УДК 32
Л. Н. Гарас
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ: КРЫМСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В статье анализируются место и роль религиозного фактора в контексте современных трансформационных процессов в Крыму. Подчеркивается амбивалентная роль религии, которая не всегда является созидательной силой, а в определенных условиях может выступать потенциально деструктивным фактором и продуцировать конфликты, угрожая при этом не только духовному, но и социально-политическому пространству. Акцентируется внимание на базовых рисках и угрозах, среди которых выделяются радикализация ислама и распространение деструктивных нетрадиционных религий и культов. Раскрывается специфика проявления религиозного фактора в полиэтничном и поликонфессиональном крымском сообществе. Подчеркивается, что для сохранения мира и стабильности, а также для предупреждения конфликтов и разрешения противоречий современная крымская политическая реальность требует продуманной политики и адекватных совместных действий государства и гражданского общества.
Ключевые слова: религиозный фактор, межконфессиональная напряженность, нетрадиционные религиозные объединения, деструктивные культы, радикализм, стабильность, безопасность, диалог
Конец ХХ в. актуализировал значение религиозного дискурса в публичном и политическом пространстве в новых конфигурациях: «Традиционные религии оказались равноположены светским институтам, новым религиозным движениям, частным манифестациям отдельных индивидов» (Мчедлова, 2014, с. 70).
Сегодня преждевременно говорить о торжестве секулярных процессов и о слабости позиции религии; она не исчезла, а, наоборот, демонстрирует свое разнообразие и адаптивность. Конечно, секуляризацию нельзя интерпретировать только «как однонаправленный процесс, ведущий к упадку религии и религиозности в обществе». Это «нелинейный процесс изменения положения религии, религиозных институтов в обществе, изменения религиозного мировоззрения социума» (Синелина, 2009, с. 15), характеризующийся цикличностью.
Несмотря на «расколдовывание мира», большая часть современных «неверующих», по утверждению М. Элиаде, ведут себя религиозно, хотя сами не осознают этого (Элиаде, 1994, с. 129). Так, в процессе индивидуального поиска духовности получает распространение так называемая вера без принадлежности (belonging without believing), т. е. принадлежность к религиозной традиции, к конфессии без активной сознательной веры. По данным, полученных в ходе Всероссийского репрезентативного опроса в 2012 г., 25 % россиян ответили: «Верю в Бога (высшую силу), но конкретную религию не исповедую» (Исследовательская служба «Среда», http://sreda.org).
Сегодня, когда Российская Федерация пополнилась новыми субъектами, особо актуально стоит вопрос позитивной интеграции Крыма в российскую действительность. Для этого необходим всесторонний анализ различных факторов, прямо или потенциально обусловливающих развитие полуострова. Современ-
© Л. Н. Гарас, 2014
ные трансформационные процессы в Крыму свидетельствуют о необходимости анализа общественно-политических процессов на региональном уровне, а также требуют осмысления, актуализируя вопросы безопасности государства, поиска векторов его развития, взаимоотношений социальных, этнических групп и конфессий. В данном аспекте особо акцентируется проблема веры, так как религия «по силе и глубине своего воздействия на умонастроения и чувства людей» «выступает одним из мощных рычагов управления общественным сознанием и поведением» (Василенко, 2006, с. 12), что необходимо принимать во внимание.
Цель настоящей статьи — определение места и роли религиозного фактора в контексте современных трансформационных процессов в Крыму, а также анализ базовых угроз и рисков безопасности региона, среди которых особо выделяются радикализация ислама и распространение деструктивных нетрадиционных религиозных движений и культов.
Крым — уникальный полиэтнический и поликонфессиональный регион, в котором этнические процессы тесно переплетены с религиозной компонентой. Пограничное положение полуострова не только обеспечивает своеобразие этнокультурных смыслов и ориентаций населения, но и делает его ключевым игроком в черноморской геополитике.
Более половины (65,4 %) жителей полуострова считают себя верующими (Релтйнють укра'н^в, 2013, с. 27), но только 31 % из них соотносит себя с определенной конфессией, а остальные не идентифицируют себя ни с одной. Так, согласно социологическим опросам, проведенным Региональным институтом политических коммуникаций (РИПК), 61,8 % жителей столицы Республики Крым придерживаются в своей жизни религиозных ориентиров и только 8,4 % игнорируют их (РИПК провел социологическое исследование в Симферополе, http://ripc.at.ua). Необходимо отметить просматривающуюся корреляцию этнической и религиозно-конфессиональной идентичности: 76,5 % верующих россиян и 76,6 % украинцев засвидетельствовали свою принадлежность к православию, тогда как 86,6 % аналогичной группы крымских татар причислили себя к последователям ислама (Особливост со^ально-культурно)' i громадянсько)' идентичности 2008, с. 12). Тем не менее данные свидетельствуют о том, что только 7,5 % крымских татар осуществляют намаз регулярно, а 22,8 % — периодически. Большинство мусульман все же воспринимают ислам в качестве культурной традиции (79,5 %); глубоко верующими называют себя только 18 % респондентов. Интересно, что к атеистам отнесли себя 0,5 % крымских татар. Таким образом, люди остаются верующими, но не связывают ее с осуществлением религиозных предписаний, что также вписывается в магистральные тренды изменения роли религиозного фактора (Муратова, http://risu.org.ua).
Православие в Крыму является самой многочисленной конфессией и представлено Симферопольской и Крымской епархией (1859 г.) Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). В ноябре 2008 г. из ее состава выделилась Джанкойская, а в декабре 2012 г. — Феодосийская епархии. На 1 января 2010 г. УПЦ МП объединяла 558 общин (Релтйна мережа в Украшы, 2011, с. 11).
Факт отсутствия единства в православной среде Украины и представленности ее несколькими центрами нашел отражение и в Крыму. Однако необходимо
акцентировать внимание на небольшом количестве общин, входящих в другие центры. Так, Крымская епархия Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) представлена 40 общинами (Там же, с. 13), а Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — только 10.
Таким образом, межправославные конфликты на Украине в своеобразном контексте преломились и в крымской среде: наиболее влиятельной остается УПЦ МП, традиционно выступающая оплотом РПЦ; УАПЦ себя никак не проявляет, а УПЦ КП, занимая подчеркнуто проукраинскую позицию, также поддерживает хорошие отношения с Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК, 1991 г.) и лидерами Меджлиса. Например, в связи с событиями последних месяцев в регионе крымские татары предложили священникам УПЦ КП отправлять свои богослужения в мечетях. Наибольшей степенью напряжения характеризуются отношения между крымскими епархиями УПЦ МП и УПЦ КП, а события, последовавшие за «крымской весной», позволяют характеризовать их как конфронтаци-онные, затрудняющие возможность налаживания диалога. Так, 25 апреля 2014 г. УПЦ КП обратилась к Президенту РФ В. В. Путину с требованием обеспечить соблюдение свободы совести и права религиозных организаций, а также принципов непредвзятости и равенства в отношении власти к религиозным организациям и этническим группам. Одновременно УПЦ КП обратилась к представителям украинской власти, международным организациям и международному сообществу с призывом заступиться за «угнетенных и обиженных» православных украинцев Крыма. Таким образом, характер отношений между Московским и Киевским патриархатами определяется высокой степенью проблематичности и политизации (Власть Крыма нарушила свои гарантии, http://risu.org.ua).
