Научная статья на тему 'Религия и проблемы обеспечения психологической безопасности личности осужденных от влияния радикальных и экстремистских идей в исправительных учреждениях как условие их ресоциализации'

Религия и проблемы обеспечения психологической безопасности личности осужденных от влияния радикальных и экстремистских идей в исправительных учреждениях как условие их ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / РЕЛИГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кантицкий Олег Васильевич

Распространение радикальных и экстремистских течений в пенитенциарных учреждениях является одним из факторов, дезорганизующих работу исправительных учреждений, затрудняющих процессы ресоциализации и социальной адаптации осужденных, наносит психологический и социальный вред их личности, психическому состоянию и позитивным социальным связям. Радикализм и религиозный экстремизм в условиях изоляции от общества несет в себе не только социальную, но и психологическую опасность для личности осужденных, приводит к утрате позитивной идентичности и формированию идентичности экстремиста, основанной на недоверии, вражде, опале, ненависти и иных деструктивных феноменах по отношению к существующему социальному порядку. Работу по противодействию распространению религиозного экстремизма в исправительных учреждениях и его профилактике среди осужденных возможно реализовать через комплекс культурно-массовых, духовно-нравственных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование устойчивой психологической безопасности (защищенности) личности и развитие социально полезных связей, способствующих дальнейшей ресоциализации осужденных. Эти меры должны включать в себя социально-психологический мониторинг, информационно-пропагандистскую работу среди осужденных, информационную защиту от религиозно-экстремистского влияния, формирование у осужденных умений и навыков противостоять психологическому давлению лиц, распространяющих религиозный экстремизм, проведение социально-психологической и нравственно-духовной реабилитации осужденных, вовлеченных ранее в деятельность религиозно-экстремистских групп, организацию психологи-ческой помощи пострадавшим от их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кантицкий Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AND PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF CONVICTED FROM THE RADICAL AND EXTREMIST IDEAS INFLUENCE IN PRISONS AS A CONDITION OF THEIR RE-SOCIALIZATION

The spread of radical and extremist movements in penal institutions is one of the factors that disrupt the functioning of correctional institutions, complicating the process of re-socialization and social adaptation of convicted persons, inflicts psychological and social harm to their personality, mental state and positive social relations. Radicalism and religious extremism in isolation from the society carries not only social but also psychological danger for the person convicted, leads to the loss of positive identity and the identity of the extremist, based on distrust, hatred, disgrace, hatred and other destructive phenomena in relation to the existing social order. Works to counteract the spread of religious extremism in prisons and its prevention among prisoners could be realized through a complex cultural, spiritual, moral, psychological and pedagogical actions directed on formation of a stable psychological safety (protection) personality and the development of social ties, further facilitating the re-socialization of prisoners... The spread of radical and extremist movements in penal institutions is one of the factors that disrupt the functioning of correctional institutions, complicating the process of re-socialization and social adaptation of convicted persons, inflicts psychological and social harm to their personality, mental state and positive social relations. Radicalism and religious extremism in isolation from the society carries not only social but also psychological danger for the person convicted, leads to the loss of positive identity and the identity of the extremist, based on distrust, hatred, disgrace, hatred and other destructive phenomena in relation to the existing social order. Works to counteract the spread of religious extremism in prisons and its prevention among prisoners could be realized through a complex cultural, spiritual, moral, psychological and pedagogical actions directed on formation of a stable psychological safety (protection) personality and the development of social ties, further facilitating the re-socialization of prisoners. These measures should include: socio-psychological monitoring; outreach work among prisoners; information protection against religious extremist influences; the formation of the convicts’ abilities and skills to resist the psychological influence and pressure of persons spreading religious extremism; conducting socio-psychological, moral and spiritual rehabilitation of prisoners, previously engaged in the activity of religious-extremist groups, the organization of psychological assistance to the victims of their activities. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Религия и проблемы обеспечения психологической безопасности личности осужденных от влияния радикальных и экстремистских идей в исправительных учреждениях как условие их ресоциализации»

