Научная статья на тему 'Религиозный контекст "конституционной революции" конца 20-х - начала 30-х годов XIX века в Великобритании и отмена ограничений политических прав диссентеров 1828 года'

Религиозный контекст "конституционной революции" конца 20-х - начала 30-х годов XIX века в Великобритании и отмена ограничений политических прав диссентеров 1828 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / "CONSTITUTIONAL REVOLUTION" / DISSENTERS / "РАЗУМНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ" / "REASONABLE CONSERVATISM" / ПАРТИЯ ТОРИ / TORY PARTY / ДИССЕНТЕРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клочков Виктор Викторович

В статье рассматривается религиозная ситуация в Великобритании последней трети 20-х годов XIX века и положение диссентеров в этот период, исследуется роль и значение религиозной реформы 1828 года в становлении принципов «разумного консерватизма» Р. Пиля и позиция политической партии тори по отношению к ней. Автор анализирует текст The Sacramental Test Acts и парламентские дебаты в ходе его принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS CONTEXT OF THE "CONSTITUTIONAL REVOLUTION" OF THE LATE 20S - EARLY 30S OF THE XIX CENTURY IN GREAT BRITAIN AND THE ABOLITION OF RESTRICTIONS ON POLITICAL RIGHTS OF DISSENTERS OF 1828

The religious situation in Great Britain of the last third of the 20th of the XIX century has been revealed in the article as well as the position of dissenters in the examined period. The role and significance of the religious reform of 1828 and the position of the Tory party towards it is taken into consideration. A kind of special attention is given to the analysis of the text of the Sacramental Test Acts of 1828 and parliamentary debates upon it. The significance of the religious reform of 1828 in the formation of R. Peel’s «reasonable conservatism» is also examined.

Текст научной работы на тему «Религиозный контекст "конституционной революции" конца 20-х - начала 30-х годов XIX века в Великобритании и отмена ограничений политических прав диссентеров 1828 года»

УДК 340 (091) ББК 67.3

Клочков Виктор Викторович Klochkov Victor Victorovich

заведующий кафедрой теории права Института управления в экономических, экологических и социальных системах (ИУЭС) Южного федерального университета кандидат исторических наук, доцент.

Head of the Law Theory Department, the Institute of Management in Economic, Environmental and Social Systems (IUES) of the Southern Federal University, PhD in History, Associate Professor. E-mail: [email protected], [email protected]

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНТЕКСТ «КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ» КОНЦА 20-Х - НАЧАЛА 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ОТМЕНА ОГРАНИЧЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ДИССЕНТЕРОВ 1828 ГОДА

The religious context of the «constitutional revolution» of the late 20s - early 30s of the XIX century in Great Britain and the abolition of restrictions on political

rights of dissenters of 1828

В статье рассматривается религиозная ситуация в Великобритании последней трети 20-х годов XIXвека и положение диссентеров в этот период, исследуется роль и значение религиозной реформы 1828 года в становлении принципов «разумного консерватизма» Р. Пиля и позиция политической партии тори по отношению к ней. Автор анализирует текст The Sacramental Test Acts и парламентские дебаты в ходе его принятия.

Ключевые слова: «конституционная революция», диссентеры, «разумный консерватизм», партия тори.

В ряду мероприятий, проведенных последним торийским кабинетом герцога Веллингтона (январь 1828 - ноябрь 1830 года), религиозная реформа, связанная с предоставлением политических прав диссентерам (протестантам, не являющимся приверженцами официальной англиканской церкви), прямо затрагивавшая основы конституционного порядка, установленного Славной революцией 1688 года, занимает совершенно особое место. Эта реформа оценивалась современниками как очень важная и существенная, поскольку затрагивала «фундаментальные основы английской конституции» [4, р. 263]. Сам же конституционный порядок, установленный в 1688 году, воспринимался находящимся у власти торийским кабинетом герцога Веллингтона как «основа мира и благосостояния страны» [5, р. 338].

