Рецензии
О. А. Джарман, И. Б. Гаврилов РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Рецензия на монографию Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p.
Статья представляет собой рецензию на монографию известного религиоведа Саймона Прайса «Религии Древней Греции». Авторы дают оценку методологии, излагают краткое содержание глав книги, показывают, что Прайс, предлагая широкую картину религиозной жизни Древней Греции, демонстрирует высокий уровень научного исследования. Издание, по мнению авторов, содержит один из лучших обзоров древнегреческой религии, охватывая практически всю историю античности, и будет интересно как студентам, так и преподавателям истории, философии, культурологии и религиоведения.
Ключевые слова: Древняя Греция, Саймон Прайс, античная религия, история религии, религиоведение, античная философия, античный храм, греческая мифология, греческие оракулы, повседневная жизнь древних греков.
Книга известного историка античности и религиоведа Саймона Прайса (Simon Price) «Религии Древней Греции»1, считающаяся по праву одним из лучших обзоров древнегреческой религии, охватывает период от архаики до V в. по Р. Х. и рассматривает предмет в широком социокультурном контексте. Автор анализирует местные религиозные практики и представления в свете общих идей, характерных для Древней Греции. Этот подход он применяет и при рассмотрении других явлений — от политической жизни до суда над Сократом. Большое внимание уделено отношению к древнегреческой религии мыслителей древности — как языческих греческих и римских, так и христианских.
Раскрывая характер религии и религиозности Древней Греции, автор приводит примеры из широко известного произведения Ксенофонта «Анабасис». 10 тысяч греков, отправившихся с Ксенофонтом, были не просто воинами, но жителями греческих городов; они образовали собой «движущийся греческий полис», пишет Прайс. Их религиозная жизнь служит яркой иллюстрацией греческой религиозности.
Религиозный мир Древней Греции, как отмечает Прайс, разительно отличался от того, к чему привыкли мы, люди (пост)христианской цивилизации, связанной с традицией авраамического монотеизма. У греков религия была вплетена во все аспекты жизни, как общественной, так и частной. Политеизм древних греков хорошо известен, однако показательно, что Ксенофонт как военачальник совершает жертвоприношение не только богам мужского пола, но и богиням, а также богам, не имеющим имени. Священные книги, догматика, понятия о правоверии и иноверии отсутствовали, их место занимали общепринятые религиозные практики: ритуалы, толкование предзнаменований. Жертвоприношение вполне могло носить манипулятивный характер,
Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (olwen2005@gmail.com).
Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igo7777@mail.ru).
1 Price S. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p.
а вопросы, касавшиеся его проведения и целей, далеко не всегда решали жрецы. Например, Ксенофонт описывает активную роль в этом деле военачальников и даже простых воинов.
Толкование знамений, однако, всегда оставалось уделом узкой жреческой касты. Дельфы были панэллинским святилищем, имеющим незыблемый авторитет. Религия Древней Греции не ставила во главу угла личное спасение в загробной жизни. Она должна была обеспечить процветание здесь, в этом мире (в случае с Ксено-фонтом — успешный побег от персов). Религиозные праздники сочетали в себе торжественность и ликование празднества. Ключевое значение для понимания древнегреческой религии имеет то, что именно религиозная практика, ритуал, а не вероисповедание и догматика являлись ее центром и нервом. Автор полагает, что, поставив в центр вопросы личного благочестия или веры, мы привносим презентистский взгляд на древнегреческую религию и смещаем акценты, что затрудняет ее рассмотрение во всей полноте.
Эта панэллинистическая религиозная система сформировалась в архаический период (УШ-У1 вв. до Р. Х.), когда Олимпия, Дельфы, Немея (Немейские игры в честь Зевса), Истмия (Храм Посейдона) выделились в качестве панэллинских святилищ, а Гомер и Гесиод разработали генеалогии богов и их именования. Однако многие из этих представлений продолжали существовать и во II в. по Р. Х. Так, сохранялись верования в то, что Афина — дочь Зевса, и что боги могут являться отдельным людям, как они являлись героям Гомера. Подтверждение этому встречается, например, в Деяниях Апостолов (см.: Деян. 14: 8-18): жрец Зевса в городе Листре принимает Варнаву и Павла за Зевса и Гермеса («боги в образе человеческом сошли к нам»), намеревается совершить вместе с другими горожанами жертвоприношение и устроить празднество. Второе свидетельство долговечности панэллинистической религиозной системы Прайс находит у Павсания, выходца из Лидии (Малая Азия), автора «Описания Эллады» (между 150 и 175 гг. н. э.). Он подробно изображает господствовавшую в то время древнегреческую религиозную систему, а не просто реликвии прошлого, хотя и прошлое ему было очень дорого.
