisoners, tools of correction and correctional education, the status of prisoners, the prison regime.
Оценивая в 1932 году советскую исправительнотрудовую политику за 15 лет существования советской власти, начальник Главного управления исправительно-трудовых колоний Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР И.А. Апетер, ссылаясь на изданный в 1919 году первый советский официальный сборник «Советская юстиция», так характеризовал деятельность Наркомата юстиции до лета 1918 года: «Этот период знаменовался страшной разрухой тюремного дела.... Надзиратели образовали союзы тюремных служащих, ввели выборы начальства. Избранное руководство покрывало их бездеятельность. Нередки были случаи, когда тюрьмы превращались в самоуправляемые организации. Стража несла лишь внешний караул.».1 Требовалось навести самый элемен-
1 Апетер И.А. 15 лет советской исправительно-трудовой политике // Советская юстиция. 1932. № 33. - С. 18 - 20.
тарный порядок. К сожалению, у многих практических работников, сменивших сотрудников царского тюремного ведомства, не было не только практических навыков, но и отсутствовало ясное представление о методах работы с правонарушителями, что привело к опасному явлению - широкому самоуправлению заключенных. Администрации тюрем отводилась лишь весьма скромная и ограниченная функция внешнего надзора.
Новый орган руководства исправительно-трудовыми учреждениями - Карательный отдел Народного комиссариата юстиции РСФСР, впоследствии преобразованный в Центральный карательный отдел, со всей остротой поставил вопрос о законности в деятельности мест лишения свободы. Об этом свидетельствует изданный 4 февраля 1919 года циркуляр «О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в незаконных притеснениях заключенных».2
С изменением политической обстановки в стране Центральный карательный отдел подготовил и 30 июля 1920 года ввёл в действие Временные правила внутреннего распорядка в местах заключения до издания соответствующего положения3.
Сравнительный анализ правовых норм в сфере режима, заложенных в Положении об общих местах заключения в РСФСР (1920 г.) и детализированных во Временных правилах внутреннего распорядка в местах заключения РСФСР и Правил внутреннего распорядка Общей тюремной инструкции даёт нам основание сделать следующий вывод: отработанный десятилетиями опыт царских тюрем по содержанию заключённых, поддержанию должного режима содержания правонарушителей и организации борьбы с преступностью среди заключённых нашёл своё закрепление в ведомственных нормативных актах, изданных Наркомюстом.
Необходимо отметить, что аналогичные преобразования в тюремной системе проходили после установления советской власти и в других союзных республиках. Аналогичное положение отмечалось в отчёте губернского карательного отдела Северо-Казахстанской области от 30 декабря 1920, где указывалось: «К решению пенитенциарных задач карательный отдел до сего времени не приступал из-за отсутствия работников и неспособности администрации мест лишения свободы проводить указания центра.4 В частности, в мае 1920 года5, по просьбе Народного комиссариата юстиции Республики Азербайджан, Революционным комитетом назначались политические комиссары для наблюдения за деятельностью тюремной администрации и порядком в тюрьме.
В других республиках политические комиссары назначались Военно-революционными комитетами (ВРК).6 В тоже время известны факты назначения их решениями исполкомов7 и выборов из состава народ-
2 Сборник действующих циркуляров Центрального карательного отдела НКЮ за 1917-1920 гг. - М., 1921. -С.48.; Г. А. Читинской области. Ф. 875. Оп. 1., Д. 29. Л. 10.; ЦГА Республики Азербайджан, Ф. Р-169. Оп. 1. Д. 295. Л. 3.
3 ГАРФ. Ф.353. Оп.4. Д.330. Л.30-34.
4 Заманов И.П. Северный Казахстан в годы гражданской войны. - Алма-Ата, 1967. С.174.
5 ЦГА Республики Азербайджан, Ф. 169. ОП.1 Д. 295. Л.1.
6 ЦГА Казахстана, Ф. 27. Оп. 1. Д. 45. Л. 102.; ЦГА Армении, Ф. 116. Оп. 2. Д. 454. Л. 23.
