Научная статья на тему 'Религиозный фактор и Международный имидж Египта'

Религиозный фактор и Международный имидж Египта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамед-заде Первин

Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор и Международный имидж Египта»

ного приращения". Все это дает дополнительный стимул к взаимопониманию между иранской молодежью и правящим исламским режимом.

Следует признать, что на первых порах, борясь за право руководить Ираном после свержения шаха, духовенство довольно широко применяло методы подавления и дискредитации своих внутренних и внешних противников. Но даже в эти смутные и кровавые годы оно апеллировало ко всему иранскому народу и особенно к той его многочисленной части, которая игнорировалась шахским режимом и даже получила от духовенства специальный термин "мостазефин" — обездоленные. При этом речь шла не только о бедных и неимущих, но и обо всех иранцах, пострадавших от прозападной трансформации общества и выступивших за восстановление в стране традиционных духовных и моральных ценностей. В последующем исламский режим всячески инспирировал и поддерживал те мероприятия, которые приобретали всенародный характер, будь то массовые кампании по обличению США или Израиля, Запада или Востока, захват американского посольства, ирано-иракская война.

Постепенно такие общенародные мероприятия стали охватывать социальную и экономическую сферы: развернулась кампания по переходу на ношение исламской формы одежды, борьба с проституцией, алкоголизмом и наркоманией, создавались благотворительные фонды, превратившиеся со временем в неотъемлемую часть экономики. Только на первый взгляд может показаться, что эти меры носят исключительно популистский характер. На самом деле это эффективный способ убедить каждого иранца, что он — ценный и полезный член общества.

"НГ-религии", М., 26мая 2004г.

Первин Мамед-заде,

историк

(Ташкент)

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ЕГИПТА

Египет — крупнейшая по численности населения страна Арабского Востока. В 2003 г. число египтян, живущих в "стране Нила", перевалило за 70-миллионную отметку. Большинство египтян —

свыше 90% — исповедуют ислам (почти все — суннитского толка), остальные — последователи различных направлений христианства. В стране сосредоточены религиозные центры и святыни, связанные как с исламом, так и с христианством. Это позволяет Египту одновременно быть одним из центров и мусульманского, и христианского мира. Современный Египет предстает перед международным сообществом страной с крепкими мусульманскими традициями, которые существенным образом влияют на государственное устройство страны и ее общественный уклад. Египет по праву считается одним из крупнейших центров мусульманского богословия. В Каире находится один из наиболее известных и уважаемых в мире мусульманских теологических университетов Аль-Азхар. Аль-Азхар начал строиться еще в X в., одновременно с Каиром. Он и по сей день остается важным научным центром. Диплом выпускника Аль-Азхара ценится очень высоко во всем мусульманском мире. Во главе Аль-Азхара стоит шейх Мухаммед Сейед Тантауи, один из наиболее влиятельных религиозных деятелей ислама суннитского толка. Университет Аль-Азхар пользуется поддержкой египетского руководства. Через его деятельность за рубежом Египет поддерживает свое влияние в мусульманском мире. Несмотря на то, что основные святыни ислама находятся в Саудовской Аравии, а король этой страны именуется "Служителем двух Священных Мечетей" в Мекке и Медине, Египет не оставляет надежд занять лидирующую позицию в арабском мире, не только в политической сфере, но и в духовно-религиозной. Значение Аль-Азхара растет с учетом объективных факторов — увеличения численности мусульманского населения, особенно в развивающихся странах, где повышается спрос на религиозное образование. Аль-Азхар готовит улемов (богословов) и проповедников для многих стран. Сегодня руководство ставит перед собой задачу открытия филиалов Аль-Азхара по всему миру. Весьма активную миссионерскую деятельность Аль-Азхар ведет в Африке, где процент принимающих ислам регулярно растет. Африканцам предоставляется большинство из ежегодно выделяемых университетом стипендий.

В Египте с тревогой наблюдают за тем, как определенные политические круги на Западе проводят антиисламскую пропаганду, эксплуатируя чувства людей, возникшие после терактов 11 сентября 2001 г. в США. В самом Египте активность движений политического ислама, включая и радикальных, во второй половине 90-х годов XX — начале XXI в. внутри самого Египта существенно спала. Это случи-

лось во многом благодаря ужесточению политики властей по отношению к экстремистским группировкам.