Однако наивысшим градусом потенциальной конфликтности и конфронтации обладают отношения между УПЦ МП и ДУМК: «крестоповалы», противоречия вокруг Успенского монастыря, установление поклонных крестов и многое другое. По заявлениям ДУМК, УПЦ МП целенаправленно проводит «христианизацию» детей и молодежи, в том числе и посредством образовательной системы: преподавание в школах Крыма «Основ православной культуры», навязывание христианских ритуалов мусульманам (например, «окропление»). И хотя большинство таких конфликтов разрешается, тем не менее нельзя гарантировать их отсутствие в будущем.
На фоне стремительного распространения идей радикального ислама, преследующего глобальную цель трансформации существующего миропорядка и зачастую использующего террористические методы, особо актуально не только возрождение ислама в Крыму, но и его адаптация к российской социально-политической действительности.
События весны 2014 г. резко повысили градус напряжения в межэтнической и межконфессиональной среде полуострова. Этому способствует ряд факторов.
Во-первых, Украина относилась к религии достаточно лояльно, что проявлялось в либеральном законодательстве. Так, Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (1991 г), применяемый при регистрации религиозных объединений, позволял существование и регистрацию различных религиозных организаций, в том числе радикального и деструктивного толка (отсутствие предварительной экспертизы при регистрации религиозных орга-
низаций). По словам имама Сирама Алифова, очень многое зависело от украинской власти: «Например, некоторые организации не могли долго получить разрешение на регистрацию, в то время другие регистрировались в кратчайшие сроки после подачи заявки» (Калениченко-Мухоморова, http://risu.org.ua). Однако с 2015 г. в РК и Севастополе должны вступить в силу законы РФ, а это совсем другие правила, в том числе и для исламской уммы.
Во-вторых, украинская власть практически не вмешивалась в дела религиозных организаций, пустив все практически на самотек, так как в рамках государства отсутствовала разработанная стратегия в религиозной и национальной сфере.
В-третьих, в Крыму отсутствует единство мусульман. Самым влиятельным на полуострове исламским объединением остается ДУМК, однако его бессменный глава, муфтий Эмирали Аблаев, подконтролен Меджлису. Это негативно воздействует на исламскую умму путем привнесения политической составляющей в религиозный процесс.
На 1 января 2013 г ДУМК объединяет 935 религиозных организаций (из них 576 действуют без регистрации), в том числе 929 общин (361 священнослужитель, в том числе 25 иностранцев), 5 духовных учебных заведений (237 слушателей), 74 воскресные школы, 2 периодических издания (1нформацмний зв^ Мастерства культури Укра'ни, http://mincult.kmu.gov.ua).
Наличие параллельного Таврического муфтията (2014 г) (Центральное духовное управление мусульман Крыма (2010 г.)) формирует потенциальные условия для противоречий и раскола между новообразованным муфтиятом и ДУМК. Параллельно с этим латентным конфликтом существует противостояние между православными и ДУМК.
В Крымском федеральном округе (КФО) действуют и автономные (независимые) общины, не входящие ни в один официальный духовный центр.
Отсутствие единого духовного центра пытались компенсировать политической организацией и возлагали некоторые надежды на интеграционный потенциал политической партии в рамках Украины (Партия мусульман Украины (ПМУ, 1997 г.), глава — Рашид Брагин). В 1998 г. были зарегистрированы Севастопольская городская организация ПМУ и Крымское региональное отделение, в том же году партия принимала малоуспешное участие в выборах в Верховную Раду Украины. Противоречия и внутренний раскол обусловили решение руководства о самороспуске партии в 2011 г. Таким образом, ПМУ не смогла консолидировать мусульманскую умму страны, хотя и поддерживала контакты с Меджлисом крымско-татарского народа, зарубежными партиями мусульманского мира, органами государственной власти.
В-четвертых, остается неопределенным правовой статус Меджлиса — представительного органа крымских татар, который функционирует вне правового поля (и украинского, и российского), поскольку не зарегистрирован как общественно-политическая организация. В январе 2015 г. руководству необходимо будет определиться со статусом данной организации. В ходе исследования крымские эксперты (23,3 % из них) указали на вероятное вхождение в ближайшей перспективе Меджлиса в правовое поле России. 36,2 % экспертов пророчат ему внеправовой статус. 40,5 % затруднились ответить на данный вопрос (РИПК
провел презентацию исследования «Крым: новая политическая реальность», http://ripc.at.ua). Тем не менее Меджлис не рискнул заявить о себе в Крыму как о силе, активно поддерживающей Мустафу Джемилева, т. е. занял выжидательную позицию. Однако в среде крымских татар есть члены Меджлиса, избранные в органы власти, которые сотрудничают с крымской властью, т. е. заняли активную позицию.
В-пятых, часть крымских татар поддерживает проукраинский вектор, мусульмане участвовали в событиях на Майдане, действия ДУМК соответствовали позиции Меджлиса. Так, муфтий ДУМК Э. Аблаев и глава меджлиса Р. Чубаров, нардеп М. Джемилев и ряд других представителей крымско-татарского сообщества не единожды высказывались в пользу евроинтеграционного вектора украинской политики, поддерживали и посещали акции на Майдане Независимости. Муфтий ДУМК призвал похоронить героев «Небесной сотни» на Майдане в Киеве: «Это станет символом борьбы украинского народа за демократические ценности, а также всегда будет напоминать власти о том, что власть в государстве принадлежит народу» (Духовный лидер крымских татар предложил хоронить погибших в противостояниях в Киеве на Майдане, www.novostimira.com.ua).
Интересно, что Духовный центр мусульман Крыма в период «крымской весны» уклонялся от прямых комментариев по поводу событий на Майдане, ограничившись призывом мусульман к сохранению мира и стабильности. Хотя референдум в Крыму Меджлис не поддержал, в то же время можно наблюдать либо некую форму двойной игры, либо отсутствие единства в Меджлисе. Учитывая связь Меджлиса и ДУМК, необходимо констатировать, что 20 ноября 2014 г. заместитель муфтия ДУМК Э. Баиров принимал участие в московской конференции на тему «Опыт религиозных общин по гармонизации этноконфессиональ-ных отношений и духовно-нравственному воспитанию молодежи» (Заммуфтия Крыма принял участие в религиозной конференции, http://qmdi.org). 27 ноября заместитель муфтия А. Исмаилов провел встречу со студентами V курса философского факультета Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Айдер Исмаилов провел лекцию об основах ислама, http://qmdi.org).