В первой главе монографии («Введение») излагается методология Саймона Прайса. Большое значение религиовед придает правильной работе с источниками. Действительно, источников для изучения религии Древней Греции множество: в научной литературе едва ли найдется автор, так или иначе не затрагивавший греческую или римскую религию, поскольку она, как мы сказали, пронизывала собой все сферы общественной и частной жизни. Сочинения охватывают период от Гомера и Гесиода до Павсания и далее. К источникам также относятся другие тексты: надписи на камне или бронзе, фиксирующие детали религиозных (священных) календарей, священные законы и гражданские декреты относительно отправления культов. Реконструкция ритуала или мифов на основе этих памятников может быть весьма проблематична. Письменные источники крайне вариативны по качеству и представленным данным. Прайс, тем не менее, старается найти преемственность между античными авторами (например, Ксенофонтом и Павсанием) и в то же время сохранить каждому его личный голос. Кроме того, в книге сделан особый акцент на имеющихся археологических свидетельствах из святилищ и изображениях совершавшихся ритуалов. При их сопоставлении с литературными свидетельствами возникают серьезные сложности. В качестве яркого примера автор приводит описание четырех храмов, предшествовавших дельфийскому, построенному в конце VI в. до Р. Х.: хижины из лавра; воскового храма, созданного пчелами; бронзового храма Гефеста и Афины и каменного храма героев Трофония и Агамеда, сгоревшего в 548 г. до Р. Х.
Археологические данные и литературные источники требуют особой осторожности при интерпретации. В идеале их следует сначала тщательнейшим образом изучать порознь и лишь потом пытаться сопоставлять. Автор полагает, что ни в коем случае нельзя нагромождать «факты» из текстов, прочтенных без учета контекста, неизвестного и не подходящего для данной интерпретации. Историк древнегреческой
религии должен ориентироваться как в современных философских и религиоведческих категориях и вопросах, так и в античных реалиях.
Во второй главе («Боги, мифы и праздники») рассматриваются истоки и особенности формирования пантеона богов, их иконографии, происхождение праздников и сопутствовавших им спортивных состязаний, а также трагедии, комедии, «гомеровы гимны» и их роль в жизни греков.
Третья глава («Места религиозного культа») посвящена храмам — самым ярким археологическим свидетельствам древнегреческой религии, их возникновению, содержанию, использованию. Сокровищницы храмов дожили до поздней античности и времен христианства как государственной религии.
Глава четвертая («Власть, контроль и кризис») отведена жречеству (как мужскому, так и женскому), главной функцией которого было исполнение ритуала. Жрецами становились по-разному: жребием, выборным путем, по праву рождения и т. д. Жрецы часто имели определенные ограничения, выделявшие их из среды обычных граждан полиса (так, жрец Афины в Афинах не мог есть аттический сыр). Существенное значение в ритуале также придавалось половому воздержанию. Разбирается и такой феномен греческой религии, как оракулы. Городское собрание Афин, например, занималось вопросами культа, строительства храмов, введением новых культов — подобным темам уделялось большое внимание. Преступления, связанные с нечестием, регулировались законом и решением народного собрания. Самые известные случаи: насмешка над Элевсинскими мистериями, разрушение герм и суд над Сократом.
Пятая глава («Девочки и мальчики, женщины и мужчины») посвящена ритуалам, которые древний грек проходил в течение жизни: рождение и сопутствующие обряды, обряды перехода (например, «медведица Артемиды» у девочек), связанные с различными религиозными ролями в повседневной гражданской и праздничной религиозности мужчин и женщин, а также проклятия и обряды, имевшие отношение к смерти и погребению. Подробно разбираются, в частности, Элевсинские мистерии как часть жизни афинян.
