прдвильныи подход
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗРАБОТКЕ
отдЕльных проСтых
ПРОЦЕССОВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ их ОБЪЕДИНЕНИЕМ, А НЕ В ПОСТРОЕНИИ ЕДИНОГО ГРОМОЗДКОГО ПРОЦЕССА. БИЛЛГЕЙТС
Реорганизация деятельности предприятий на базе ИТ
Продолжение. Начало в №№9-10
Опыт освоения информационных технологий на предприятиях Министерства промышленности за 2005-2011 гг. и итоги работы Межведомственной координационной комиссии (МКК) по интегрированным информационным системам и технологиям (ИИСТ) за два года ее деятельности показывают, что принимаемых мер явно недостаточно для получения прорыва в данной области. Для решения стратегических и неотложных тактических задач необходима разработка специальных организационных и финансовых мер на государственном уровне. В этих целях предлагается провести ряд мероприятий организационного характера. Как свидетельствует практика, на уровне общественных инициатив информационного сообщества решить назревшие проблемы не удастся. Для этого необходимо проведение соответствующей государственной политики. Поэтому с учетом положений, изложенных в концепции Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г., предлагается создать на принципах государственно-частного партнерства межведомственный научно-производственный кластер по освоению и внедрению ИТ в промышленности. Он позволит объединить и направить на решение наиболее актуальных задач в области промышленной информатики научный потенциал страны, административный ресурс госу-
дарственного управления, возможности частных ИТ-фирм.
Структурная организация в области промышленной информатики
Для профессионального решения задач освоения ИИСТ предприятиями страны в предлагаемом кластере верхний уровень должен быть представлен Межведомственным Советом по промышленной информатике при Совете Министров Республики Беларусь, в который войдут представители: НАН Беларуси, Ассоциации «Инфопарк», Парка высоких технологий, министерств и ведомств, включая руководителей департаментов по информационным технологиям, ИТ-служб создаваемых холдингов и объединений - потребителей информационных продуктов и услуг. В компетенцию верхнего уровня кластера будет входить разработка и продвижение в реальный сектор экономики государственной политики в области ИТ, научно-методических основ и стандартов с учетом особенностей отечественной промышленности и текущей экономической ситуации.
В этих целях должна быть разработана Государственная научно-техническая программа комплексного развития информационных технологий в промышленности, подготовку проекта которой можно
СИНЕРГИЯ ЗНАНИИ
поручить НАН Беларуси с участием профессионального информационного сообщества и заинтересованных министерств, ведомств и субъектов хозяйствования. На следующем уровне кластера в составе соответствующих министерств и ведомств должны находиться департаменты управления процессами информатизации. Основное их назначение - специализация вырабатываемых мер и стандартов в соответствии со спецификой в рамках соответствующих отраслевых программ развития информационных ИТ, которые должны входить в общую комплексную программу.
На третьем уровне кластера должны находиться создаваемые при образуемых холдингах и объединениях Центры информационных технологий. Без них предлагаемые меры по реструктуризации промышленности не дадут желаемого эффекта. Как показывает опыт образования таких объединений в России, они неизбежно столкнутся со следующими проблемами информационного характера:
■ предприятия, включаемые в них, зачастую имеют разный уровень информатизации производственных процессов. Для эффективной работы холдинга с применением современных ERP-систем следует выровнять системы управления в каждом структурном подразделении, что потребует времени и средств;
■ поскольку процессы информатизации государственных организаций почти всех отраслей начиная с 90-х гг. были фактически пущены на самотек, даже родственные предприятия сегодня работают на различных программных платформах, что, естественно, вызывает проблемы интеграции. С учетом того что каждым субъектом хозяйствования уже накоплен определенный объем данных, проблемы перехода на единую платформу представления информации могут оказаться достаточно болезненными;
■ серьезным препятствием для единого управления холдингом является несовместимость нормативно-справочной информации, которая хранится сегодня на каждом отдельном предприятии в разной среде и нередко в устаревших форматах. Унификация данных потребует серьезной и кропотливой работы с выбором единой
программной платформы и ее освоением на всех предприятиях объединения;
■ ситуация усугубляется кадровым голодом, поскольку наличие альтернативы и высокие заработки в ИТ-фирмах, работающих по заказам западных компаний, существенно оголяют ИТ-службы отечественных предприятий;
■ тормозит информатизацию в промышленности и повсеместное использование нелицензионного программного обеспечения, что, естественно, неприемлемо для крупных компаний, претендующих на определенные роли на мировом рынке.