The religious situation in Great Britain of the last third of the 20th of the XIX century has been revealed in the article as well as the position of dissenters in the examined period. The role and significance of the religious reform of1828 and the position of the Tory party towards it is taken into consideration. A kind of special attention is given to the analysis of the text of the Sacramental Test Acts of1828 and parliamentary debates upon it. The significance of the religious reform of1828 in the formation ofR. Peel's «reasonable conservatism» is also examined.

Keywords: «constitutional revolution», dissenters, «reasonable conservatism», tory party.

Несмотря на столь очевидную реакцию современников, событиям 1828 года часто не уделяется особого внимания, а исследовательские приоритеты расставляются таким образом, что основной интерес ученых вызывает первая парламентская реформа. Это тем более удивительно, что в 1832 году право голоса дополнительно получили лишь около 300 тыс. человек, тогда как в 1828 году политические права имели 3 млн диссентеров [1, с. 2]. Современники говорили о «революции, постепенно совершающейся посредством права» [6, р. 25]. Британские же историки со времен Дж. Беста пишут о «конституционной революции» и той роли, которую сыграл в ней религиозный фактор [7, р. 226-234]. В свою очередь известный отечественный исследователь М. П. Айзенштат также указывала на «союз трона и алтаря», тесную связь высшего

духовенства и земельной аристократии, а также прочные позиции идеологии, базирующейся на принципах социальной иерархии и патернализма [2, с. 159]. Этот союз проявлялся не только в самом существовании «установленной» англиканской церкви, но и в том, что ее епископы назначались формально монархом, фактически - главой кабинета министров. Основой для назначения являлось происхождение и наличие протекции, которая в первой трети XIX века означала тесную связь с парламентской группировкой тори, а в палате лордов заседали 2 архиепископа и 24 епископа из 25 (кроме епископа Содора и о. Мэн) [3, с. 184-185].

Таким образом, основываясь на концепциях Дж. Кларка, Дж. Блэка и Ф. О' Гормана, современные историки исходят из того, что в Великобритании середины 20-х годов XIX века фактически существовало, хотя и в более мягкой, чем во Франции, форме, конфессиональное государство [8]. Согласно «Акту об устроении» 1701 года британский монарх не мог быть католиком или женатым на католичке [11, с. 2]. Что же касается связей епископата с земельной аристократией, то 2/3 прелатов, занимавших свои посты с 1783 по 1852 год, происходили из семей лордов и землевладельцев-джентри либо были связаны с ними брачными узами. Период между 1789 и 1828 годом стал временем наибольшего аристократического доминирования в англиканской церкви: из 51 назначенного епископа 12 были сыновьями лордов, 2 - сыновьями епископов, 16 - сыновьями джентльменов, и только один имел «плебейское происхождение», не являясь сыном джентльмена [12, р. 7].

Очевидная взрывоопасность ситуации, когда из 21-миллионного населения Великобритании к середине 20-х годов XIX века почти половина (3 млн диссентеров и около 7 млн

католиков) так или иначе ограничивалась в гражданских и политических правах, исходя из принципа принадлежности к официальной церкви, способствовала постепенному осознанию лидерами торийского кабинета того, что проблема предоставления гражданских и политических прав диссентерам и католикам должна быть разрешена. Что касается диссен-теров, то их положение было несколько более предпочтительным, поскольку с 1727 года ежегодно издавался «Акт об освобождении от ответственности» за нарушение статутов 1661 и 1673 годов [13; 14]. Еще в марте 1827 года был утвержден специальный парламентский комитет по отмене ограничительных мер для диссентеров. 28 февраля 1828 года лорд Дж. Рассел внес в нижнюю палату парламента билль (Sacramental Test Bill) об отмене законодательных ограничений (Test and Corporation Acts)* по занятию официальных должностей диссентерами (протестантами, не являющимися приверженцами официальной англиканской церкви) [4, p. 700, 729, 744, 1185, 1197, 1497].