В то же время лидеры Меджлиса и ДУМК стремятся заручиться поддержкой внешних игроков, например Турции, особенно накануне визита Президента РФ В. В. Путина. На сегодняшний момент турецкое правительство выступает за «территориальную целостность» Украины и официально не признает воссоединение Крыма с Россией, хотя воздерживается от явной антироссийской риторики и стремится прагматически выстроить отношения с полуостровом (Сви-стунова, www.riss.ru). Так, 25 ноября 2014 г. в Турции на встрече правительства и президента Турции с делегацией крымско-татарского народа (в ее числе были народный депутат Украины, уполномоченный президента Украины по делам крымско-татарского народа М. Джемилев, глава Меджлиса крымско-татарского народа Р. Чубаров, муфтий ДУМК Э. Аблаев и др.). Турция подтвердила финансирование строительства Соборной мечети в Симферополе. Муфтий ДУМК выразил надежду на возобновление работы турецких преподавателей религии в Крыму (большинство из них прекратили свою деятельность из-за нового правового поля) (Джемилев и Чубаров отправляются на встречу с президентом Турции, http://qha.com.ua).
Интересны результаты опроса, проведенного Центром Разумкова в 2011 г. На вопрос «Насколько Меджлис защищает интересы крымско-татарского народа?» 25 % респондентов из среды крымских татар ответили, что полностью, 39,7 % — в некоторой степени, 11,4 % — почти не защищает, 7,1 % — полностью не защищает (Центр Разумкова оценил рейтинг Меджлиса в Крыму, www.razumkov.org.ua).
Таким образом, в среде крымских татар нет единства в оценке роли Меджлиса. Оппозиция Меджлиса существовала и в украинский период, однако не имела сильного веса. Сегодня она представлена рядом общественных организаций, высказавшихся о намерении конструктивного взаимодействия с российской властью. Так, 4 ноября 2014 г в Симферополе был учрежден «Общественный Совет крымско-татарского народа», в который вошли руководители 22 общественных организаций, среди них: «Милли Фирка», «Къырым бирлиги», «Крым-Юрт», «Койдешлер», «Иллери», Совет старейшин Алушты и др. (Оппоненты Меджлиса собрались выступать от имени крымских татар, http://15minut.org). Председатель «Общественного совета» Сейтумер Ниметуллаев заявил, что данная организация не только будет официально представлять крымско-татарский народ в России, но и берет на себя ответственность в 2015 г. организовать выборы в Курултай крымско-татарского народа (Вслед за параллельным муфтиятом «путинские татары» создадут карманный Курул-тай, http://investigator.org.ua).
30 ноября 2014 г. на конференции «Общественного совета крымско-татарского народа» было принято обращение к президентам России и Турции о налаживании добрососедских отношений между государствами, а Крым объявлен «мостом дружбы» между государствами (Крымским татарам предложили провести всемирный съезд в Москве, http://15minut.org). 1 декабря 2014 г. доверенное лицо президента РФ, советник Ассамблеи народов России С. Садыков призвал «Общественный совет крымско-татарского народа» провести всемирный крымско-татарский съезд в Москве.
В-шестых, необходимо отдельно определить роль лидеров крымских татар. Так, М. Джемилев и Р. Чубаров стали персонами нон грата в Крыму до 2019 г Заявив о своей проукраинской и прозападной позиции, они посредством Меджлиса пытаются подогревать русофобские настроения в крымско-татарской среде полуострова, всячески акцентируя внимание на «оккупации» Крыма, на консолидированном выступлении украинцев и крымских татар для «освобождения» Крыма.
В марте М. Джемилев встречался с представителями Европейской службы внешних действий и лидерами НАТО и призывал ввести миротворческие войска ООН в Крым и не принимать во внимание результаты предстоящего референдума (Джемилев попросил НАТО и ООН ввести миротворческие войска в Крым, http://news.liga.net). В апреле он обращался к правительству Турции с просьбой закрыть Босфор для российских военных кораблей, а также встречался с вице-президентом США Дж. Байденом. 20 августа 2014 г. он получил статус уполномоченного по вопросам крымско-татарского народа при Президенте Украины. Летом М. Джемилев и И. Коломойский в Днепропетровске подписали меморандум о создании спецбатальона Национальной гвардии «Крым» (на шевронах «Крыма» изображен герб Меджлиса). По словам М. Джемилева, около 450 крымских татар принимают участие в различных добровольческих батальонах в АТО на Донбас-
се (Джемилев обсудил с Порошенко создание батальона крымских татар, http:// society.lb.ua). И хотя о массовом участии крымских татар в данной авантюре не приходится говорить, все же это может негативно отразиться на межэтнических и межрелигиозных отношениях и обусловить раскол в крымском сообществе.
М. Джемилев и Р. Чубаров также принимают активное участие в избирательном процессе Украины. На выборах в Верховную Раду Украины они баллотировались от партии по списку «Блока Петра Порошенко», а М. Джемилев вновь стал депутатом украинского парламента.
В-седьмых, активно муссируется тема наличия «ликвидационных списков» и подогреваются страхи в среде крымских татар относительно повтора сталинских репрессий и депортации в Центральную Азию. Недавно М. Джемилев заявил, что служба в Российской армии будет «добровольной депортацией крымско-татарского народа» (М. Джемилев: призыв в армию РФ в Крыму, www.unn. com.ua). Все страхи и стереотипы обостряются на фоне обысков учебных заведений, процесса изъятия экстремистской запрещенной литературы в РФ. Например, 21 ноября 2014 г. на Центральном рынке Симферополя Управлением по противодействию экстремизму МВД РФ было задержано 15 человек по подозрению в причастности к религиозному экстремизму (На рынке Симферополя задержали 15 крымских татар, http://qha.com.ua).
