Научная статья на тему 'Ренессанс духовности в Военно-медицинской Академии: историческая предопределенность'

Ренессанс духовности в Военно-медицинской Академии: историческая предопределенность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ренессанс духовности в Военно-медицинской Академии: историческая предопределенность»

РЕНЕССАНС ДУХОВНОСТИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г. УДК: 355:232.61:94 (470)

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, Москва

RENAISSANCE SPIRITUALITY IN THE MILITARY MEDICAL ACADEMY: HISTORICAL PREDETERMINATION

Shevchenko Yu.L, Matveev S.A., Gudymovich V.G.

«Наука как познание и совершенствование мира оценивается христианством глубоко положительно, ведь в научной деятельности проявляется творческая сторона человеческой личности. ... наука, лишенная глубинной нравственной основы, может быть опасной и разрушительной, вести к бедствиям и безысходности____Источник

настоящего научного творчества - в Боге. Мышление, основанное на элементарной логике, не позволяет ощутить реальной сложности и многоцветности мира».

15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

За долгую историю человеческой цивилизации сама понятийная сущность «милосердия», «целительства», «религиозности», «духовности» превратилась в единый монолит, сокрушить который человеческий фактор не в состоянии ни в пространстве, ни во времени. Даже такой чудовищный исторический эксперимент, как попытка построения «светлого будущего» в нашей стране с невиданным по масштабу гонением на религию вообще и прежде всего на православное христианство с физическим уничтожением духовенства, разрушением множества монастырей, храмов и церквей, публичным глумлением над святыми ценностями, гибелью и упадком духовных центров России, не смог основательно поколебать в народном сознании единства врачевания и высокой духовности, зиждящегося на прочном фундаменте гуманистических основ православия. В этом проявилась вполне определенная историческая закономерность. Ведь истоки современной медицины и здравоохранения своими корнями уходят в религиозное чувство народных масс. В свою очередь целительство, милосердие, безмезд-ность помощи страждущим во многом способствовали широкому и стремительному распространению христианства. В Евангелие от Матфея записано: «... сказал Господь: «.больных исцеляйте., бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф, 10:8).

Несомненно ключевая роль в становлении и развитии медицинской науки, врачебного образования, ор-

ганизации медицинской помощи принадлежит религии, ее гуманистическим основам. Общеизвестно, что еще в дохристианские времена целительством занимались служители культа - жрецы, как носители коллективного опыта в знаниях целебных свойств растений, способов лечения травм и заболеваний, бережно передаваемого и приумножаемого от поколения к поколению. Именно в монастырях появились первые приюты для больных и немощных, предтеча современных больниц, госпиталей, санаториев, хосписов. Медицинское образование, как и образование вообще, на ранних этапах своего развития также формировалось за монастырскими стенами, где создавались библиотеки, куда уходили от мирской суеты наиболее образованные миряне [2]. Об отсутствии антагонизма между религией и наукой весьма емко высказался крупный русско-еврейский философ, религиозный мыслитель и психолог прошлого века Семен Людвигович Франк: «.религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете». Более того, на определенную закономерность указывает архиепископ Лука (выдающийся отечественный ученый-хирург В.Войно-Ясенецкий): «Широкая образованность и глубокое приобщение к науке, большая самостоятельная работа на научном поприще не только не уводит от Бога, а, напротив, приводит к Нему всех тех ученых, которым свойственны глубокие вопросы духа». Блестящей иллюстрацией этому служат религиозные размышления Н.И.Пирогова в конце его жизненного пути, в которых он доходит до формулы: «Главный вопрос жизни - вопрос о Боге» [9, 10].

О тесной связи медицинского образования, науки с православным христианством весьма наглядно иллюстрирует история Императорской медико-хирургической (Военно-медицинской) академии в Санкт-Петербурге. Предтечей этого учебного заведения в России были госпитальные школы. Примечателен тот факт, что еще в 1754 году директор Медицинской канцелярии Павел Захарович Кондоиди добился согласия Синода на набор учеников из всех духовных академий и семинарий в госпитальные

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.