Обсуждение предложения Дж. Рассела в палате общин обнаружило значительное усиление реформистских настроений в парламенте. Стало очевидно, что внесенный им билль представлял собой хорошо просчитанный тактический шаг, имеющий своей стратегической целью ослабление кабинета Веллингтона и, как следствие, консолидацию и усиление вигской группировки в парламенте. В свою очередь торийский кабинет практически не сопротивлялся отмене актов против диссентеров, в 1828 году Р. Пиль вступил по этому поводу в переписку со своим университетским наставником Ч. Ллойдом, который в 1827 году занимал пост епископа Оксфордского** [15, p. 64-65]. Последний посоветовал ему узнать мнение епископов.

* Test Acts - серия парламентских актов (1673, 1678 и 1681 годы), согласно которым нонконформисты не допускались к занятию государственных должностей без принятия присяги на верность монарху и отречения от ключевой доктрины пресуществления (евхаристии), характерной для приверженцев протестантских сект. Corporation Acts - часть «Кодекса Кларендона» (1661-1665 годы) - серии законодательных мер, принятых парламентом в целях укрепления позиций официальной англиканской церкви после реставрации Стюартов и устанавливающих ряд ограничений для нонконформистов.

** Ллойд Чарльз (1784-1829) - профессор богословия и епископ оксфордский с 1827 по 1829 год. Готовил Р. Пиля к экзаменам в университет. С 1819 по 1822 год исполнял обязанности прелата в Линкольн Инн по протекции Р. Пиля. Профессор теологии, его учениками были основатели «оксфордского движения» Р. Фрауд, Дж. Г. Ньюман и Э. Пьюзи.

Существуют свидетельства того, что Р. Пиль консультировался с архиепископами Йорка и Кентербери, а также с епископами Дарема, Лондона, Честера и Ллэндафа. Все склонялись к замене причастия как «проверки» на декларацию о признании «установленного» статуса официальной англиканской церкви. Этот факт дал основания Честерскому прелату Ч. Бломфилду расценивать парламентский акт 1828 года об отмене ограничений для диссентеров как «меру епископов» [16, p. 102]. Лорд Элдон, лидер группировки ультра-тори, писал о том, что «администрация уговорила архиепископов и большинство епископов, к их стыду,... поддерживать этот революционный билль» [17, p. 37]. В силу указанных обстоятельств законопроект легко прошел в нижней палате (большинство в 44 голоса). Ни один из епископов не голосовал против правительственных мер. Не встретив серьезного сопротивления тори, Sacramental Test Bill 9 мая 1828 года стал законом [4, XVIII, p. 1495].

Газета «Таймс» назвала отмену ограничений прав диссентеров «ошеломляющим событием, имеющим огромное значение для страны» [18]. Современники полагали, что это событие изменило «фундаментальные принципы конституции» [4, XIX, p. 170]. По мнению редакторов «Эньюал Реджистер» это был «первый после 1688 года успешный удар против государственной церкви» [19, p. 84]. Согласно условиям Sacramental Test Acts, нонконформисты получили право на доступ в парламент, а также к государственным и муниципальным должностям. При этом более не требовалось приносить присягу на верность по англиканскому образцу.

Что касается английского монарха, то Георг IV был крайне недоволен сложившейся ситуацией и не скрывал раздражения позицией своих министров. И если обсуждение вопросов, затрагивающих королевскую прерогативу, в палате общин монарх еще был склонен считать допустимым, то прямое вмешательство парламента в прерогативные полномочия короны, получившее конституционное оформление в виде статута, расценивалось как следствие соглашательской позиции Веллингтона и Р. Пиля. В письме последнему Георг IV не без сарказма отметил, что его министры немало способствовали тому, что «королевская власть в нашей стране слишком быстро улетучивается» [20, p. 101].