В современном мире в качестве одной из угроз безопасности государства и региона выступает радикализация ислама. Возрождение ислама в Крыму первоначально обусловило турецкий вектор его развития, однако со временем стала все более заметно просматриваться «арабская линия» ислама, и теперь налицо арабо-турецкое соперничество за влияние на мусульман Крыма. Традиционно крымские татары придерживаются одного из направлений исламской правовой школы — ханафитского мазхаба, однако в современных условиях часть из них переориентировалась на нетрадиционный мазхаб и нетрадиционные течения ислама (ваххабизм (салафиты), «Джамаат Таблиг», «Ихван аль-Муслимун» и др.). Сегодня некоторые организации официально запрещены, однако продолжают осуществлять свою деятельность. Особенно серьезные опасения вызывает быстрый рост приверженцев радикальных и экстремистских идей в молодежной среде, в том числе рост поддержки «Партии исламского освобождения», использующей религию в политических целях. Так, 12 ноября 2013 г. в обращении ветеранов Национального движения крымских татар и крымско-татарской общественности отмечено: «Используя энергию молодых, их тягу к религии, стремление изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своего народа, резиденты "Хизб ут-Тахрир", прикрываясь именем Ислама, смогли обманным путем вовлечь в свои ряды немало молодых людей» (Крымские татары против «Хизб ут-Тахрир», http://sebat.org.ua). Рекрутирование в ряды «Хизб ут-Тахрир» активно проводится и в славянской среде. Молодежь вынудили нарушать традиции, забыть о своих семьях и воевать в Сирии, гибнуть на чужой земле за чуждые идеи и интересы. Согласно российскому законодательству «Хизб ут-Тахрир» является террористической организацией. И хотя часть ее приверженцев покинула территорию Крыма, тем не менее, по заявлению руководителя информационного офиса ее украинского отделения Фазыла Амзаева, эта организация «продолжит свою деятельность на территории Крыма» («Хизб ут-Тахрир» остается в Крыму,
http://news.allcrimea.net). Цели «Хизб ут-Тахрир» и Меджлиса в данных условиях могут совпадать. Лидер «Милли Фирка» В. Абдураимов считает, что «Меджлис готов использовать боевиков Хизб ут-Тахрир для отстаивания своих интересов силовыми методами, поскольку у него отсутствуют собственные боевые единицы. С этим связано и прекращение критики Хизб ут-Тахрир со стороны Духовного управления мусульман Крыма» (Меджлис готовил кровавый конфликт в Крыму, www.milli-firka.org).
Сведения о присутствии в Крыму представителей «Джамаат Таблиг» стали появляться в 2008 г., однако определить истинные цели их пребывания на полуострове пока трудно. Тем не менее согласно информационному отчету Министерства культуры Украины за 2012 г. в Крыму зафиксированы два нарушения законодательства, а именно ст. 24 Закона Украины «О свободе совести и религиозных объединениях». Восьми иностранцам, осуществлявшим незаконную миссионерскую деятельность от имени незарегистрированной исламской организации «Джамаат Таблиг», был сокращен срок их пребывания на территории Украины (1нформацмний звп" Мнютерства культури Укра'ни, http://mincult.kmu.gov.ua).
Иногда в публичное пространство попадает и деятельность такой запрещенной религиозной организации, как «Нурджулар», основной целью которой является воссоздание религиозного турецкого государства в границах Османской империи (в период ее наивысшего расцвета), куда должен войти и Крым. «Проповедники "Нурджулар" делают ставку на наиболее образованные слои молодежи, особенно на тех, кто имеет шансы получить работу и закрепиться в начальственных и силовых структурах власти» (Григорянц, 2010, с. 107). Представители «Нурджулар» используют различные возможности установления контактов, расширяют свою деятельность через обучение в духовных и светских учебных заведениях Турции, распространяют пантюркистские и панисламистские идеи. Определить в Крыму реальное количество приверженцев практически невозможно. Однако в 2010 г. под Севастополем сотрудники Службы безопасности Украины выявили склад с экстремистской религиозной литературой, принадлежащей «Нурджулар» (Под Севастополем и Николаевом обнаружены склады литературы, http://ukrsekta.info).
Ваххабиты в Крыму не были замечены в проявлении террористической активности, однако недооценивать опасность, исходящую от этой части исламского спектра, не стоит. По некоторым данным, их число в Крыму может достигать 500 чел. (Плотников, www.rosbalt.ru). В основном они сосредоточены в Бахчисарайском районе, Перевальненской долине, пригородах Симферополя и в степном Крыму.
«Политизация ислама представляет собой попытку переноса части нерешенных социально-экономических и духовно-идеологических проблем в политическую сферу» (Зинченко, 2010, с. 14). Данный факт подчеркивает не только значимость названных проблем, но и «неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ними при помощи общепринятых методов воздействия» (Там же, с. 15). Имеются в виду нерешенность обустройства репатриантов, земельные вопросы и др. Уже сегодня, по сообщению Госкомнаца Республики Крым, правительство решило само составить списки граждан, нуждающихся в земле. Так, земельная комиссия обязала руководителей крымских
«полян протеста» предоставить списки их участников, однако это сделали только на 10 самозахватах из 59 существующих (Госкомнац: Правительство Крыма самостоятельно сформирует списки граждан, http://crimea.kz). Кроме того, крымские татары слабо представлены во власти в КФО. Так, в результате выборов 14 сентября 2014 г. в крымском парламенте оказались три крымских татарина (все по спискам «Единой России»). В относительных показателях это составляет 2,25 %, а ведь крымских татар на полуострове 13 % (Казарин, http://society.lb.ua).
Политизация ислама связана и с распространением в среде крымских татар национальной виктимности (жертвенности), вызванной фактом депортации, и тем, что Украина за 23 года так и не осуществила полную реабилитацию крымских татар. И только события «крымской весны» обусловили принятие Закона Украины от 17 апреля 2014 г. № 1223-УИ «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» и вынудили Кабинет министров Украины разработать и утвердить порядок предоставления и лишения статуса депортированных по национальному признаку лиц.
Таким образом, в случае ухудшения социальной или межэтнической обстановки на полуострове может сработать исламский фактор. Бесконтрольное распространение нетрадиционного ислама в Крыму не только угрожает религиозной идентичности крымских татар, но и может обусловить проявление международного исламского терроризма.
Особенностью современного общественно-политического дискурса выступает постулирование связи исламских радикальных организаций и экстремистских политических стратегий, однако не менее общественно опасными являются деструктивные нетрадиционные религии и культы (Церковь сайентологии, Церковь Свидетелей Иеговы и др.). На полуострове представлен практически весь спектр подобных верований: действуют религиозные общины восточного направления, неохристианского, синкретического и неоязыческого характера, в том числе на основе славянской мифологии. Однако наибольшее распространение получают нехристианские течения харизматического характера (85 общин на 2010 г.) (Релтйна мережа в Украиы, 2011, с. 22). Наблюдается некоторое снижение темпов роста институциональной сети нетрадиционных верований, в то же время по сравнению с темпами роста количества других церквей и религиозных объединений в целом они остаются высокими.
Религия, в том числе нетрадиционная, помимо исповедания веры, мистических учений и обрядов обладает еще и мощным мобилизационным потенциалом, являясь соблазнительным ресурсом как для светской, так и для религиозной власти. В таких условиях на повестку дня выходит потенциальная угроза не только политизации религии, но и духовной безопасности государства. Масштаб деятельности и активность нетрадиционных религий и культов продуцируют многочисленные социально-психологические проблемы, зачастую негативно влияют на жизнь и здоровье адептов, а также существенно затрудняют процессы реадаптации бывших последователей к жизни в обществе. Особое внимание следует уделить методам психологического воздействия и информационной депривации, активно применяемым в подобного рода организациях.