Мусульманский фактор, несмотря на свою несомненную значимость, не является единственным во внутренней и внешней политике АРЕ. В Египте проживает самая многочисленная христианская община на всем Арабском Востоке, подавляющее большинство в которой составляют копты. Данные относительно численности коптов в Египте существенно разнятся. Так, согласно официальной информации, коптское население в АРЕ составляет 3 млн. человек. Коптская община придерживается цифры в 5 млн., а некоторые копты утверждают, что их численность составляет 8—10 млн. человек. По мнению некоторых российских ученых, копты-христиане составляют примерно десятую часть населения Египта, т.е. около 7 млн. человек. Большинство христиан-коптов живет в городах Верхнего и Среднего Египта. Крупные общины коптов вне Египта проживают в США и Канаде. Официальный Каир демонстрирует терпимость к представителям различных конфессиональных групп, проживающим на территории Египта. Власти страны всячески стремятся снизить межконфессиональную напряженность, пик которой, по мнению большинства наблюдателей, остался позади, в XX в. Власти стремятся показать, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. В целях подкрепления данной политики, начиная с 2003 г. православное Рождество, отмечаемое 7 января, было объявлено властями АРЕ общенациональным праздником и выходным днем. Возглавляющий Коптскую ортодоксальную церковь Папа Александрийский, патриарх Престола Святого Марка Шенуда III, назвал данное решение президента Египта Хосни Муба-рака "смелым и мудрым". А местная пресса и вовсе охарактеризовала этот шаг египетских властей как "исторический". В Рождественском богослужении в кафедральном соборе Святого Марка в Каире, состоявшемся 7 января 2003 г., приняли участие тысячи коптов. Присутствовал на литургии и секретарь по политическим вопросам правящей Национал-демократической партии (НДП) Египта, сын президента страны Гамаль Мубарак, а также некоторые члены египетского правительства. Подобный шаг был призван продемонстрировать солидарность египетского общества, признающего коптский праздник как всеегипетский. Торжественно проходит в Египте и празднование Воскресения Христова (Пасхи). В этот день во всех коптских храмах Египта проходят торжественные пасхальные богослужения. Идя на-

встречу пожеланиям христианской общины страны и объявляя коптский праздник всеегипетским, Каир стремится привлечь внимание международного сообщества к тем позитивным изменениям, которые происходят в египетском обществе в сфере прав религиозных меньшинств.

В ноябре 2001 г. египетские христиане отметили 30-летие возведения в сан главы Коптской христианской церкви папы Шенуды III. Он является 117-м по счету главой коптской церкви. Приветствия и поздравления в связи с юбилеем ему направили предстоятели церквей целого ряда стран Ближнего Востока. Глава египетских коптов ведет активную внешнюю политику, его знают далеко за пределами Египта. Приоритетом во внешней политике коптских руководителей являются связи с представителями восточно -христианских церквей. Копты не признают главенства Ватикана. Так, коптская община настороженно отнеслась к визиту Папы Римского Иоанна Павла II в Египет в 2000 г. По мнению коптов, целью визита понтифика было объединить католиков и коптов после многих веков теологических споров. Однако сегодня копты-христиане склонны считать своим духовным лидером папу Шенуду III. Шенуда III не раз выступал с осуждением тех коптов за рубежом, прежде всего, живущих в США, кто своими заявлениями по поводу притеснений христиан в Египте старается нарушить межконфессиональный мир в стране. В конгрессе США даже звучали требования снизить объемы ежегодной американской помощи Египту в качестве наказания за гонения на религиозные меньшинства.

В 2001 г. в одной из крупнейших американских газет было опубликовано обращение египетских коптов к американским собратьям по вере. В нем жители "страны на Ниле" указывали на те колоссальные успехи, которых добились египетские власти в деле улучшения прав коптов. Обращалось внимание на то, что в период правления Мубарака увеличилось число коптов, занимающих высокие государственные должности. Египетские копты обратились с призывом к коптам, живущим за рубежом, посетить АРЕ, чтобы продемонстрировать всему миру единство мусульман и христиан Египта. Надо сказать, что критических замечаний коптов, живущих за пределами Египта, по поводу политики официального Каира в отношении религиозных меньшинств за годы правления Хосни Мубарака стало значительно меньше. И все же существует определенная напряженность в отношениях между мусульманской и христианской общинами

Египта. Некоторое обострение конфессиональных отношений имело место в 90-е годы XX в. Наиболее крупное столкновение между мусульманами и коптами за последнее десятилетие произошло в южноегипетской деревне Аль-Кушх в декабре 1999 г. Тогда в результате стычек погибли 20 человек, а 33 — ранены.

