НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Р.К. Тангалычева
РЕНЕССАНС ШЕЛКОВОГО ПУТИ КАК СИМВОЛ НОВОГО МОСТА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ В ХХ! ВЕКЕ
21—24 августа 2015 г. в южнокорейском городе Кенджу прошла международная конференция «Renaissance of Silkroadia», организатором которой стал Центр изучения шелкового пути Университета иностранных дел «Ханкук» (Республика Корея). Основная цель конференции заключалась в создании ассоциации университетов шелкового пути, а также сообщества преподавателей, ученых и студентов, занимающихся исследованиями перспектив развития возрождаемого великого шелкового пути*. Выбор города Кенджу для проведения масштабного мероприятия не случаен: он был столицей королевства Силла, игравшего в свое время активную роль среди государств шелкового пути в Корее и за счет этого достигшего небывалого уровня развития материальной культуры и искусств. Научное мероприятие проводилось в рамках ежегодного фестиваля традиционной культуры г. Кенджу.
В ходе работы конференции были основаны три организации, среди них самая важная — Сеть университетов шелкового пути (United Présidents of the Silk-road Universities Network — UPSUN). Она призвана способствовать инсти-туционализации образования, научных исследований и академических обменов между ключевыми университетами на самом высоком уровне. Следующая организация — Международная ассоциация исследований шелкового пути (International Association for Silk-road Studies — IASS) — будет выступать платформой академических программ, сфокусированных на развитии концепции нового шелкового пути в XXI в. и проведении такого рода исследований на основе самых разных дисциплинарных подходов. И наконец, Объединение студентов университетов шелкового пути (United Students of Silk-road Universities Network — USSUN) нацелено на обмен идеями, опытом, знаниями между молодыми участниками нового сообщества.
* Термин «великий шелковый путь» обозначает караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века, использовавшуюся прежде всего для вывоза шелка из Китая. Термин был предложен немецким географом Фердинандом Паулем Вильгельмом фон Рихтгофеном в 1877 г.
Тангалычева Римма Камильевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (rimma98@yahoo.com).
Tangalycheva Rimma — Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Chair of Sociology of Culture and Communication, Faculty of Sociology, St. Petersburg State University (rimma98@yahoo.com).
Тангалычева Р.К. Ренессанс шелкового пути как символ нового моста...
Конференцию открыли ректор университета «Ханкук» Инчул Ким и мэр г. Кенджу Кванюнг Ким. В своих выступлениях они подчеркнули, что великий шелковый путь был исторической дорогой, позволившей людям предшествующих эпох свободно перемещаться, контактировать и развивать так называемый «путь цивилизации». Однако со временем потребность в шелковом пути исчерпала себя. И только сейчас мы становимся свидетелями возрождения новой евразийской эпохи, когда идея шелкового пути снова востребована.
Концепция возрождения шелкового пути созвучна установлению новой системы лидерства в мире, направленного на усиление солидарности и коллективных действий стран и людей по утверждению духа шелкового пути, т.е. распространению идей мира, гармонии, спокойного сосуществования народов. В широком смысле слова шелковый путь сегодня — это новый мост между Востоком и Западом. Дух шелкового пути подразумевает опору на расцвет культурных различий между людьми и народами, а не на их сегрегацию и исключение; заботу о всесторонней коммуникации и мирном сосуществовании, базирующихся на культурном многообразии; распространение мира и процветания на основе взаимовыгодных взаимодействий; восстановление достоинства и гордости человеческой цивилизации.