Распространение нетрадиционных религий в Крыму — часть мирового религиозного процесса. Все они в определенной степени направлены на межрели_ 207
ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2
гиозный синтез. Их появление можно рассматривать как своеобразный вызов традиции, попытку создания религиозной культуры нового типа, духовный поиск и становление человека в парадигме постмодерна.
Существуют как внешние, так и внутренние причины распространения нетрадиционных религий в Крыму. В начале 1990-х гг в результате краха официальной идеологии усилились процессы аномии и социального отчуждения, а отсутствие четких ориентиров дальнейшего развития не только интенсифицировало идентифицированные процессы, но и спровоцировало заполнение образовавшегося духовного вакуума, в том числе и религиозными верованиями. В подобных условиях активизировался поиск новых ценностей и духовных ориентиров, поскольку большая часть людей, утратив чувство стабильности и безопасности, не находила желаемых, надежных ответов. Появление нетрадиционных религий в условиях идеологического коллапса рассматривалось многими в качестве средства, выделяющего человека из анонимной толпы, поддерживающего желание к общему участию и основы для ощущения собственной ценности и духовной уникальности.
Длительное господство атеизма не способствовало развитию самостоятельного мышления и свободного самоопределения в духовной, мировоззренческой сфере. Зачастую просматривается отсутствие даже минимальных знаний о религии, на базе которых выработалась бы платформа для межличностного взаимодействия относительно вопросов веры и религии, что свидетельствует о низком уровне религиозного образования и культуры населения.
Одна из причин проникновения в Крым нетрадиционных религий и их восприятия — специфика местного менталитета, обусловленного географической локализацией. Исторически сформировался некий мировоззренческий плюрализм, терпимое отношение к инакомыслию, а в условиях, когда исторические церкви не проводят активной миссионерской деятельности, любая попытка, даже случайная, познакомить с новым учением почти всегда способствует позитивному эффекту. Поскольку часть верующих идентифицируют себя как «просто мусульманин» или «просто христианин», то они выступают потенциальной социальной базой распространения нетрадиционных религий и культов.
Еще одна причина — огромный наплыв иностранных миссионеров, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.) и стремящихся получить максимальный результат из своих стремлений на фоне относительно упрощенной процедуры регистрации и отсутствия должного государственного контроля за ними. Идеологический хаос, царящий на Украине, был чрезвычайно выгоден особенно представителям западных религиозно-миссионерских организаций, использующим сложившуюся ситуацию в рамках стратегии непрямых действий.
Пополнению нетрадиционных религиозных общин способствует и индивидуально-типологическая предрасположенность личности к восприятию нетрадиционных смыслов, что в совокупности с определенными свойствами характера (неразвитость критического мышления, пассивность, конформизм, неумение противостоять мнению большинства) формирует уязвимость и упрощает ма-нипулятивное воздействие извне, повышая уровень личностной внушаемости (Чеснокова, 2005, с. 64).
Большинство нетрадиционных религиозных движений практикуют деструктивные психотехники в отношении своих последователей, наносят психический и физический ущерб адептам, постепенно разрушают личностную целостность и индивидуальность, тем самым подрывая стабильность общества.
Попадая в мир «гармоничных отношений», личность зачастую чувствует на себе психологический прессинг, который имеет широкомасштабный характер, поскольку закрепляется принципами вероучения, внутренним распорядком жизни религиозной общины и системой репрессивных методов по отношению к верующим. Эффективность влияния нетрадиционных религий на сознание верующих объясняется чрезмерно примитивным буквальным объяснением религиозных принципов с агрессивными методами влияния на личность.
Лидеры нетрадиционных культов стремятся достичь полного влияния на адептов. Они пытаются различными способами изолировать членов общины от внешнего влияния, формируя установки социофобии, парализуют их сознание и волю. Этого достигают с помощью насыщенной программы групповых мероприятий. К подобным методам относятся совместные молитвы и проповеди, религиозные семинары, изучение текстов священных книг, совместный прием пищи и др., т. е. распорядок дня планируется так, чтобы каждая минута жизни верующего была заполнена и он не оставался наедине со своими мыслями.
Руководители общин стремятся контролировать даже чувства и переживания верующих, их мысли и интересы. Они безапелляционно вмешиваются в личные отношения верующих, регламентируют чувства их собственных симпатий, право выбирать друзей и спутников жизни, особенно вне религиозной общины. Жесткие способы влияния применяются и к тем, кто колеблется в выборе религиозной веры. Иногда этих людей запугивают, угрожают различными сверхъестественными карами, осуществляют давление на сознание и пр. Таким образом, в культурно-цивилизационной плоскости именно подобные религиозные акторы, нередко нося антигуманный характер, представляют наибольшую опасность традиционным ценностным смыслам сообщества (Плужников, 2010, с. 18).
В политико-правовой сфере представители нетрадиционных религиозных движений фигурируют в коррупционных финансовых махинациях и других противозаконных действиях. Большинству нетрадиционных религий и культой свойственно выполнение некой финансовой «миссии». Члены религиозных общин нередко бесплатно работают, передавая фонду «братства» долю собственного заработка, а иногда и полностью свои сбережения и ценные вещи, тем самым пополняя огромные богатства общины. Фактически речь идет о религиозном бизнесе и существовании целых фирм и корпораций; зачастую целью адептов становится обогащение посредством последователей.
Так, деятельность нетрадиционной религиозной организации «Посольство Божье» фигурирует в уголовном деле, связанном с завладением деньгами на сумму 141 млн гривен. Старшему пастору этой церкви в Киеве Сандею Аде-ладже и 14 фигурантам дела было предъявлено обвинение по трем статьям УК Украины: ч. 1 ст. 255 (создание преступной организации), ч. 4 ст. 190 (мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой), ч. 2 и 3 ст. 358 (подделка документов). В деле признаны потерпевшими 3452 лица (Сегодня в Киеве будут судить Сандея Аделаджу, http://kiev.segodnya.ua).
Тем не менее эта организация по-прежнему действует и в Киеве, и в Крыму. Так, на странице «Посольство Божье Крым» в Фейсбуке крымские пасторы Антон и Татьяна Литвин разместили приглашение на празднование 12-й годовщины (26 октября 2014 г.) в Симферополе. Праздничные мероприятия прошли и в Севастополе, и в поселке Николаевка. Пасторы не скрывают своей связи с Санде-ем Аделаджа, демонстрируя совместные фото на странице в Фейсбуке (www. facebook.com/godembassy.crimea).