РЕНЕССАНС ДУХОВНОСТИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

школы. По указу 1797 года Духовное ведомство обязано было ежегодно выделять для обучения врачебной науке 50 человек из числа окончивших семинарии. Таким образом, большинство поступающих в Академию были выпускники духовных академий и семинарий [4]. То, что молва их окрестила «поменявшими рясу на клизму» - не более, чем вульгарная фраза. Никто из них не только не утратил связи с религией, но и осваивал врачебное искусство с «Божьей помощью», в непрестанных учебных трудах и молитвах.

Религиозное образование в стенах Академии прошло исторически короткий путь: от расцвета в середине XIX века к полному запрету в начале XX века. В перечне академических кафедр с 1842/43 учебного года впервые Закон Божий значится как отдельный предмет, для которого сначала определили по 1 часу в неделю на 1-м курсе. Так, в 1-м полугодии 1845/46 учебного года отработана тема «Об обязанностях христианина в отношении к Богу и самому себе», во 2-м полугодии «объяснены понятия об обязанностях христианина в семейном, гражданском и церковном состоянии и прочитана священная история с нужными объяснениями». Расцвет религиозного образования в Академии связан с именем протоиерея, профессора и магистра богословия Дмитрия Алексеевича Тихомирова (рис. 1), который руководил кафедрой богословия Академии на протяжении 28 лет - с 1859 по 1887 год. Он родился в 1830 году в семье священника Псковской епархии. В 1855 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. По указу Санкт-Петербургской духовной консистории он был назначен священником церкви Смоленской Божией Матери Императорской медико-хирургической академии и законоучителем (15.09.1859 г.). По новому уставу Академии предмет Закона Божьего получил наименование «Богословие», а преподаватель по-прежнему именовался законоучителем, но не профессором. Д.А.Тихомиров читал лекции 1-му курсу при 2 уроках в неделю. С преобразованием академии в Императорскую военно-медицинскую и временным закрытием 2-х младших курсов (1881 г.) преподавание богословия временно прекратилось. Д.А. Тихомиров сначала перешел священником в академическую церковь (1881 г.), затем на должность профессора богословия и настоятеля церкви Лесного института (1882 г.). С восстановлением в Академии 1-го и 2-го курсов (1884 г.) он вернулся в Академию и преподавал на кафедре богословия до конца своей жизни. С 1884 г. кафедра богословия академии стала самостоятельной, а ее руководитель был освобожден от обязанностей священника академической церкви. Кроме Академии Д.А. Тихомиров преподавал богословие на Высших женских курсах и в Женской гимназии княгини Оболенской. Он был известен как выдающийся проповедник. Большой популярностью пользовались его научно-религиозные беседы, а также публикации на богословские темы в «Церковном вестнике», «Православном обозрении», «Духе христианина». Его

Рис. 1. Д.А. Тихомиров

книга «Курс основного богословия» выдержала 4 издания (из них 3 посмертных). Она была руководством для подготовки по данному предмету в академии.

Д.А. Тихомиров умер в 1887 году и похоронен на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга. 22 июня 1918 г. кафедра богословия в Академии была ликвидирована [8].

О роли и месте религии в жизни дореволюционной Академии ярко свидетельствует хроника празднования ее столетнего юбилея. 17 декабря 1898 г. в академической церкви отслужили панихиду по ее усопшим руководителям, деятелям и воспитанникам. После всенощной в академической церкви в актовом зале был устроен торжественный прием. 18 декабря 1898 г. в Петропавловском соборе была отслужена панихида по в Бозе почивающим монархам, начиная с Павла I (чьим именным указом учреждена Академия), на гробницу которого от Академии был возложен венок. В академической церкви была отслужена литургия и благодарственное молебствие.