В социальных науках в последние годы идет непрерывная дискуссия о будущем миропорядке, перспективах развития капитализма. Ряд ученых всесторонне обосновывает идею конца современной мировой экономики, базирующейся на принципах капитализма. По мнению И. Валлерстайна, «система, несколько столетий переживавшая циклическое расширение, в какой-то момент неизбежно достигает своих пределов <...> пределы роста капитализма обозначились на практике еще в начале 1970-х годов, и с тех пор кризисы не преодолевались, а перекладывались из одной сферы в другую, перебрасывались из одного района мира в другой» (Есть ли будущее у капитализма: 8). Развитый капитализм ассоциируется уже не одно столетие с Западом. Вместе с тем экономики самых разных стран и регионов (включая Китай и Россию), будучи исторически сильно связанными с западными рынками, и сегодня зависят от европейских и американских технологий. Поэтому, на наш взгляд, можно говорить не столько о гибели капитализма, сколько о зарождении новой глобальной инфраструктуры, альтернативной западным институтам мирового доминирования. В настоящее время постепенно раскрывается потенциал таких международных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и других новых институционализированных площадок координации политических и экономических интересов ведущих незападных стран. Деятельность этих площадок нацелена прежде всего на диверсификацию рынков, «уход от зависимости от столь необязательных западных партнеров», региональную интеграцию и кооперацию (Затянувшийся приступ внешнеполитической шизофрении).
На конференции по возрождению шелкового пути в г. Кенжду постоянно подчеркивалась актуальность развития и исследования шелкового пути в современном мире. Целый ряд стран в нынешних условиях нуждается в реализации так называемого «экономического чуда», которым после Второй мировой войны были охвачены страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В 2013 г. президент Китайской Народной Республики Си Цзиньпин выступил с идеей вос-
Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том XVIII. № 4 (81)
создания шелкового пути как нового этапа в международной экономической и культурной интеграции. После саммита стран БРИКС в 2014 г. сотрудничество этих стран стало набирать обороты — получили развитие ранее намеченные, но не реализованные проекты. Многие страны демонстрируют интерес к построению отношений с членами БРИКС, что свидетельствует о готовности к экономическим и социокультурным переменам в самых разных регионах мира.
В рамках работы конференции была обоснована роль Республики Корея в создании нового шелкового пути. Интересы этой страны в связи с возрождением шелкового пути связаны с двумя перспективами: во-первых, необходимостью объединения юга и севера Корейского полуострова и, во-вторых, с желанием Республики Корея лидировать в Восточной Азии, стать своего рода «воротами» нового шелкового пути.
Президент Республики Корея Пак Кын Хе в качестве председателя Консультативного совета по демократическому и мирному национальному объединению двух Корей вслед за китайским лидером в 2013 г. выступила с «евразийской инициативой» — инициативой создания «одного континента» («креативного континента»). Выдвижение столь амбициозного намерения зиждется на неоспоримых экономических достижениях Республики Корея, которая сегодня находится в числе наиболее развитых стран в мире. В 2012 г. Южная Корея была 12-й экономикой в мире по валовому внутреннему продукту и 15-й в мире по номинальному. ВВП на душу населения вырос со 100 долларов США в 1969 г. до более чем 31 000 долларов США в 2011 г.
«Евразийская концепция» нацелена на масштабное переформатирование глобальной экономики, дипломатии, системы национальной безопасности и культурных контактов. Экономические блоки, включающие страны Европейского Союза и Россию на Западе и Северо-Восточная Азия вместе с Китаем, имеющим вторую в мире экономику, на Востоке, могут вступить в кооперацию с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) на Юге. Кроме того, подобное объединение могло бы привлечь через тихоокеанские транспортные пути также США, Канаду и Мексику (страны Североамериканского соглашения о свободной торговле — NAFTA). В этом случае появляется возможность формирования глобального рынка, насчитывающего более 90 % мировой экономики. Ключевым пунктом евразийской инициативы президента Пак Кын Хе является «экспресс шелкового пути» — сеть автомобильных и железных дорог, а также энергетических объектов Азии и Европы. Он должен объединить Южную и Северную Корею с началом в г. Пусан, пройти через Россию, Китай, Центральную Азию и прийти в Европу (см. об этом подробнее: Воронцов).
На конференции неоднократно подчеркивалось, что национальное объединение Кореи открывает взаимовыгодные перспективы — появляется возможность строительства необходимой для Северной Кореи социальной инфраструктуры в виде железных дорог, мостов и высокотехнологичных автострад. Экономика единой Кореи могла бы обеспечить ежегодный экономический прирост не менее чем на 10 %. Кроме того, сокращение военных расходов и сроков обязательной военной службы способствовало бы решению проблемы занятости молодежи. По данным компании «Голдман Сакс» (Goldman Sachs),
Тангалычева Р.К. Ренессанс шелкового пути как символ нового моста...