Таким образом, актуализация негативного потенциала различных нетрадиционных религиозных движений, а также видоизменение роли религиозного фактора в политике способствуют усилению деструктивности.
Крым является одним из стратегически важных регионов РФ, поэтому процессы внутрирегионального развития, в том числе и в религиозной сфере, способны существенно повлиять не только на стабильность региона, но и на уровень национальной безопасности государства.
Пестрая этноконфессиональная палитра полуострова обусловливает развитие межэтнических и межконфессиональных противоречий и конфликтов, а в определенных условиях может вызвать проявление сепаратистских настроений. В современной ситуации ключевым рискогенным фактором остается возможность силового сценария с участием не только внутренних акторов, но и внешних игроков (Турция, США, ЕС и государства Черноморско-Каспий-ского бассейна).
«Крымская весна» запустила процессы трансформации социально-политических процессов, актуализировала проблемы этнической и религиозной идентификации в обществе и государстве, обусловила изменение модели государственно-конфессиональных отношений.
Сегодня происходят значительные видоизменения в этнорелигиозном поле Крыма. Меджлис с проукраинским вектором постепенно снижает степень своего доминирования в крымско-татарской среде, наблюдается усиление пророс-сийски настроенных организаций, нацеленных на конструктивный диалог с новой властью, как крымской, так и федеральной.
Процессы трансформации и структурирования затронули прежде всего религиозную сферу. На данный момент УПЦ МП оставляет за собой лидерство в православной среде. Ислам представлен двумя муфтиятами с различными политическими ориентирами. Возможно латентное функционирование нетрадиционных религиозных движений.
Базовые причины межконфессиональных противоречий и потенциальных конфликтов кроются во внерелигиозной плоскости, в основном в сфере политических и национальных противоречий, а также в неравном доступе доминирующих этногрупп к экономическим ресурсам.
Однако не стоит забывать и упускать из виду распространение религиозного радикализма и нетрадиционных религиозных движений и культов. Политизация ислама усиливается на фоне нерешенных социально-экономических проблем, низкой инкорпорации крымских татар во власть, а также неспособности ДУМК активно удовлетворять современные духовные потребности исламской уммы.
С целью преодоления негативных стереотипов и ассоциации образа крымских мусульман с радикалами и экстремистами необходимо осуществлять мо-
ниторинг и разъяснительную работу для правильного понимания сути данной религии.
Сегодня наблюдается повышенный интерес со стороны крымчан к религиям (и культам) нетрадиционной направленности, которые не только применяют методы психологической обработки и приемы воздействия на сознание с целью постепенного деструктивного изменения личности, но и зачастую замыкаются на «иностранных агентах» в финансовых, методических и информационных вопросах.
При строгом соблюдении прав религиозных меньшинств необходим режим благоприятствования традиционным религиям, а также обеспечение противодействия различным формам религиозной нетерпимости и экстремизма.
Сегодня первоочередной задачей является проведение грамотной и взвешенной политики, так как происходящие события требуют глубокого осмысления в контексте реализации региональной стратегии безопасности нашего государства. Первые шаги уже предпринимаются властью: проведение совместных с религиозными организациями конференций по вопросам этнокультурного диалога; встречи с представителями региональной власти; учет корреляции религиозных и этнических процессов с целью преодоления виктимности. 21 апреля 2014 г. Президент РФ издал Указ № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» (http://graph.document. kremlin.ru). Тем не менее преждевременно говорить об идиллии в межрелигиозных и межнациональных отношениях.
Особенности социально-политических процессов в Крыму свидетельствуют о необходимости межрелигиозного диалога, а также диалога между светским и религиозным мировоззрением, между религиозными и государственными организациями.
Необходим не просто постоянный мониторинг сложившейся ситуации, а детализированная концепция развития межрелигиозных и межнациональных отношений с учетом местной специфики в контексте развития региона и безопасности государства.
Для сохранения мира и стабильности должна быть задействована интегра-тивная функция религии. Конечно, религия не изолирована от политической жизни, а втянута в водоворот всех трансформационных процессов, однако главная задача сегодня — предотвратить усиление политизации религии и отождествление межконфессиональных отношений с межэтническими.
Только продуманная и адекватная государственная политика, базирующаяся на нормативной базе и историческом конструктивном опыте региона и государства, способна нивелировать вероятные деструктивные проявления религиозного фактора.
Литература
Айдер Исмаилов провел лекцию об основах ислама для студентов ТНУ // http://qmdi. org/index.php/en/poslednie-novosti/557-ajder-ismailov-provel-lektsiyu-ob-osnovakh-islama-dlya-studentov-tnu (Eider Ismailov Gave a Lecture on the Basics of Islam for Students TNU // http:// qmdi.org/index.php/en/poslednie-novosti/557-ajder-ismailov-provel-lektsiyu-ob-osnovakh-islama-dlya-studentov-tnu).
Василенко М. М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 246 с. (Vasilenko M. M. Prevention of Crimes Committed by Members of Religious Totalitarian Sects: Dis. ... Ph.D. in Law. Saratov, 2006. 246 р.).
Власть Крыма нарушила свои гарантии и начала репрессии против Киевского патриархата: официальное заявление // http://risu.org.ua/ru/index/all_news/community/freedom_of_ conscience/56208 (Crimean Authorities Violated its Safeguards and the Beginning of the Repression of the Kiev Patriar-chate: official statement // http://risu.org.ua/ru/index/all_news/community/ freedom_of_conscience/56208).
Вслед за параллельным муфтиятом «путинские татары» создадут карманный Курултай // http://investigator.org.ua/news/137292 (Following the Parallel Muftiat «Putin Tatars» will Create a Pocket Kurultaj // http://investigator.org.ua/news/137292).
Госкомнац: Правительство Крыма самостоятельно сформирует списки граждан, нуждающихся в земле, от 11 ноября 2014 г. // http://crimea.kz/123599-Goskomnac-Pravitel-stvo-Kryma-samostoyatel-no-sformiruet-spiski-grazhdan-nuzhdayushihsya-v-zemle.html (The State Committee: Government of the Crimea will Form their Own Lists of Citizens in Need in the Land of November 11, 2014 // http://crimea.kz/123599-Goskomnac-Pravitel-stvo-Kryma-samostoyatel-no-sformiruet-spiski-grazhdan-nuzhdayushihsya-v-zemle.html).
Григорянц В. Распространение нетрадиционных исламских течений в Автономной Республике Крым // Черноморский вестник. 2010. № 3(14). С. 100-110 (Grigoryants V. Distribution of Non-Traditional Islamic Movements in the Autonomous Republic of Crimea // Black Sea Bulletin. 2010. N 3(14). Р. 100-110).