7 ГА Харьковской области, Ф. Р-4849; Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
1'2012
Пробелы в российском законодательстве
ного суда.8 В Белорусской ССР местные партийные работники назначались в качестве временных начальников домов заключения.9
Положение (1920 г.) распространялось на тюрьмы, переименованные в общие места заключения. Соответственно, условия содержания заключенных не могли быть иными, кроме тюремных. Отсюда в нормах Положения сохранялись размещение в специально оборудованных запираемых камерах без права свободного выхода из них, постоянный надзор за заключёнными (находились под охраной и наблюдением надзирателей), систематическое проведение обысков камер и заключённых, досмотр их личных вещей, раздельное содержание пересыльных, подследственных и отбывающих наказание и т.д. Положение, по сути, -первый официальный документ, в котором получил закрепление правовой статус заключённых с точки зрения режима. Об этом свидетельствует установление разрядов: а) испытуемые; б) штрафной разряд; в) исправляющихся; г) образцовый разряд. Объём прав и обязанностей осуждённого зависели от разряда, к которому он был отнесён.
Становление новой исправительно-трудовой системы и закрепление основных средств исправления и перевоспитания в РСФСР и других союзных республиках осуждённых пришлось на 1921-1923 гг., когда материальное положение заключенных было крайне тяжелым. На режиме содержания заключённых существенно сказывалось материальное положение мест лишения свободы. На почве материальной необеспеченности у администрации и надзора проявлялось небрежное отношение к службе, а должностные преступления становились обыденным явлением.
Похожее положение сложилось к весне 1922 года в системе мест лишения свободы Республики Азербайджан. Для удовлетворения элементарных прав граждан в процессе реализации пенитенциарнокарательной политики, Наркомюст просил обязать Наркомпрод: увеличить паёк выдаваемого хлеба на ЛА фунта, т.е. отпускать 1,5 фунта на каждого заключённого; отпускать ежемесячно по ЛА фунта мыла на заключённого;
выдавать обязательно два раза в неделю мясо или рыбу; для содержащихся в настоящее время 3150 заключённых отпустить единовременно по представляемой смете - бельё, матрацы и чувяки или средства для их приобретения.
Наркомюст считал также необходимым удовлетворить нужды сотрудников, влачащих жалкое существование. Для этого следовало выделить 420 пар белья, 420 пар летнего обмундирования и 420 пар ботинок.10
Аналогично в местах лишения свободы Азербайджана большое значение придавалось ликвидации неграмотности и малограмотности. При уклонении заключённых от занятий принимались меры дисциплинарного характера. Циркуляр НКЮ №34 от 23 марта 1921 года возлагал на камерных старост обязанность знать всех учеников и по звонку отводить их в школу.
Укреплению режима в местах лишения свободы Азербайджанской АССР несомненно способствовала деятельность Центральной распределительной комиссии. В целях устранения разного рода конфликтов и недоразумений между заключёнными и администра-
8 Институт политических комиссаров сохранился в Азербайджанской ССР до 1925 года. См.: ЦГА Республики Азербайджан, Ф. 27. Оп. 1. Д. 296. Л. 23-38; Д. 563. Л. 98.
9 ЦГА республики Беларусь, Ф. 99. Оп. 2. Д. 2. Л. 74.
10 ЦГА Республики Азербайджан. Ф.169. Оп.1. Д.300. Л.1.
цией, вся внутренняя жизнь регулировалась старостами, которые реализовывали свои функции через контрольно-хозяйственные и медико-санитарные комиссии и товарищеский суд.11
Проанализированные архивные документы и литературные источники, относящиеся к 1918-1920 годам, позволяют сделать однозначный вывод о том, что в эти годы на первый план выдвигалась задача изоляции преступников, получившая преобладающее значение.
В Положении об общих местах заключения РСФСР получила закрепление прогрессивная система отбывания наказания в форме системы мест лишения свободы с различным более или менее углублённым режимом и делением лишённых свободы на категории и разряды с тем, чтобы лишённые свободы, по мере исправления и перехода в высшие разряды, переводились из места лишения свободы одного типа в места лишения свободы другого типа с облегчённым режимом, но такие учреждения не были созданы. В Положении впервые предпринималась попытка определить понятие и содержание режима, охватывающего исключительно широкий круг вопросов деятельности мест заключения ( приём заключённых в общие места заключения, их распределение, распорядок дня, продовольствие, вещевое довольствие, лечение и содержание больных заключённых, труд заключённых, организация учебно-воспитательного дела в местах заключения, работа библиотеки, образовательные развлечения, свидания заключённых, переписка и выписка, передачи и дисциплинарные меры.