Все церкви на территории Академии в советское время были ликвидированы. Удивительна судьба часовни около анатомического корпуса. Она не только избежала неминуемого разрушения, но в наши дни она преобразовалась в Храм святителя Николая Чудотворца (рис. 2). Не менее примечательна история церкви Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике душевных и нервных болезней. Эта церковь была освящена 24 июня 1892 года вместе со всей клиникой в присутствии принца А.П. Оль-денбургского (архитектор военный инженер Г.С. Войниц-кий) (рис. 3). Эта образцовая клиника считалась лучшей в Европе. 13 декабря 1922 г. церковь была ликвидирована. Ныне на ее месте конференц-зал кафедры военно-полевой терапии. Однако, через более чем восемь десятилетий эта церковь возрождена в том же здании, но уже в левом его крыле. 8 декабря 2008 года состоялось ее освящение. Пока это единственный пример возрождения церкви на территории Академии, пусть и на новом месте. То, что это произошло в современной клинике психиатрии, не кажется случайным. Многими авторами отмечается, что

Рис. 2. Храм Святителя Николая Чудотворца (Санкт-Петербург, Военно-медицинская академия)

обращение к духовно-ориентированной терапии, основанной на православной религии, решает задачи психопрофилактики, психогигиены, лечения и реабилитации пациентов [6]. Большой оптимизм вселяет решение Ученого Совета академии от 31 марта 2014 г. о необходимости восстановления главного храма академии во имя иконы Смоленской Божией Матери, которое планируется проводить в рамках масштабной культурно-исторической реконструкции Академии [3].

Примером возрождения связи Академии с Православной Церковью служит и тот факт, что 28 сентября

1998 года Ученый Совет (по предложению его председателя профессора Ю.Л. Шевченко) единогласно избрал Почетным доктором академии Отца Богдана (Сойко), протоиерея, настоятеля кафедрального Николо-Богоявленского собора, профессора (рис. 4). Вручение диплома, медали и мантии состоялось на торжественном заседании Ученого Совета 18 декабря 1998 г. по случаю 200-летия Академии. Примечательно, что свое приветствие в адрес академии прислали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владыко Владимир. Отец Богдан не только был

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.

РЕНЕССАНС ДУХОВНОСТИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

избран членом Ученого Совета академии, но и по существу он стал исполнять крайне ответственную функцию духовника Академии (рис. 5). По инициативе начальника Академии профессора Ю.Л. Шевченко Отцом Богданом проделана колоссальная работа по возрождению культовых обрядов, повышению духовности сотрудников и обучающихся, освящены многие клиники, общежития, служебные помещения Академии. Многие курсанты и слушатели осознанно приняли таинство крещения. Стало обыденным явлением, когда сотрудники и обучающиеся регистрацию своего брака непременно сочетают с венчанием в церкви. В клиниках Академии лечится большое количество крайне тяжелобольных и пострадавших с, к великому сожалению, пока еще неотвратимым летальным исходом. При прощании с покойным в траурный зал морга Академии стали приглашать священников для отпевания.

А уже 9 июля 1999 года состоялась торжественная церемония вручения мантии, диплома и медали Почетного доктора Академии единогласно избранному 15-ому Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II как знак особых заслуг Православной Церкви в становлении и развитии отечественной военной медицины, здравоохранения и врачебного образования, признание исключительной роли высочайшей духовности в победах российского воинства (рис. 6).

В отличие от врача священник и после смерти своего подопечного продолжает нести свою службу, выступая в своих молитвах заступником усопшего перед Богом. Вряд ли кого-нибудь может оставить равнодушным полная трагизма картина В.В. Верещагина «Панихида» (рис. 7). Это ли не ярчайший призыв художника к миру.