Джемилев и Чубаров отправляются на встречу с президентом Турции // http://qha.com. ua/djemilev-i-chubarov-otpravlyayutsya-na-vstrechu-s-prezidentom-turtsii-141420.html?utm_ source=dlvr.it&utm_medium=facebook (Jemilev and Chubarov Go to a Meeting with President of Turkey // http://qha.com.ua/djemilev-i-chubarov-otpravlyayutsya-na-vstrechu-s-prezidentom-turtsii-141420.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook).
Джемилев обсудил с Порошенко создание батальона крымских татар // http://society.lb.ua/ life/2014/11/13/285852_dzhemilev_obsudil_poroshenko.html (Jemilev and Poroshenko Discussed the Creation of a Battalion of the Crimean Tatars // http://society.lb.ua/life/2014/11/13/285852_ dzhemilev_obsudil_poroshenko.html).
Джемилев попросил НАТО и ООН ввести миротворческие войска в Крым // http://news.liga. net/news/politics/1001593-dzhemilev_poprosil_nato_i_oon_vvesti_mirotvorcheskie_voyska_v_krym. htm (Jemilev Asked to Enter NATO and the UN Peacekeeping Troops in the Crimea // http://news. liga.net/news/politics/1001593-dzhemilev_poprosil_nato_i_oon_vvesti_mirotvorcheskie_voyska_v_ krym.htm).
Духовный лидер крымских татар предложил хоронить погибших в противостояниях в Киеве на Майдане // www.novostimira.com.ua/news_95374.html (The Spiritual Leader of the Crimean Tatars Offered to Bury the Dead in Confrontations in Kiev on Independence // www.novostimira.com. ua/news_95374.html).
Заммуфтия Крыма принял участие в религиозной конференции по гармонизации этноконфес-сиональных отношений // http://qmdi.org/index.php/en/glavnye-novosti/545-zammuftiya-kryma-prinyal-uchastie-v-religioznoj-konferentsii-po-garmonizatsii-etnokonfessionalnykh-otnoshenij (Zammuftiya of Crimea Took Part in a Religious Conference on Harmonization of Ethno-Confessional Relations // http://qmdi.org/index.php/en/glavnye-novosti/545-zammuftiya-kryma-prinyal-uchastie-v-religioznoj-konferentsii-po-garmonizatsii-etnokonfessionalnykh-otnoshenij).
Зинченко М. С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса: дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2010. 198 с. (Zinchenko M. S. Politicization of Islam as a Factor in Modern Political Process: Dis. ... Ph.D. in Political Science. Pyatigorsk, 2010. 198 р.).
Исследовательская служба «Среда» 13 июня 2013 г представила «Атлас религий и национальностей России: инфографика» // http://sreda.org/ru/arena-news/atlas-religiy-i-natsionalnostey-rf-infografika (Research Service «Sreda» 13.06.2013 presented «Atlas of Religions and Nationalities in Russia: Infographics» // http://sreda.org/ru/arena-news/atlas-religiy-i-natsionalnostey-rf-infografika).
1нформацшний зв^ Мшютерства культури УкраУни «Про стан i тенденцп розвитку релИйно'У ситуацп та державно-конфесшних вщносин в Укра'Уш» (Короткий виклад) вщ 11 штня
2013 // http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/327651;jsessionid=C576ABCB3D4 8CB82182949A7237D6CDE (Report of the Ministry of Culture Media Ukraine «On the Status and Trends of Religious Situation and Church-State Relations in Ukraine» (Short Presentation) 11 April 2013 // http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/327651;jsessionid=C576ABCB3D48C B82182949A7237D6CDE).
Казарин П. Чего мы не знали о крымских татарах // http://society.lb.ua/life/2014/10/11/ 282274_znali_krimskih_tatarah.html (Casarin P. What We did not Know about the Crimean Tatars // http://society.lb.ua/life/2014/10/11/282274_znali_krimskih_tatarah.html).
Калениченко-Мухоморова Т. Курс на майбутне. Круглий стш щодо проблем та май-бутнього iсламу в УкраУн // http://risu.org.ua/ua/index/exclusive/reportage/57972/ (Kalenychenko-Mukhomorova Т. The Policy of Future. Round Table on the Problems and Future of Islam in Ukraine // http://risu.org.ua/ua/index/exclusive/reportage/57972).
Крымские татары против «Хизб ут-Тахрир»! // http://sebat-crimea.ru/news/krymskie-tatary-vystupili-protiv-hiz.html (Crimean Tatars are against «Hizb ut-Tahrir»! // http://sebat-crimea.ru/ news/krymskie-tatary-vystupili-protiv-hiz.htm).
Крымским татарам предложили провести всемирный съезд в Москве // http://15minut.org/ article/krymskim-tataram-predlozhili-provesti-vsemirnyj-sezd-v-moskve-2014-11-30-23-38 (The Crimean Tatars Offered to Host World Congress in Moscow // http://15minut.org/article/krymskim-tataram-predlozhili-provesti-vsemirnyj-sezd-v-moskve-2014-11-30-23-38).
М. Джемилев: призыв в армию РФ в Крыму — «добровольная» депортация крымских татар // www.unn.com.ua/ru/news/1403675-m-dzhemilyev-prizov-do-armiyi-rf-v-krimu-dobrovilna-deportatsiya-krimskikh-tatar (M. Jemilev: Conscription in Crimea — «Voluntary» Deportation of the Crimean Tatars // www.unn.com.ua/ru/news/1403675-m-dzhemilyev-prizov-do-armiyi-rf-v-krimu-dobrovilna-deportatsiya-krimskikh-tatar).
Меджлис готовил кровавый конфликт в Крыму // www.milli-firka.org/content/DBAGGJKG (Majlis Prepares Bloody Conflict in Crimea // www.milli-firka.org/content/DBAGGJKG).
Муратова Э. Ислам в Крыму: золотое прошлое и неопределенное сегодня // http://risu. org.ua/ua/index/exclusive/events_people/58210 (Muratova Е. Islam in Crimea: Golden Past and Uncertain Today // http://risu.org.ua/ua/index/exclusive/events_people/58210).
Мчедлова М. М. Религия в современном мире: как возможен синтез глобального и традиционного // Социология религии в обществе Позднего Модерна: сб. ст. по мат-лам четвертой межд. науч. конф. НИУ «Бел-ГУ», 12 сентября 2014 г / отв. ред. С. Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. С. 68-74 (Mchedlova M. M. Religion in the Modern World as a Possible Synthesis of Global and Traditional // Sociology of Religion in the Late Modern Society: a Collection of Articles on the Proceedings of the Fourth International Conference. NIU «BSU», 12 September 2014 / resp. ed. S. D. Lebedev. Belgorod: ID «Belgorod» NIU "BSU", 2014. Р. 68-74).