Современные исследователи в большинстве своем склонны полагать, что реформа 1828 года уронила престиж Веллингтона [21; 22; 23; 24; 25], однако, на наш взгляд, это не совсем так. Сторонники вигов остались довольны позицией премьер-министра, тори, отдавая дань последовательности Веллингтона в сложной политической ситуации, были склонны считать, что «герцог доказал, что может управлять страной не хуже, чем командовать армией» [26]. Даже ультра-тори были уверены, что Веллингтон, вынужденно уступив в частном вопросе о предоставлении политических прав диссентерам, никогда не допустит эмансипации католиков. С учетом изложенного, наиболее взвешенной представляется позиция, высказанная в новейших исследованиях Б. Хилтона. Ученый полагает, что вынужденные уступки кабинета Веллингтона в вопросе о предоставлении политических прав дис-сентерам стали следствием не столько «соглашательства», отмеченного Георгом IV, сколько отсутствия выверенной стратегии поведения кабинета министров по вопросам политической повестки, сформированной под давлением на парламент извне, и выходящей за рамки традиционного представления о нем как о проводнике ординарной прерогативы [27, р. 66-72].

В мае 1828 года торийские министры впервые в конституционной истории страны оказались в ситуации, когда перед ними встал выбор: допустить обсуждение прерогативных полномочий короны в парламенте и пойти на их ограничение по болезненному, но частному эпизоду, однако сохранить при этом твердую позицию в принципиальном для тори вопросе об эмансипации католиков. Кабинет Веллингтона выбрал путь наименьшего сопротивления не из слабости, а в силу того немаловажного обстоятельства, что англиканский епископат и все политические группировки внутри партии тори были склонны уступить в малом, чтобы сохранить большее, поскольку с точки зрения торийских министров эмансипация католиков означала не просто предоставление им политических права, но покушение на саму основу конституционного порядка в Ирландии. В этом отношении следует признать, что торийский кабинет проявил не слабость, а тактическую гибкость, не до конца понятую современниками и не оцененную по достоинству исследователями.

Литература

1. Соловьева Т. С. Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е годы XIX века): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1999.

2. Айзенштат М. П. Власть и общество Британии 1750-1850. М., 2009.

3. Стецкевич Е. С., Стецкевич М. С. «Конституционная революция» в Англии (18281832) и англиканский епископат // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76).

4. Hansard Parliamentary Debates. New (2nd) Series. Commencing with the Accession of George IV.

5. Lord Ellenborough. Political Diary, 18281830 / еd. by Lord Colchester. L., 1881. Vol. 1.

6. The Crocker Papers. The Correspondence and Diaries of John Wilson Crocker / еd. by. L. J. Jennings. L.,1884. Vol. II.

7. Best J. A. The Constitutional Revolution, 1828-1832 and its Consequences for the Established Church // Theology. 1959. № 468. Vol. 62.

8. Clark J. C. D. English Society 1660-1832: Religion, Ideology and Politics During the Ancien Regime. Cambridge, 2000.

9. Black J. British Politics and Society from Walpole to Pitt, 1744-1789. L., 1990.

10. O'Gorman F. The Long Eighteen Century: British Political and Social History, 16881832. L., 1997.

11. An Act for the Further Limitation of the Crown and Better Securing the Rights and Liberties of the Subject. 12&12 Will. Vol. III.

12. Soloway R. A. Prelates and People. Ecclesiastical Social Thought in England, 17831852. L., 1969.

1 3. An Act for Preventing Dangers which may Happen from Popish Recusants. 25 Car. Vol. II.

14. Statutes of the Realm. L., 1819. Vol. V.

15. Memoirs of the Right Honorable Sir Robert Peel / ed. by L. Mahon & E. I. Cardwell. 1856. Vol. I.

16. A Memoir of Charles James Blomfield. L., 1864. Vol. I.

17. The Public and Private Life of Lord Chancellor Eldon. With Selection from His Correspondence / еd. by H. Twiss. L., 1844. Vol. III.