УДК 159.9:343 .825 ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНТИЦКИИ,

заместитель начальника психологического факультета

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

РЕЛИГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ВЛИЯНИЯ РАДИКАЛЬНЫХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ИДЕЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК УСЛОВИЕ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Реферат: распространение радикальных и экстремистских течений в пенитенциарных учреждениях является одним из факторов, дезорганизующих работу исправительных учреждений, затрудняющих процессы ресоциализации и социальной адаптации осужденных, наносит психологический и социальный вред их личности, психическому состоянию и позитивным социальным связям. Радикализм и религиозный экстремизм в условиях изоляции от общества несет в себе не только социальную, но и психологическую опасность для личности осужденных, приводит к утрате позитивной идентичности и формированию идентичности экстремиста, основанной на недоверии, вражде, опале, ненависти и иных деструктивных феноменах по отношению к существующему социальному порядку.

Работу по противодействию распространению религиозного экстремизма в исправительных учреждениях и его профилактике среди осужденных возможно реализовать через комплекс культурно-массовых, духовно-нравственных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование устойчивой психологической безопасности (защищенности) личности и развитие социально полезных связей, способствующих дальнейшей ресоциализации осужденных. Эти меры должны включать в себя социально-психологический мониторинг, информационно-пропагандистскую работу среди осужденных, информационную защиту от религиозно-экстремистского влияния, формирование у осужденных умений и навыков противостоять психологическому давлению лиц, распространяющих религиозный экстремизм, проведение социально-психологической и нравственно-духовной реабилитации осужденных, вовлеченных ранее в деятельность религиозно-экстремистских групп, организацию психологической помощи пострадавшим от их деятельности.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, исправительные учреждения, осужденные, религия, экстремизм, ресоциализация осужденных.

В современном мире религии принадлежит сти, вселяет уверенность в защите, спасении, обре-

роль важнейшего социального института тении благополучия.

в обществе. Она является весомой со- Однако религия - это лишь часть общественной ставляющей общественной идеологии и ресурсом жизни, элемент ее социального и духовного многодуховного развития. Религиозные общности, орга- образия и именно в этом статусе (как часть, элемент низации и группы оказывают свое влияние на ми- многообразия) она источник развития. Несмотря на ровоззрение людей, их традиции, установки, от- универсальность веры, тенденция к ее абсолютиза-ношения, модели поведения. Вера присутствует в ции или глобализации способствует нарушению су-повседневной жизни многих миллионов людей во ществующего (исторически достигнутого) баланса всем мире, но особое сакральное значение она между материальными и духовными ценностями, приобретает для тех, кто оказался в экстремальной рациональным и иррациональным мышлением, про-или опасной ситуации. Обращение к вере в самые грессивными идеями и традиционными устоями в судьбоносные периоды в его истории позволяло обществе. Особую опасность для самой религии и народам обретать свободу и независимость, побе- верующих несут радикальные и экстремистские ждать врагов, достигать великих целей. Для обыч- идеи. Их появление и распространение среди сто-ных людей, попавших в сложные жизненные об- ронников веры является индикатором утраты рели-стоятельства, вера часто является единственной гией ее конструктивной функции и перерастания в панацеей в спасении. К вере часто обращаются дисфункцию - деструктивно ориентированную идео-преступники и их жертвы, виновные, пострадав- логию. Как следствие, всякая радикализация религи-шие, больные, нуждающиеся. Вера обладает вы- озной идеологии и образа жизни верующих приво-раженной функцией психологической защищенно- дит к нарастанию социальной напряженности и анта-

© Кантицкий О. В., 2016

гонизма в обществе, провокации конфликтов между разными социальными группами, массовой дезадаптации различных слоев и групп населения.