Глава шестая («Отдельные культы») касается культов, исполнявшихся по личному выбору человека, в отличие от общепринятых. Так, родители могли отдать детей на служение в определенном культе, некоторые люди искали очищения в Элевсин-ских мистериях, другие имели личные видения и откровения. На первом месте среди подобных культов стоит культ бога-целителя Асклепия2. Прайс рассматривает Диони-сийские мистерии, мистериальные культы орфиков, пифагорейцев и другие, вплоть до позднеантичного культа Исиды.
В седьмой главе («Греческие мыслители») автор полемизирует с концепцией, пришедшей к нам из эпохи французского Просвещения: древнегреческие философы были-де скептиками, отвергавшими учение о богах, подобно тому как философы Франции ХУШ в. отвергали Церковь. Автор подчеркивает, что в Древней Греции не существовало стройной системы, которую можно было бы отвергать: древнегреческая религия с ее отсутствием сформулированного и артикулированного богословия не сопоставима с Христианской Церковью времен французской революции. Кроме того, декларирование себя атеистом для Древней Греции не характерно. Ни один из ведущих философов так не поступал, а имевшие место отдельные случаи считались странными исключениями. В главе рассматривается отношение к религии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и Диогена.
2 Подробнее см.: Джарман О.А. Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной традиции // Христианское чтение. СПб. : Изд-во СПбПДА. 2010. №3. С. 113-143; Джарман О.А., ГавриловИ.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: «Гуманитарные науки». СПб. : СПб. инж.-экон. ун-т. 2009. №4. С.76-84; Джарман О.А. Гаври-лов И. Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Общество. Среда. Развитие. СПб. : Центр науч.-информ. технологий «Астерион». 2011. №2. С. 109-112.
Глава восьмая («Ответ на греческую религию») посвящена восприятию древнегреческой религии другими народами и носителями иных религиозных культур: римлянами (в том числе экспорт греческой религии), евреями, христианами, а также взаимоотношениям с ней христианских императоров. Автор делает вывод о дальнейшем «встраивании» элементов древнегреческой религии в традицию греческого православия вплоть до наших дней.
Монография С. Прайса демонстрирует высокий уровень научного исследования и дает широкую картину религиозной жизни Древней Греции. Она будет интересна как студентам, так и преподавателям истории, философии, культурологии и религиоведения.
Источники и литература
1. Price S. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 230 p.
2. Джарман О. А. Гаврилов И.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: «Гуманитарные науки». — СПб. : СПб. инж.-экон. гос. ун-т. 2009. № 4. С. 76-84.
3. Джарман О. А, Гаврилов И. Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Общество. Среда. Развитие. — СПб. : Центр науч.-информ. технологий «Астерион». 2011. № 2. С. 109-112.
4. Джарман О. А. Раннее христианство и античные религии // Христианское чтение. — СПб. : Изд-во СПбПДА. 2014. № 5. С. 232-234.
5. Джарман О.А Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной традиции // Христианское чтение. — СПб. : Изд-во СПбПДА. 2010. №3. С. 113-143.
O. Dzharman, I. Gavrilov. The Religious World of Ancient Greece. A review of Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p.
The article is a review of the monograph of the famous religious scholar Simon Price, Religions of Ancient Greece. The authors give an assessment of the methodology, expound a summary of the chapters of the book, and show that Price, offering a broad picture of the religious life of Ancient Greece, demonstrates a high level of scholarly research. The publication, according to the authors, contains one of the best reviews of ancient Greek religion, covering almost the entire history of antiquity, and will be of interest to students and teachers of history, philosophy, culture and religious studies.
Keywords: Ancient Greece, Simon Price, ancient religion, history of Religions, Religious Studies, ancient philosophy, ancient temple, Greek mythology, Greek oracles, daily life of the ancient Greeks.
Olga Aleksandrovna Jarman — Candidate of Medicine, Senior Lecturer of the Department of Humanities and Bioethics at St. Petersburg Pediatric Medical University (olwen2005@ gmail.com).
Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (igo7777@mail.ru).