На рынке Симферополя задержали 15 крымских татар // http://qha.com.ua/na-rinke-simferopolya-zaderjali-15-krimskih-tatar-141360.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook (15 Crimean Tatars were Detained on the Market in Simferopol // http://qha.com.ua/na-rinke-simferopolya-zaderjali-15-krimskih-tatar-141360.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook).
Оппоненты Меджлиса собрались выступать от имени крымских татар // http://15minut.org/ article/opponenty-medzhlisa-sobralis-vystupat-ot-imeni-krymskih-tatar-2014-11-04-16-11 (Majlis Opponents Gathered to Speak on Behalf of the Crimean Tatars // http://15minut.org/article/ opponenty-medzhlisa-sobralis-vystupat-ot-imeni-krymskih-tatar-2014-11-04-16-11).
Особливост со^ально-культурно'У i громадянськоУ щентичност домшуючих в АР Крим нацюнально-етшчнихгруп // Нацюнальна безпека i оборона. КиУв, 2008. № 10. С. 3-22 (Features of the Socio-Cultural and Civic Identity in Crimea Dominant Ethnic Group // National Security and Defence. Kiev, 2008. N 10. Р. 3-22).
Плотников Г. Крым: исламский гамбит // www.rosbalt.ru/ukraina/2010/03/16/720754.html (PlotnikovG. Crimea: Islamic Gambit // www.rosbalt.ru/ukraina/2010/03/16/720754.html).
Плужников Е. Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 34 с. (PluzhnikovE. N. Religious Extremism in Modern Russia: Problems of Theoretical Interpretation and Political Practice: Tesis of diss. ... Ph.D. in Political Science. М., 2010. 34 р.).
Под Севастополем и Николаевом обнаружены склады литературы секты «Нур-джулар» // http://ukrsekta.info/news/1813-pod-sevastopolem-i-nikolaevom-obnaruzheny-sklady-literatury-sekty-nurdzhular.html (In the Vicinity of Sevastopol and Nikolaev Warehouses with Literature Ofsect «Nurdzhular» were Found // http://ukrsekta.info/news/1813-pod-sevastopolem-i-nikolaevom-obnaruzheny-sklady-literatury-sekty-nurdzhular.html).
«Посольство Божье Крым» // www.facebook.com/godembassy.crimea («Embassy of God in the Crimea» // www.facebook.com/godembassy.crimea).
РелИйна мережа в УкраиУш: стан и тенденцп розвитку // Нацюнальна безпека i оборона. КиУв, 2011. № 1-20. С. 3-37 (The Religious Network in Ukraine: State and Development Trends // National Defense and Security. Kiev, 2011. N 1. Р. 3-37).
РелИйнють укра'Ун^в: рiвень, характер, ставлення до окремих аспею1в церковно-релИйно'Уситуацп i державно-конфесшних вiдносин // Нацюнальна оборона i безпека. КиУв, 2013. № 1. С. 15-40 (Religiosity of Ukrainian: Level, Character, Attitude to some Aspects of Church-Religion and Church-State Relations // National defense and security. Kiev, 2013. N 1. Р. 15-40).
РИПК провел презентацию исследования «Крым: новая политическая реальность» // http://ripc.at.ua/news/sostojalas_prezentacija_issledovanija_krym_novaja_politicheskaja_ realnost/2014-04-28-28 (RIPK Made a Presentation of the Study «Crimea: New Political Reality was Held» // http://ripc.at.ua/news/sostojalas_prezentacija_issledovanija_krym_novaja_politicheskaja_ realnost/2014-04-28-28).
РИПК провел социологическое исследование в Симферополе на предмет веры в Бога // http://ripc.at.ua/news/sociologicheskoe_issledovanie_61_8_zhitelej_krymskoj_stolicy_ verjat_v_sushhestvovanie_boga/2014-04-08-22 (RIPK had a Case Study in Simferopol for Believe in God // http://ripc.at.ua/news/sociologicheskoe_issledovanie_61_8_zhitelej_krymskoj_stolicy_ verjat_v_sushhestvovanie_boga/2014-04-08-22).
СвистуноваИ. А. Российско-турецкие отношения: в преддверии визита президента В. В. Путина в Турцию // www.riss.ru/analitika/3934-rossijsko-turetskie-otnosheniya-v-preddverii-vizita-prezidenta-v-v-putina-v-turtsiyu (Svistunova I. A. The Russian-Turkish Relations on the Eve of the Visit of President V. V. Putin to Turkey // www.riss.ru/analitika/3934-rossijsko-turetskie-otnosheniya-v-preddverii-vizita-prezidenta-v-v-putina-v-turtsiyu).
Сегодня в Киеве будут судить Сандея Аделаджу: старшему пастору церкви «Посольство Божье» в Киеве предъявлено обвинение по трем статьям // http://kiev.segodnya.ua/kpower/ Segodnya-v-Kieve-budut-sudit-Sandeya-Adeladzhu.html (Today in Kiev will be Judged Sunday Adelaja: Senior Pastor of the Church «Embassy of God» in Kiev, was Charged on Three Counts // http:// kiev.segodnya.ua/kpower/Segodnya-v-Kieve-budut-sudit-Sandeya-Adeladzhu.html).
Синелина Ю. Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII — начало XXI века): дис. ... докт. социол. наук. М., 2009. 323 с. (Sineli-na Yu. Yu. The Cyclic Nature of the Process of Secularization in Russia (the Sociological Analysis: the End of the XVII — Beginning of the XXI Century): Dis. ... Doctor of Sociology. M., 2009. 323 p.).
Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3626012 (Decree of the President of the Russian Federation of April 21, 2014 N 268 «On Measures for the Rehabilitation of the Armenian, Bulgarian, Greek, Crimean Tatar and German Peoples and the State Support for Their Revival and Development» // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3626012).
«Хизб ут-Тахрир» остается в Крыму // http://news.allcrimea.net/news/2014/5/4/hizb-uttahrir-ostaetsya-v-krymu-11354/ («Hizb ut-Tahrir» Remains in Crimea) // http://news.allcrimea.net/ news/2014/5/4/hizb-uttahrir-ostaetsya-v-krymu-11354).
Центр Разумкова оценил рейтинг Меджлиса в Крыму // www.razumkov.org.ua/ukr/poll. php?poll_id=879 (The Razumkov Centre Appreciated Rating Majlis in Crimea // www.razumkov.org. ua/ukr/poll.php?poll_id=879).
Чеснокова И. А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 260 с. (Chesnokovа I. A. The Influence of Sects, Cults and Non-Traditional Religious Organizations on the Person and its Vital Functions: Dis. ... Ph.D. in Psychology. M., 2005. 260 p.).
Элиаде М. Священное и мирское. М.: Прогресс, 1994. 287 с. (Eliade M. Sacred and the Profane. M.: Progress, 1994. 287 р.).