Одной из причин мирного сосуществования в наше время мусульман и христиан в Египте является историческая подоплека. Из древних источников хорошо известно, что в 639 г. продвижение малочисленного отряда арабского военачальника Амра ибн аль-Аса к дельте Нила из ранее завоеванной мусульманами Палестины облегчалось значительной поддержкой и помощью местного населения. Копты-монофизиты видели в мусульманах своих освободителей от византийского гнета. По существу, мусульманский меч представлялся коптам "божественной десницей", карающей их жестоких правителей. Любимый всеми египтянами патриарх Вениамин разослал послание, в котором открыто призывал коптов поддержать отряд Амра ибн аль-Аса. За год арабский военачальник сумел подчинить себе весь Египет, укрепить свои отношения с местным населением и администрацией, а также выстроить военный лагерь Фустат, давший впоследствии начало Каиру.

Сегодня и арабские страны, и Запад, и даже соседний Израиль заинтересованы в том, чтобы в Египте царили мир и спокойствие. Этого требует особое положение Египта, играющего роль посредника между Арабским Востоком и Западом, особенно в том, что касается насущных политических вопросов арабского сообщества. В этом смысле нынешний правящий режим во главе с опытным Хосни Му-бараком многих устраивает. Активное участие официального Каира практически во всех политических процессах в регионе, наличие в стране двух крупных конфессий, стремящихся играть активную роль в жизни государства и за рубежом, формирует особый имидж Египта на Ближнем Востоке, где мусульмане и христиане живут вместе на протяжении многих веков. Запад делает ставку на Египет в своих ближневосточных делах и все чаще дает понять об этом другим арабским странам. Безусловно, западные партнеры Египта следят за судьбой представителей христианских общин. Европа всегда видела в христианах Ближнего Востока опору для продвижения своего влияния.

Хотя политическое представительство коптов в государственных структурах АРЕ не так велико, они активно участвуют в эконо-

мической жизни страны и довольно успешно занимаются частным предпринимательством. Среди египетских коптов много преуспевающих врачей, юристов и бизнесменов. Большая их часть формирует так называемый средний класс, что в условиях Египта с его социально-экономическими трудностями и существенным разрывом между богатыми и бедными можно считать солидным достижением. Стало традицией, чтобы один представитель коптской общины имел портфель в Кабинете министров. В последние несколько лет копты были назначены в руководящий комитет правящей Национал-демократической партии, которую возглавляет президент Хосни Му-барак и которая имеет большинство мест в парламенте. Ряд коптов играют весомую роль не только в общественно-политической жизни страны. Некоторые из них известны за рубежом, например, Бутрос Бутрос Гали, выходец из знатной коптской семьи. Государственный министр по иностранным делам Египта, Генеральный секретарь ООН, затем ставший генеральным секретарем Международной организации франкоязычных государств, и, наконец, с января 2004 г. — глава первого в истории Египта Национального комитета по правам человека. Главный шейх Аль-Азхара Сейед Мухаммед Тантауи и коптский папа Шенуда III часто выступают с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, Тантауи и Шенуда III не раз выражали поддержку палестинскому народу. Довольно жесткие политические заявления представителей христианских общин по ряду международных вопросов лишний раз демонстрируют, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит отнюдь не исключительно мусульманский характер, как это стремятся представить некоторые средства массовой информации.