Работа центров информационных технологий будет направлена на эффективное применение ИТ путем концентрации технических, интеллектуальных ресурсов и лицензионного ПО, предоставления всем предприятиям, входящим в объединение или холдинг, наукоемких и ресурсоемких вычислительных услуг ^-моделирование, инженерный анализ, моделирование технологических процессов, разработка программ ЧПУ и т.д.). Это приведет к уменьшению расходов на приобретение и послепродажную поддержку лицензионных программных средств и их адаптацию к конкретным условиям эксплуатации. Деятельность центров должна осуществляться в рамках проектов, включаемых либо в отраслевые программы освоения информационных технологий, либо в комплексную ГНТП для реализации уникальных проектов, имеющих межотраслевое значение.
Создаваемый межведомственный научно-производственный кластер должен быть наделен соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами, что сформирует профессиональную среду для принятия необходимых решений в области информатизации предприятий взамен существующего бюрократического порядка через механизм утверждения чиновниками предлагаемых проектов в рамах действующих ГНТП.
В промышленности ИТ являются средством обеспечения производства инновационной продукции, но непосредственно ее не изготавливают. Это вызывает трудности при подготовке и выполнении заданий ГНТП и других ви-
дов госпрограмм, ориентированных на выпуск изделий. Предлагается разработать варианты форм отчетности, установленных Государственным комитетом по науке и технологиям, учитывающих специфику создания и освоения ИТ. В форме 01 задания для ГНТП объем финансирования работ по подготовке и постановке инноваций на производство указывается в графе 6. В случае ИТ в ней отмечаются затраты на освоение и сопровождение информационно-программного обеспечения (принято 5% от суммы собственных средств предприятия по заданию, которое выполняется в течение трех лет после сдачи НИОКР). К сожалению, этим работам не уделяется должного внимания, зачастую требования их финансирования выполняются формально, что приводит к неэффективному использованию полученных результатов. Предлагается обязать субъекты хозяйствования заключать договоры с исполнителями задания по сопровождению программного обеспечения, как принято во всем мире, что, с одной стороны, обеспечит гарантированную помощь предприятию, а с другой - позволит разработчикам развивать созданное ПО.
Нормативная база для реализации типовых проектов по освоению ИТ
Оценка уровня информатизации предприятий Минпрома (см. «Наука и инновации», №10) проводилась на основе Международных стандартов CobiT, которые базируются, в свою очередь, на следующих стандартах:
■ технических от многочисленных международных организаций (ISO, EDIFACT) и т.д.;
■ кодексах управления, изданных Советом Европы (СЕ), Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), Ассоциацией аудита и управления информационными системами (ISACA) и т.д.;
■ критериях оценки ИТ и процессов: комплексе критериев, изданных Комиссией европейских сообществ (ITSEC), требованиях к обеспечению безопасности, подготовленных Министерством обороны США (TCSEC), стандартах Международ-
ной организации по стандартизации (ISO 9000), Международных стандартах для оценки программных процессов (SPICE), Британской схеме сертификации систем качества для программного обеспечения (TickIT), Международном стандарте по компьютерной безопасности (Common Criteria) и т.д.;
■ профессиональных стандартах внутреннего контроля и аудита: COSO, IFAC, AICPA, CICA, ISACA, IIA, PCIE, GAO и др.;
■ производственных стандартах и требованиях промышленных форумов: ESF, 14, IBAG, NIST, DTI и т.д.
Перечисленные стандарты свидетельствуют о том, какое внимание уделяется на Западе спектру вопросов, касающихся разработки программных продуктов и их эффективного освоения в промышленности.
Существующая на большинстве белорусских предприятий организация инженерной и производственной деятельности, сложившаяся в доинформационную эпоху
и, соответственно, регламентированная действующими стандартами предприятия, сегодня входит в противоречие с требованиями современных ИТ и препятствует их разработке и внедрению. Ускорить и облегчить освоение и функционирование ИИСТ призвана стандартизация в данной сфере. Однако состояние отечественной нормативной базы в области ИИСТ (в международной терминологии - CALS/ Р1_М0Р/-технологии) значительно отстает от требований практики и зачастую не дает ответа на вопрос: как реализовать проект по информатизации деятельности предприятия и изменить его стандарты для обеспечения функционирования ИИСТ?
В своем большинстве ИТ-проекты опираются на правила работы фирмы, выполняющей их, и отражают прежде всего ее интересы, а не интересы заказчика, который после сдачи программных комплексов в эксплуатацию часто оказывается перед проблемами освоения новых технологий, не имея для их решения
ни регламентов, ни специалистов. Такое положение приводит к тому, что информатизация производственных процессов нередко не дает ожидаемого эффекта.
Наличие стандартов для реализации ИТ-проектов в условиях конкретных предприятий позволяет получить положительный результат, как то:
■ четко сформированные цели и требования проекта информатизации;
■ рост качества выполнения работ и разрабатываемой документации;
■ определенность состава и значений показателей качества принимаемых решений и осуществляемых действий;
■ точное установление ролей в команде, куда должны входить как специалисты фирмы - исполнителя проекта, так и специалисты предприятия;
■ использование положительного опыта других организаций.