Происходящие изменения в Академии в области духовной жизни являются зеркальным отражением всё нарастающей реабилитации роли православия в формировании общественной морали и нравственности [1]. Сейчас речь не идет о необходимости восстановления в Академии кафедры богословия. В стране достаточно образовательных учреждений для получения богословских знаний. Гораздо важнее для подготовки военных врачей то, что уже в 1991 г. объединенные кафедры марксизма-ленинизма и истории КПСС были преобразованы в кафедру общественных наук, на которой преподавание радикально сменило курс от идеологии к непреходящим ценностям гуманитарных наук. И надежным ориентиром в этом может служить христианское учение, как основа в формировании высокой духовности, нравственности. С назначением начальником Академии профессора Шевченко Юрия Леонидовича (апрель 1992 г.) в области духовной жизни Aima mater реформы обрели особую широкомасштабность, судьбоносность и векторную однонаправленность. Полностью были пересмотрены, а фактически созданы заново, программы цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В них введены две новых учебных дисциплины - «Политология» и «Культурология». В целях их интеграции включены

Рис. 4. Начальник Военно-медицинской академии генерал-полковник медицинской службы Ю.Л. Шевченко (в центре) с Почетным доктором Военно-медицинской академии Отцом Богданом (Сойко) (справа) и ректором Санкт-Петербургских духовных школ, епископом Тихвинским Константином (Горяновым) (слева) (из фотоархива О.В. Синегубова)

Рис. 5. Отец Богдан (Сойко) с заместителем Министра обороны России Цаликовым Р.Х. и начальником Военно-медицинской академии генерал-майором медицинской службы Бельских А.Н. (из фотоархива О.В. Синегубова)

Рис. 6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Почетный доктор Военно-медицинской академии, Национального медико-хирургического Центра им. Н.И.Пирогова) (вверху). Церемония вручения мантии Почетного доктора Военно-медицинской академии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (внизу) (из фотоархива О.В. Синегубова)

Рис. 7. «Побежденные. Панихида». Художник - В.В. Верещагин (1879). Картина изображает последствия штурма Плевны и огромные человеческие потери для русской армии

часы на изучение «Военной истории» и «Медицинской психологии». Новые учебные программы гуманитарных и социальных дисциплин были призваны в большей степени способствовать формированию экономической, военной направленности и военной культуры выпускников Академии, воспитанию патриотизма, чести и достоинства военного врача, привитию навыков работы с людьми и управления военными коллективами. Кульминационным событием в те годы в жизни Академии стало празднование её 200-летнего юбилея. Апофеозом юбилейных торжеств было проведение 15-17 декабря 1998 г. объединенной научной сессии Российской академии медицинских наук, Российской академии естественных наук, Отделения физиологии Российской академии наук, Военно-медицинской академии. На пленарном заседании с докладами выступили профессора Академии: Ю.Л. Шевченко, С.А. Бойцов, И.В. Гайворонский, Б.В. Гайдар, В.Р. Гофман, И.А. Ерюхин, К.Н. Зеленин, С.А. Матвеев,

A.Ф. Никитин, А.А. Новик, В.С. Новиков, М.М. Одинак,

B.М. Шаповалов. 18 декабря 1998 г. в клубе Академии состоялось юбилейное расширенное заседание Ученого

Совета. Поздравить Академию приехали гости из многих городов России, стран ближнего и дальнего Зарубежья. Присутствовали высокие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, ректоры многих российских и зарубежных вузов, отечественные и иностранные ученые, политические и общественные деятели, работники культуры и искусства, священнослужители, ветераны, профессора, преподаватели, врачи, курсанты и слушатели Академии. Царила атмосфера большого праздника. С актовой речью «Военно-медицинская академия - гордость и слава Отечества, культурное достояние человечества» выступил начальник Академии, председатель Ученого Совета, член-корреспондент РАМН, профессор, генерал-полковник медицинской службы Ю.Л.Шевченко (рис. 8). Пафос, с которым отмечался юбилей Академии, стал признанием ее беспрецедентного вклада в формирование и развитие медицинской науки и медицинского образования в нашей стране.