С развитием телекоммуникационных систем и мобильных средств связи радикально-экстремистские идеи становятся доступны для самых разных групп общества, в том числе для тех, кто находится в пенитенциарных учреждениях, - осужденных и подследственных лиц. Распространение радикальных и экстремистских течений в пенитенциарных учреждениях является одним из факторов, дезорганизующих работу ИУ, затрудняющих процессы ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Оно наносит психологический и социальный вред их личности, психическому состоянию и позитивным социальным связям. Вместе с тем в условиях социальной изоляции, которая сопровождается состоянием тревоги, страха, дефицита информации, фрустрации потребностей, вынужденных ограничений и нужды, у осужденных повышается восприимчивость к экстремистским взглядам и убеждениям. Психологическая чувствительность к экстремизму у осужденных может проявляться в разных формах: как протест против представителей администрации и власти, как способ самоутверждения и достижения статуса в среде осужденных, как реакция на конфликт, как поиск защиты и поддержки среди определенных категорий осужденных и др.

Увлеченность радикально-экстремистскими идеями по своей природе близка к маниакально-депрессивным, параноидальным и невротическим состояниям личности. Она связана с эмоциональной нестабильностью, утратой идентичности, неадекватной самооценкой, измененным (деформированным) состоянием сознания, в частности поляризацией его на упрощенное восприятие мира в черно-белых тонах, что в итоге приводит к идее разделения всех на две категории: «свои», как правило, борцы за изменение существующего «плохого, несправедливого или неправильного» мира и «чужие» -враги, создавшие и защищающие этот неправедный мир. Экстремистские идеи в среде осужденных способствуют нарастанию нетерпимости к окружающим, провоцируют агрессивность, враждебность, воинственность, жестокость и насилие.

Таким образом, радикализм и религиозный экстремизм в условиях изоляции от общества несет в себе не только социальную, но и психологическую опасность для личности осужденных, приводит к утрате позитивной идентичности и формированию идентичности экстремиста, основанной на недоверии, вражде, опале, ненависти и иных деструктивных феноменах по отношению к существующему социальному порядку. В связи с этим проблема реального противодействия распространению ра-

дикализма и религиозного экстремизма в ИУ должна носить комплексный, системный, долговременный характер, интегрировать усилия всех заинтересованных инстанций. Предпочтительно такая работа должна включать в себя как меры нормативно-правового, организационно-управленческого, тактико-оперативного реагирования, так и меры направленные на укрепление психологической безопасности и социальной защищенности личности самих осужденных, их способности и готовности самостоятельно и во взаимодействии с другими лицами (осужденными, представителями администрации, общественных организаций, духовенства и др.) противостоять радикально-экстремистским течениям и их представителям.

В психологической науке и практике безопасность личности преимущественно рассматривается в нескольких относительно самостоятельных аспектах, которые в нашем случае можно сформулировать следующим образом: во-первых, безопасность в контексте субъективной предрасположенности личности осужденных к информационно-психологическим опасностям, степени их виктим-ности к влиянию радикальных и экстремистских идей; во-вторых, безопасность как состояние индивидуальной и групповой защищенности (физической, психологической, социальной, правовой и др.) личности осужденных от влияния этих опасностей и угроз в социальной среде ИУ; в-третьих, безопасность как безопасное поведение осужденных в ситуации угрозы и риска (направленное на уклонение, защиту, игнорирование или противостояние опасностям - психологическому давлению, пропаганде, запугиванию и др.); в-четвертых, безопасность как преодоление последствий опасного влияния, спасение от опасностей, то есть оказание своевременной помощи и поддержки по устранению или минимизации последствий опасного воздействия радикально-экстремистского характера на личность конкретных осужденных, своевременного отказа их от радикально-экстремистских идей и убеждений; в-пятых, реабилитация и восстановление социально значимых статусов, ресурсов, ценностей, связей и других благ, утраченных в результате радикально-экстремистской зараженности личности, вовлечения осужденных в эту деятельность.