Роль стандартов на разных стадиях развития информационной системы управления предприятием и ИТ-проекта различна. Для большинства отечествен-
Рис. Типовая схема ИИС предприятия
БАНК КОНСТРУКТОРСКО- БАНК ФИНАНСОВО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
1 1
ХРАНИЛИЩЕ ДАННЫХ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИИС
КОМПЬЮТЕРЫ
СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
Таблица. Типовая схема реализации проекта по освоению ИИСТ (CALS-ERP-технологий)
и комплекс методических и руководящих документов для его выполнения на предприятиях машиностроительного профиля
№ Этап реализации проекта по освоению Методические и руководящие документы для выполнения проекта по освоению CALS-ERP-технологий
CALS-ERP-технологий Разработан В разработке Планируется к разработке
1 Формулировка проблем по развитию интегрированной информационной системы (ИИС) предприятия Методические рекомендации, направленные на повышение эффективности создания и внедрения современных информационных систем и технологий (терминология, общие положения)
2 Оценка достигнутого уровня информатизации производственной и коммерческой деятельности предприятия Методические рекомендации по проведению мониторинга освоения современных ИИСТ на промышленных предприятиях Республики Беларусь Методические рекомендации по подведению итогов мониторинга освоения ИИСТ на промышленных предприятиях Республики Беларусь
3 Разработка плана стратегии развития ИИС предприятия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе Методические рекомендации по разработке планов освоения ИИСТ на промышленных предприятиях Республики Беларусь
4 Разработка аван-проекта для реализации определенного этапа развития ИИС предприятия Методические рекомендации на разработку аван-проекта по освоению CALS-ERP-технологий
5 Разработка, согласование и утверждение проекта на реализацию этапа развития ИИС предприятия Требования по оформлению документации на проекты по освоению CALS-ERP-технологий Методические рекомендации по выбору компонентов для ИИС предприятия
6 Подготовка технического задания на выполнение проекта по договору с исполнителями проекта по развитию ИИС предприятия Методические рекомендации по подготовке технического задания на выполнение работ по проекту освоения CALS-ERP-технологий
7 Документирование и контроль исполнения работ по проекту развития ИИС предприятия Методические рекомендации по документированию результатов работ и контролю за ходом выполнения проекта
8 Оценка эффективности внедрения результатов проекта по развитию ИИС предприятия Методические рекомендации по оценке эффективности внедрения результатов проекта по развитию ИИС предприятия
Данная схема и разработанные методические рекомендации применяются при выполнении заданий ГНТП «CALS-ERP-технологии». Они могут быть взяты за основу как для разработки государственной нормативной базы в области ИИСТ, так и для создания отраслевых нормативных документов по освоению информационных технологий.
ных компаний, находящихся в состоянии перехода от 4-го к 5-му технологическому укладу, наибольшее значение имеют стандарты, регулирующие процессы выбора и планирования ИТ-проекта и обеспечивающие функционирование ИТ-систем и технологий.
Первая группа стандартов имеет рекомендательный характер и может относиться к государственным или международным, вторая - к нормативной базе предприятия и необходима для обеспечения его жизнедеятельности.
На настоящий момент не существует отечественных методик и/или стандартов (ГОСТов) в области внедрения готовых программных систем и организации информатизации производственных процессов. Поэтому субъектам хозяйствования приходится самостоятельно решать задачи отражения ИТ в собственных действующих стандартах. Поскольку
они обязательны к исполнению, это единственный вариант их эффективного использования для продвижения идей и методов ИТ. Собственные стандарты предприятия (естественно, согласованные и гармонизированные с международными и отечественными) будут понятны всем участникам ИТ-проекта и, главное, будут выполняться.
При такой постановке задачи возникает два концептуальных вопроса:
■ какая система стандартов предприятия должна быть взята за основу для отражения в них информационных технологий;
■ с какими международными и государственными стандартами необходима гармонизация.
Ответ на первый вопрос очевиден. Отечественные организации для обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках должны спо-
собствовать внедрению и сертификации системы управления качеством на основе международных стандартов СТБ ИСО 9001. Соответственно, разработка нормативной базы ИТ должна опираться на имеющуюся систему управления качеством и соответствующий ей комплекс стандартов предприятия. Анализ практики показывает, что последние могут быть взяты за основу для создания нормативной базы выполнения проектных работ с применением принципов СМЭ-ЕРР-технологий. Особенности и специфика компьютерного проектирования конкретных изделий могут быть отражены в приложениях к соответствующим стандартам системы качества. Это позволит, с одной стороны, обеспечить преемственность в управлении проектными работами при переходе от ручной к компьютерной технологии проектирования, а с другой - даст толчок к развитию самой системы управления
качеством в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001.