Достаточно подробно в исследуемом документе регламентированы вопросы выбытия заключённых из мест заключения по разным основаниям, посещения мест заключения лицами, не принадлежащими к составу администрации, применение оружия лицами, принадлежащими к составу администрации, надзора и стражи места заключения. Кроме того, в приложении №1 регламентировалась организация и деятельность врачебно-санитарной части в местах лишения свободы, а в приложении №2 излагались правила перевода заключённых из одного разряда в другой.
Архивные документы позволяют нам сделать вывод о том, что на укрепление режима содержания заключённых положительное влияние оказало введение в штаты мест заключения воспитателей. Надзиратели, ощущая постоянный контроль за своей деятельностью со стороны воспитателей, перестали грубо обращаться с заключёнными, а последние стали лучше относиться к надзорсоставу.
Важно отметить, что советские республики не только использовали правовые акты в сфере исполнения наказания, принятые в РСФСР, для разработки собственного законодательства, формировался и собственный опыт, связанный с условиями размещения и содержания заключённых.
В силу объективных условий, связанных, прежде всего, с экономическими трудностями того времени, далеко не все нормы данного правового акта были реализованы, в том числе и в части организации мест лишения свободы. При этом важнейшее значение придавалось изоляции заключённых. Повсеместно отмечалось применение методов принуждения, в отношении заключённых обозначилась тенденция бесконтрольно распоряжаться в тюрьмах на местах, не считаясь с политикой, директивами и законами советской
11 ЦГА Республики Азербайджан. Ф.169. Оп.1. Д.300. Л.97.
власти. Все эти обстоятельства неизменно требовали реформирования системы исполнения наказания, выработки принципиально новой исправительнотрудовой политики.
Список литературы:
Апетер И. А. 15 лет советской исправительно-
трудовой политике // Советская юстиция. 1932. № 33.
Детков М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России. Дисс... докт.юрид.наук. - М., 1994.
Заманов И.П. Северный Казахстан в годы гражданской войны. - Алма-Ата, 1967.
Сборник действующих циркуляров Центрального карательного отдела НКЮ за 1917-1920 гг. - М., 1921.
Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в советской России. - Екатеринбург: 1997.
Literature list:
Apeter I. 15 years of Soviet correctional labor policy / / Soviet justice. 1932. № 33.
Detkov M. The development of penal imprisonment in Russia. Dissertation of Doctor of Law. - M., 1994.
Zamanov I. Northern Kazakhstan during the Civil War. -Almaty, 1967.
Collection of existing circulars of the Central punitive division of НКЮ for 1917-1920. - M., 1921.
Smikalin A. Prisons in Soviet Russia. - Ekaterinburg, 1997.
Отзыв
на статью Ильягуева Дмитрия Михайловича «Реорганизация условий содержания заключённых в 19171922 годах и их закрепление в нормативно-правовых актах»
Изменение социально-политического строя в России обусловило необходимость пересмотра всей правовой базы функционирования государственных органов, в том числе уголовно-исполнительной системы. Аналогичное положение сложилось и в советском государстве после Октябрьской социалистической революции 1917 года. С этой точки зрения механизм реформирования дореволюционной пенитенциарной системы представляет определённый научный интерес и для преобразований в уголовно-исполнительной системе.
В представленной статье на основании архивных документов РСФСР и других союзных и автономных республик анализируются преобразования в условиях содержания заключённых, базировавшиеся на новой исправительно-трудовой политике, отражавшей марксистско-ленинские взгляды на достижение цели наказания — исправление правонарушителей. Изменение условий содержания заключённых находило юридическое закрепление в нормативно-правовых актах, относящихся к 1917-1922 годам.
Интересным представляется вывод автора о том, что вопреки ранее сложившемуся в научной литературе мнению, советские республики не только использовали правовые акты в сфере исполнения наказания, принятые в РСФСР, для разработки собственного законодательства. В этих республиках формировался и собственный опыт, связанный с условиями размещения и содержания заключённых, организацией воспитательного воздействия на них, что представляло интерес и для органов, исполняющих наказания в РСФСР.
Таким образом, справедливо подчёркивает в статье автор, основы пенитенциарной политики формировались совместными усилиями всех союзных и автономных республик. Этот вывод базируется, прежде всего, на архивных документах, впервые введённых в научный оборот. С учётом изложенного выше, полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании, рецензируемом ВАК.
Заведующий кафедрой государственного и международного права МГУПИ, доктор юридических наук, профессор С.И. Кузьмин