Ренессанс духовности в Академии действительно предопределен исторически. Так как подтверждает истинность христианских ценностей в подготовке военных врачей. Еще император Петр I хорошо понимал необходимость духовного начала в воспитании российских воинов. В «Уставе воинском» 1716 г. есть разделы «О молитве», «О страхе Божии», «О службе Божии и священниках». В дальнейшей истории русской армии священники неотлучно находились при войсках: «и на перевязочном пункте... и в боевой линии они утешали, ободряли, напутствовали воинов, спасали раненых, хоронили умерших.». А в госпиталях церковная жизнь являлась неотъемлемой частью лечебного процесса [7].

Ренессанс духовности не ограничился стенами Академии, ее питомцы приложили немало усилий для всемерного развития гуманитарной основы православия в созданном Ю.Л. Шевченко Национальном медико-хирургическом Центре им. Н.И. Пирогова. По благо-

Рис. 8. Ученый Совет Академии (1998 год) (из фотоархива О.В. Синегубова)

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Гудымович В.Г.

РЕНЕССАНС ДУХОВНОСТИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Рис. 9. Служба в Храме Центра

словению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он принял сан священника (рис. 9), закончил духовную семинарию и академию, защитил диссертацию на степень доктора богословских наук. В настоящее время отец Георгий - митрофорный протоиерей, ктитор госпитального храма Святителя Николая Чудотворца, сооруженного на территории Центра также с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Светлая память о Предстоятеле Русской православной Церкви на территории Пироговского Центра увековечена необыкновенно выразительным памятником (скульптор Рукавишников Ф. А.) (рис. 10). Бывшие сотрудники Академии профессора Института усовершенствования врачей Пироговского Центра, пройдя заочное обучение, получили дипломы магистра богословия (Балин В.Н., Василашко В.И., Виллер А.Г., Гудымович В.Г., Жибурт Е.Б., Кира Е.Ф., Кузнецов А.Н., Кучеренко С.С., Матвеев С.А.). При этом преследовалась единственная и благородная цель - максимально использовать свои богословские знания во благо больного человека - его истинное исцеление и утешение.

Конечно же, возрождение духовности должно происходить с учетом реалий современного мира, прочно опираясь на фундамент достижений научно-технического прогресса, естествознания и гуманитарных наук. Истинная Церковь в своем развитии всегда старалась и стремилась опираться на последние достижения научной мысли. Ведь невежество - самая благодатная почва для появления многоликой ереси. Только знание законов объективной реальности способно помочь в осмыслении созданной Творцом Вселенной и места в ней человека.

Литература

1. Большаков В.В. Русь возродится верой: Храмы центральной Мещёры. - М.: Изд-во «Вече», 2014. - 292 с.

2. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - Сергиев Посад: СГМЛ, 2012. - 647 с.

3. Гордиенко А.В., Шамрей В.К. Духовные скрепы Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии // ВМЖ. - 2015. - Т. 336, № 1. - С. 67-75.

4. Военно-медицинская академия / Под ред. ЮЛ.Шевченко. - СПб: Наука, 1998. - 912 с.

5. Карпифаве А. Святейший Патриарх Алексий II: Беседы о Церкви в мире. - М.: Эксмо, 2014. - 448 с.

Рис. 10. Открытие памятника Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Пироговском Центре 22 февраля 2013 года

6. Колодин С.Н., Курасов Е.С., Кобозова К.А. Роль духовно-ориентированной психотерапии в современной системе оказания помощи пациентам с психическими расстройствами // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И.Пирогова. - 2015. - Т. 10, №1. - С. 68-71.

7. Протоиерей Сергий Волков, Овчинников М.Б. Духовное служение в Московском госпитале в XIX - начале XX века // Первый госпиталь и военная медицина России: 300 лет служения Отечеству. - М., 2011. - Т.1, Кн.2.

- С. 243-254.

8. Шалаев Н.Ф. Кафедра богословия // Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - СПб, 1998.

- С. 262-263.

9. Шевченко Ю.Л. Слово о Николае Ивановиче Пирогове на Всероссийском национальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова.

- М.: РАЕН, 2010. - 20 с.

10. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Духовное наследие Н.И.Пирогова. - М.: РАЕН, 2010. - 20 с.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.