Психологическая безопасность является инте-гративным свойством личности, которая в данном случае проявляется как социальная толерантность, индивидуальная невосприимчивость к экстремизму, нравственная устойчивость к деструктивному влиянию, готовность самостоятельно противостоять негативному социальному давлению со стороны экстремистски настроенных лиц, сохранять и

защищать свои убеждения, ценности и традиции. Психологическая безопасность позволяет осужденным в условиях изоляции сохранять и оберегать единство и целостность своей личности, развивать позитивные связи и отношения в деприва-ционной среде, реализовывать свои духовные и нравственные потребности. Психологическая безопасность включает в себя не только чувство защищенности и уверенности, отсутствие страхов, но и потребности в самореализации и развитии, достижении гармонии с миром, психическом здоровье, отсутствии психических травм и травматических переживаний, стремлении к общению, конструктивному взаимодействию с другими людьми, формировании целостного, богатого и многообразного духовного мира.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время существует большое разнообразие педагогических технологий, психологических техник и духовных практик, прямо или косвенно направленных на укрепление и развитие психологической безопасности личности, которые могут быть успешно применены в работе с осужденными. Эффективность разных методов зависит и от индивидуально-личностных особенностей самих осужденных. Для одних это могут быть профессиональные психологические тренинги, для других - духовные беседы и молитвы, для третьих - культурно-массовые и воспитательные мероприятия.

Таким образом, работу по противодействию распространению религиозного экстремизма в ИУ и его профилактики среди осужденных возможно реализовать через комплекс культурно-массовых, духовно-нравственных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование устойчивой психологической безопасности (защищенности) личности и развитие социально полез-

ных связей, способствующих дальнейшей ресо-циализации осужденных. Эти меры должны включать в себя:

- социально-психологический мониторинг, направленный на выявление среди осужденных лиц, предрасположенных к радикальным и экстремистским идеям, диагностику степени их личной восприимчивости-невосприимчивости к ним;

- информационно-пропагандистскую работу среди осужденных, направленную на развенчание и обличение религиозных радикальных и экстремистских идеологий, предоставление фактов и доказательств их несостоятельности;

- информационную защиту от религиозно-экстремистского влияния;

- формирование у осужденных умений и навыков противостоять психологическому влиянию и давлению лиц, распространяющих религиозный экстремизм;

- проведение социально-психологической и нравственно-духовной реабилитации осужденных, вовлеченных ранее в деятельность религиозно-экстремистских групп, организация психологической помощи пострадавшим от их деятельности.

Отдельным направлением работы по противодействию религиозному экстремизму среди осужденных в ИУ должно стать активное взаимодействие сотрудников УИС, организующих работу по противодействию распространению экстремизма, с представителями традиционных религиозных конфессий, имеющих опыт духовной работы с осужденными в этом направлении, а также разработка совместных программ по социальной адаптации и ресоциализации осужденных, бывших носителей радикальных и экстремистских идей.

OLEG VASIL'EVICH KANTICKIJ,

deputy head of the psychological department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

RELIGION AND PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF CONVICTED FROM THE RADICAL AND EXTREMIST IDEAS INFLUENCE IN PRISONS AS A CONDITION OF THEIR RE-SOCIALIZATION

Annotation: the spread of radical and extremist movements in penal institutions is one of the factors that disrupt the functioning of correctional institutions, complicating the process of re-socialization and social adaptation of convicted persons, inflicts psychological and social harm to their personality, mental state and positive social relations. Radicalism and religious extremism in isolation from the society carries not only social but also psychological danger for the person convicted, leads to the loss of positive identity and the identity of the extremist, based on distrust, hatred, disgrace, hatred and other destructive phenomena in relation to the existing social order.

© Kantickij O. V., 2016

Works to counteract the spread of religious extremism in prisons and its prevention among prisoners could be realized through a complex cultural, spiritual, moral, psychological and pedagogical actions directed on formation of a stable psychological safety (protection) personality and the development of social ties, further facilitating the re-socialization of prisoners.

These measures should include: socio-psychological monitoring; outreach work among prisoners; information protection against religious extremist influences; the formation of the convicts' abilities and skills to resist the psychological influence and pressure of persons spreading religious extremism; conducting socio-psychological, moral and spiritual rehabilitation of prisoners, previously engaged in the activity of religious-extremist groups, the organization of psychological assistance to the victims of their activities.

Key words: psychological security of the person, correctional facilities, prisoners, religion, extremism, reso-cialization of convicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.