Эффективная реализация такой модели в значительной степени зависит от уровня, достигнутого фирмой в области внедрения ИТ на всех этапах жизненного цикла продукции. Организация бизнес-процессов и их документирование в стандартах предприятия должны быть согласованы с развитием всей системы управления качеством, которая призвана стимулировать внедрение новых прогрессивных технологий во всех сферах работы. Отсутствие на предприятии реально действующей системы стандартов - один из факторов, который может привести к отрицательным результатам проводимых на предприятии мероприятий по информатизации процессов. В такой организации, как правило, существуют следующие проблемы:
■ неслаженность в планировании деятельности;
■ отсутствие единых форм отчетности, что нередко приводит к информационному хаосу;
■ трудности выявления причин сбоев в работе подразделений и негативные результаты работы;
■ сложности определения конкретных ответственных за проведение отдельных операций;
■ неудовлетворенность специалистов оценкой их деятельности.
Большой ошибкой являются попытки исправить дела с помощью установки компьютеров на рабочие места. ИТ не могут служить средством устранения текущей неразберихи. Их эффект проявляется прежде всего на четко организованном предприятии с реально действующей системой менеджмента качества. В этом случае процессы информатизации внедряются с меньшими трудностями и позволяют компании сделать качественный скачок вперед.
Целенаправленная работа по развитию стандартов системы менеджмента качества как неотъемлемая часть общей задачи освоения CALS-ERP-технологий обеспечит достижение следующих результатов.
■ единство действий и однозначное понимание всеми участниками бизнес-процессов по всему ЖЦ продукции своих задач и правил их выполнения;
■ создание эффективной вертикали;
■ решение задачи унификации информационных потоков и документооборота, создающей предпосылки для автоматизации процессов управления;
■ четкое распределение полномочий на всех уровнях менеджмента и зон ответственности участников бизнес-процессов по всему ЖЦ продукции;
■ формирование методической базы для обучения персонала работе в новых условиях;
■ сокращение сроков выполнения рутинных операций и потерь времени, связанных с информационным хаосом, возникающим при отсутствии соответствующих регламентов;
■ повышение информационной безопасности работы предприятия;
■ единство организационной и технологической базы системы качества организации, обеспечивающее конкурентоспособность ее продукции.
За время выполнения ГНТП «CALS-технологии» в 2006-2010 гг. и ГНТП «CALS-ERP-технологии» в 2011 г. была наработана серьезная научно-методическая база для осуществления ИТ-проектов, которая, с одной стороны, базируется на лучших мировых практиках в области промышленной информатики, а с другой - вобрала опыт решения задач информатизации в отечественных условиях. Это позволило сформулировать типовой алгоритм информатизации производственных процессов для предприятий машиностроительного профиля и разработать ряд методических и руководящих материалов для выполнения работ на отдельных этапах проекта (табл.).
Интегрированная информационная система (ИИС) конкретного предприятия является уникальной, соответствующей его условиям, традициям, истории освоения информационных технологий, стратегическим задачам развития. Формирование такой системы ведется путем приобретения, адаптации и интеграции универсальных систем, автоматизирующих определенный круг задач ЖЦ изделия. Однако можно сформулировать типовую схему ИИС предприятия для отдельных отраслей промышленности (рис.).
Интегрированные информационные системы и технологии, которыми сегодня руководствуются лидеры мировой индустрии при изготовлении своей продукции, служат своеобразным водоразделом между развитыми и развивающимися странами, между индустриальной эпохой, базировавшейся на простых геометрических формах и чертежной технологии проектирования изделий, и информационной эрой сложных геометрических форм современных автомобилей, самолетов, подводных лодок, бытовой техники, предметов быта, зданий и т.д., создание которых возможно только в среде пространственных систем геометрического моделирования. За этим стоит принципиально новая организация производства, где работают сквозные бизнес-процессы - от автоматизированных рабочих мест конструктора изделия, конструктора технологической оснастки, технолога по разработке программ ЧПУ до современных 5-6-координатных обрабатывающих центров, обеспечивающих воспроизведение в металле этих форм.
Для Беларуси сегодня вопрос стоит так: хватит ли у нас ресурсов, чтобы перейти этот водораздел, отделяющий прошлую индустриальную эпоху от будущей информационной, все полнее вступающей в свои права. ■
Лилия Губич,
завлабораторией Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, кандидат технических наук
Александр Тузиков,
генеральный директор ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор
Михаил Ковалев,
заместитель генерального директора ОИПИ НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор
Наталья Петкевич,
научный сотрудник ОИПИ НАН Беларуси