известной мировой инвестиционной и финансовой компании, совокупность технологий и капитала Юга вместе с людскими и природными ресурсами Севера Кореи способна превратить Корейский полуостров в не менее продвинутый регион мира в сравнении с Францией и Германией, и даже Японией в течение всего лишь нескольких десятилетий (Евразийская инициатива Пак Кын Хе).
Для России значение возрождения шелкового пути также является чрезвычайно важным. Это обусловлено, во-первых, необходимостью развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и, во-вторых, целесообразностью дальнейшей экономической интеграцией с восточными и западными партнерами. Еще в первые десятилетия советской власти началось строительство автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих страну с азиатскими регионами. В 1960-е годы СССР осуществил первые трансконтинентальные перевозки. Свой современный вид и значение железнодорожный транспортный коридор начал приобретать в 1990 г., когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). В 2011 г. транзит по Транссибирской магистрали превысил 15 млн т.
В настоящее время в рамках концепции развития Дальневосточного региона готовится проект интегральной евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является также и программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (сокр. ТРАСЕКА), которую иногда называют «новым шелковым путем».
Таким образом, на конференции в Кенджу «Ренессанс шелкового пути» была осуществлена первая попытка теоретического и практического осмысления концепции шелкового пути в условиях поиска альтернативных моделей глобализации. При этом круг обсуждаемых вопросов касался не только экономических и политических аспектов развития регионов и стран шелкового пути, но и широкого круга социокультурных перспектив реализации амбициозной идеи. Была организована работа четырех основных секций: «Концепции и значение шелкового пути», «Шелковый путь и взаимодействие цивилизаций», «Шелковый путь и городская культура», «Шелковый путь и искусство». Доклады участников конференции были посвящены истории и современному состоянию торговли стран шелкового пути, развитию автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, деятельности международных организаций, продвижению туризма и музейного дела, сохранению культурных традиций городов и формированию креативных форм взаимодействия между народами в условиях нового этапа глобализации. Специальный фокус был сделан на региональных исследованиях по изучению развития шелкового пути начиная от исследований Китая, Кореи, Японии и Центральной Азии, Ближнего Востока, России, а также целого ряда восточно-европейских и западно-европейский стран. Особое внимание уделялось вопросам межкультурного диалога различных стран — рассматривались проблемы цивилизационного диалога между Востоком и Западом, становление и взаимовлияние языков, стилей управления и социального устройства общества, развития городской культуры и пр. Не последнее место в ходе работы конференции принадлежало обмену опытом раз-
Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том XVIII. № 4 (81)
вития международных программ по технологическому, информационному, научному и образовательному сотрудничеству.
В конференции приняли участие ректоры, проректоры, ученые и студенты из более 70 университетов, многие из которых подписали договоры о сотрудничестве между университетами шелкового пути. Помимо корейских, японских и китайских партнеров к научному мероприятию присоединились коллеги из стран Ближнего Востока, Центральной Азии, практически всех европейских стран, США и России.
Литература
Воронцов А.В. Евразия справа налево. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/ Evraziya-sprava-nalevo-17314 (дата обращения: 18.09.2015).
Евразийская инициатива Пак Кын Хе. URL: http://nuac.go.kr/russian/sub04/ view01.jsp?numm=36 (дата обращения: 18.09.2015).
Есть ли будущее у капитализма? Сб. ст. / пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
Затянувшийся приступ внешнеполитической шизофрении. Насколько честна, самостоятельна и независима российская власть? URL: http://svpressa.ru/politic/ article/132193/ (дата обращения: 20.09.2015).
Renaissance of Silkroadia. Program of the International Conference in August 21—24, 2015. Gyeongju, Korea, 2015.
How to Establish Silk-Road Studies as an Idependent Discipline of Research. Silk-Road International Academic Conference. August 21—24, 2015, Gyeongju, Korea. Vol. 2. Seoul: Hankuk University of Foreign Studies, 2015.