Копты Египта входят в так называемый Ближневосточный Совет Церквей — региональную организацию, объединяющую 28 христианских конфессий и представляющую интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта организация в своей деятельности старается реагировать на сложную обстановку, сложившуюся в регионе Ближнего Востока. Так, в апреле 2003 г., в самый разгар американской агрессии в Ираке, генеральный секретарь Ближневосточного Совета Церквей Рияд Джерджур обратился к арабам-христианам во всем мире с призывом воздержаться от широкого празднования Пасхи. "Как мы можем праздновать Пасху в то время, когда народ Ирака все еще хоронит своих погибших?" —

говорилось в обращении Джерджура к пастве. Глава Совета Церквей призвал арабов-христиан к солидарности со всем арабским миром. В 1999 г. оба религиозных лидера — шейх Тантауи и папа Шенуда III — приветствовали избрание Хосни Мубарака на пост президента Египта на очередной 6-летний срок. Мубарак пользуется доверием у большинства коптов, давно живущих за пределами Египта. По мнению авторитетных коптов, именно в эпоху правления Хосни Мубарака копты заняли более достойное место в египетском обществе. Для большинства из них Мубарак — лидер, истинной целью правления которого является сплочение египетской нации и достижение стабильности в обществе.

Значение Египта для христианского мира весьма велико. Египтяне создали собственную ветвь ортодоксального христианства — коптскую, основателем которой считается святой Марк Евангелист. Также Египет — родина христианского монашества. Его основателем в свою очередь считают святого Антония. Культура египетских коптов является неотъемлемой частью всей египетской культуры. На территории страны расположены известные христианские храмы и монастыри — уникальные хранители христианских традиций и ценностей. В Египте до наших дней дошли многочисленные фрески и иконы, относящиеся к УИ—УШ вв. В самом известном монастыре Египта — Святой Екатерины — находится упомянутая в Библии Неопалимая купина, из пламени огня которой Бог обратился к Моисею. За 14 веков своего существования обитель ни разу не была захвачена, разрушена, повреждена или разграблена. Много икон, колоколов, церковной утвари русской работы, старинных книг на славянских языках подарены монастырю паломниками из России. Монастырская библиотека по числу и ценности рукописей немногим уступает библиотеке Ватикана и насчитывает более 6 тыс. томов книг и манускриптов. Из примерно 3 тыс. манускриптов 2/3 написаны по-гречески, остальные — на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. В коллекции монастыря есть также исторические документы с золотыми или свинцовыми печатями императоров, патриархов, епископов и султанов, а также несколько тысяч книг, часть которых относится к самому началу эпохи книгопечатания. Настоящей сокровищницей можно назвать коллекцию икон, насчитывающую 2 тыс. экспонатов, причем около 150 из них датированы У—VII вв. Египетские христиане гордятся тем, что когда-то их земля стала прибежищем для Святого Семейства. Ведь именно в

Египте, по меньшей мере два года, укрывались Богородица с маленьким Иисусом, спасаясь от преследований царя Ирода. По этой причине египтяне считают свою страну частью Святой Земли.

Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".

В.Ахмедов,

историк

БАШАР АСАД: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Когда в июне 2000 г. скончался Хафез Асад и президентом Сирии стал его 34-летний сын Башар, это вызвало неоднозначную реакцию на Западе и в самом арабском мире. Несмотря на то, что начиная с середины 90-х годов на Ближнем Востоке ускорились процессы смены правящих элит и прихода к власти молодого поколения арабских лидеров (Марокко, Иордания, Катар, Бахрейн), многие в Сирии и за ее пределами скептически относились к перспективе утверждения Б.Асада на властном поприще в САР. И дело здесь не только в том, что, согласно сирийской Конституции, пост президента мог занимать человек не моложе 40 лет. Менее чем через сутки после смерти Х.Асада сирийский парламент практически единодушно принял новую редакцию соответствующей статьи Конституции, приспособив ее под возраст Б.Асада.

Столь близкие Западу понятия, как демократия, республика, конституция, мало что значат на Востоке, когда речь идет о стабильности страны и выживаемости верховной власти. По образному выражению биографа семьи Асадов, английского исследователя Патрика Сила, Б. Асад не обладал "инстинктом убийцы", столь необходимым для управления такой непростой страной, как Сирия. Действительно, на фоне своего отца — "Короля-Льва" (в переводе с арабского "Асад" означает Лев), нередко именуемого "Бисмарком Ближнего Востока", в совершенстве владевшего политическим талантом Макиавелли, позволившим ему удерживать власть в Сирии без малого 30 лет, избежав особых внутренних потрясений, Б.Асад выглядел в глазах представителей властных ближневосточных элит и некоторых западных политиков малоопытным и слабоподготовленным к столь ответственной миссии. Он даже проигрывал в сравнении со своим старшим братом Баселем, которого, вплоть до его гибели в автомо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.