18. The Times. 1828. 23 February.

19. The Annual Register. 1828. Vol. LXX.

20. Sir Robert Peel from His Private Papers / еd. by C. S. Parker. L., 1899. Vol. II.

Bibliography

1. Soloviova T. S. Religious Policy of Liberal Tories in England (20th of the XIX Century). Ref. of PhD Thesis. Moscow, 1999.

2. Aisenstat M. P. The Power and Society in Britain 1750-1850. Moscow., 2009.

3. Stetskevich E. S., Stetskevich M. C. «Constitutional Revolution» in England (1828-1832) and Anglican Clergy // Managerial Consulting. 2015. № 4 (76).

4. Hansard Parliamentary Debates. New (2nd) Series. Commencing with the Accession of George IV.

5. Lord Ellenborough. Political Diary. 18281830 / ed. by Lord Colchester. L., 1881. Vol. 1.

6. The Crocker Papers. The Correspondence and Diaries of John Wilson Crocker / ed. by. L. J. Jennings. L.,1884. Vol. II.

7. Best J. A. The Constitutional Revolution, 1828-1832 and its Consequences for the Established Church // Theology. 1959. № 468. Vol. 62.

8. Clark J. C. D. English Society 1660-1832: Religion, Ideology and Politics During the Ancien Regime. Cambridge, 2000.

9. Black J. British Politics and Society from Walpole to Pitt, 1744-1789. L., 1990.

10. O'Gorman F. The Long Eighteen Century: British Political and Social History, 16881832. L., 1997.

11. An Act for the Further Limitation of the Crown and Better Securing the Rights and Liberties of the Subject. 12&12 Will. Vol. III.

12. Soloway R. A. Prelates and People. Ecclesiastical Social Thought in England, 17831852. L., 1969.

13. An Act for Preventing Dangers which may Happen from Popish Recusants. 25 Car. Vol. II.

14. Statutes of the Realm. L., 1819. Vol. V.

15. Memoirs of the Right Honorable Sir Robert Peel / ed. by L. Mahon & E. I. Cardwell. 1856. Vol. I.

16. A Memoir of Charles James Blomfield. L., 1864. Vol. I.

17. The Public and Private Life of Lord Chancellor Eldon. With Selection from His Correspondence / ed. by H. Twiss. L., 1844. Vol. III.

18. The Times. 1828. 23 February.

19. The Annual Register. 1828. Vol. LXX.

20. Sir Robert Peel from His Private Papers / ed. by C. S. Parker. L., 1899. Vol. II.

21. Briggs A. The Age of Improvement. L., 1995.

22. Davis R. W. The Strategy of Dissent in the Repeal Campaign, 1820-1828 // Journal of Modern History. 1966. Vol. 38.

23. Machin G. I. T. Resistance to Repeal of the Test and Corporation Acts, 1828 // Historical Journal. 1979. Vol. 22. № 1.

24. Hole R. Pulpits, Politics and Public Order in England, 1760-1832. Cambridge, 1989.

25. Melikan R. A. John Scott, Lord Eldon, 1751-1838. The Duty of Loyalty. Cambridge, 1999.

26. The Morning Post. 1828. 28 July.

27. Hilton B. A. Mad, Bad and Dangerous People? England, 1783-1846. Oxford, 2006.

21. Briggs A. The Age of Improvement. L., 1995.

22. Davis R. W. The Strategy of Dissent in the Repeal Campaign, 1820-1828 // Journal of Modern History. 1966. Vol. 38.

23. Machin G. I. T. Resistance to Repeal of the Test and Corporation Acts, 1828 // Historical Journal. 1979. Vol. 22. № 1.

24. Hole R. Pulpits, Politics and Public Order in England, 1760-1832. Cambridge, 1989.

25. Melikan R. A. John Scott, Lord Eldon, 1751-1838. The Duty of Loyalty. Cambridge, 1999.

26. The Morning Post. 1828. 28 July.

27. Hilton B. A. Mad, Bad and Dangerous People? England, 1783-1846. Oxford, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.